Особенности калькулирования себестоимости на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,85 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности калькулирования себестоимости на предприятии















Особенности калькулирования себестоимости на предприятии

СОДЕРЖАНИЕ

калькуляция себестоимость методика учет

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, ВИДЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ

.1 Понятие калькуляции

.2 Виды калькуляций и их роль в управлении производством

.3 Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством

1.4 Принципы калькулирования

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ВУРНАРСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»

2.1 Краткая характеристика производственной деятельности организации

.2 Действующая практика учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в организации

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

.1 Перспективные калькуляционные системы

.2 Преимущества и недостатки современных подходов к калькулированию себестоимости продукции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Любая организация в процессе своей деятельности совершает затраты на производство и реализацию продукции. Совокупность производственных затрат на изготовление продукции образует ее себестоимость, которая определяется с помощью их группировки по объектам и статьям калькуляции.

Путем калькулирования определяется фактическая себестоимость единицы продукции, и тем самым оцениваются запасы, а так же степень выполнения принятого организацией плана. Данные калькуляций используются для последующего планирования себестоимости. Ведь от уровня себестоимости зависит деятельность организации в условиях рыночной экономики: величина прибыльности и рентабельности, эффективность его хозяйственной деятельности. Таким образом, калькулирование является объективно необходимым процессом при управлении производством.

Целью написания данной курсовой работы выявление роли калькулирования в управлении производством.

Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:

- рассмотреть теоретический аспект учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;

-       изучить процесс калькулирования себестоимости продукции на практике конкретного мясоперерабатывающего предприятия ОАО «Вурнарский мясокомбинат»;

-       выявить имеющиеся недостатки и дать рекомендации по совершенствованию процесса калькулирования на предприятии;

-       рассмотреть возможные пути совершенствование методики учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

Объектом исследования является акционерное общество открытого типа ОАО «Вурнарский мясокомбинат» Вурнарского района Чувашской Республики.

Методологической основой для написания курсовой работы послужили научные труды следующих авторов: М. А. Вахрушина, В.Б. Ивашкевич, Т.П. Карпова, В.Э. Керимов, О.П. Осипенкова, и т. д. Широко применялись следующие нормативные документы: План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, ПБУ 9/99: Доходы организации, ПБУ 10/99: Расходы организации.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, ВИДЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ


1.1 Понятие калькуляции


В русском языке слово «калькуляция» (лат. Calculatio - вычисление) появилось во второй половине XIX века и означает исчисление себестоимости.

Зарождение калькуляции непосредственно связано с развитием производительных сил общества. В условиях рабовладельческого строя, формирующиеся товарно-денежные и кредитные отношения велись по схеме- « приход-расход ».

Позже, когда в Италии начали образовываться купеческие товарищества и прибыль должна была распределяться между отдельными купцами пропорционально вложенному капиталу, возникла двойная запись.

Появление калькуляции связано с зарождением мануфактурного производства. Формирование производительных сил общества, самого способа производства совершенствовали приемы и методы калькулирования. Наиболее стремительное развитие калькулирование как инструмент оценки рентабельности товаров, как способ преодоления конкуренции получило в условиях промышленного производства.

Калькуляция (англ. costing) - способ определения себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг), когда затраты группируются по объектам и статьям калькуляции.

Калькулирование себестоимости (англ. cost determination) - установленный организацией порядок группировки произведенных в отчетном периоде затрат, позволяющий определить себестоимость единицы отдельных видов, групп продукции или работ, услуг. Калькулирование себестоимости осуществляется различными методами в зависимости от вида, типа продукции, работ, услуг и характера организации производства (технологического процесса).

В современной литературе калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции. Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций.

Задача калькулирования - определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т.е. на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации, а также для внутреннего потребления.

В зависимости от целей калькулирования различают плановую, сметную и фактическую калькуляции. Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей.

Калькулирование позволяет изучить себестоимость полученных в процессе производства конкретных продуктов.

1.2 Виды калькуляций и их роль в управлении производством


Достижение высоких результатов работы организации предполагает управление затратами на производство и реализацию продукции. Это сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью организации, т.к. охватывает все стороны        происходящих производственных процессов.

В отечественной практике под управлением себестоимостью продукции понимается планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения. [9.54] Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются: прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью (рис. 1.2).

Рис. 1. Элементы системы управления себестоимостью и их взаимосвязь

Для выделения себестоимости всей товарной продукции организации разрабатывается смета затрат на производство. Она определяет общий объем затрат на выпуск всей продукции по экономическим элементам затрат. В смету затрат на производство включаются все затраты как основного, так и вспомогательных производств, необходимые для выпуска и реализации промышленной продукции, а также выполнения работ и услуг непромышленного характера как для хозяйств своей организации (капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства, ремонта и др.), так и для других организаций, включая затраты на осуществление работ, не входящих в состав валовой и товарной продукции организации.

Смета затрат рассчитывается без внутризаводского оборота как сумма затрат всех цехов организации минус стоимость полуфабрикатов своего производства, работ промышленного характера и продукции вспомогательных цехов, потребляемых внутри предприятия. Данные о затратах на производство по экономическим элементам определяются в расчетах к бизнес-планам фирм. Себестоимость единицы отдельных видов продукции определяется путем разработки калькуляций.

Рассмотрим виды калькуляции в зависимости от различных факторов:

Виды калькуляции в зависимости от времени и порядка составления калькуляции: плановая, проектная (сметная), нормативная, ожидаемая (провизорная) и отчетная калькуляции.

Плановая калькуляция определяет среднюю себестоимость продукции (работ, услуг) на плановый период (квартал, год). Составляется на основе действующих на начало этого периода норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы являются средними для планируемого периода. Плановые калькуляции используются при составлении бизнес-планов, являются основой для разработки планово-учетных цен на продукцию.

