Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,45 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенный кодекс Таможенного союза

Введение

Таможенный кодекс - кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим правовые отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу.

Таможенный кодекс является основным источником таможенного права, фактическим ядром и фундаментом таможенного законодательства. Положениям Таможенного кодекса обязаны подчиняться все лица (организации и люди) перемещающие свои товары через границу.

Сейчас в Беларуси действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Таможенный кодекс таможенного союза - одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базы, на основании которой функционирует таможенный союз Беларуси, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества.

В связи с формированием Таможенного союза и модернизацией таможенного законодательства Республики Беларусь выбранная мною тема «Таможенный кодекс таможенного союза» очень актуальна.

Целью данной работы является общая характеристика ТК ТС с учётом новаций в таможенном законодательстве.

Названная цель предопределила ряд более конкретных задач исследования:

раскрыть основные положения кодекса;

сделать сравнительный анализ Таможенного кодекса Таможенного союза и Таможенного кодекса Республики Беларусь;

выявить положения, относящиеся к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза, а также вопросы, регулирующиеся на наднациональном уровне.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературных источников и приложений.

Источниками информации для написания работы по теме «Таможенный кодекс Таможенного союза» послужили базовая учебная литература, источники таможенного права, статьи и обзоры в периодических изданиях, электронные ресурсы.

Глава 1. Таможенный кодекс Таможенного союза

.1 Ход разработки проекта Таможенного кодекса таможенного союза

В соответствии с Планом действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, утвержденного решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 6 октября 2007 года №1, Комиссией таможенного союза осуществляется комплекс мероприятий, связанных с разработкой проекта Таможенного кодекса таможенного союза [9].

Решением Интеграционного комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации определены принципы разработки Таможенного кодекса таможенного союза:

таможенное законодательство таможенного союза включает в себя:

международные договоры между Сторонами в области таможенного регулирования;

Таможенный кодекс таможенного союза;

нормативные правовые акты Комиссии таможенного союза, издаваемые во исполнение положений Кодекса;

отсутствие таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних таможенных границах;

единообразное применение таможенных процедур (режимов) на единой таможенной территории и другие [6].

Комиссия таможенного союза, рассмотрев вопрос «О концептуальных условиях взаимодействия таможенных служб Сторон на единой таможенной территории» (п. 2 Решения №4 от 04.02.09), определила осуществлять разработку проекта Таможенного кодекса таможенного союза на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото).

Комиссия таможенного союза утвердила (Решение №14 от 26.02.09) состав Постоянно действующей рабочей группы по разработке проекта Таможенного кодекса таможенного союза (далее Кодекс) и План-график ее работы.

Во исполнение вышеуказанных решений названная Рабочая группа при разработке структуры и норм проекта Кодекса использовала официальный текст на русском языке Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, ратифицированной Республикой Казахстан. При этом были достигнуты договоренности не использовать термины «таможенное оформление» и «таможенные режимы» и другие, как не соответствующие понятийному аппарату названной Конвенции.

Рабочая группа в мае 2009 года сформировала текст проекта Кодекса в целом. В этой связи Комиссия таможенного союза (Решение №56 от 25.06.09) направила его Сторонам для выработки позиций и представления их до 10 июля с.г. в Секретариат комиссии таможенного союза. Во исполнение указанного Решения постоянно действующей рабочей группой с 14 по 20 июля проект Таможенного кодекса таможенного союза был доработан. На заседании Экспертной группы «Таможенное администрирование и статистика» с 28 июля по 5 августа 2009 года с участием заместителей руководителей таможенных служб Сторон (Гошин В.А., Тен И.В. и Чайка К.Л.) и других ответственных работников министерств и ведомств Сторон проанализировано более 270 поступивших поправок. Секретариатом Комиссии проведен предварительный анализ норм проекта Кодекса, показавший несоответствие ряда его терминов и норм положениям Конвенции Киото.

Комиссия таможенного союза на своем 7-ом заседании, состоявшемся 12.08.09 в г. Москве, приняла к сведению информацию Руководителя экспертной группы по направлению «Таможенное администрирование и статистика» Карбузова К-К. Ж. (Председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан) о результатах доработки проекта Таможенного кодекса таможенного союза. Решением Комиссии таможенного союза от 12.08.09 №66 проект Кодекса принят за основу.

