Управление охраной окружающей среды и природопользованием

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,21 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление охраной окружающей среды и природопользованием















Курсовая работа

по дисциплине «Экологическое право»

тема: «Управление охраной окружающей среды и природопользованием»

Содержание

Введение

1. Понятие управления природопользованием и охраной окружающей среды.

2. Компетенция Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды

3. Полномочия органов специальной компетенции в области природопользо-вания и охраны окружающей среды (специально уполномоченных органов)

3.1 Полномочия комплексных органов специальной компетенции

.2 Полномочия отраслевых органов специальной компетенции

3.3 Полномочия функциональных органов специальной компетенции

4. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов (ст.9).

Следует различать использование и охрану природных ресурсов.

При их использовании достигаются определенные хозяйственные и иные цели (добыча, переработка и т.п.). Цель охраны - предотвратить экологически вредное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, обезопасить ее от загрязнения, порчи, истощения и разрушения. Названные цели взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как рациональное использование природных ресурсов предполагает бережное к ним отношение, недопущение необратимых для них последствий, то есть их охрану.

К ведению Российской Федерации относится установление основ федеральной политики и федеральных программ экологического развития России, а к современному ведению Российской федерации и ее субъектов - вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей природной среды (ст.71-72 конституции Российской Федерации).

Основным законодательным актом в данной области является Закон РФ «Об охране окружающей среды». Вместе с тем отдельные аспекты природопользования и природоохранной деятельности находят свое выражение в отраслевом законодательстве (земельном, водном, лесном, о недрах, животном мире и т.п.).

Правительство Российской Федерации координирует работу органов государственного управления по совместному природопользованию, проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения.

Значительна компетенция органов исполнительной власти субъектов российской Федерации: утверждение территориальных экологических программ, учет и оценка состояния природных ресурсов, руководство экологической службой, контроль за использованием и охраной земель, лицензирование и т.д.

Вместе с тем, как на федеральном уровне, так и в рамках субъектов Российской Федерации формируется система исполнительных органов, специально уполномоченных на осуществление управленческой деятельности в области природопользования и охраны природных ресурсов.

природопользование охрана окружающ <file:///C:\DOCUME~1\8C66~1\LOCALS~1\Temp\Rar$DI00.516\kur_144_1%5b4%5d.doc>ая исполнительный

1. Понятие управления природопользованием и охраной окружающей среды

Управление природопользованием и охраной окружающей среды - это составная часть социального управления, одна из важнейших функций Российского государства. Оно в основном выражается в организационной деятельности государства, его органов, органов муниципальных образований, а также общественных организаций по разработке и выполнению (исполнению) правовых актов, планов, программ, мероприятий в области регионального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В связи с этим в последнее время в оборот введено такое понятие, как «организационный механизм охраны окружающей среды».

В административном праве под управлением (в узком смысле слова) понимаются: дача обязательных для исполнения предписаний, которые чаще облекаются в форму правовых актов; контроль за исполнением этих предписаний и применение соответствующих санкций за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Не является в этом смысле исключением и управление в области природопользования и охраны окружающей среды. Понятно, что давать предписания могут одни органы, а контролировать их исполнение - другие. Иными словами, управление осуществляется либо непосредственно, либо через уполномоченные органы. Речь, таким образом, идет о правовом механизме охраны окружающей среды, заключающемся в установлении экологических норм и правил, обязательных для исполнения, контроле за их исполнением и применении санкций в случае их неисполнения.

