Экологическое право
Содержание
Введение.
Глава 1. Предмет, источники и объекты
экологического права.
1.1.
Понятие и формы
проявления экологического права.
1.2.
Источники и объекты
экологического права.
Глава 2. Механизм экологического права.
2.1. Эколого-правовой механизм охраны природной
среды.
2.2. Экономический механизм охраны
природной среды.
Глава 3. Экологическая ответственность.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Экологическое право – одна из отраслей
российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в
сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего
поколений. Значение слова «экология» определяется как учение о взаимодействии
живых организмов с окружающей их природной средой обитания. Из общей экологии
можно выделить важную часть, называемую социальной экологией. Социальную
экологию можно назвать учением о взаимодействии общества с окружающей его
природной средой обитания. Следует отметить, что предметом социальной экологии
является именно природная (но не окружающая) среда. В социальную экологию
составной частью входит правовая экология. Под ней понимается совокупность
норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере
взаимодействия общества и природы. Одним из проявлений правовой экологии
является экологическое право. Экологическое право – совокупность норм,
регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия
общества и природы в интересах сохранения и рационального использования
окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.
Природная среда образует сложное понятие, в
рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества
и природы. Первая – потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения
человеком своих материальных и духовных потребностей. Это экономическая форма.
Второй формой, получившей название экологической, стала охрана окружающей среды
с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его
естественной среды обитания. Негативная деятельность человека по отношению к
природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это –
загрязнение окружающей природной среды, ее разрушение и истощение природных
ресурсов. Загрязнением природной среды считается физико-химическое изменение
состава природного вещества, которое угрожает состоянию здоровья человека.
Рассмотрим антропогенное загрязнение, которое подразделяется на несколько
видов: пылевое, газовое, химическое, ароматическое и тепловое. В основном,
большой урон природе наносят транспорт и металлургические предприятия. Так,
основным источником загрязнения атмосферы углекислым газом являются тепловые
электростанции, металлургические заводы и транспорт. Большая концентрация
данного вещества, в конце концов, может привести к возникновению парникового
эффекта, одними из следствий которого могут стать опустынивание земель и
разрушение озонового слоя. В результате неконтролируемого выброса в воды
мирового океана различных отходов происходит уничтожение планктона, который
обеспечивает атмосферу кислородом. Из-за нерационального использования земли
миллионы гектаров плодородной почвы превратились в безжизненную пустыню. Все
это происходит из-за недостатков организационно-правовой и экономической деятельности
государства по охране окружающей среды, а также дефектов экологического
воспитания и образования, в результате чего у людей вырабатывается
потребительская психология по отношению к природе.
Для регулирования взаимодействия общества и
природы были сформулированы следующие принципы: приоритет охраны жизни и
здоровья; научно обоснованное сочетание экологических и экономических
интересов; рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические
правонарушения; гласность в работе экологических организаций и некоторые
другие. На базе вышеприведенных принципов осуществляется охрана природной среды
несколькими способами. Среди них следует особо выделить правовой способ, которому
и посвящен данный реферат.
Глава 1. Предмет, источники и объекты экологического права.
1.1. Понятия и формы проявления экологического права.
Наличие специфического предмета правового
регулирования, метода, принципов регулирования и осознанной общественной
необходимости в самостоятельном существовании такой отрасли права позволяет
рассматривать экологическое право как самостоятельную отрасль. Его предметом
являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия
общества и природы, подразделяющие на две группы: отраслевые
(земельно-охранительные отношения, отношения по охране недр, лесоохранительные
и водо-охранные отношения и отношения по охране фауны и атмосферного воздуха) и
комплексные (охрана природных территорий, комплексов, природно-заповедного
фонда, лечебно-оздоровительных и иных зон).
Рассмотрим методы экологического
права, т.е. способы воздействия на общественные отношения. Исходя из специфики
природных объектов, наиболее приемлемым является административный метод. При
этом господствующее положение занимает запретительные, предупредительные и
управомочивающие нормы. Это соответствует требованию обеспечения выполнения
экологических предписаний и охраны окружающей среды. Следует также отметить,
что большое значение в рамках гражданско-правового способа воздействия стал
приобретать экономический метод, т.е. влияние на охрану среды через
материальный интерес к ее охране и рациональном использовании со стороны
хозяйствующего субъекта. Таким образом, метод экологического права представляет
собой совокупность экономических методов регулирования качества природной среды
и административно-правовых средств воздействия на природопользователя.
