Процессы регионализации и децентрализации Европы. Становление 'Европы регионов'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,27 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Процессы регионализации и децентрализации Европы. Становление 'Европы регионов'

Министерство образования и науки Российской Федерации

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Исторический факультет

Кафедра политологии и социологии







Курсовая работа

Процессы регионализации и децентрализации Европы.

Становление «Европы регионов»


студента 4 курса

Зюськина А.В.





Калининград

Оглавление

европейский политический процесс региональная интеграция

Введение

Глава 1. Процессы регионализации Европы

§1. Подходы к определению понятий «регион» и «региональная интеграция»: теоретический аспект

§2. Возрастание роли регионов и регионализация в европейском политическом процессе

Глава 2. Концепция «Европа регионов»: практическое воплощение теории

§1. Субнациональные регионы. Их место в «Европе регионов»

§2. Еврорегиональное движение. Роль трансграничного сотрудничества в воплощении теории «Европы регионов»

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность темы исследования. Уже более шестидесяти лет 9 мая в европейских странах отмечается как «День Европы». Это день, когда государства Европы пошли на сближение, когда был дан старт европейской интеграции, хотя ещё несколько десятилетий до этого Европа ассоциировалась с лоскутным одеялом, раздираемым различными конфликтами и войнами. В последние пол века ситуация изменилась коренным образом. Война перестала быть реальностью Европы, на смену ей пришло тесное межгосударственное сотрудничество и слияние национальных интересов. Более нигде в мире границы государств не являются столь открытыми для движения товаров, услуг и капиталов и нигде не созданы настолько прочные гарантии недопущения конфронтации между соседними государствами, как в Европейском союзе.

Всё это стало реальным благодаря европейской интеграции, процессу, который объединил 27 государств. Население ЕС составляет около пятисот миллионов человек, доля в мировом ВВП достигает 28%. Во всех странах союза был создан общий рынок, сложилось единое правовое пространство, благодаря Шенгенскому соглашению между 22 странами отменён паспортный контроль, вырабатывается общая политика в областях торговли, сельского хозяйства, регионального развития, была принята единая европейская валюта - евро, которая введена в оборот в 17 странах Союза. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности.

Развитие интеграционных процессов в Европейских странах привело к появлению новых тенденций, тенденций регионализации и децентрализации стран-участниц Евросоюза. Современное «государство-нация» сталкивается с проблемами как внутри себя, на региональном уровне, так и снаружи, со стороны Европейского союза. Так как власть в рамках ЕС становится всё более централизованной, а границы всё более прозрачными, требования к контролю вопросов местного значения возрастает.

В этой обстановке местные органы власти считают, что они могут управлять своими делами лучше, чем бюрократы в более высоких органах власти, либо на национальном уровне, либо в Брюсселе. В основном они считают, что они могут справиться с такими вопросами, как преступность, незаконный оборот наркотиков и иммиграция лучше, чем центральные органы власти.

Региональные и местные органы власти начали играть важную роль в качестве партнёров развития и работают, как одна из важных сторон в интеграционных процессах Европы. В частности региональные элиты являются одними из самых активных сторонников развития дальнейшей интеграции во многих сферах деятельности Союза. С другой стороны, они обладают важным источником влияния на процесс принятия решений во внутренней политики Европейского союза.

Согласно одной точке зрения, если национальные правительства могут сохранить контроль над этими процессами, то они могут использовать их для укрепления собственной власти, гарантируя, что институты Союза будут оставаться межгосударственными.

С другой точки зрения, государства-нации, в новой политической структуре, обретающей сейчас свою форму, могут исчезнуть и трансформироваться в «Европу регионов».

Понимание направления развития этой тенденции поможет более качественно определить дальнейшие стратегии взаимодействия и развития событий в Европе. На современном этапе, можно говорить о построении политики в Европе, как о политическом треугольнике. Предполагаемая структура подобных взаимоотношений между тремя уровнями власти может быть выявлена сейчас, но процесс трансформации будет продолжаться и, то какую это примет форму, может быть понятно только через некоторое время.

Степень разработанности проблемы. Европейская тематика достаточно хорошо разработана как в отечественной, так и в зарубежной историографии. В отечественной политической науке существует и развивается отдельное европейское направление.

Труды, которые использовались в данной работе, можно разделить на два блока.

К первому блоку относятся исследования зарубежных и прежде всего европейских авторов, посвящённые истории европейской интеграции, анализу её причин, специфики и особенностей, развитию политических процессов в Европе, регионализации, трансграничному сотрудничеству. К таким авторам относятся: М. Кетинг, Сенклёр Онер, Дж. Лаугхлин, Дж. Скот, П. Джон и др.

Второй блок - исследования отечественных авторов на темы, связанные с Европейским союзом, историей его становления, особенностями, спецификой и перспективами, по вопросам трансграничного сотрудничества, опыта межрегионального взаимодействия, стратегиям регионов стран-участниц ЕС. Проблемам Евросоюза посвящены работы таких исследователей, как И.М. Бусыгина, Ю.А. Борко, О.В. Буторина, Т.В. Зонова, В.Г. Шемятенков, М. Арах, Д. Айсель, А. Грассе и др.

Целью данной работы является рассмотрение процесса регионализации в Европейском союзе, роли и значения субнациональных регионов и регионов трансграничного сотрудничества в современном политическом процессе Европейского союза.

Задачи работы:

1.Рассмотреть процессы регионализации Европы;

.Рассмотреть роль и место национальных регионов в «Европе регионов»;

.Рассмотреть значение трансграничного сотрудничества в воплощении теории «Европа регионов»;

.Выявить тенденции развития процессов регионализации ЕС.

Объект исследования - процессы регионализации Европейского союза.

Предмет исследования - тенденции развития процессов регионализации ЕС.

Методологическая база. Методологической основой исследования является системный метод теоретического познания, диалектический, исторический, сранительно-правовой.

Эмпирическая основа исследования. При написании данной курсовой работы были изучены следующие источники:

Единый Европейский Акт (С заключительным актом и декларациями; подписан в г.Люксембурге 17.02.1986 и в г.Гааге 28.02.1986); Соглашение по Европейскому Союзу подписанное в Маастрихте 7 февраля 1992 года; Ниццское Соглашение от 26 февраля 2001 года; Соглашение о создании Европейской Конституции от 16 декабря 2004 года и Лиссабонский договор от 17 декабря 2007 года; Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1996 года.

Новизна исследования. Несмотря на наличие большого объёма исследований, процессы регионализации в Европейском союзе приводят к постоянной трансформации политической ситуации, что требует переоценки ранее выпущенных материалов. Большая часть новейших эмпирических разработок по данной проблематике принадлежит зарубежным авторам и в недостаточной степени освещена в отечественных работах.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (четырёх параграфов), заключения и списка используемых источников.