В широком смысле слова под управлением понимается многогранная деятельность различных государственных органов, выражающаяся применительно к рассматриваемому вопросу в следующем:

установлении правовых основ регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды в целях рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

определении основных направлений политики в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, как на ближайшие годы, так и на перспективу; принятии (утверждении) разного рода экологических программ, планов; их финансировании и материально-техническом обеспечении;

установлении порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществлении экологического контроля;

учете природных ресурсов, ведении их кадастров; осуществлении мониторинга окружающей среды в целом и ее отдельных объектов; оценке природных ресурсов и прогнозировании состояния окружающей природной среды;

установлении лимитов использования природных ресурсов в целях недопущения их истощения; в выдаче разрешений на природопользование, а также на сбросы и выбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов;

утверждении нормативов платы за использование природных ресурсов, а также за сбросы, выбросы и захоронение загрязняющих веществ и отходов;

организации и проведении государственной экологической экспертизы;

государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

принятии решений об ограничении, приостановке или прекращении работы экологически вредных производств и иной деятельности;

применении санкций к нарушителям экологического законодательства и принятии мер по возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями;

организации заповедного дела, охране памятников природы, ведении Красной книги;

осуществлении экологического образования и воспитания;

международном сотрудничестве по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, и другая деятельность.

Таким образом, формулируя цели управления природопользованием и охраной окружающей среды, можно сказать, что оно призвано способствовать:

обеспечению выполнения планов, программ, мероприятий в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а значит и обеспечения экологической безопасности в целом;

неукоснительному соблюдению требований экологического законодательства всеми органами, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами;

достижению качества окружающей природной среды, необходимого для сохранения здоровья людей, а также природных объектов и ресурсов.

При этом следует подчеркнуть, что от качества управления во многом зависит состояние окружающей среды.

2. Компетенция Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом «Об охране окружающей среды» в ведении Российской федерации находится:

управление природными ресурсами, находящимися в федеральной государственной собственности;

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской федерации;

установление порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;

внешнеэкономические международные отношения и международные договоры в области охраны окружающей природной среды;

установление порядка использования, перевозки и хранения опасных веществ и отходов;

определение статуса и защита территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской федерации, охрана озонового слоя и космического пространства;

мониторинг, стандарты, эталоны окружающей среды, их официальный учет;

установление правового режима чрезвычайных экологических зон и объявление таких зон объектами федерального значения;

установление порядка организации и деятельности органов управления и контроля в области охраны окружающей природной среды, координация мер по реализации государственной экологической политики.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

обеспечение экологической безопасности и экологического правопорядка;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности на природные ресурсы;

общие вопросы экологического воспитания, образования и науки;

осуществление мер по борьбе с экологическими катастрофами, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий;

установление общих принципов налогообложения и сборов в области природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации;

законодательство об охране окружающей среды, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах;

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

установление общих принципов организации системы органов экологического управления и контроля;

подготовка и повышение квалификации кадров специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды;

координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, выполнение международных договоров российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Вне пределов ведения Российской Федерации, пределов совместного ведения России и ее субъектов последние обладают полнотой власти в области природопользования и охраны окружающей среды. Большими полномочиями в этой сфере наделены также органы местного самоуправления, о чем будет сказано ниже.

Эти и другие функции управления природопользованием и охраной окружающей среды реализуют органы представительной и исполнительной власти разных уровней и органы специальной компетенции.

принимает федеральные законы и постановления по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, организует контроль за их исполнением;

образует постоянные комиссии палат по вопросам рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

устанавливает налоги и сборы за природопользование;

утверждает федеральный бюджет, в котором предусматриваются расходы и на охрану окружающей природной среды;

ратифицирует международные соглашения (договоры) по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;

организует заслушивание в палатах вопросов о состоянии окружающей природной среды и работе природоохранных ведомств с приглашением руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, издает указы и распоряжения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, организует их исполнение. Он может утверждать программы оздоровления окружающей природной среды как на всей территории России, так и в отдельных регионах. На возглавляемом Президентом Совете Безопасности Российской Федерации обсуждается состояние экологической безопасности населения. Президент вправе вносить в Государственную Думу проекты законов по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Правительство Российской Федерации, являясь высшим исполнительно-распорядительным органом страны, в соответствии со ст. 18 Федерального конституционного закона «О правительстве Российской Федерации»:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и указов Президента Российской федерации по вопросам охраны окружающей среды и природопользования Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской федерации (верховные советы, думы, законодательные собрания, правительства, администрации, министерства и другие), а также органы местного самоуправления в пределах предоставленной им компетенции распоряжаются землей, недрами, животным миром, водными, лесными и иными природными ресурсами. Рассматриваемые органы представительной и исполнительной власти организуют и осуществляют на подведомственной им территории непосредственно либо через уполномоченные органы контроль за исполнением экологического законодательства всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и подчинения, должностными лицами и гражданами. Особое внимание уделяется ими контролю за ходом выполнения планов строительства объектов природоохранного назначения.