Проектная (сметная) калькуляция составляется при проектировании и конструировании новых производств, осваиваемых новых изделий или на разовые работы. Данный вид калькуляции является основанием для плановых калькуляций в период массового выпуска новых изделий после их освоения или расчетов с заказчиками за разовые работы.

Нормативная калькуляция составляется на основе действующих на начало месяца текущих норм затрат, т.е. норм расхода сырья, материалов и других затрат. Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе его функционирования. Используется при нормативном методе планирования и учета затрат.

В отличие от плановой в нормативной калькуляции учитываются изменения норм в процессе производства, вносятся изменения в нормы, определяются отклонения в течение отчетного периода.

Ожидаемая (провизорная) калькуляция составляется на 1 октября текущего отчетного года по фактическим данным бухгалтерского учета за прошедшие 9 месяцев и предполагаемым данным по затратам и выходу продукции за оставшийся период до конца года. Данные используются для предварительного определения результатов работы организации или отрасли, а также для разработки мероприятий по дальнейшему снижению себестоимости продукции и повышению рентабельности производства на оставшийся до конца года период.

Отчетная (фактическая) калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции (выполненных работ, оказанных услуг) за отчетный период. Показатели фактической себестоимости используются для определения фактического финансового результата производственной деятельности организации.

Виды калькуляции в зависимости от места совершения расходов и величины включаемых затрат в себестоимость продукции: хозрасчетная, производственная, полная (коммерческая) калькуляции.

Хозрасчетная калькуляция включает фактические затраты на оплату труда, стоимость товарно-материальных ценностей по планово-учетным ценам, фактические общие бригадные расходы, стоимость услуг вспомогательных производств по планово-учетным ценам и суммы общехозяйственных расходов по смете. Является разновидностью отчетной калькуляции, но отличается от нее тем, что отражает фактические затраты ресурсов в плановых ценах.

Производственная калькуляция включает хозрасчетную себестоимость и суммы отклонений: фактической стоимости товарно-материальных ценностей от стоимости, рассчитанной в планово-учетных ценах; фактической себестоимости услуг вспомогательного производства от планово-учетных цен; фактических общехозяйственных расходов от сметы.

Полная (коммерческая) калькуляция включает производственную себестоимость и внепроизводственные расходы, связанные с реализацией продукции.

Себестоимость формируется в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

На промышленных предприятиях при формировании себестоимости учитываются следующие составляющие: сырье и материалы; возвратные отходы; покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций и предприятий; топливо и энергия на технологические цели; заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальные нужды; расходы на подготовку и освоение производства; общепроизводственные расходы; потери от брака; прочие производственные расходы; коммерческие расходы.

1.3 Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством


Предпосылкой калькулирования является учет производственных издержек (производственный учет). Он первичен по отношения к калькулированию.

Производственный учет предполагает сбор информации об издержках предприятия, документальное оформление хозяйственных операций, так или иначе связанных с производственными затратами. В системе производственного учета такая информация обобщается, группируется по различным признакам и анализируется. Лишь на базе информации, подготовленной определенным образом в системе производственного учета, возможно калькулирование. Другими словами, речь идет о калькуляционном учете, обеспечивающем группировку издержек в таком аналитическом аспекте, который делает возможным процесс калькулирования.

Между калькулированием и производственным учетом существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Так, базой для расчета себестоимости единицы продукции является информация, собранная в системе производственного учета. Калькулирование себестоимости конечного продукта предопределяется системой и организацией производственного учета. С другой стороны, степень детализации производственного учета зависит от задач, стоящих перед предприятием в области калькулирования.

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно подразделить на три этапа. На первом этапе исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом, на втором - фактическая себестоимость по каждому виду продукции, на третьем - себестоимость единицы продукции, выпущенной работы или оказанной услуги.

В действительности процесс калькулирования является более сложным и чередуется с процессом учета затрат. После распределения первичных затрат калькулируется себестоимость продукции вспомогательных производств. На этом этапе калькулирование усложняется, так как необходимо учесть предоставление взаимных услуг.

Калькулирование себестоимости продукции является объективно необходимым процессом при управлении производством.

Функционировавшие ранее калькуляционные системы преследовали одну цель - оценить запасы готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства. Что необходимо для внутрипроизводственных целей и для составления внешней отчетности, а также для определения прибыли. Несмотря на важность этой задачи, прежние системы калькулирования не содержали информации, пригодной для решения многих управленческих задач.

Современные системы калькулирования более сбалансированы. Содержащаяся в них информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций, как:

-       целесообразность дальнейшего выпуска продукции;

-       установление оптимальной цены на продукцию;

-       оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;

-       целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка;

-       оценка качества работы управленческого персонала.

Современное калькулирование лежит в основе оценки выполнения принятого предприятием или центром ответственности плана. Оно необходимо для анализа причин отклонений от плановых заданий по себестоимости. Данные фактических калькуляций используются для последующего планирования себестоимости, для обоснования экономической эффективности внедрения новой техники, выбора современных технологических процессов, проведения мероприятий по повышению качества продукции, проверки проектов строительства реконструкции предприятий. По результатам калькулирования можно принять решение о проведении ремонта самостоятельно или с использованием услуг сторонних организаций.

Наконец, калькулирование является основой трансфертного ценообразования. Трансфертная (внутренняя) цена применяется при коммерческих операциях между подразделениями одного и того же предприятия. Наибольшую актуальность вопросы формирования трансфертных цен имеют при наличии права у подразделения предприятия самостоятельно выходить на внешних покупателей. В этом случае от правильного формирования трансфертной цены будет зависеть общее финансовое положение организации. Если же продукция подразделения полностью потребляется внутри предприятия, то трансфертная цена является лишь учетной категорией, необходимой для обеспечения хозяйственных связей между внутренними подразделениями предприятия, но при этом она не влияет на конечные результаты организации.

