Формы осуществления населением местного самоуправления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,62 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы осуществления населением местного самоуправления















Курсовая работа

по дисциплине «Муниципальное право»

на тему: «Формы осуществления населением местного самоуправления»










Хабаровск 2011 г.

Содержание:

Введение

. Понятие внутримуниципальной децентрализации через общественное самоуправление жителей

. Местный референдум как высшая форма народовластия

. Особенности организации и проведения муниципальных выборов

. Иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы: Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Причем законодательная планка российского местного самоуправления максимально поднята до эталона стран развитой демократии. Однако понадобится значительное время, средства, чтобы в полной мере воплотить в жизнь конституционные принципы местного самоуправления. Развитие местного самоуправления в России - долгий и трудный процесс. А она сегодня еще только - только начинает формироваться и для его успешного осуществления необходима прочная законодательная база. До сих пор многие вопросы местного самоуправления остаются явно недостаточно разработанными не только в теоретической литературе, но и, что более существенно, в нормативных актах. Даже в Конституции России не проработаны до конца общие принципы местного самоуправления, прежде всего их материально-финансовая основа, принципы формирования муниципальной собственности, структурирования органов власти, что не позволяет в правовом отношении достаточно честно определить механизм реализации уже существующих правовых норм.

Поэтому, не претендуя на всеобъемлющее исследование проблемы, в своей работе раскрыть организационные основы местного самоуправления как совокупности норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы, отдельной главой выделена проблема организации местного самоуправления в Республике Саха (Якутия).

В разработке проблемы опирались на труды С.А. Авакьяна, Г.В. Барабашева, Л.А. Велихова, А.Г. Гладышева, А.И. Коваленко, О.Е. Кутафина, А.Н. Писарева, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина, А.Н. Широкова, Е.С. Шугрина, В.А. Ясюнас и др. Анализ изученной литературы показывает, что проблеме изучения организационных основ местного самоуправления уделяется большое внимание.

Основными задачами, подлежащими решению в ходе написания моей работы являются: рассмотрение понятийного аппарата изучаемого явления; установление предмета и форм осуществления населением местного самоуправления.

Данная работа ставит своей целью изучить:

üосновные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

üвыяснить какие права имеют граждане Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

üИзучить формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

.Понятие внутримуниципальной децентрализации через общественное самоуправление жителей

Широкая децентрализация мест обязательно должна дополняться внутримуниципальной децентрализацией: развитием общественных начал в деятельности органов местного самоуправления, раскрепощением самодеятельной активности жителей - без этого местное публичное управление не станет подлинным самоуправлением, несмотря на законодательную "прописку" термина "местное самоуправление". Если закрепление самостоятельности местной власти в той или иной мере имело место и ранее, в том числе в советский период, за счет организации местных советов, расширения их прав, то раскрепощение инициативы непосредственно граждан, местных сообществ жителей всегда было, да и остается в настоящее время, большой проблемой.

Сила индивида - в осознании им и своих личных интересов, и интересов коллектива, в который он включен, с которым связаны его основные жизненные проявления, в умении подняться от личного интереса до интереса общественного, в стремлении соединять в рамках своего опыта индивидуальные и коллективные ценности. Когда же люди не только передоверяют решение касающихся их вопросов профессиональным управленцам, но и при этом не имеют ни сил, ни желания, ни средств контролировать последних, действовать вместе с ними или наряду с ними, они становятся беззащитными перед своеволием власти, теряют вкус к творчеству, созиданию. Люди превращаются в маргиналов и их индивидуальная слабость предопределяет слабость коллектива, общества, государства. С маленькими людьми нельзя решать большие задачи. Вот почему втягивание населения в самоуправленческий процесс важно и для властных структур. Невозможно решать все проблемы муниципальных образований силами исключительно муниципальных органов.

