Судебный контроль
Заключение
Библиографический список
Введение
Государство, осуществляя контрольные функции в экономических, социальных, политических и иных сферах обеспечивает для общества стабильность и прогресс.
Государственный контроль - это явление, которое имеет достаточно глубокие исторические корни. Во всех развитых демократических странах с давних пор сформировались и по настоящий момент функционируют, системы бюджетного, финансового и административного государственного контроля, наблюдается разветвленная система контрольных органов. В зависимости от формы государственного устройства, национальных обычаев, они базируются по разному.
Анализируя историческую и юридическую литературу, можно сказать, что в наибольше степени результативно контрольные системы действуют в странах, где обеспечена наибольшая суверенность (независимость) данных систем, поскольку основная задача органов контроля - это выяснение истинного состояния государственного механизма. Современное состояние государственного контроля России характеризуется разнообразием видов, массой органов, реализовывающих контроль, при высоких различиях в их правовом статусе, значительным объемом законов и нормативных актов, регламентирующих исполнение государственного контроля.
В настоящей работе мы изучим состояние административного государственного контроля в Российской Федерации.
Целью данной работы является конкретный анализ государственного контроля и контрольной деятельности государства. Для достижения поставленной цели мы изучим понятие, сущность и классификацию видов государственного контроля, механизм осуществления контроля Президента РФ, органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
1. Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля
Понятие контроля довольно обширно, и включает в себя функции государственного управления, направленные на обеспечения законности в обществе и государстве в целом.
Многим государствам в той или иной мере и форме присущи функции государственного контроля. У каждой ветви власти - законодательной, исполнительной и судебной, имеются свои контрольные функции. Законодательная власть (парламент) осуществляет контроль за деятельностью правительства, и при определённых сложившихся обстоятельствах, может выразить Правительству вотум недоверия. Правительство осуществляет контроль за действиями и решениями министров, которые в свою очередь контролируют деятельность своих подчиненных. Судебный контроль, осуществляется путем проверки кассационной и надзорной инстанции судебных решений, имеет функцию направления дела для нового рассмотрения и отмены решения суда. Существует множество примеров государственного контроля, но очевидным фактом является, то, что обычно вышестоящий орган осуществляет контрольную функцию по отношению к нижестоящим органам. Также существуют специализированные государственные органы, которые осуществляют внутриведомственный и межведомственный государственный контроль, а также имеют административные полномочия. При этом деятельность таких органов не означает, что они являются отдельной ветвью власти, позиционирующей себя как контрольная [8,С.342-344].
Сущность государственного контроля состоит в волевых воздействиях надлежащих субъектов сравнительно сохранения, изменения или направления обусловленного состояния социальных отношений.
Подчеркнем, что в нынешнем обществе государственный контроль проявляется в деятельности надлежащих государственных органов; он неразрывно соединён с иными функциями государства; контроль пронизывает сферы деятельности государства, обращая их в русло правопорядка.
Контроль можно рассматривать, как самостоятельную функционально обособленную деятельность, которая получает выражение в целенаправленной, положительно организующей деятельности.
Следовательно, сущность контроля содержит в своем понятии организационно - правовые способы и средства, используемые должными лицами, и направленные на обеспечение законности.
Для того, чтобы понять сущность государственного контроля, необходимо выделить его цели, а именно в широком смысле слова - охрана конституционного строя, стабильности государственного устройства, обеспечение прав и свобод.
Государственный контроль должен быть направлен на обеспечение общественных интересов и установленных правил, в соответствии с действующим законодательством.
Перечень целей контроля является окончательным вариантом, его возможно и продолжить. Однако какими бы параметрами не обладал государственный контроль главной его целью всегда будет выполнение действий в рамках законности и правопорядка, с целью предупреждения возможных отклонений, а в случае наступления негативных и антиправовых последствий - осуществить деятельность по их устранению.
Государственный контроль в зависимости от объема контрольной деятельности можно классифицировать на общий и специальный.
Общий государственный контроль включает в себя систематические проверки решений подконтрольного объекта, законности его действий, соответствие решения подконтрольного органа законодательству, обоснованность таких решений. Общий государственный контроль характеризуется тем, что охватывает деятельность подконтрольных органов в полном объеме, то есть фактически всю. Осуществляется теми, органами которые имеют над подконтрольными более существенные полномочия. Например, Правительство Российской Федерации осуществляет контроль за администрациями субъектов РФ. Функцией общего государственного контроля является предотвращение правонарушения и незаконных действий. Обычно общий контроль является основой для осуществления специального контроля.
