Государственные закупки

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,77 Мб
  • Опубликовано:
    2012-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственные закупки

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в современной экономике система государственных закупок является обязательным элементом управления государственными финансами и другими ресурсами общественного сектора экономики и призвана выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики.

Несовершенство системы госзакупок становится причиной низкой степени эффективности использования бюджетных средств и результативности мероприятий в области государственного управления. Применение информационных и коммуникационных технологий в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг) для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований позволяет устранять существующие недостатки.

Внедрение автоматизированных информационных систем электронных закупок для государственных региональных и муниципальных нужд обеспечивает совершенствование процедуры закупок за счет автоматизации всех этапов и рабочих стадий процессов планирования, формирования и осуществления закупок, а также функций анализа и контроля их реализации.

Прозрачность механизма закупок на всех стадиях и уровнях позволяет предотвратить сокращение бюджетных расходов при закупках продукции для государственных нужд и повысить экономическую эффективность работы исполнительных органов государственной власти.

Государственные закупки - жизненно важный весомый компонент национальной экономики, их объем в 2009 г. составил более пяти триллионов рублей. Реализация электронных торгов по закупке продукции для государственных нужд чрезвычайно актуальна для сегодняшней России. Преимущества, которые несут с собой электронные торги, достаточно очевидны.

Степень разработанности научной темы. Отдельные аспекты процесса организации закупок и размещения заказов, а также некоторые пути повышения эффективности его реализации были исследованы зарубежными учеными и практиками, о чем свидетельствует наличие научно-методических изданий и другой литературы по данному вопросу на различных иностранных языках. В России же, в связи с новизной степень разработанности темы является недостаточной: практически отсутствуют учебно-методические публикации отечественных специалистов по комплексному исследованию данной темы, а также переводы зарубежных источников.

Объектом данного исследования выступают информационные технологии.

Предметом данного исследования выступают механизмы процесса информатизации и информационные системы государственных и муниципальных закупок.

Цель курсового проекта: изучение системы государственных закупок как неотъемлемой части общественного регулирования, способствующей повышению эффективности управления государственными ресурсами в условиях современной экономики России, на основе информационных технологий, применяемых в системе государственных закупок.

Для достижения указанной цели выделены следующие задачи:

исследовать теоретические основы государственных и муниципальных заказов;

проанализировать действующие информационные технологии механизма государственных и муниципальных заказов РФ;

выявить основные направления совершенствования информационного обеспечения механизма государственных и муниципальных заказов.

Теоретико-методологическая базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.

Нормативно-правая база состоит из действующего законодательства Российской Федерации по состоянию на апрель 2011 года.

Эмпирическую базу составил практическая информация касательно информационных систем государственных и муниципальных закупок.

При проведении исследования в данной работе были использованы следующие методы исследования:

анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).

моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Решение в данном исследовании круга теоретических задач, связанных с анализом и осмыслением информационных систем государственных и муниципальных закупок, позволит глубже рассмотреть комплекс проблем, связанных с совершенствованием механизма государственных и муниципальных заказов. Применение на практике мероприятий, разрабатываемых в ходе выполнения данной работы, позволит повысить уровень информационных ресурсов используемых в механизме государственных и муниципальных заказов.

Структура работы. Работа состоит из введения, глав основной части, заключения, списка литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема.

В первой главе рассмотрены общетеоретические основы государственных и муниципальных заказов. Определяются основные понятия, правовое обеспечение, участники и зарубежный опыт информационного обеспечения госзакупок.

В главе второй, практической, рассмотрен анализ информационных систем, обеспечивающих государственные закупки в РФ.

Глава третья имеет аналитический характер и на основе отдельных данных даются рекомендации по совершенствованию механизма государственных и муниципальных заказов.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ

1.1 Понятие и правовое обеспечение государственных и муниципальных заказов

В России, к настоящему времени, сформирована достаточно полная нормативно - законодательная база по организации процессов закупок продукции (услуг) для государственных нужд, включая конкурсные торги различных видов. Состав указанных нормативно - правовых актов включает большое количество (более 300) документов, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В некоторых из них, по предварительным оценкам, нормативная база в области регулирования государственных закупок является даже более проработанной, чем на федеральном уровне.

Законодательно - нормативная база достаточно подробно регулирует гражданско-правовые вопросы государственных закупок, взаимные права и обязанности сторон, состав и виды формируемых документов на различных этапах заключения контрактов и их исполнения.

Однако в федеральном законодательстве РФ отсутствует конкретное определение государственных и муниципальных заказов.

Существует несколько определений к понятию государственный заказ:

). государственный заказ - выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство;

). государственный заказ - совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств государственного бюджета;

). государственный заказ - предложение, даваемое уполномоченной государственной организацией другой организации-поставщику о поставке товаров, работ, услуг для федеральных и региональных государственных нужд и [12].

Под муниципальным заказом, в свою очередь, понимают заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21 июля 2005 г № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

Основным законом о закупках является Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятие которого повлекло изменение статей главы 30 ГК РФ. Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ:

). Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков.

). Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного малого бизнеса.

). Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

). Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд [5].

Важно отметить, что правоотношения, связанные с удовлетворением государственных нужд и проведением конкурсов, в Российской Федерации регулируются множеством нормативных правовых актов. Во-первых, это Гражданский и Бюджетный кодексы РФ. В ГК РФ в параграфе «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» закреплены следующие статьи:

). Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

). Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

). Основания заключения государственного или муниципального контракта.

). Порядок заключения государственного или муниципального контракта.

). Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

). Отказ покупателя от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

). Исполнение государственного или муниципального контракта.

). Оплата товара по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

). Возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта.

). Отказ государственного или муниципального заказчика от товаров, поставленных по государственному или муниципальному контракту [2].

За ГК РФ остается верховенство в решении основного круга вопросов, иные же нормативные правовые акты следует рассматривать в соответствии со следующей схемой:

принятые в соответствии с ГК РФ федеральные законы;

указы Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным Федеральным законам;

постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение ГК РФ и Указов Президента РФ;

акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, принятые в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Помимо вышеизложенного, ряд нормативно - правовых актов о порядке формирования и размещения государственного заказа содержится в законах «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве» [6], «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» [7] и «О государственном оборонном заказе» [8].

Однако детальное описание условий и процедур конкурсов на закупку продукции для государственных нужд содержится в специально разработанных нормативных правовых актах: Федеральном законе «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» [] и Указе Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Указом утверждено Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, которое определяет способы закупки и условия их применения, процедурные моменты, а также порядок разрешения разногласий. Некоторое развитие норм указанных законов содержится в большом числе подзаконных нормативных правовых актов.