Комиссия таможенного союза поручила Экспертной группе по направлению «Таможенное администрирование и статистика» с участием заместителей руководителей финансового, экономического, юстиции и таможенного ведомств Сторон с 25 августа по 3 сентября с.г., доработать проект Кодекса, с учетом обсуждения концептуальных вопросов на заседании Комиссии и справки - таблицы поправок в проект Кодекса. Последующее лингвистическое редактирование его текста поручено российской Стороне.

Организация и проведение совещания по рассмотрению проекта Кодекса заместителями руководителей финансового, экономического, юстиции и таможенного ведомств Сторон поручено Министерству экономического развития России (А.А. Слепнев).

Руководителю экспертной группы по направлению «Таможенное администрирование и статистика» Карбузову К-К.Ж. поручено доработанный проект Кодекса до 4 сентября с.г. представить в Секретариат Комиссии таможенного союза. Секретариату Комиссии поручено подготовить проекты решений Комиссии, Межгоссовета ЕврАзЭС и проект Плана мероприятий по введению Кодекса в действие с 1 июля 2010 года и внести указанные документы на рассмотрение 8-го заседания Комиссии таможенного союза [Прил. А], проведение которого запланировано на 25 сентября 2009 г. в г. Алматы [13].

Договор о Таможенном кодексе таможенного союза был подписан 27 ноября 2009 года в г. Минске на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Данным Договором принят Таможенный кодекс таможенного союза, являющийся его неотъемлемой частью.

Официально Таможенный кодекс Таможенного союза начал действовать с 1 июля 2010 г. для Казахстана и России и с 6 июля 2010 г. для Беларуси [2].

Выводы:

Важным шагом на пути формирования таможенного союза является разработка Таможенного кодекса таможенного союза. Таможенный кодекс очень серьёзный и важный документ, поэтому его разрабатывала специальная группа высокопрофессиональных экспертов. Комиссия таможенного союза определила осуществлять разработку проекта Таможенного кодекса таможенного союза на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Рабочая группа сформировала текст проекта Кодекса в целом. Однако на заседании Экспертной группы поступило более 270 поправок, что было связано с несоответствием ряда терминов Кодекса и норм положений Конвенции Киото. Комиссия таможенного союза поручила Экспертной группе доработать проект Кодекса. Секретариату Комиссии было поручено подготовить проект Плана мероприятий по введению Кодекса в действие с 1 июля 2010 года. Таможенный кодекс таможенного союза начал действовать с 1 июля 2010 г. для Казахстана и России и с 6 июля 2010 г. для Беларуси.

.2 Структура и содержание Таможенного кодекса таможенного союза

Таможенный кодекс таможенного союза (далее ТК ТС) состоит из Общей и Особенной частей, включающих 8 разделов, 50 глав, 373 статьи, определяющих все основные сферы таможенного регулирования.

Общая часть ТК ТС состоит из трех разделов:

I. Основные положения;

II. Таможенные платежи;

III. Таможенный контроль.

Раздел I. Основные положения

Глава 1 содержит положения, определяющие суть таможенного регулирования в таможенном союзе, систему таможенного законодательства таможенного союза, понятия единой таможенной территории таможенного союза и таможенной границы таможенного союза. На этих основных положениях базируется система таможенного регулирования в таможенном союзе.

ТК ТС и иные акты таможенного законодательства таможенного союза действуют на единой таможенной территории таможенного союза, которая состоит из территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Пределы единой таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.

Правоотношения, регулируемые таможенным законодательством таможенного союза, прежде всего, затрагивают порядок перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, а также перевозку товаров под таможенным контролем по единой таможенной территории таможенного союза, временное хранение, таможенное декларирование, выпуск товаров и их использование в соответствии с таможенными процедурами.

Также в этой главе дан понятийный аппарат, используемый в ТК ТС, определены основные задачи таможенных органов и вопросы обращения с информацией.

Кроме общих положений, определённых в главе 1, разделом 1 ТК ТС регулируются вопросы информирования и консультирования, взаимоотношений таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, вопросы таможенной статистики, классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза, определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

Отдельно следует остановиться на вопросах взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. В ТК ТС включены основные положения, касающиеся деятельности:

таможенных представителей (в ТК Республики Беларусь - «таможенные агенты»);

таможенных перевозчиков;

владельцев складов временного хранения;

владельцев таможенных складов;

владельцев магазинов беспошлинной торговли;

уполномоченных экономических операторов (аналог Добросовестных участников ВЭД в Республике Беларусь).