Как же раскрепощать самоуправленческие потенции людей? Это вопрос из разряда неисчерпаемых. Однако можно сформулировать принципиальный подход к его разрешению. Воспользуемся для этого рассуждениями М.А. Краснова. Признавая необходимость развития организационной самодеятельности населения, он выступает против институционального смешения государственно-аппаратных и общественно-самодеятельных структур, т.е. против смешения публично-властного и общественного. Процесс их сближения, по мысли М.А. Краснова, должен быть естественным. В противном случае мы вновь станем свидетелями фактического огосударствления (в смысле обюрокрачивания) общественных формирований по месту жительства. Что же касается правового регулирования "общественной ветви" самоуправленческого движения, то оно должно сводиться не к закреплению структуры и компетенции общественных органов, а к формированию условий их свободного создания, развития и даже отмирания. Покусившись же на внутреннюю жизнь самодеятельных формирований, государство в зародыше убьет управленческие клетки, которые при правильном уходе за ними могли бы в будущем составить ткань реального самоуправления, стать очагами формирования психологии свободы и самоответственности.

Таким образом, общественное самоуправление недопустимо навязывать сверху, хотя бы из благих побуждений. Повсеместное создание тех же органов территориального общественного самоуправления по принципу полного охвата ими всей территории муниципального образования при неготовности самих граждан работать по-настоящему в территориальных формированиях или под началом последних лишь дискредитирует идею общественного самоуправления. Однако юридическое задание норм самодеятельности жителей (разработка и принятие актов об органах территориального общественного самоуправления с раскрытием их видового разнообразия, возможной структуры, функций, компетенции; правовое регулирование способов разового индивидуального, коллективного волеизъявления людей) все же необходимо. Не надо дожидаться повсеместного распространения какой-то инициативы, чтобы оформить ее юридически.

Власть должна научиться угадывать перспективные направления самодеятельного движения и оперативно поддерживать их. Гражданин, решивший включиться в самоуправленческий процесс, вправе использовать уже существующую для этого нормативную основу. Конечно, принятие нормативных актов, опосредующих самодеятельность жителей, важно производить, базируясь хотя бы на минимальном опыте и практике конкретных гражданских инициатив. Оно не может также означать немедленного, повсеместного и активного применения данных актов. Нормативные акты об общественном самоуправлении должны ожидать соответствующие гражданские инициативы и давать им необходимый простор.

Виды и формы общественного самоуправления. Общественное самоуправление жителей, связанное с вступлением в сферу публичных дел, имеет несколько основных видов. Во-первых, это самозаявление гражданами своих запросов. Во-вторых, самореализация гражданами собственных запросов, в том числе самостоятельное осуществление ими вопросов местного значения посредством принятия нормативных, индивидуальных, кадровых решений. В-третьих, участие граждан в осуществлении органами местного самоуправления вопросов местного значения. Такое участие выражается в обсуждении проектов местных планов, программ, проектов нормативных и индивидуальных актов, включении жителей в осуществление принятых планов, программ, актов, оценке итогов деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, общего положения дел в муниципальных образованиях, отдельных отраслях местной жизни. В-четвертых, контроль со стороны граждан, их объединений за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и депутатов.

Все названные виды волеизъявления находят выражение в ряде организационно-правовых форм. К ним необходимо отнести референдумы, выборы и отзыв депутатов, выборных должностных лиц, сходы, собрания, конференции жителей, правотворческие инициативы граждан, территориальное общественное самоуправление жителей, публичные слушания, опросы, обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления. Общественное самоуправление жителей обеспечивается также посредством форм корпоративной демократии: негосударственных (немуниципальных) коммерческих и некоммерческих объединений. Среди некоммерческих объединений следует выделить общественные, религиозные объединения, средства массовой информации. Еще один канал проявления самоуправления населения - митинги, демонстрации, уличные шествия, пикеты, тому подобные разовые публичные акции.

