Правила и процедуры осуществления государственных закупок на современном мировом рынке

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,58 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правила и процедуры осуществления государственных закупок на современном мировом рынке

Введение

Прокьюремент, или, говоря образно, "искусство закупать", учение вовсе не такое юное, как может показаться. Как в военном деле на протяжении веков развивались в противоборстве оружие и броня, так и в деловой сфере состязались продавцы и закупщики. Причем, чем сильнее развивались рыночные отношения, тем важнее становилась роль продавца. Не случайно в списках наиболее продаваемых бизнес-книг и востребованных учебных семинаров тематика эффективных продаж - «искусство продавать» - является одной из лидирующих. Однако, для максимизации прибыли важно не только продать продукцию подороже, но и нести при этом минимально возможные затраты на ее изготовление или приобретение. Ведь порой приобрести именно то, что нужно, и на оптимальных условиях не так-то просто. (4)

Анализ мирового опыта использования различных закупочных процедур показывает, что одной из наиболее эффективных форм организации крупных закупок товаров и услуг является проведение открытых конкурсов (тендеров). В этой связи данная курсовая работа посвящена именно теме конкурсных торгов, а именно правилам и процедурам их проведения. Актуальность работы состоит в том, что в современном мире система государственных закупок закономерно стала составной частью сферы внутреннего обмена товаров и услуг и одним из механизмов поддержания конкуренции и либерального способа хозяйствования.

Целью курсовой работы является детальное рассмотрение основных правил и процедур, а также правовой базы осуществления государственных закупок на современном мировом рынке на примере двух кредитно-финансовых институтов: Международного Банка Реконструкции и Развития и Карибского Банка развития. Перед нами стоят следующие задачи:

1.выявить причины возникновения таких организаций как МБРР и КБР;

2.подробнее познакомиться с их деятельностью;

.выявить схожее и различное в способах и методах предоставления кредитов данными финансовыми институтами;

.оценить роль закупок в мировой экономике в целом.

Объектом исследования являются процедуры и правила закупок, установленные рассматриваемыми нами организациями, а предметом исследования служат сами закупки, осуществляемые по этим правилам.

1. Государственные закупки на современном мировом рынке

.1 Сущность, предмет и роль закупок в мировой экономике

Рынок государственных закупок является важнейшим элементом социально-экономического развития страны, а сама система государственных заказов все более становится одним из основополагающих институтов государственного регулирования экономики, оказывающего существенное влияние на ее динамику и структуру. [5]

Термин «государственные закупки» почти в каждой стране интерпретируется по-своему. В большинстве случаев речь идет о закупках за счет государственного бюджета на обеспечение жизнедеятельности и функционирования органов государственной власти. При этом из понятия «закупки для государственных нужд» исключаются закупки товаров (работ, услуг), приобретаемых с целью их дальнейшей перепродажи. [3]

Закупки - это приобретение любыми способами товаров, работ или услуг. Закупающей организацией может быть любой правительственный департамент, учреждение, орган или другая организация или любое её подразделение, которое в данном государстве занимается закупками (также государство, принимающее настоящий Закон, может включить в данный список другие организации или предприятия или их соответствующие категории, которые должны быть включены в определение "закупающая организация"). [2, ст.2(а), стр.2]

Переоценить роль государственных закупок трудно. В современном мире это не просто процесс заказа, но инструмент выстраивания политики выполнения государством своих функций:

1.защиты (ВПК),

2.продовольственной безопасности (АПК),

.энергетической безопасности (ТЭК),

4.социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура),

5.охрана и сохранение природных ресурсов.

О важности совершенствования механизма госзакупок свидетельствует и тот факт, что на рубеже XX-ХХI столетий доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте практически во всех странах (развитых и развивающихся) возросла более чем в 700 раз.[5] Отмечается увеличение, как объема, так и стоимости закупок для государственных нужд. Государство становится крупнейшим потребителем на рынке товаров, работ и услуг - доля государственных закупок постоянно растет и составляет в развитых странах более 20% ВВП. Поэтому правительства, руководя государственными расходами и налогами, могут оказывать значительное воздействие на социально-экономические процессы, а государственные закупки все более рассматриваются как один из действенных инструментов социально-экономического развития и государственной политики в решении таких важнейших задач, как обеспечение единства экономического пространства, развитие рынков и сохранение конкурентной среды, поддержка регионов и групп населения, развитие определенных субъектов рынка и секторов экономики.

Госзакупки - это инвестиции. Посредством механизма госзакупок решается проблема привлечения ресурсов для ускоренного экономического роста и социального развития. При этом важно учитывать, что для устойчивого и гармоничного социально-экономического развития важны не только темпы экономического роста, но и создание условий для решения таких важных задач, как:

·достижение социальной и технологической однородности экономического пространства страны,

·снижение дифференциации уровня жизни по доходным группам и между различными регионами,

·сближение технологического уровня производства в различных отраслях экономики,

·повышение социально-технологической однородности экономики.

