Роль депутата в системе народного представительства субъекта Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,23 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль депутата в системе народного представительства субъекта Российской Федерации

Содержание

Введение

Глава 1. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

.1 Понятие правового статуса парламентариев

.2 Правовая основа мандата парламентария

Глава 2. Полномочия парламентариев Федерального Собрания

.1 Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

.2 Условия осуществления парламентариями своих полномочий

.3 Формы деятельности парламентариев

.4 Гарантии деятельности парламентариев

Глава 3. Роль депутата в системе народного представительства субъекта Российской Федерации

.1 Признаки парламентаризма в субъектах Российской Федерации

.2 Особенности определения субъектов, чьим представителем считается депутат

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Термин «конституционно-правовой статус» в науке конституционного права появился после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. До этого были распространены термины «правовой статус» и «правовое положение».

Содержание термина «конституционно-правовой статус» в современной науке конституционного права представляется аналогичным содержанию термина «правовой статус» в науке конституционного права до 1993 г. Кроме того, учитывая, что статус (от лат. Status- состояние дел, положение) переводится на русский язык как «правовое положение, состояние», термины «правовой статус» и «правовое положение» - идентичные понятия, синонимы.

Необходимо различать категории «статус депутата» и «правовой статус депутата». Многие учёные обоснованно утверждают, что право является одной из форм социального регулирования, пределы которого обусловлены объективными и субъективными факторами. Депутат в своей деятельности руководствуется не только правовыми нормами, но и обычаями, нормами морали, сложившейся практикой, правилами общественных объединений, содержащимися в их уставах и положениях. Таким образом, под статусом депутата следует понимать фактическое положение депутата, определяемое правовыми и иными социальными нормами, обеспечиваемое соответствующими гарантиями. Богданова Н.А. предлагает отличать нормативный конституционно-правовой статус от фактического статуса, под которым понимается реальное положение субъекта конституционно-правовых отношений в связи с действием норм конституционного права в конкретных социально-политических условиях. Эта идея вполне применима и к конституционно-правовому статусу депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Фактический статус депутата законодательного органа государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации в определенной мере зависит от политической и экономической ситуации, существующей в этом субъекте. Изучение результатов влияния политической и экономической ситуации на реализацию конституционно-правовых норм, определяющих статус депутата, имеет теоретическое и практическое значение для совершенствования действующего законодательства в этой сфере общественных отношений.

Если статус депутата парламента субъекта Российской Федерации урегулирован как конституционно-правовыми, так и неправовыми нормами, то конституционно-правовой статус урегулирован только правовыми нормами. Следовательно, фактический и конституционно-правовой статусы депутата не совпадают.

Актуальность темы курсовой работы вполне очевидна, ведь политиками и правоведами давно поднимается проблема необходимости совершенствования основ организации и функционирования законодательных органов всех уровней, правовых статусов этих органов и парламентариев, уточнение его места и роли в структуре органов публичной власти. В настоящее время это- одна из первоочередных задач государственного строительства.

Определение и законодательное закрепление конституционно-правового статуса депутата всегда ставило перед государством сложные задачи. В этой связи представляется исключительно важным, чтобы данная проблема была решена не только на законодательном уровне, но еще и подкреплялась бы достаточно глубокими теоретическими разработками в этой области. Важнейшей чертой конституционно-правового статуса депутата представительного органа является его стабильность и неизменность, что позволяет ему играть большую роль в противодействии развитию негативных тенденций в обществе и государстве.

Говоря о степени научной разработанности темы работы, надо провести анализ действующего законодательства Российской Федерации, практику его реализации, проблемы дальнейшего совершенствования конституционно-правового статуса депутатов представительных органов Российской Федерации. Исследуя все вышеперечисленные источники, мы приходим к выводу, что данная проблема неоднократно исследовались отечественными правоведами.

Общетеоретической основой исследования особенностей правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления послужили работы таких ученых - правоведов как Булаев А.Е. , Окулич И.П., Богданова Н.А., Попов В.М., Баглай М.В., Нудненко М.А., Авакьян С.А., Зиновьев А.В.

Целью и задачами исследования является выявление особенностей и механизма реализации конституционно-правового статуса депутата в представительной системе Российской Федерации.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:

анализ конституционно-правового статуса депутата представительного органа как одной из форм реализации народовластия в России;

изучение конституционных основ, а также норм действующего отраслевого российского законодательства, определяющих понятие, механизм реализации и правовое регулирование, виды конституционно-правового статуса депутата представительного органа;

рассмотрение системы нормативно-правового регулирования конституционно-правового статуса депутата представительных органов ;

исследование системы правовых полномочий как элемента конституционно-правового статуса депутата представительного органа;

исследование организационно-правовых форм реализации конституционно-правового статуса депутата законодательного органа в представительной системе России;

изучение проблем ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления.

Предметом исследования являются общественные отношения, определяющие особенности конституционно-правового статуса в представительной системе Российской Федерации.

Объектом работы является совокупность конституционно-правовых и иных норм, регламентирующих конституционно-правовой статус депутата .