ТК ТС содержит основные положения о порядке создания и непосредственно условия присвоения соответствующего статуса перечисленным лицам.

В настоящее время в Республике Беларусь деятельность в области таможенного дела является лицензируемым видом деятельности. Государственный таможенный комитет выдаёт лицензии в порядке, установленном Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 О лицензировании отдельных видов деятельности. ТК ТС вводится российская система порядка создания таких лиц - через включение в соответствующие реестры, ведущиеся таможенными органами.

Порядок включения в реестры и исключения из них, ведение таких реестров отнесены к компетенции законодательства государств-участников таможенного союза.

Согласно положений ТК ТС лица, которым будет присваиваться статус таможенного представителя, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, будут осуществлять свою деятельность в этом качестве только на территории государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого они включены в соответствующий реестр.

Статус таможенного перевозчика будет признаваться на всей территории таможенного союза. Таможенные перевозчики государств-членов таможенного союза будут осуществлять перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.

Статьей 41 ТК ТС определены упрощения, представляемые уполномоченным экономическим операторам, к ним относятся:

)временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;

2)выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТС;

)проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;

)иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.

Разделы II и III. Таможенные платежи и таможенный контроль

Данные разделы ТК ТС корреспондируют с аналогичными разделами VII и VIII Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее ТК РБ) и содержат основные вопросы, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов и проведением таможенными органами таможенного контроля [8, c. 3-6].

Касаясь кратко таможенных платежей, следует отметить, что в рамках таможенного союза ставки таможенных пошлин, налогов будут применяться следующим образом:

.для целей исчисления ввозных таможенных пошлин - ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза;

2.для целей исчисления вывозных таможенных пошлин - ставки, установленные законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с Соглашением о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.;

.для целей исчисления налогов (НДС и акцизы, взимаемые таможенными органами) - ставки, установленные законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Установление видов и ставок таможенных сборов отнесено к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза.

IV. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации;

V. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру;

VI. Таможенные процедуры;

VII. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров;

VIII. Переходные положения [11].

Согласно концепции ТК ТС все таможенные операции можно разделить на две группы: предшествующие подаче таможенной декларации и непосредственно связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.

К первой группе относятся таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию таможенного союза, убытием товаров с такой территории и временным хранением иностранных товаров до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных законодательством таможенного союза. Порядок совершения таких таможенных операций, места их совершения и перечни представляемых документов определены главах 23-25 ТК ТС.

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, включают в себя действия, связанные с таможенным декларированием товаров (подача таможенной декларации, её регистрация таможенными органами, представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения) и выпуском товаров (действия таможенных органов, разрешающие заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры).

Статьей 180 ТК ТС определены четыре вида таможенной декларации, применяемые при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары:

)декларация на товары;

2)транзитная декларация;

)пассажирская таможенная декларация;

)декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации будут определены Решениями Комиссии таможенного союза.

Как и ТК РБ, ТК ТС предусмотрена возможность использования в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой.

ТК ТС воспринял подходы белорусского законодательства в части определения сроков подачи таможенной декларации (ст. 185 ТК ТС):

)в отношении товаров ввезенных на таможенную территорию таможенного союза - до истечения срока временного хранения товаров;

2)в отношении товаров вывозимых с таможенной территории таможенного союза - до их убытия с такой таможенной территории.

Таможенные режимы - таможенные процедуры в ТК ТС

ТК ТС предусмотрено 17 таможенных процедур (статья 202 ТК ТС):

)выпуск для внутреннего потребления;

2)экспорт;

)таможенный транзит;

)таможенный склад;

)переработка на таможенной территории;

)переработка вне таможенной территории;

)переработка для внутреннего потребления;

)временный ввоз (допуск);

)временный вывоз;

10)реимпорт;

11)реэкспорт;

)беспошлинная торговля;

)уничтожение;

)отказ в пользу государства;

)свободная таможенная зона;

)свободный склад;

)специальная таможенная процедура [3].

Отдельно следует остановиться на таможенной процедуре таможенного транзита. Эта таможенная процедура будет применяться при перевозке по единой таможенной территории таможенного союза:

)иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

2)иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

)иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

)иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

)товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.

К мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита ТК ТС относит:

)обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров;

2)таможенное сопровождение;

)установление маршрута перевозки товаров [1].

Предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется если:

)в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;

2)товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;

)это установлено международными договорами;

)товары перевозятся под таможенным сопровождением;

)в иных случаях, установленных ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза, например, когда сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную пятистам евро (п. 2 ст. 85 ТК ТС).

Определены ТК ТС и особенности определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита [8, с. 12].

Такая сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта в государстве-члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, но не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах-членах таможенного союза, как если бы товар помещался на территориях этих государств-членов таможенного союза под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта. При этом для определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов применяется курс иностранной валюты, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита [3, ст. 88 ТК ТС].

В разделе VII ТК ТС определены особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров и лиц. В частности:

особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц;

особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;

перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа;

особенности перемещения товаров для личного пользования;

особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.

Раздел VIII. Переходные положения [8, c. 13].

кодекс таможенный союз процедура

Глава 2. Отличия Таможенного кодекса таможенного союза от Таможенного кодекса Республики Беларусь

Таможенный кодекс таможенного союза создан с учётом таможенного законодательства входящих в него трёх стран, а также с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Членами этой Конвенции являются практически все ведущие государства мира, а также Европейское сообщество (в целом более 60 государств). Республика Казахстан присоединилась к Конвенции в 2009 году. В Республике Беларусь и Российской Федерации ведется подготовка к присоединению к этой конвенции. Использование Киотской конвенции, как основы при его подготовке, нашло отражение в структуре ТК ТС, его терминологии и содержании таможенных операций и таможенных процедур [2].

2.1 Сравнительный анализ структуры Таможенного кодекса таможенного союза и Таможенного кодекса Республики Беларусь

ТК ТС по структуре и терминологии существенно отличается от Таможенного кодекса Республики Беларусь и состоит из Общей и Особенной частей, включающих 8 разделов, 50 глав, 372 статей, определяющих все основные сферы таможенного регулирования. (Справочно: Таможенный кодекс Республики Беларусь состоит из 9 разделов, 36 глав, 350 статей)

При этом заложенные в ТК ТС принципы и порядок таможенного регулирования в целом не отличаются от применяемых в настоящее время в Республике Беларусь.

Также к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза отнесены:

)порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

2)правоохранительная деятельность таможенных органов (ОРД, дознание по уголовным преступлениям и административный процесс);

)ряд иных вопросов, в основном касающихся технической реализации различных таможенных операций [11].

2.2 Отличия в терминологии ТК ТС и ТК РБ

Среди основных терминологических и понятийных отличий можно отметить отсутствие в ТК ТС понятия «таможенное оформление», вместо него используются понятия «таможенные операции» и «выпуск товаров», а также замену двух понятий - «таможенный режим» и «таможенная процедура» одним - «таможенная процедура».

Понятия

(ТК РБ) таможенное оформление - совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру, завершением таможенной процедуры, а также с выдачей разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории;

Также в ТК ТС в сравнении с ТК РБ используются иные определения терминов ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза, вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, незаконное перемещение товаров через таможенную границу, перевозчик [1].

Например, под ввозом товаров предлагается рассматривать не только сам факт пересечения таможенной границы, но и длящийся процесс, т.е. действия по дальнейшей доставке товаров до пункта ввоза, их таможенному декларированию, а также выпуску таможенным органом в заявленной таможенной процедуре. Данный подход позволяет при выявлении правонарушения чётко увязать ввоз товаров с их возможным сокрытием от таможенного контроля или незаконным перемещением через таможенную границу [5].

Кроме того, в ТК ТС есть понятия, не закреплённые в ТК РБ: оператор почтовой связи, таможенное декларирование, меры нетарифного регулирования, запреты и ограничения и некоторые другие [1].

Таможенные процедуры

ТК ТС предусматривает наличие 17 таможенных процедур (статья 202 ТК ТС), из них:

определены непосредственно в кодексе;

(свободная таможенная зона, свободный склад) должны быть установлены международными договорами государств-членов таможенного союза;

(специальная таможенная процедура) при необходимости может быть установлена национальным законодательством государств-членов таможенного союза в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза (товаров перемещаемых дипломатическими представительствами, консульствами; воинскими формированиями, расположенными за пределами государств-участников таможенного союза и т.п.).

