Шпаргалки по педагогике начального образования
1. Обучение как
процесс: сущность, движущие силы, функции. Структура обучения. Движущие
силы.
Обучение - двусторонний процесс учения и преподавания, процесс
передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной
деятельности. Учение - ребенок познает мир. Преподавание -
руководство педагогическим процессом познавательной и учебной деятельности
ребенка. Т.о., пед-кая деятельность включает в себя управление деятельностью
ученика и управление процессом взаимодействия с учеником
Движущей силой обучения явл. противоречия, на осн. разрешения
кот. путем умелого подбора У средств обуч-я осущ. развитие у.
Обучение всегда происходит в общении.
Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка) Деятельность
преподавания – деятельность по организации учения, в результате
которого школьники усваивают содержание образования, деятельность
контроля за ходом и итогами организации обучения. Учение – организация условий
самим человекам: для усвоения материала Составные компоненты процесса обучения:
Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой).
Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка,
самооценка)
Ф-ии обучения.
1. Образовательная – связана с усвоением знаний, умений,
навыков (связана с расширением объема) Знания – понимание, сохранение в
памяти и воспроизведение фактов науки, законов, понятий, т-ий. Они
должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная
реализация этой ф-ии должна обеспечить полноту, систематичность и
осознанность знаний, их прочность и действительность.
2. Воспитательная – формирование ценностного отношения к материальному
( с формированием отношений – мировоззрение) Воспит. ф-ия вытекает из самого
содержания, форм и методов обуч-я, но вместе с тем она осущ. и посредством
спец. орг-ии общения У с у. Реализация этой ф-ии требует при организации уч.
проц., отборе содержания, форм и методов исходить из правильно понятых
задач воспитания.
3. Развивающая – установление тесных взаимосвязей между
явлениями и факторами. ( со структурным усложнением эмо.,ителлект., мотив.
сферы). Развив. ф-ия осущ. более эффективно при спец. направленности
взаимодействия У и у на всесторонне развитие личности.
Образовательные: - сформировать у учащихся понятие ткань;
познакомить с основными видами тканей, особенностями их строения и функциями
- указать на связь строения с выполняемыми функциями.
Воспитательные: - продолжить формирование научного
мировоззрения на основе связи строения с выполняемыми функциями; -
продолжить воспитание интереса к предмету в рамках изучаемой темы.
Развивающие: - продолжить формирование умения
сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные с Формы
организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя
и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме: урок, экскурсии,
домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы,
дополнительные занятия.
В традиционном
учебном процессе средствами обучения явл.: печатные издания:
учебников, учебно-методических пособий, справочников, - дискеты с учебной
информацией, - записи на доске, плакаты, - кинофильмы, видеофильмы,
- слово преподавателя.
При получении
дистанционного образования средства обучения значительно шире и, кроме
традиционных, включают такие, как: - учебные электронные издания; -
компьютерные обучающие системы; - аудио- видео учебные материалы и мн. др.
Движущей силой обучения явл. противоречия, на осн. разрешения кот. путем умелого подбора У средств обуч-я осущ. развитие у. Обучение всегда происходит в общении.
Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка) Деятельность преподавания – деятельность по организации учения, в результате которого школьники усваивают содержание образования, деятельность контроля за ходом и итогами организации обучения. Учение – организация условий самим человекам: для усвоения материала Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка)
2. Закономерности и
принципы обучения.
Принципы обуч. – общ. нормы организации уч. проц., рекомндации о путях достижения целей обучения на основе его познанных закономерностей. Это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидакт. проц.. Они носят х-р самых общ. указаний, правил, норм, регул. проц. обуч.
1. Принцип развивающего и воспитывающего х-ра обучения на правлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности у.
2. Научности содержания и методов уч. проц. отражает взаимосвязь с современ. науч. знанием.
3.Систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта, деятельности.
4. Принцип сознательности, творческой активносnuran89@mail.ruти и самостоятельности учащихся при руководстве учителя.
5. Принцип наглядности. 6. Принцип доступности обучения. 7. Принцип прочности рез. обучения. 8. Принцип связи обучения с жизнью. 9. Принцип рац. сочет. индивидуальной и коллективной форм и способов деятельности учащихся.
Принцип наглядности.
Эфф-ть обуч. завис. от целесообраз. привлечения органов чувств к восприятию и переработке уч. материала. Я. Коменский: «В проц. обуч. детям надо тать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты.»
Виды наглядности по линии возрастания их абстраутности:
1. Естеств. наглядность 2. Экспериментальная (опыты, эксперименты) 3. Объемная (модели, макеты) 4. Изобразительная (картины, фотографии, рис.) 5. Звуковая 6. Символическая или графическая (графики, схемы) 7. Внутренняя (образы, создаваемые речью У) 3. Функции педагогического процесса в начальных классах Образовательная функция начального обучения: содержание, структурные компоненты, виды образовательных задач и методы их реализации в учебном процессе.
Образование - культура
личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии,
нравственности, права, экономики. Образование - это основа развития личности.
Гессен Сергей Иосифович (1887-1950 гг.): «Подлинное образование заключается не
в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность
поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая
которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры».
Становление творческой личности по Гессену как основная цель образования. Образование
· формирование образа
мыслей, действий человека в обществе.
· процесс усвоения
знаний, умений, навыков.
Самообразование - система
внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на
собственное развитие.
