|
Мощность Р, кВт
|
Частота вращения n, об/мин
|
Крутящий момент Т, Нм
|
Передаточное число U
|
КПД
|
Входной
|
4,51
|
1445
|
29,8
|
5,5
|
0,97
|
Промежуточный
|
4,375
|
262,7
|
159,04
|
5
|
0,96
|
Выходной
|
4,2
|
52
|
763,418
|
27,5
|
0,9312
|
2.
Расчет зубчатой передачи
.1
Расчет косозубой передачи
Время
работы передачи:
t=tг*365*24*Кг*Кс=8*365*24*0.4*0.4=11212.8
часов
.1.1
Выбор материалов и способа упрочнения
Для колеса выбираем
материал - сталь 40ХН термическая обработка - улучшение, твердость HB230…300 (примем НВ240).
Для шестерни термическая обработка - улучшение твердость НВ280
.1.2
Расчет допускаемого контактного напряжения
Так как передача
закрытая и твердость одного колеса НВ<350 проектный расчет проводим из
условия усталостной контактной прочности.
Допускаемое
усталостное контактное напряжение [3, стр. 185]:
- длительный предел
контактной выносливости, МПа;
- коэффициент запаса
прочности, для колес с поверхностной закалкой =1.3, для улучшенных
колес SH=1.2;
zr
- коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей, для
фрезерованных зубьев ZR=1;
Zv
- коэффициент, учитывающий влияние скорости, повышение скорости вызывает
повышение толщины гидродинамического масляного слоя и уменьшение коэффициента
трения, при НВ<350 и окружной скорости меньше 5 м/с Zv=1;
zn
- коэффициент долговечности:
где m - показатель степени, m=6;
NHG
- базовое число циклов;
NHE
- эквивалентное число циклов;
Базовое число циклов
шестерни:
NHG1=2803=2.19*107
Базовое число циклов
колеса:
NHG2=2403=1,38*107
Эквивалентное число
циклов, вычисляется по формуле:
NHE=60*n*t*eH
где 60 - согласующий
коэффициент;
n
- частота вращения шестерни или колеса, об/мин;
t
- полное время работы передачи, ч;
eH - коэффициент эквивалентности.
где Тi -
момент каждой ступени нагружения (из графика нагрузки);
Т max - наибольший из длительно действующих моментов;
ti
- время работы на каждой ступени нагружения.
Определение коэффициента
долговечности;
примем значения ZN1
и ZN2
=1
Для улучшенных колес
длительный предел контактной выносливости [3, табл. 10.8, стр. 185]:
Вычисляем допускаемые
контактные напряжения шестерни и колеса:
МПа
МПа
Допускаемые контактные
напряжения быстроходной передачи:
=0,45*(484.6+458.3)=424.8
МПа
При этом должно
выполняться условие:
1,25≥
≥
,25=1,25*630=787.5
МПа
Условие выполняется.
Коэффициент ширины зуба выбирается
из интервала (3, стр. 155):
- (0,25…0,4)
Для косозубой передачи
принимаем =0,4.
2.1.3 Выбор расчетных
коэффициентов
Коэффициент нагрузки КН
берется из интервала: КН - (1,3…1,5).
Для косозубой передачи,
КН вследствие меньшей динамической нагрузки принимаем ближе к
нижнему пределу КН=1,3.
2.1.4 Проектный расчет передачи
Межосевое расстояние аw определяется из выражения:
, [мм]
где ka - числовой коэффициент ka=410
U
- передаточное число U=5.5
T1
- крутящий момент на шестерне T1=29.807
Нм
мм
по ГОСТу aw=125 мм.
Выбор нормального модуля
m для зубчатых колес рекомендуется из следующего соотношения:
выбираем по ГОСТу значение
m=1.25.
Число зубьев.
Угол наклона зубьев
выбирается из соотношения (3,
стр. 155);
Зададимся
Число зубьев шестерни:
; примем Z1=30.