Таким образом, производственный учет и калькулирование являются основными элементами системы управления не только себестоимостью продукции, но и производством в целом.

1.4 Принципы калькулирования


Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами:

1.      Научно обоснованная классификация затрат на производство. Для отдельных отраслей промышленности, а также ряда отраслей сферы материального производства с учетом их особенностей разработаны и утверждены специальные отраслевые рекомендации по планированию и учету себестоимости.

2.      Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц. Во многих случаях объекты учета затрат и объекты учета калькулирования не совпадают. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продуктов. Местом возникновения затрат в управленческом учете называют структурные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цехи и т.п.).

Под объектом калькулирования (носителем затрат) понимают виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации на рынке.

Выбор калькуляционной единицы зависит от особенностей производства и выпускаемой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ). Могут использоваться натуральные единицы (штуки, тонны, метры и т.д.); условно-натуральные единицы (например, в обувной промышленности - 100 пар обуви определенного типа, в консервной промышленности - условные банки); единицы времени (часы, машино-часы, человеко-дни); единицы работы - одна тонна перевезенного груза. Из этого множества калькуляционных единиц для калькулирования используется один измеритель, который рассматривается как основной. Условно-натуральные единицы могут применяться при калькулировании промежуточных продуктов

3.Выбор метода распределения косвенных расходов чрезвычайно важен для правильного расчета себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Он производится предприятием самостоятельно, записывается в учетной политике и является неизменным в течение всего финансового года.

.Разграничение затрат по периодам. При этом необходимо руководствоваться принципом начисления. Его сущность состоит в том, что операции отражаются в бухгалтерском учете в момент их совершения и не увязываются с денежными потоками. Доходы и расходы, полученные (понесенные) в отчетном периоде, считаются доходами и расходами этого периода независимо от фактического времени поступления (или выплаты) денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами (расходами) поступили или перечислены в данном периоде.

. Раздельный учет по текущим затратам на производство и по капитальным вложениям.

. Выбор метода учета затрат и калькулирования.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ВУРНАРСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»


2.1 Краткая характеристика производственной деятельности предприятия


ОАО «Вурнарский мясокомбинат» - один из ведущих производителей мясопродуктов в Чувашской Республике. Предприятие выпускает широкий ассортимент колбасных изделий, мясных деликатесов, мясных консервов, по вкусовым качествам, отвечающий требованиям натурального продукта данной отрасли.

На ОАО «Вурнарский мясокомбинат» калькулирование осуществляется по системе полных затрат. На данном предприятии в качестве базы распределения выступает заработанная плата основных производственных рабочих. В колбасном производстве в одном технологическом цикле получают несколько видов продукции (колбасы вареные, копченые, сосиски, сардельки деликатесы и др.), поэтому прямое отнесение затрат на один вид изделий невозможно. Сводный учет затрат организуется по группе выпускаемых изделий, а затраты внутри групп распределяются на отдельные виды продуктов пропорционально экономически обоснованной базе. Косвенные затраты распределяются с помощью предварительного коэффициента распределения (К), рассчитываемого по формуле:


где КР - косвенные расходы предприятия; Б - база распределения косвенных расходов.

Для определения прибыли от продаж на основе системы полных затрат сначала рассчитывается валовая прибыль как разность между выручкой и затратами на производство и реализацию продуктов труда, а затем прибыль от продаж как разность между прибылью и расходами периода.

Пример: Пусть выручка от продаж колбасы вареной куриной за октябрь 2010 г. при цене 167 руб. за кг, составила 804000 руб., затраты на продукцию составили 658680 руб. Валовая прибыль за рассматриваемый период от продаж колбасы будет равной 804000-658680=145320 руб. расходы периода по предприятию за ноябрь 2005 г. составили 42580 руб. .Т.о. прибыль от продаж будет равной 145320-42580=102740 руб.

На ОАО «Вурнарский мясокомбинат» применяется метод учета фактических затрат и калькулирование фактической себестоимости с учетом норм.

Начисленная заработанная плата и расход материалов распределяются по направлениям затрат (по счетам, субсчетам, статьям) работниками бухгалтерии, ведущими учет производства, в момент отражения необходимых данных в соответствующих учетных регистрах. Распределение по счетам (субсчетам, статьям, заказам и т.п.) делается путем составления отдельного документа, в котором указываются суммы, относимые на тот или иной счет (или иное направление затрат), с указанием основания такого распределения, а в случае необходимости и с составлением соответствующих расчетов.

Фактическую себестоимость считают как нормативную себестоимость, скорректированную на отклонение от норм и на изменение норм (плюс или минус). Поскольку отклонения и изменения норм выявляются оперативно в течение месяца, то есть внутри отчетного периода, то в идеале фактическая себестоимость может быть получена сколь угодно быстро после завершения процесса изготовления продукции.

Пример. Нормативная себестоимость 1 тонны колбасы вареной луговой составляет 53,72 тыс. руб., объем выпуска готовой продукции в течение месяца - 9,5 тонн. По сравнению с нормативными затраты на оплату труда, включая отчисления на социальные нужды, составили перерасход в сумме 15, 41 тыс. руб., а по затратам материалов была достигнута экономия в сумме 7,23 тыс. руб. На начало периода незавершенное производство составило 7,34 тыс. руб. по старым нормам и 7,75 по нормам, принятым в текущем периоде (Приложение 1).

Так как в колбасном производстве объектом счёта производственных расходов являются группы однородных видов продукции, то фактическую себестоимость каждого вида продукции устанавливают распределением отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативным затратам на производство отдельных видов продукции.

Бухгалтерия на основании первичных документов осуществляет учет затрат на производство по нормам, отклонения от норм и изменения норм, составляет отчетную калькуляцию по изделиям, анализирует себестоимость.

Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования и расчетным и инвентарным методами.

