Географические аспекты современных этнополитических конфликтов на Северном Кавказе
Географические аспекты современных этнополитических
конфликтов на Северном Кавказе
Ю.А. Томозов
Северный
Кавказ – наиболее сложный в этнокультурном отношении регион Российской
Федерации. На сравнительно небольшой территории здесь расселены несколько
десятков различных в этническом, религиозном и социально-экономическом
отношении народов. Тем не менее, все многообразие наиболее крупных по
численности этнических общностей, проживающих в регионе компактно, можно свести
в 3 большие группы: автохтонные горские этносы (адыго-абхазская языковая
группа, нахско-дагестанская группа и ираноязычный осетинский народ),
тюркоязычные этносы (горские и степные) и русскоязычная группа (казаки и
заселявшие уже позднее, в XIX-XX вв. русские, украинцы, белорусы).
Специфической особенностью их расселения является поселенческая “чересполосица”
и исторически сложившийся у ряда народов способ поочередного использования
пастбищных территорий. Хотя большая часть народов региона имеет достаточно
четко обозначенные территории заселения.
В
условиях дефицита земель и постоянно производившихся административно-территориальных
переделов (только за годы Советской власти их было произведено 38) эти
особенности привели к возникновению двух проблем – расчлененности большинства
народов между субъектами федерации (республиками и административными единицами
РФ) и территориальным претензиям друг к другу. Так, адыгский этнос оказался
одной из основ народонаселения Республики Адыгеи (адыгейцы), Кабардино-Балкарии
(кабардинцы), Карачаево-Черкесии (черкесы и абазины), а также сохранил свою
часть на территории современного Краснодарского края (причерноморские адыги).
Чеченцы сегодня расселены на территории трех республик – Чечни, Ингушетии и
Дагестана. Родственные народы карачаевцы и балкарцы – на территории двух
республик. Ногайцы оказались разделенными между Карачаево-Черкесией, Чечней,
Дагестаном и Ставропольским краем, а осетины и лезгины разделены
государственной границей РФ с Грузией и Азербайджаном [2].
Исследование
этнической проблемы на Северном Кавказе чрезвычайно актуально, ибо здесь в
связи с обострением межэтнических отношений сложилась реальная угроза
национальной безопасности России, ее целостности и суверенитету. Практически
все конфликты в районе с самого начала носили или же приобрели по ходу своего
развития ярко выраженный этнический характер – как вылившиеся в боевые действия
(чеченско-российская война), так и не вылившиеся (чеченско-казачье
противостояние в Шелковском районе Чечни, конфронтация между частью кубанского
казачества и вынужденными переселенцами из числа турок-месхетинцев в Крымском
районе Краснодарского края и т.д.). Существенно, что большинство аналогичных
конфликтов в Закавказье локализуется в непосредственной близости от границ с
Северным Кавказом (в частности, “малые” войны в Южной Осетии и Абхазии), что
ведет к большим потокам беженцев на территорию России, в особенности на
Северный Кавказ.
Ряд
обстоятельств определили своеобразие процесса формирования этнической структуры
населения регионов Северного Кавказа. Среди них, во-первых, время присоединения
к России: Северный Кавказ – один из сравнительно “молодых” регионов по
продолжительности пребывания в составе России. Во-вторых, его приграничное
положение на южных рубежах страны, что определило его место в
российско-закавказских связях и не могло не сказаться на характере формирования
населения и расселения народов. В-третьих, важное значение имеют региональные
черты и, в первую очередь, этническая мозаика – соседство в пределах района
народов различных этнических групп и семей. И, наконец, в-четвертых, его
стыковое положение: будучи южным форпостом России, обеспечивающим выход к
Черному и Каспийскому морям, он расположен между двумя разными и своеобразными
в этническом отношении регионами – заселенными славянскими народами Центральной
России и Украины, с одной стороны, и весьма мозаичным в этническом и конфессиональном
отношении “неславянским” Закавказьем, ныне состоящим из трех суверенных
государств (Грузии, Азербайджана и Армении), с другой стороны [1].
На
Северном Кавказе также можно наблюдать связь конфликтных зон с цивилизационными
границами. Причем последние весьма подвижны и размыты. Например, осетины
благодаря глубокому влиянию православия и русской культуры демонстрируют
наибольшую лояльность России, в Дагестане за счет более прочного влияния
традиционного ислама и достаточно сильного влияния русской культуры (чем выше
образовательный уровень, тем выше и такое влияние) тоже сохраняются в
значительной мере пророссийские настроения. А в Чечне, где традиционная
светская и духовная элита была (не без помощи российских демократов) отстранена
от власти, победили сепаратистские настроения [3].
