Теория систем и системный анализ
НОУ ВПО
Институт управления, бизнеса и права
Контрольная
работа
Теория систем
и системный анализ
Выполнил
студент
группы ИЗ-501
Самандаров
Т.А.
Проверил
Светашев С.С.
Ростов-на-Дону
2012 г.
Системная
диагностика реальных социально-экономических и организационных объектов
Рассмотрим метод системной диагностики на примере реально существующего
предприятия ООО „Медицинская компания“ (далее - Компания). Род деятельности
компании - комплексное оснащение медицинских учреждений. Поставщиками медицинской
техники, расходных материалов и сопутствующих товаров выступают непосредственно
компании-производители без промежуточных посредников. Клиентами выступают
государственные и коммерческие медицинские учреждения - поликлиники, больницы,
диагностические центры, аналитические кабинеты и т. д.
На каждом из этапов анализа производятся основные действия:
1. рассмотрение,
2. сравнение,
. оценка.
Сравнение производится с:
. аналогичными структурами (например, конкурентами);
2. эталоном (стандартом) или идеальной моделью;
. с лидером отрасли
. и с каким-либо мировым брендом.
После сравнения выявляется перечень недостатков объекта, дающий
возможность разработать способ их решения.
Этап 1
На первом этапе выбранный объект рассматривается на разных уровнях анализа
в сопутствующем окружении, „контекстно“´.
Компания занимает лидирующее положение на рынке благодаря хорошо
отлаженным бизнес-процессам и широте предлагаемого ассортимента, от реагентов
для анализов и вакуумных систем забора крови до эндопротезов суставов и
холодильных камер. Наличие офисов по всей России облегчает обслуживание
региональных клиентов.
Этап 2
Для создания конструктивно-функциональной модели объекта выделим входящие
в него:
¾ элементы,
¾ функции,
¾ внутренние
¾ и внешние связи
Элементы компании традиционны для подобного типа предприятий. На уровне
внутреннего устройства можно выделить:
¾ административный отдел,
¾ IT-отдел,
¾ служба хозяйственного обеспечения,
¾ служба персонала,
¾ отделы продаж (≈15),
¾ департамент региональных продаж,
¾ сервисная служба,
¾ юридический отдел,
¾ финансовая служба,
¾ службы логистики и закупок,
¾ отдел таможенного оформления,
¾ отдел складирования,
¾ служба маркетинга,
¾ отделы по медицинским направлениям,
¾ отделы по специализированной продукции,
¾ etc.
Из функций компании можно назвать:
¾ покупку
¾ и продажу товаров,
¾ сервисное обслуживание оборудования.
Внешние связи:
¾ таможня,
¾ клиенты,
¾ региональные представительства,
¾ дочерние компании.
Исходные данные для построения конструктивно-функциональной модели:
№
|
Наименование элемента
|
Основное назначение
(функции) элемента
|
Связи элемента
|
Примечания
|
1
|
Администрация
|
Управление организацией
|
2, 3, 4
|
|
2
|
Отделы продаж
|
Продажа товаров
|
1, 3, 4
|
|
3
|
Отделы обеспечения
|
Обеспечение
функционирования организации
|
|
4
|
Окружающая среда
|
|
|
|
После рассмотрения и оценки можно сказать, что никаких выгод или упущений
в сравнении со структурами других организаций не выявлено.
анализ потоковый
организационный системный
Этап 3
На этом этапе определяются:
¾ общие системные характеристики,
¾ из чего и как устроена система,
¾ поведенческие характеристики.
В первой группе характеристик возьмём такие данные:
¾ административный отдел: функция управления предприятием и его
отделами;
¾ отделы продаж: обслуживание полного цикла продажи продукции;
¾ отдел обеспечения: функция обеспечения функционирования
предприятия в хозяйственном, информационном, техническом и технологическом
аспектах.
Отношения между отделами таковы:
¾ соподчинение между административным и отделами продаж;
¾ сотрудничество между отделами продаж и обеспечения;
¾ нейтральные между административным и отделом обеспечения.
Каналами связи выступают такие, как:
¾ внутрискладской транспорт и трубопроводы для вещественных;
¾ воздушные и кабельные линии электропередач для
энергетических;
¾ телефонные линии, радиоканалы, компьютерная сеть для
информационных.
Уровень организации можно оценить как высокий, так как практически любая
деятельность хорошо описана регламентами и прочей документацией.
В подсистемы выделяются отделы продаж в общем (реализация функции связи с
клиентами и реализации им продукции), отделы обеспечения (хозяйственное,
техническое и информационное обеспечение функционирования предприятия в целом),
финансовые отделы (работа со всей финансовой информацией предприятия).
Из второй группы характеристик выделяются следующие:
¾ система средне дифференцирована и интегрирована;
¾ достаточно децентрализована из-за наличия региональных
представительств;
¾ обладает высоким уровнем информационных процессов (минимум
один стационарный и один мобильный телефон на сотрудника; минимум один
подключенный к интернету и локальной сети компьютер на сотрудника);
¾ управление скорее гомеостатическое ввиду большого количества
подразделений и направлений деятельности;
¾ конкурентоспособность предприятия высокая.
Третья группа характеристик:
¾ адаптивность организации гомеостатична;
¾ система находится на уровне зрелости и поддержания
динамического равновесия.
Рассматривая систему в сравнении с эталонными и конкурирующими, можно
отметить практически полное отсутствие проблем и высокую стабильность и
эффективность организации.
Этап 4
Последним этапом является построение и анализ потоковых моделей:
¾ материальные вещества,
¾ энергия,
¾ информация, и сводятся „потоковые балансы“ для системы в
целом и для её элементов.
Рассмотрим потоковую модель на примере информационных потоков
№ элемента системы
|
Наименование элемента
системы
|
Основные функции элемента
системы
|
Входные потоки
|
Выходные потоки
|
|
|
|
источники
|
кач-ные хар-ки
|
колич. хар-ки
|
стоки
|
кач-ные хар-ки
|
колич. хар-ки
|
1
|
Администрация
|
Управление организацией
|
2, 3
|
|
|
2, 3
|
|
|
2
|
Отделы продаж
|
Продажа товаров
|
2, 3
|
|
|
2, 3
|
|
|
3
|
Внешняя среда
|
|
|
|
|
1, 2
|
|
|