Именно посредством совершенного механизма госзакупок эти задачи могут быть решены наиболее эффективно. В пользу этого свидетельствует более чем 200-летний опыт развития Федеральной контрактной системы в США.[5]

Что же является предметом государственных закупок?

Согласно классификации, предложенной ЮНСИТРАЛ, принято подразделять предметы закупок на товары, работы и услуги. К «товарам» обычно относятся предметы любого вида и описания, в том числе сырье, изделия, оборудование и предметы в твердом, жидком или газообразном состоянии, электрическая энергия, а также услуги, сопутствующие поставкам товаров, если стоимость таких сопутствующих услуг не превышает стоимости самих товаров. Под «работами» подразумевают любую деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, сносом или обновлением зданий, сооружений или объектов, в том числе подготовку строительной площадки, выемку грунта, возведение, сооружение, монтаж и отделку, а также сопутствующие строительные услуги, такие, как бурение, геодезические работы, спутниковая съемка, сейсмические исследования и аналогичные услуги, если их стоимость не превышает стоимости самого строительства. «Услуги» означают любой предмет закупок помимо товаров и работ. [2, ст.2 (c, d, e), стр.3]

Говоря о закупках, нельзя забывать о таком важном их элементе, как прокьюремент (procurement) - совокупность методов, позволяющих максимально эффективно удовлетворять потребности заказчика в товарах, работах и услугах. Прокьюремент представляет собой взаимосвязанную систему, включающую:

·планирование закупок;

·определение целесообразности предложенной закупки;

·регламентирование закупок;

·проведение закупок;

·контроль закупок.

В зарубежной закупочной практике существует устоявшаяся система базовых принципов прокьюремента, которые включают в себя:

1.открытость и прозрачность - доступность информации о закупках;

2.подотчетность и ответственность - четкое следование закупочным процедурам при государственном и общественном контроле;

.конкурентность - выбор контрагента должен проводиться на принципах состязательности;

.равенство и справедливость - недопущение дискриминации;

.эффективность - максимальная экономическая выгода при достижении результата;

.обоснованность - закупка той продукции, которая действительно необходима и наилучшим способом удовлетворяет реальным потребностям заказчика.

Эти принципы являются основой для законодательства во многих странах, и нашли свое закрепление в ряде международных документов, в частности, в Многостороннем соглашении о государственных закупках в рамках Всемирной торговой организации. [4, п.1.2, стр.18] А всё потому, что вопросы регулирования государственных закупок во всем мире являются объектом пристального внимания со стороны законодателей - ведь в данном случае сам покупатель, то есть государство, заинтересован в максимальной эффективности процесса. [1] Давайте же подробнее рассмотрим современные правила организации закупок, помогающие разрешить вопросы нечестной конкуренции и возможные конфликты сторон, возникающие в международной торговле.

.2 Организация закупок товаров и услуг. Правовая база

Государственные закупки и размещение заказов в развитых странах происходит на основе общепринятых методов:

1.конкурсные процедуры (открытые, закрытые, двухэтапные, селективные),

2.закупки на основе переговоров с несколькими потенциальными поставщиками,

3.закупки в обычной торговой сети (метод запроса котировок),

4.закупки у единственного источника.

Наиболее широко используются именно конкурсные процедуры, ведь они позволяют обеспечить равные условия доступа к государственным заказам, открытость и прозрачность всех процедур и критериев выбора. Возможность применения иных способов требует соответствующих обоснований.

Большинство развитых стран, несмотря на давние традиции рыночной экономики, учитывает в своем национальном законодательстве международные требования. Общепринятые в мировой практике принципы осуществления закупок (в том числе, принципы прокьюремента, о которых упоминалось выше) и размещения заказов сформулированы в законодательствах отдельных стран и зафиксированы в ряде международных документов, таких как

·Директивы ЕС,

·Многостороннее соглашение о государственных закупках в рамках ВТО,

·Документы Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и другие.

Различия в законодательствах отдельных стран обусловлены приоритетами экономической политики того или иного государства. Закупочная практика, существующая в стране, является хорошим индикатором, как уровня развития рыночных отношений, так и состояния экономики в целом. На уровне национального законодательства происходит уточнение, конкретизация международных положений с учетом особенностей экономической политики государства. Выпускаются отраслевые нормативные акты, позволяющие на базе общего национального законодательства сформулировать конкретные положения, отражающие специфику той или иной отрасли.

В ряде стран осуществляется государственное регулирование международных тендерных процедур с целью упорядочения притока иностранного предпринимательского капитала и защиты интересов местных фирм. Например, законодательно закрепляется право местных компаний на приоритет в уровне цен, т. е. при прочих равных условиях выигрыш присуждается местному поставщику, даже если предложенная им цена выше, чем у иностранных участников. Ценовая "фора" для местных игроков может составлять от 6% (США, Канада) до 15% (Кувейт, Индия) и более.