Закон от 6 октября 2003 г. под общественным самоуправлением понимает формы, во-первых, непосредственного осуществления населением местного самоуправления, во-вторых, участия населения в осуществлении местного самоуправления (гл. 5). <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=48149;fld=134;dst=100241>

Непосредственное осуществление населением местного самоуправления выражается в самостоятельном осуществлении гражданами вопросов местного значения путем принятия нормативных, индивидуальных, кадровых решений и контроле граждан за деятельностью органов самоуправления. Его обеспечивают референдум, выборы, отзыв, сходы граждан с правами представительного органа местного самоуправления. Иногда в эту группу включают еще общественное территориальное самоуправление. Все остальные вышеназванные формы общественного самоуправления следует рассматривать как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Они обеспечивают такие виды самоуправленческой активности, как самозаявление людьми собственных запросов, их участие в осуществлении органами местного самоуправления вопросов местного значения.

2.Местный референдум как высшая форма народовластия

Согласно ст. 3 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100023> Конституции РФ народ является единственным источником власти в Российской Федерации, народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшей формой непосредственной демократии на местном уровне является местный референдум. Референдум определяется федеральным законодателем в числе приоритетных способов волеизъявления граждан, что означает решающее и определяющее значение решений, принятых на референдуме по сравнению с решениями, принятыми представительными органами.

Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - голосование граждан по наиболее важным вопросам жизни общества и государства. Долгое время в России законодательно не закреплялось право на проведение местного референдума и, соответственно, не было практики местных референдумов. Впервые понятие «местный референдум» было введено в юридический оборот Законом РСФСР от 6 июля 1991 г. N 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» (ст. 2) <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=56054;fld=134;dst=100012>.

Правовую основу местного референдума в настоящее время составляют следующие нормативные правовые акты:

) Конституция РФ (ст. ст. 32 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100123>, 130 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100578>);

) Федеральный конституционный закон <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=76494;fld=134> от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

) Федеральный закон <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=95589;fld=134> от 12 июня 2002 г. N 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 22) <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=95696;fld=134;dst=100242>;

) конституции, уставы субъектов РФ;

) законы субъектов РФ о местном референдуме

) местные нормативные акты (уставы муниципальных образований, постановления глав муниципальных образований и решения представительных органов местного самоуправления о порядке проведения местного референдума).

Местный референдум - это голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного муниципального образования, проводимое по наиболее важным вопросам местного значения. К вопросам местного значения комментируемый Закон <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=95696;fld=134;dst=100023> относит все вопросы, непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности населения, закрепляя за каждым типом муниципального образования свой перечень предметов ведения.

Вопросы, выносимые на местный референдум, или совокупность предполагаемых вариантов называются формулой референдума. Общим правилом является то, что формула референдума не должна содержать следующие вопросы:

чрезвычайного и безотлагательного характера (принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения);

требующие специальных знаний (принятие и изменение бюджета);

вопросы, ответ на которые известен заранее (повышение заработной платы, снижение коммунальных платежей);

кадровые вопросы (о формировании органов местного самоуправления и их персональном составе);

вопросы амнистии.

Все эти правила были учтены при разработке законодательства о местном референдуме.

Так, Федеральный закон <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=95589;fld=134;dst=100142> от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет следующий перечень вопросов, которые не могут выноситься на местный референдум:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Данный перечень запретов является исчерпывающим, что не позволяет субъектам РФ вводить дополнительные ограничения на проведение местного референдума.

На местный референдум, как правило, выносятся вопросы, которые требуют выяснения воли жителей муниципального образования по вопросам организации местного самоуправления либо имеют цель объединения противоречивых интересов различных групп населения и выяснение воли большинства.

Так согласно статье 5 Закона Хабаровского края № 74 ль 27.11.2002 года «О местном референдуме в Хабаровском крае» на референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения:

1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

) о персональном составе органов местного самоуправления;

) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Инициатива проведения референдума в Хабаровском крае принадлежит:

) гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме;

2) избирательным объединениям, иным общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные Федеральным законом <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=111952;fld=134> "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

) представительному органу муниципального образования и главе местной администрации, если инициатива выдвинута ими совместно.