В настоящее время ТК Республики Беларусь предусмотрено 14 таможенных режимов, из них:

определены кодексом;

(свободный склад) Указом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005г. №545 «Об утверждении Положения о свободных складах» [11].

Различия в названиях некоторых таможенных процедур и их определениях приведены в сравнительной таблице [Прил. Б].

Таким образом, для Республики Беларусь ТК ТС вводятся две новые таможенные процедуры - специальная таможенная процедура и процедура переработки товаров для внутреннего потребления [10].

Процедура переработки товаров для внутреннего потребления заимствована из Киотской конвенции и допускает использование в установленные сроки иностранных товары в качестве сырья, полуфабрикатов и комплектующих без уплаты ввозных таможенных пошлин, но с уплатой налогов и применением запретов и ограничений. Полученные в этой процедуре продукты переработки, подлежит помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к этой продукции [1].

Таможенная процедура таможенного транзита

Новым для Республики Беларусь подходом является обязательность помещения под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта. Пунктом 5 статьи 215 ТК ТС определено, что такие товары перевозятся по таможенной территории таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если иное не предусмотрено кодексом и (или) решением Комиссии таможенного союза.

Таможенная процедура таможенного транзита осуществляется в определённый срок. Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчёта двух тысяч километров за один месяц. Нужно отметить, что в ТК РБ предельный срок таможенной процедуры таможенного транзита не превышал пяти календарных дней, если перевозка осуществлялась автомобильным транспортом. При перевозке и использованием водных судов и железнодорожного транспорта - 30 календарных дней, а в случае, если перевозка осуществляется воздушным транспортом, - трёх календарных дней со дня получения разрешения на таможенный транзит [7].

Временное хранение товаров

Среди отличий можно отметить увеличение срока временного хранения товаров. (Справочно: в соответствии со статьей 125 ТК Республики Беларусь срок временного хранения составляет шестьдесят календарных дней, без возможности продления).

Согласно ТК ТС (ст.170), срок временного хранения составляет два месяца и по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя продлевается таможенным органом. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать четырех месяцев [1].

2.2 Деятельность в области таможенного дела. Отличия данных положений ТК ТС от ТК РБ

Одним из наиболее серьёзных отличий ТК ТС от ТК РБ являются вопросы, связанные с деятельностью лиц в сфере таможенного дела.

ТмК и ТКТС определены категории лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела:

(ТмК) (ТКТС)

таможенные агенты (представители) таможенные представители

таможенные перевозчики таможенные перевозчики

владельцы складов временного хранения владельцы складов временного хранения

владельцы таможенных складов владельцы таможенных складов

владельцы магазинов беспошлинной торговли владельцы магазинов беспошлинной торговли

добросовестные участники ВЭД уполномоченные экономические операторы

Существенными отличиями от действующих в Республике Беларусь требований, предъявляемых к лицам, претендующим на получение статуса таможенного представителя, таможенного перевозчика и уполномоченного экономического оператора, является введение на уровне норм ТК ТС обязательного требования по предоставлению этими лицами конкретных сумм обеспечений уплаты таможенных пошлин, налогов, в частности:

в сумме 1 миллион евро для получения статуса таможенного представителя (ТК Республики Беларусь подобных требований не установлено);

в сумме 200 тыс. евро для получения статуса таможенного перевозчика (ТК Республики Беларусь предусмотрено поручительство на сумму не менее 15 тыс. базовых величин, что составляет порядка 187 тыс. долл.);

в сумме 1 миллион евро для получения статуса уполномоченного экономического оператора (Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 г. №40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» предусмотрено наличие удовлетворительной в соответствии с законодательством структуры бухгалтерского баланса за год, предшествующий обращению, либо наличие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) основных средств (фондов) остаточной стоимостью не менее 100 тыс. базовых величин (для юридических лиц), что составляет порядка 1 млн. долл., а для индивидуального предпринимателя - наличие в собственности основных средств (фондов) остаточной стоимостью не менее 10 тыс. базовых величин.).

Такое обеспечение может быть представлено в виде залога имущества, банковской гарантии, поручительства либо внесения денежных средств на счета таможенных органов.

Среди иных новых требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела, можно отметить такое условие включения в реестры, как наличие договоров страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам, находящихся на хранении на соответствующих складах.