Уточним угол:
Фактическое передаточное
число:
Проверка:
мм.
Диаметры шестерни и
колеса:
Проведем проверку:
aw
=0.5*(d1 +d2)=
0.5*(38.462+211.538)=125 мм;
Определим диаметры
выступов и впадин:
da1
= d1 + 2*m = 38.462+2*1,25=40.962
мм;
da2
= d2 + 2*m =
211.538+2*1,25=214.038 мм;
df1
= d1 - 2.5*m = 38.462 - 2.5*1,25 =
35.337 мм;
df2
= d2 - 2.5*m = 211.538 - 2.5*1,25 =
208.413 мм.
Ширина колеса
Ширина колеса b определяется по формуле:
мм
Торцевая степень
перекрытия.
Торцевая степень
перекрытия определяется
по выражению:
Осевая степень
перекрытия.
Осевая степень
перекрытия определяется
по выражению:
Окружная скорость и
выбор степени точности.
Окружная скорость
определяется по формуле:
м/с.
По окружной скорости
выбираем степень точности передачи [3, стр. 154]. Для передач общего
машиностроения при окружной скорости не более 5 м/с для косозубых колес
выбираем 8-ю степень точности.
.1.5 Проверочный расчет
на усталостную контактную прочность
Для проверочных
расчетов, как по контактной, так и по изгибной прочности определяем коэффициенты
нагрузки: по контактной прочности
по изгибной прочности:
где khv и КFV - коэффициенты
внутренней динамической нагрузки [3, табл. 10.5, стр. 181];
КHв и КFв
- коэффициенты концентрации нагрузки (учитывают неравномерность распределение
нагрузки по длине контактной линии) [3, рис. 10.21, стр. 182];
Кна и КFа-' коэффициенты распределения нагрузки между зубьями.
Определяем коэффициенты.
Коэффициенты внутренней динамической нагрузки для 8-ой степени точности при
НВ<350 колеса и V=2.91 м/с определяем
методом интерполяции.
Кнv=1,07, КFv=1,13.
Коэффициенты
распределения нагрузки КНб= КFб 1,14.
KH=
1,07*1,22*1,14 = 1,488;
KF
= 1,13*1.037*1,14=1,336.
Контактные напряжения,
действующие в зацеплении (3, стр. 166):
где ZЕ - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов
шестерни и колеса, для стали ZЕ=190
МПа (3, стр. 166)
-коэффициент,
учитывающий суммарную длину контактной линии,
вычисляемый по формуле
(54) [3, стр. 168].
ZH
- коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей, при без
смещения, ZH=2.42 (3, стр. 167);
Проверка по усталостным
напряжениям изгиба.
Ft
- окружная сила, H.
Вычисляем контактные
напряжения:
Вычисляем недогрузку:
Недогрузка составляет
2.7%, что допустимо.
Допускаемые напряжения
изгиба:
где SF - коэффициент запаса прочности, для
стальных зубчатых колес SF
=l. 4…2.2 [3, стр. 186], принимаем SF
=1.7;
YR
- коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, для стальных зубьев с Rz=40 мкм =1
YX
- коэффициент, учитывающий масштабный фактор YX=1
Yb
- коэффициент, учитывающий чувствительность материала к концентрации
напряжений, определяется по формуле:
YA
- коэффициент для реверсивности работы YA=0.65
YN
- коэффициент долговечности
где где m - показатель степени, для улучшенных колес m=6;
NFG
- базовое число циклов, для любых передач NFG=4*106
NFE
- эквивалентное число циклов
eF
- коэффициент эквивалентности
В соответствии с
графиком нагрузки, как при расчетах на контактную прочность для улучшенных
колес:
Определяем эквивалентное
число циклов шестерни и колеса:
Коэффициенты
долговечности шестерни и колеса:
Вычисляем допускаемые
напряжения изгиба:
МПа
МПа
Определяем рабочее
напряжение
где КF-коэффициент нагрузки, КF=1,336.