Содержание
образования - система знаний, умений и навыков, овладение которыми
закладывает основы для развития и формирования личности человека.
Система
образования - существует общее и специальное образование. Общее -
начальное и среднее (знания, умения и навыки, необходимые каждому). Специальное
- среднее специальное и высшее (знания, умения и навыки, необходимые для
определенной профессии).
Образовательная функция состоит
в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний,
умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике
определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки,
понятий, правил, законов, теорий.
Образовательная функция (в ее узком смысле) предполагает усвоение
научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков.
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории,
обобщенную картину мира. Специальные умения и навыки включают в себя
специфические только для соответствующего учебного предмета и отрасли науки
практические умения и навыки. Например, по физике и химии это решение задач,
проведение лабораторных опытов, показ демонстраций, осуществление
исследовательских работ. По географии — работа с картой, географические
измерения, ориентирование с помощью компаса и других приборов и др. По
математике — решение задач, работы с вычислительными машинами различного типа,
с логарифмической линейкой, с моделями и др. По ботанике и биологии — работа с
гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопом.
4. Воспитательная
функция педагогического процесса: содержание, структурные компоненты, виды
воспитательных задач и методы их реализации в учебном процессе.
Воспитательная
функция обучения состоит собственно в том, что в процессе
обучения формируются нравственные и эстетические представления, система
взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять
законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности,
мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация,
мировоззрение.
Воспитывающим
фактором обучения является, прежде всего, содержание образования, хотя не все
учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманистических и
эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории,
психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей
представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя
утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного
материала может вызвать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников.
Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической,
педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени
обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с
гуманитарными предметами в большой мере способствует формированию
мировоззрения, единой карты мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов
на жизнь и деятельность.
Вторым
фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов
преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является
характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе,
взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем
познавательной деятельности учеников. Современная педагогика считает, что
оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который
соединяет в себе в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся,
предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации
процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя
осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.
Основные направления и содержание
воспитательного процесса
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс
формирования личности. В целостном педагогическом процессе важное место
занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).
Процесс – разворачивающаяся во времени
последовательность состояний, событий и явлений.
Процесс воспитания – это разворачивающийся во времени процесс
взаимодействия воспитуемого и воспитателя, в ходе которого реализуются цели
воспитания.
Специфические черты процесса воспитания:
Воспитательный процесс
имеет ряд особенностей: двухсторонний характер, целенаправленность.
1. Процесс
воспитания - процесс многофакторный, в нём проявляются многочисленные
объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием
невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие
субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным
условиям, в которых личность живёт и формируется, помогает успешно решать
задачи воспитания. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он
очень динамичен, подвижен и изменчив.
2. Воспитательный
процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.
3. Одна
из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность и необратимость.
Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического
взаимодействия. Если процесс воспитания прерывается, идёт от случая к случаю,
то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании
ученика, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые прививки.
4. Процесс
воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте
означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного
процесса, подчинение идее целостности формирования личности.
5. Важна
связь с самовоспитанием.
6. Скрытая
позиция воспитателя.
7. Сложность
диагностики результата.
Цели воспитания: основная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и
физическому развитию личности. Частная цель – обеспечивать условия для расцвета
индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных
особенностей.
5. Развивающая
функция: содержание структурные компоненты, виды развивающих задач и
методы их реализации в учебном процессе начальной школы.
Развивающая
функция обучения обозначает то,
что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это
развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и
двигательной сфер личности, эмоцио-нально-волевой и потребностно-мотивационной
области. Развиваю-щая функция обучения по существу составляет проблему
взаимоотношения обучения и развития – один из острейших вопросов в психологии и
современной дидактике.
Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения,
усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во
всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер
личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая
функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и
развития один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной
психологической школой и педагогическими исследования установлено, что обучение
выступает как источник, средство развития личности. Л.С. Выготским, утверждает,
что обучение ведет
за собой развитие. Однако
психология и дидактика XX века утверждают, что развивающая функция обучения
реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано
и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную
деятельность. Развивающая функция обучения реализуется в ряде специальных технологий
или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной
дидактике для этого имеется специальный термин “развивающее обучение”. В
60-е годы один из российских дидактов Л.В. Занков создал систему развивающего
обучения младших школьников. Ее принципы, отбор содержания образования и
методы обучения направлены на развитие восприятия, речи, мышления школьников и
способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе
обучения наряду с исследованиями других отечественных ученых: Д.Б. Эльконина,
В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. Благодаря этим исследованиям,
отечественная дидактика получила ценные результаты: теорию поэтапного
формирования умственных действий (П.А. Гальперин), методы проблемного обучения
(М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), способы активизации познавательной деятельности учащихся
и др.Все это ведет к тому, что современная организация обучения направлена не
столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в
первую очередь умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу,
сравнению, классификации и пр., обучение способности наблюдать, делать выводы,
выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и
способы деятельности, проверять результаты ее. Таким образом, еще раз следует напомнить:
всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если
специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию
и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного
процесса. Процесс обучения носит также и воспитывающий характер.
6. Государственный
образовательный стандарт начальной школы.
Начальная школа призвана
обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей,
формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся
приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению,
письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и
поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Учебные предметы
на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые
закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его
труде. В начальной школе могут вводится факультативные занятия по физическому,
эстетическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам и др.
