Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особености
Этнополитические конфликты: типы и формы проявления,
региональные особености
Амелин В.
Конец
80-х – начало 90-х годов ознаменовался сложными и противоречивыми по сути и
своей значимости событиями. И самым грандиозным явилось событие, связанное с
исчезновением на карте мира названия такого государства, как СССР. Вместо этого
появились полтора десятка самостоятельных государств, среди которых и
Российская Федерация. Случилось так, что за короткий промежуток времени страна
переместилась из одного исторического периода в другой, изменилось
государственное устройство, институты власти и ее атрибуты. В России разрушена
прежняя политическая система, меняются соотношения форм собственности,
изменяется система социальных отношений. Серьезным препятствием в движении
Российской Федерации вперед по пути экономических реформ и выхода из кризиса
являются обострение межнациональных противоречий внутри страны и проблемы
взаимоотношений с бывшими советскими республиками. В стране не выработана
концепция национально-государственного устройства, до недавнего времени также
отсутствовала четкая программа национальной политики.
Конфликты
стали реальностью в связи с резким обострением межнациональных отношений в
бывшем СССР со второй половины 80-х годов. Националистические проявления в ряде
республик насторожили центр, но никаких действенных мер по их локализации
предпринято не было. Первые беспорядки на этнополитической почве произошли
весной 1986 года в Якутии, а в декабре этого же года – в Алма-Ате. Затем
последовали демонстрации крымских татар в городах Узбекистана (Ташкенте,
Бекабаде, Янгиюле, Фергане, Намангане и др.), в Москве на Красной площади.
Началась эскалация этнических конфликтов, приведших к кровопролитию (Сумгаит,
Фергана, Ош). Зона конфликтных действий расширилась. В 1989 году возникло
несколько очагов конфликтов в Средней Азии, Закавказье. Позднее их огонь
охватил Приднестровье, Крым, Поволжье, Северный Кавказ. Только за период с 1988
по 1991 год на этнической почве в бывших советских республиках произошло более
150 конфликтов, в том числе около 20, повлекших человеческие жертвы (1).
Развитие
ситуации в межнациональных отношениях бывшего СССР предсказывалось в работах
английских, американских ученых, Большинство прогнозов, как показало время,
достаточно точно отражало перспективы развития советского общества,
Прогнозировались различные возможные варианты развития в случае, если
государство не будет разрушено. Специалисты, анализируя англо-американскую
историографию по этой проблематике, отмечали, что развитие этнической ситуации
прогнозировалось в виде четырех возможных вариантов событий: «ливанизация»
(этническая война, аналогичная ливанской); «балканизация» (наподобие
сербско-хорватского варианта): «оттоманизация» (распад подобно Османской
империи); мирное развитие событий с возможным преобразованием Советского Союза
в конфедерацию или организацию государств, подобную ЕЭС или Британскому
содружеству (2).
Американский
исследователь Дуглас М. Джонсон считает, что с ослаблением конфронтации между
Востоком и Западом большинство конфликтов вряд ли будут иметь идеологические
корни. «Скорее всего, пишет он, – большинство из них будут происходить в
результате столкновений общинной принадлежности, будь то на основе расы,
этнического происхождения, национальности и религии» (3).
По
данным разведслужбы Министерства обороны США, в будущем прогнозируется
возможность 12 вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР. По расчетам в
этих конфликтах могут погибнуть в результате военных действий 523 тыс. чел., от
болезней – 4, 24 млн. чел., пострадать от голода 88 млн. чел., число беженцев
может достигнуть 21, 67 млн. чел. (4) Прогноз подтверждается. Поэтому
представляется очень важным в данном случае рассмотреть проблему типологий
конфликтов, происходящих как в странах СНГ, так и в самой России. В статье не
ставится цель критически проанализировать все типологии конфликтов, отмеченных
отечественными и зарубежными учеными. Тем не менее предполагается рассмотреть
некоторые из них. Так, Г. Лапидус предлагает следующую классификацию как путь к
пониманию различия и сходства между этническими конфликтами в постсоветском
пространстве. Конфликты, происходящие на межгосударственном уровне (конфликт
между Россией и Украиной по вопросу о Крыме). Конфликты внутри государства:
1.