Введение посвящено анализу актуальности, степени разработанности проблемы, определению объекта и предмета исследования, постановке цели и задач работы, описанию эмпирической базы, методологической основы, новизны работы.

В первой главе рассматриваются подходы к определению понятий «регион», «региональная интеграция» и «регионализация», а также возрастание роли регионов в европейском политическом процессе.

Во второй главе прослеживается развитие теории «Европа регионов», её практическое воплощение. Рассматривается роль и место субнациональных регионов в построении внутренней политики Европейского союза, и роль трансграничного сотрудничества в рамках проведения политики «Европы регионов», а также трансформация этих ролей.

В заключении подведён итог проделанной работы, кратко изложены результаты исследования.

Глава 1. Процессы регионализации Европы

§1. Подходы к определению понятий «регион» и «региональная интеграция»: теоретический аспект

В 1980-е гг. роль и значение регионов в политической и экономической жизни Европы существенно возросли, региональный эшелон власти начал активно заявлять о себе. В 1990-е годы, в результате углубления европейской интеграции и возросшей прозрачности границ между государствами-членами ЕС, регионы получили возможность самостоятельного выхода на политическую арену Евросоюза и непосредственного участия в европейском политическом процессе.

Теперь вопрос о том, как эффективно выстраивать отношения с региональным уровнем, встал не только перед национальными правительствами, но и перед созданными ими наднациональными институтами.

Однако прежде чем перейти к рассмотрению данного вопроса следует определить точное значение некоторых терминов, имеющих ключевое значение в данной работе. В первую очередь необходимо определить формулировку термина «регион». Существует несколько подходов к определению этого понятия.

Территориальный подход, согласно которому регион - это всегда территория, но границы территориальных образований разные. Регион может формироваться как в рамках административно-территориальной единицы; объединять несколько территориальных единиц; являться частью административно-территориальных единиц; объединять территории нескольких стран или их часть.

Экономический подход: территория - это основа всего существующего (жизни), базой которого является производство, следовательно, экономические цели. Этот подход определяет регион как часть народнохозяйственного комплекса страны, характеризующаяся завершенностью воспроизводственного процесса и в совокупности обеспечивая целостность национальной экономики.

Социально-экономический подход появился тогда, когда стали связывать уровень жизни населения и результаты экономики региона. Согласно данному подходу регион - это социально-экономическая система, основные звенья которой (материальное производство и социальная сфера) сбалансированы.

С другой стороны регион - это территориальное образование, имеющее собственное региональные органы управления и четко очерченные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы жизнеобеспечения населения. Кроме того регион - это система, образующая социальную общность.

Административный подход уделяет внимание привязанности к границам.

Для данного исследования наиболее удобно и актуально будет использование последнего, административного подхода. Следовательно «регион» - это единица административно-территориального деления государств.

Не менее важным при рассмотрении данного вопроса является понятие «региональной интеграции».

Региональная интеграция как явление появилась после Второй мировой войны. В 1949 году Советский Союз и социалистические государства Центральной и Восточной Европы утвердили Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В западноевропейских странах интеграционные процессы были запущены в 1950 году с созданием Европейского объединения угля и стали. В 1957 году создаётся Европейское экономическое сообщество, а в 1959 г. - Европейская ассоциация свободной торговли. В 1960 - 70 гг. появляется множество организаций, членами которых являлись страны Азии, Латинской Америки и Африки. В 1980 - 90 гг. оформляются такие крупные союзы, как Североамериканская ассоциация свободной торговли и Содружество Независимых Государств.

Перевод термина «интеграция» с латинского означает «целый», то есть это понятие подразумевает образование новой общности.

Выделяют семь основных признаков региональной интеграции:

) «Региональная интеграция является игрой с положительной суммой». Это значит, что она выгодна как каждому участнику в отдельности, так и группировке в целом. Благодаря объединению нескольких государств получается, так называемый, синергетический эффект.

) «Региональные объединения выделяются из остального мира и обосабливаются от него». Общепринятой практикой считается снятие барьеров внутри группировки и вынужденная, в таком случае, дискриминация аутсайдеров.

) «Это полностью сознательный и добровольный процесс». Рост взаимозависимости стран без участия правительств нельзя считать интеграцией. Ю.В. Шишков называет это интегрированием. Подобное возможно вследствие деятельности транснациональных корпораций, финансовых групп и т.п.

) «Интеграция охватывает внутреннюю и внешнюю политику стран-участниц». Так, деятельность Всемирной торговой организации нельзя назвать интеграцией, потому что, в отличии от региональных объединений, международные организации регулируют в основном трансграничные процессы.

) «Обычно региональное объединение имеет общие органы и нормативную базу». Например, в Европейском Союзе страны делегируют наднациональным органам часть своих полномочий и своего суверенитета.

) «Основой региональной интеграции является представление об общей будущей судьбе ее участников». Это представление чаще всего базируется на общей истории и культуре, как в случае с Евросоюзом.

Существует несколько подходов к определению понятия «региональная интеграция». Сторонники федералистских концепций считают, что интеграция должна вести к созданию сверхгосударства, и поэтому определяют её как объединение с наднациональными органами управления. В коммуникативных теориях интеграция рассматривается в качестве объединённого и безопасного сообщества, пропагандирующего единые ценности. Неофункциональный подход предполагает рассматривать интеграцию с точки зрения формирования нового сообщества, полезного для его членов, готовых подчиняться решениям наднациональных органов.

Наиболее подходящее определение термина «региональная интеграция» было дано коллективом кафедры европейской интеграции Московского Государственного Института Международных Отношений (МГИМО): «региональная интеграция представляет собой модель сознательного и активного участия группы стран в процессе глобальной стратификации мира». Подобное определение основывается на понимании интеграции в контексте глобализации, усиливающей, с одной стороны, взаимосвязи между странами и регионами, а с другой стороны, ведущей к разделению мира на страты.

Исходя из вышеизложенного материала, мы можем видеть, что существует множество определений интересующих нас терминов. Использование того или иного определения, напрямую зависит от критериев исследования. В данной работе, эти термины являются ключевыми, и использование их именно в такой трактовке поможет лучше разобрать и осмыслить данную проблематику.

§2. Возрастание роли регионов и регионализация в европейском политическом процессе

Процесс интеграции европейских стран и выделения в этом процессе регионов стал возможен благодаря сочетанию множества различных факторов, наиболее важными из них являются следующие: высокоразвитая рыночная экономика, полицентрическая структура, общая культура и история, а также особенности послевоенного положения европейских стран. Рассмотрим эти факторы подробнее.