Методическое письмо О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения федерального
компонента государственного
стандарта общего образования
Цель Федерального компонента государственного
образовательного стандарта
начального общего образования –создание реальных условий для получения каждым
ребенком в возрасте 6 - 10 лет полноценного образования, определенного
Конституцией РФ и учитывающего его возрастные и индивидуальные особенности.
Стандарт утверждает современные приоритеты в целях, содержании образования на
данной ступени развития и воспитания ребенка, определяет характер условий,
которые должно создать каждое образовательное учреждение для реализации
непрерывности образования с учетом изменившихся социальных условий и требований
общества.
Цели (развитие личности младшего школьника,
формирование умений и навыков учебной деятельности, готовности к
самостоятельному учебному труду и др.
Подчеркнем, что Обязательный минимум содержания начального
общего образования (далее Обязательный минимум) отражает уровень
предъявления школой, учителем знаний младшему школьнику. В данном контексте
слово "обязательный" означает, что это содержание обучения должно
предоставить каждому ученику образовательное учреждение любого типа,
независимо от места ее нахождения, организационной формы, режима работы, наполняемости
класса и т.п. Слово "минимум" в данном случае показывает уровень
предъявляемого содержания: все знания, зафиксированные в документе, должны быть
предоставлены школьнику для усвоения. Конкретная школа с учетом своих
особенностей может расширить содержание образования, но не правомочно уменьшить
его, исказить или заменить другим. Это обеспечивает вариативность образования и
реализует статью 14 (пункт 5) "Закона РФ об образовании". Современное
начальное образование должно быть направлено на решение важнейшей задачи
социально-личностного развития ребенка.
Одной из функций государственного стандарта было обеспечение
преемственных связей со средним звеном школы
7. Виды
образовательных программ в начальных классах.
Дидактическая
система Л.В* Занкова
Л.В. Занков вместе с
сотрудниками своей лаборатории в 60-х годах предыдущего столетия разработал
новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию
школьников.
Основные принципы
1. Высокий уровень трудности.
2. Ведущая роль в
обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.
3. Продвижение в
изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и
закреплением в новых условиях.
5. Воспитание у
учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в
процесс обучения эмоциональной сферы.
6. Гуманизация
взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.
7. Развитие каждого
учащегося класса.
Суть технологии
• Урок имеет гибкую
структуру. • На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по
изобразительному искусству, музыке, труду, создаются проблемные ситуации.
• Широко используются дидактические игры,
интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на
основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей,
самостоятельной формулировки выводов. •
Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому
ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах
работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.
Дидактическая система
Л.В. Занкова акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить,
наблюдать, действовать практически. Многие исследователи, однако, считают, что
эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно теоретическое.
Д«Б. Эльконина —
В.В. Давыдова
Технология развивающего
обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова принципиально отличается от других
тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления
школьников.
Под теоретическим
мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той
или иной вещи, того или иного явления, понятия.
Теоретическое понятие
можно усвоить только в ходе дискуссии. Значимыми в этой системе обучения
становятся не столько знания,сколько способы умственных действий, что
достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного
познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Система начала
формироваться с конца 50-х годов, в массовой школе она стала распространяться в
80-х — 90-х годах XX столетия.
Основные принципы
• дедукция на основе
содержательных обобщений; • содержательный анализ; •
содержательное абстрагирование; •
теоретическое содержательное обобщение; •
восхождение от абстрактного к конкретному; •
содержательная рефлексия.
Ход обучения
- знакомство с
предлагаемой научной ситуацией или задачей; - ориентировка в ней;
- образец преобразования материала; - фиксация выявленных отношений в виде предметной или
знаковой модели; - определение свойств
выделенного отношения, благодаря которым выводятся условия и способы решения
исходной задачи, формулируются общие подходы к решению; - наполнение выделенной общей формулы, вывода конкретным
содержанием.
Особенности
технологии
• Отрицание
концентрического построения учебных программ. • Непризнание
универсальности использования конкретной наглядности в начальной школе.
• Свобода выбора и вариативность домашних заданий,
имеющих творческий характер. •
Особенностями урока в данной системе являются коллективная мыследеятельность,
диалог, дискуссия, деловое общение детей. •
Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к
школьникам не с готовым знанием, а с вопросом. •
На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором —
проблемное обучение.
Учебная задача в
этой концепции похожа на проблемную ситуацию:
- принятие от
учителя или самостоятельная постановка учебной задачи; - преобразование условий
задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; - моделирование выделенного отношения для изучения его
свойств в предметной, графической и буквенной формах; - преобразование модели отношения для изучения его свойств
в «чистом виде»;
- построение системы
частных задач, решаемых общим способом; - контроль за выполнением предыдущих
действий; - оценка усвоения общего способа
как результата решения данной учебной задачи.
• Качество и объем
работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся. • Оценка отражает
персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.
Обучение по этой
системе значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения
школьников не только знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям,
художественным образам, нравственным ценностям. Цель учителя — вывести
личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании.
Гармония
Учебно-методический комплект
«Гармония» для четырехлетней
начальной школы создан на кафедре методики начального обучения Московского
государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова
Авторы комплекта:
• доктор педагогических наук,
профессор Н.Б. Истомина (математика);
• кандидат педагогических наук,
профессор М.С. Соловейчик; кандидат педагогических наук, доцент Н.С. Кузьменко
(русский язык);
• кандидат педагогических наук,
доцент О.В. Кубасова (литературное чтение);
• кандидат педагогических наук,
старший преподаватель О.Т. Поглазова (окружающий мир);
• доктор педагогических наук Н.М.