- коэффициент формы
зубьев
- эквивалентное число
зубьев
Запас прочности:
Следовательно, условие
прочности выполняется.
Проверка статической
контактной прочности по пиковой нагрузке.
где -
кратковременная нагрузка
МПа
Условие статической
контактной прочности выполняется.
Проверка изгибной
статической прочности:
Условие статической контактной
прочности по напряжениям выполняется.
2.2 Прямозубая
тихоходная передача
Выбор материалов и
способа упрочнения.
Для колеса выбираем
материал - сталь 40ХН термическая обработка - улучшение, твердость HB230…300 (примем НВ280). Для шестерни термическая обработка -
улучшение твердость НВ300
2.2.1 Расчет
допускаемого контактного напряжения
Так как передача
закрытая и твердость одного колеса НВ<350 проектный расчет проводим из
условия усталостной контактной прочности:
Базовое число циклов
(30) шестерни:
NHG1=3003=2,7*107
Базовое число циклов
колеса:
NHG2=2803=2.2*107
Эквивалентное число
циклов вычисляем по формуле:
Эквивалентное число
циклов, вычисляется по формуле:
NHE=60*n*t*eH
Определяем коэффициенты
долговечности:
Длительный предел
контактной выносливости шестерни:
Для колес с
поверхностной закалкой:
Вычисляем допускаемые
контактные напряжения шестерни и колеса:
МПа
МПа
Допускаемые контактные
напряжения быстроходной передачи для реализации головочного эффекта:
==525
МПа
.2.3 Выбор расчетных
коэффициентов
Коэффициент нагрузки КН
берется из интервала: КН - (1,3…1,5).
Для косозубой передачи,
КН вследствие меньшей динамической нагрузки принимаем ближе к
нижнему пределу КН=1,3.
Коэффициент ширины зуба при
нессиметричном расположении зубчатых колес выбирается из интервала (3, стр.
155):
- (0,351…0,4)
Для прямозубой передачи
принимаем =0,315.
2.2.4 Проектный расчет
передачи
Межосевое расстояние аw определяется из выражения:
, [мм]
где ka - числовой коэффициент
- передаточное число
- крутящий момент на
шестерне Н*м
мм
по ГОСТу мм.
Выбор нормального модуля
m для зубчатых колес рекомендуется из следующего соотношения:
выбираем по ГОСТу
значение .
Число зубьев:
Диаметры шестерни и
колеса:
мм.
мм.
Проведем проверку:
aw
=0.5*(d1 +d2)=
0.5*(66+334)=200 мм;
Определим диаметры
выступов и впадин:
da1
= d1 + 2*m = 66+2*2=70 мм;
da2
= d2 + 2*m = 334+2*2=338 мм;
df1
= d1 - 2.5*m = 66 - 2.5*2= 61 мм;
df2
= d2 - 2.5*m = 334 - 2.5*2= 329 мм.
Ширина колеса
Ширина колеса b определяется по формуле:
мм
Торцевая степень
перекрытия.
Торцевая степень
перекрытия определяется
по выражению:
Окружная скорость и
выбор степени точности.
Окружная скорость
определяется по формуле:
м/с.
По окружной скорости
выбираем степень точности передачи [3, стр. 154]. Для передач общего
машиностроения при окружной скорости не более 3 м/с для прямозубых колес
выбираем 8-ю степень точности.
.2.5 Проверочный расчет
на усталостную контактную прочность
Для проверочных
расчетов, как по контактной, так и по изгибной прочности определяем
коэффициенты нагрузки: по контактной прочности
по изгибной прочности:
где khv и КFV - коэффициенты
внутренней динамической нагрузки [3, табл. 10.5, стр. 181];
КHв и КFв
- коэффициенты концентрации нагрузки (учитывают неравномерность распределение
нагрузки по длине контактной линии) [3, рис. 10.21, стр. 182];
Кна и КFа-' коэффициенты распределения нагрузки между зубьями.
