Управление в области государственной безопасности Республики Беларусь
Управление в области государственной безопасности Республики
Беларусь
Государственная
безопасность - это состояние нерушимости политической, экономической основы и
государственной границы Республики Беларусь.
Государственные
меры обеспечения безопасности можно подразделить на две группы:
1. Общепредупредительные
меры которые организуют соответствующие внешнеполитические и внутригосударственные условия борьбы
с подрывной деятельностью иностранных государств.
2. Меры
непосредственного противодействия конкретным акциям иностранных агентов.
Для
обеспечения государственной безопасности выделяют два административно -
правовых режима:
1.
Режим защиты государственных секретов.
Режим защиты
государственных секретов устанавливается Указом Президента Республики Беларусь
№186 от 12.04.2004г. "Об утверждении Перечня сведений, составляющих государственную
тайну";
Согласно
Указа №186 Государственную тайну Республики Беларусь составляют категории
сведений, разглашение или утрата которых могут повлечь за собой тяжкие
последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать
угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам. Подлежат
засекречиванию некоторые сведения:
-в области
внешних отношений;
-в области
экономики и финансов;
-в области
науки и техники;
-в военной
области;
-в области
разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
-в области
национальной безопасности Республики Беларусь.
А так же
режим защиты государственных секретов устанавливается Законом Республики
Беларусь 04.01.2003г. "О государственных секретах".
Закон "О государственных секретах" определяет
правовые основы отнесения сведений к государственным секретам, их
засекречивания, рассекречивания и защиты, а также регулирует отношения,
возникающие при обращении с государственными секретами, в целях обеспечения
национальной безопасности Республики Беларусь.
В Главе 1 Закона "О государственных секретах"
разъяснены некоторые понятия, используемые в Законе, например:
государственные секреты –
это сведения, защищаемые государством в целях предотвращения их несанкционированного
распространения и создания угрозы национальной безопасности Республики
Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан;
гриф секретности – это
реквизит, свидетельствующий о степени секретности сведений, составляющих
государственные секреты, содержащийся на их носителе, проставляемый на самом
носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
доступ к государственным
секретам – это полномочие на ознакомление и (или) работу физического лица со
сведениями, составляющими государственные секреты, предоставленное в порядке,
установленном актами законодательства Республики Беларусь.
носители государственных
секретов - материальные объекты, в которых сведения, составляющие
государственные секреты, находят свое отображение в виде символов, образов,
сигналов, технических решений и процессов, позволяющих их распознать и
идентифицировать.
И некоторые другие.
Главой 2
Закона "О государственных секретах" определены Полномочия Президента Республики Беларусь,
Совета Министров Республики Беларусь и органов защиты государственных секретов
в сфере защиты государственных секретов.
Главой 3
Закона "О государственных секретах" определяется порядок отнесения
сведений к государственным секретам, а также сведения, не подлежащие
засекречиванию.
Так согласно статье 17
3-ей главы государственные секреты подразделяются на две категории:
государственная тайна и служебная тайна.
Государственная тайна -
государственные секреты, разглашение или утрата которых могут повлечь тяжкие
последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать
угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.
Служебная тайна -
государственные секреты, разглашение или утрата которых могут причинить существенный
вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным
правам и свободам граждан. Сведения, составляющие служебную тайну, имеют
характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих
государственную тайну и не раскрывающих ее в целом.
В зависимости от
категории сведений, составляющих государственные секреты, характера и объема
мер, необходимых для обеспечения их сохранности и защиты, устанавливаются три
степени секретности сведений: особой важности, совершенно секретно, секретно.
В соответствии со
степенью секретности сведений, составляющих государственные секреты,
присваиваются соответствующие грифы секретности:
- для носителей
государственной тайны - "Особой важности", "Совершенно
секретно";
- для носителей служебной
тайны - "Секретно".
Допуск физического лица к
государственным секретам осуществляется после заключения с ним договора о
допуске к государственным секретам.
Типовая форма договора о допуске к
государственным секретам и порядок его заключения определяются Советом
Министров Республики Беларусь.
За нарушение
законодательства Республики Беларусь о государственных секретах виновные лица
несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Так, например ч.3 ст.
Статьи 22.7. КоАП РБ установлено, что нарушение условий, предусмотренных
специальным разрешением (лицензией), дающим право на проведение работ,
связанных с использованием и защитой сведений, составляющих государственные
секреты, созданием средств, предназначенных для защиты сведений, составляющих
государственные секреты, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по
защите сведений, составляющих государственные секреты, –
влечет наложение штрафа в
размере от двадцати до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя
– от пятидесяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо – от ста
пятидесяти до двухсот базовых величин.