Специальный государственный контроль исполняется по функциональным направлениям подконтрольных органов. Органы, которые контролируют определенный вид деятельности, осуществляют специальный контроль. Следовательно можно сделать вывод, что финансовый контроль, контроль за состоянием правопорядка, валютно-экспортный контроль являются видами специального контроля.
Следующая классификация государственного контроля разделяет его в зависимости от положения на внешний и внутренний.
Внешний государственный контроль может осуществляться государственным органом, который не входит в систему проверяемого ведомства (иного органа). Главной трудность при осуществлении такого вида контроля является то, что обычно подконтрольный орган стремиться скрыть недостатки работы и оградить себя от контроля.
Внутренний государственный контроль осуществляется самим подконтрольным органом, внутри системы, осуществляется руководителем такого государственного органа или объекта или с помощью создания специального контрольно-ревизионного органа.
Кроме того, в зависимости от периода осуществления контроля, его можно классифицировать на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный государственный контроль обычно осуществляется перед тем, как подконтрольным органом будет принято решение или совершено какое-либо действие.
Текущий государственный контроль - это осуществление государственного контроля в процессе всего периода деятельности подконтрольного органа.
Последующий государственный контроль осуществляется уже после принятия решения подконтрольным органом или совершения какого-либо действия [9,С.243-256].
Государственный контроль в зависимости от субъекта, который его осуществляет классифицируется на контроль Президента РФ, контроль органов исполнительной, законодательной власти, контроль судебной власти.
Исходя, из выше сказанного, для более детального понимания темы работы, можно составить схему государственной власти, которая выглядит следующим образом:
Таблица 1. Виды государственного контроля
Президентский контроль Контроль органов законодательной власти Контроль органов исполнительной властиКонтроль органов судебной власти1.Президент РФФедеральное собрание РФОбщей компетенцииКонституционные суды РФ, субъектов2.Администрация Президента РФСчетная Палат РФМежотраслевой компетенцииСуды общей юрисдикции3.Гл.управление Президента РФ по рег-й политике Законодательные (Представительные) органы субъектовОтраслевой компетенцииАрбитражные судыДругие Президентские структуры
Достижение целей и следование принципам контроля не предполагает формирования единого и однонаправленного контрольного органа, стоящего над всеми органами власти, что возражало бы принципу разделения властей. В связи с этим контрольные полномочия определены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.
Более подробно компетенцию данных органов как контрольных органов государственной власти мы рассмотрим далее, определим полномочия и статус данных органов, структуры входящие в органы государственного контроля, полномочия
. Контроль Президента Российской Федерации
Президент Российской Федерации в соответствии нормами Конституции РФ обладает контрольными функциями за деятельностью органов исполнительной власти [1].
Кроме того, Президент обладает контрольными полномочиями при формировании Правительства, других федеральных органов исполнительной власти, при назначении должностных лиц, а именно Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил.
Президент имеет возможность реализовывать государственный контроль за деятельностью Правительства, т.к. вправе председательствовать на заседаниях Правительства (его Президиума), возглавлять деятельность органов исполнительной власти, решающих вопросы обороны, безопасности, юстиции, налоговой полиции, предупреждения чрезвычайных ситуаций, устранению результатов стихийных бедствий, имеет право исполнять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий вооруженными силами и Председатель совета безопасности Российской Федерации. Президент осуществляет контролирующую функцию за соблюдением законности актов исполнительной власти. В полномочия Президента входит отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ, в случае, если они противоречат нормам Конституции РФ, Федеральным Законам и Указам Президента.
Контроль за органами исполнительной власти осуществляется Президентом лично или через соответствующие президентские структуры - Администрацию Президента, которая осуществляет систематический контроль за деятельностью федеральный органов исполнительной власти.
Полномочные представителя Президента РФ осуществляют свою деятельность в регионах России по полномочному представлению Президента, с целью реализации наделенных конституцией президентских полномочий.
Полномочный представитель наделен полномочиями для выполнения ответственных задач:
вправе запрашивать и соответственно получать сведения, документы от федеральных (региональных) органов власти, принимать участие в работе органов исполнительной власти региона.
Институт полномочного представительства обеспечивает усиление контроля за органами исполнительной власти, за соблюдением законов в регионах России, указов и распоряжений.