Конышева (трудовое обучение).
В связи с этим первой
особенностью комплекта «Гармония» является его направленность на
преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих
систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность
положений традиционной методики и новых подходов к решению методических
проблем.
Вторая особенность комплекта находит выражение в методическом
воплощении в нем основных направлений модернизации школьного образования
(гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и
личностно-ориентированного подхода к процессу обучения).
В числе этих мер следует
назвать:
• логику построения содержания
курсов, нацеленных на усвоение понятий и общих способов действий, которая на
доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им
причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей в рамках
содержания каждого учебного предмета;
• способы, средства и формы
организации учебной деятельности младших школьников;
• систему учебных заданий,
которая учитывает как особенности содержания учебных предметов, так и
психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой
и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой
и рассуждением.
Третьей особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи
между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической
деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик,
Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, Н.М. Конышева) одновременно являются авторами
учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах
подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.
«Гармония» как средство повышения
уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового
педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития
начального образования. В этом заключается четвертая особенность
учебно-методического комплекта.
ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТА УЧЕБНИКОВ 'ШКОЛА 2000...' -
'ШКОЛА 2100'
Л. Г. ПЕТЕРСОН, Р.Н. БУНЕЕВ,
Учебно-методический комплект 'Школа 2000...' - 'Школа 2100' включает в
себя:
1) учебники по математике для 1-4 классов начальной школы автора Л.Г.
Петерсон,
2) учебники по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению,
окружающему миру авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О. В. Прониной, А.А.
Вахрушева,
положены следующие педагогические принципы.
А. Личностно ориентированные принципы.
1. Принцип адаптивности. 2. Принцип развития. 3. Принцип психологической
комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы. 1. Принцип картины мира. 2. Принцип
целостности содержания образования. 3. Принцип систематичности. 4.
Принцип смыслового отношения к миру. 5. Принцип ориентировочной функции
знаний. 6. Принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный
стереотип.
В. Деятельностно-ориентированные принципы. 1. Принцип обучения деятельности.
2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к
деятельности в жизненной ситуации. 3. Принцип перехода от совместной
учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона
ближайшего развития). 4. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.
5. Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и
умений творчества.
Г. И еще несколько положений.
1. Школа как часть образовательной среды. 2. Готовность к дальнейшему
развитию.
3. Принцип минимакса. Максимум оценок -минимум отметок. 'Щадящая'
система домашних заданий.
Учебно-методическое объединение решило за 10 лет
следующие задачи:
- обновлено содержание образования от дошкольного до 7 класса средней
школы; - сформулирована современная дидактическая система; - решена проблема преемственности
и непрерывности между всеми звеньями образовательного процесса;
- разработана и построена внутри системы методика формирования
средствами предметов функциональной грамотности;
- построена система,
формирующая информационную грамотность, не только на предмете 'Информатика', но
сформированы навыки общения с информацией на всех других предметах; - создан
комплект учебников:
Программа «Школа России»
1. Сочетает традиционные наработки
и новейшие достижения по психологии, педагогике, включает в себя элементы
развивающего мышления.
2. Представляет собой целостную
модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющее
полное программно-методическое обеспечение.
3. Комплект реализует Федеральный
компонент содержания образования и охватывает все образовательные области,
включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный
язык
4. «Школа России»- школа духовно
нравственного развития.
5. Учебно-методическому комплекту
приданы такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность,
открытость новому, которые должны стать неотъемлемыми
характеристиками начальной школы.
Авторы учебников
6. Дифференциация обучения,
развитие личности каждого ребенка, снятие стрессообразующих факторов учебного
процесса.
8. Общие
направления модернизации начального образования, которые нашли свое отражение в
УМК «Школа 2100».
«Школа 2000…»-«Школа 2100»
Ориентирована на обеспечение
самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
1. Самостоятельное открытие детьми
нового знания
2. Преемственность между всеми ступенями
обучения на уровне методологии, содержания и
методики
4. Разноуровневое обучение,
возможность продвижения каждого ребенка своим темпом 5.Максимальная ориентация
на творческое начало в учебной деятельности.
6. Развитие вариативного мышления
7. Программа «Школа2000…»-«Школа
2100» отражает один из подходов к развивающему обучению, разработанный с
позиции преемственности научных взглядов иинтеграции, неконфликтующих между
собой идей из новых концепций.
ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТА УЧЕБНИКОВ 'ШКОЛА 2000...' -
'ШКОЛА 2100'
Л. Г. ПЕТЕРСОН, Р.Н. БУНЕЕВ,
Учебно-методический комплект 'Школа 2000...' - 'Школа 2100' включает в
себя:
1) учебники по математике для 1-4 классов начальной школы автора Л.Г.
Петерсон,
2) учебники по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению,
окружающему миру авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О. В. Прониной, А.А.
Вахрушева,
положены следующие педагогические принципы.
А. Личностно ориентированные принципы.
1. Принцип адаптивности. 2. Принцип развития. 3. Принцип психологической
комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы. 1. Принцип картины мира. 2. Принцип
целостности содержания образования. 3. Принцип систематичности. 4.