Органы представительной и исполнительной власти принимают (издают) законы, постановления и распоряжения по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, организуют и контролируют их исполнение. Принимаемые ими правовые акты должны строго соответствовать федеральному законодательству. Эти органы власти утверждают (принимают) также региональные планы и программы, направленные на оздоровление окружающей природной среды.

Органы власти областного и районного уровней координируют деятельность государственных и негосударственных органов (в первую очередь органов экологического контроля), а также общественных экологических объединений по оздоровлению окружающей природной среды.

Находящиеся на территории региона предприятия, учреждения и организации в обязательном порядке согласовывают с представительными и исполнительными органами проекты текущих и долговременных планов в области оздоровления окружающей среды. Утверждаемые руководителями промышленных и иных предприятий экологические паспорта природопользователя согласовываются с местными представительными и исполнительными органами. Представительные органы выделяют из бюджетов средства на охрану окружающей среды и контролируют их расходование, образуют краевые, областные, районные экологические фонды. Администрация в соответствии с решениями представительного органа и по согласованию с территориальным комитетом по природопользованию расходует денежные средства фонда на природоохранные мероприятия.

В соответствии с законами, регулирующими деятельность органов представительной и исполнительной власти муниципального уровня, органы местного самоуправления, начиная с поселковых (сельских), вправе выносить решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных и иных норм, а также запрещать проведение мероприятий, могущих вызвать неблагополучные экологические последствия. Им предоставлено право организовывать проведение экологических экспертиз проектов и строящихся объектов, а также хозяйствующих субъектов, загрязняющих воздушный бассейн и водные объекты. Они могут также создавать комиссии для расследования причин экологических катастроф и происшествий. Местная администрация назначает приемочные комиссии и утверждает акты приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов, если они отвечают требованиям экологической безопасности.

В целях предотвращения загрязнения производственными выбросами и сбросами атмосферного воздуха и вод в жилой зоне администрация по представлению органов санитарно-эпидемиологического надзора устанавливает санитарно-защитные зоны со специальным режимом.

Закон обязывает областную и нижестоящие администрации своевременно информировать население о неблагополучной экологической обстановке, экологических катастрофах и разного рода авариях, принимать меры по обеспечению безопасности граждан, их спасению, ликвидации вредных последствий. Эти и другие полномочия органы представительной и исполнительной власти реализуют как непосредственно, так и через свои структурные подразделения - управления, отделы и др. Представительными органами создаются также постоянные комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

По требованию органа должностные лица предприятий и других органов, включая и органы экологического контроля, обязаны являться на пленарные заседания для ответов на запросы депутатов и предоставления информации, в том числе о соблюдении экологического законодательства.

Представительным органам дано право принимать в соответствии с законодательством решения, устанавливающие административную ответственность за несоблюдение правил и норм в области охраны окружающей природной среды.

В последнее время складывается практика заключения соглашений между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче последним отдельных полномочий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Например, в г. Москве функции специально уполномоченного природоохранного органа выполняет созданный этим субъектом Российской Федерации Департамент охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на фоне зачастую непродуманных и нередко поспешных реорганизаций федеральных природоохранных органов, приведших к ослаблению государственного экологического контроля на федеральном уровне, наметилась тенденция усиления роли природоохранных органов субъектов Российской Федерации. В этом достаточно четко просматривается желание федеральных властей переложить бремя основных расходов по содержанию органов государственного управления в рассматриваемой сфере на региональные бюджеты.