Таким образом к законодательству регулирующему сферу размещения заказов для государственных и муниципальных нужд относится:

Конституция Российской Федерации;

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть I;

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть II;

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. №53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. №213-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращении бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. №577 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам кадрового обеспечения в сфере размещения заказов»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. №813 «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. №236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» и другие нормативно правовые акты.

Таким образом, современное законодательство о закупках для государственных и муниципальных нужд состоит из ряда федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, нормы которых зачастую носят противоречивый характер.

1.2 Участники процесса государственных и муниципальных заказов

Согласно Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ государственными заказчиками и муниципальными заказчиками могут выступать органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств. В случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, указанные уполномоченные органы осуществляют данные функции, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа [5].

Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и иными федеральными законами.

На рисунке 1 представлена схема участников процесса размещения государственного и муниципального заказа.

Рисунок 1 Схема участников процесса размещения государственного и муниципального заказа

Законом о размещении заказов расширен круг субъектов, осуществляющих функции по размещению заказов, по сравнению с субъектами, занимавшимися аналогичной деятельностью путем проведения конкурсов. Помимо государственных и муниципальных заказчиков данную деятельность вправе осуществлять уполномоченные органы, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, являющимися государственными и муниципальными заказчиками. Уполномоченные органы могут осуществлять все функции по размещению заказов, за исключением подписания государственных и муниципальных контрактов, которые должны быть подписаны государственными и муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

Законом о конкурсах было предусмотрено, что функции по размещению заказов путем проведения конкурса осуществляет организатор конкурса, в качестве которого выступает государственный заказчик либо юридическое лицо, которому государственный заказчик на договорной основе передал часть функций по проведению конкурса. При передаче функций по организации и проведению конкурса юридическому лицу последнее получало почти не ограниченные законом права, вплоть до подписания государственных контрактов. Закон о размещении законов разграничивает функции по подготовке и проведению торгов между различными субъектами. Субъектом, имеющим право осуществлять действия по подготовке торгов, которого заказчик, уполномоченный орган вправе привлечь к осуществлению такой деятельности на основе договора, является юридическое лицо - специализированная организация. Функции ее по сравнению с функциями организатора торгов значительно сокращены.

По существу, специализированная организация осуществляет подготовительную работу по проведению торгов в форме конкурса или аукциона. Специализированная организация разрабатывает конкурсную документацию и документацию об аукционе, опубликовывает и размещает извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направляет приглашения принять участие в закрытом конкурсе и закрытом аукционе и выполняет иные связанные с обеспечением проведения торгов функции. Данные функции специализированная организация осуществляет от имени заказчика или уполномоченного органа. При этом такие важные вопросы, как создание комиссии по размещению заказа, определении начальной цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, документации об аукционе и конкурсе, определение условий торгов, решаются заказчиком, уполномоченным органом.

Выбор специализированной организации должен проводиться заказчиком, уполномоченным органом путем проведения торгов в соответствии с Законом о размещении заказов. Заказчик, уполномоченный орган несут солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) специализированной организации [13].

Непосредственно проведение конкурса, аукциона, а также запрос котировок цен на товары, работы, услуги осуществляют конкурсная, аукционная и котировочная комиссии. Заказчик, уполномоченный орган принимают решение о создании комиссии, определяют ее состав и порядок работы, назначают представителя. Функции комиссии определены Законом о размещении заказов.

Закон предоставляет любому юридическому лицу независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, а также любому физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, право стать участником размещения заказа, то есть претендовать на заключение государственного или муниципального контракта. Ограничения на участие в размещении заказов могут быть предусмотрены федеральными законами.

В отличие от Закона о конкурсах, который допускал иностранных поставщиков (исполнителей) к участию в конкурсе только если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в РФ отсутствует или экономически нецелесообразно, Закон о размещении заказов установил национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Национальный режим предоставляется иностранным лицам на условиях взаимности, то есть если аналогичный режим установлен иностранным государством в отношении товаров российского происхождения, работ и услуг, оказываемых российскими лицами. В противном случае федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, определяет условия допуска товаров из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых иностранными лицами, для целей размещения заказа. Правительством РФ могут устанавливаться запреты и ограничения в отношении иностранных лиц при размещении заказов для нужд обороны страны и безопасности государства.

Преимущества при участии в размещении заказов устанавливаются учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов. Так, преимущества указанным категориям лиц могут устанавливаться при проведении аукциона. При размещении заказов путем проведения конкурсов заказчик, уполномоченный орган вправе предоставлять преимущества указанным категориям лиц в отношении предлагаемой цены контракта в размере до 15 процентов [26].

Обязанность государственных заказчиков по привлечению к торгам субъектов малого предпринимательства была предусмотрена в Федеральном законе от 14 июня 1995 года № 88 - ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», однако механизм реализации данных положений закона разработан не был, поэтому право субъектов малого предпринимательства на участие в конкурсах по размещению заказов на поставки товаров для государственных нужд реализовать было достаточно сложно, и данный закон утратил силу с 1.01.2008 года. Принципиально новых правил, стимулирующих участие субъектов малого предпринимательства в государственных закупках, Закон о размещении заказов не установил. Как и в прежнем законодательстве, государственные заказчики за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 15 процентов общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд по перечню, установленному Правительством РФ. Участие субъектов малого предпринимательства в государственных закупках должно быть обеспечено путем проведения торгов, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства.

Однако эффективность выбранного законодателем решения проблемы привлечения субъектов малого предпринимательства к государственным закупкам вызывает сомнение, поскольку организация и проведение торгов - достаточно трудоемкое и дорогостоящее мероприятие. В зарубежных странах применяется способ установления фиксированного минимума от суммы государственного контракта, заключенного крупной корпорацией, для привлечения ею к исполнению полученного заказа субъектов малого предпринимательства в качестве субисполнителей [36].

Таким образом к участникам процесса государственных и муниципальных заказов относятся:

1)      Заказчики, которые подразделяются на: органы государственной власти; органы местного самоуправления; уполномоченные получатели бюджетных средств; органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказа.

2). Комиссии по размещению заказов, которые подразделяются на: конкурсные; аукционные; котировочные; единые.

). Участники размещения заказов.

). Специализированные органы.

). Органы уполномоченные на осуществление контроля.

Все участники данного процесса взаимосвязаны между собой.