В процедуре местного референдума выделяют следующие стадии:

создание инициативной группы;

выдвижение инициативы о проведении местного референдума;

сбор подписей в поддержку инициативы;

назначение местного референдума;

информирование граждан о проведении местного референдума;

агитацию;

) проведение референдума, а именно:

организация местного референдума;

голосование;

подведение итогов местного референдума;

) реализация решения, принятого на референдуме, включающая:

исполнение решений, принятых на местном референдуме;

установление ответственности за неисполнение решений местного референдума.

Начальный этап подготовительной стадии референдума - выдвижение инициативы, для чего должна быть образована инициативная группа по проведению референдума. В соответствии с законами субъекта РФ и уставом муниципального образования состав инициативной группы устанавливается, как правило, в количестве не менее 10 человек.

Если инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации и (или) избирательным объединениям, иным общественным объединениям, имеющим право на участие в референдуме, то условием назначения местного референдума является сбор определенного числа подписей в поддержку данной инициативы.

Представительный орган местного самоуправления по данному вопросу вправе принять одно из двух решений:

назначить дату проведения местного референдума и принять меры по его обеспечению;

отклонить требования о назначении местного референдума.

Решение об отказе в назначении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления в случае нарушения инициативной группой действующего законодательства.

Всеобщее избирательное право означает, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, вероисповедания, имущественного и должностного положения, места жительства, профессии, образования, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств имеют право голоса при проведении местного референдума.

Равное избирательное право предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты голосования: каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и все голоса имеют равный вес. Принцип равенства также означает, что все граждане участвуют в местном референдуме на равных основаниях, то есть избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми.

Прямое избирательное право означает, что избиратель голосует на местном референдуме лично. Голосование за других лиц не допускается. Прямое избирательное право в данном случае обеспечивает высшую степень открытости и непосредственности выборов.

Голосование на референдуме является тайным. Заполнение бюллетеней производится в специальной кабине, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего.

Участие в референдуме является добровольным, то есть только правом, а не обязанностью граждан. Действия, направленные на то, чтобы принудить гражданина к участию или неучастию в референдуме, в Российской Федерации признаются незаконными.

Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Это общее правило вступления в силу правовых актов.

Местный референдум относится к формам непосредственной демократии обязательного характера, следовательно, решение, принятое на местном референдуме является актом непосредственного выражения воли населения муниципального образования.

В законах субъектов РФ и муниципальных правовых актах, как правило, устанавливается норма: референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие не менее половины избирателей. В противном случае (как произошло в г. Саратове 27 марта 2005 г., когда на городской референдум по вопросу о порядке избрания главы муниципального образования явилось только 7% избирателей) местный референдум признается несостоявшимся.

Причинами абсентеизма (нежелания населения участвовать в местном референдуме) могут являться:

недоверие населения к местной власти, проявившееся в тенденции отчуждения;

низкая правовая активность;

безразличие к проводимой муниципальной политике;

низкая правовая грамотность населения;

слабая агитация в средствах массовой информации и т.п.

Кроме того, влияет и то обстоятельство, что голос одного избирателя оказывает незначительное влияние на исход местного референдума в целом. Неучастие в референдуме также может служить средством проявления гражданского протеста.

Решение, принятое референдумом, обладает высшей юридической силой на территории муниципального образования, не нуждается в каком-либо утверждении и обязательно для исполнения на соответствующей территории. Оно может быть отменено или изменено не ранее чем через 2 года и не иначе, как путем принятия решения на новом местном референдуме, либо признано недействительным в судебном порядке. Решения, принятые на местном референдуме, обязательны для исполнения всеми жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями и т.п.

В обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления входит обеспечение исполнения решения, принятого на местном референдуме. В том числе и принятие необходимых для реализации решения местного референдума дополнительных муниципальных правовых актов.

В случае, когда результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.

Таким образом, такой институт непосредственной демократии, как местный референдум, обладает рядом достоинств:

предоставляет жителям муниципального образования возможность участвовать в решении вопросов местного значения;

дает возможность жителям муниципального образования высказываться по поставленным вопросам и направлять деятельность органов местной власти;

является средством проявления общественно-политической активности населения муниципального образования;

служит школой местного самоуправления;

способствует укреплению местного сообщества.