К торгам могут не допускаться те иностранные участники, которые в своих предложениях не предусматривают передачу части подряда местным фирмам, определен перечень работ и услуг, которые иностранный подрядчик обязан передавать местным фирмам. Во многих государствах участие зарубежных компаний в тендерах возможно только через местных агентов или партнеров (Египет, Оман). Иногда иностранным подрядчикам запрещается ввозить оборудование и материалы, выпускаемые местной промышленностью, существует правило тройного превышения числа местного персонала над иностранным для подрядных объектов. В некоторых странах часть госзаказа резервируется для определенных категорий поставщиков, например малого бизнеса, организаций инвалидов, учреждений пенитенциарной системы и т. д. Крупные контракты умышленно разбиваются на более мелкие для облегчения доступа национальным производителям. Для преодоления таких ограничений и повышения возможности выигрыша заказов иностранные компании стали прибегать к созданию консорциумов с участием местных фирм. [1]

Современное международное законодательство о государственных закупках базируется на Типовом законе Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), а также на руководстве по принятию типового закона ЮНСИТРАЛ. Типовой закон ЮНСИТРАЛ "О закупках товаров (работ) и услуг" содержит 57 статей, сгруппированных в 6 глав:

1.Общие положения;

2.Методы закупок и условия их использования;

.Процедуры торгов;

.Основной метод закупок;

5.Процедуры, применяемые при закупках альтернативными методами;

6.Обжалование.

Типовой закон предназначается для тех стран (правительств), которые считают желательным регламентировать закупки товаров (работ) и услуг и преследуют следующие цели:

·обеспечение максимальной экономичности и эффективности закупок;

·расширение и стимулирование участия в закупках поставщиков (подрядчиков), независимо от государственной принадлежности, что служит развитию международной торговли;

·развитие конкуренции между поставщиками (подрядчиками) в отношении закупаемых товаров (работ) или услуг;

·обеспечение справедливого и беспристрастного отношения ко всем поставщикам (подрядчикам);

·содействие объективности и беспристрастности процесса закупок и общественному доверию к нему;

В данном документе рассматриваются внеконкурсное размещение заказов, конкурсное размещение заказов с ограничением числа участников, с использованием котировок, особенности закупок товаров у единственного источника и т. д. Также приведены типовые требования к организации привлечения конкурсных заявок и заявок на предквалификационный отбор. Рассмотрен порядок предоставления и типовые требования к составу конкурсной документации. Закон регламентирует порядок и критерии для оценки предложений. Закупающая организация устанавливает критерии оценки предложений и определяет относительное значение каждого такого критерия и порядок их применения. Процедуры отбора победителя могут предусматривать: отбор без проведения переговоров (исключительно по установленным критериям оценки); отбор путем проведения одновременных переговоров; отбор путем проведения поочередных переговоров. [2, Глава 3]

Вне зависимости от страны реализации проекта, способы и правила проведения закупок по проектам главного мирового кредитора - Всемирного банка - остаются неизменными и достаточно четко регламентированными на основе конкурсных процедур, изложенных в соответствующих нормативных и методических документах.

Чтобы подтвердить или опровергнуть данное утверждение, рассмотрим подробнее такие кредитно-финансовые институты, как Международный Банк Реконструкции и Развития и Карибский Банк Развития.

2. Закупки по правилам ведущих кредитно-финансовых институтов

2.1 МБРР - цели, задачи и основные направления деятельности

Группа Всемирного банка, которую часто и называют Всемирный или Мировой банк, состоит из пяти организаций:

1.Международного банка реконструкции и развития (МБРР);

2.Международной ассоциации развития (МАР);

.Международной финансовой корпорации (МФК);

.Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ)

.Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development) - основное кредитное учреждение Всемирного банка, образованное по принципу ОАО. МБРР был учрежден одновременно с Международным Валютным Фондом в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 году, но начал функционировать с 1946 году; местонахождение - Вашингтон.

МБРР построен как своего рода кооператив, принадлежащий 187 государствам-членам и используемый ими.

Задачи, стоящие перед МБРР:

·оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов;

·содействие частным иностранным инвестициям;

·содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов.

Осуществление поставленных задач достигается путем предоставления займов, гарантий, продуктов для управления риском, а также аналитических и консультационных услуг. В частности МБРР:

·поддерживает долгосрочные проекты социального развития, не финансируемые другими кредиторами;

·оказывает содействие странам, наиболее уязвимым в кризисные периоды;

·использует необходимые финансовые рычаги при продвижении ключевых реформ, борьбе с коррупцией и обеспечении безопасности в странах;

·оказывает помощь в создании благоприятного инвестиционного климата;

·обеспечивает финансовую поддержку (в форме грантов, доступных от чистого дохода МБРР) в развитии жизненно важных областях деятельности бедных людей во всех странах.