По результатам осуществляемого контроля, полномочный представитель готовит и предоставляет Президенту РФ аналитические материалы об экономических, политических, социальных процессах в определенном регионе, может вносить свои предложения. Кроме того, полномочный представитель Президента может внести свое предложение о приостановлении актов исполнительной власти субъекта федерации, в том случае, если они не соответствуют законодательству или нарушают права и свободы, подрывают основы конституционного строя [8, С.119].
Полномочный представитель является государственным служащим, входит в состав Администрации Президента. В полномочия Президента входит назначение и освобождения от должности своих представителей.
3. Контроль органов законодательной власти
Контроль органов законодательной (представительной) власти закреплен в Конституции РФ. А именно статьями 102, 103 Конституции РФ [1].
Данный вид контроля характеризуется определенным механизмом его осуществления со стороны Федерального Собрания, которое контролирует соответствие Указов Президента основному закону страны - Конституции РФ и федеральным законам.
Совет Федерации контролирует утверждение приказов Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, а также в поросах о возможности использования ВС РФ за пределами территории государства.
Контрольные полномочия Государственной Думы РФ в сфере исполнительной власти (ст.103 Конституции РФ):
дача согласия Президенту РФ в вопросах назначения Председателя Правительства РФ;
решение вопросов доверия Правительству РФ
вопросы о выдвижении обвинения против Президента, в случиях, предусмотренных ст. 93 Конституции РФ.
Председатель ЦБ РФ и уполномоченный по правам человека назначаются и освобождаются от должности Гос.Думой РФ (ст. 103 КРФ)
вопросы назначения и отзыва дипломатических представителей РФ в иностранных государствах.
Кроме того органы законодательной власти осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета, для этого образована Счетная Палата [6]. Задачи Счетной Палаты:
организация и исполнение государственного контроля за своевременным исполнением доходных (расходных) статей Федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов. Здесь контролируется целевое направление денежных средств, объем фондов и бюджета, структура доходов и расходов.
определение результативности и целесообразности затрат государственных средств и применения федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных (расходных) статей проектов федерального бюджета (бюджетов федеральных внебюджетных фондов);
финансовая экспертиза федеральных законов и других нормативных правовых актов;
анализ отклонений федерального бюджета (бюджетов федеральных внебюджетных фондов) от показателей и внесение предложений по их устранению, усовершенствованию бюджетного процесса;
осуществление контроля за движением денежных средств федерального бюджета, внебюджетных фондов с точки зрения законности и своевременности;
систематическое представление Совету Федерации и Государственной Думе информационных данных о исполнении федерального бюджета.
Счетная палата имеет право на проведение ревизии, проверок и иных контрольных мероприятий.
Проверяемые организации несут обязанность обеспечения условий для проведения соответствующих проверок и ревизий, под угрозой юридической ответственности. Кроме того данные организации обязаны предоставлять, финансовые документы, по запросу Счетной палаты.
После проведения проверок и ревизий, по их результатам, Счетная палата направляет организациям, в отношении, которых была проведена проверка, представления. Обычно в представлениях указываются недостатки и недочеты, выявленные в ходе проверок, которые организации на основании представления, должны устранить, отчитавшись о результатах, проведенных мероприятий Счетной палате. Для устранение недостатков, Счетная палата устанавливает, срок, в течении которого организация должна отчитаться о принятых мерах.
Кроме того, в случае обнаружения признаков преступлений материалы проверок Счетной палаты передаются правоохранительным органам, для принятия соответствующего решения.
Счетная палата обладает полномочиями давать предписания, для исполнения которых предусмотрен специальный механизм, а также механизм обжалования таких предписаний в судебном порядке.
Согласно ст. 77 Конституции РФ, субъекты федерации сами создадут соответствующие государственные органы. Данные органы. законодательно наделены соответствующими контрольными полномочиями. Конституции республик определяют, что представительные органы - не только законодательные органы, но и контрольные
. Контроль органов исполнительной власти
Правительство, федеральные министерства и иные органы исполнительной власти осуществляют функции государственного контроля [3].
Законодатель наделил Правительство РФ широкими контрольно-властными полномочиями, как органа общей компетенции, в отношении нижестоящих органов исполнительной власти - федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов.
Правительство РФ исполняет меры по обеспечению законности, соблюдению прав и свобод граждан.
В пределах своей компетенции Правительство РФ осуществляет контроль за исполнением законодательства федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нарушения законодательства Правительство РФ, принимает меры по устранению таких обстоятельств.