1.3 Зарубежный опыт информационного обеспечения государственных закупок

За рубежом наиболее значительный опыт информационного обеспечения госзакупок накоплен в США, где с 1948 года действует законодательно оформленная система закупки продукции для государственных (федеральных) нужд. Все законодательство, относящееся к этой сфере, распадается на две категории. Первая - общефедеральное законодательство, регламентирующее организацию процесса госзакупок и устанавливающее юридические нормы, касающихся конкретных видов закупок, отнесенных к компетенции соответствующих органов исполнительной власти на федеральном уровне. Вторая - специальное законодательство, регламентирующее процедуры и формы контрактов, а также информационное обеспечение процессов закупок и анализа их результатов.

Управление системой государственных закупок США опирается на три основных принципа, проистекающих из американского подхода к функциям и задачам государства:

достижение справедливости - обеспечение условий для равноправного участия подрядчиков в конкуренции за государственные заказы;

соблюдение честности и борьба с коррупцией при государственных закупках;

экономия и эффективность - обеспечение по максимально возможно низким ценам закупок товаров и услуг требуемого качества, с минимальными затратами на проведение закупок..

Организационно система закупок продукции для федеральных нужд США включает около 100 федеральных ведомств, представляющих государственный, хозяйственный и научно-технический комплекс, который ежегодно размещает заказы на товары, услуги и НИОКР (научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы) непосредственно через центральный федеральный орган управления, через собственные ведомственные центры и через 12 региональных центров федерального правительства, размещенных в крупнейших городах страны.

Законодательство США также регламентирует деятельность органов, ответственных за формирование и использование информационных ресурсов по госзакупкам. В частности, законодательно определены полномочия и функции органов, ответственных за поддержание информационного ресурса - сбор, обработку и распространение данных по закупкам, обеспечение и управление функционированием информационной базы системы данных закупок для федеральных нужд и федерального регистра контрактов. Центр данных по федеральным закупкам также издаёт руководство по представлению этих данных, в котором содержится:

полный перечень отчитывающихся, а также не отчитывающихся ведомств;

необходимые инструкции для узлов сбора данных в каждом ведомстве;

разъяснения, какие данные требуются и как часто их надо представлять.

В 1994 году законодательство США было подвергнуто серьезной ревизии, как не достаточно отражающее возросшую роль закупок продукции для государственных (федеральных) нужд (объем закупок достиг 200 млрд. долларов в год). Одной из целей реформирования законодательства США, под названием "Закон о совершенствовании федеральных приобретений", являлось модернизация информационной политики и вопросов формирования и использования информационных ресурсов в системе. Ревизии также подверглась очень "жесткая" нормализация организационных процедур госзакупок (к 1994 г. насчитывалось 889 общих контролирующих законов и правил), с предоставлением федеральным уполномоченным по госзакупкам большей самостоятельности при выборе форм, методов и способов проведения госзакупок. Законом существенно упрощается контрактная процедура для малых закупок и поддерживается электронная коммерция. "Электронная коммерция" подразумевает электронные технологии для обеспечения деловых действий, включая электронную почту, Интернет - технологию, электронные доски объявлений, платежные карты, электронный перевод денежных средств, электронный обмен данными.

В соответствии с новым законом должен упраздняться бумажный документооборот и ведение записей, как этого требовали многочисленные правила и процедуры, относительно подрядных закупок на суммы менее 100 тыс. долл., что позволило применить упрощенную процедуру закупок по отношению к 45 000 сделок ежегодно на сумму 3 млрд. долл.

Каждое федеральное ведомство обязано формировать и поддерживать ведение компьютерной базы данных, содержащей несекретные сведения по всем контрактам единичной стоимостью свыше 25 тыс. долл. за 5 последних финансовых лет. Ведомства должны направлять всю указанную выше информацию в Центральную информационную систему федеральных закупок. Для представления данных по контрактам федеральные ведомства используются стандартные формы документов и унифицированные форматы данных. В дополнение к указанной информации ведомства должны иметь в электронном виде данные, идентифицирующие субконтракты по контрактами на общую сумму 5 млн. долл. и более.

Информационная система федеральных закупок обеспечивает учёт сведений по 400 - 500 тыс. контрактам, единичной стоимостью более 25 тыс. долл., и сведений о 17 млн. контрактов, малой единичной стоимостью, ежегодно заключаемых федеральными ведомствами (на общую сумму порядка 200 млрд. долл.). Центральная информационная система федеральных закупок является источником консолидированной информации о федеральных закупках, (система располагает данными о федеральных закупках с 1979 года до настоящего времени).

Система обеспечивает учёт данных по следующим позициям:

). Идентификация сделки:

код ведомства, предоставляющего информацию;

код вышестоящего ведомства;

название ведомства, предоставляющего информацию;

название органа исполнительной власти или независимого ведомства;

идентификатор контракта (номер контракта);

идентификатор модификации (номер модификации);

порядковый номер;

код закупочного органа;

название и адрес закупочного органа;

дата заключения сделки;

финансовый год сделки;

финансовый год и квартал заключения сделки;

тип записи сделки;

отчётный период;

вид контрактных действий;

сумма обязательная или необязательная по данной сделке;

тип контракта;

код изделия / услуги;

описание изделия / услуги;

код стандартной отраслевой классификации;

описание;

многолетний контракт;

закупка доступных на рынке товаров / услуг;

установленная дата окончания.

). Идентификация контрактора:

код организации контрактора;

название и адрес контрактора;

страна контрактора;

основная вышестоящая организация (по данным, предоставленным ведомством);

код владельца (собственника) контрактора (основной вышестоящей организации);

название и адрес владельца (собственника) контрактора (основной вышестоящей организации);

страна владельца (собственника) контрактора;

указатель контракта для иностранного правительства / международной организации;

указатель тарифа или источника регулирования;

идентификационный номер налогоплательщика.

). Место производства основных работ:

код места производства;

название места производства;

код округа места производства;

название округа места производства;

код штата места производства;

код штата места производства (почтовый);

страна места производства

). Данные внешней торговли (Закон «покупай американское»)

страна производства;

краткое изложение предконтрактного предложения

указатель, применяемый к нормативно-правовому акту, регламентирующему конкуренцию при заключении контракта;

использованные процедуры приглашения для участия в торгах;

полномочие на действия, не предусматривающие свободной и открытой конкуренции;

число полученных предложений;

масштаб конкуренции.

