Теоретические и методические проблемы построения образовательного стандарта по психологии и педагогике
Теоретические и методические проблемы
построения образовательного стандарта по психологии и педагогике
Тенденция к комплексным исследованиям, характерная для всей
науки в целом, становится объективной базой для интеграции психологии,
педагогики и других наук о человеке, его воспитании и развитии.
Одновременно каждая из наук, участвующая в
междисциплинарном исследовании, имеет свой собственный аспект изучения, в чем и
проявляется ее монодисциплинарность. Обе науки, имею собственные предметы
исследования, неразрывно связаны между собой.
Анализ образовательного стандарта по психологии и
педагогике показывает, что он в большей степени направлен на утверждение
монодисциплинарности, чем на взаимодействие и интегрирование. В современных
условиях такой подход к построению стандарта вступает в противоречие с общей
тенденцией в развитии человековедческих дисциплин – тенденцией к интеграции.
Разделение педагогики и психологии в государственных
стандартах носит, на ваш взгляд, условный характер, так как в этих дисциплинах
больше объединяющего, нежели разъединяющего.
Взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодополняемость этих
наук обуславливает ориентацию преподавателя психологии на изучаемый
впоследствии курс педагогики. Среди других задач он определяет, что и в какой
степени необходимо знать студенту для психологического осмысления курса
педагогики? Преподаватель педагогики, в свою очередь, обращает внимание на
понимание сути педагогических знаний с позиций усвоенного студентами
психологического материала (педагогическое осмысление психологии). При этом
интегрирующим “полем” обеих дисциплин выступает реальный процесс личностного и
профессионального развития студентов.
Интеграция психологии и педагогики способствует решению
двух групп задач, взаимодополняющих и одновременно имеющих определенную
самостоятельность:
1. общечеловеческие (личностные), определяющие содержания и
технологии познания, развития и актуализации собственного “Я” человека в
различных областях жизнедеятельности;
2. профессиональные (специфические), позволяющие изучить
особенности педагогической (или какой-либо другой) деятельности, возможности
развития и реализации профессионального “Я”.
Обозначенные группы задач требуют рассмотрения проблемы
взаимоотношений категорий инвариантности и вариативности, представляющие собой
два полюса противоположных и одновременно связанных тенденций в развитии
психолого-педагогических дисциплин – тенденций к его изменению и постоянству.
Каждая из тенденций имплицитно содержит в себе
противоположную, что свидетельствует об определенном противоречивом единстве
обеих тенденций в развитии психолого-педагогических дисциплин.
Во взаимодействии психологии и педагогики также наблюдается
несоответствие между потребностями теории и практики в их интеграции и
дифференциации и отсутствием системы основополагающих идей, критериев,
способствующих реализации этих процессов.
Указанное несоответствие, на наш взгляд, может быть
преодолено путем определения существенных идей и критериев интеграции и
дифференциации, анализа имеющихся и построение на основе выделенных критериев
вариативных программ психолого-педагогических дисциплин.
Интегрирование учебных дисциплин зачастую осуществляется на
основе общей для обеих наук идеи, проблемы, отличающихся многогранностью,
многоаспектностью, комплексностью и являющихся центром интеграции и
дифференциации всех психолого-педагогических знаний. Углубленное рассмотрение
отдельных аспектов объединяющих идей и проблем позволяет установить новые
связи, зависимости между сторонами изучаемого явления.
В качестве интегрирующих факторов в педагогике и психологии
могут выступать следующие: педагогическое содержание, способное проникнуть в
другие учебные дисциплины, объединять их в системы высокого порядка;
перспективная психолого-педагогическая концепция, направление, проблема и
другие.
Наиболее значимыми, базовыми в интеграции двух дисциплин
выступают следующие: самоценность личности ребенка, идея развития, объединяющая
в себе все человеческие ценности (В.П. Вахтеров), “реальный педагогический
процесс в его сложной и многоплановой специфике, в его реально человеческом
(субъектном) исполнении и обусловленности” (В.А. Сластенин).
Таким образом, интеграция психологии и педагогики
базируется на следующих положениях:
1. Взаимодействие принципов системности, интеграции,
дифференциации в процессе познания, что способствует переносу усвоенной системы
психолого-педагогических знаний в профессиональную деятельность.
2. Определение логических связей и критериев интеграции
изучаемых предметов в целостном педагогическом процессе, что позволяет раскрыть
значение психолого-педагогических знаний для развития личности студента и его
готовности к профессиональной деятельности.
3. Включение в процесс обучения интегративных блоков, что
преодолевает изолированность, относительную замкнутость и разобщенность курсов
психологии и педагогики.
4. Систематическое и согласованное взаимодействие всех
преподавателей дисциплин психолого-педагогического цикла в решении общих и
профессиональных задач развития специалиста: совместное обсуждение комплексных
проблем, составление планов и программ, конструирование и совершенствование
технологий личностного и профессионального образования, совместная подготовка,
проведение и анализ занятий, взаимодействие в руководстве практикой студентов.
Список литературы
Вьюнова Н.И. Кандидат педогогических наук, доцент.
Теоретические и методические проблемы построения образовательного стандарта по
психологии и педагогике.