Однако следует отметить и такие слабые стороны местного референдума, как дороговизна его проведения и отсутствие ответственности за принимаемые на референдуме решения. Вместе с тем именно местный референдум, являясь высшей формой волеизъявления населения, способствует развитию местного самоуправления.

.Особенности организации и проведения муниципальных выборов

Согласно ст. 3 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100023> Конституции РФ народ является единственным источником власти в Российской Федерации, народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Наиболее массовой формой прямого волеизъявления жителей муниципального образования являются муниципальные выборы. Право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления является конституционным правом граждан Российской Федерации, а также общим принципом организации и деятельности местного самоуправления.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет цели муниципальных выборов:

избрание депутатов представительного органа муниципального образования;

избрание членов выборного органа местного самоуправления (например, контрольного органа муниципального образования);

избрание выборных должностных лиц местного самоуправления (главы муниципального образования, главы местной администрации).

Правовую основу муниципальных выборов составляют следующие нормативные правовые акты:

1) Конституция РФ (ст. ст. 3 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100025>, 130 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100578>);

) Федеральный закон <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=95589;fld=134> от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

) Федеральный закон <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=93502;fld=134> от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления";

) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 23) <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=95696;fld=134;dst=100260>;

) конституции, уставы субъектов РФ;

) законы субъектов РФ о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления.

Федеральный закон определяет перечень субъектов, на которых возлагается полномочие по назначению муниципальных выборов, то есть установления даты голосования путем издания специального акта:

) представительный орган муниципального образования назначает муниципальные выборы в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования или законами субъектов РФ.

) территориальная избирательная комиссия муниципального образования назначает муниципальные выборы в случаях, если представительный орган муниципального образования не назначил выборы в установленные сроки, либо при досрочном прекращении представительным органом, депутатами или главой муниципального образования исполнения своих полномочий, а также при отсутствии соответствующего представительного органа.

) суд общей юрисдикции назначает муниципальные выборы в случаях, если представительный орган муниципального образования или территориальная избирательная комиссия не назначили в установленный срок муниципальные выборы, а также, если территориальная избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована. В данном случае выборы назначаются по заявлению избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора.

Правовые гарантии определяются как система правовых условий, обеспечивающих удовлетворение благ и интересов человека и гражданина. Основная функция гарантий состоит в том, чтобы заставить государство исполнять свои обязанности в сфере реализации прав граждан. Реальность прав и свобод проявляется через реальность их гарантий. Обеспечение прав и свобод посредством конкретных гарантий является конституционным требованием.

Соответственно, гарантии избирательных прав граждан - это установленные Конституцией <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134> РФ, законами, иными нормативно-правовыми актами условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации. Гарантии избирательных прав граждан также предусматривают правовое, организационное, информационное, техническое и иное обеспечение муниципальных выборов.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ. Соответственно, на местном уровне с учетом исторических традиций, национальных особенностей и других факторов получают свою детализацию некоторые вопросы организации и проведения муниципальных выборов. Гарантии избирательных прав граждан могут устанавливаться только на вышестоящих уровнях власти.

Законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта РФ видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в данном случае понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Действующее законодательство определяет следующие стадии процесса организации муниципальных выборов:

) назначение выборов

) образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий, составление списка избирателей.