Несмотря на опустошающую Вторую мировую войну европейские страны сохранили лидирующее положение в сфере индустриального производства. На момент появления Европейского Союза во всех странах участницах уже сложилась рыночная экономика. Определившей успешность интеграции явилась единообразие и примерное равенство экономик стран Западной Европы. Интеграционные процессы также стимулировались, в значительной степени, межгосударственным сотрудничеством фирм и компаний. Мировая практика показала, что страны производящие готовую продукцию более заинтересованы в развитии международной экономической и промышленной интеграции, а страны, экспортирующие сырьё, наоборот, только конкурируют друг с другом в секторе однотипной продукции.

Ещё одной важной особенностью Евросоюза явилось существование нескольких стран, стоящих на равно высоком уровне и примерно одинакового размера, что в свою очередь, достаточно редко для региональных интегративных группировок. Полицентрическое устройство предопределило появление в группировке наднациональных структур.

Также, не подвергается сомнению факт наличия единой европейской истории. В качестве основных характеристик, объединяющих страны участницы ЕС выделяют: демократию и права человека; систему разделения властей и правовое государство; городскую автономию и развитое местное самосознание; понятие собственности и некоторые другие. Историко-культурной основой европейской цивилизации является наследие Античности и средневековая схоластическая философия, идейное наследие эпохи Просвещения и прежде всего христианство.

К особенностям послевоенного положения стран Европы можно отнести следующее. Во-первых, необходимо было восстановить разрушенное хозяйство, что было невозможно без сотрудничества с соседями и развития торговли. Во-вторых, начало холодной войны подтолкнуло западноевропейские страны к ещё большему сближению. В-третьих, после окончания войны влияние в метрополиях значительно ослабло, что привело к сокращению рынков сбыта, а создание объединения могло компенсировать эти потери.

«Действия стран Западной Европы, чтобы быть на уровне обстоятельств и угрожающей нам опасности… должны стать объединенными действиями Западной федерации, создание которой является обязательным условием успеха».

Региональная интеграция в Западной Европе складывалась в особых условиях. Постепенно, роль основного субъекта в этом процессе переходила от европейских государств к их регионам. Крупные интеграционные проекты (Единый внутренний рынок, валютный союз) создали возможность непосредственного влияния на региональную политику. Рост числа участников ЕС приводит к всё возрастающему неравенству в региональном пространстве, что в свою очередь стимулирует развитие межрегиональных связей, как в рамках одного государства, так и между разными государствами.

Так почему же регион, как субъект европейской политики, приобретает всё большую значимость?

На протяжении всей своей истории Евросоюз уделяет большое внимание различным проблемам регионов. В преамбуле к Римскому договору о создании Европейского экономического сообщества от 1957 года специально подчёркивается стремление государств-участников «укрепить единство экономики, обеспечить её гармоничное развитие путём уменьшения разрыва между различными регионами и преодоления отсталости регионов, находящихся в мене благоприятных условиях».

Отсюда следует, что ещё на этапе начального становления европейского сообщества, в основополагающих документах ЕС декларируется цель сплочения регионов в единый интеграционный комплекс (что было впоследствии названо «политикой сплочения») и сочетания общих интересов с интересами отдельных государств. Анализируя Римский договор 1957 года и последующие договора, дополнившие его, можно сказать, что сочетание этих интересов осуществляется через региональную политику Европейского союза и выдвижение, вследствие этого, регионов в качестве активных субъектов.

Как уже было сказано, целью региональной политики является сплочение регионов в единый интеграционный комплекс и сочетание общих интересов с интересами отдельных государств. Однако ЕС не ставит задачи полностью выровнять уровни благосостояния отдельных регионов, но при этом он обладает широким спектром инструментов для проведения региональной политики. Нуждающиеся в помощи территории могут воспользоваться безвозмездными субсидиями многочисленных фондов (Европейский фонд регионального развития; Европейский социальный фонд и т.д.), помощью Европейского инвестиционного банка, кредитующего социально-экономические проекты.

Раз в пять-семь лет проводится реформирование региональной политики, которое приурочивается к принятию очередного соглашения о финансирование деятельности Евросоюза. Следующее реформирование региональной политики Европейского союза будет проводиться в 2013 году. В результате последней реформы 2006 года деятельность структурных фондов концентрируется на трёх направлениях.

Первое направление, «Конвергенция», направлено на содействие развитию территорий с низким уровнем благосостояния. Такую помощь имеют право получить регионы с внутренним валовым продуктом в расчёте на душу населения на уровне 75% от среднего по ЕС (в настоящее время на таких территориях проживает около 20% населения ЕС).

Второе направление, «Конкурентоспособность», рассчитано в основном на относительно благополучные государства. Его цель - помощь регионам, испытывающим затруднения структурного характера. На данный момент около 80 административных единиц в Европейском союзе районами сельскохозяйственного или промышленного упадка.

Направление три - «Развитие человеческого капитала», нацелено на борьбу с долгосрочной безработицей и неравенством на рынке труда, а также на оказание помощи образовательным учреждениям, центрам профессиональной переподготовки и государственным службам занятости.

Согласно принципу дополнительного финансирования в ЕС вклад фондов в проекты в рамках первого направления не должен превышать 75%, а в рамках второго и третьего - 50%. Инициатива разработки и продвижения большинства существующих проектов принадлежит государствам-членам. Однако существуют и коммунитарные инициативы, цель которых поддержать трансграничное сотрудничество регионов Евросоюза. Для их финансирования была создана специальная программа ИНТЕРРЕГ, разработка которой началась ещё в 1980-х годах. Программа успешно развивается и в настоящее время работает уже четвертое поколение инициативы ИНТЕРРЕГ IV. Основной отличительной чертой этой программы является оказание помощи только тем странам, которые стремятся участвовать в экономическом и валютном союзе, а значит обязаны выполнять критерии Маастрихтского договора. На сегодняшний день помощь от этого фонда получают 15 государств-членов, 12 из которых вступили в ЕС последние годы.

Что касается непосредственного участия регионов в делах и формировании политики ЕС, то последнее несколько десятилетий регионы стремятся продвигать себя и свои интересы внутри европейского пространства, к примеру, посредством открытия своих представительств в Брюсселе. Основной целью создания этих отделений является наблюдение за развитием событий в Комиссии ЕС и оказание давления на национальные правительства.

Эти бюро информируют региональные власти о разрабатываемых инициативах Комиссии. Также они играю символическую роль в проектировании программ для субнациональных регионов, и представляют их как участников политического процесса. Кроме того, эти представительства наиболее эффективно представляют реальную информацию о самих регионах на уровне Евросоюза, что не всегда делается чиновниками от национальны правительств.