Методологической основой исследования стали научные методы познания общественных процессов, сочетание системно-структурного, сравнительно-правового, конкретно-социологического, историко-правового подходов. Кроме того, при написании работы использованы формально-юридический, лингвистический, статистический и другие, более частные методы исследования. Их применение позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

депутат дума парламентарий правовой

Глава 1. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

.1 Понятие правового статуса парламентариев

Конституция РФ определяет Федеральное собрание как единый орган государственной власти (ч. 1 ст.11 и ст. 94). И хотя палаты Федерального Собрания работают, как правило, раздельно, а члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют определенные различия в своем правовом положении, по мнению некоторых авторов, для удобства их можно объединить понятием «парламентарии». Воспользуемся и мы этой рекомендацией.

Правовой статус парламентария - положение члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, регламентированное нормами конституционного права. Его содержание охватывает широкий круг (систему) общественных отношений. Таким образом, правовой статус парламентария может рассматриваться как единая целостная система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов.

С учетом недостатков, отмеченных учёными советского периода, представляется целесообразным при научном исследовании правового статуса депутата определить его структуру, исходя из выявления таких микроструктурных правовых институтов, в основе которых лежат внутренние связи ролевого, функционального характера. Это возможно потому, что каждая норма поведения, как и вся их совокупность, выражая смысл человеческой деятельности, имеет определенное назначение. При этом какая-то цель может быть достигнута с помощью не одной, а нескольких норм поведения, предназначенных для достижения определенного результата, органически связанных между собой единством задания.

Правовой статус парламентариев закреплен в Конституции РФ Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации» и в регламентах палат Федерального Собрания.

.2 Правовая основа мандата парламентария

Правовая природа парламентария раскрыта в Федеральном законе от 8. 05. 1994 № 3-ФЗ (в ред. От 12. 05. 2009) «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В ст. 1 этого закона сказано:

«1. Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с реальным законом о порядке формирования Совета Федерации реального Собрания Российской Федерации осуществлять законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим федеральным законом.

. Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее- Государственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим федеральным законом».

То, что члены Совета Федерации представляют субъекты РФ, не вызывает сомнения. А вот можно ли считать, что каждый депутат Государственной Думы представляет народ страны? Все вместе депутаты Государственной Думы, как и все вместе члены Совета Федерации, безусловно, представляют весь народ страны. Что же касается депутатов Государственной Думы, избранных по общефедеральному округу по пропорциональной системе - по спискам, то каждый из них тоже представляет избирателей всей страны. А вот можно ли считать депутата Государственной Думы, избранного по мажоритарной избирательной системе по одномандатному округу, представителем всего народа страны? Вряд ли это будет точно. Правильнее сказать, что депутат Государственной Думы, избранный по одномандатному округу, представляет в Думе избирателей своего округа, а сама Государственная Дума является представительным органом всего народа страны, действовать она должна в интересах всего народа.

Как быть депутату Государственной Думы, избранному по одномандатному округу, в том случае, если воля, интересы избирателей его округа расходятся с волей большинства избирателей всей страны? Является ли воля избирателей его округа обязательной для депутата?

Е.И. Колюшин утверждает, что "в советское время народный депутат обладал императивным депутатским мандатом. Но это не совсем так. В советский период не было единства взглядов по проблеме императивности депутатского мандата - обязательности для депутата воли его избирателей.

Пожалуй, стоит согласиться с мнением тех, кто считает, что в условиях социалистического общества и советской власти не было никакой необходимости императивности мандата. Во-первых, избиратели далеко не по все вопросам, в решении которых участвовал депутат, высказывали свое мнение. Во-вторых, давая наказ или выражая свою волю в иной форме, избиратели могут не располагать сведениями о каких-то объективно существующих обстоятельствах, влияющих на формирование общественного мнения (наличие необходимых денежных или материальных средств, экономическая или политическая эффективность той или иной акции, возможность иного пути решения данной проблемы и т. д.). Поэтому, если после того, как воля избирателей была объективирована, депутат получает дополнительную информацию (из сообщения докладчика на сессии, из выступлений в прениях и других источников), то вряд ли можно признать оправданной позицию того депутата, который отстаивает волю избирателей, выраженную без учета новой информации. И, наконец, ученые, разделяющие концепцию императивности мандата, почему-то исходят лишь из связи, которая существует между избирателями округа и депутатом, тогда как помимо нее существует и другая не менее значимая связь - между депутатом и представительным органом власти, в которой он избран. Депутат - член коллегиального органа государственной власти, и в этом качестве он призван выражать волю избирателей, объединяемых Государственной Думой. Ведь Государственная Дума - это орган государственной власти, который должен выражать волю и интересы всего народа.

Императивный и свободный мандаты - это две крайности, которые неприемлемы для характеристики современного российского парламентария.