На ОАО «Вурнарский мясокомбинат» учет изменений норм отсутствует, исчисление фактической себестоимости осуществляется традиционным методом, а затем выявляют отклонения путем сравнения фактической себестоимости с ее нормативной величиной.

По отношению затрат к технологическому процессу производства на ОАО «Вурнарский мясокомбинат» используется попередельный метод учета затрат, вариант - бесполуфабрикатный.

Для контроля за использованием сырья и материалов на ОАО «Вурнарский мясокомбинат» применяют инвентарный метод, который заключается в том, что по истечении отчетного периода (смены, суток и т.д.) проводят инвентаризацию остатков неизрасходованных материалов по каждому рабочему месту. Фактический расход сырья и материалов на производство определяется суммированием этих остатков с материалами, поступившими к началу следующего отчетного периода, и вычитанием из этой суммы остатков на конец отчетного периода.

2.2 Действующая практика учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на предприятии


Материальные затраты на данной организации в составе себестоимости продукции отражаются по следующим статьям:

Сырье и основные материалы;

Полуфабрикаты собственного производства;

Возвратные отходы (вычитаются);

Вспомогательные материалы;

Топливо и энергия на технологические цели.

К сырью относятся мясо в тушах и полутушах, субпродукты, шпик, пищевая кровь и другие продукты, получаемые от переработки скота. Основными материалами выступают пшеничная и картофельная мука, крахмал, соевый белок, яйца, различные виды специй, натуральная и искусственная оболочка и так далее. К вспомогательным материалам относят целлофаны, шпагаты для вязки колбасных изделий, клипсы и др.

Расход мяса в течение дня на обвалку и жиловку определяют исходя из поступившего его количества за день остатков неразделанного мяса на начало и конец дня.

Калькуляции себестоимости полуфабрикатов составляются только по стоимости сырья. Все остальные расходы, связанные с обвалкой и жиловкой мяса относятся непосредственно на себестоимость колбас и копченостей. При определении стоимости жилованного мяса и других полуфабрикатов из стоимости сырья вычитают стоимость сопутствующей продукции и возвратных отходов по внутренним ценам.

На ОАО «Вурнарский мясокомбинат» фарш из мяса свинины и мясо свинины кусковое вырабатывается в цехе переработки свинины.

Для определения себестоимости колбасных изделий все затраты собирают по статьям, а затем распределяют эти затраты между отдельными видами изделий.

На предприятии имеются объективные предпосылки для применения нормативного метода формирования затрат в разрезе изделий и калькуляционных статей, при котором основная масса расходов включается в себестоимость калькулируемого объекта по норме и лишь незначительная часть - в виде изменений норм и отклонений от них. К таким предпосылкам следует отнести наличие рецептур колбасных изделий, регламентированных ГОСТами или техническими условиями норм расхода основных и вспомогательных материалов на каждый вид изделий.

В колбасном цехе в соответствии со Сборником рецептур составляется калькуляция себестоимости одного вида изделия. Планируются затраты на одну тонну готового продукта, полная себестоимость изделия с учетом НДС, формируется оптово-отпускная цена, розничная цена, делается торговая надбавка.

Далее бухгалтером составляется накопительная на расход сырья в колбасном цехе за отчетный период, как основного сырья - мяса, так и основных и вспомогательных материалов.

В ней учитывается количество произведенной продукции и определяется сумма списанного сырья и материалов за месяц, в данном случае октябрь 2010 года. В Таблице 1 представлена нормативная калькуляция материальных затрат на производство вареных колбас.

По статье «Топливо и энергия на технологические цели» отражаются затраты на все виды непосредственно расходуемых в производстве топлива (твердое, жидкое и газообразное) и энергии (электроэнергия, пар, сжатый воздух и др.), как полученные со стороны, так и выработанные самим предприятием.

Затраты на энергию, потребляемую на технологические цели, также определяются на основе норм расхода различных видов энергии (электрической, тепловой и др.) на производство единицы продукции и средней их цены (себестоимости), складывающейся на предприятии в планируемом году.

Таблица 1. Нормативная калькуляция материальных затрат на производство вареных колбас за октябрь 2010 года

№ п/п

Наименование статьи затрат

Единица измерения

Колбаса вареная Русская Оригинальная(1 тонна)

Колбаса вареная Русская(1 тонна)

Колбаса вареная Докторская(1 тонна)

Колбаса вареная Молочная(1 тонна)

1

2

3

4

5

6

7

1

Сырье

тыс. руб.

5,74

22,11

21,44

0,59

2

Основные материалы

тыс. руб.

8,09

0,68

16,02

3,44


Итого стр.1-2

тыс. руб.

13,82

22,79

37,46

4,03

3

Полуфабрикаты собственного производства

тыс. руб.

32,52

22,23

16,58

47,41

4

Возвратные отходы (вычитаются)

тыс. руб.

-

-

-

-

5

Вспомогательные материалы

тыс. руб.

2,81

2,81

2,81

2,81


Итого стр.1-5


49,16

47,84

56,85

54,25

6

Энергия

тыс. руб.

0,37

0,37

0,37

0,37


Итого


49,54

48,21

57,23

54,63


При производстве вареных колбас используется электроэнергия, пар, вода. Расход энергии определяют на основе показателей соответствующих измерительных приборов. В сумму расхода топлива включаются стоимость его по учетным ценам и соответствующая доля транспортно-заготовительных расходов.

Затраты на покупную энергию состоят из расходов на ее оплату по установленным тарифам, а также трансформацию и передачу до подстанций или внешних вводов цехов. Затраты на энергию, вырабатываемую энергетическим цехом, включают в себестоимость продукции по цеховой себестоимости энергии.

Стоимость топлива и энергии на отопление и освещение помещений и различные хозяйственные нужды относятся на цеховые и общезаводские расходы, а на приведение в действие оборудования (двигательная энергия) - на расходы по содержанию и эксплуатации оборудования.