Принцип смыслового отношения к миру. 5. Принцип ориентировочной функции
знаний. 6. Принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный
стереотип.
В. Деятельностно-ориентированные принципы. 1. Принцип обучения деятельности.
2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к
деятельности в жизненной ситуации. 3. Принцип перехода от совместной
учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона
ближайшего развития). 4. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.
5. Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и
умений творчества.
Г. И еще несколько положений.
1. Школа как часть образовательной среды. 2. Готовность к дальнейшему
развитию.
3. Принцип минимакса. Максимум оценок -минимум отметок. 'Щадящая'
система домашних заданий.
Учебно-методическое объединение решило за 10 лет
следующие задачи:
- обновлено содержание образования от дошкольного до 7 класса средней
школы; - сформулирована современная дидактическая система; - решена проблема преемственности
и непрерывности между всеми звеньями образовательного процесса;
- разработана и построена внутри системы методика формирования
средствами предметов функциональной грамотности;
- построена система,
формирующая информационную грамотность, не только на предмете 'Информатика', но
сформированы навыки общения с информацией на всех других предметах; - создан
комплект учебников:
2. В настоящий момент «Школа 2100» является
государственной вариативной образовательной системой. Ее деятельность
положительно оценена Российской академией образования и
рекомендована к использованию в массовой
практике.
3. Образовательная система «Школа 2100» успешно
решает задачи модернизации российского образования, а именно: создает условия и
разрабатывает механизмы выращиванияфункционально грамотной личности (система
общеучебных умений, пред_
метные линии развития учащихся и др.), на
практике реализует принцип непрерывности и преемственности образования.
9. Методы и приемы
развития творческих способностей и личностных качеств учащихся в системе
развивающего обучения Л.В. Занкова.
РАЗВИВАЮЩЕЕ
ОБУЧЕНИЕ - это развитие физических, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ, нравственных, СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ путем использования их потенциальных возможностей." ( Л.С.
Выготский )
С точки зрения современной
педагогики дидактические принципы системы Л. В. Занкова звучат так:
обучение на высоком уровне
трудности;
включение изучаемых дидактических
единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции — изучение
материала быстрым темпом); -сочетание чувственного и рационального познания (в
прежней редакции — ведущая роль теоретических знаний); - осознание школьниками
процесса учения; - развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной
зрелости.
Эти принципы конкретизируются
следующим образом.
Принцип обучения на высоком уровне
трудности является ведущим принципом системы, ибо «только такой учебный
процесс, который систематически даёт обильную пищу для напряжённой умственной
работы, может служить быстрому и интенсивному развитию учащихся».
Функциональный подход заключается в
том, что каждая единица учебного материала изучается в единстве всех её
функций.
Коллизии — это столкновение. Столкновение старого,
бытового понимания вещей с новым научным взглядом на их сущность, практического
опыта с его теоретическим осмыслением, которое зачастую противоречит прежним
представлениям. Задача учителя состоит в том, чтобы эти противоречия на уроке
рождали спор, дискуссию. Выясняя суть обозначившихся разногласий, ученики
анализируют предмет спора с разных позиций, связывают с новым фактом уже
имеющиеся у них знания, учатся осмысленно аргументировать своё мнение и уважать
точки зрения других учеников.
Вариантность выражается в гибкости процесса обучения. Одну
и ту же задачу можно выполнять разными способами, которые выбирает сам ученик.
Одно и то же задание может преследовать разные цели: ориентировать на поиск
путей решения, обучать, контролировать и т.п. Вариантными являются и требования
к ученикам, учитывающие их индивидуальные различия.
В качестве системообразующих
методов обучения определены частично-поисковый и проблемный.
Оба эти метода в какой-то мере
сходны между собой, реализуются при помощи похожих приёмов. Суть проблемного
метода в том, что учитель ставит перед учениками проблему (учебную задачу) и
вместе с ними рассматривает её. В результате совместных усилий намечаются
способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый
учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас
имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют
отношение к предмету изучения. Приёмами проблемного метода являются наблюдение,
сопряжённое с беседой, анализ явлений с выделением их существенных и
несущественных признаков, сопоставление каждой единицы с другими, подведение
итогов каждого наблюдения и обобщение этих итогов в виде определения понятия,
правила или алгоритма решения учебной задачи.
Характерной особенностью частично-поискового
метода является то, что, поставив перед учениками проблему, учитель не
составляет вместе с учениками план действий по её решению, а разделяет её на
серию доступных детям подзадач, каждая из которых является шагом к достижению
основной цели. После чего он обучает детей последовательно выполнять эти шаги.
В результате совместной с учителем работы ученики самостоятельно, на уровне
своего понимания материала делают обобщение в виде суждения о результатах
наблюдений и бесед. Частично-поисковый метод в большей степени, чем проблемный,
допускает работу на эмпирическом уровне, т. е. на уровне жизненного и речевого
опыта ребёнка, на уровне представлений детей об изучаемом материале. Названными
выше, в проблемном методе, приёмами ученики не столько пользуются, сколько
учатся им.
10.Понятие метода
обучения. Многомерные классификации методов.
Метод обучения (от греч. Metodos — буквально: путь к чему-либо) — это
упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение
заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто
понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач
образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к
деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно
говорить о методах обучения, а во втором — о методах учения. Если же речь идет
о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются
методы обучения.
В структуре методов
обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть,
разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в
том случае, когда метод простой по структуре.