) Социально-экономические показатели:

тип контрактора (малый, большой, некоммерческий и т.д.);

фирмы, находящиеся в собственности женщин, (начиная с 1997 финансового года);

программа льгот;

указатель плана использования субподрядов;

применяемый трудовой договор;

указатель программы проверки предприятий малого бизнеса;

указатель нового предприятия малого бизнеса;

указатель резервного заказа новым предприятиям малого бизнеса;

размер предприятия малого бизнеса (число служащих);

). Различные данные, представляемые некоторыми ведомствами:

Министерство обороны: Код программы претендента (с 1984 финансового года);

Министерство обороны: наименование программы претендента;

Министерство обороны: код системы или оборудования (с 1984 финансового года)

Министерство обороны: название системы или оборудования;

Министерство обороны: группа для убыточных предприятий малого бизнеса;

Министерство обороны: программа устранения убыточных предприятий малого бизнеса (с 1988 финансового года);

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства: число малых сделок, включенных в данный отчёт;

разные: сумма контрактов со льготами;

разные: следующая (по характеристикам) лучшая заявка предприятий малого бизнеса [23].

Данные, содержащиеся в Центральной информационной системе федеральных закупок, используются в качестве основы для формирования периодических и специальных отчётов Президенту, Конгрессу и Бюджетному Управлению. Они также предоставляются федеральным ведомствам, деловым кругам и общественности.

Стандартный отчет, подготавливаемый Центральной информационной системой на основе данных системы, издается ежеквартально. Также предоставляются на платной основе отчеты, специально подготовленные по индивидуальным информационным запросам любых потребителей. При необходимости Центральная информационная система может предоставить специалиста для оказания помощи клиенту в разработке требуемой ему структуры отчета. После получения запроса клиента и подтверждения им установленной стоимости, специальный отчет для него подготавливается в течение пяти-семи рабочих дней. Стоимость специального поиска в основном банке данных Центральной информационной системы по одному году составляет приблизительно 400 долл. Данные по каждому дополнительному году стоят 100 долл. Специальные отчеты и списки рассылки предоставляются как в виде машинных распечаток, так и на магнитном носителе. В составе заказа на специальный запрос требуется указание следующих данных:

). Период времени, по которому необходимо провести исследования, (начиная с октября 1978, финансовый год в США исчисляется с 1 октября по 30 сентября.).

). Название элементов данных, которые необходимо получить клиенту в отчете.

). Структура, по которой клиент желает получить данные. Требуется также, отдельное указание, при необходимости получения общей суммы в стоимостной форме.

). Желательная форма отчета.

). Произвольное описание целевого назначения отчета.

Внедрение электронных торгов при осуществлении федеральных закупок преследует своей целью не только автоматизацию рутинных процессов взаимодействия закупочных органов с потенциальными подрядчиками, оно также направлено на снижение затрат на выполнение закупочных процедур и резкое сокращение сроков проведения этих операций. Масштабы использования электронных торгов при осуществлении федеральных закупок в США в настоящее время являются относительно небольшими в сравнении с объёмом их использования при заключении сделок между коммерческими фирмами. Электронные торги, в основном, используются для закупок по упрощённым процедурам по контрактам стоимостью до 100 тыс. долл. Это обусловлено излишне "жёсткой" регламентацией процедур федеральных закупок, которая полностью удовлетворяет условиям их проведения с использованием документов на бумажных носителях, но создаёт определённые сложности при проведении закупок с применением электронных торгов.

Важными условиями применения электронных торгов, при осуществлении федеральных закупок в США, являются развитое законодательство в сфере регулирования использования Интернет - технологий, защиты информации, средств связи и т.п., а также наличие базовых стандартов безопасности применительно к компьютерным сетям.

Основные достоинства, связанные с использованием Информационной системы федеральных закупок в США, состоят в том, что данная система обеспечивает:

). Высокую оперативность и точность предоставления Конгрессу, Администрации Президента, федеральным ведомствам и частному сектору данных о положении в области контрактов на закупки для государственных нужд.

). Позволяет получить данные по федеральным закупкам в различных интересующих пользователя разрезах: по годам, по ведомствам, по контракторам и т.п.

). Пользователи считают систему полезной для подготовки новых контрактов федеральных ведомств на закупку товаров и услуг для государственных нужд; поиска новых партнеров и т.д.

В тоже время в различных источниках отмечаются следующие недостатки системы информационного обеспечения федеральных закупок в США:

). Неполное предоставление данных в систему отдельными федеральными ведомствами.

). Недостаточная активность использования информационных ресурсов, как со стороны правительственных ведомств, так и населением.

). Проблемы информационной совместимости между звеньями системы и др. При этом, проблема информационной совместимости является не только технологической проблемой, но и требует преодоления юридических и политических барьеров для обеспечения совместимости между звеньями больших государственных информационных систем. Эта проблема проявилась и в сетевых технологиях функционирования рассматриваемой информационной системы, которая на первых этапах создания была ориентирована на использование глобальной правительственной системы поиска информации ГСПИ (GILS). Однако в настоящее время в условиях интенсивного развития и использования сети Интернет существует проблема совместимости протоколов взаимодействия этих сетей.

Каждый желающий получить представление об организации электронных торгов для государственных нужд в различных странах может легко добраться до множества документов, касающихся этой темы, благодаря деятельности Всемирного банка. Всемирный банк взял на себя роль координатора усилий и собирателя всей информации по теме электронных госзакупок. Всемирный банк, являясь крупнейшей в мире финансовой организацией, оказывает всестороннюю помощь в становлении систем электронной торговли (и систем госзакупок, в частности) в различных странах. Эта помощь, в основном, носит консультационный характер, и здесь можно выделить три направления:

создана рабочая группа по подготовке рекомендаций экономического, юридического, технического и др. характера;

организован интернет-форум, посвященный данной тематике;

периодически проводятся конференции и семинары.

По данным Всемирного банка, к маю 2008 г. в нашей стране действовало 25 проектов на общую сумму около 10 млрд долл., финансируемых за счет его средств.

Правила закупок товаров и работ в проектах, финансируемых Всемирным банком, прописаны в «Руководстве по закупкам по займам МБРР и кредитам МАР» и предусматривают следующие способы закупки:

- международные конкурсные торги (International Competitive Bidding);

международные закрытые торги (Limited International Bidding);

- запрос котировок (Shopping);

закупки у единственного источника (Direct Contracting)

Все материалы публикуются на сайте Всемирного банка - (рисунок 2), и практически любой человек может принять участие в их изучении и обсуждении. Анализ опубликованных материалов позволяет четко сформулировать основные тенденции в построении инфраструктуры систем электронных госзакупок, рассмотреть некоторые типовые модели и методы развертывания и сопровождения такого рода систем. Из материалов Всемирного банка можно сделать вывод, что наиболее заметные результаты в области электронных конкурсных торгов для государственных нужд получены Австралией, Мексикой, Данией, США и Канадой [13].