3. Полномочия органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды (специально уполномоченных органов)

В полномочия органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды (специально уполномоченных органов) входят:

выдача лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с работами и услугами экологического назначения;

организация и осуществление выдачи разрешений на захоронение промышленных и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

согласование или утверждение стандартов и правил использования природных ресурсов, лимитов и квот на их изъятие;

ведение мониторинга объектов окружающей среды и отдельных природных ресурсов (атмосферного воздуха, земель, радиационной обстановки и др.);

ведение кадастров природных ресурсов;

общегосударственный учет и оценка объектов, загрязняющих окружающую среду;

осуществление контроля за экологической паспортизацией хозяйственных и иных объектов;

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

организация и осуществление государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды;

подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в РФ;

управление подведомственными, особо охраняемыми территориями, ведение Красной книги России;

информирование населения о состоянии окружающей природной среды

применение к нарушителям экологического законодательства мер административного воздействия и передача материалов о совершенных экологических преступлениях в следственные органы;

международное сотрудничество с соответствующими государственными органами зарубежных стран и другие полномочия.

На сегодняшний день нельзя утверждать, что формирование системы органов специальной компетенции завершено. Достаточно сказать, что за последние 10 лет структура федеральных органов исполнительной власти, к которой относятся и упомянутые органы, претерпела несколько серьезных изменений, в результате которых одни природоохранные органы получили самостоятельный статус, другие же путем слияния реорганизовывались в комплексные органы. В настоящий момент система органов специальной компетенции приводится в соответствие с Указом президента Российской Федерации от 17.05.2000г. №867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

По объему и характеру полномочий органы специальной компетенции подразделяются на три группы: комплексные, отраслевые и функциональные.

3.1 Полномочия комплексных органов специальной компетенции

Министерство природных ресурсов Российской федерации - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Оно является государственным органом управления государственным фондом недр, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, а также в области охраны окружающей природной среды. Свои полномочия Министерство осуществляет непосредственно или через свои территориальные органы (включая бассейновые). Положение о Министерстве природных ресурсов утверждено правительством Российской Федерации 17 мая 1997г.

Министерство природных ресурсов:

обеспечивает государственную систему лицензирования, пользования недрами и осуществляет лицензирование водопользования;

организует государственное геологическое изучение недр территории и континентального шельфа Российской Федерации;

обеспечивает воспроизводство минерально-сырьевой базы, рациональное использование и охрану недр;

обеспечивает потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах;

организует эксплуатацию и строительство водохранилищ и других водохозяйственных объектов комплексного назначения;

организует осуществление противопаводковых мероприятий и ликвидацию последствий вредного воздействия вод, контролирует целевое использование государственных средств в подведомственной сфере;

организует составление и ведение государственного кадастра месторождений полезных ископаемых;

выступает государственным заказчиком на проведение строительных работ в области водного хозяйства;

организует межрегиональное распределение и перераспределение водных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, разрабатывает и осуществляет мероприятия по восстановлению водных объектов, установлению водоохранных зон и соблюдению режима хозяйственной деятельности в них;

устанавливает режимы наполнения и сработки водохранилищ, утверждает правила использования водных ресурсов водохранилищ;

устанавливает лимиты водопотребления и водоотведения и т.д.

Многие свои полномочия Министерство природных ресурсов реализует совместно с Госкомэкологией, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской федерации.

Таким образом, Министерство сочетает функции управления природными ресурсами с функциями по их охране. Основным объектом управления являются государственные фонды недр и вод. Соответственно сейчас Министерство выполняет функции упраздненных комитетов по геологии и использованию недр и по водному хозяйству.

Министерство уполномочено: давать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений установленного режима пользования водными объектами и недрами; прекращать, приостанавливать или ограничивать пользование участками недр и водными объектами.

Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России) осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, а также государственный экологический контроль и экологическую экспертизу. Действует на основе положения о нем, утвержденного Правительством Российской Федерации 26 мая 1997г.