Метод обучения — сложное, многомерное,
многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные
закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения.
Методы обучения — категория историческая. В разные
периоды развития школы цели обучения менялись и дополнялись в соответствии с
господствовавшими социальными целями и мировоззрением. Так, во времена
феодализма единственной задачей официальной школы ставилось усвоение преимущественно
схоластических знаний.
Классификация
методов обучения
Классификация
методов обучения —
это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время
известны десятки классификаций методов обучения. Обучение — чрезвычайно
подвижный, диалектичный процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы
отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике
применения методов.
И.П. Подласый выделяет 6
наиболее обоснованных классификаций методов обучения, которые изложены
ниже.
Классификация
методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака
классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс
обучения на уроке. Выделяются следующие методы:
• приобретение знаний; • формирование
умений и навыков;• применение знаний;
• творческая
деятельность; • закрепление;
Классификация
методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И,Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной
де-ятельности — это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной
деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем
схеме обучения. Выделены следующие методы:
•
объяснительно-иллюстративныый (информационно-рецептивный);
• репродуктивный; • проблемное
изложение; • частично-поисковый
(эвристическиий);• исследовательский.
4. По дидактическим
целям выделяются (Г.И. Щукина, И.Т. Ого-родникова и др.) две группы методов
обучения:
- методы, способствующие
первичному усвоению учебного материала;
- методы,
способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
К первой группе
относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа,
работа над книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая
беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод.
Ко второй группе
относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные
упражнения и др.); практические работы. и т.д. методы
11 .Использование
наглядных методов при обучении в начальной школе.
Наглядные методы
обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в
процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических
средств.
Наглядные методы
обучения необходимо использовать на уроках в начальной школе. Это правило
вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника.
Эти методы
способствуют развитию памяти, мышления, воображения. Однако не следует отрицать
при этом роль внимания. Как известно, внимание является функцией, обслуживающей
все психические процессы. Без внимания не возможно осуществлять ни одну
сознательную деятельность, не возникает мысль. Следовательно, без внимания не
возможно нормально построить процесс обучения. Поэтому так важно научиться
управлять вниманием учеников.
У младших
школьников небольшая устойчивость внимания, им свойственно частое отвлечение. В
связи с этим с первых уроков необходимо "воспитывать" внимание.
Среди наглядных
методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию.
Благодаря наблюдению возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей
жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить
их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации
внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно
обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений,
процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении
нового материала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске
мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным
содержание изображаемого на доске.
При использовании
наглядных пособий необходимо соблюдать
ряд условий:
- применяемая
наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
- наглядность должна
использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в
соответствующий момент урока;
- наблюдение должно
быть организовано так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый
объект;
- детально
продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
- демонстрируемая
наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
- привлекать самих
учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или
демонстрационном устройстве.
Эффективность
применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого
сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и
особенности, которые в большей мере раскрывают сущность изучаемых предметов и
явлений.
12. Использование
словесных методов при обучении младших школьников.
Словесные методы
занимают ведущее место в системе методов обучения
Прогрессивные педагоги — Я.А. Комен-ский, К.Д. Ушинский и
др. — выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость
дополнения их наглядными и практическими методами
Словесные методы
позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить
перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения.
Словесные методы
подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция.
Рассказ предполагает устное
повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод
применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа,
его объем, продолжительность. По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление,
рассказ-изложение, рассказ-заключение.
В ходе рассказа
используются такие методические приемы, как изложение информации, активизация
внимания, ускорение запоминания (мнемотические, ассоциативные), логические
сравнения, сопоставления, выделение главного, резюмирование.
Объяснение. Под объяснением следует понимать
словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого
объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение — это монологическая система
изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала,
решения химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии
коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Беседа — диалогический метод обучения, при
котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит
учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже
изученного. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы.
Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого пришло понятие
«сократическая беседа».
Широкое распространение
имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» — нахожу, открываю). В ходе
эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и
практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию
правил и выводов.
Для сообщения новых
знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению
нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы
состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового.
Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.
В ходе беседы вопросы
могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего
класса (фронтальная беседа).
Одной из разновидностей
беседы является собеседование.
Дискуссия. Дискуссия как метод обучения
основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают
собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод
целесообразно использовать в случае, когда учащиеся обладают значительной
степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать,
доказывать и обосноьы-вать свою точку зрения.
Лекция. Рассказ и объяснение применяются
при изучении сравнительно небольшого по объему учебного материала. При работе
с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно
излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20-30 минут урока,
а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется в форме лекции.
«Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не
прерывается обращением к учащимся с вопросами».
13.Практические
методы обучения учащихся.
Методы учебной
работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике
В процессе обучения
большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения
полученных знаний на практике.
Метод упражнений. Сущность его состоит в том, что
учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в
применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои
знания, вырабатывают и соответствующие умения и навыки, а также развивают свое
мышление и творческие способности. во-первых, должны носить сознательный
характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят
изучаемый материал, во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению
знаний и, в — третьих, содействовать развитию творческих способностей
школьников.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления,
памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют
затрат времени на ведение записей. Письменные упражнения используются
для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их
способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи,
самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и
графическими.
К графическим
упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей,
графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов,
выполнение зарисовок при проведении лаборатоно-практических работ,
экскурсий. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными
и решают единые учебные задачи. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности
учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или
творческий характер.