Первый офис был открыт в 1984 году. К декабрю 1995 года общее количество представительств достигло 140. Некоторые из них представляют интересы одной области, другие представляют группы регионов, а некоторые являются представительствами муниципальных властей.

Эта ситуация также выгодна и для ЕС, поскольку это значительно упрощает поиск региональных партнёров для разработки и реализации региональных программ. Комиссия поощряет лоббирования субнациональных групп для получения дополнительных источников информации и укрепления Сообщества.

Как мы можем наблюдать из всего вышесказанного, в Европейском союзе уделяется большое внимание вопросам, связанным с регионами, их проблемам и консолидации. Региональная полтика Евросоюза комплексно учитывает различные аспекты и направлена не только на решение проблем регионов, но и на стимулирование их самостоятельного роста. Получая дополнительные ресурсы со стороны многочисленных фондов, получая опыт стремительного развития, региональное сообщество становится всё более заинтересованным в расширении европейского «строительства» и стремится оказывать влияние и на внутреннюю политику ЕС всеми доступными способами.

На этом фоне возникает новая реальность, в условиях которой параметры компетенции национальных правительств претерпевают существенные изменения, а регионы все настоятельнее требуют большего самоуправления и самостоятельного выхода на международную арену. В результате большей прозрачности границ правительства сталкиваются с выходящей из-под их контроля мобильностью капитала, трудовых ресурсов, товаров, культурных ценностей. Не только на государственном уровне, но и на уровне интеграционных объединений становится все сложнее регулировать влияние транснациональных корпораций, чье могущество нередко превосходит возможности правительств стран, на территории которых разворачивается их деятельность.

В 90-х годах в условиях заметного ухудшения положения дел в экономике и роста безработицы, превысившей в среднем в европейских странах 11 процентов, многие европейцы приходят к выводу, что современное государство, страдающее хроническим бюджетным дефицитом, не в состоянии справиться со сложившейся ситуацией традиционными методами.

На этом фоне достаточно четко обозначились еще два фактора повышения роли региональных образований. С одной стороны, возросло осознание того, что органы местного самоуправления составляют одну из основ демократического строя, обеспечивая право граждан на участие в управлении государственными делами, что в свою очередь представляют собой значительный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и децентрализации власти.

С другой стороны, создавшееся кризисное положение породило определенные центробежные тенденции и надежду на то, что на уровне регионов, то есть органов власти, максимально приближенных к гражданам, станет возможным найти оптимальное решение по выходу из кризиса. Таким образом, объективно возникло пространство, в пределах которого субнациональные и трансграничные регионы приобрели больший вес и значение.

Подобные процессы не смогли не найти отклика в научных кругах, как стран-членов Евросоюза, так и России. Естественное развитие процесса регионализации и повышения статуса регионов в Европейском союзе привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их новое положение и роль в ЕС.

Причиной данных процессов является процесс интеграции, как таковой. Конечно, на первый взгляд может показаться, что эта тенденция имеет отрицательный характер. Но, если рассматривать с позиции, принятой в Европейском Союзе, тогда процессы регионализации и дезинтеграции можно рассматривать, как переход на новый, более качественный уровень интеграции европейского пространства. Интеграция, таким образом, переходит на уровень субнациональных регионов, то есть на более близкий уровень к гражданам стран Европы. Дальнейшее развитие теории «Европы регионов», в некоторой степени, отражает эти тенденции.

Глава 2. Концепция «Европа регионов»: практическое воплощение теории

§1. Субнациональные регионы. Их место в «Европе регионов»

Процесс регионализации приобрел новые импульсы. Речь идет о повышении роли регионов в архитектуре европейского континента, развитии европейской интеграции и общеевропейском сотрудничестве, которое в прежние десятилетия тормозилось жестким противостоянием двух систем. В то же время каждый отдельный европейский регион по своему реагирует на вызов времени. Это порождается национальными, культурными, историческими, геополитическими, правовыми, социальными и экономическими особенностями региона. Европа регионов - понятие, возникшее вследствие кризиса государства-нации, глобализации экономики, развития интеграционных процессов, а вместе с тем и пробуждения активности на местах и обострения локальной этничности, нивелированной под воздействием научно-технической революции.

Субъектами всех этих процессов стали как субнациональные регионы, узаконенные административно-территориальным делением многих стран (департаменты во Франции, федеральные земли в Германии, области в Италии, графства в Великобритании, фюльке в Норвегии, кантоны в Швейцарии и пр.), так и регионы, образующиеся в результате трансграничного сотрудничества.

С функциональной точки зрения, укрепление субнациональных регионов стало ответом на перегрузку центрального правительства и необходимость децентрализации предоставления государственных услуг. Региональные и местные органы власти начали играть важную роль в качестве партнёров развития и работают, как одна из важных сторон в процессе европейской интеграции. В частности, региональные элиты выступают в качестве наиболее активных сторонников дальнейшего развития интеграции во многих сферах Евросоюза. С другой стороны, регионы имеют большое влияние на европейскую политику, поскольку большинство инициатив реализуются ими. С другой стороны, регионы имеют большое влияние на европейскую политику, поскольку большинство инициатив реализуются ими. Всё чаще субнациональные правительства стремятся расширить свои полномочия в пределах своей страны в контексте ЕС.

Новая политическая структура складывается таким образом, что государства нации могут исчезнуть в пользу «Европы регионов». В некоторых случаях рост субнационального политического сознания в пределах одного государства может повлиять на структуру страны-участницы Европейского союза. В некоторых государствах стремление к приспособлению к тенденциям децентрализации приведёт национальные правительства к необходимости перестроить свои политические структуры.

Таким образом, с введением нового уровня управления в центре и на периферии отношений в рамках национальных государств, новая политическая структура может быть определена как «политический треугольник отношений в Европе». Окончательная структура подобных отношений между тремя уровнями не может быть точно определена на сегодняшний день, процессы трансформации будут продолжаться и, что-либо определённое можно будет наблюдать только через некоторое время.

На сегодняшний день субнациональные регионы государств-членов Европейского союза можно классифицировать на четыре различных группы.

Первая группа включает в себя регионы с широкими полномочиями, такими как избираемый региональный парламент, право сбора налогов, бюджетной и законодательной властью. Германские земли и бельгийские провинции являются примерами подобных регионов.

Вторая группа включает в себя регионы с расширенными полномочиями, такими как избираемый региональный парламент, ограниченное право на взимание налогов и ограниченные бюджетные полномочия. Испанские автономные области и регионы Италии могут быть приведены в качестве примера ко второй группе.

В третью группу входят регионы с ограниченными полномочиями. Французские регионы и голландские являются примерами этой группы.