Федеральным законом закрепляется следующие способы формирования избирательных комиссий:

а) избирательная комиссия муниципального образования - представительным органом муниципального образования не позднее чем за 15 дней до истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава в количестве пяти - одиннадцати членов с правом решающего голоса;

в) участковая избирательная комиссия - избирательной комиссией муниципального образования (окружной избирательной комиссией) не ранее чем за 35 и не позднее, чем за 30 дней до дня голосования в количестве пяти-девяти членов с правом решающего голоса;

) выдвижение и регистрация кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами. Статья 32 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=95589;fld=134;dst=100530> Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

) проведение предвыборной агитации. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

Предвыборная агитация может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Статья 56 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=95589;fld=134;dst=101889> Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает ограничения при проведении предвыборной агитации. В частности, запрещает агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающую национальное достоинство, пропагандирующую исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитацию, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения, а также запрещает при проведении предвыборной агитации злоупотребление свободой массовой информации, нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности;

) голосование. Голосование является главной стадией избирательного процесса, так как именно на ней выражается воля избирателей, решается вопрос об избрании или неизбрании кандидатов. В день голосования перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям пустые переносные и стационарные ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой избирательной комиссии.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей в получении избирательного бюллетеня. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей.

Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам), в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции "Против всех кандидатов". Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц;

) определение результатов выборов. Завершает избирательный процесс подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.

Федеральные законом определены требования опубликования (обнародования, доведения до всеобщего сведения) итогов муниципальных выборов. Это требование предъявляется ко всем муниципальным правовым актам, которые вступают в силу только с момента их опубликования (обнародования). Реализация принципа гласности также требует, чтобы для ознакомления всем желающим предоставлялись итоги голосования по каждому избирательному участку и результаты выборов по избирательному округу в целом.

В соответствии с ч. 4 ст. 72 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=95589;fld=134;dst=101127> Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых, публикуют содержащиеся в протоколах полные данные об итогах муниципальных выборов.

Официальное опубликование результатов выборов осуществляется избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через 14 дней со дня голосования, официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в органы местного самоуправления осуществляется избирательной комиссией муниципального образования в течение 2 месяцев со дня голосования.

.Иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в нем

Опросы жителей. Опрос граждан проводится согласно ст. 31 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=48149;fld=134;dst=100350> Закона от 6 октября 2003 г. на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Следовательно, этот факт организаторами опроса должен проверяться. Опрос проводится по инициативе: 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения; 2) органов государственной власти субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения. Представляется, что субъекты РФ, муниципальные образования вправе в своих актах расширять круг субъектов, уполномоченных инициировать проведение опроса.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Федеральный законодатель определил, что в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

) дата и сроки проведения опроса;

) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

) методика проведения опроса;

) форма опросного листа;

) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе. Однако все перечисленные положения носят индивидуальный характер, в том числе о методике, поскольку речь идет о методике проведения конкретного опроса. Содержащий перечисленные положения акт в силу этого затруднительно отнести к числу нормативных правовых актов. Акт о назначении конкретного опроса - это все-таки акт индивидуальный (правоприменительный). Однако приниматься он должен на основе нормативного акта субъекта РФ или муниципального образования, определяющего порядок проведения любых муниципальных опросов.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется: 1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления; 2) за счет средств бюджета субъекта РФ - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

Собрания, конференции жителей. Собрания, конференции жителей - формы совместного публичного обсуждения и решения жителями муниципального образования, его определенной территории (дом, улица, квартал, микрорайон, населенный пункт) вопросов местного значения, других общественно значимых вопросов. Собрание - публичное мероприятие, в котором вправе участвовать все обладающие избирательным правом жители соответствующей территории. Правомочность собраний определяется исходя из общей численности названных жителей. При значительном числе жителей или удаленности отдельных поселений (населенных пунктов и т.п.) муниципального образования друг от друга проведение собраний затруднительно. В таких случаях вместо них проводятся конференции. Жители муниципального образования, входящего в него поселения (населенного пункта, его части), по установленным нормам делегируют на конференцию муниципального образования, поселения (населенного пункта, его части) своих представителей (делегатов). Конференции осуществляют те же полномочия, что и собрания.

Собрание (конференция) проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Собрание (конференция), проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования. Собрание (конференция), проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания, конференции, а также их полномочия определяются Законом <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=48149;fld=134;dst=100335> от 6 октября 2003 г., уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Порядок назначения и проведения собрания (конференции) в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется также уставом территориального общественного самоуправления.