К учебно-трудовым
упражнениям относятся практические работы
учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих
упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой
деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Крайне необходимы и проблемно-поисковые
упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию
учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других
технических приспособлений, т.е. изучение учащимися каких-либо явлений с
помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные
работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов,
тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и
за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Особый вид практических
методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с
машинами-тренажерами и репетиторами.
К этим приемам
относятся следующие:
• объяснение учителем
цели и задач предстоящей тренировочной деятельности;
• показ учителя, как
нужно выполнять то или иное упражнение;
• первоначальное
воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике;
• последующая
тренировочная деятельность учащихся, направленная на совершенствование приобретаемых
практических умений и навыков.
14.
Формы-организации "обучения в начальных классах: общеклассные, групповые,
индивидуальные.
Форма — характер ориентации деятельности.
В основе формы лежит ведущий метод. Формы бывают конкретными (урок, домашняя
работа, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, контроль
знаний и др.) и общими.
Урок — коллективная форма обучения,
которой присущи постоянный состав учащихся, жесткие рамки занятий,
регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.
Факультативные занятия как форма обучения были введены в
конце 60-х — начале 70-х гг. XX века в процессе очередной безуспешной
попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более
глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто
используются для работы с отстающими обучаемыми.
Домашняя работа — форма организации обучения, при
которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства
учителя.
Внеклассная работа — олимпиада, кружки — должны способствовать
наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Широко распространенным в дидактике
является также термин «приемы обучения». Прием обучения — это составная часть
или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем,
например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся
практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как
нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных
учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых
умений и навыков.
Фронтальной работе уделяется в дидактике
большое внимание. Необходимость таких занятий обуславливается едиными учебными
программами, обязательными для изучения всеми учащимися, и развитием
индивидуальных способностей и дарований учащихся класса. При фронтальной работе
ученик проявляет себя как личность, демонстрирует свои знания, эрудицию,
память, желание и умение трудиться в коллективе. Учитель при этом ставит перед
учащимися одну или несколько общих, единых задач. В процессе их решения учитель
имеет возможность наблюдать и оценивать общий настрой учащихся в работе, их
отношение к изучаемому материалу и взаимоотношения друг с другом. Однако эта
форма работы имеет и свои слабые стороны, так как она в определенной степени
усредняет задания по объему и рассчитана на единый темп работы. С целью
оптимальной занятости учащихся на уроке постоянно используются индивидуальные
формы занятий. При этом каждый ученик получает свое задание, которое он
выполняет независимо от других. Чаще всего это задания карточки, где учитель
имеет возможность их дифференцировать (Карточки- задания прилагаются ).
Индивидуальные занятия особенно важны для школьников с негативным отношением к
учебе. могут быть карточки-инструкторы, карточки с пропусками (особенно по
геометрии) и т.д. Когда же задание выполнено учеником, учитель должен заметить
это, поднять престиж в глазах класса. (карточки-задания прилагаются).
Эффективность
применения индивидуальных форм работы в воспитании школьников во многом
определяется тем, насколько хорошо учитель знает личностные качества учащихся,
уровень их знаний и умений, мотивы учения, учебные возможности, индивидуальные
возможности. Самостоятельная работа становится средством активной
познавательной Самостоятельная работа должна быть посильна для каждого
школьника. Задания для учащихся необходимо давать разные по сложности.
15.Педагогическая
диагностика: сущность, основные принципы, требования к проведению.
Педагогическая
диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая
деятельность. Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К.
Инганкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г.
в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере применения
педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во
многом образ мыслей у психологической диагностики.
Педагогическая
диагностика сегодня все еще является скорее активно оспариваемой и
неопределенной программой, нежели сформировавшейся научной дисциплиной.
Поэтому неудивительно, что существуют различные определения научной
диагностики. Различают диагностирование обученности, т.е. последствий, достигнутых
результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывается более широкий и более
глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка
лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование
рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет
тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает
в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их
анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития
событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана, во-первых,
оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах
общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в-третьих,
руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе
учащихся из одной учебной группы в другую.
16.Урок как основная
форма организации педагогического процесса. Основные противоречия урока.
Типовая структура урока в начальной школе.
Урок — коллективная форма обучения,
которой присущи постоянный состав учащихся, жесткие рамки занятий,
регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.
Анализ уроков в школах показывает, что их структура и методика во многом
зависят от дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также
от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить
о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть
классифицированы по типам:
— уроки-лекции
(практически — это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном
мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);
- лабораторные
(практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и
навыков);
- уроки проверки и
оценки знаний (контрольные работы, тестирование);
- комбинированные
уроки проводятся по любой из схем:
- повторение
пройденного — воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка
домашнего задания, устный и письменный опрос;
- освоение нового
материала; на этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается»
в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой;
- отработка навыков и
умений применения знаний на практике (чаще всего — решение задач по новому
материалу);
- выдача домашнего
задания.
Структура урока. Многообразие структур урока
Структура урока — это
совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока,
возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную
действенность.