Госкомэкология осуществляет государственную политику, государственное управление и контроль в порученной сфере непосредственно, а также через свои территориальные органы и специализированные инспекции.

В его компетенции регулирование природопользования в целях охраны окружающей среды; формирование системы особо охраняемых природных территорий, управление подведомственными объектами природно-заповедного фонда и ведение Красной книги Российской федерации.

Кроме того, оно ведет учет объектов, загрязняющих природную среду; составляет перечень опасных отходов и ведет их учет, а также учет мест их захоронения; организует и проводит обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям; согласовывает или утверждает нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению экологической паспортизации производств, хозяйственных и иных объектов и территорий; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по вопросам лицензирования в области охраны окружающей среды и т.п.

Госкомэкология утверждает инструктивные и нормативно-технические правила в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

Госкомэкология выдает (аннулирует) лицензии и разрешения на:

утилизацию, складирование, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов и веществ;

осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения;

выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

добывание, сбор, продажу, скупку, хранение, вывоз за границу и ввоз в страну биологических коллекций и объектов;

регистрацию питомников по разведению редких и исчезающих видов животных и растений.

К полномочиям Госкомэкологии и его территориальных органов относятся:

беспрепятственное посещение с целью проверки соблюдения природоохранного законодательства объектов независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности;

дача обязательных предписаний об устранении обнаруженных нарушений;

ограничение или приостановление хозяйственной или иной деятельности;

аннулирование лицензий;

запрещение ввода в эксплуатацию объектов, строительство или эксплуатация которых выполнены с нарушением экологических норм и заключений экологической экспертизы;

остановка и осмотр плавучих средств для проверки соблюдения экологических правил, а при нарушении последних - их задержание до решения вопроса о возмещении причиненного окружающей среде вреда;

проверка транспортных средств и запрещение их эксплуатации при нарушении экологических норм;

запрещение ввоза в страну, а также транзита экологически опасных грузов, осуществляемых с нарушением экологических норм.

Решения Госкомэкологии и его территориальных органов обязательны для органов исполнительной власти, юридических и физических лиц.

Установлено, что должностные лица Комитета, территориальных органов и подведомственных организаций имеют право при исполнении служебных обязанностей хранить, носить и применять служебное оружие и специальные средства.

Следует, однако, учитывать, что создание на базе бывшего Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов (Минприроды России) двух новых федеральных органов исполнительной власти не повлекло за собой четкого разграничения их компетенции. Дело в том, что Министерство природных ресурсов и Госкомэкология фактически имеют общий предмет - охрану окружающей природной среды. Кроме того, сохранена система иных федеральных органов исполнительной власти, реализующих свою компетенцию в данной сфере.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), комитеты или управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды республик, входящих в состав России, региональные и территориальные центры, гидрометеорологические обсерватории и бюро, наблюдательные станции и посты осуществляют наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства и учет вредных воздействий на них, а также наблюдение за уровнями радиации (радиационным фоном), т.е. формирование системы мониторинга. Основу мониторинга составляет сеть станций наблюдения, включающая посты контроля, лаборатории физико-химического анализа, передвижные лаборатории контроля. Эти органы ежедневно составляют прогноз неблагоприятных метеоусловий, способных вызвать резкое повышение уровня загрязнения вод, воздуха, и соответствующую информацию доводят до предприятий - источников загрязнения.

Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения российской федерации, республиканские, краевые, областные, автономных образований, городские и районные центры санитарно-эпидемиологического надзора, а также органы санэпиднадзора на водном и воздушном транспорте осуществляют государственный санитарный надзор за состоянием и охраной природных объектов в части соблюдения санитарно-гигиенических правил.

Согласно Закону «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положению о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации одной из задач органов санитарно-эпидемиологического надзора является осуществление санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение или ликвидацию загрязнения окружающей среды вредными промышленными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами, а также надзор за проведением мероприятий по предупреждению, снижению интенсивности и устранению шума, электромагнитных и иных ионизирующих излучений.