Говоря об императивном мандате, С.А. Авакьян пишет: «При императивном мандате могут наличествовать три элемента, его характеризующие, - поручения (наказы) избирателей, отчеты депутата перед избирателями, отзыв депутата избирателями - или отдельные из них. Такое явление С.А Авакьяна вызывает целый ряд вопросов: все ли три упомянутых выше элемента обязательны для императивного мандата или достаточно одного из них? Если достаточно одного из них, например отчетности депутата при отсутствии права избирателей на отзыв депутата, то можно ли такой характер взаимоотношений между депутатами. и избирателями считать императивным мандатом? Если можно, то в чем тогда суть императивности? Более того, если обратиться к Федеральному Закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», то в. п. «а» ч. 2 ст. 7 записано, что одной из форм деятельности депутата Государственной Думы является работа с избирателями, а в ст. 8 сказано:

« 1. Депутат Государственной Думы, избранный по одномандатному избирательному округу, поддерживает связи с избирателями своего округа, а депутат Государственной Думы, избранный по общефедеральному избирательному округу, поддерживает связи с избирателями в субъекте (субъектах) Российской Федерации, определенном (определенных) соответствующей фракцией в Государственной Думе, созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран.

. Депутат Государственной Думы рассматривает обращения избирателей, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.

Депутат Государственной Думы информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации».

Что понимать под «информацией избирателей о своей деятельности»? Это, по сути, и является отчетом перед избирателями. А если так, то получается, что мандат депутата Государственной Думы является императивным, но С.А Авакьян считает его свободным. О какой свободе может идти речь, если депутат обязан бывать у избирателей, принимать их, рассматривать их обращения и т.д.?

Такая противоречивость происходит от того, что С.А Авакьян и другие исследователи признают депутатский мандат или императивным, или свободным и не допускают смешанного характера депутатского мандата, в котором присутствуют элементы и того и другого, при этом в разной степени на разных этапах развития.

Активно выступая против концепции свободного депутатского мандата, профессор А.В. Зиновьев - один из тех, кто в своих исследованиях много внимания уделил изучению правового статуса депутатов, приводит весьма аргументированные доводы.

«"Свободный мандат" звучит подкупающе демократично, - пишет А.В Зиновьев,- а на самом деле означает, что депутат не обязан следовать воле своих избирателей нести перед ними ответственность, избиратели лишены права его отзыва. Ничего не скажешь! У депутатов идеальный вариант работы - высокооплачиваемое хобби и никакой ответственности».

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 23 июня 1999 года не предусматривает возможность отзыва депутата. Такая позиция парламентариев свидетельствует об их нежелании нести ответственность за свою деятельность перед избирателями». Следовательно, глупо говорить о справедливости свободного мандата.

Для характеристики депутатского мандата важен не только характер взаимосвязей между депутатом и избирателям, но и характер взаимосвязей между депутатом и палатой, членом ,которой он между ними существуют определенные взаимные права и обязанности.

В частности, Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ... » предусматривает участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, участие в работе комитетов и комиссий (ст. 7). Правда, в соответствии с регламентами палат выполнение ряда поручений (быть председателем палаты, его заместителем) возможно только при согласии самого парламентария, но некоторые формы участия в работе, например, комитетов, являются обязательными.

Члены Совета Федерации входят в состав одной из палат общефедерального государственного органа. В нем они действуют в двух качествах: во-первых, как, представители соответствующих субъектов РФ; во-вторых, как члены коллегиального органа, призванного выражать волю всего народа России. Если они забывают об этом втором своем назначении, то рискуют ставить свои территориальные (региональные) интересы выше общегосударственных, что вряд ли допустимо.

Если палата вправе давать поручения своему депутату (члену Совета Федерации), то она должна иметь право давать оценку этой работы, а в необходимых случаях применять меры поощрения или меры конституционно-правовой ответственности в отношении депутатов, выполняющих ее (палаты) поручения. К сожалению, характер этих отношений исследован явно недостаточно, как недостаточно регламентированы эти отношения и нормами конституционного права. Правда, вскоре после принятия Конституции РФ 1993 г. и небольшого опыта, накопленного Федеральным Собранием РФ, М.А. Краснов сделал интересную, попытку исследовать проблему парламентской ответственности депутатов, вытекающую из природы парламентариев как членов коллегиальных палат российского парламента. На высказанные им идеи, к сожалению, не нашли своего развития в науке конституционного права, а главное, в. законодательстве, регламентирующем правовой статус парламентариев.

Характеризуя особенности политико-правовой природы депутатского мандата, нельзя не обратить внимания еще на одну его особенность, вытекающую из партийной принадлежности депутата Государственной думы. Ведь именно в результате этой принадлежности многие были избраны депутатами Государственной Думы по общефедеральным спискам избирательных объединений или поддержки этих объединений при выборах по одномандатным избирательным округам. По этому признаку они входят во фракции и депутатские группы Государственной Думы. И это вхождение не просто номинальное. Фракции и депутатские группы создаются для выработки и выражения совместных мнений и по обсуждаемым Государственной Думой вопросам. Даже сторонники свободного мандата не исключают ни сотрудничества партий в подготовке политического решения в парламенте, ни связи депутатов со своими партиями, ни директив, разрабатываемых и проводимых фракциями. В практике фракций Государственной Думы не раз принимались решения о солидарном голосовании всех членов фракции. Завершая разговор о правовой природе депутатского мандата, хотелось бы обратить внимание на его сложность, на наличие целого ряда свойств, которые определяют положение и поведение парламентариев и в палатах, и среди избирателей. Эти свойства и связи нуждаются в тщательном научном исследовании.