Для понимания сущности экологического права
важно рассматривать его как органическое единство всех форм его проявления. К
первой форме относятся правовые идеи, входящие в правовую концепцию
взаимодействия общества и природы, опираясь на которую определяется содержание
правовых норм. Нормы экологического права устанавливают правила поведения
человека в его отношениях по поводу использования и охраны окружающей природной
среды. В целом эти нормы образуют экологическое законодательство. Третьей
формой являются правоотношения, без которых экологическое право остается
бумажным, не достигнув своей реальной сущности и не выполнив цель,
поставленную законом по охране окружающей среды.
На основе вышеприведенных фактов дадим
наиболее полное определение экологического права. Экологическое право –
совокупность норм и правоотношений, регулирующих отношения в сфере взаимодействия
общества и природы. В этом определении соединены положительные моменты
нормативной теории права и социологическая теория права.
Теперь рассмотрим нормы экологического права,
которые являются правилами поведения, регулирующими отношения людей по поводу
охраны и использования природной среды. Существует следующее разделение норм:
отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов), комплексные
(охрана и использование природных комплексов) и экологизированные (нормы других
отраслей права). По содержанию правовые нормы делятся на нормы-приоритеты,
нормы-принципы и нормы-правила. Нормы-принципы закрепляют основополагающие
начала охраны окружающей среды.
Нормы-приоритеты устанавливают правовые
преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах
обеспечения качества природной среды. Нормы-приоритеты бывают следующих
уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня. Отраслевые
приоритеты содержатся в природноресурсовых отраслях законодательства. Межотраслевые
приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают
преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Общие
экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны природной
среды – обеспечение качества окружающей человека среды и оптимальных условий
для жизни и здоровья человека.
Нормы-правила – третья категория экологических
норм. Они содержат экологические требования-императивы применительно к
конкретной сфере экологических отношений: предупредительные, запретительные,
восстановительные, карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные
и обязывающие. Предупредительные императивы призваны предотвратить наступление
вредных последствий в результате неправомерного действия. Запретительные императивы
направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной
среде. Восстановительные нормы права содержать требование, обращенное к
правонарушителю, о восстановлении нарушенного состояния природной среды.
Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к ответственности за
экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами
соответствующего кодекса. Поощрительные эколого-правовые нормы относятся к
правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны
окружающей природной среды. Разрешительные и обязывающие нормы обращены, прежде
всего, к природопользователю (ст. 40-57 Закона РФ об охране окружающей
природной среды). Управомочивающие нормы, устанавливающие компетенцию
представительных, исполнительных и специальных органов государства, излагаются
в ст. 6-10 Закона РФ об охране окружающей природной среды.
Экологические правоотношения
Экологические правоотношения – это
общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и
урегулированные нормами экологического права. Основаниями из возникновения
служат юридические факты. В области экологии их делят на события и действия.
Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека
(различного рода стихийные бедствия). Действие – наиболее распространенное
основание возникновения экологических правоотношений. Так как действия
проявляются через поступки человека, имеет место их деление на позитивные
(выполнение человеком в процессе природопользования экологически предписаний
закона) и негативные (нарушение человеком экологических предписаний, причинение
вреда природной среде и здоровью человека).
Субъектом экологических правоотношений
является государство, когда природные ресурсы на законных основаниях становятся
собственностью физических (юридических) лиц, или физическое (юридическое) лицо,
воздействующее на природную среду с целью ее потребления. Под хозяйствующими
субъектами понимаются предприятия и организации, воздействующие на природную среду.
Объектами экологических правоотношений
являются природные объекты (земля, недра и пр., а также природные комплексы при
особых обстоятельствах). От вида объекта правоотношения и его особенностей
зависят те права и обязанности, которые и возникают у субъектов правоотношений.