Департаментом санитарно-эпидемиологического надзора разрабатываются и утверждаются санитарные правила и нормы в области окружающей среды, обязательные для всех органов, должностных лиц и граждан. На областные центры и некоторые городские и районные центры санэпиднадзора, прошедшие аккредитацию в центрах стандартизации, метрологии и сертификации, возложено осуществление сертификации продовольственных товаров, товаров для детей, парфюмерно-косметических средств и некоторых других товаров.

Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, управления, штабы, региональные центры гражданской обороны, а также подчиненные им войсковые формирования в соответствии с Положением осуществляют руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения. Они производят дезактивацию зараженных участков местности и объектов, выемку, сортировку, вывоз и захоронение загрязненного грунта и предметов, обеспечивают население средствами индивидуальной защиты и при необходимости организуют эвакуацию людей.

В соответствии с Указом Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» с 1 января 2002г. в состав МЧС России включена Государственная противопожарная служба. Известно, что пожарами причиняется не только большой материальный ущерб, но и наносится существенный вред окружающей природной среде: гибнет растительный и животный мир, загрязняется атмосфера. В связи с этим деятельность подразделений противопожарной службы МЧС России (отрядов, служб), направленная на предупреждение пожаров и их тушение, носит и экологическую направленность. Осуществляя пожарный надзор, органы противопожарной службы проводят проверки соблюдения Федерального закона «О пожарной безопасности» на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности и подчиненности, вносят предписания об устранении нарушений правил Пожарной безопасности. Руководители противопожарных служб и государственные инспектора по пожарному надзору наделены правом применения административных санкций в отношении как физических, так и юридических лиц. Представители противопожарных служб, кроме того, входят в состав комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, сооруженных в нарушение противопожарных норм и правил.

3.2 Полномочия отраслевых органов специальной компетенции

Государственная геологическая служба Министерства природных ресурсов РФ и ее региональные (территориальные) подразделения:

осуществляют в установленных законодательством случаях лицензирование видов деятельности в области геологического изучения недр;

осуществляют государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр, проектно-сметной документации на проведение работ по геологическому изучению недр;

организуют составление и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и осуществляют ряд других функций.

Государственная водная служба Министерства природных ресурсов РФ и ее бассейновые управления:

разрабатывают проекты целевых программ по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов;

осуществляют выдачу разрешений на водопользование, согласовывают предоставление водных объектов для вылова водных биоресурсов при осуществлении промышленного рыболовства, а также при организации любительского и спортивного рыболовства;

организуют эксплуатацию водохранилищ и водохозяйственных систем, осуществляют надзор за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ;

осуществляют ведение государственного учета поверхностных и подземных вод, государственного водного кадастра и государственного мониторинга водных объектов;

организуют и обеспечивают наблюдение и контроль за уровнем загрязнения подземных вод, в том числе радиоактивного.

Наиболее значительна в этом смысле деятельность Федеральной службы лесного хозяйства России (Рослесхоз), которая осуществляет государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Положение о Рослесхозе утверждено правительством Российской Федерации 5 июля 1994г. Он разрабатывает основные направления государственной политики; обеспечивает непрерывное и неистощительное лесопользование, сохранение защитных, водоохранных, оздоровительных полезных функций леса; обеспечивает соблюдение всеми владельцами лесного фонда и лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства и охраны лесов; соблюдает федеральные интересы при регулировании лесопользования; организует государственную лесную охрану Российской Федерации; осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов; организует лесовосстановительные и гидролесомелиоративные работы; осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов; организует лесовосстановительные и гидролесомелиоративные работы; осуществляет охрану лесов от незаконных порубок, защиту их от болезней и вредителей; обеспечивает учет лесного фонда; утверждает в установленном порядке расчетные лесосеки для заготовки древесины; осуществляет управление федеральными национальными природными парками; организует егерскую службу и ведение охотничьего хозяйства и т.д.