МБРР работает по трём направлениям:

1.Среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

2.Подготовка, техническое и экономическое обоснование инвестиционных проектов;

.Финансирование программ структурной перестройки в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объемы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трех до пяти лет под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США (в настоящее время - Роберт Б. Зеллик). Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций. Вложение средств в облигации МБРР является для инвесторов всего мира одним из надежнейших и наиболее прибыльных методов наращивания капитала. Доход, полученный МБРР за многие годы, позволяет ему финансировать проекты развития и обеспечивать собственную финансовую стабильность, которая позволяет ему занимать средства под низкий процент и предлагать своим клиентам выгодные условия получения займов. [7]

2.2 КБР - цели, задачи и основные направления деятельности

Карибский Банк Развития (Caribbean Development Bank) является инвестиционным и кредитно-финансовым учреждением, обслуживающим Карибское сообщество (КАРИКОМ). Он был учрежден с целью содействия гармоничному экономическому росту и развитию стран-членов в октябре 1969 в Кингстоне, Ямайка, и вступил в силу в январе 1970 года. Значительную помощь в учреждении КБР оказали такие организации, как Международный Банк Реконструкции и Развития, Межамериканский Банк Развития (Inter-American Development Bank) и Программа развития ООН (United Nations Development Programme). Штаб-квартира КБР расположена в округе Святого Майкла города Бриджтаун, Барбадос. [10, п. 1, стр.5] 26 августа 2010 года КБР был присвоен рейтинг Triple A - наивысший рейтинг надёжности финансовых обязательств по методике известного рейтингового агентства Moodys. [11]

Целью КБР является поддержка гармоничного экономического роста и развития стран Карибского региона, создание рынка капиталов в регионе, а также содействие экономической кооперации и интеграции этих стран, учитывая потребности наименее развитых из них.

Членами банка на данный момент являются все страны-участницы КАРИКОМ, а также Венесуэла, Мексика, Колумбия в качестве региональных членов, и Великобритания, Канада, Италия, Китай, и Германия в качестве нерегиональных членов КБР. Таким образов КБР насчитывает 26 стран-участниц. Своего вступления в ряды нерегиональных членов Банка ожидает Бразилия. Права региональных и нерегиональных участников Банка различны - в то время как первые могут заимствовать деньги у КБР, последние такой возможности не имеют. Кроме того согласно Устав, в руках региональных участников должно сосредотачиваться не менее 60% акций Банка. Следует упомянуть о том, что КБР подразделяет страны-заёмщицы на 4 группы. Это распределение не случайно. Например, страны, входящие в группы №1 и №2, могут рассчитывать на помощь Банка в размере 70-80% софинансирования проекта, в то время как страны из групп №3 и №4 - на 80-90%. Минимальный размер кредита, выдаваемый на финансирование проектов государственного сектора, составляет $200,000 USD. Кредит выдается под 5.75% годовых на срок от 17 до 22 лет. [13, п.2.02, стр.5]

Помимо правительств стран региона, КБР может выдавать займы любым их организациям и политическим подразделениям, а также частному бизнесу, работающему на региональном и международном рынках, чья деятельность направлена на развитие Карибского региона. В этом кроется одно из отличий КБР от МБРР, который в свою очередь работает только с правительствами государств. Кредиты Банка направляются на развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, промышленности, образования (включая студенческие ссуды), защиту окружающей среды, лесоводство, рыболовство туризм и т.д. Кроме того, активная поддержка оказывается жертвам стихийных бедствий, которым подвержена большая часть стран КАРИКОМ. [10, стр.22 п.10]

КБР финансирует до 40% стоимости проекта частного сектора, который имеет право на получение кредита свыше $750,000 USD под ставку, равную 7.72% в год со сроком возврата до 14 лет. [13, п.3.06, стр.6] Однако данный заём выдаётся Банком не напрямую, а через соответствующий Национальный банк или другой подходящий финансовый институт, который осуществляет так называемый субзаём указанному КБР заёмщику. [13, п.3, стр.5]

К основным функциям Банка относятся:

1.оказание помощи стране-заёмщику в оптимизации своих ресурсов, развитии своей экономики и расширении производства и торговли;

2.продвижение инвестиций, поощрение финансового подъема и деловой активности региона;

.мобилизация финансовых ресурсов внутри и за пределами региона;

.обеспечение технической поддержки стране-заёмщику;

.поддержка региональных и местных финансовых учреждений;

.стимулирование и развитие рынков капитала в регионе.

Во главе КБР стоят Совет управляющих - высший орган управления Банка, Совет директоров, ответственный за общую политику и направления деятельности Банка, и Президент (в настоящее время Комптон Бурн).