Наконец, четвёртая группа включает в себя регионы обладающие минимальными полномочиями. Все основные функции (взимание налогов, бюджетные и законодательные полномочия и т.п.) находятся в ведении центрального правительства. Ирландские и английские округа, португальские регионы, а также греческие номы (до реформы 2011 года) являются примерами этой группы.

Эффективность субнациональных регионов во многом зависит от уровня их институциональной инфраструктуры и их способности к действию. Некоторые регионы только соблюдают законодательство ЕС, применимое к ним, не имея возможности влиять на разработку и реализацию соответствующей политики Сообщества.

Большинство региональных правительств рассматривает европейскую интеграцию, как средство для освобождения от власти национального государства. Они считают, что развитие прямых отношений с Евросоюзом положительно повлияет на их автономность.

Официальным признанием субнациональных территорий как субъектов внутренней политики ЕС можно считать 1994 год. В этом году был создан Комитет регионов. Создание этого комитета явилось важным изменением институциональной структуры Союза, так как были впервые официально разрешены представительства субнационального уровня, которые не имели до этого момента официального статуса.

Одной из основных целей создания Комитета регионов является укрепление экономической и социальной сплочённости государств-членов. С другой стороны, Комитет способствует тому, чтобы процесс европейской интеграции шёл более демократично и давал реальное «европейское» гражданство. В общем, о деятельности Комитета регионов можно сказать, что он выступает в качестве посредника и предоставляет информацию о европейских институтах и программах на субнациональный уровень, а значит практически непосредственно гражданам стран-участниц ЕС.

Таким образом, Комитет регионов отражает одну из институциональных реакций на текущие процессы децентрализации. Это институциональный показатель возрастающего значения субнациональных регионов в политике как Евросоюза, так и отдельных государств- членов ЕС.

Рост проницаемости границ между странами-участницами привёл к увеличению территориальных контактов между соответствующими субнациональными регионами. Начало такого сотрудничества восходит ещё к началу 1970-х годов. Оно продиктовано выявлением общих проблем и интересов в различных сферах. Например, одной из экономических причин является поиск инвестиций или получение рынков сбыта.

Выделяют два основных вида сотрудничества между регионами Европы. Первый тип - межрегиональные соглашения территорий, которые в основном граничат друг с другом. «Дуга Атлантического океана», которая включает двадцать два прибрежных региона ЕС, является классическим примером такого сотрудничества. Другой тип - тип соглашений, так называемых, «двигателей развития», которые заключаются в основном между регионами с общими интересами и перспективами для развития. Соглашение «Четырёх моторов» может быть представлено в качестве примера такого типа, которое включает в себя регионы Рона-Альп, Ломбардию, Каталонию и Баден-Вюртемберг. Основной идеей было то, что четыре региона станут локомотивом роста европейской экономики. Именно эта группа вышла на первый план в развитии концепции «Европа регионов».

Существует множество региональных организаций и объединений, которые пытаются влиять на процесс принятия решений в Европейском союзе: Конференция периферийных морских регионов; Ассоциация европейских пограничных районов; Рабочая группа традиционных промышленных районов; Дуга Атлантического океана и тому подобные. Международный союз местных органов власти и Совет коммун и регионов Европы были тесно связаны с Советом Европы, и убедили его создать постоянную Конференцию местных и региональных властей. Основной целью Конференции является продвижение демократических принципов на местном уровне. Также ею были приняты несколько нормативных документов о местном самоуправлении, приграничном сотрудничестве и другие.

Ассамблея регионов Европы была основана в 1985 году и сыграла важную роль при разработке проекта Маастрихтского договора. Её полномочия в институциональном развитии были переняты, в той или иной степени, Комитетом регионов, но Ассамблея по-прежнему играет значительную роль в региональных делах, особенно в лоббировании политических вопросов.

Эти и другие организации предоставляют информацию для Комиссии, помогают определять повестку дня и направления новых программ, упрощают взаимодействие между разными государствами. Как правило, приграничное и межрегиональное сотрудничество положительно влияет на дальнейшее углубление процесса интеграции. Но это тесно связано с готовностью национальных правительств передать необходимые компетенции на субнациональный уровень.

Содействие сотрудничеству между регионами также в интересах Европейского союза, потому что это позволяет принимать решения на более низком уровне власти, решать проблемы регионов на местном уровне, путем сотрудничества между регионами. Как мы видим, межрегиональное сотрудничество положительно влияет на идею «Европы регионов», а также «Европы граждан», в которой решения принимаются как можно ближе к самому гражданину, как это сказано в Маастрихтском договоре.

Происходит качественное изменение роли и места субнациональных регионов в построении политики и принятии решений в европейском политическом процессе. Регионы трансформировались за последние несколько лет из объектов внутренней политики Европейского союза, в активных субъектов, начали оказывать влияние на процесс принятия решений, участвовать в европейском политическом процессе на уровне Союза.

§2. Еврорегиональное движение. Роль трансграничного сотрудничества в воплощении теории «Европы регионов»

Трансграничное сотрудничество - форма мирохозяйственной интеграции, получившая особое распространение в Европе. Трансграничное сотрудничество способствует свободному перемещению товаров, услуг, капитала и людей.

Трансграничный регион - сопредельные пограничные территории государств, характеризующиеся определенным природным, экономическим, социокультурным, этническим единством. В Западной Европе наиболее широкое распространение среди форм трансграничного сотрудничества получили еврорегионы, пограничное сотрудничество и международные транспортные коридоры. Путь к единой Европе проходит через пограничные территории, где наиболее отчетливо проявляются социокультурные рубежи.

Еврорегионы - приграничные сообщества международного трансграничного сотрудничества европейских стран в области экономики, культуры, образования, транспорта, экологии и др., создаваемые на основе принципов субсидиарности. Функционирование еврорегионов осуществляется на основе перераспределения власти между центральным правительством и приграничными сообществами, наделенными полномочиями самостоятельно регулировать свою деятельность и заключать межрегиональные трансграничные соглашения в соответствии с государственным законодательством.

Первые еврорегионы были созданы вдоль «позвоночного столба» или «хребта» западноевропейской цивилизации - исторического «рейнского коридора» от Италии до Нидерландов с тысячелетним опытом вольных городов. Именно здесь еврорегионы стали наиболее эффективной формой трансграничного сотрудничества. На государственных границах Бельгии, Германии, Люксембурга, Швеции и Италии сформировались экономические «полюса роста» Лимбурга, Саара, Эльзаса, Лотарингии и других исторических областей. На территории этих еврорегионов расположены одна из столиц Европейского Союза - Страсбург и Маастрихт, где были заложены основы современной интеграции. За последние годы созданы десятки еврорегионов на границах стран ЕС и стран Центральной и Восточной Европы, однако они пока не стали эффективной формой трансграничного сотрудничества.