Надзор за точным и
единообразным исполнением законодательства Республики Беларусь о
государственных секретах осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь
и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции
Специализированным
органами управления Государственной безопасности Республики Беларусь является
Комитет государственной безопасности и регулируется Законом Республики Беларусь
3 декабря 1997 г. с изменениями и дополнениями, от 24 июля 2002 г. "Об
органах государственной безопасности Республики Беларусь".
Согласно
Закона "Об органах государственной безопасности Республики Беларусь" органы государственной безопасности
являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности
Республики Беларусь и обеспечивают в пределах предоставленных им полномочий
безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Комитет государственной
безопасности Республики Беларусь — республиканский орган государственного
управления, проводящий в пределах своей компетенции государственную политику в
сфере обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, осуществляющий
регулирование и управление в сфере обеспечения безопасности личности, общества
и государства в пределах своих полномочий и координирующий деятельность в этой
сфере других республиканских органов государственного управления, а также
непосредственно реализующий основные направления деятельности и задачи органов
государственной безопасности.
Организация деятельности
Комитета государственной безопасности Республики Беларусь определяется
Положением о Комитете государственной безопасности Республики Беларусь,
утверждаемым Президентом Республики Беларусь.
Комитет государственной
безопасности Республики Беларусь возглавляет Председатель Комитета
государственной безопасности Республики Беларусь, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.
2. Пограничный
режим.
Согласно Закона Республики Беларусь "О
Государственной границе Республики Беларусь" от 4 ноября 1992 г. с изм. и
доп. от 16 сентября 2004 г:
Государственная граница
Республики Беларусь – линия и проходящая по этой линии вертикальная
поверхность, определяющие пределы территории Республики Беларусь (суши, вод,
недр, воздушного пространства);
Государственная
пограничная политика – составная часть внутренней и внешней политики Республики
Беларусь, представляющая собой деятельность уполномоченных государственных
органов (должностных лиц), направленную на обеспечение пограничной
безопасности;
Делимитация
Государственной границы – определение положения Государственной границы между
Республикой Беларусь и сопредельными государствами по картографическим
материалам, земельно-кадастровой документации, другим справочным материалам и
данным, нанесение ее на топографические карты;
Демаркация
Государственной границы – обозначение на местности прохождения Государственной
границы между Республикой Беларусь и сопредельными государствами пограничными
знаками с составлением демаркационных документов;
Пересечение
Государственной границы – пересечение Государственной границы физическими
лицами, а также водными судами, воздушными судами и другими транспортными
средствами (далее, если не указано иное, – транспортные средства), перемещение
через Государственную границу грузов, товаров и животных (далее, если не
указано иное, – товары);
Пограничная безопасность
– составная часть национальной безопасности Республики Беларусь, представляющая
собой состояние защищенности политических, экономических, информационных,
гуманитарных и иных интересов личности, общества и государства на
Государственной границе и в пограничном пространстве, обеспечиваемое в
соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики
Беларусь, в том числе путем осуществления охраны Государственной границы,
функционирования пунктов пропуска через Государственную границу (далее – пункты
пропуска), предупреждения и пресечения правонарушений на приграничной
территории;
Пограничная зона –
участок местности, прилегающий к Государственной границе в пределах части
территории района, города, поселка городского типа, сельсовета, включающий
также принадлежащую Республике Беларусь часть вод пограничных рек, озер и иных
водных объектов и расположенные в этих водах острова, предназначенный для
осуществления охраны Государственной границы;
И др.
определения.
Режим охраны
границы состоит из следующих элементов:
- режима
границы;
- пограничного
режима;
- режима в пунктах пропуска через границу.
Охрана Государственной
границы осуществляется органами пограничной службы, а в воздушном пространстве
– Вооруженными Силами Республики Беларусь в пределах приграничной территории,
при необходимости в случаях, определяемых законодательством Республики
Беларусь, – и за ее пределами, а также другими войсками и воинскими
формированиями, органами внутренних дел и таможенными органами в соответствии с
настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Закон
Республики Беларусь "О пограничных войсках Республики Беларусь" от
05.11 1992г. с изм. и доп. от 08.01.1999г. определяет состав пограничных войск, К ним относятся:
- Государственный
комитет пограничных войск Республики Беларусь;
- отряды
пограничного контроля;
- авиационные и
другие специальные подразделения,
Административная
ответственность за правонарушения в данной области предусмотрена ст.ст.
184-184-4 КоАП Республики Беларусь.
Список
литературы
1.
http://dossier.bymedia.net/index.php?Mode=Publication&PersonID=2204&Publ=29927
(22:28 GMT+2:00).
2.
Кодекс Республики
Беларусь об административных правонарушениях.
3.
Закон Республики
Беларусь "О государственных секретах".
4.
Закон Республики
Беларусь 3 декабря 1997 г. № 102-з "Об органах Государственной
Безопасности Республики Беларусь".
5.
Закон Республики
Беларусь 21 июля 2008 г. № 419-з "О государственной границе Республики
Беларусь".