Финансовые ресурсы КБР:

·Уставный капитал;

·взносы стран-членов;

·заёмные средства на международных рынках капитала;

·прибыль от вкладов.

2.3 Сравнительный анализ закупок по правилам и процедурам МБРР и КБР

Правила закупок товаров и работ изложены в документе Всемирного банка Руководство. Закупки по займам МБРР и кредитам МАР, а услуг - Руководство. Использование консультантов заемщиками Всемирного банка и Всемирным банком как исполнительным органом. Правила проведения закупок, финансируемых КБР, оговорены в «Стандартных требованиях прокъюремента Карибского Банка» (Standard Prequalification Document for Procurement of Works), а также в таких документах КБР, как Caribbean Development Bank Lending Policies и Users Guide for Prequalification Document for Procurement of Works, где даются более подробные объяснения правил и процедур закупок.

ŒОсновным способом закупки товаров и работ, как по проектам Всемирного банка, так и по проектам КБР являются Международные конкурсные торги (МКТ, ICB). [3]

МКТ по сложным проектам могут проводиться с предварительным квалификационным отбором или с использованием двухэтапной процедуры.

Предварительный квалификационный отбор необходим для выполнения объемных или комплексных работ, а также в тех случаях, когда большие расходы, связанные с подготовкой детальных тендерных предложений, могут препятствовать конкуренции среди поставщиков изготовляемого по специальному заказу оборудования, промышленных установок, специализированных услуг, комплексной информации и технологий, при заключении контрактов "под ключ", контрактов на проектирование и строительство, а также на руководство проектом. Предварительный отбор обеспечивает получение приглашений только теми фирмами, которые имеют соответствующие возможности и ресурсы для выполнения работ. В основу предварительного отбора должна быть положена оценка возможностей и ресурсов потенциальных участников торгов с целью удовлетворительного осуществления конкретного контракта с учетом:

1.опыта работы и исполнения аналогичных контрактов,

2.возможностей, связанных с наличием кадров, оборудования, строительных или производственных мощностей,

3.финансового положения [9, п.2.9, стр.16].

В случае контрактов "под ключ" или контрактов на строительство крупных комплексных объектов или выполнение специальных работ или разработку сложных информационных и коммуникационных технологий заблаговременная подготовка полной технической документации может оказаться нежелательной или нецелесообразной. В таком случае можно прибегнуть к использованию двухэтапной процедуры торгов, когда сперва предлагается представить технические предложения без указания цены, разработанные на основе концептуального решения и рабочих технических условий, которые подлежат техническому и коммерческому уточнению и корректировке. На втором этапе осуществляется корректировка конкурсной документации, подача окончательных технических предложений и заявок уже с указанием цены [9, п.2.6, стр.15].

Правилами Карибского банка не запрещено проводить так называемый предквалификационный отбор, позволяющий выявить наиболее компетентных участников последующих торгов путём предъявления к ним особых требований. Организаторы торгов сами решают, стоит ли обращаться к такой процедуре или нет. [15, п.1, стр.7]

ŽВ целях поощрения конкуренции Банк позволяет фирмам и индивидуальным консультантам из всех стран предлагать товары, работы и услуги для проектов, финансируемых Банком. [9, п.1.6, стр.9,] За исключением случаев, когда законы страны Заёмщика или решение, принятое согласно Главе VII Устава ООН, запрещают поддерживать торговые отношения со страной фирмы-потенциального участника торгов. [9, п.1.8, стр.9 ]

В отличие от МБРР, Карибский Банк Развития финансирует закупки товаров и услуг, произведенных только на территории стран-членов Банка и для них. В особых случаях Советом директоров могут быть оговорены обстоятельства, позволяющие нарушить данный принцип прокъюремента Банка. [14, ст.15 (h), стр.24] Однако, как и по правилам МБРР, предложения от фирм-стран участниц КБР могут быть отклонены в случае государственного запрета коммерческих отношений двух стран или с ссылкой на всё ту же Главу VII Устава ООН, запрещающую поддерживать торговые отношения со страной фирмы - потенциального участника торгов. [12, глава 5, п.1, стр.41]

Своевременное извещение о возможности подачи заявок на получение подряда является важнейшим элементом конкурсных торгов. Для проектов, предусматривающих МКТ, Заемщику необходимо подготовить и представить Банку проект Общего извещения о закупках. Банк организует публикацию этого извещения в электронном издании Development Business (UNDB on-line) и в Development Gateway Market (dgMarket). Извещение должно содержать:

1.информацию о Заемщике,

2.сумму и цели займа,

3.перечень закупок в рамках МКТ,

4.наименование, номера телефона/факса и адрес учреждения Заемщика, ответственного за закупки,

5.адрес сайта, на котором будут размещаться специальные извещения о закупках;

6.(если известно) намеченные сроки подготовки документации для предварительного квалификационного отбора и тендера.

