Государственные кадастры природных ресурсов и загрязнения окружающей среды

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,69 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственные кадастры природных ресурсов и загрязнения окружающей среды














Курсовая работа

по дисциплине «Экологическое право»

тема: «Государственные кадастры природных ресурсов и загрязнения окружающей среды»

Содержание

Введение

1.Государственные кадастры природных ресурсов и загрязнений окружающей среды

1.1Понятие, цели государственных кадастров

1.2Правовое регулирование государственных кадастров

2.Виды государственных кадастров

2.1Земельный кадастр

2.2Водный кадастр

.3Кадастр животного мира

.4Кадастр особо охраняемых природных территорий

.5Кадастр отходов

3.Совершенствование единой системы комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время антропогенное загрязнение окружающей природной среды приобрело огромный размах. Это привело к серьезным экологическим, экономическим, социальным последствиям для общества, которое проявляется в ухудшении состояния окружающей природной среды, необходимости значительных финансовых вложений для ее восстановления, резкого снижения продолжительности жизни людей по сравнению с развитыми странами.
Во многом это обусловлено несовершенством природоохранительного законодательства, а также практики его применения.
В последние десятилетия накоплен значительный мировой и национальный опыт в разработке и осуществлении природоохранной политики.

В результате экологический аспект развития российской экономики требует осуществления широкого спектра мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: охрану атмосферы, рациональное использование земельных ресурсов; сохранение лесов, борьбу с опустыниванием и засухой, сохранение биологического разнообразия, охрану и рациональное использование водных ресурсов, комплексное решение проблемы отходов, экологизация всей хозяйственной деятельности, интенсивного использования эколого-экономического потенциала страны в целом и каждого субъекта Федерации в отдельности.

Учет и регистрация природных ресурсов - необходимая предпосылка реализации всех остальных функций государственного экологического управления, поскольку она возможна лишь при наличии соответствующей информации о природных ресурсах.

Проблема эта наиболее успешно может решаться путем формирования и ведения отраслевых ресурсных кадастров, которые давно осуществляют, и комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (КТКПР), формированию которых положил начало широкий эксперимент с 1993 года.

Кадастры природных ресурсов являются реальной информационной базы для принятия экологически обоснованных управленческих решений в сфере природопользования с учетом приоритетов социально-экономического развития территорий и сохранения окружающей природной среды.
При этом существующие ресурсные (отраслевые) кадастры как банки ценной и развернутой информации о природных ресурсах в первую очередь должны стать основой построения новой информационной системы о природных ресурсах потенциальных территорий Российской Федерации.
Из приведенных постулатов можно прямо вывести основную цель работы - всестороннее исследование государственных кадастров природных ресурсов и загрязнений окружающей среды, что в свою очередь позволяет сформулировать и ряд задач:

) Дать представление о понятии государственных кадастров, целей их существования и системе правового регулирования;

) Раскрыть представление о различных видах государственных кадастров;

) Показать пути совершенствования единой системы комплексных территориальных кадастров.

При выполнении работы была использована учебная и специализированная литература, законодательство и подзаконные акты, а также публикации в различных периодических изданиях.

1. Государственные кадастры природных ресурсов и загрязнений окружающей среды

.1 Понятие, цели государственных кадастров природных ресурсов и загрязнения окружающей среды

Социально-экономическое развитии России требует усиления внимания к проблемам формирования и совершенствования системы эффективного управления рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей природной среды. Информационной основой отраслевой и региональной системы управления рациональным природопользованием являются кадастры природных ресурсов.

Учет природных ресурсов осуществляется по административно-территориальным единицам (районам, областям и т. д.), конкретным природопользователям или собственникам природных ресурсов. Данные о количественном и качественном состоянии природных ресурсов обобщаются в едином государственном документе - кадастре.

Кадастр - систематизированный свод сведений, как семантического, так и графического характера, имеющих правовой статус, составляемый периодически или путем непрерывный обследований соответствующих объектов.

Термин «кадастр» (от франц. cadastre - лист, реестр) распространен во всем мире, за исключением Скандинавских стран, где вместо него используют слово «реестр». Происхождение термина «кадастр» ученые-этимологи объясняют с разных позиций. Так, например, французский этимолог Блондхейм считал, что термин «кадастр» восходит к греческому слову «катастикон» или «катастрихон», что буквально означает тетрадь для записей, записная книжка. Другой ученый, Добнер (1892 г.) связывал этот термин со средневековым латинским словом «капитаструм» или «каптаструм», что является слиянием двух слов «капитум» и «региструм» и означает буквально следующее: реестр единиц оценки территорий, то есть реестр налоговых территориальных единиц, на которые были поделены подвластные Риму провинции.

Совокупность информации об объектах и явлениях окружающей среды, соответствующим образом систематизированной и постоянно обновляемой носит название кадастровой системы.

Кадастр в настоящее время ведется во всех странах мира. Он неразрывно связан с понятием учета, оценки состояния использования природных ресурсов, инженерной деятельности, экологии и предполагает выделение однородных по своим условиям территориальных единиц, их картографирование и описание с использованием количественных и качественных характеристик.

Государственными кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям.

Органы, на которые возложены функции по ведению природноресурсовых кадастров, а также его порядок, определяются специальными нормативными актами.