Глава 2. Полномочия парламентариев Федерального Собрания

.1 Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

В соответствии с Федеральным законам «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (1995г.) срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия члена Совета Федерации по должности начинаются со дня его избрания на должность главы законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или со дня официального вступления его в должность главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Прекращаются полномочия члена Совета Федерации по должности со дня прекращения его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

С 1 января 2002 г. все члены Совета Федерации входят в него не по должности, а на основании их избрания или назначения по новому закону.

Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (2000 г.) член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Что же касается представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, то он назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Но указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вступает в силу, если на очередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительной власти субъекта РФ.

Полномочия члена Совета Федерации, избранного (назначенного) в соответствии с новым Федеральным Законом о формировании Совета Федерации, начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

Полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

а) утраты ими гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;

б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;

в) признания их недееспособными на основании решения суда, вступившего в законную силу;

г) признания их безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

д) их смерти;

е) призыва члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на военную службу с их согласия.

Согласно действующему Федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случаях:

а) письменного заявления депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;

б) избрания депутата Государственной Думы депутатом законодательного: (представительного) органа государственной власти субъекта российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;

в) поступления депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения его в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, занятия им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

г) роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных Конституцией РФ. Что же касается членов Совета Федерации, избранных (назначенных) в соответствии с новым Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» 2000 г., то, изучив этот закон, можно увидеть, что их полномочия могут быть прекращены досрочно по тем же выше перечисленным основаниям, что и полномочия депутатов Государственной Думы, за исключением роспуска палаты, ибо Конституция РФ не предусматривает роспуска Совета Федерации. Кроме того, в Федеральном законе «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (2000 г.), установлено, что «полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации». А это значит, что полномочия члена Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть досрочно прекращены решением этого законодательного (представительного) органа по предложению председателя соответствующей палаты.

Кроме того, предложение о досрочном прекращении полномочий избранного члена Совета Федерации может исходить и от группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Что же касается представителя в Совете Федерации от исполнительной власти субъекта РФ, то его полномочия могут быть прекращены также по решению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Но указ (постановление) о досрочном освобождении представителя исполнительной власти субъекта РФ в Совете Федерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосует против досрочного освобождения данного представителя в Совете Федерации.

Эта норма как бы служит дополнительной гарантией от необоснованного освобождения от полномочий представителя исполнительной субъекта РФ в Совете Федерации. Но, анализируя практику, можно сделать вывод, что этих полномочий недостаточно. Следовало бы в федеральном законе указать те основания, по которым полномочия избранных или назначенных членов Совета рации могут быть прекращены досрочно. Также, исходя из поправок к Закону в редакции от 2009 года срок полномочий депутата прекращается в случае его избрания на другую выборную или государственную должность.

.2 Условия осуществления парламентариями своих полномочий

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, избранные (назначенные) в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» осуществляют свои полномочия на постоянной основе. А это значит, что этим парламентариям запрещается:

а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицам иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;

б) находиться на государственной или муниципальной службе;

в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

г) состоять членам органа управления хозяйственного общества иной коммерческой организации.

Парламентарии, являющиеся на день начала срока соответствующего полномочий военнослужащими, лицами рядового и начальствующе состава органов внутренних дел, работниками органов прокуратуры, налоговой полиции и таможенных органов, учреждений и органов исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий военную службу или службу в перечисленных органах учреждениях.

Срок приостановления военной службы или службы в других указанных выше органах и учреждениях засчитывается в выслугу лет военнослужащих или работников этих органов и учреждений. В течение данного срока выплата денежного довольствия (денежного содержания) и иных средств, предусмотренных федеральным законодательством для военнослужащих и работников указанных органов и учреждений, а также присвоение очередных воинских или специальных званий и классных чинов не производится. В течение этого срока член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе уволиться с военной службы или службы в указанных органах и учреждениях по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится избирательный округ депутата Государственной Думы, обязан представлять ему для осуществления депутатских полномочий транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью; средствами связи, в том числе правительственной связью, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующего органа в государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, а также обеспечивать иные условия для осуществления им своих полномочий, предусмотренных федеральным законом.

Глава органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления несут ответственность за создание условий для осуществления полномочий депутата Государственной Думы и его помощников.

Что же касается избранных (назначенных) членов Совета Федерации, работающих в Совете Федерации на постоянной основе, то их обеспечение в соответствующих субъектах РФ транспортом, помещением, связью, необходимой оргтехникой пока остается неурегулированным нормами права, но, видимо, это будет сделано в ближайшее время. В том, что такое обеспечение представителей исполнительных органов государственной власти субъекта в РФ будет осуществляться самим исполнительным органам власти; нет сомнений. Что же касается членов Совета Федерации, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта в РФ, то могут быть различные варианты решения вопросов обеспечения их помещением и другими необходимыми условиями: это может быть возложено как на законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта в РФ, так и на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а так же на те и другие.

.3 Формы деятельности парламентариев

Для деятельности парламентариев очень важно определить круг их полномочий, но Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ... » почему-то эти полномочия прямо не сформулировал, а «растворил» их в формах и гарантиях деятельности парламентариев.