Определяем коэффициенты.
Коэффициенты внутренней динамической нагрузки для 8-ой степени точности при
НВ<350 колеса и V=0,9 м/с определяем
методом интерполяции.
Контактные напряжения,
действующие в зацеплении (3, стр. 166):
где ZЕ - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов
шестерни и колеса, для стали ZЕ=190
МПа (3, стр. 166)
коэффициент,
учитывающий суммарную длину контактной линии, вычисляемый по формуле (54) [3,
стр. 168].
ZH
- коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей, при для без
смещения, (3,
стр. 167);
Ft
- окружная сила, н.
Н
Вычисляем контактные
напряжения:
Вычисляем недогрузку:
<10%.
Недогрузка составляет
1,3%, что допустимо.
Проверка по усталостным
напряжениям изгиба.
Допускаемые напряжения
изгиба:
где SF - коэффициент запаса прочности, для
стальных зубчатых колес SF
=l. 4…2.2 [3, стр. 186], принимаем SF
=1.7;
YR
- коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, для стальных зубьев с Rz=40 мкм YR=1
YX
- коэффициент, учитывающий масштабный фактор YX=1
- коэффициент,
учитывающий чувствительность материала к концентрации напряжений, определяется
по формуле:
YA
- коэффициент для реверсивности работы YA=0,65
YN
- коэффициент долговечности
NFG
- базовое число циклов, для любых передач
NFE
- эквивалентное число циклов
- коэффициент
эквивалентности
В соответствии с
графиком нагрузки, как при расчетах на контактную прочность для улучшенных
колес:
Определяем эквивалентное
число циклов шестерни и колеса:
Коэффициенты
долговечности шестерни и колеса:
Вычисляем допускаемые
напряжения изгиба:
МПа
МПа
Определяем рабочее
напряжение
где КF-коэффициент нагрузки, КF=1,11.
- коэффициент формы
зубьев
- эквивалентное число
зубьев
-опытный коэффициент:
;
Расчет ведем по тому из
зубчатых колес, у которого меньше отношение
Рабочее напряжение
определяется для того, у которого меньше отклонение допускаемых напряжений
, что меньше допустимых.
Следовательно, условие прочности выполняется.
Проверка статической
контактной прочности по пиковой нагрузке.
где -
кратковременная нагрузка
МПа
Условие статической
контактной прочности выполняется.
Условие прочности по
напряжениям изгиба:
Для улучшенных зубьев
Условие статической
контактной прочности выполняется
3. Ориентировочный
расчёт
.1 Промежуточный вал
Промежуточный вал
выполняем за одно с шестерней. Ориентировочный диаметр подступичной части вала d5:
принимаем d=38 мм.
Диаметр, на который
упирается колесо:
где f-размер фаски подшипника. Принимаем =42 мм.
Диаметр, на который
упирается подшипник:
где r-координата фаски подшипника (1, стр. 25); r=2 мм.
Принимаем =30
мм.
.2 Тихоходный вал
Диаметр выходного
участка вала:
Принимаем =50
мм.
Участок вала,
сопрягаемый с зубчатым колесом:
Принимаем d3=62 мм
Длина выходного участка
вала
Принимаем =112
мм.
Диаметр вала под
подшипник:
Диаметр заплечиков
подшипника:
Принимаем =70
мм
.3 Быстроходный вал
Диаметр входного участка
вала
примем dk=25 мм,
Диаметр вала под
подшипник
примем dП=30 мм
d2
- диаметр самого вала d2=30
мм
Диаметр участка вала под
уплотнительные устройства
Длина входного участка
вала примем
l1=38 мм
4.
Выбор и расчет подшипников качения
Для опор валов
цилиндрических прямозубых и косозубых колес применяем шариковые радиальные
подшипники. Первоначально применяем подшипники легкой серии. Подшипники класса
точности 0.