Государственный кадастр отдельного вида природного ресурса представляет собой совокупность необходимых и достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении природного ресурса.

Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды. На основе кадастров природных ресурсов проводится денежная оценка ресурса и устанавливается его продажная цена (как правило, сильно заниженная), а также вырабатывается система мер по восстановлению нарушенного состояния природы.

К целям Государственных кадастров природных ресурсов относятся:

Информационная поддержка государственных органов управления, представителей научных кругов, неправительственных и общественных организаций, юридических и физических лиц своевременной и достоверной информацией о состоянии природных ресурсов;

- Учет природных ресурсов, стандартизация способов накопления, хранения и обработки информации на основе использования современных средств;

Обеспечение оперативного санкционированного доступа к информационным ресурсам о природных ресурсах, формирование государственной статистической отчетности и документов обзорно-аналитического характера;

Денежная оценка природного ресурса;

Выработка системы мер по восстановлению нарушенного состояния природы.

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природного ресурса. По общим их целям и структуре все они образуют единую экономико-правовую схему. Кадастры бывают двух видов: территориальные и отраслевые.

.2 Правое регулирование ведения государственных кадастров

Действующие источники современного правового регулирования государственных кадастров можно классифицировать по их иерархии (согласно их юридической силе) следующим образом: Конституция Российской Федерации, конституционные федеральные и федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты министерств и ведомств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативные акты органов местного самоуправления.

Правовой основой для государственных кадастров является Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «Об охране окружающей среды», а также закон и подзаконные акты регламентирующие различные виды кадастров.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» определил необходимость ведения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки.

Конституция закрепляет общие принципы землепользования; Земельный кодекс РФ (п. 1 ст. 70) закрепляет общее понятие государственного земельного кадастра, отсылая к специальному федеральному закону.

Долгое время центральным законодательным актом, направленным на правовое регулирование государственного земельного кадастра - является Федеральный закон "О государственном земельном кадастре". В связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" ст. 70 Земельного кодекса РФ указывает, что Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется исключительно в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Среднесрочная программа социально-экономического развития на 2006-2008 гг. устанавливает необходимость разработки единого государственного кадастра объектов недвижимости в интересах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации).

Водное законодательство Российской Федерации состоит из Водного кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В прежнем Водном кодексе РФ ст. 79 регулировала порядок учета посредством водного кадастра. В ныне действующем Водном кодексе это понятие заменено на понятие «Водный реестр». В ст. 31 современного Водного Кодекса всесторонне описывается государственный водный реестр.

Конкретный порядок его ведения регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке ведения государственного водного реестра»

Важное значение для действенного функционирования водного реестра имеет и Приказ Министерства Природных Ресурсов РФ «Об утверждении порядка представления и состава сведений, представляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, для внесения в государственный водный реестр».

Необходимость создания кадастра животного мира в настоящее время определена Законами РФ «Об охране окружающей природной среды» и «О животном мире».

Принимая во внимание тот факт, что объекты животного мира - это ресурсы государства, они подлежат учету в соответствие со ст. 14 Закона «О животном мире». В целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира.

2.Водный Кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ (в ред. от 14.07.2008) - СПС Гарант.

3.Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (в ред. от 22.07.2008) - СПС Гарант.

.Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17.12.1997 №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 30.12.2008) - СПС Гарант.

.Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.06.2008) - СПС Гарант.

.Федеральный закон Российской Федерации от 24.04.1995 №52-ФЗ "О животном мире" (в ред. от 24.07.2009) - СПС Гарант.

.Федеральный закон Российской Федерации от 14.03.1995 №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 30.12.2008) - СПС Гарант.

.Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 30.12.2008) - СПС Гарант.

.Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. от 17.07.2009) - СПС Гарант.

.Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2005 №199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (в ред. от 25.12.2008) - СПС Гарант.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 №818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" - СПС Гарант.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 №158"О Красной книге Российской Федерации" - СПС Гарант.

.Приказ Госкомэкологии Российской Федерации от 14.12.1996 №521 "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" - СПС Гарант.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 №1342 "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" - СПС Гарант.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.1996 №1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» - СПС Гарант.

.Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.08.2007 №222 "Об утверждении порядка представления и состава сведений, представляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, для внесения в государственный водный реестр" - СПС Гарант.

.Бринчук, М. М Экологическое право: учеб. для вузов/ М. М. Бринчук. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юрист, 2005. - 670с.

.Дубовик, О. Л. Экологическое право: учеб. для вузов/ О. Л. Дубовик. - Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - 688с.

19.Кузнецова, Н. В. Экологическое право: учеб. пособие/ Н. В Кузнецов - М.: Юриспруденция, 2000. - 170с.

20.Лукьянчиков, Д. В. Государственный кадастровый учет земельных участков/ Д. В. Лукьянчиков. - М.: Право, 2008. - 254с.

.Манакин, Н. А. Курс лекций по дисциплине «Экономическое право»/ Н. А. Манакин. - М.: НКИ, 2005. - 570с.

.Экологическое право России: учеб. пособие/ под ред. Н. В. Румянцева. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. - 368с.

.Шейнин Л. Б. Земельное право России: учебное пособие/ Л. Б. Шейнин. - М.: Эскмо, 2007. - 320с.

Похожие работы на - Государственные кадастры природных ресурсов и загрязнения окружающей среды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!