В ст. 7 этого Федерального закона перечислены следующие формы деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы:

а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы в порядке, установленном регламентами Федерального Собрания Российской Федерации; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации;

б) участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрании Российской Федерации; в работе согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой;

В) участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;

г) участие в парламентских слушаниях;

д) внесение законопроектов в Государственную Думу;

е) внесение парламентского запроса (запроса Совета Федерации Государственной Думы), запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса);

ж) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации;

з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

Кроме того, формами деятельности депутата Государственной Думы также являются:

а) работа с избирателями;

б) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе.

Для членов Совета Федерации, избранных (назначенных) органами государственной власти субъектов РФ, одной из важнейших форм их деятельности будет работа с теми законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, которые их выбрали, и, соответственно, с теми высшими должностными лицами субъектов РФ, которые их назначили представителями в Совете Федерации.

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы… » не только закрепляет формы деятельности парламентариев, но и устанавливает условия, права и гарантии, обеспечивающие их реализацию. Так, в ст. 5 этого закона за парламентариями закреплено право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, организации, независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации, местного бюджета, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, ибо имеющих в качестве учредителей органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.

Наиболее важной формой активного участия парламентариев в деятельности их палат является право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним.

Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках к Конституции РФ и пересмотра положений Конституции РФ.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы принимают личное участие в заседании соответствующей палаты Федерации Собрания, а также комитета, комиссии, согласительной комиссии, членами которых они являются. В случае невозможности присутствовать на заседании соответствующей палаты, комитета, комиссии, согласительной комиссии по уважительной причине парламентарии временно информируют об этом соответствующего руководителя.

Парламентарии пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, а также комитетом, комиссией, согласительным комитетом, согласительной комиссией, членом которых они являются.

Каждый парламентарий имеет право на выступления на заседаниях своих палат. Как правило, их выступления бывают двух разновидностей:

) выступления в прениях;

) выступления с обоснованием своих предложений.

При этом для парламентария важны как содержание, так и форма выступления.

Но, как показывает практика, многие депутаты вообще не используют этого права. Такое положение объясняется рядом причин. И прежде всего неподготовленностью некоторых парламентариев к публичным выступлениям на заседаниях их палат. Например, на сессиях Государственной Думы РФ, как правило, выступают одни и те же депутаты, большинство народных избранников отмалчиваются.

Для парламентария уметь выступать - необходимость, это не означает, что каждый член Совета Федерации и каждый депутат Государственной Думы обязан быть профессиональным оратором. Но, по вполне обоснованному мнению А.В. Зиновьева, они должны владеть хорошей речью, логически и грамматически правильной. Парламентарию положено знать, что любая аудитория к публичному выступлению относится настороженно. Чем выше пост выступающего, чем квалифицированнее аудитория тем во много раз острее настороженность слушателей, «И если выступающий не умеет говорить, то у аудитории складывается мнение о том, что он не знает того, о чем решил говорить, и даже не знает того дела на которое он поставлен. А раз выступающий не умеет говорить и не знает проблемы, то для чего он вышел на трибуну. Каждый депутат должен помнить прописную истину: взял слово - подари мысль. Если нет мысли, то стоит последовать совету А.Ф. Кони: «Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего». Поэтому не случайно можно отнести сюда древнеиндусскую мудрость «Молчание не всегда указывает на присутствие ума, но всегда доказывает отсутствие глупости». Вместе с тем каждый депутат не только должен быть увиденным, но и услышанным, а также помнить о том, что идеальная речь политика должна отличаться красотой формы, легкостью стиля, глубиной содержания».

Завершающей формой деятельности депутата на сессии является голосование. Каждый депутат имеет право на голосование. Именно на этой стадии работы парламента индивидуальная воля становится коллективной, превращается в государственную волю, выступая в виде закона, постановления и т.д. Если же депутат голосовал против или воздержался, то его воля остается индивидуальной, отражающей только его позицию по тому или иному вопросу.

Несмотря на решение Конституционного Суда РФ, Регламент Государственной Думы, выступления Полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе, в работе Государственной Думы укрепилась практика, когда присутствующие на заседании депутаты голосуют за отсутствующих коллег. Часто число юридически голосующих в два, а то и в три раза больше того числа депутатов, которые фактически находятся в зале, заседают в Государственной Думе.

Рассматривая проблему голосования парламентарием, А.В. Зиновьев ставит, интересный вопрос о праве парламентариев «воздерживаться» при голосовании. «Ведь что такое, в сущности, значит - нажать на кнопку «воздержался»? - спрашивает А.В. Зиновьев и отвечает:- либо депутат некомпетентен, либо беспринципен. Либо и то, и другое вместе. Так может быть, совершенствуя свои регламенты, палатам нашего парламента следует вообще отказаться от голосования «воздержался»? В парламентах ряда стран его просто не существует».

К правам парламентариев и гарантиям их деятельности Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы… » относит парламентский запрос и запрос парламентария, приглашение членов Правительства РФ и других должностных лиц на заседания соответствующей палаты, право на обращения к должностным лицам.