В западноевропейских странах идея еврорегионов исторически использовалась для преодоления относительной социально-экономической отсталости приграничных регионов по отношению к центру. В дальнейшем, по мере развития процессов европейской интеграции, еврорегионы стали рассматриваться как необходимый инструмент строительства Европейского Союза. В настоящее время еврорегионам отводится важная роль в создании благоприятных условий для сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

В странах Западной Европы уже выработана система внутригосударственного согласования при вступлении новых территорий и общин в еврорегионы. Поэтому местные органы власти принимают надлежащие решения самостоятельно. Центральные органы в лице различных министерств (экономики, юстиции, иностранных и внутренних дел) координируют их деятельность в соответствии с национальным законодательством.

Осуществление идеи ликвидации государственных границ в Европейском Союзе открывает приграничным регионам с многонациональным населением особые возможности и новые перспективы для всестороннего развития на основе взаимовыгодного сотрудничества. В результате естественного и непосредственного общения друг с другом формируется их европейское самосознание. Поэтому еврорегионы призваны осуществлять приграничное сотрудничество на основе принципа субсидиарности. Это защищает территориальную общину от чрезмерной бюрократизации.

В 1991 году было подписано Соглашение о приграничном сотрудничестве между федеральными землями Северный Рейн - Вестфалия и Нижняя Саксония (ФРГ) и Королевством Нидерланды. На основании этого документа в 1993 году было создан немецко-нидерландский Целевой союз «Европейский регион Рейн - Вааль», в состав которого вошли немецкие и нидерландские города и общины, сообщества общин и другие публично-правовые объединения (всего 45 юридических лиц). Приграничное сотрудничество нового Целевого союза осуществляется в таких областях, как экономическое развитие, образование, транспортные коммуникации, территориальное планирование, культура и спорт, туризм и отдых, защита окружающей среды и утилизация отходов, охрана природы и уход за садово-парковыми ансамблями, социальная сфера, здравоохранение, защита от природных катастроф, телекоммуникации, общественная безопасность и порядок.

Еврорегион отдает приоритет одному блоку из наиболее острых проблем для индустриальных территорий - блоку экологических проблем, включая утилизацию отходов. Еврорегион имеет консолидированный бюджет, взнос в который зависит от численности населения входящих в Союз городов и общин.

В 1996 году в Майнце было подписано Соглашение о приграничном сотрудничестве между федеральными землями Северный Рейн - Вестфалия, Рейнланд-Пфальц (Германия), регионом Валлония и Немецкоязычным сообществом Бельгии. Таким образом был создан прецедент, когда одно и тоже территориальное сообщество может входить в разные еврорегионы. Данное соглашение направлено на более тесную консолидации немецких и французских приграничных территориальных общин. Не случайно, в соглашении оговорена возможность присоединение к еврорегиону Французского сообщества Бельгии.

Рабочее сообщество муниципальных образований еврорегиона Эйфель - Арденны включает федеральную общину Прюм (ФРГ), город Св.Вит (Бельгия) и общину Клерф (Люксембург). Членство в еврорегионе является открытым для всех без исключения других общин и коммунальных органов района Эйфель - Арденны.

февраля 1995 года был создан еврорегион СаарЛорЛюксРейн на основе образованного в 1988 году коммунального рабочего сообщества КОМРЕГИО. Штаб-квартира еврорегиона расположена в Люксембурге, но может быть перенесена по решению членов правления в любое другое место. Еврорегион осуществляет свою деятельность на территориях Великого Герцогства Люксембург, Лотарингии, земли ФРГ Саар, западных районов земли ФРГ Рейнланд-Пфальц, а также районов Бельгии, граничащих с Великим Герцогством Люксембург. Среди целей и задачей еврорегиона выделяются следующие:

·обмен информации о планировании и результатах осуществления коммунальных проектов;

·оказания своим членам консультативных услуг;

·представление проектов в соответствии с принципом субсидиарности;

·содействие обмену сотрудниками административного управления и повышения их квалификации в сфере приграничного сотрудничества;

·организации работы по укреплению в сознании проживающих на территории еврорегиона населения идеи о необходимости приграничного сотрудничества.

Приграничное сотрудничество распространяется на все сферы деятельности, входящие в компетенцию коммунальных органов власти. Членом еврорегиона может стать любая административно-территориальная единица, другие местные коммунальные организации, если они заявят о своем согласии с его целями. Высшим органом еврорегиона является Генеральное собрание (Совет еврорегиона). Число представителей устанавливается по численности населения территории. Количество жителей в 20 тысяч человек дает право на одного представителя. Однако общее число представителей не может быть более четырех человек. Ведущий союз на коммунальном уровне или аналогичное объединение местных властей может назначать до десяти представителей. Совет еврорегиона несет ответственность по всем вопросам в соответствии с принятым Уставом.

Правительства Германии, Франции, Люксембурга и Швейцарии в 1996 г. подписали Соглашение о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и органов местного управления. Впервые с учетом многолетнего опыта функционирования локальных еврорегионов были унифицированы правила сотрудничества для обширной территории, включающей федеральные земли Баден-Вюртенберг, Рейнланд-Пфальц и Саар (Германия), регионы Эльзас и Лотарингия (Франция), союз коммун (Люксембург) и кантоны Солер, городской и сельский Базель, Агрови и Юра (Швейцария). Цель данного соглашения заключается в облегчении и упрощении приграничного сотрудничества территориальных сообществ и органов местного самоуправления четырех европейских стран с учетом внутреннего законодательства и международных обязательств. В соглашении рассмотрены правовые условия различных форм сотрудничества, включенный в Европейскую рамочную конвенцию 1980 года. Можно сказать, что создан самый крупных западноевропейский полигон для совершенствования принципов регионализма на континенте.

Опыт создания еврорегионов в западноевропейских странах свидетельствует о поэтапности этого процесса, тщательного экономико-правового обоснования на пути к созданию общеевропейского дома. После падения «железного занавеса» началось продвижение еврорегионов на восток континента. За последние годы созданы десятки еврорегионов на границах стран ЕС и стран Центральной и Восточной Европы, однако они пока не стали эффективной формой трансграничного сотрудничества, что обусловлено рядом причин. На Западе еврорегионы имеют консолидированный бюджет и получают дополнительное финансирование от ЕС, тогда как в Восточной Европе они испытывают большие трудности при формировании общего бюджета и имеют ограниченные делегированные полномочия при решении вопросов делового сотрудничества.