Соответствующая предквалификационная или тендерная документация в зависимости от обстоятельств подлежит распространению не ранее, чем дата опубликования извещения.

По правилам КБР, для уведомления потенциальных участников торгов о начале процесса предквалификационного отбора заказчик обязан подготовить и направить в Карибский банк так называемое Общее уведомление (General Procurement Notice). КБР со своей стороны организует соответствующую публикацию на сайте UNDB on-line, а также на сайте КБР. Кроме того, сам заёмщик обязан объявить о проведении торгов посредством публикации соответствующей статьи, по меньшей мере, в одной газете, выпуск которой осуществляется повсеместно в стране заёмщика, а также в официальном бюллетене или на электронном портале со свободным доступом. [15, стр.9]

В извещении о тендере указывается место и окончательный срок приема предложений. Срок, предусмотренный на подготовку и подачу предложений, определяется с учетом конкретных условий проекта, а также масштабов и сложности контракта. Как правило, при проведении МКТ на подготовку предложения предусматривается не менее 6 недель с даты объявления торгов или даты начала распространения документов для торгов, причем в расчет принимается более поздняя дата. Когда речь идет о крупных объектах или сложных видах оборудования, период подготовки предложений, как правило, составляет не менее 12 недель, чтобы предоставить возможность потенциальным участникам торгов провести необходимые исследования до представления своих предложений. [9, п.2.44, стр. 27] Потенциальные участники торгов имеют право подать предложения до истечения срока, установленного в тендерной документации. В любой момент до этого срока они также имеют право отозвать свое предложение, а также подать дополнения или изменения. Никаких причин, по которым предложение могло бы быть принято по истечению этого срока, не существует, включая семейные неурядицы, перебои в работе почты, аварии и стихийные бедствия.[3, стр.140]

Таких же правил придерживается и КБР. [12, глава 1, п. 8.1] В приглашении к участию в торгах Заёмщик указывает место и время получения тендерной документации и другой необходимой потенциальному участнику информации. Если участник нуждается в дополнительных сведениях, он может направить Заказчику свои вопросы в письменном виде или задать их на предварительной встрече потенциальных участников с Заказчиком, если таковая организуется [12, стр. 10, п.7.1].

Заемщики обязаны использовать соответствующие Типовые документы конкурсных торгов (ТДКТ), разработанные Банком, при этом с учетом специфики проекта в документы вносятся согласованные с Банком минимальные изменения. Любые изменения вносятся исключительно через разделы, содержащие условия тендера, или в специальные условия контракта, при этом составленный Банком стандартный текст ТДКТ остается неизменным. [9, п.2.12, стр.17] Подобный типовой документ (Prequalification Document) разработан и КБР. [15, стр.9]

Согласно правилам МБРР, документация по предварительному квалификационному отбору и торгам должна быть подготовлена на одном из следующих трех международных языков по выбору Заемщика: английский, французский или испанский. Контракты, заключаемые с выигравшим торги участником, должны быть составлены на языке, на котором составлена тендерная документация и этот язык должен стать языком общения в контрактных взаимоотношениях между Заемщиком и выигравшим торги участником. Если документация по предварительному квалификационному отбору и торгам готовится на двух языках, участникам должно быть разрешено подавать предложения на любом из этих двух языков. Если контракт подписан на языке, не входящем в перечень трех указанных выше международных языков, а контракт подлежит предварительному согласованию с Банком, Заемщик представляет в Банк перевод контракта на тот международный язык, на котором составлена документация для торгов. От участников не требуется и им не разрешается подписывать контракты на двух языках. [9, п.2.15, стр.18]

Согласно правилам КБР, все предложения должны быть подготовлены на английском языке. Контракт с победителем торгов также должен быть подписан на английском языке, и все договорные отношения заёмщика и подрядчика должны осуществляться посредством английского языка [Приложение Е, GUIDELINES FOR PROCUREMENT, пункт 2.15].

По правилам МБРР при проведении предварительного отбора на заключение группы контрактов в течение определенного периода времени может быть установлен лимит на число и сумму контрактов, заключаемых одним участником торгов с учетом имеющихся у него ресурсов. В таких случаях список прошедших предварительный отбор фирм периодически обновляется. Во время заключения контракта осуществляется проверка представленной для предварительного отбора информации, и, если установлено, что участник тендера более не имеет возможностей или ресурсов для успешного выполнения контракта, в присуждении контракта ему может быть отказано.