По вопросам своей деятельности парламентарии пользуются правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Должностные лица аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации обеспечивают в установленном регламентами палат порядке члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы документами, принятыми палатами Федерального Собрания печатными изданиями палат Федерального Собрания, другими документами, информационными и справочными материалами, в том числе официально распространяемыми Администрацией Президента, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Счетной палатой РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, иными государственными органами.

При обращении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы по вопросам, связанным с их деятельностью, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, должностные лица указанных о органов, объединений и организаций безотлагательно (а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня получения обращения) дают ответ на это обращение и предоставляют запрашиваемые документы или сведения. При этом сведения составляющие государственную тайну, предоставляются в порядке установленном Федеральным законом о государственной тайне.

Если необходимо проведение дополнительной проверки или истребование каких-либо дополнительных материалов, должностные лица, указанные в части второй настоящей статьи, обязаны сообщить об этом обратившемуся к ним члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют право выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации в порядке, предусмотренном федеральным законом о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации.

Предоставляя парламентариям ряд прав, закон запрещает им вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность.

Если для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы существует несколько форм деятельности в соответствующих палатах и их органах, то работа с избирателями является пока предоставленной законом формой деятельности только для депутатов Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы рассматривает обращения избирателей, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.

Депутат Государственной Думы информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

Депутату Государственной Думы ежемесячно предоставляются соответствующие дни для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом Государственной Думы.

Регламент Государственной думы в главе, посвященной работе депутатов с избирателями, фиксирует, что в соответствии с Федеральным законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ... » депутат Государственной Думы отвечает на письма избирателей, изучает поступившие от них предложения и жалобы, осуществляется их прием в своем избирательном округе или в регионе, определен ему депутатским объединением.

Депутат Государственной Думы может осуществлять прием избирателей в Приемной Государственной Думы (ст. 75 Регламента Государственной Думы).

В период заседаний Государственной Думы формой работы депутатов Государственной Думы с избирателями является прежде всего рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по которым депутаты обязаны принимать меры, предусмотренные федеральным законодательством о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.

Нам представляется целесообразным законодательно закрепить членами Совета Федерации, избранными или назначенными органами государственной власти субъектов РФ, обязанность вести определенную работу среди населения своих субъектов РФ - принимать граждан, рассматривать их обращения, информировать население о работе Совета Федерации, его органов и самих членов Совета Федерации.

.4 Гарантии деятельности парламентариев

Для беспрепятственного осуществления своих полномочий парламентарии пользуются целым рядом правовых и материально-финансовых гарантий, которые закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ... » и некоторых других правовых актах.

Под гарантиями деятельности парламентариев следует понимать условия и средства, непосредственно и реально обеспечивающие препятственное и эффективное осуществление парламентариями своей деятельности.

В числе этих гарантий на первое место можно поставить личную неприкосновенность, или парламентский иммунитет.

Как известно, неприкосновенность личности - неотъемлемое демократическое право гражданина. Неприкосновенность личности означает, что никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. В этом и состоит важнейшая гарантия незаконного ограничения или лишения личной свободы, которая закреплена в ст. 22 Конституции РФ, где говорится, что каждый имеет право на личную неприкосновенность.

Незаконное лишение свободы человека является тяжким уголовным преступлением.

Но наряду с общими правовыми гарантиями законности имеются специальные юридические гарантии, под которыми понимаются специально закрепленные в законодательстве правовые средства, состоящие в восстановлении законности и привлечении виновников ее нарушений к ответственности, средства, которые непосредственно предотвращают нарушения законности, обеспечивают выявление допущенных нарушений и немедленное их устранение.

Дополнительные юридические гарантии строгого соблюдения норм права могут устанавливаться в зависимости от субъекта и характера правоотношений. Одним из таких субъектов правоотношений является парламентарий. При этом дополнительные юридические гарантии соблюдения законности распространяются не на все, а на строго ограниченные законом правоотношения. Принцип неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы закреплен в ст. 98 Конституции РФ, которая гласит:

«1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания».

В Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статуса депутата Государственной Думы…» (в редакции 1999 г.) личная неприкосновенность несколько расширена. Воспроизводим ст. 19 этого закона:

«Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия

соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:

а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматриваю административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы; связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата государственной Думы неприкосновенности.

. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими, действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности».

Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации».

Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора РФ в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора РФ.

Решением соответствующей палаты Федерального Собрания от Генерального прокурора РФ могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление.

Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

О возбуждении уголовного дела или о начале производства по делу административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в ношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы орган дознания, следователь или суд в трехдневный срок сообщает соответствующей палате Федерального Собрания (ст. 20 Федерального закона «О члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ... «)

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих Полномочий (ст. 21 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы…»)

Таким образом, воспроизводя конституционные положения о депутатской неприкосновенности, о недопустимости задержания, ареста, обыска, а также личного досмотра депутата, Федеральный закон предусматривает также невозможность привлечения его к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и его допроса согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. В дополнение к Конституции РФ Закон также устанавливает, что для получения согласия на привлечение депутата к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, кроме случаев задержания на месте преступления, а также на его арест и обыск Генеральный прокурор Российской Федерации вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление.

Особый порядок привлечения парламентария к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном Порядке, составляет одну из существенных черт парламентского иммунитета.