Кроме того, Правительство РФ наделено полномочиями отменять, приостанавливать акты нижестоящих органов исполнительной власти, обеспечивает соблюдение прав органов исполнительной власти, разрешает споры между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов, создавая для этой цели согласительные комиссии, состоящие из представителей заинтересованных сторон.
В полномочия Правительства РФ входит - вносить предложения Президенту РФ о приостановлении актов органов исполнительной власти, если они противоречат Конституции РФ, Федеральным Законам, Указам Президента РФ и т.д.
Органы исполнительной власти могут осуществлять надведомственный и внутриведомсвенный контроль (межотраслевой и отраслевой).
Органы, осуществляющие отраслевой контроль: Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, министерство по налогам и сборам, таможенный комитет.
Большинство федеральных министерств контроль по отраслям своей деятельности. Так, например, в финансово-экономической сфере, Министерство финансов осуществляет контроль, контроль в сфере правопорядка осуществляет Министерство внутренних дел и Министерство Юстиции.
Особенностью межотраслевого контроля является то, что он исполняется в отношении определенных сфер (вопросов) деятельности, не подчиняющихся им органов, должностных лиц.
Такой контроль зачастую касается только установленной функции или отдельной сферы деятельности подконтрольных органов, суверенно от ведомственной подвластности объектов управления.
Отраслевой (внутриведомственный) контроль, проводится органами одной отрасли, по отношению к нижестоящим органам. Отраслевой контроль - основная часть управляющих влияний руководителей на своих подчиненных.
Руководитель, который осуществляет контроль за подчиненными структурами по всем вопросам их профессиональной деятельности, вправе отменять (изменять) их решения, оказывать воздействие на оперативную деятельность, применять меры дисциплинарного взыскания.
При осуществлении государственного контроля органы исполнительной власти, используют разнообразные методы: проводят ревизии и проверки, требуют и заслушивают отчеты от должностных лиц.
.Судебный контроль
Судебный контроль является одной из разновидностей административного государственного контроля, необходим для соблюдения законности решения, с целью ограждения физических и юридических лиц от нарушения их прав и свобод[4].
Особенностью судебного контроля является то, что процедура судебного контроля возбуждается лицом, пострадавшим от незаконных и антиправовых действий органов власти.
Однако судебный контроль в сравнении с другими видами государственного контроля носит довольно ограниченный характер, поскольку имеет структуру, основанную на правовых аргументах.
Судебный контроль более формализован, чем все другие виды контроля. Судья, имеющий независимый статус и непредвзятое отношение должен обеспечивать законность и объективность своих решений, как мер судебного контроля.
Если абстрагироваться от законодательства, и рассуждать применительно к действительности наших дней, то судебный контроль, несмотря на всю свою объективность, носит медленный и дорогостоящий характер. В связи с чем является нецелесообразным использовать его в качестве основного средства государственного контроля.
Так, согласно ст. 118 Конституции РФ, судебная власть включает в себя конституционное, гражданское, административное и, конечно же, уголовное судопроизводство.
Будучи сильной, независимой ветвью власти, судебная власть, является гарантом прав и свобод человека и гражданина, должна предпринять все меры правового характера (согласно имеющимся судебным полномочиям), кто бы на них ни покушался.
При этом, судебная власть является гарантией эффективной деятельности исполнительной власти.
Судебную власть определяет не только правосудие, но и возможность выявить инициативное воздействие на проблемы и действия исполнительной власти. Наличие императивных полномочий судебной власти дает возможность заявить о существовании судебного контроля за исполнительной властью.
Конституционный Суд РФ служит укреплению конституционного строя государства, защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства закона, а в частности Конституции РФ на всей территории страны.
Основные принципы деятельности Конституционного Суда - независимость, коллегиальность, гласность, состязательность, равноправие сторон. Независимость Конституционного Суда обеспечивается путем неприкосновенности судьи, несменяемости.
Конституция РФ, а именно ст. 125, предусматривает наличие у Конституционного суда контрольных функций по отношении к органам исполнительной власти. Выполнения эти полномочия, суд рассматривать дела о соответствии Конституции РФ и нормативных актов Президента, Правительства. При выявлении, конкретных нарушений законодательства, Конституционный Суд, с помощью своего представления обращает внимание органа исполнительной власти [7, С.71-93].