Опору применяем
фиксирующую по схеме «в распор».
.1 Подшипники входного
вала
Окружная сила:
Н
Радиальная сила:
Н
Осевая сила:
Н
Дополнительная сила от
муфты:
где dм-диаметр расположения элементов муфты, с помощью которых
передается крутящий момент; dм=3d
Н
Консольная сила
приложена к середине выходного конца вала
Определяем реакции от
сил, приложенных к валу в подшипниках в соответствии с рисунком. Для выбранного
подшипника типа 0 №205 d=30
мм, D=62 мм, В=16 мм; грузоподъемность С0=10кН, динамическая
С=19,5кН (табл. 24.10 (1))
Расстояния между точками
приложения сил: l=213 мм; l1=60 мм; l2=40 мм; l3=113
мм.
Рассмотрим уравнения равновесия
сил в вертикальной плоскости:
Рассмотрим уравнения
равновесия сил в горизонтальной плоскости:
Суммарные реакции:
Рис. 1. Расчетная схема
подшипников быстроходного вала
Определяем эквивалентную
динамическую нагрузку. При переменном режиме нагружения в соответствии с
циклограммой нагружения (7):
где отношение
момента на каждом уровне нагружения к номинальному моменту. В качестве
номинального момента принимается наибольший из длительно действующих моментов:
относительное время
действия каждого уровня нагрузки
Эквивалентная
динамическая нагрузка:
Расчёт проводим в том
месте, где реакция на подшипники наибольшая
- коэффициент
безопасности =1,3
- температурный
коэффициент =1
V
- коэффициент вращения,
Найдём отношение Fa/VFr
для шарикового подшипника:
Fa/VFR=353,15/(1*6950) = 0,05<e=0,42
Fa=353,15Н
- осевая сила, действующая на подшипник;
Проверяем подшипник на
динамическую грузоподъемность.
-требуемая динамическая
грузоподъемность.
Lh=11212,8
ч. - долговечность подшипника,
P
- Показатель степени. Для шариковых P=3
Подшипник не
удовлетворяет по динамической нагрузке.
Берем подшипник средней
серии: 306
d=30
мм; В=72; В=19; С=28.1; Со=14.6
.2 Подшипники
промежуточного вала
Окружная сила:
Радиальная сила:
Осевая сила:
Окружная и радиальная
силы, действующие со стороны прямозубого зацепления:
Определяем реакции от
сил, приложенных к валу в подшипниках в соответствии с рисунком. Для выбранного
подшипника типа Для выбранного подшипника типа 0 №205 d=30
мм, D=62 мм, В=16 мм; грузоподъемность С0=10кН, динамическая
С=19,5кН (табл. 24.10 (1))
Расстояния между точками
приложения сил: l=160 мм; l1=41 мм; l2=71 мм; l3=48
мм.
Рассмотрим уравнения
равновесия сил в вертикальной плоскости:
Рассмотрим уравнения
равновесия сил в горизонтальной плоскости:
Суммарные реакции:
Рис. 2. Расчетная схема
подшипников промежуточного вала
Определяем эквивалентную
динамическую нагрузку. При переменном режиме нагружения в соответствии с
циклограммой нагружения (7):
где отношение
момента на каждом уровне нагружения к номинальному моменту. В качестве
номинального момента принимается наибольший из длительно действующих моментов:
относительное время
действия каждого уровня нагрузки
Эквивалентная
динамическая нагрузка:
Расчёт проводим в том
месте, где реакция на подшипники наибольшая
- коэффициент
безопасности =1,3
- температурный
коэффициент =1
V=1
- коэффициент вращения,
Найдём отношение Fa/VFr
для шарикового подшипника:
Fa/VFR=342,48/(1*3855) = 0,08<e=0,26
Fa=342,48
Н - осевая сила, действующая на подшипник;
Проверяем подшипник на
динамическую грузоподъемность.