По правилам КБР число контрактов, приходящихся на одного участника торгов, варьируется в зависимости от сложности работ; согласно рекомендациям Банка, оно не должно превышать 5 (пяти). [15, стр.13]

По правилам обоих банков участник торгов имеет возможность выразить цену конкурсного предложения в любой валюте. Участник торгов, желающий выразить цену предложения в виде суммы различных инвалют, может это сделать при условии, что цена будет включать не более трех инвалют. [9, пункт 2.29, стр.22] Оплата контракта должна производиться в валюте (валютах), в которой выражена цена предложения участника торгов, выигравшего контракт. [12, п.15, стр.14]

По просьбе Заемщика и на условиях, согласуемых в Соглашении о займе и изложенных в документах для торгов, может быть установлена льгота при оценке предложений на:

1.товары, произведенные в стране Заемщика, при сравнении с предложениями на товары иностранного производства;

2.выполнение строительных работ в странах-членах Банка, где уровень ВНП на душу населения ниже соответствующего показателя, при сравнении предложений приемлемых отечественных подрядчиков с предложениями зарубежных фирм. [9, пункт 2.55, стр. 31]

В первом случае при сопоставлении оценочной стоимости предложений, к расчетной цене товаров "из-за рубежа" исключительно в целях дальнейшего сравнения прибавляется величина равная 15 % от цены СИП предложения. Для присуждения контрактов на работы посредством МКТ Заемщики также могут с согласия Банка предоставить отечественным подрядчикам количественную льготу в размере 7,5 % с учетом положений, указанных в Приложении 2, пункте 7 Руководства.

В случае контрактов, предусматривающих единую ответственность или контрактов "под ключ" на поставку некоторого количества отдельных единиц оборудования, а также на крупные услуги по монтажу и/или строительству процентная льгота не применяется. [9, Приложение 2, стр. 45]

Подобная льгота также предусмотрена КБР:

·15% - для поставщиков из стран-членов Банка,

·7,5% - для стран региона (не членов Банка),

·7,5% на осуществление гражданских работ. [13, пункт 1.12, стр.3]

Кроме того, субподряд из третьих стран (вне Региона и не член КБР) может быть заключен на сумму, не превышающую 10% цены контракта. [15, п.2(a), стр.14] закупка мировой экономика банк

Подводя итог сравнительному анализу проведения закупок по правилам МБРР и КБР, можно сделать вывод о том, что эти два института имеют много общих черт. Прежде всего, это связанно с тем, что Международный банк реконструкции имел большое влияние на становление Карибского банка, и последний заимствовал большую часть своих законов, правил и процедур проведения торгов у старшего собрата.

Но, несмотря на это, есть и некоторые различия. Следует отметить, что деятельность МБРР направлена на оказание финансовой помощи нуждающимся странам всего мира, тогда как деятельность Карибского банка ограничена конкретным регионом. Отсюда ограниченное количество стран - участниц, имеющих возможность получить кредит или предоставить свои услуги в качестве поставщика товаров и работ. Ведь главной целью КБР является поднятие уровня жизни именно Карибского региона, который на сегодняшний день испытывает немалые трудности в сфере экономического развития, сопровождаемые периодическими стихийными бедствиями.

В следующий главе мы подробнее рассмотрим те проблемы, с которыми сталкивается Карибский регион и действия Карибского Банка Развития, которые предпринимаются в связи с их решением.

3. Стратегии развития КБР в XXI веке

Вступив в новое тысячелетие, Карибский Банк Развития поставил перед собой ряд задач:

1.Gender Equality Policy - Проведение политики гендерного равенства; по мнению банка, всё чаще гендерное неравенство становится причиной потери экономической эффективности. Чтобы обеспечить устойчивый экономический рост и постепенное снижение уровня бедности в странах региона, КБР намерен осуществлять гендерную политику, целью которой является постоянное взаимодействие со странами-заёмщицами и другими партнёрами в части совместного анализа экономических и социальных причин гендерного неравенства и помощи, как мужчинам, так и женщинам, в раскрытии своего потенциала, расширении своих прав и возможностей, получении должного образования и навыков, позволяющих добиться высокого положения в обществе, что, несомненно, приведёт к росту экономики [16].

2.Private Sector Development Strategy - Поддержка частного сектора экономики; цель Банка - улучшить конкурентоспособность производственного сектора региона на глобальном уровне путём:

·финансирования и оказания технической поддержки старым предприятиям, а также возведения новых бизнес-центров;

·создания благоприятных политических условий, поощряющих внутренние сбережения, иностранные и отечественные инвестиции;

·укрепления потенциала региональных и национальных институтов поддержки частного сектора [17].

3.Urban Revitalization Strategy and Operational Guidelines - Стратегия «возрождения» городов; цель - создание и развитие должной инфраструктуры в городах региона: водоснабжение, канализация, дороги, парковки, учреждения здравоохранения, образования, зон отдыха, а также жильё и коммерческие предприятия [18].

4.The Disaster Management Strategy and Operational Guidelines - Стратегия борьбы со стихийными бедствиями; финансирование мероприятий по предотвращению или сведению к минимуму тяжёлых последствий стихийных бедствий [19].