В 1994 году был создан еврорегион «Ныса», включивший приграничные районы и гмины Чехии, Германии и Польши. В рамочном соглашении о сотрудничестве выделяются следующие направления совместной деятельности:

·сотрудничество в области территориального планирования;

·улучшение состояния окружающей среды;

·подъем развития экономики и выравнивание жизненных стандартов;

·строительство и развитие инфраструктуры в соответствии с приграничными потребностями;

·сотрудничество в аварийных ситуациях;

·туризм и культурный обмен;

·воздействие на улучшение межчеловеческих отношений;

·сотрудничество в гуманитарной и социальной областях;

·рассмотрение жалоб граждан.

Таким образом, исходя из положений Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве, в еврорегионах на востоке континента делается упор на создание широкой «инфраструктуры» европейской интеграции, включая права человека.

К наиболее крупным еврорегонам, которые могут быть рассмотрены как классические примеры, также относятся «Баварский лес - Богемский лес/Шумава» (Германия, Австрия, Чехия 1994), «Эльба-Лаба» (Германия, Чехия 1992), «Маас-Рейн» (Германия, Бельгия, Нидерланды 1976), «Померания» (Дания, Германия, Польша, Швеция 1995) и «ТриРена» (Германия, Франция, Швейцария 1995).

Еврорегион «Померания» - один из таких трансграничных регионов, связывающий не только Центральную и Восточную Европу, но и Скандинавию. В него входят немецкие и польские, а с февраля 1998 г. еще и шведские области.

С развитием европейской интеграции постепенно восстанавливаются западно-восточные связи, равно как и связи между севером и югом, исторически сложившиеся на территории еврорегиона «Померания». «Померания» - это название одной из исторических польских провинций. Соглашение об образовании еврорегиона «Померания» было подписано 15 декабря.

г. в польском городе Щецин. В еврорегион вошли 9 районов и городов земли Мекленбург-Предпомерания, 3 района и один город земли Бранденбург (ФРГ), а также Целевой союз польских гмин и городов (54) Западного Поморья и г. Щецин. Сегодня «Померания» осуществляет свою деятельность на трехсторонней основе. В еврорегион входят 6 немецких территорий, 100 гмин и 8 повятов Западно-Поморского воеводства Польши и 33 шведские коммуны. Основная цель еврорегиона «Померания» заключается в обеспечении планомерного и сбалансированного развития территорий, заинтересованных в сближении и сотрудничестве. Приоритетными направлениями сотрудничества являются взаимодействие в области пространственного планирования, создание сопоставимых полицентрических городских систем и поселковых структур, развитие мультимодальности транспортных систем и модернизация транспортной инфраструктуры, развитие координационных связей в сфере науки и информации, сохранение общего духовного и культурного наследия. Перспективы развития еврорегиона «Померания» связаны с реализацией «Оперативной программы Цель 3 Европейское территориальное сотрудничество - Трансграничное сотрудничество немецких земель Мекленбург-Передняя Померания/Бранденбург и польского Западно-Поморского воеводства на 2007-2013 годы» («ИНТЕРРЕГ IVA»).

Программа, предусматривающая сотрудничество лишь немецкой и польской сторон (без участия шведских партнеров), призвана содействовать равномерному и сбалансированному развитию территорий посредством трансграничного сближения населения, предприятий и институтов.

Другой еврорегион, ТриРена, складывается в районе Верхнего Рейна на пограничье Германии, Франции и Швейцарии. Эта разорванная между государствами территория начинает постепенно стягиваться благодаря комплексу мер, направленных на упрочение связей. Важное место в нем отводится туризму. В результате трехсторонних усилий разработана общая стратегия рекламы «Три страны - четыре города - одна поездка», открыты школы по изучению иностранного (французского или немецкого) языка для преодоления культурно-языковых барьеров, выпущен единый путеводитель по музеям региона, ведется строительство паромной переправы через Рейн для велосипедистов и пешеходов, соединяющей Францию и Германию, налаживается кооперация между конгресс-центрами Страсбурга, Базеля и Фрайбурга, восстанавливаются памятники истории и культуры.

Совместные проекты финансируются странами-участницами из бюджетов разных уровней: нижнего (местные общины), среднего (немецкие земли, французские департаменты, швейцарские кантоны) и высшего (центральные правительства). Значительные средства на реализацию проектов выделяет ЕС. Как упоминалось ранее, в 1991 г. была утверждена специальная общеевропейская программа «ИНТЕРРЕГ», предусматривающая оказание финансовой поддержки межрегиональному сотрудничеству.

Среди реализованных проектов - организация в 1993 г. консалтингового центра «ИНФОБЕСТ». Эта небольшая по числу работников фирма предоставляет информацию и оказывает консультационные услуги в пределах региона Трирена по широкому кругу запрашиваемых вопросов, начиная с поведения за завтраком в чужой стране до подбора зарубежных деловых партнеров. По мнению сотрудников фирмы, только спустя несколько десятилетий, как были сделаны первые шага навстречу друг другу и положено начало современной интеграции, можно говорить о неком синергическом эффекте общих усилий. Не последняя роль в этом принадлежит туризму как основному средству межличностных связей, политических, экономических и культурных контактов.

Таким образом, можно сказать, что центрально-европейские страны наиболее полно включилась в систему европейского регионализма, полностью используя свое центральное положение. Сглаживание диспропорций происходит не за счет перекачки средств из центра в периферию, а за счет развития отдаленных регионов и реализации их собственного потенциала. В данный момент наиболее успешно задействованы в трансграничном сотрудничестве приграничные территории Германии, Франции, Бельгии, Люксембурга, Швейцарии и некоторых других в силу особенностей исторического развития этих земель.

Заключение

Политические структуры государств-членов ЕС не похожи, они варьируются от централизованных унитарных государств, до федеративных государств, и отношения между субнациональными регионами и их центральными органами власти могут различаться в зависимости от политической и административной структуры их государства-нации.

Существует две гипотезы о возможных будущих отношениях между национальными государствами и Европейским союзом. Согласно одной из них, государства-нации адаптируются к новым вызовам и будут продолжать играть ключевую роль в основных областях политики.

Другая заключается в том, что европейская интеграция и национальная регионализация ослабят национальные государства как сверху, так и снизу. Это приведёт к формированию многоуровневого управления и, возможно в некоторых случаях, к появлению «Европы регионов» в целостном значении этого понятия. Это означает, что национальные институты и власти ослабнут при растущей мощи Евросоюза, регионов и отдельных городов, которые займут своё место в европейском политическом процессе.

Таким образом, идея «Европы регионов», в её наиболее радикальном понимании, означает распад государства-нации, и переход большинства функций от центральных правительств к органам Европейского союза, региональным и местным властям.

Существует также третья, компромиссная точка зрения. Суть её в том, что региональный уровень должен дополнять национальные правительства в евроинтеграционном процессе, а не заменять их. Эту точку зрения иногда определяют, как кооперативный регионализм.