В частности, установлено требование о предоставлении соответствующих договоров страхования для следующих категорий лиц:

Категория лицДоговор страхованияТаможенный представительДоговор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицамиВладелец склада временного храненияДоговор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договораВладелец таможенного складаДоговор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договора

В настоящее время в Республике Беларусь такое требование не предъявляется к лицензиатам на деятельность в области таможенного дела в качестве таможенных владельцев складов временного хранения и таможенных складов.

Размер страховой суммы таких договоров страхования будет определен дополнительно законодательством Республики Беларусь [1].

Новации в отношении таможенных представителей

Различия в условиях получения статуса таможенного представителя:

.Наличие в штате этого лица не менее двух работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям законодательства (ст. 13 ТК ТС).

В соответствии со ст. 85 ТК РБ таможенный агент (представитель) также должен иметь в штате специалиста по таможенному оформлению [4].

Таким образом, в сравнении с ТК РБ минимальное количество сотрудников таможенного представителя, которое должно быть в штате таможенного представителя, возросло до двух [12].

.Наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности. Размер страховой суммы определяется государством-членом таможенного союза (ст. 13 ТК ТС).

Согласно ст. 85 ТК РБ таможенный агент (представитель) также должен иметь договор страхования своей гражданской ответственности. Страховая сумма не может быть менее 10 000 базовых величин [4].

.Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения (ст. 13 ТК ТС).

В законодательстве Республики Беларусь требование о предоставлении таможенным агентом (представителем) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов отсутствует [1].

.Соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза (ст. 13 ТК ТС).

ТКТС не устанавливает требований к материально техническому оснащению таможенного представителя, в то время как ст. 85 ТК РБ определяет, что таможенный агент (представитель) должен иметь в наличии материально-техническое оснащение (наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам, комплекта мебели, средств связи, программного обеспечения, информационных технологий) [4].

Новации в отношении владельцев складов временного хранения

Различия в условиях получения статуса владельца склада временного хранения:

.Нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения. Если владение помещениями осуществляется на основе договора аренды, такой договор должен быть заключён на срок не менее одного года на день подачи заявления о включении в реестр складов временного хранения (ст. 24 ТК ТС).

Согласно п. 10 Положения № 1355 сооружение, используемое в качестве склада временного хранения, должно быть во временном пользовании у заинтересованного лица на срок не менее срока действия лицензии (то есть пяти лет).

Также п. 11 Положения № 1355 определён ряд требований к материально техническому оснащению склада временного хранения.

.Наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности. Размер страховой суммы определяется законодательством государств-членов таможенного союза (ст. 24 ТК ТС).

В настоящее время законодательством Республики Беларусь подобное требование не установлено.

.Отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней (ст. 24 ТК ТС).

Согласно п. 6 Положения №1355 у соискателя лицензии на день обращения с заявлением о выдаче лицензии должно отсутствовать неисполненное в установленный срок налоговое обязательство по уплате таможенных платежей, а также процентов и пеней, начисленных за неисполнение налогового обязательства по уплате таможенных платежей.

.Отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела (ст. 24 ТК ТС).

Также в соответствии с п. 6 Положения № 1355 у соискателя лицензии должны отсутствовать в течение одного года до дня обращения с заявлением о выдаче лицензии административные таможенные правонарушения, установленные вступившим в законную силу постановлением о наложении административного взыскания по делам об административным правонарушениях, повлекшее конфискацию (взыскание стоимости товаров) на сумму более 250 базовых величин.

Выводы:

В ТК ТС используется новая терминология и по-иному построены его нормы, но суть правоотношений по сравнению с ТК Республики Беларусь не изменена. Аналогичные подходы к таможенному регулированию действуют в Республике Беларусь с июля 2007 г., показали свою состоятельность и ни в коей мере не ухудшили положения белорусских субъектов хозяйствования.

Заключение

Таможенный кодекс таможенного союза - одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базы, на основании которой функционирует таможенный союз Беларуси, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества.

При разработке Таможенного кодекса использовались последние передовые таможенные технологии Всемирной таможенной организации и важнейшие международные договоры в сфере таможенного регулирования. Таможенный кодекс таможенного союза максимально учитывает положения Киотской конвенции и, соответственно, направлен на применение в государствах-членах Таможенного Союза международных стандартов в области таможенного дела, а также на повышение эффективности работы участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенный кодекс Таможенного союза достаточно большой и состоит из Общей и Специальной частей, 8 разделов, 50 глав и 372 статей.