Под содержанием экологического правоотношения понимаются права и обязанности
участников правоотношения по использованию и охране природной среды. По
содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения
подразделяются на четыре категории: природопользователи, органы
представительной и исполнительной власти, общественные объединения
экологического профиля и органы судебно-прокурорского надзора. Особенности
содержания экологического правоотношения зависят также от природного объекта,
по поводу которого оно возникает и развивается.
Система экологического права
Под системой экологического права
следует понимать совокупность его институтов, расположенных в определенной
последовательности в соответствии с экологическими закономерностями. В нынешнем
виде система экологического права включает в себя пять частей. Первая –
предмет, источники и объекты экологического права. Вторая – механизм
экологического права, включающий концепцию механизма охраны природной среды,
его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование
природной среды и экологический контроль. Третья рассматривает правовую охрану
окружающей среды в народном хозяйстве. Предметом внимания здесь становятся
механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана ее в
промышленности и пр. Четвертая – экологическая ответственность, а именно ее
основания и виды, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности,
формы возмещения вреда и методы предупреждения. И пятая - механизм
международно-правовой охраны окружающей природной среды. Экологическое право
изучается в трех аспектах, в том числе и правовом, которому мы и уделим
внимание.
1.2. Источники и объекты экологического права.
Под источниками права в материальном
смысле понимается воля народа, выраженная путем опроса или референдума по
поводу того или иного документа. Под источниками права в формальном смысле
понимаются формы права, в которых содержатся общие правила поведения – нормы
права. Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в
которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения.
Источники экологического права имеют свои особенности: в них представлен
значительный вес законов по сравнению с другими формами права; они отличны
содержанием так называемых «экологизированных» норм и тех актов, которые,
регулируя соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования
охраны окружающей среды. Совокупность нормативно-правовых форм образует
законодательство. В России можно выделить несколько периодов развития
экологического законодательства:
1)
возникновение и
становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов
(1917-1922 гг.);
2)
активное развитие союзного
законодательства природноресурсового направления (1922-1963 гг.);
3)
принятие во всех
республиках СССР законов об охране природы (1957-1963 гг.);
4)
проведение кодификации
союзного и республиканского законодательства о земле, недрах и пр. (1968 – 1980
гг.);
6)
пересмотр законодательства
РФ (1990 г. и до настоящего времени).
В основу экологического
законодательства положены следующие основополагающие нормативные акты:
Декларация Первого Съезда народных депутатов РСФСР о государственном
суверенитете РСФСР (1990 г.), Декларация Прав и Свобод Человека и Гражданина
(1991 г.) и Конституция РФ (1993 г.). Система экологического законодательства
состоит из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсового. В
первую подсистему входит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и
другие акты комплексного правого регулирования. Во вторую подсистему входят
Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, а также другие акты, регулирующие
использование природных ресурсов. Основные положения экологической стратегии
государства и главные направления укрепления экологического правопорядка
отражены в Конституции РФ, которая вводит трехзвенное определение экологической
деятельности в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование,
охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
19 декабря 1991 г. Верховный Совет РФ
принял Закон об охране окружающей природной среды, необходимость принятия
которого была вызвана социально-экономическими (острая эколого-экономическая
ситуация) и юридическими причинами (образование пробелов экологического
законодательства и отсутствие комплексных актов для регулирования охраны
природной среды). Предметом регулирования закона служат экологические
отношения, в регулировании которых закон преследует следующие задачи:
сохранение природной среды; предупреждение и устранение вредного влияния
хозяйственной деятельности на природу и человека; оздоровление и улучшение
качества природной среды. Центральная тема закона – человек, охрана его жизни,
здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Ядром данного закона
служат природоохранительные нормы, обеспечивающие выполнение задачи охраны
природной среды и действующие в комплексе с нормами других отраслей права.
Нахождение той или иной нормы, регулирующей поведение по отношению к природе, в
природоохранительном законе не лишает ее основного содержания, ее
принадлежности той отрасли права, которая представлена предметом правового
регулирования. Аналогичные выводы можно сделать и по другим законам
экологического права.