Конституционный Суд дает толкование норм Конституции РФ. При этом, данное толкование, является обязательным и имеет официальный статус. Однако, нормами действующей Конституции РФ, Конституционный Суд функционирует по запросам и жалобам, он не имеет права рассматривать дела по собственной инициативе[5].
Суды общей юрисдикции также имеют право на применение государственного судебного контроля по отношению к органам исполнительной власти. Основной задачей судов общей юрисдикции при осуществлении такого контроля является рассмотрение уголовных, административных и гражданских дел. В этом и выражена их контрольная функция, которая осуществляется в процессе рассмотрения судом дел. При рассмотрении уголовных дел, в том числе о должностных преступлениях, суд изучает не только действия подсудимого, но и условия, которые способствовали возникновению дела. Судом выноситься в этом случае, не только приговор, но и осуществляются формы реагирования, то есть выноситься частное определение, в котором указываются недостатки органа исполнительной власти, должностным лицом которого являлся подсудимый. В ходе рассмотрения судами общей юрисдикции гражданских дел, также выносятся частные определения, которые должны способствовать мерам реагирования органов исполнительной власти. Рассматривая дела об административных правонарушениях, суд проверяет законно ли решение органа исполнительной власти о привлечении лица к административной ответственности[2].
Особая роль отводится государственному контролю Арбитражных судов. Этот вид правосудия санкционирует определить строгую дисциплину договорных взаимоотношений, прекратить экономический произвол должностных лиц, реализовывать процесс банкротства, постоять за интересы предпринимателей. Судебные решения, вступив в законную силу, исполняются государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами. Принудительное исполнение судебного акта, вступившего в законную силу, реализовывается на основании исполнительного листа. Незамедлительному исполнению подлежат судебные акты о противозаконности актов государственных органов.
Следовательно, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды в пределах своей компетенции разрешают вопросы и задачи по обеспечению легитимности в сфере исполнительной власти.
государственный контроль власть
Заключение
Таким образом, на основании изложенного в работе, можно сделать следующие выводы:
.Государственный контроль как форма государственной власти снабжает выполнение законов и иных нормативных актов, преследуя при этом цель недопущения отклонений от законодательных норм.
.Содержание государственного контроля - это деятельность государственных органов, обеспечивающая предупреждение и выявление правонарушений в социальной жизни, а также возможность привлечения к ответственности подконтрольных органов, лиц.
.Цели государственного контроля: а)охрана конституционного строя, б)обеспечение прав и свобод человека и гражданина, в)повышение результативности государственного управления, г)поддержание устойчивости государственного устройства, д)обеспечение соответствия издаваемых правовых актов Конституции РФ;
.Функции государственного контроля правоохранительные, социальные, воспитательные и др.
.Субъект государственного контроля - органы государственного управления федерального (регионального) значения.
То есть, изучив научную и юридическую литературу в области государственного контроля и его видов можно сделать вывод, что прежде всего государственный контроль действует в интересах общества, а во второстепенном плане, уже в интересах самого государства в целом.
Органы государственного контроля построены и действуют исходя из конституционного принципа разделения властей, федеративного устройства, из законодательно обусловленной деятельности по контролю. Государственный контроль - это контроль, государственных органов, направленный на достижение целей государственного развития, формирование социальных институтов.
Библиографический список
1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г, в ред. от 30.12.2008 г.), М., 2008;
.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 13.12.2001 года №195-ФЗ (с изменениями и дополнения внесенными Федеральным законом №158-ФЗ от 13.06.1996 года)// Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации #"justify">.ФКЗ от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными 28.12.2010 года №8-ФКЗ), М., 2010;
.ФКЗ от 31.12.1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными 08.06.2012 года № 1-ФКЗ), М.,2012;
.ФКЗ от 28.04.1995 года №1-ФКЗ «Об Арбитражных Судах в Российской Федерации» (в редакции от 06.12.2011 года №4-ФКЗ)//Информационно-правовая система гарант;
.ФЗ «О Счетной Палате Российской Федерации» от 11.01.1995 года ( с изменениями и дополнениями от 29.12.2010 года №437-ФЗ)// Информационно-правовая система гарант;
.Ефимов А.Ф. «Настольная книга судьи по гражданским делам», М., «Проспект», 2008 г., 656 стр.;
.Сатышев В.Е. «Административное право», учебник для ВУЗов, М., «Юрайт», 2012 г., 516 стр.
.Четвериков В.С. «Административное право», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г, 512 стр.