Рослесхоз вправе давать обязательные к исполнению указания и предписания предприятиям, учреждениям и организациям, гражданам, ведущим работы в лесу, по устранению нарушений лесного законодательства, правил и норм лесопользования; в установленном порядке рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания на нарушителей лесного законодательства; принимать решения о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности предприятий при нарушении ими лесного законодательства.

В систему Рослесхоза входят подведомственные ему органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и местные подразделения - лесхозы, лесничества.

Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам отношений и использования земельных ресурсов. Аналогичные комитеты образованы в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Роскомзем осуществляет государственную политику в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды; организует работы по приватизации земель; осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель; ведет государственный земельный кадастр и мониторинг земель; организует и проводит работы по землеустройству.

Роскомзем разрабатывает государственные программы рационального использования и охраны земель; контролирует использование средств, выделяемых на проведение работ по землеустройству; организует межевание земель; проводит государственную землеустроительную экспертизу; издает инструкции и указания по вопросам, связанным с государственным регулированием земельных отношений; проверяет соблюдение предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами требований земельного законодательства по использованию и охране земель.

При характеристике системы государственного управления в области использования и охраны природных ресурсов необходимо обратить внимание на особый режим, установленный для Национальных природных парков (НПП РФ). Это - природоохранительные учреждения, территория (акватория) которых включает природные комплексы и объекты особой экологической и иной ценности, предназначенные для использования в природоохранных, научных и культурных целях. Создаются они Правительством Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или специально уполномоченных на то государственных органов. На прилегающих к НПП участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны.

Управление НПП осуществляется органами, определяемыми Правительством Российской Федерации. В частности, объектами природно-заповедного фонда управляет Госкомэкология России. Будучи объектами исключительно федеральной собственности, они находятся в ведении указанных органов, назначающих их директоров.

На территории НПП запрещается всякая деятельность, угрожающая существованию природных комплексов (например, разработка полезных ископаемых, свал леса, строительство магистральных дорог).

Соблюдение режима НПП обеспечивается государственными инспекторами по их охране, которые вправе приостанавливать противоречащую природному законодательству и режиму НПП деятельность граждан и должностных лиц, взимать у нарушителей продукцию и орудия незаконного природопользования, составлять протоколы об административных правонарушениях, доставлять нарушителей в милицию и т.д.

Исполнительные органы субъектов Российской Федерации вправе создавать государственные заповедники, заказники.

Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу разрабатывает строительные нормы и правила, учитывающие экологические требования, контроль за соблюдением которых осуществляется нижестоящими региональными органами архитектурного надзора.

Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, управления охотничьего или охотничье-промыслового хозяйства в субъектах Российской Федерации, государственные охотничьи инспекции осуществляют регулирование использования охотничьих ресурсов и их охрану, в частности, надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных.

Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, управления ветеринарии при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, районные (городские) отделы ветеринарии при местной администрации и другие органы ветеринарии (станции по борьбе с болезнями животных, ветеринарные лаборатории, участковые ветеринарные лечебницы, ветеринарные участки, пункты) осуществляют ветеринарный надзор в целях обеспечения безопасности продуктов животноводства. На них возложены функции предупреждения и ликвидации заразных и массовых незаразных болезней животных, ведение ветеринарной статистики, связанной с заболеваниями животных. Они также могут проводить ветеринарно-санитарные экспертизы продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (Госкомрыболовство) и его структурные региональные и территориальные подразделения (управления, государственные инспекции) осуществляют охрану рыбных запасов, меры по их воспроизводству, регулирование рыболовства, выдачу специальных разрешений (лицензий) на промысел, а также государственный контроль за охраной и использованием запасов рыб, других водных животных и растений.