Собрания правомочны, если в них принимают участие более половины жителей соответствующей территории. Конференции правомочны при участии в их работе не менее 2/3 представителей от жителей. На собраниях, сходах, конференциях жителей могут быть рассмотрены любые вопросы, затрагивающие жителей и отнесенные при этом уставами муниципальных образований к компетенции данных форм прямого гражданского волеизъявления. Решения собрания, конференции принимаются, по общему правилу, открытым голосованием, большинством от числа присутствующих. Однако, например, органы территориального общественного самоуправления избираются тайным голосованием. Решения, принятые собранием, конференцией в пределах полномочий последних обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории муниципального образования. Принятые решения могут быть отменены или изменены только собранием, конференцией граждан.

Обращения граждан в органы местного самоуправления. Наиболее общим основанием обращения граждан в органы местного самоуправления являются предписания ст. ст. 33, <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100127> 45, <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100175> 46 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100178> Конституции РФ, ст. 29 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=48149;fld=134;dst=100335> Закона от 6 октября 2003 г.

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обычной формой как индивидуальных, так и коллективных обращений граждан в органы местного самоуправления являются предложения, заявления, жалобы. Предложение - обращение по совершенствованию законодательства, улучшению деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций. Заявление - сообщение о правонарушении, обращение в целях реализации прав и законных интересов граждан, иных субъектов. Жалоба - обращение с просьбой устранить принятое решение, а также обращение на отказ или уклонение от принятия конкретного решения по заявлению или предложению. Форма обращений может быть как письменной, так и устной. Письменные обращения должны быть подписаны, в них четко и полно указываются фамилии, имена и отчества как авторов, так и лиц, в отношении которых ставятся вопросы, их адреса или местонахождение, суть предложений, требований или просьб, обжалуемые решения и другие сведения, необходимые для рассмотрения. К обращениям прилагаются документы или их копии, в том числе полученные ранее ответы, относящиеся к поставленным вопросам. Заявитель может уполномочить другое лицо или орган защищать свои права и интересы по доверенности, заверенной нотариально. Заявления, жалобы в интересах несовершеннолетних или недееспособных лиц вправе подать их законные представители, органы опеки и попечительства.

Правотворческая инициатива граждан. Природа такой инициативы схожа с законодательной (нормотворческой) инициативой. Она представляет собой право граждан в установленном порядке возбуждать перед органом, должностным лицом местного самоуправления вопрос о рассмотрении и возможном принятии ими в рамках их компетенции нормативного (индивидуального) акта.

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Публичные слушания. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься:

) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;

) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

) проекты планов и программ развития муниципального образования;

) вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Общественные объединения. В рамках корпоративного самоуправления на местах значительна роль общественных объединений. Они являются важным каналом экспериментирования в области поиска и отработки новых форм самоуправленческой активности населения и существенным источником информации о проблемах, запросах жителей. Общественные объединения - не просто одна из форм заявления потребностей, интересов граждан, но и средство, выявляющее степень значимости, важности подобных запросов. Иными словами, они позволяют не только фиксировать какое-либо явление, но и определять его качественную сторону, интенсивность. Деятельность общественных объединений позволяет определять уровень волевого подкрепления заявленных потребностей, интересов, ценностных ориентиров, что дает возможность государственным и местным органам судить о степени притязаний жителей, следовательно, более объективно видеть картину наличных социальных устремлений, правильнее соотносить последние между собой при принятии управленческих решений. В то же время общественные объединения могут использоваться органами местного самоуправления как средство доведения важной информации до населения. Информируя общественников, органы власти тем самым интенсифицируют, углубляют и расширяют информационные контакты с населением в целом.

Общественные объединения много могут сделать для активизации личности, социализации ее интересов. Это один из каналов контроля со стороны населения за деятельностью государственных и местных органов, политических структур. Наконец, необходимо отметить присущее всем объединениям качество представительства. Они представляют интересы своих членов (участников) и тех групп населения, взгляды которых пытаются формулировать и выражать. И в этом своем качестве могут принимать посильное участие в представительном управлении, в том числе в процессах местного правотворчества и местных выборов.