В нём даётся правовая регламентация деятельности таможенных органов и определяются их основные задачи, взаимоотношения с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. Кроме того, с правовой точки зрения характеризуются таможенная статистика, единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, страна происхождения товаров, таможенная стоимость товаров, таможенные платежи. Регламентируется осуществление таможенного контроля, использование системы управления рисками.

Регулируются таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, помещение товаров под таможенные процедуры.

В соответствии с ТК ТС ЕврАзЭС выделяет два уровня регулирования правоотношений в сфере таможенного дела: наднациональный и национальный.

Наднациональными (межгосударственными) актами регулирования являются ТК ТС, соглашения по отдельным вопросам таможенного дела, принятые в его развитие, а также решения Комиссии Таможенного союза. В то же время некоторые аспекты таможенного регулирования отнесены на уровень государств-членов Таможенного Союза. В частности к таким вопросам относятся: сроки и порядок обжалования решений таможенных органов, виды и ставки таможенных сборов, формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате, порядок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, стратегия и тактика применения системы управления рисками и ещё целый ряд вопросов.

Первичным направлением унификации таможенного законодательства является создание единого понятийного аппарата таможенного дела. ТК ТС ЕврАзЭС создаёт подобное терминологическое поле, определив основные понятия и термины, используемые в таможенном законодательстве, как на уровне законов, так и на подзаконном уровне в государствах-членах Таможенного союза.

В целом можно отметить, что в ТК ТС используется новая терминология и по-иному построены его нормы, но суть правоотношений по сравнению с ТК Республики Беларусь не изменена. Аналогичные подходы к таможенному регулированию действуют в Республике Беларусь с июля 2007 г., показали свою состоятельность и ни в коей мере не ухудшили положения белорусских субъектов хозяйствования.

Созданное в Таможенном союзе законодательство с учетом указанных международных договоров позволит организовать сквозной таможенный контроль при перемещении товаров по этому европейско-азиатскому коридору с использованием единых комплектов транзитных документов с едиными правилами их заполнения.

Список литературных источников

1.Дрозд Л.В., Дубинский Н.А., Романова М.Е. Таможенный кодекс Таможенного союза с комментарием / Л.В. Дрозд, М.Е. Романова, Н.А. Дубинский; под редакцией РЕГИСТР. - Минск, 2010.

2.Дубик И.И., Острога В.А., Сантарович В.М. Моя профессия - таможенник / В.А. Острога, В.М Сантарович, И.И. Дубик; под редакцией Белтаможсервис. - Минск, 2011.

.Кудрявец Ю.Н. Таможенный кодекс таможенного союза: с обзором изменений таможенного законодательства / Кудрявец Ю.Н; под редакцией Амалфея. - Минск, 2010.

.Таможенный кодекс Республики Беларусь; под редакцией Белтаможсервис. - Минск, 2007.

.Гошин, В. Таможенный кодекс тройственного таможенного союза и Таможенный кодекс Республики Беларусь 2007 г.: сравнительный анализ основных положений / В. Гошин // Актуальныя пытанні мытнай справы 2010 г. / Кафедра таможенного дела Факультета международных отношений БГУ; под редакцией Остроги В. - Минск, 2010.

.Азаревич, Т. В преддверии таможенного союза / Т. Азаревич // Таможня и ВЭД. - 2009. - №11. -С. 42.

.Борель, Е. Транзит по-белорусски / Е. Борель // Таможня и ВЭД. - 2009. - №2. -С. 3-4.

.Зубик, Н. Таможенный кодекс таможенного союза: обзор положений / Н. Зубик // Таможенный вестник. - 2010. - №4. -С. 3-13.

.Кондратьева, Н. Таможенный союз ЕврАзЭс: по стопам Европы / Н. Кондратьева // Современная Европа. - 2009. - №3. -С. 102-118.

.Фёдоров, С. Таможенный кодекс таможенного союза и грядущие изменения / С. Фёдоров // Таможня и ВЭД. - 2009. - №12. -С. 11.

.Общая характеристика Таможенного кодекса таможенного союза [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">.Таможенный кодекс таможенного союза [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gtk.gov.by/

13.Таможенный союз [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tsouz.ru/

Похожие работы на - Таможенный кодекс Таможенного союза

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!