-требуемая динамическая
грузоподъемность.
Lh=11212,8
ч. - долговечность подшипника,
P-показатель
степени. Для шариковых P=3
Подшипник не
удовлетворяет по динамической нагрузке, выбираем подшипник средней серии 306:
d=30;
D=72; B=19; C=28.1; Co=14.6
4.3 Подшипники
тихоходного вала
Окружная сила:
Радиальная сила:
Дополнительная сила от
муфты:
где dм-диаметр расположения элементов муфты, с помощью которых
передается крутящий момент; dм=3d
Принимаем: FM=3452 H
Определяем реакции от
сил, приложенных к валу в подшипниках в соответствии с рисунком. Для выбранного
подшипника типа №211 d=55
мм, D=100 мм, В=21 мм; грузоподъемность С0=25кН,
динамическая С=43,6кН (табл. 24.1 (1))
Расстояния между точками
приложения сил: l=250 мм; l1=110 мм; l2=50 мм; l3=90
мм.
Рассмотрим уравнения
равновесия сил в вертикальной плоскости:
Рассмотрим уравнения
равновесия сил в горизонтальной плоскости:
Суммарные реакции:
Определяем эквивалентную
динамическую нагрузку. При переменном режиме нагружения в соответствии с
циклограммой нагружения (7):
где отношение
момента на каждом уровне нагружения к номинальному моменту. В качестве
номинального момента принимается наибольший из длительно действующих моментов:
относительное время
действия каждого уровня нагрузки
Рис. 3. Расчетная схема
подшипников промежуточного вала
Эквивалентная
динамическая нагрузка:
Расчёт проводим в том
месте, где реакция на подшипники наибольшая
- коэффициент
безопасности =1,3
- температурный
коэффициент =1
V=1-коэффициент
вращения,
Найдём отношение Fa/VFr
для роликового подшипника:
Fa/VFR=581.09/(1*)
= 0,047<e=0,26
Fa=548,8
Н - осевая сила, действующая на подшипник;
Проверяем подшипник на
динамическую грузоподъемность.
-требуемая динамическая
грузоподъемность.
Lh=11212,8
ч. - долговечность подшипника,
P
- Показатель степени. Для радиальных шариковых P=3
Подшипник удовлетворяет
по динамической нагрузке.
5. Уточненный расчет
валов
.1 Входной
(быстроходный) вал
.1.1 Нагрузки,
действующие на вал
Реакции опор:
5.1.2 Определяем моменты
1). Моменты в
вертикальной плоскости:
На участке от Fм до А:
При Z1=0
При Z1=60
На участке от А до Ft:
при
при
На участке от Ft до В:
при
при
). Определяем моменты в
горизонтальной плоскости:
На участке от А до Fr
На участке от Fr до В:
3). Суммарный момент
Определение суммарного
момента
Строим эпюры
перерезывающих сил и изгибающих моментов, а также эпюру крутящего момента Мк=29.8
Н·м
Рис. 4. Эпюры крутящих и
изгибающих моментов
5.1.3 Материал вала
Назначаем сталь марки
40ХН
у В=920МПа, у
-1=420МПа, ф-1=250МПа, =0,08 (стр. 145, (1)).
5.1.4 Определяем запас
прочности в опасном сечении вала
Работоспособность вала
из условия усталостной прочности будет обеспечена, если
где S-фактический (расчетный) коэффициент запаса прочности.
- допускаемый
коэффициент запаса прочности, обычно принимаемый для валов редуктора в пределах
1,5……5.
Сечение подшипника А.
В этом сечении вал имеет диаметр d = 30 и посадку с натягом.
Моменты сопротивления
мм3;
мм3.
Амплитуда и средние
нормальные напряжения цикла
Мпа; .
Амплитуда и средние
касательные напряжения цикла
Мпа.
Коэффициенты
концентрации и масштабные факторы для посадки с натягом
Kу/еу
= 3,5; Kф/еф = 2,5.