Рассмотрим ранее упоминавшиеся
экологизированные нормативно-правовые акты. Под экологизацией надо понимать
внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань
нормативно-правового акта. Необходимость этого процесса состоит в
неспособности норм экологического права, заложенных в специальных законах,
всегда действовать напрямую в регулировании экологических вопросов. Базовым
законодательным актом для экологизации законодательства служит Закон РФ об
охране окружающей природной среды и другие отраслевые экологические правовые
акты, дополняющие закон. В числе других экологизированных законов следует
назвать Закон о местном самоуправлении. В заключение темы об источниках
экологического права следует отметить, что экологизированные акты являются
источниками права в своих правовых отраслях, но в части норм, которая касается
охраны окружающей среды, они имеют прямое отношение и к экологическому праву.
Перейдем теперь к рассмотрению
объектов экологического права. Согласно Закону РФ об охране окружающей среды,
все охраняемые законом объекты земной природы делятся на три категории:
интегрированные, дифференцированные и особо охраняемые. К интегрированным
относят природную среду, к дифференцированным – отдельные природные объекты
(земля, недра, воды и пр.), остальные объекты – особо охраняемые. Под объектом
«окружающая природная среда» понимают сочетание природы и окружающей человека
среды. Под природой действующее законодательство понимает природную среду в
узком смысле слова как объективную реальность, существующую независимо от
сознания человека, как следствие объективного эволюционального развития
материального мира и состоящую из естественных экологических систем.
Под окружающей человека средой
понимается та часть естественной среды, которая преобразована в процессе
антропогенной деятельности человека, состоящая в органическом единстве
естественных, модифицированных, трансформированных экологических систем.
Внешние границы охраняемой законом окружающей природной среды очерчиваются
рамками атмосферы и околоземного пространства в той части, в которой она
испытывает влияние земной природы и антропогенной деятельности жителей Земли, и
в той степени, в какой она испытывает на себе влияние космического
пространства. Внутренние пределы охраны окружающей природной среды исходят из
признаков охраняемого законом природного объекта или комплекса. Поэтому в круг
охраняемой законом естественной среды обитания не входят: социальные ценности,
созданные человеком; компоненты природы, вышедшие из экологической связи с
природой; элементы природы, не представляющие ценности для общества; природные
явления ли условия, охрана которых невозможна на данном этапе развития науки.
Интегрированный подход к
характеристике окружающей среды ставит в центре ее внимания охрану
экологических систем, три вида которых названы в Хартии природы: естественные,
сохранившиеся в той или иной степени от воздействия человека; модифицированные,
измененные в процессе экономической и иной преобразовательной деятельности;
трансформированные, преобразованные человеком естественные структуры для
удовлетворения своих хозяйственных потребностей. Охрана природных экосистем
ведется путем организации заповедников и других форм особо охраняемых территорий,
а также посредством рационального природопользования.
Природный объект можно определить как
составную часть окружающей природной среды, охраняемую действующим
законодательством, обладающую признаками естественного происхождения, состояния
в экологической цепи природных систем, способную выполнять экологические,
экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество
среды обитания. Признаки природного объекта находят свое проявление в трех
выполняемых им функциях – экологической, экономической и
культурно-оздоровительной. Экологическая функция является главной; выполнение
ее позволяет природному объекту находиться в естественной взаимосвязи с
природой. Сохранение за природным объектом экологической функции предопределяет
существование экономической функции, а затем и культурно-оздоровительной,
которую выполняет практически каждый объект в рамках своих возможностей.
Экологические права человека являются
особым объектом охраны экологического права. Согласно ст. 42 Конституции РФ они
делятся на две группы: 1) право человека на чистую, здоровую и благоприятную
для жизни окружающую природную среду; 2) право гражданина на охрану здоровья от
неблагоприятного воздействия окружающей среды. Обеспечение экологических прав
человека гарантируется законом РФ об охране окружающей природной среды. Закон
РФ подтверждает, что государство в лице его полномочных органов и должностных
лиц гарантирует поддержку общественного мнения в нормализации экологической
обстановки.
Глава 2. Механизм экологического права.
2.1. Эколого-правовой механизм охраны окружающей природной среды.
Эколого-правовой механизм представляет
собой самостоятельный институт российского экологического права и находит свое
проявление в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений,
направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива.