Рисунок 2 Сайт Всемирного банка

Для примера, охарактеризуем кратко состояние дел в Австралии. Здесь воплощается в жизнь национальная стратегическая программа автоматизации всех технологических этапов проведения конкурса по поставкам товаров для государственных нужд (рисунок 3). Для публикации информации о торгах издается специализированный электронный бюллетень, где размещается также общедоступная конкурсная документация. На том же сайте организован прием от поставщиков электронных заявок на участие в конкурсе. Функционирует информационно-справочная система, ведется реестр поставщиков, публикуются в интернете законодательные и другие документы, касающиеся электронных торгов. Имеются средства электронного оформления, регистрации и оплаты контрактов.

Рисунок 3 Официальный портал для размещения информации о размещении заказов в Австралии

Рассмотрим также анализ опыта информационного обеспечения государственных закупок в странах Европейского Союза

Анализ опыта информационного обеспечения госзакупок в странах Европейского Союза показывает, что в Евросоюзе создана система наднационального законодательства и формируются информационные ресурсы, призванные обеспечить процесс закупок.

Основной целями системы являются:

оптимизация закупок для государственных нужд при минимизации расходов;

обеспечение равных условий конкуренции при заключении контракта, в том числе обеспечение равноправной конкуренции на национальных рынках и в целом на рынке ЕС;

обеспечение требованиям "публичности";

содействие осуществлению честного и открытого бизнеса;

содействие малым и средним предприятиям в получении правительственных заказов.

Очевидно, что при организации процедур, способов и методов проведения закупок для государственных нужд, принципов построения их информационного обеспечения в Евросоюзе, был существенно использован опыт США. Отличие состоит в том, что эти работы начались позднее и создание наднационального законодательства по этим вопросам является более сложной проблемой, ввиду существующих различий в национальных законодательствах стран входящих в Евросоюз.

Основные информационные ресурсы, обеспечивающие процесс закупок и содержащие сведения о заключенных контрактах стран-членов Европейского Союза, включают полную информацию по предложениям о закупках, которая должна была быть обязательно опубликована в “Официальном Журнале ЕС”. Бумажная версия этого издания была упразднена в 1998 году и официальным изданием является электронная база данных “Ежедневный электронный тендер” (Tender Electronics Daily (TED)). К базе данных TED имеется сетевой вариант доступа через Интернет. Она выпускается также и на компакт-дисках. База данных TED ежедневно пополняются 500-750 новыми объявлениями и также содержит некоторые данные о заключенных контрактах. Однако сведений о её полноте в анализируемых источниках не обнаружено. Более полные сведения о контрактах и поставщиках содержатся в национальных информационных системах стран, входящих в Евросоюз, и существует более двухсот информационных центров, оказывающих справочные и консультационные услуги участникам госзакупок [21].

Следует отметить, что зарубежный опыт может многое подсказать при построении системы российских электронных госзакупок. Отметим некоторые характерные особенности пути, пройденного каждой из упомянутых выше стран.

Прежде всего, следует упомянуть работу по корректировке национального законодательства. Здесь выделяются две задачи. Первая, более общая, имеющая определяющее значение для национальной электронной коммерции в целом, - юридическое обеспечение электронного документооборота и электронных платежей. Вторая, более частная, но не менее важная, - корректировка нормативно-правовой базы, обслуживающей собственно процедуру государственных закупок.

Создание системы электронных госзакупок - дело достаточно трудоемкое и долгое, нуждающееся в тщательном планировании, четком выделении отдельных этапов. В качестве первого такого этапа, реализация которого приносила вполне ощутимую практическую пользу, повсюду была выбрана организация публикации в интернете извещений о конкурсах госзакупок и конкурсной документации. Прием электронных заявок от поставщиков, требующий более глубокой юридической и алгоритмической проработки, откладывался обычно на последующие этапы.

В каждой из стран-лидеров был построен головной сервер госторгов, что позволило консолидировать всю относящуюся к национальным госзакупкам информацию: от регламентирующих нормативно-правовых актов и обзоров рынка до конкретных извещений о конкурсах и сведений о госзакупщиках и поставщиках.

Были созданы самостоятельные национальные системы электронных госзакупок, во многом отличающиеся и в плане алгоритмов, и в плане общего дизайна. Причина здесь, по-видимому, прежде всего в специфике национальных законодательств в области госзакупок, а также в нежелании делать весьма существенный компонент национальной экономики зависимым от внешних факторов.

Интересно, что предметом первых электронных торгов в перечисленных странах, как правило, были закупки компьютерных комплектующих или программного обеспечения: все поставщики этих товаров, конечно же, давно подключены к интернету.

2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ РФ

2.1 Становление электронных государственных закупок в России

Несколько лет назад Россия вступила на путь переориентации процедур государственных закупок в направлении широкого применения интернета и современных информационных технологий. С переходом России к рыночным отношениям потребовался коренной пересмотр системы государственных закупок. От плановых, жестко регламентированных поставок продукции надо было переключаться на приобретение товаров в среде, где перед покупателем всякий раз открываются широкие возможности выбора из многочисленных предложений поставщиков.

Государственные закупки - жизненно важный весомый компонент национальной экономики, их объем в 2009 г. составил более пяти триллионов рублей. Реализация электронных торгов по закупке продукции для государственных нужд чрезвычайно актуальна для сегодняшней России. Преимущества, которые несут с собой электронные торги, достаточно очевидны.

Прежде всего, публикация в интернете исчерпывающей информации о проводимых конкурсных торгах и их результатах делает этот важнейший сектор деятельности государства открытым для каждого гражданина страны. Это не только повышает общественный статус государственного чиновника, но и становится действенным средством в борьбе с коррупцией: теперь каждый человек может не выходя из дома контролировать, насколько справедливы госзакупочные цены.

Выход в интернет позволяет привлечь к конкурсам государственных закупок самый широкий круг поставщиков. Компьютеризация повышает эффективность и надежность всех этапов проведения конкурса. В частности, существенно удешевляются, ускоряются и упрощаются процедуры получения конкурсной документации, подачи и приема конкурсной заявки, передачи уточняющих вопросов к конкурсной комиссии и рассылки ответов на них. Конкурсная комиссия получает в свое распоряжение удобные средства систематизации и сравнения полученных заявок, процедура конкурсного отбора становится более четкой и строгой.