Конфликты с вовлечением в них аборигенных меньшинств (например лезгин в
Азербайджане и Дагестане);
2.
Конфликты с вовлечением в них общин пришлого населения;
3.
Конфликты с вовлечением насильственно перемещенных меньшинств (крымские
татары);
4.
Конфликты, возникающие в результате попыток пересмотра отношений между бывшими
автономными республиками и правительствами государств-преемников (Абхазии в
Грузии, Татарстана в России) (5).
Конфликты,
связанные с актами общинного насилия (Ош, Фергана) в Средней Азии, выведены
исследователем в отдельную категорию. Здесь, по мнению Г. Лапидус, большую роль
сыграл экономический, а не этнический фактор.
Профессор
Гарвардской школы права (США) У. Юри рассматривает весь спектр советских
межнациональных конфликтов по следующим категориям:
1)
«насильственные», т. е. вылившиеся в реальные акции насилия; 2)
«насильственные», но управляемые, т. е. поддающиеся контролю и урегулированию;
3)
«чреватые насилием», то есть готовые вот-вот вылиться в реальные насильственные
действия; 4) «потенциально насильственные», т. е. не проявившие себя как
таковые, но имеющие в глубине своей предпосылки к насилию;
5)
«ненасильственные» (6).
Наиболее
полный вариант типологии межнациональных конфликтов предложил, на наш взгляд,
Я. Этингер. С большей или меньшей степенью условности он сводит их к нескольким
основным типам:
1.
Территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных
в прошлом этносов. Их источник – внутреннее, политическое, а нередко и
вооруженное столкновение между стоящими у власти правительством и каким-либо
национально-освободительным движением или той или иной ирредентистской (7) и
сепаратистской группировкой, пользующейся политической и военной поддержкой
соседнего государства. Классический пример – ситуация в Нагорном Карабахе и
отчасти в Южной Осетии;
2.
Конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на
самоопределение в форме создания независимого государственного образования.
Таково положение в Абхазии, Гагаузии, отчасти в Приднестровье:
3.
Конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных
народов. Спор между осетинами и ингушами из-за принадлежности Пригородного
района – яркое тому свидетельство:
4.
Конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на
часть территории соседнего государства. Например, стремление Эстонии и Латвии
присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые, как известно, были
включены в состав этих двух государств при провозглашении их независимости, а в
40-е годы перешли к РСФСР;
5.
Конфликты, источниками которых служат последствия произвольных территориальных
изменений, осуществляемых в советский период. Это прежде всего проблема Крыма и
в потенции – территориальное урегулирование в Средней Азии;
6.
Конфликты как следствие столкновений экономических интересов, когда за
выступающими на поверхность национальными противоречиями в действительности
стоят интересы правящих политических элит, недовольных своей долей в
общегосударственном федеративном «пироге». Думается, что именно эти
обстоятельства определяют взаимоотношения между Грозным и Москвой, Казанью и Москвой;
7.
Конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера,
обусловленные традициями многолетней национально-освободительной борьбы против
метрополии. Например, конфронтация между Конфедерацией народов Кавказа и
российскими властями:
8.
Конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на
территориях других республик. Таковы проблемы месхетинских турок в Узбекистане,
чеченцев в Казахстане;
9.
Конфликты, в которых за лингвистическими спорами (какой язык должен быть государственным
и каков должен быть статус иных языков) часто скрываются глубокие разногласия
между различными национальными общинами, как это происходит, например, в
Молдове, Казахстане.