Однако, межправительственного подхода к ЕС не хватает ни для объяснения текущих политических процессов, происходящих на уровне субнациональных регионов, ни, главным образом, для разработки альтернатив государству-нации. Кроме того, субнациональные регионы крайне редко стремятся заместить государство или взять на себя общегосударственные функции. Но некоторые из них хотят видоизменить существующий Союз до федерации регионов и малых народов.

Другие относятся к этому более прагматично и рассматривают Европу, как арену, на которой их националистические требования могут быть выражены и узаконены, и они также пытаются воздействовать на органы Европейского союза по этим вопросам. Примером такой группы может служить политическая партия «Конвергенция и Союз Каталонии», которая является одним из активных сторонников продвижения «Европы регионов».

Таким образом, судьба «Европы регионов» остаётся под вопросом в обозримом будущем. Другой важный вопрос, является ли теория «Европы регионов» способной к укреплению сплочённости в Европе, или же ослабит солидарность государств внутри них и между ними.

С другой стороны, потребуется пройти ещё долгий путь, завоевывая доверие и поддержку со стороны правительств тех европейских стран, которые упорно отстаивают свои централизованные правительства. Так что, трансформация Евросоюза в «Европу регионов» всё ещё остаётся утопией, но эта теория отражает важные тенденции к децентрализации и регионализации, сочетаемые с некоторой общеевропейской консолидацией.

Однако, последние расширения Союза делают процесс принятия решений всё более сложным, потому что всё большее число государств, с ещё большим числом интересов должны быть в нём учтены. Если каждое государство-член ЕС децентрализуется внутри, то и появится больше региональных представительств, стремящихся принять участие в формировании политики Европейского союза. Это сделает практически невозможным для Евросоюза эффективно отстаивать свои интересы, как на международном уровне, так и на внутреннем.

Таким образом, мы можем сказать, что возможность воплощения теории «Европы регионов» в полном её значении не представляется в обозримом будущем, но начало обсуждения этой идеи является индикатором того, что увеличивается значение и влияние субнациональных регионов в Европе, трансформируется их роль в европейской политике. По словам М. Кетинга: «Европейская политика регионализирована, региональная политика европеизирована, а национальная политика и европеизирована и регионализирована».

Новая Европа трансформируется, при этом не становясь ни федеральной Европой, основанной на понятии «Европы регионов», ни межправительственной Европой, основанной на примате национальных государств. Таким образом, общая структура Европейского союза не определена до сих пор. Эволюционный процесс в ЕС продолжается.

Библиография

1.Единый Европейский Акт (С заключительным актом и декларациями; подписан в г.Люксембурге 17.02.1986 и в г.Гааге 28.02.1986) - [Электронный ресурс]. Режим доступа #"justify">5.Treaty establishing the European Economic Community, EEC Treaty - original text- [Электронный ресурс]. Режим доступа #"justify">6.Jean Monne, Letter to Robert Schuman, 1948- [Электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu

7.Cohesion policy to deliver the Lisbon Strategy (2007 - 2013) - [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">8.Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ или властей. На официальном сайте Центра международных исследований БГУ. - [Электронный ресурс]. Режим доступа//#"justify">9.Growing Regions, growing Europe. Fourth Report on Economic and Social Cohesion. Luxembourg, 2007. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">10.Council of Europe. European Charter of Local Self-Government. Strasbourg, 1985, 15 october. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">11.Scott J. Inducing cooperation: can euroregions function as bridges between complex boundaries.;

12.Keating, M. The New Regionalism in Western Europe.

13.Keating, M. The Continental Meso: Regions in the European Community.

14.Keating, M. Is There a Regional Level of Government in Europe?. In: Gales, P. Le & Lequesne, C. Regions in Europe.;

15. Keating, M. The Continental Meso: Regions in the European Community.;

16.Loughlin, J. Representing Regions in Europe: The Committee of the Regions. Ibid.;

17.Selcen Öner. Relations between the EU and sub-regions and their impact on the European nation-state.;

18.Allum, P. State and Society in Western Europe.

19.John, P. The Europeanisation of Sub-national Governance.

20.Laffan, B. Nations and Regions in Western Europe. Retrieved on February, 06.2001 - [Электронный ресурс]. Режим доступа: <#"justify">40.Европа от А до Я. Справочник европейской интеграции / сост. В. Вайденфельд. - Рига, 2002.

41.Единая Европа: идея и практика / отв. ред. М.М. Наринский. - М. : ИВИ РАН, 1994.

42.Cohesion policy to deliver the Lisbon Strategy (2007 - 2013) - [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">43.Growing Regions, growing Europe. Fourth Report on Economic and Social Cohesion. Luxembourg, 2007. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">44.Официальный сайт ЕС, раздел региональной политики. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">45.Официальный сайт Европейской комиссии. Программа INTERREG. Электронный ресурс. Режим доступа: #"justify">46.Европа на пороге 21 века: ренессанс или упадок? Проблемно-тематический сборник / гл. ред. Т.Г. Пархалина. - М. : ИНИОН, 1997.

47.Официальный сайт Комитета регионов - [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">48.The Committee of The Regions-Five Questions, Five Answers, European Union Committee of the Regions official website, Retrieved on January 4, 2001 - [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">49.Официальный сайт Комитета регионов - [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">53.Официальный сайт Ассоциации Европейских приграничных регионов. - [Электронный ресурс].Режим доступа: #"justify">54.Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. - М.: Научная книга, 2002.

55.Официальный сайт Еврорегиона Рейн-Вааль. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">56.Романов С. Еврорегиональное сотрудничество государств Центральной и Восточной Европы // Обозреватель. 2000. № 8; Poland and Romania before Enlargement of European Union and NATO / ed. by J. Wendt., F. Benţe, V. Bodocan. - Warsaw, 2004.

57.Бусыгина И.М. Новая роль регионов в Европейском Союзе (опыт земли Северный Рейн Вестфалия) /И.М. Бусыгина // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №12.

58.Официальный сайт симпозиума по изучению KOMREGIO. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">59.Официальный сайт Ассоциации Европейских приграничных регионов. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">60.Официальный сайт Еврорегиона Ныса. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.neisse-nisa-nysa.org

61.Официальный сайт Еврорегиона Померания. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pomerania.net

62.Официальный сайт программы ИНТЕРРЕГ IVА. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.deutschland-nederland.eu

63.Официальный сайт Еврорегиона ТриРена. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.trirhena.org

64.Официальный сайт проекта InfoBest. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infobest.eu

Похожие работы на - Процессы регионализации и децентрализации Европы. Становление 'Европы регионов'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!