Таблица 2.Фактические материальные затраты на производство вареных колбас за октябрь 2010 года

№ п/п

Наименование статьи затрат

Единица измерения

Колбаса вареная Русская Оригинальная(1 тонна)

Колбаса вареная Русская(1 тонна)

Колбаса вареная Докторская(1 тонна)

Колбаса вареная Молочная(1 тонна)

1

2

3

4

5

6

7

1

Сырье

тыс. руб.

74,57

336,08

172,59

6,75

2

Основные материалы

тыс. руб.

105,14

10,38

128,96

39,17


Итого стр.1-2

тыс. руб.

179,72

346,46

301,55

45,92

3

Полуфабрикаты собственного производства

тыс. руб.

422,80

337,87

133,47

540,48

4

Возвратные отходы (вычитаются)

тыс. руб.

 -

 -

 -

 -

5

Вспомогательные материалы

тыс. руб.

36,58

42,77

22,65

32,08


Итого стр.1-5

тыс. руб.

639,09

727,11

457,67

618,48

6

Энергия

тыс. руб.

4,93

5,76

3,06

4,35


Итого


643,93

732,75

460,67

622,74


В составе калькуляционных статей затрат, формирующих себестоимость продукции, предусмотрены две статьи, связанные с оплатой труда и его социальной защитой: расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды. По операциям технологического процесса с учетом качества работ, их трудоемкости и квалификации рабочих разрабатываются и нормы трудовых затрат. Наличие такой информации служит базой для нормативного калькулирования прямых материальных затрат, составления смет на статьи калькуляции, в которых отражаются затраты на организацию производства и управление им.

По статье «Расходы на оплату труда производственных рабочих» планируют и учитывают основную и дополнительную заработанную плату производственных рабочих и инженерно-технических работников, непосредственно связанных с изготовлением продукции.

Фонд основной заработной платы производственных рабочих включает фонд повременный оплаты и фонды доплат и премий

,

где Зо - фонд повременной заработанной платы; Зпрф - фонд премии, руб; Здп - фонд доплат, руб.

Фонд премии Зпрф определяют по формуле

,

где Кпр - процент премии, Кпр = 40%.

Фонд доплат определяют по формуле

,

где Кдп - процент доплат, выплачиваемых рабочим в связи с отступлением от нормальных условий производства, Кдп = 4%.

Дополнительная заработная плата Здоп включает оплату отпуска, выполнение государственных обязанностей, учебных отпусков, доплаты по прогрессивно-сдельной системе, доплаты за работу в ночное время, и принимается по определенной доле от основной повременной заработной платы

,

где Кд - принятый процент дополнительной заработной платы, Кд=10%.

Дополнительную заработанную плату производственных рабочих распределяют между видами продукции пропорционально основной заработанной плате.

Для начисления страховых взносов в качестве базового показателя используются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателем в пользу работников (ст.237 НК РФ). Суммы страховых отчислений исчисляется на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года. Отчисления на социальные нужды с заработанной платы производственных рабочих распределяют между видами продукции пропорционально основной заработанной плате производственных рабочих.

Порядок распределения затрат по объектам калькулирования затрат на оплату труда приведен в Приложении 2.

На производственных предприятиях в состав расходов на обслуживанию производства и управление входят расходы на эксплуатацию производственных машин и оборудования, общецеховые и общехозяйственные расходы.

Расходы на эксплуатацию производственных машин и оборудования по своему назначению являются основными. Это - переменные расходы, зависящие от объема производства.

Затраты по содержанию и эксплуатации оборудования представлены в таблице 3.

Аналитический учет этих расходов ведут по каждому цеху (производству) в специальных учетных регистрах.

По окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования распределяют между отдельными видами продукции и незавершенным производством.

На ОАО «Вурнарский мясокомбинат» между видами продукции они распределяются пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

Общецеховыми называются расходы, связанные с обслуживанием основных и вспомогательных цехов и управлением ими. По своему назначению это косвенные расходы, которые подлежат распределению между отдельными видами продукции. Цеховые затраты представлены в таблице 4.

В течении месяца аналитический учет этих расходов ведется для каждого цеха по статьям установленной номенклатуры в книгах, ведомостях и машинограммах.

Таблица 3. Затраты по содержанию и эксплуатации оборудования (октябрь, 2010)

№ п/п

Статьи затрат

Фактические затраты, тыс. руб.

Нормативные затраты, тыс. руб.

Отклонение

1

2

3

4

5

1

Содержание и расходы по эксплуатации оборудования, аппаратуры и транспорта:

 

 

 

1.1

Заработная плата рабочих по надзору и уходу за оборудованием (без ремонтных рабочих)

8,65

8,64

+0,01

1.2

Единый социальный налог

1,04

1,04

+0,00

1.3

Страховые взносы в ПФР

1,21

1,21

+0,00

1.4

Смазочные и обтирочные материалы, запасные части и др.

8,50

8,55

-0,05


Итого строка 1

19,40

19,44

-0,04

2

Текущий ремонт оборудования:

 

 

 

2.1

Заработная плата рабочих по ремонту оборудования

15,36

15,37

-0,01

2.2

Единый социальный налог

1,84

1,84

+0,00

2.3

Страховые взносы в ПФР

2,15

2,15

2.4

Стоимость материалов, запасных частей, услуг ремонтно-механического цеха

16,62

16,75

-0,13


Итого строка 2

35,97

36,12

-0,15

3

Амортизация производственного оборудования, аппаратуры и транспортных средств

33,30

33,30

+0,00


Итого строки 1÷3

33,30

33,30

+0,00

4

Внутризаводские перемещения грузов, а также прочие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования

9,01

9,00

+0,01


Итого строки 1÷4

97,68

97,85

-0,17


Суммы учтенных общецеховых расходов, как и расход по содержанию и эксплуатации производственных машин оборудования, распределяются между готовой продукцией незавершенным производством, а дальше - по отдельным видам продукции пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

Таблица 4. Цеховые затраты (октябрь 2010 г)

№ п/п

Статьи затрат

Фактические затраты, тыс. руб.