Наконец, внедрение электронных торгов для государственных нужд - необходимый шаг на пути становления России в качестве полноправного участника стремительно формирующейся сейчас мировой системы электронной коммерции.

Если рассматривать создание системы электронных государственных закупок в России поэтапно, то данный процесс можно разделить на пять этапов, представленных в таблице 1 [31].

Таблица 1 Перечень основных этапов создания системы электронных государственных закупок в России

Период

Характеристика этапа и постановления цели (задачи)

2002-2003 года

Объединение информации в единую базу данных 1. - создать условия для координации закупочной деятельности различных государственных заказчиков; 2. - повысить доступность информации о государственных закупках; 3. - создать единую базу данных информации о государственных закупках; 4. - провести анализ сводной информации о государственных закупках; 5. - создать предпосылки для реализации второго этапа.

2003-2004 года

Создание подсистемы электронного документооборота, дополнительной к обычной системе обмена документами 1. - предложить государственным заказчикам альтернативный способ распространения информации о процедурах государственных закупок; 2. - предложить поставщикам альтернативный способ подачи предложений на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд; 3. - повысить уровень стандартизации процедур и документации; 4. - создать предпосылки для реализации третьего этапа.

2004-2005 года

Обеспечение условий эффективного проведения электронных закупок


1. обеспечить проведение закупок простой стандартизированной продукции через электронную систему закупок


2. обеспечить укрупнение и объединение государственного заказа для однородной продукции


3. обеспечить малому предпринимательству большие возможности для получения государственного заказа


4. обеспечить единые процедуры и документацию по закупкам простой продукции


5. внести соответствующие изменения в законодательную базу осуществления закупок для государственных нужд


6. создать предпосылки для реализации четвертого этапа

с 2005 года

Перевод системы государственных закупок на электронную основу


1. перевести систему государственных закупок полностью на электронную основу


2. обеспечить единые процедуры и документацию по закупкам продукции для государственных нужд


Первый крупный федеральный проект электронных государственных закупок стартовал весной 2001 года. По заданию Министерства промышленности, науки и технологий РФ к созданию отечественной системы электронных торгов для государственных нужд приступили три организации: Институт макроэкономических исследований Минэкономразвития России, Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации и Институт прикладной математики им.М.В. Келдыша РАН (ИПМ).

В 2002 г. была принята программа "Электронная Россия", в рамках которой три министерства - Минпромнауки, Минэкономразвития и Минсвязи - объявили конкурсы на проведение работ по тематике электронных госзакупок.

Конкурс Минпромнауки выиграли упомянутые выше три организации, которые продолжили работу над своим проектом. Одним из результатов этого проекта стала созданная в ИПМ система goszakupki.ru.

Минэкономразвития объявило два конкурса. Первый из них, по обслуживанию электронных государственных закупок федерального уровня, выиграла фирма Компьюлинк. Эта фирма разрабатывает портал электронных госзакупок zakupki.gov.ru, который 20 февраля 2006 г. Распоряжением Правительства РФ № 229-р был объявлен официальным сайтом Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов. Второй конкурс Минэкономразвития, по обслуживанию региональных госзакупок, выиграла фирма Парус. Конкурс Минсвязи выиграли фирма Когнитивные технологии и Институт системного анализа РАН.

Множество проектов электронных госзакупок реализуется в регионах как с участием упомянутых фирм, так и самостоятельно. Заметные результаты получены в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Чувашии, Белгороде, Казани и др.

Наряду с сайтами, занятыми непосредственным обслуживанием конкретных конкурсов госзакупок, в интернете открыт ряд сайтов, собирающих различные материалы по данной тематике. В частности, очень неплохо представлена российская нормативно-правовая база государственных закупок. Располагающему выходом в интернет участнику торгов нет необходимости накапливать у себя груды брошюр и юридических справочников: к его услугам библиотеки сайтов:

"ИНФОГОЗ" (infogoz.vimi.ru),

"Государственный заказ" (www.statetenders.ru),

"Государственный заказ Санкт-Петербурга" (www.gz-spb.ru),

Института госзакупок (igz.ru).

Также существуют сайты бумажных изданий. Под бумажными изданиями понимаются традиционные издания, выходящие в свет на бумаге. Именно "бумажные" издания, публикующие извещения о проходящих конкурсах закупок для государственных нужд, первыми начали движение к электронным госзакупкам.

Прежде всего следует упомянуть интернет-версию газеты "Конкурсные торги" - сайт www.bob.ru <#"556737.files/image004.gif">

Рисунок 4 Сайт газеты "Конкурсные торги»

Сходная ситуация сложилась в Москве. Здесь издается ежемесячный журнал "Московские торги" и приложение к нему - бюллетень оперативной информации, выходящий дважды в месяц. В этих изданиях публикуются официальные объявления об открытых тендерах и торгах, организуемых городскими службами, сведения об их результатах, информационные и аналитические статьи. Существует и электронная версия журнала - (рисунок 5).

Рисунок 5 Сайт журнала «Московские торги»

Отметим три характерных недостатка сайтов бумажных изданий. Недоступность параметров конкурса для поисковых машин. Все бумажные издания - платные. Вероятно поэтому и получение информации на сайтах этих изданий было сделано платным. В результате информация о конкурсах оказалась недоступна для поисковых машин (таких как Яндекс, Google и др.). Известно, однако, что 80-90 процентов информации извлекается из интернета именно посредством обращения к поисковым машинам, т. е. из-за платности доступа важнейший канал получения информации для участников госзакупок оказался перекрыт.

Со временем "Конкурсные торги" отчасти избавились от этого недостатка: информация о конкурсах стала общедоступной в нерабочее время (после 18:00) или спустя 15 дней с момента публикации. Иначе говоря, подписчик платит за удобный ранний доступ к информации, а для всех остальных она также была доступна, но с некоторым запаздыванием.

Необходимо двигаться дальше: отказ от бумажного документооборота и перевод всех процедур открытого конкурса в электронную сферу сулит весьма значительный выигрыш как в плане экономии трудозатрат госзаказчика и поставщиков, так и в плане привлечения к конкурсу более широкого круга участников. Переход к электронным торгам предполагает корректировку существующего законодательства, принятие ряда организационных решений, а также создание комплекса средств программной поддержки.

Архитектура строящейся системы электронных госзакупок достаточно очевидна. Центральным звеном системы является головной сервер торгов.