Коэффициент
шероховатости для шлифованной поверхности вП =1, для упрочнения
закалка ву=1,5; в=1,5.
Коэффициент
чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений для среднеуглеродистой
стали Шу = 0,15; Шф = 0,1.
Тогда запас прочности по
нормальным напряжениям
;
Запас прочности по
касательным напряжениям
.
Суммарный запас
усталостной прочности в сечении А
.
5.1.5 Определяем запас
по статической прочности
Таким образом,
статическая прочность вала обеспечена.
Вал спроектирован
правильно.
.2 Промежуточный вал
.2.1 Нагрузки,
действующие на вал
Реакции опор:
5.2.2 Определяем моменты
1). Определяем моменты в
вертикальной плоскости:
На участке от А до Ft1:
при
при
На участке от Ft1
до Ft2:
при
На участке от Ft2
до B:
при
при
2). Определяем моменты в
горизонтальной плоскости:
). Суммарный момент
Определение суммарного
момента
Строим эпюры
перерезывающих сил и изгибающих моментов, а также эпюру крутящего момента Мк=157.04
Н·м
Рис. 5. Эпюры крутящих и
изгибающих моментов
.2.3 Материал вала
Назначаем сталь марки
40ХН
у В=820МПа, у
-1=360МПа, ф-1=210МПа, =0,1 (стр. 145, (1)).
5.2.4 Определяем запас
прочности в опасном сечении вала
Работоспособность вала
из условия усталостной прочности будет обеспечена, если
где S-фактический (расчетный) коэффициент запаса прочности.
- допускаемый
коэффициент запаса прочности, обычно принимаемый для валов редуктора в пределах
1,5……5.
Опасное сечение вала
находится в месте перехода одного диаметра в другой - галтель.
Запас прочности изгиба
где -
предел выносливости при изгибе, МПа,
- эффективный
коэффициент концентрации напряжений при кручении,
(концентратор-галтель).
- масштабный фактор, ,
- фактор качества
поверхности,
- из условия работы
МПа
Подставляем и находим:
Запас прочности при
кручении:
где -
предел выносливости, МПа,
- эффективный
коэффициент концентрации напряжений при кручении,
(сечение ослаблено
галтелью),
- масштабный фактор, ,
- фактор качества
поверхности,
- коэффициент
чувствительности материала к ассиметрии, .
Окончательно,
коэффициент запаса прочности будет равен:
Следовательно, вал
спроектирован правильно.
5.2.5 Определяем запас
по статической прочности
Таким образом,
статическая прочность вала обеспечена.
.3 Тихоходный вал
.3.1 Нагрузки,
действующие на вал
Реакции опор:
5.3.2 Определяем реакции
опор
1). Определяем реакции
опор в вертикальной плоскости:
На участке от А до Ft4:
при
при
На участке от Ft2
до B:
при
На участке от Ft2
до FM
при
). Определяем реакции
опор в горизонтальной плоскости:
На участке от А до Ft4:
3). Результирующий
момент
Определение
результирующего изгибающего момента
Строим эпюры
перерезывающих сил и изгибающих моментов, а также эпюру крутящего момента Мк=763.418
Н·м
Рис. 6. Эпюры крутящих и
изгибающих моментов
.2.3 Материал вала
Назначаем сталь марки
45.
у В=560Па, у
-1=250Па, ф-1=150Па, =0.
5.2.4 Определяем запас
прочности в опасном сечении вала
Работоспособность вала
из условия усталостной прочности будет обеспечена, если
где S-фактический (расчетный) коэффициент запаса прочности.
- допускаемый
коэффициент запаса прочности, обычно принимаемый для валов редуктора в пределах
1,5……5.
Сечение A.
В этом сечении вала с диаметром d4 = 62 шпоночный паз имеет размеры
b = 18, t1 = 7, тогда моменты
сопротивления сечения
мм3;
мм3.