Нормативные затраты, тыс. руб.

Отклонение

1

2

3

4

5

1

Заработная плата цехового персонала

 

 

 

1.1

ИТР

24,11

23,50

+0,61

1.2

МОП

16,96

16,90

+0,06


Итого (строка 1)

41,07

40,40

+0,67

2

Единый социальный налог

4,93

4,85

+0,08

3

Страховые взносы в ПФР

5,75

5,66

+0,09

4

Содержание производственных зданий и сооружений

2,99

2,75

+0,24

5

Текущий ремонт производственных зданий и сооружений

1, 20

1,15

+0,05

6

Амортизация производственных зданий и сооружений

1,50

1,50

+0,00

7

Расходы по охране труда

12,71

13,00

-0,29

8

Прочие расходы

0,42

0,50

-0,08


Итого строки 1÷8

70,57

69,80

+0,77


Общехозяйственные расходы, в отличие от общепроизводственных, связаны с обслуживанием производства и управления им в масштабе всего предприятия. По своему назначению они являются накладными и относятся к категории постоянных затрат, т.е. не связанных непосредственно производственным процессом. Общехозяйственные затраты представлены в таблице 5

Таблица 5. Общехозяйственные затраты (октябрь 2010 г)

№ п/п

Статьи затрат

Фактические затраты, тыс. руб.

Нормативные затраты, тыс. руб.

Отклонение, тыс. руб.

1

2

3

4

5

1

Заработная плата персонала управления

16,54

15,40

+1,14

2

Единый социальный налог

1,98

1,85

+0,13

3

Страховые взносы в ПФР

2,32

2,16

+0,16

5

Расходы на электроэнергию

6,17

5,90

+0,27

6

Содержание зданий и сооружений общехозяйственного значения

10,71

10,85

-0,14

7

Амортизация здания заводоуправления

4,54

4,54

+0,00

8

Текущий ремонт здания заводоуправления

3,12

3,50

-0,38

9

Расходы на связь

5,10

5,00

+0,10

11

Расходы по технике безопасности

2,10

2,25

-0,15

10

Расходы на обучение и повышение квалификации

3,53

3,60

-0,07

11

Командировочные расходы

2,50

3,00

-0,50

12

Прочие расходы

0,51

0,55

-0,04


Итого строки 1÷12

42,58

43, 19

-0,61


Общехозяйственные расходы, относимые к основному производству, распределяются видами изделий в том же порядке, что и общепроизводственные расходы. На данном предприятии общехозяйственные расходы распределяются пропорционально выручке от реализации продукции. За базу принимается предшествующий отчетному периоду месяц с последующей корректировкой отклонений.

Конечным этапом производственного процесса является выпуск готовой продукции, в результате которого её стоимость переходит из сферы производства в сферу обращения.

При калькулировании себестоимости колбасных изделий необходимо учитывать незавершенное производство (мясо жилованное, колбасные изделия, незаконченные обработкой и т.д.).

На ОАО «Вурнарский мясокомбинат» исчисление фактической себестоимости осуществляется традиционным методом, а затем выявляют отклонения путем сравнения фактической себестоимости с ее нормативной (плановой) величиной.

Учет выпуска готовой продукции организован с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». По окончании месяца выявившееся на счете 20 фактическая производственная себестоимость продукции перечисляется с кредита этого счета на счет 40, на котором информация о выпущенной продукции формируется в двух оценках: по дебету фактическая производственная себестоимость, по кредиту - нормативная себестоимость. В конце месяца сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 выявляется отклонение фактической производственной себестоимости от нормативной. Выявленные отклонения переносятся со счета 40 на счет 90 «Продажи». Счет 40 закрывается ежемесячно. В Приложении 3 представлена «Сводная карта затрат на производство», а в Приложении 4 «Ведомость учета затрат на производство и себестоимость готовой продукции».

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

.1 Перспективные калькуляционные системы


В современной практике управления внутренними затратными потоками предприятия принято использовать следующие методические подходы [1, 3]:

-       абсорбшен-костинг;

-       директ-костинг;

-       стандарт-кост.

Система «абсорбшен-костинг» («Absorption costing») предполагает калькулирование себестоимости продукции с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками продукции на складе, т.е. это метод полного распределения или поглощения затрат.

Этот метод предполагает разделение затрат на прямые и косвенные в зависимости от того, каким образом они относятся на определенный вид продукции.

Так как косвенные расходы распределяются по видам продукции согласно определенной базе, которая зафиксирована в приказе об учетной политике, а абсолютно корректное распределение невозможно, то всегда существует искажение реальной себестоимости отдельных видов продукции. В результате и цены на эти виды продукции, как правило, получаются необоснованными (в основном завышенными), что обычно ведет к подрыву конкурентоспособности продукции.

Данный метод учета затрат смешивает затраты по производству конкретного вида продукции и общие затраты предприятия. То есть в случае, когда большое предприятие сокращает объем продаж, то себестоимость продукции становиться выше. Но это не значит, что эта продукция стала дороже, это значит, что эта продукция стала дороже только на этом предприятии.

В то же время данный метод определения объемов внутренних затратных потоков будет эффективен, когда, например:

-   на предприятии производится только один продукт или несколько видов продукции, но в небольшом объеме;

-       сумма общепроизводственных затрат существенно меняется от периода к периоду;

-       при наличии долгосрочных контрактов на выполнение определенного объема работ.

«Директ-костинг» («Direct-costing», «Variable costing») - метод калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), при котором все затраты разделяются на постоянные и переменные, и постоянные затраты относятся на реализованную продукцию (работы, услуги).