Цель механизма: обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Структура
механизма состоит из четырех звеньев. Первое звено – природоохранительные нормы
права, главная функция которых состоит в том, чтобы закрепить базовые
экологические императивы. Второе звено включает экологизированные правовые
нормы и нормативы. Третье звено механизма составляет гарантии, обеспечивающие
выполнение как базовых, так и экологизированных и нормативов. Наконец,
четвертое звено – завершающий этап движения нормы, реализующий себя в
правоотношении.
Природоохранительные правовые нормы,
призванные выполнять базовые эколого-правовые функции, сконцентрированы в
головном природоохранительном Законе РФ «Об охране окружающей природной среды».
Закон содержит следующие виды эколого-правовых норм: нормы-принципы,
нормы-приоритеты, нормы-императивы, нормы-гарантии (они были описаны выше).
Эффективность эколого-правового
механизма охраны окружающей природной среды – это оценка качества его работы. С
точки зрения эффективности, данный механизм моет быть исследован применительно
к трем его стадиям движения: статической, динамической и результативной. На
статической стадии эффективность механизма зависит от полноты и
социально-экономической обоснованности природоохранительной нормы. На
динамической стадии в действие вступают гарантии. Одним из условий
эффективности нормы на динамической стадии является эколого-правовая культура.
Под этим понимается комплекс эколого-правовых структур – знание закона,
уважение закона, умение его правильно применить. С принятием нового
природоохранительного закона в категорию факторов эффективности вошли
гласность, участие населения, общественных объединений в охране окружающей
среды, экономическое стимулирование природопользователей в охране природной
среды.
На третьей результативной стадии
движения механизма анализируются итоги действия звеньев. Итогом работы всего
механизма является правовое отношение, направленное на решение конкретной
хозяйственной задачи. Однако результативность эколого-правого механизма не
всегда сопряжена с его эффективностью. Выход из этого положения – в нахождении
оптимального варианта решения, в основу которого кладутся принципы приоритета
экологии, но в сочетании с экономикой, а именно учет потенциальных
экологических возможностей природной среды, отсутствие необратимых последствий,
реальная вероятность восстановления потерь в природной среде. Теоретически
допустимы три варианта решения: альтернатива интересов (при экономическом
варианте страдает экология, при экологическом экономика и экономическое
благосостояние человека); сочетание интересов (предполагается учет
экологических интересов граждан в здоровой окружающей среде и обеспечение их
необходимых материальных потребностей); совмещение интересов (экологический
интерес предприятия становится составной частью органической частью
экономического интереса этого объекта).
2.2. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
В отличие от метода
административно-правового воздействия, исходящего из отношений власти и
подчинения, экономический механизм опирается на материальную заинтересованность
исполнителя в достижении реальной цели. В состав экономического механизма
входят как постоянно действующие институты, без которых он не может нормально
функционировать, так и новые, возникшие на базе переходных отношений к рыночным
отношениям. К институтам первой группы относятся природные кадастры, меры
материально-технического и финансового обеспечения, платность за использование
природных ресурсов, платежи за загрязнение окружающей среды, а также льготы по
кредитованию, налогообложению и освобождению от обложения налогами.
Кадастрами природных ресурсов
называется свод экономических, экологических, организационных и технических
показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и
категории природопользователей. Кадастры представлены по видам природного
ресурса. Земельный кадастр включает в себя систему следующих сведений:
количественный состав земель, распределение земель по категориям и по
использованию, качественный состав земель, собственники земли, владельцы,
пользователи, арендаторы. Кадастр месторождений полезных ископаемых включает
сведения о хозяйственной ценности каждого месторождения, различные условия их
разработки. Лесной кадастр содержит систему сведений о правовом режиме лесного
фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделении лесов на
группы и категории защитности, экономическую оценку лесов. Задачами водного
кадастра являются текущая и перспективная оценка состояния водных объектов,
предотвращения истощения водных источников, восстановление нормативного
качества вод.
В нынешнее время охрана природной
среды как никогда нуждается в финансировании. Закон РФ об охране природной
среды называет несколько источников финансирования: государственный бюджет,
внебюджетные экологические фонды, средства предприятий, учреждений,
организаций. Но опыт использования внебюджетных экологических фондов вскрыл
много злоупотреблений, что снизило материальную заинтересованность предприятий
в охране среды и породило стремление избежать отчислений в эти фонды. С целью
консолидации в бюджете России всех внебюджетных фондов Указом Президента РФ от
22 декабря 1993 г. все фонды были уничтожены, а поступающие в них средства
перечисляются в государственный бюджет с сохранением целевой направленности.