Амплитуда и средние
нормальные напряжения цикла
Мпа, .
Амплитуда и средние
касательные напряжения цикла
Мпа.
Коэффициенты
концентрации и масштабные факторы для шпоночного паза
Kу
= 1,9; еу = 0,77; Kу/еу
= 1,9/0,77 = 2,5;
Kф
= 1,7; еф = 0,85еу = 0,85·0,77 = 0,65; Kф/еф = 1,7/0,65 = 2,6.
Коэффициенты
концентрации и масштабные факторы для посадки с натягом
Kу/еу
= 3,65; Kф/еф = 2,6.
Поскольку отношение
коэффициентов концентрации для посадки с натягом выше, принимаем к расчету эти
значения.
Коэффициент шероховатости
для шлифованной поверхности вП = 1 при отсутствии упрочнения.
Коэффициент
чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений для среднеуглеродистой
стали Шу = 0,1; Шф = 0.
Тогда запас прочности по
нормальным напряжениям
.
Запас прочности по
касательным напряжениям
.
Суммарный запас
усталостной прочности в сечении A
Следовательно,
вал спроектирован правильно.
5.2.5
Определяем запас по статической прочности
Таким образом,
статическая прочность вала обеспечена.
6. Расчет
комбинированной упруго-предохранительной муфты
Исходные данные:
вращающий момент Т=763.418 частота вращения n=52
об/мин; диаметр вала d=50 мм.
6.1 Упругая
комбинированная предохранительная муфта
После подбора [3, стр.
462-463, т. 15.5.] и конструирования муфты проведем расчет ее работоспособности
и подбор диаметра срезного штифта.
.1.2. Проверочный расчет
упругого элемента на смятие
Упругие элементы муфты
проверяем в условиях предположительного равномерного распределения нагрузки
между пальцами (здесь и далее [2, стр. 289-290])
где ТК -
вращающий момент, Н·м; dП
- диаметр пальца, м; lВТ
- длина упругого элемента, м; D0
- диаметр расположения пальцев, м; [у]CM -
допускаемое напряжение смятия, Па.
Расчет по напряжениям
смятия условный, так как не учитывает истинный характер распределения
напряжений. В этом случае допускаемые напряжения [у]CM =
2МПа.
6.2 Расчет пальцев на
изгиб
Пальцы муфты,
изготовленные из стали 45, рассчитаем на изгиб (здесь и далее [2, стр. 290]):
где С-зазор между
полумуфтами.
Допускаемое напряжение
изгиба принимаем [у]И=(0,4…0,5)·уТ=216МПа.
Литература
1. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. -
Контруирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. Спец.
Вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985. - 416 с., ил.
. Методические указания по расчету
зубчатых колес. Ижевск, ИжГТУ, 1998 г.
. Решетов Д.Н. Детали машин. М.:
Машиностроение. 1974 г.
. Иванов М.Н. - Детали машин: Учеб.
для студентов высш. техн. учеб. заведений - 5-е изд., перераб. - М.: Высш. шк.,
1991. - 383 с., ил.
. Чернавский С.А., Снесарев Г.А.,
Козинцов Б.С., Боков К.Н., Ицкович Г.М., Чернилевский Д.В. - Проектирование
механических передач: Учебно-справочное пособие для втузов - 5-е изд., перераб.
и доп. - М.: Машиностроение, 1984. - 560 с.,
. Шейнблит А.Е. Курсовое
проектирование деталей машин: Учеб. пособие для техникумов. - М.: Высш. шк.,
1991.-432 с.: ил. ISBN 506-001514-9.
. Иванов М.Н. и Иванов В.Н. Детали
Машин. Курсовое проектирование. Учеб. пособие для машиностроит. вузов. М.,
«Высш. школа», 1975.
. Решетов Д.Н. Детали машин: Учебник
для студентов машиностроительных и механических специальностей вузов. - 4-е
изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1989.-496 с.:ил.