При калькулировании себестоимости по системе «директ-костинг» постоянные затраты не распределяются между носителями. Переменные затраты зависят от загрузки мощностей или от объема продукции, а потому только они могут быть отнесены на носители затрат. Таким образом, в себестоимость носителя затрат не включаются постоянные расходы. Такой вариант калькулирования без специальных дополнительных расчетов представляет нужную в условиях рынка информацию о тенденциях поведения затрат в условиях изменения загрузки или объема.

Следует отметить, что деление затрат на постоянные и переменные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами системы «директ-костинг».

Для повышения объективности разделения затрат на постоянные и переменные применяются различные методы [2].

Наиболее распространенные из них - следующие:

-   метод максимальной и минимальной точки;

-       графический (статистический) метод;

-       метод наименьших квадратов.

Кроме того, деление затрат на постоянные и переменные является неотъемлемым элементом маржинального анализа [3].

При организации учета результатов по системе «директ-костинг» переменные затраты на единицу вычитаются из цены изделия и на основе этой разницы исчисляется маржинальный доход, который еще называют брутто-прибыль, или сумма покрытия.

Маржинальный доход представляет собой важную информацию для принятия управленческих решений. Эта величина показывает «вклад» изделия в покрытие постоянных затрат, а тем самым в том же объеме и в прибыль предприятия.

Система «стандарт-кост» - инструмент управления для планирования затрат и контроля за ними. Данный подход предполагает, что все затраты, влияющие на счета запасов и себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), выступают как нормативные (стандартные), или предопределенные, а не фактические.

Система нормативных (стандартных) затрат служит для оценки деятельности отдельных работников и организации в целом, подготовки бюджетов и прогнозов, помогает принять решение об установлении реальных цен.

Основной задачей нормативного метода учета затрат на производство является своевременное предупреждение нерационального расходования всех видов ресурсов, что достигается путем оперативного учета отклонений фактических затрат от действующих норм по подразделениям предприятия, видам продукции, причинам и виновникам. С этой целью учет затрат на производство ведется раздельно в части: затрат по нормам, изменений норм, отклонений норм.

3.2 Преимущества и недостатки современных подходов к калькулированию себестоимоти продукции


Очевидно, что каждая из вышеприведенных систем учета внутренних затратных потоков предприятия и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) имеет определенные достоинства и недостатки. Однако говорить об абсолютных преимуществах (недостатках) того или иного метода нельзя, поскольку в любом случае необходимо учитывать специфику деятельности конкретного предприятия и принятой на нем системы учета.

Результаты анализа и сравнения рассмотренных методов представлены в таблице 5.

При выборе подхода к управлению затратными потоками следует выбирать такой вариант, который наилучшим образом подходит для конкретного предприятия, т.е. учитывать возможности предприятия и сложившуюся систему учета. Так, например, элементы метода «абсорбшен-костинг» (разделение затрат на прямые и косвенные) применяются на большинстве российских предприятий, однако этого недостаточно для проведения всестороннего анализа деятельности предприятия, а также осуществления эффективного контроля за расходованием ресурсов. Методы «директ-костинг» и «стандарт-кост» предоставляют достаточно высокие аналитические возможности для подготовки управленческих решений, однако имеют разную основу, т.е. служат разным целям. Поэтому обособленное применение этих методов сделает анализ несколько «однобоким». Кроме того, применение системы «директ-костинг» в полном объеме слишком трудоемко и целесообразно преимущественно на крупных предприятиях, а применение отдельных элементов только этого метода - недостаточно эффективно

Таблица 5 Преимущества и недостатки основных подходов к управлению внутренними затратными потоками

Подход

Преимущества

Недостатки

1

2

3

«Абсорбшен-костинг»

- относительная простота расчетов; - распределение косвенных затрат по объектам учета; - возможность выбора метода распределения расходов на прямые и косвенные в соответствии с целями управления.

- возможно искажение при расчете реальной себестоимости отдельных видов продукции (услуг); - не позволяет проводить всесторонний анализ состава и структуры затрат.

«Директ-костинг»

- высокие аналитические возможности при применении данного метода; - четкое разделение затрат на переменные и постоянные;  - распределение только переменных затрат по носителям затрат;  - возможность проведения маржинального анализа. - высокая интеграция учета, анализа и принятия управленческих решений.

- требует применения специальных методов разделения затрат на постоянные и переменные для повышения объективности разделения; - высокая трудоемкость при применении данного метода в полном объеме.

«Стандарт-кост»

- возможность эффективного планирования и контроля затрат; - оперативное выявление нерационального использования ресурсов; - анализ возникающих отклонений в разрезе различных объектов; - учет по центрам ответственности.

- высокая трудоемкость при расчете нормативной себестоимости; - необходимость периодического пересмотра нормативов; - возможны дополнительные затраты при установлении индивидуальных нормативов (как правило незначительные).


Учитывая вышеизложенное, в качестве наиболее оптимального варианта можно предложить комплексное применение данных методов:

1.  разделение затрат на прямые и косвенные (метод «абсорбшен-костинг») для формирования реальной картины затратных потоков по видам продукции, что в дальнейшем будет способствовать обоснованному определению ценовых характеристик;

2.  разделение затрат на переменные и постоянные, применение элементов маржинального анализа («директ-костинг») для формирования политики управления производственными затратными потоками и регулирования их объема и структуры;

3.      применение элементов учета по отклонениям и по центрам ответственности («стандарт-кост») для контроля и оценки результатов работы подразделений различных уровней.