Введение платности использования
природных ресурсов является прямым следствием преобразования ресурсовых
отношений на базе проводимой рыночной реформы. При этом преследуются следующие
задачи: повышается заинтересованность производителя в эффективном использовании
природных ресурсов; появляется материальная заинтересованность в сохранении и
воспроизводстве природного ресурса; получаются дополнительные средства на
восстановление и воспроизводство ресурсов. Существуют несколько видов платы. Плата
за использование природных ресурсов включает плату за право пользования
ресурсами, за сверхлимитное и нерациональное использование, плату на
воспроизводство и охрану ресурсов. Плата за землю выступает в трех
формах: земельного налога, арендной платы, нормативной цены земли. Закон РФ о
недрах устанавливает три формы платы за использование недр – за право на
поиск и разведку месторождение полезных ископаемых, их добычу, использование
недр для других целей. Плата за пользование природными водными объектами установлена
в двух формах: за право пользования водными объектами и на восстановление и
охрану вод. Существуют так же платы за пользование лесными, растительными
ресурсами, ресурсами животного мира. Особы видом является плата за
загрязнение природной среды. Ее сущность раскрывается в трех значениях:
компенсационном, стимулирующем, экономическом.
Экологическое страхование
Экологическим страхованием называются
такие отношения, которые направлены на защиту имущественных интересов граждан и
юридических лиц при наступлении экологических неблагоприятных последствий за
счет денежных фондов, создаваемых страхователями. Необходимость подобного
страхования имущественных интересов в принципе предусмотрена ст. 23 Закона РФ
об охране природной среды. Закон допускает обязательное и добровольное
страхование, но называет только один вид страховых отношений – страхование
физических и юридических лиц и объектов на случай стихийного бедствия. Объектом
экологического страхования является риск имущественной ответственности, который
выражается в предъявлении страхователю имущественных претензий о возмещении
ущерба за загрязнение в результате наступления страхового события. Страховым
событием является внезапное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий,
которые привели к неожиданному выбросу вредных веществ в атмосферу, к
загрязнению земной поверхности или сбросу сточных вод. Непременным условием
наступления страхового события являются внезапность и непреднамеренность.
Отсутствие данных условий лишает предприятия права на получение страхового
возмещения. Страховое возмещение выплачивается страхователю в размере, который
обусловлен закаченным договором. Оно включает в себя следующие показатели:
компенсацию ущерба, выплату убытков, компенсацию расходов по очистке территории
и спасению жизни и имущества. Все споры, возникающие в связи с реализацией
договора экологического страхования, решаются в обычном или арбитражном суде.
Глава 3. Экологическая ответственность.
Экологическая ответственность –
сложный социальный и эколого-правовой институт: в перспективном смысле – это
обязанность соблюдать нормы взаимоотношений общества и природы с целью
сохранения научно-обоснованного сочетания экологических и экономических
интересов, в ретроспективном – обязанность претерпевать неблагоприятные
последствия нарушения норм взаимодействия общества и природы. В основе
экологической ответственности лежит экологическое нарушение, которое выражается
в несоблюдении или невыполнении норм, обеспечивающих гармоничное,
научно-обоснованное сочетание экологии и экономики в процессе общественного
развития. В основе экологических нарушений – объективное противоречие между
экологическими и экономическими интересами, существующее в системе
«общество-природа». Экологическими нарушениями следует считать не согласованное
с интересами охраны экологической среды поведение человека, продиктованное
удовлетворением экономических потребностей, причиняющее вред природной среде.
Таким образом, экологическая
ответственность – это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и
соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной
среде. Экологическая ответственность выполняет три функции: стимулирующую,
компенсационную, превентивную. Стимулирующая функция проявляется в наличии
экономических и правовых стимулов, понуждающих в охране экологических
интересов; компенсационная направлена на восстановление потерь природной среды
в форме натуральной или денежной компенсации; превентивная предупредительно воздействует
на поведение контрагента путем применения мер наказания и взыскания ущерба.