Как и многие другие подобные кредитные учреждения, КБР сталкивается с проблемой человеческого фактора, порождающей коррупцию и недобросовестность. И здесь речь идет не об эпизодическом подкупе чиновников, а о сращивании власти и бизнеса, вследствие которого наряду с конкурентными методами выбора поставщиков важную роль играет лоббирование. Однако хорошо проработанная нормативная база и грамотное администрирование закупок вполне могут свести возможные потери эффективности к минимуму, что и доказывает деятельность Карибского Банка Развития, впрочем, как и деятельность МБРР. Поиску путей решения данной проблемы посвящены все встречи руководителей Банка и всевозможные доклады представителей стран-членов КБР.

Заключение

Итак, подведём итог нашей работе.

Изучив необходимую литературу и познакомившись с международной документацией, список которой будет представлен ниже, мы пришли к выводу, что система закупок играет очень важную роль на современном международном рынке. Мы рассмотрели все те задачи и цели, которые стоят перед такими крупными кредитными организациями, как Международный Банк Реконструкции и Развития и Карибский Банк развития. Мы ознакомились с правовой базой, на которой основана система закупок в целом, а также с конкретными законами Банков, регламентирующими правила и приёмы проведения закупок, финансируемых ими.

Анализируя конкретные статьи документов МБРР и КБР, мы пришли к выводу, что в правилах закупок этих двух организаций много общего. Возможно, всё дело в том, что КБР создавался при непосредственном участии МБРР, и большинство своих статей перенял именно у старшего собрата, принимая во внимания национальные и региональные особенности своей деятельности.

Также мы узнали, что Карибский Банк Развития является катализатором роста уровня жизни стран Карибского региона. Он активно взаимодействует не только с правительствами государств, но и с их частным сектором. Ставя перед собой всё новые и новые задачи и стратегии развития экономики Карибского региона, КБР добился уважения и признания мирового сообщества, что подтверждает факт получения Банком наивысшего рейтинга надёжности финансовых обязательств - рейтинг Triple A.

Карибский Банк Развития намерен и в дальнейшем работать в направлении всё более и более ответственного отношения к своим клиентам, улучшения эффективности и укрепления своего институционального потенциала.

Список литературы

1.Статья «Государственные закупки за рубежом: общее и особенное», сайт по проведению торгов, <http://www.ua-tenders.com/rubrics/materials/205740/>;

.Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) о закупках товаров, работ и услуг (1994), <http://www.uncitral.org/>;

.Кузнецов К.В., «Настольная книга поставщика и закупщика: торги, конкурсы, тендеры», <http://tid.com.ua/tid1/addonres.php?id=4532>;

.Кузнецов К. В., «Прокьюремент: тендеры, конкурсы, конкурентные закупки», Москва, 2005;

.Паньшин Б.Н., «Государственные закупки: национальная значимость и оценка направлений межгосударственного сотрудничества», статья, www.bsu.by/sm.aspx?guid=150473 <http://www.bsu.by/sm.aspx?guid=150473>;

.В. В. Покровская, Е.А. Ускова, «Современный зарубежный опыт в области развития государственных закупок», Российский внешнеэкономический вестник, №3-2008, <http://www.vavt.ru/journal/id/33E18D/$File/25-39.pdf>

.Официальный сайт Всемирного банка - <http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/EXTRUSSIANHOME/EXTRUSSABOUTUS/0,,contentMDK:21510501~pagePK:51123644~piPK:329829~theSitePK:2871872,00.html>;

.Документ МБРР - «General conditions for loans», <http://siteresources.worldbank.org/PROJECTS/Resources/40940-1173795340221/IBRDGC05.pdf>;

9.Руководство: закупки по займам МБРР и кредитам МАР http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/Resources/Procur_Guidelines-2004-Rus.pdf;

.Документ КБР - «CDB: Its Purpose, Role and Functions: Twenty Questions and Answers», <http://www.caribank.org/titanweb/cdb/webcms.nsf/AllDoc/04FC7C84CAA9DBBF0425746E0055F934/$File/twentyquetionssts1-1.pdf>

.Online news and information web site «News around the Caribbean», <http://www.caribbean360.com/index.php/business/37503.html>

12.Документ КБР - «Standard Prequalification Document for Procurement of Works (Caribbean Development Bank), September 2007»;

13.Документ КБР - «Caribbean Development Bank Lending Policies», <http://www.gmfield.info/Assets/5/20040227163239_193-194-138-135.pdf>;

14.Устав КБР - «Agreement establishing the Caribbean Development Bank»;

15.Документ КБР - «Users Guide for Prequalification Document for Procurement of Works»;

16.Документ КБР - «Gender Equality Policy»;

17.Документ КБР - «Private Sector Development Strategy»;

18.Документ КБР - «Urban Revitalization Strategy and Operational Guidelines»;

19.Документ КБР - «The Disaster Management Strategy and Operational Guidelines».

Похожие работы на - Правила и процедуры осуществления государственных закупок на современном мировом рынке

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!