самоуправление народовластие муниципальный референдум

Заключение

В данной работе сделана попытка исследовать организационные основы местного самоуправления с учетом специфики становления местного самоуправления. Сегодня законодательная база самоуправления еще не завершена. Основной закон о местном самоуправлении должен сопровождаться шестнадцатью законами. А этих законов нет, за исключением закона о финансовых основах местного самоуправления. Говорить о реальном местном самоуправлении в России, на наш взгляд, пока еще рано: слишком низка активность населения и частного капитала в решении местных вопросов, не проработаны современные технологии муниципального управления и, наконец, не определена мера ответственности муниципальных органов власти, их компетенция и механизмы воздействия на развитие экономики, финансовый потенциал каждого региона как факторы роста благосостояния людей.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» тоже не решает целого ряда проблем. В нем не заложена система деления территории на муниципальные образования (ими могут называться любые поселения граждан - город, район, села, деревня, станица). Неясен вопрос о распределении компетенции по вертикали между самоуправлением и государственными органами. Полномочия, передаваемые законом в компетенцию местного самоуправления, не имеют финансового обеспечения. Нет пока налоговых нормативов и стандартов формирования местного бюджета, а реальное самоуправление - это участие муниципальных органов в управлении экономикой территорий.

Единообразная модель местного самоуправления, отделенного от государственной власти и заменяющего ее, не получает развития в целом по России. И попытки единообразного понимания и реализации конституционной модели местного самоуправления, которые предпринимаются из центра, вызывают в обществе сомнения. Так как местное самоуправление не может не различаться в силу особенностей этих территорий, экономического потенциала, масштабов регионов, ментальности населения. Ведь для России это совершенно новое дело, где всегда и во всем была главенствующая роль государства. Поэтому внедрение самоуправления в той мере, в какой оно должно соответствовать этому понятию по - настоящему, - процесс долгий и сложный.

Список использованной литературы:

1.Конституция Российской Федерации 12.12.1993 года //СПС Консультант плюс;

.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.03.2011, с изм. от 29.03.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) //СПС Консультант плюс;

.Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 20.03.2011) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.06.2002) //СПС Консультант плюс;

.Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 20.03.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002) //СПС Консультант плюс;

.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.03.2011, с изм. от 29.03.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) //СПС Консультант плюс;

.Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (принят ГД ФС РФ 23.10.1996) (вместе с "Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления") //СПС Консультант плюс;

.Закон Хабаровского края от 23.04.2003 N 113 (ред. от 26.01.2011) "О референдуме Хабаровского края" //СПС Консультант плюс;

.Закон Хабаровского края от 27.11.2002 N 74 (ред. от 26.01.2011) "О местном референдуме в Хабаровском крае" //СПС Консультант плюс;

.Закон Хабаровского края от 29.05.2002 N 29 (ред. от 30.09.2009) "О перечне труднодоступных и отдаленных местностей Хабаровского края для проведения выборов и референдумов" //СПС Консультант плюс;

.Постановление Губернатора Хабаровского края от 20.02.2006 N 36 (ред. от 23.12.2010) "О мерах по осуществлению регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Хабаровском крае" //СПС Консультант плюс;

.Решение Хабаровской городской Думы от 08.12.2008 N 707 "О назначении выборов депутатов Хабаровской городской Думы" //СПС Консультант плюс;

.Краснов М.А. Местное самоуправление: государственное или общественное? // Советское государство и право. -1990.- N 10. -С. 82.

.Кряжков В.А. Информация в советской представительной системе (правовые и организационные проблемы). Свердловск, 1987. С. 30

.Новоселова В.И., Л.А. Лукашова. Государственная власть и местное самоуправление в Российской Федерации. Часть 2. Правовой статус органов местного самоуправления и правовое регулирование их деятельности в бюджетной и налоговой сфере. - Саратов.- 2000. -С. 43.

Похожие работы на - Формы осуществления населением местного самоуправления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!