Существуют экономическая и юридическая формы данной ответственности.
Экономическая ответственность базируется на правомерной деятельности и
регулируется экономическими методами. Юридическая ответственность порождается
неправомерными деяниями и регулируется административно-правовыми методами.
Экономическая ответственность в отличие от юридической, которая наступает по
факту правонарушения, возникает по факту причинения вреда.
Механизм эколого-экономической
ответственности зависит от конкретных видов данной ответственности. В
законодательстве закреплены следующие ее виды в сфере взаимодействия общества и
природы: обязательные платежи предприятий за нормативные и сверхнормативные
выбросы, сбросы загрязняющих веществ в воздух и водоемы, за захоронение вредных
отходов; возмещение потерь сельско- и лесохозяйственного производства при
изъятии земель; взимание платы за использование вод в промышленности.
Эколого-правовая ответственность –
одна из разновидностей юридической ответственности, действующая в системе
российского права. Первая ее часть возникает из природоохранительных
правоотношений по факту нарушения требований охраны природной среды. Вторая
часть рождается из уголовных, административных, гражданских, трудовых
правоотношений, возникающих в связи с применением соответствующих санкций за
допущенные правонарушения.
Экологическое правонарушение – это
виновное, противоправное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический
правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу
такого причинения. Субъектами экологического правонарушения являются
предприятия, объединения и т.д., а также должностные лица и граждане. Объектами
нарушения является природная среда, охраняемая законом от загрязнения,
истощения и разрушения. Экологические правонарушения классифицируются по
предмету правонарушения, объекту, санкциям, способам причинения вреда и
общественной опасности.
Причинами экологических правонарушений
являются, например, недостатки законодательства, что проявляется в трех видах:
наличие пробела, несовершенство правовой нормы и противоречивость правовой
нормы. Основной причиной все-таки следует признать господство потребительской
психологии. Поэтому одной из принципиальных особенностей нового подход к охране
окружающей среды является экологическая революция в сознании человека. Она
выражается в повороте его миропонимания от потребительского отношения к природе
к рациональному использованию ее богатств.
Закон РФ закрепил экологическое
воспитание и образование в учебных заведениях. Предполагается, что общая
подготовка повысит уровень экологического правосознания. Но такая цель будет
реализована только при соблюдении нормы об экологическом всеобщем образовании.
И пока этот замкнутый круг существует, будут существовать и экологические
правонарушения.
Заключение.
В заключение следует отметить, что
пока охрана окружающей среды не стала нравственной задачей, пока в сознании людей
не произошла «экологическая» революция, перед экологическим правом стоят две
важные задачи: воспитание в человеке экологического правосознания и силовое
регулирование природопользования. Решение первой задачи должно стать
качественным скачком в формировании нового человеческого сознания. Это можно
осуществить путем введения общего и профессионального обучения в школах, вузах
и пр. На данном же этапе развития экологических отношений, когда человечество
бесконтрольно относится к потреблению природных ресурсов, ничего не остается,
кроме правового регулирования и предъявления санкций к нарушителям
экологического законодательства. В России дело обстоит намного острее, чем в
других развитых странах. Результатом несовершенства закона и недостатков
организационно-исполнительной деятельности является проявление противоречий
общественного развития и, следовательно, существование экологических
правонарушений. Объективной основой их служит неполнота наших знаний о законах
движения естественного мира. Такие противоречия постепенно стираются по мере
достижений научно-технического прогресса. Противоречия так же встречаются в
нормативных актах Закона РФ об охране окружающей среды. Пока все эти
противоречия не будут разрешены, невозможно говорить о существовании экологического
правопорядка в России.
Список литературы.
1.
Ерофеев Б. В. Экологическое право (учебник для
вузов). – М.: Юриспруденция, 1999.
2.
Горелов А. А. Экология (учебное пособие). – М.:
Центр, 1998.
3.
Петров В. В. Экологическое право России (учебник
для юридических вузов). – М.: БЕК, 1996.
4.
Бринчук М. М. Экологическое право (учебник для
вузов по специальности «Юриспруденция»). – М.: Юристъ, 1998.