Депутатский иммунитет (депутатская неприкосновенность) означает что по законодательству не допускается судебное или иное юридическое преследование (арест, штраф и т.д.) по отношению к депутату без со палаты либо специального органа, создаваемого палатой. Исключен правило, делается, если депутат совершил преступление и был застигнут на месте преступления.

Депутатский иммунитет распространяется на сферу уголовного и административного законодательства. Главный смысл депутатского иммунитета состоит в том, чтобы оградить депутата. от возможных посягательств со стороны государственных органов если какая-то деятельность депутата будет с неодобрением воспринята этими органами. Депутат как народный избранник особо оберегается. Но такая неответственность депутата не имеет абсолютного значения.

Так, в разделе 6 ст. 1 Конституции США предусмотрено, что сенаторы и члены Палаты представителей во всех случаях, кроме совершения измены, тяжкого преступления или нарушения общественного порядка, будут гарантированы от ареста во время пребывания на сессии соответствующей палаты и по пути на сессию и обратно. Парламентарий США в любое время подлежит ответственности за достаточно широкий круг преступных действий.

Примечательна и ст. 50 Конституции Японии, согласно которой члены обеих палат парламента во всех случаях, за исключением задержания депутата с поличным на месте преступления, не могут быть арестованы в период сессии парламента. Члены парламента, арестованные до открытия сессии по требованию. соответствующей. палаты, должны освобождаться из-под стражи на период сессии

По конституции ФРГ не разрешается привлекать депутата к ответственности за голосование или высказанное мнение в Бундестаге.

В большинстве стран мира есть специальные правила и оговорки о неприкосновенности членов парламента. Срок действия депутатской неприкосновенности различный. В некоторых странах она действует только во время сессии. Правда, мы знаем, что сессии в некоторых зарубежных парламентах длятся шесть, семь, десять месяцев, поэтому большую часть года депутат защищен от «посягательств» правоохранительных органов.

В некоторых странах депутат «изымается» из юрисдикции вообще на весь срок действия его депутатского мандата. В некоторых странах (Великобритания), кроме срока сессии, депутат обладает иммунитетом еще 40 дней до начала сессии и 40 дней после ее окончания. Практически это весь ход. В Норвегии, кроме времени сессии, неприкосновенность распространяется еще на время поездки в парламент и обратно.

Глава 3. Роль депутата в системе народного представительства субъекта Российской Федерации

.1 Признаки парламентаризма в субъектах Российской Федерации

Сначала, стоит отметить, что Конституция Российской Федерации в статье 3 в качестве важнейшей основы конституционного строя закрепляет народовластие, наиболее распространенной формой которого остается представительная демократия.

О необходимости представительной демократии в 1905 году образно высказался Г. Ф. Шершеневич: «Призвать весь народ нельзя, а и без народа править нельзя. Приходится тогда призывать выборных от народа… Такие выборные и называются народными представителями, а управление при их помощи государством носит название представительного правления».

Принятие Конституции 1993 явилось важной вехой на пути становления регионального парламентаризма. Для законодательных органов субъектов Федерации характерны такие признаки парламентаризма, как: представительный характер состава; наличие определённого круга дел ( законодательство, утверждение бюджета, контроль); парламентские формы, методы и стиль работы ( прения, запросы, вопросы, парламентские слушания).

Но, вместе с тем такой обязательный признак парламента, как работа на постоянной основе в законодательном органе, характерен только для отдельных субъектов Российской Федерации, например 35 депутатов Московской Городской Думы. В большинстве субъектов Федерации часть депутатов работает на постоянной, профессиональной основе, а другая же, совмещает свою депутатскую работу с другой деятельностью.

Совершенно прав С.А.Авакьян, отмечающий, что если только часть депутатов работает на профессиональной и постоянной основе, а остальные продолжают совмещать депутатские и производственные функции, имеет место не парламент в прямом понимании этой научной категории, а только шаг на пути к подлинному парламентаризму. Руководствуясь этим мнением, можно сделать вывод, что в тех субъектах, где все депутаты работают на полной и постоянной основе, существует парламент в подлинном понимании этого слова. В других субъектах, где только часть депутатов работает на постоянной основе, идет становление парламентаризма. Тем не менее принято все законодательные органы субъектов Федерации условно называть парламентами.

Исследование законодательства субъектов России позволяет выделить две тенденции в регламентации крута лиц, участвующих в избрании депутатов парламентов субъектов Российской Федерации. Согласно первой - депутат законодательного органа государственной власти избирается народом (населением) субъекта Федерации (Новосибирская область например). В соответствии со второй тенденцией депутат избирается гражданами Российской Федерации (Самарская область).

.2 Особенности определения субъектов, чьим представителем считается депутат

С вопросом о круге лиц, участвующих в избрании конкретного депутата, связана проблема определения субъекта, чьи интересы представляет депутат в парламенте. Рассмотрим следующие особенности определения субъектов, чьим представителем считается депутат:

)Законы о статусе депутатов парламентов Саратовской области, города Санкт- Петербурга, называя депутата представителем, умалчивают, чьи же интересы он представляет;

)Соответствующий закон Тюменской области называет депутата представителем области, а закон Московской области- представителем соответствующей территории Московской области;

)Депутат- представитель народа ( республика Татарстан)

)Депутат- представитель избирателей соответствующего избирательного округа ( Алтайский край)

В науке конституционного права общепризнано мнение, что депутат является представителем тех, кто наделил его полномочиями. Следовательно, эту роль могут выполнять либо избиратели, либо народ (население) субъекта.