3.3 Полномочия функциональных органов специальной компетенции

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор) и подчиненные ему округа и нижестоящие инспекции организуют и осуществляют государственный горный надзор за соблюдением всеми пользователями недр правил безопасного ведения работ, в том числе в целях предупреждения и устранения вредного воздействия этих работ на население и окружающую природную среду.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации и подчиненные ему органы в соответствии с Таможенным кодексом и Положением выполняют природоохранные функции путем принятия мер по борьбе с незаконным вывозом природного наследия, животных и растений, занесенных в Красную книгу, а также незаконным ввозом товаров, представляющих угрозу для здоровья населения и окружающей природной среды.

В определенной мере эти задачи выполняет также Федеральная пограничная служба Российской Федерации, на которую, кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 29.08.1119г. №950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» возложена задача по обеспечению охраны и государственного контроля за биологическими ресурсами территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Эти обязанности выполняет специальное структурное подразделение погранслужбы - Морская охрана, располагающая скоростными плавсредствами.

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, подведомственные ему территориальные органы стандартизации и метрологии (управления, отделы, центры) устанавливают порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии и обязательной сертификации, в том числе в области окружающей природной среды, осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией, а также государственный метрологический контроль и надзор.

Федеральная служба Российской Федерации по геодезии и картографии и ее территориальные органы занимаются вопросами экологического картографирования, участвуют в мониторинге окружающей среды, а также взаимодействуют с другими органами по вопросам природно-ресурсных кадастров.

Государственный комитет Российской Федерации по статистике, подведомственные ему территориальные органы государственной статистики обеспечивают сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, в том числе и о состоянии окружающей природной среды.

4. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов

Органы местного самоуправления выполняют следующие функции по охране природных ресурсов:

осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель;

контролируют на своей территории соблюдение природоохранного законодательства, соблюдение правил охоты, рыбной ловли, сбора живорастущих растений, плодов, ягод;

сообщают в соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании;

контролируют на своей территории выполнение всеми землепользователями обязательств по борьбе с эрозией;

дают заключения по планам землеустроительных работ;

осуществляют управление и контроль в области использования и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира;

предоставляют горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых;

организуют проведение экологической экспертизы проектов и строящихся объектов, а также предприятий, загрязняющих воздушный и водный бассейны;

регулируют использование водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

получают плату за пользование природными ресурсами;

устанавливают условия использования земель.

Заключение

Природа является естественным условием жизни человека. Общество также немыслимо без взаимодействия с окружающей средой. По существу, удовлетворение всех важнейших потребностей человека - материальных, культурных, эстетических - связано с использованием свойств природной среды, процессом обмена веществ между природой и человеком.

Национальная безопасность России в экологической сфере является составной частью международной безопасности сопредельных государств определенного экономико-географического региона и глобальной (планетарной) безопасности. Тенденция ухудшения экологической ситуации в России требует повышения эффективности деятельности государственных природоохранных, правоохранительных и иных органов. Именно поэтому, одна из важнейших функций Российского государства - управление природопользованием и охраной окружающей среды.

В данной курсовой работе довольно широко раскрываются понятие управление природопользованием и охраной окружающей среды; компетенция Российской Федерации и ее субъектов, органов представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления в области природопользования и охраны окружающей среды; полномочия органов специальной компетенции.

Поставленные задачи и цели по раскрытию темы: «Управление охраной окружающей среды и природопользованием» считаю выполненными в полном объеме.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации 1993г.

.ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ.

.ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ.

.Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» от 09.11.2001 №1309.

.Каз Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.2000.

.Постановление правительства РФ «О департаменте по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» от 23.06.1993 №593.

.Положение о Государственной Санитарно-эпидемиологической службе российской Федерации от 24.07.2000.

.Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации от 25.10.1994 №2014.

.Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации от 03.06.1997 №659.

.Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 02.08.1999 №953.

.Административное право Российской Федерации. Учебник // Под.ред. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. М.: ЗЕРЦАЛО, 2000.

.Административное право. Учебник // Под.ред. Попова Л.Л. М. 2002.

.Экологическое право. Курс лекций и практикум //Под.ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. - М.: Издательство «Экзамен», 2003.

Похожие работы на - Управление охраной окружающей среды и природопользованием

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!