Следует
отметить, что развитие этнополитических отношений в республиках Северного
Кавказа не идентично, что является отражением неравного уровня
социально-экономического развития кавказских народов. Этнополитический процесс
в республиках данного региона характеризуется в целом как потенциально
напряженный, хотя Чечня представляет собой зону открытой конфликтности [2].
Стабилизирующую
роль на Северном Кавказе имеет наличие русского населения, там, где его процент
достаточно высок, пока удалось избежать открытого противостояния. Но, к
сожалению, в настоящее время идет процесс “выдавливания” русских из республик
региона, что повышает межэтническую напряженность и ограничивает возможности
быстрого возрождения индустриальных сфер экономики в связи с преобладанием в
них среди занятых русского населения. Первоначально в числе основных факторов,
осложняющих проживание русских в республиках, были социально-экономические
процессы, в частности обострение ситуации на рынке труда (особенно в сегменте
руководителей). В довоенный и послевоенный период формирование хозяйственного
комплекса в национально-территориальных автономиях региона осуществлялось за
счет активного привлечения специалистов и квалифицированных рабочих из
“русских” регионов страны. Это привело к формированию русского населения в
городах, особенно индустриальных центрах.
Современное
же положение русских в республиках Северного Кавказа совершенно иное. Его во
многом создала и усугубила государственная политика в области подготовки и
распределения квалифицированных кадров, нацеленная на обеспечение народного
хозяйства республик квалифицированными кадрами, но она не предусматривала
никаких мер социально-экономической и правовой защиты русского (и любого
нетитульного) населения на случай возможного обострения на рынке труда. А ведь
наряду с направлением в республики “нетитульных” специалистов одновременно
велась и активная подготовка местных квалифицированных кадров из числа
титульных народов. При формировании региональных же рынков труда, как
показывает анализ, не достаточно учитывались особенности демографической
ситуации, складывающейся в республиках, ее тенденции, изменение кадрового
потенциала титульного населения и т.д.
Постепенно
проблемы в отношениях русских и титульных народов республик из сферы
конкуренции на рынке труда перекинулись в политическую область, окрашенную
этническими мотивами и спекуляциями. Во всех национальных образованиях региона
формировались партии, движения или объединения тех или иных этносов, этнических
и социальных групп, что многократно усиливало их противостояние и снижало
взаимную толерантность. Нередко этнополитические ассоциации являлись лишь
ширмами откровенно мафиозных группировок, действительно организованных по
этническому признаку [1].
Из
перечисленных фактов видно, что современные этнополитические конфликты в
регионе носят комплексный характер и для их решения необходим
системно-структурный подход. Существующее административно-территориальное
деление во многих случаях несет конфликтный потенциал, но менять его в
настоящее время невозможно, ведь такое изменение лишь обострит этнополитическую
ситуацию как в Северо-Кавказском регионе, так и по всей стране. Поэтому в
сложившихся условиях национальная политика и национальная идеология, проводимая
российским государством, должна быть направлена на усиление экономического
влияния на Северном Кавказе. Причем управление экономикой должно происходить в
более крупных территориальных системах, чем республики, области и края. Это
позволит “погасить” этнополитические конфликты в регионе, так как существующие
границы будут как бы “обесценены”. Но для этого России необходимы стабильность,
безопасность и сотрудничество во всем черноморско-каспийском пространстве,
иначе экономические проблемы могут приобрести этническую окраску и Северный
Кавказ надолго останется незатухающей “горячей” точкой России.
Список литературы
1.
Белозеров В.С. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе / В.С.
Белозеров. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. – 156 с.
2.
Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х гг. / Г.С.
Денисова. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1996. – 224 с.
3.
Нэх В. К вопросу о причинах конфликтов на постсоветском пространстве /В. Нех.
// Безопасность Евразии. – 2000. – № 2. – С. 24-29.
4.
Проблемы управления в сфере межнациональных отношений (предпосылки и формы
разрешения межнациональных конфликтов) – Саратов: Изд-во Поволж. Акад. гос.
службы, 1998. – 260 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.vsu.ru