Конечно,
в «чистом виде» трудно вычленить каждый из этих типов конфликтов. Зачастую
конфликты возникают в результате целого комплекса противоречий: этнических,
территориальных, политических, экономических, религиозных (8). Для России
сегодня типичны следующие конфликты:
–
«статусные» конфликты российских республик с федеральным прави- тельством,
вызванные стремлением республик добиться большего объема прав и стать вообще
независимыми государствами – субъектами международного права;
–
территориальные конфликты между субъектами федерации;
–
внутренние (происходящие внутри субъектов федерации) этнополитические
конфликты, связанные с реальными противоречиями между интересами различных
этнических групп. В основном это противоречия между называемыми титульными
нациями и русским (русскоязычным), а также и «нетитульным» населением в
республиках (9). Этот перечень типов конфликтов можно расширить. По мнению Л.
Дробижевой, сегодня в Российской федерации в основном прослеживаются три типа
конфликтов этнополитического характера.
Во-первых,
это конституционные конфликты. Некоторые республики приняли конституции,
которые противоречат прошлой и теперешней конституции РФ: Саха (Якутия), Тыва,
Татарстан, другие. Первое противоречие заключается в том, что в конституциях
говорится о главенстве законов республик над федеральными, второе связано с
контролем за использованием родных ресурсов, третье – с непосредственным
выходом на международную арену.
Второй
тип конфликтов – территориальные конфликты. Спорных зон час на территории
России 180. Вокруг некоторых из них уже идут локальные военные действия.
Третий
тип конфликтов – межгрупповые конфликты.
Социальная
нестабильность, экономическая депривация, политические противоречия внутри
республик и между республиками и Центром стимулируют такие конфликты,
напряжение существует в отношениях между чеченцами и казаками, ингушами и
осетинами, кабардинцами и балкарцами, в молодежных группах в Якутии, Тыве и др.
Недостаточное внимание к этническим конфликтам чревато тем, что конфликтов
будет больше и они будут рее (10). Данная классификация определяет три основных
типа конфликтов России.
Вместе
с тем, было бы в корне неверно считать, что она исчерпывает многообразие
происходящих в России конфликтов. Статусные конфликты это не только конфликты,
связанные с интересами каких-либо этнических образований, а это конфликты, в
основе которых лежат требования расширения административно-управленческих
полномочий в том или ином регионе. Таким конфликтом может быть конфликт,
связанный с провозглашением Уральской республики. Нам думается, что можно
выделить еще один тип конфликтов – это конфликты, порожденные в ходе
проводившихся в прошлом репрессий. А также теми событиями и мероприятиями,
которые были проведены в ходе реабилитации.
Ряд
зарубежных и отечественных исследователей считает, что межэтнические конфликты
в России происходят часто между двумя главными типами цивилизаций,
характеризующими евразиатскую сущность страны – западным христианским в своей
основе и южным исламским (11). Этот тезис требует отдельного рассмотрения.
Исследователи
отмечают, что в последние годы по признаку конфликтное все болевые точки России
классифицируются по следующим основаниям:
–
зоны острых кризисных (военных конфликтов или балансирования на их грани) –
Северная Осетия – Ингушетия;
–
потенциально кризисные ситуации (Краснодарский край). Здесь основным фактором
межнациональной конфликтогенности являются миграционные процессы, в результате
которых обостряется обстановка;
–
зоны сильного регионального сепаратизма (Татарстан, Башкортостан);
–
зоны среднего регионального сепаратизма (Республика Коми);
–
зоны вяло текущего сепаратизма (Сибирь, Дальний Восток, ряд республик Поволжья,
Карелии и пр.).
Если
рассматривать только вооруженные конфликты, то в постсоветских республиках
можно выделить три типа вооруженных конфликтов: а) конфликты, вызванные
стремлением национальных меньшинств реализовать свое право на самоопределение;
б) конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства; г) конфликты,
имеющие форму гражданской войны.
Обобщая
вышеназванные конфликты и сравнивая их с конфликтами, происшедшими с 1986 г. по
1996 г. в бывшем СССР, дадим конкретно определение каждому из них в следующей
таблице.
Место и дата происшедших конфликтов
Похожие работы на - Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особености
|