Вообще, конституционно- правовой статус депутата напрямую связан с легитимацией, т.е. признанием или подтверждением законности какого-либо права, полномочия. Легитимация полномочий депутатов и власти парламента субъекта призвана обеспечить функционирование и организацию законодательной власти на началах гуманизма и общецивилизованных нормативов.

Основой легитимности является убеждение большинства членов гражданского общества в правомерности полномочий данного состава парламента.

Первым условием легитимности является соблюдение установленных действующим законодательством субъектов Федерации требований, предъявляемых к избранию депутатов.

Второе условие легитимности полномочий депутата и власти парламента субъекта Федерации состоит в рациональном влиянии на них народа ( населения) субъекта России. Депутаты должны действовать в интересах гражданского общества субъекта.

Третье условие - это наличие у них авторитета в гражданском обществе. Поддержка народа очень важна для взаимоотношений его избранника с ним.

Заключение

После проделанной работы можно сделать вывод, что цели и задачи исследования были выполнены. Раскрыто выявление особенностей и механизма реализации конституционно-правового статуса депутата в представительной системе Российской Федерации. Исследуя все источники, перечисленные в списке используемой литературы, мы приходим к выводу, что данная проблема неоднократно исследовалась отечественными правоведами. Но, несмотря на это, всё равно существуют пробелы в этой теме. Проводя анализ конституционно- правового статуса депутата законодательного органа в представительной системе Российской Федерации, мы подробно рассмотрели вопросы о сроках полномочий парламентариев, порядке назначения и прекращения их полномочий, об их функциях, ответственности. Также мы подробно рассмотрели институт неприкосновенности парламентария. На основе всей проделанной работы были обнаружены некоторые моменты, которые нуждаются в более глубоком исследовании. Просматривая законодательство других государств, на примере США, можно сделать вывод, что некоторые институты «идут в ногу» с западным. Здесь речь идёт об уже упомянутом институте неприкосновенности парламентария. Представляется логичным тот факт, что законодатель заботится о правовых преимуществах парламентариев всвязи с возможными угрозами в их адрес. Но, на наш взгляд, необходимо продолжить политику государства в адрес смягчения их иммунитета. Потому что есть ряд других бюджетных профессий, которые в неменьшей степени нуждаются в неприкосновенности, и тем не менее не имеют её. С этой точки зрения, весь престиж депутата на наш взгляд должен состоять в основном из его высокой заработной платы и социального пакета, в который входят больничный лист, отпуск, пенсия и различные премии.

Также, не смотря на то, что вопрос о правовом статусе депутата поднимался рядом ученых, все равно до сих пор не ясно, является ли мандат депутата императивным или свободным. Другими словами необходимо закрепить на правовом уровне, является ли депутат представителем выборщиков или представителем, собственно, народа.

Как уже отмечалось в ведении, определение и законодательное закрепление конституционно-правового статуса депутата всегда ставило перед государством сложные задачи. В этой связи представляется исключительно важным, чтобы данная проблема была решена не только на законодательном уровне, но еще и подкреплялась бы достаточно глубокими теоретическими разработками в этой области. Поэтому, несмотря на то, что данная проблема не раз поднималась учеными- конституционалистами, тем не менее, она еще нуждается в совершенствовании.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М. : Юрид. лит, 1993.;

. « О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы» федеральный закон от 8 мая 1994 года ( в. Редакции от 12. 05. 2009);

. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»// федеральный закон № 113- ФЗ от 5 июля 2000 года ( в редакции от 21.07.2007);

. И.П. Окулич. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Правовой статус. Природа мандата. Проблемы ответственности) Челябинск, 2003;

. Т. Я. Хабриева. Парламентское право России; Москва, 1999;

. В.К. Васенин. Депутат местного совета; Москва, 1967;

. Е.И. Колюшин. Конституционное право России; Москва, 1999;

. С.А. Авакьян. Федеральное Собрание - парламент России; Москва, 1999;

. А.В. Зиновьев. Конституционное право России; Москва - СПб., 2000;

. М.А. Краснов. Парламентская ответственность депутатов. В кн.: Конституционный строй России. Вып. 2; Москва, 1995;

. А. Хессе. Основы конституционного права ФРГ; Москва, 1981;

. Б.А. Страшун. Конституционное (государственное) право зарубежных стран Общая часть; Москва, 1999;

. Л.А. Нудненко. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации; Москва, 2008;

. М.В. Баглай. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов; Москва, 2004;

. В.М. Попов. История общения депутата Государственной Думы ФС РФ с избирателями, организациями и другими структурами власти. (Письма, депутатские запросы, ответы); Москва, 2000;

. Н.А. Богданова. Система науки конституционного права. Москва, 2001.

Похожие работы на - Роль депутата в системе народного представительства субъекта Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!