Данный подход позволит:

-   более эффективно управлять затратными потоками предприятия вследствие формирования более полной информации о деятельности отдельных подразделений и предприятия в целом;

-       управлять финансовыми результатами деятельности предприятия;

-       контролировать расходование ресурсов, выявлять отклонения в их использовании и причины возникновения этих отклонений;

-       более четко разграничить ответственность между исполнителями различных уровней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Вопросы калькулирования возникают перед бухгалтером на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств: в процессе заготовления сырья и материалов, производства и реализации продукции. В самом широком смысле калькулирование представляет собой способ систематизации затрат и получения информации о себестоимости продукта для выявления резервов повышения эффективности производства и управления этим процессом.

В курсовой работе была рассмотрена методика учета затрат и калькулирование себестоимости производства вареных колбас на

ОАО «Вурнарский мясокомбинат». В работе рассмотрены основные вопросы учета затрат на производство: учет использования сырья и материалов, учет заработной платы производственных рабочих, расходы по обслуживанию и управлению, учет изменений норм, сводный учет затрат на производство, а также проведен анализ затрат по отклонениям.

Особенности формирования себестоимости в данной организации обусловлены комплексным характером исходного сырья и разнообразием получаемых из него продуктов, а также зависящей от этих факторов организационной структурой отрасли и ее отдельных производств. Эти особенности проявляются в использовании большого набора методов бухгалтерского учета и калькулирования (нормативный метод распределения затрат; попередельный метод определения затрат на производство и др.), что позволяет исчислять произведенные расходы с достаточной степенью достоверности.

Сложность вопросов калькулирования прежде всего связана с многообразием хозяйственных процессов, осложняющихся технологическими и организационными условиями производства.

Сложность калькулирования заключается также в том, что необходимо обеспечить разграничение затрат между законченными и незаконченными объектами, оценив брак, побочную продукцию и отходы производства.

Учет изменений норм на данном предприятии отсутствует, исчисление фактической себестоимости осуществляется традиционным методом, а затем выявляют отклонения путем сравнения фактической себестоимости с ее нормативной величиной. Не оформляется должным образом необходимая документация (извещения и ведомость учета изменений норм). В результате невозможно произвести группировку изменений норм. Не проводится анализ отклонений изменений норм по причинам и виновникам, необходимый для разработки мероприятий для предотвращения их появления в будущем. Для устранения этого недостатка требуется организовать ведение сигнальной документации изменений норм, сводной ведомости учета отклонений, а на ее основе проводить анализ отклонений норм по причинам и виновникам с помощью которого можно принимать своевременные управленческие решения.

Нормативный метод требует также правильной организации складского хозяйства: обеспечение складов весоизмерительным оборудованием, а производственных цехов - приборами для учета потребления воды, газа, пара, электроэнергии; качественного оформления первичной документации и других организационно-технических мероприятий.

Таким образом, имея развернутую информацию об отклонениях от норм по причинам и виновникам, можно контролировать работу любого производственного подразделения. Проводимый на основе калькулирования ретроспективный и оперативный анализ позволит вовремя обнаружить недостатки в организации производства, снабжении, нормировании, использовании материальных и трудовых ресурсов, выявить имеющиеся внутренние резервы.

Калькулирование является способом оценки хозяйственных средств и одновременно результатом такой оценки.

Таким образом, в самом общем виде в процессе калькулирования себестоимости отдельных объектов учета необходимо полностью учесть и сгруппировать издержки на производство по экономическому признаку, отчетным периодам, отдельным статьям калькуляции, центрам затрат и центрам ответственности.

В нашей стране в результате обособления предприятий с различной формой собственности, включения механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования ассортимента выпускаемой продукции, развития других сторон рыночной экономики появилась и постепенно возрастает потребность в применении современных подходов калькулирования себестоимости продукции, таких как «абсорбшен-костинг», «директ-костинг, «стандарт-костинг». От этого будет зависеть дальнейший рост эффективности учета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.      ПБУ 9/99: Доходы организации. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 32н (в ред. от 27 ноября 2006 г. № 156н)

.        ПБУ 10/99: Расходы организации. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (в ред. от 27 ноября 2006 г. № 156н)

.        План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000г. № 94н (в ред. от 7 мая 2003 г. №38н, от 18 сентября 2006 г. № 115н).

.        Бухгалтерский учет материалов и товаров: учеб. - практ. пособие / Ю.А. Бабаев [и др.] ; под ред. Ю.А. Бабаева. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. - 312с.

5.      Вахрушина М А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие/ВЗФЭИ - М. Финстатинформ, 2006. - 425с.

6.      Воробьев П., Ф. Земеров Ф. Бюджетирование производственных предприятий (опыт разработки и внедрения) // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №6. - с.112-117.

.        Друри К Ведение в управленческий и производственный учет / Пер. с анг. П.С. Безруких. М.: Аудит, 2006. - 336с.

.        Ерижев М.К. Развитие методов управления затратами, учёта и калькулирования себестоимости // Менеджмент в России и за рубежом - 2007. - №6. - С.25-32.

.        Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов. - М.: Экономистъ, 2003. - 618 с.

10.    Карпова Т.П. Основы управленческого учета. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2007. - 511с.

11.    Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: Учебник. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2006. - 484с.

12.    Осипенкова О.П. Управленческий учет: Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2007. - 397с.

13.    Палий В.Ф., Вандер Вил Р. Управленческий учет. М.: Инфра, 2005. - 511с.

.        Себестоимость продукции, работ и услуг: бухгалтерская и налоговая (2-изд., перераб. и доп.) / Г.Ю. Касьянова. - М.: АБАК, 2009. 336с.

.        Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие / под. ред. Е.А. Мизиковского. - М.: Экономистъ, 2006. - 555с.

16.    Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. - СПб.: Бизнес-Микро, 2006. - 388с.

17.    Шим Дж.К., Сигел Дж.Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат. - М.: Филин, 2007. - 344с.

.        Яругова А. Управленческий учёт: опыт экономически развитых стран. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 240с.

Похожие работы на - Особенности калькулирования себестоимости на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!