Головной сервер, прежде всего, должен служить отправной точкой для поиска информации о проводимых в стране конкурсах государственных закупок. Сюда стекаются сведения об объявляемых конкурсах от государственных заказчиков. Здесь эти сведения систематизируются, что позволяет поставщику использовать разнообразные механизмы поиска: классификаторы, ключевые слова, контекстный поиск и т. д. Придя на сервер, поставщик может попросить, например: "Показать все открытые в настоящий момент конкурсы на поставку товара Т в регион Р".

Информация идет к поставщику и другими путями. Он имеет возможность подписаться на тематическую рассылку извещений об объявляемых на головном сервере конкурсах интересующей его категории и тем самым регулярно получать всю нужную ему информацию по электронной почте. Кроме того, сервер ведет базу данных поставщиков, где отражены их интересы. Благодаря такой базе госзаказчик, публикуя на сервере извещение о конкурсе, может дополнительно разослать адресные приглашения наиболее перспективным поставщикам.

Рано или поздно потребуется законодательное решение, утверждающее статус интернет-извещения на головном сервере как необходимого, первичного. Конечно, традиционные печатные ("бумажные") извещения останутся вполне допустимыми и даже желательными, однако в каждом из них теперь обязательно должна будет указываться ссылка (URL) на первичное извещение в интернете.

Публикацией извещений о конкурсах миссия головного сервера не исчерпывается. На нем же целесообразно организовать открытую интернет-публикацию конкурсной документации. Законодательно закрепленное сейчас требование о предоставлении поставщику бумажного комплекта документов выглядит некоторым анахронизмом: век интернета призывает нас избегать передачи бумаг из рук в руки или пересылки их по почте.

Далее головной сервер торгов может сыграть роль организующего начала и даже третейского судьи во взаимодействии между участниками конкурса и конкурсной комиссией.

Так, с его помощью неплохо реализуется процедура "вскрытия конвертов". По существующему законодательству конкурсная комиссия не вправе вскрывать конверты с поступившими на конкурс заявками до объявленного момента завершения конкурса. Если же заявки непосредственно передаются комиссии по электронной почте или по другому каналу интернета, то любой предложенный способ обеспечения временной недоступности содержащейся там информации вызовет у участников конкурса вполне понятное недоверие. Заметно убедительнее аккумулировать поступающие заявки на головном сервере, посылая конкурсной комиссии лишь оповещения о получении очередной заявки, содержащие оговоренный минимум информации. Тогда "вскрытие конвертов" реализуется как предоставление конкурсной комиссии доступа к полным текстам заявок.

В момент вскрытия конвертов головной сервер может "огласить" (т. е. опубликовать в интернете и/или разослать по почтовым адресам участников конкурса) всю ту информацию о составе участников конкурса, предоставление которой предусмотрено существующим законодательством. Впрочем, ничто не мешает участникам конкурса прибыть на традиционную процедуру вскрытия конвертов и непосредственно наблюдать, как комиссия считывает с головного сервера тексты поступивших заявок.

Прием заявок должен быть прекращен в момент, указанный в опубликованном извещении о конкурсе. И здесь независимый головной сервер вносит свой вклад: он способен совершенно непредвзято отследить этот момент и прекратить прием заявок.

Сервер может контролировать прохождение поступающих запросов на разъяснение конкурсной документации. Выдав участнику конкурса квитанцию о приеме его вопроса, сервер проследит, чтобы конкурсная комиссия уложилась в отведенный срок ответа на поставленный вопрос. Действующее законодательство предусматривает рассылку такого ответа всем участникам конкурса, подавшим заявки, и эту работу тоже может взять на себя головной сервер. Подобным же образом сервер способен контролировать предусмотренную законодательством процедуру внесения исправлений в конкурсную документацию.

Описанный порядок взаимодействия участников конкурса с конкурсной комиссией через головной сервер имеет еще и то преимущество, что в случае возникновения разногласий сервер готов предъявить всем заинтересованным сторонам исчерпывающие объективные протоколы состоявшихся контактов между конкурсантами и комиссией [14].

Теперь рассмотрим алгоритм проведения одноэтапного открытого конкурса по закупке товаров для государственных нужд без предварительного квалификационного отбора поставщиков.

Проведение конкурса начинается с составления конкурсной документации и извещения о конкурсе. Извещение о конкурсе имеет относительно устоявшуюся структуру, что позволило разработать для него электронный шаблон (рисунок 6). Заполняя шаблон извещения, заказчик конкретизирует около сорока основных параметров объявляемого конкурса. Шаблон не даст упустить из виду какой-либо из важных параметров. Кроме того, применение единого шаблона позволяет выдержать извещения о различных конкурсах в одном и том же стиле, что заметно облегчает восприятие этих данных поставщиками. Наконец, электронный шаблон создает предпосылки для автоматического обслуживания конкурса головным сервером торгов.

Рисунок 6 Фрагмент электронного шаблона

Тексты остальных компонентов конкурсной документации в настоящее время варьируются достаточно широко, поэтому говорить здесь о внедрении электронных шаблонов несколько преждевременно. Единственным требованием, которое предъявляет к формату прочих конкурсных документов головной сервер торгов, является подготовка этих документов в редакторе MS Word. Ограничения не накладываются не только на формат, но и на состав конкурсных документов. Точнее говоря, следуя рекомендациям, утвержденным приказом № 117 Минэкономики России от 30 сентября 1997 г., сервер предлагает определенный стартовый состав документации. Однако госзаказчику разрешается заявить свой состав, возможно, полностью расходящийся с приказом № 117.

Наряду с документами, регламентирующими процедуру конкурса, в комплект подготавливаемой документации входит форма конкурсной заявки, которую в свою очередь имеет смысл представить в виде электронного шаблона, предназначенного для заполнения поставщиком. Все преимущества шаблона, перечисленные выше применительно к извещению о конкурсе, в равной мере относятся и к шаблону заявки. Помимо этого, применение электронного шаблона заявки открывает возможность автоматической систематизации всего пакета полученных заявок, что впоследствии заметно облегчит деятельность конкурсной комиссии по отбору победителя.

Подготовленная конкурсная документация переправляется на сервер по каналам интернета. Проверив корректность и полноту переданных данных, госзаказчик выполняет операцию "Публиковать". В результате информация о новом конкурсе закупок становится видна поставщикам-посетителям сервера.

Вслед за публикацией конкурсной документации сервер открывает процесс получения заявок на участие в объявленном конкурсе.

Поставщик находит на головном сервере торгов извещение о конкурсе, знакомится с конкурсной документацией, заполняет шаблон конкурсной заявки и передает сформированную заявку на головной сервер. Головной сервер проверяет, не истек ли срок подачи заявок, и высылает поставщику либо сообщение, объясняющее причину отклонения заявки, либо квитанцию, подтверждающую принятие заявки для участия в конкурсе. В последнем случае головной сервер, кроме того, высылает заказчику уведомление о поступлении очередной заявки.Наряду с обработкой поступающих новых заявок головной сервер занимается обслуживанием запросов на разъяснение положений конкурсной документации и, возможно, организацией коррекции этой документации.

Наконец, объявленный в конкурсной документации срок подачи заявок истекает. В этот момент головной сервер прекращает прием новых заявок и в строгом соответствии с регламентом конкурсной документации в заданный день и час открывает госзаказчику доступ к содержанию полученных заявок (рисунок 7). В этот же день и час головной сервер публикует в интернете и/или высылает всем участникам конкурса информацию обо всех поступивших на конкурс заявках в объеме, предусмотренном действующим законодательством.

Далее к работе приступает конкурсная комиссия. Заметным подспорьем для нее станут сводные таблицы параметров заявок всех поставщиков, автоматическое формирование которых стало возможным благодаря применению техники шаблонов. Так или иначе, в результате работы конкурсной комиссии выявляется победитель конкурса.

Рисунок 7 Прохождение конкурсных заявок

В соответствии с действующим законодательством информация о победителе должна быть опубликована. Сейчас под публикацией подразумевается размещение уведомления об итогах конкурса в традиционном печатном издании. Здесь потребуется помощь законодателя: необходимо придать статус основной публикации размещению этой информации в интернете. Опубликовать информацию о победителе наиболее естественно на страницах все того же головного сервера торгов, для чего конкурсная комиссия посылает серверу в оговоренные законом сроки соответствующее уведомление.

Выявив победителя конкурса, госзаказчик заключает с ним контракт и затем контролирует выполнение заключенного контракта [17].

Таким образом как уже упоминалось, одноэтапный открытый конкурс по закупке товаров для государственных нужд без предварительного квалификационного отбора поставщиков - не единственный допускаемый российским законодательством способ организации госзакупок. Тем не менее, этот способ достаточно представителен: на разобранном выше примере перевода этого конкурса на электронную систему видны практически все требующиеся и для остальных видов конкурсов алгоритмические решения.

2.2 Информационное обеспечение размещения государственных и муниципальных заказов

Согласно Федеральному закону от 21.07.05 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Правительством Российской Федерации был определен официальный сайт в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов для федеральных нужд.

В середине июня 2008 г. новая версия официального сайта, была запущена в промышленную эксплуатацию.

Заказчиком системы выступило Министерство экономического развития России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по ведению официального сайта (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 229-р). Разработку системы по итогам открытого конкурса вела компания «НОРБИТ».

Новая версия официального сайта кардинальным образом отличается от предыдущего варианта портала и была создана в целях формирования аналитической и статистической информации на всех этапах размещения государственного заказа и обеспечения контроля за соблюдением положений Закона № 94-ФЗ.

Данный сайт предназначен для размещения информации обо всех закупках, которые осуществляются органами государственной власти и уполномоченными распорядителями за счет средств федерального бюджета, кроме закупок, сведения о которых составляют государственную тайну. Главная страница данного сайта представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 Официальный портал для размещения информации о размещении заказов

Всероссийский сайт по госзакупкам (zakupki.gov.ru) является головным, на котором располагаются ссылки на 83 сайта субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, ссылаются на сайты отдельных муниципальных образований.

Например,          официальный сайт для размещения информации о размещении заказов Республики Башкортостан - Главная страница данного сайта представлена на рисунке 9.

Рисунок 9. Официальный портал для размещения информации о размещении заказов в Республике Башкортостан

В основе каждого такого портала лежит система приема, хранения и предоставления данных, с которой взаимодействуют информационные модули, отвечающие за анализ, планирование объемов закупок, размещение, информационно-маркетинговое обеспечение госзакупок, и контролирующие средства.

Рассмотрим вид автоматизированной системы госзакупок, который представлен на рисунке 10.

Рисунок 10 Автоматизированная система госзакупок

Взаимодействующими сторонами при проведении торгов по госзакупкам являются заказчики, которых представляют бюджетные организации, поставщики - участники закупок и организатор торгов, обеспечивающий техническую сторону, а также органы контроля и координации.

Сторона заказчика обеспечивает сбор заявок и формирование заказов на закупку, а также отвечает за заключение контрактов с участниками-победителями торгов.

Поставщики товаров и услуг должны разместить свои заявки и предоставить необходимую регистрационную информацию согласно виду проводимых для данного заказа торгов (открытый или закрытый конкурс, запрос котировок, аукцион).

Организатор торгов отвечает за регистрацию заявок участников, публикацию извещений, обеспечивает заседание закупочных комиссий, формирование протоколов закупок и отбор поставщиков-победителей.

Рассмотрим схему взаимодействия между участниками госзакупок, представленную на рисунке 11.

Рисунок 11 Схема взаимодействия между участниками госзакупок

Важным моментом является то, что необходимые сведения, которые должен представить каждый заказчик на официальном сайте, включают в себя не только предварительную информацию - о способе размещения заказа, о результатах конкурса и заключении контракта - а еще и сведения об исполнении данного контракта.

Для этого Министерство экономического развития, выполняющее функцию контролирующего органа, ведет систему реестров контрактов, которые доступны на официальных сайтах. Такие реестры позволяют производить поиск контрактов по различным критериям (контрагент, статус, дата) и получать детальные сведения о выполнении конкретного контракта или группы контрактов.

Для защиты интересов заказчика предусматривается ведение других реестров, например, - недобросовестных поставщиков. В такие «черные списки» должны вносятся поставщики, которые не заключили контракт после проведения конкурса либо не выполнили сам контракт, и, следовательно, работать с которыми в дальнейшем не имеет смысла.

Реестры недобросовестных поставщиков размещаются на официальных сайтах и находиться в открытом доступе.

Новая версия официального сайта www.zakupki.gov.ru представляет собой полноценную автоматизированную систему управления размещением государственных заказов для федеральных нужд. В отличие от старой версии сайта, возможности которой распространялись в основном на публикацию извещений о предстоящих конкурсах и размещение соответствующей конкурсной документации и протоколов, она позволяет максимально полно реализовать автоматизированные процедуры размещения государственного заказа для федеральных нужд.

Официальный сайт Российской Федерации является лишь одним из структурных элементов масштабной автоматизированной системы «Государственные закупки», которая обеспечивает его взаимодействие с другими подсистемами: «АС

Похожие работы на - Государственные закупки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!