Структура урока
изучения нового материала:
Структура урока
закрепления и развития знаний, умений, навыков:
Структура урока
применения знаний, умений и навыков:
Структура
повторительно-обобщающе го урока:
Структура комбинированного
урока (он, как
правило, имеет ве или несколько дидактических целей):
• организация начала
урока; • проверка домашнего задания, постановка цели урока; • подготовка
учащихся с восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и
практических и умственных умений; • изучение
нового материала, в том числе и объяснение; •
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного,
связанного с новым; • обобщение и
систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и
сформированными; • подведение итогов и
результатов урока; • задание на дом; • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся
для изучения новой темы (не всегда).
17. Нетрадиционные
уроки в начальной школе. Типы. Основные характеристики.
Это, в частности,
уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки,
занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематичные игровые уроки, благодаря
которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
индивидуальной
работы с ними.
И, наконец, возможность представления заданий и упражнений
преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей на этапе
характерной для первых месяцев пребывания ребенка в школе смены ведущей
деятельности (переход от игровой деятельности к учебной), способствует
сглаживанию и сокращению адаптационного периода.
Введение в школьную программу
начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить
учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить
личностные качества ребенка.
Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая
игра ¾ кроссворд
На уроках кроссворды
целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими
фактического материала.
Логические задания
кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями
учащихся.
Процесс
отгадывания, по мнению современных педагогов,
является своеобразной
гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание
загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к
рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как
процесс творческий, а саму загадку ¾ как
творческую задачу.
Кроме того, занятия
музыкой ¾ один из самых действенных способов развития
звуко-высотной культуры и ритмического слуха, что необходимо при восприятии
иностранной речи. Музыка обладает и общим тонизирующим действием, что повышает
эффективность занятий.
Экскурсия, которая
проводится по программе природоведения в начальных классах ¾ это еще один из типов нетрадиционного урока.
Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в
условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного
восприятия учениками ее предметов и явлений.
Уроки-экскурсии имеют
огромное воспитательное влияние на детей.
Главным методом
познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями
природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.
Классифицируют уроки-экскурсии по двум признакам: по объему содержания
учебного предмета (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения
раздела (вступительный, текущий, итоговый).
1. Организация
класса 2. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков. 3. Постановка цели и
заданий урока. Общая мотивация.
4. Усвоение
новых знаний, умений и навыков. 5. Обобщение и систематизация усвоенных знаний,
умений и навыков. 6. Соотношение усвоенных знаний, умений и навыков. 7.
Домашнее задание. 8. Итоги урока.
18.Контроль в
обучении младших школьников. Основные функции педагогического контроля в школе.
Виды, методы и формы организации контроля. Соотношение отметки и оценки.
Контроль как учебное действие
осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату
учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся
действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных
операций.
Контроль — это также способ получения
информации о качественном состоянии учебного процесса.
Контроль выполняет обучающую,
диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую
функции.
Целью контролирующей
(управляющей) функции является установление обратной связи (внешней: ученик —
преподаватель и внутренней: ученик — ученик), а также учет результатов
контроля.
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании
знаний и умений, их систематизации.
Контроль способствует
также обобщению и систематизации знаний.
Диагностическая функция — получение информации об ошибках,
недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах
затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.
Прогностическая функция проверки служит получению опережающей
информации об учебно-воспитательном процессе.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании
познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. В
процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и
мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности.
Ориентирующая функция — получение информации о степени
достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом — насколько
усвоен и как глубоко изучен учебный материал.
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у
учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности,
честности.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид
оценки (включая и отметки) создает определенную эмоциональную реакцию
ученика.
Социальная функция
проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка
младшего школьного возраста.
Требования к контролю: Всесторонность, Индивидуальность.
Систематичность. Стимулирующий характер.
Выделяют пять
основных принципов контроля:• объективность; • систематичность; •
наглядность; • всесторонность; • воспитательный характер.
В современной
педагогике различают следующие виды контроля: - предварительный;
- текущий; - тематический; - рубежный
(поэтапный); - итоговый; - заключительный.
В зависимости от
того, что осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три
типа контроля.
Внешний (осуществляется учителем над
деятельностью ученика). Взаимный (осуществляется
учеником над деятельностью товарища). Самоконтроль
(осуществляется учеником над собственной
деятельностью).
Требования к знаниям
должны быть следующими:
• однозначность, т.е.
поставленная цель образования должна быть однозначно понята всеми; • диагностичность,
т.е. должна существовать возможность проверки достижения поставленной цели;
• содержательность, т.е. цель должна отражать то, что
получил ученик в процессе обучения.
В школьной практике
существуют несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся:
- диктант; - краткая самостоятельная
работа; - письменная контрольная работа;
- контрольная
лабораторная работа; - устный зачет по изученной теме; - классический устный опрос у доски.
Нетрадиционные формы
контроля знаний и умений учащихся:
+ Матричный
контроль. Суть
матричного контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные варианты
заранее заготовленных матриц с вопросами, и каждый из них выбирает из всех
предложенных в матрице ответов только один правильный, фиксируя его знаком «х»
или «+». По окончании работы преподаватель собирает матрицы с ответами
учащихся и сравнивает их с контрольной матрицей, накладывая ее поочередно на
все матрицы с ответами учащихся. Викторина-зачет (фишки даются)
Целью оценочной деятельности учителя является контроль успеваемости
учащихся и формирование у них адекватной самооценки.
Итогом акта оценивания
учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка, которая в
зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и
интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным
суждением, отметкой (Б.Г. Ананьев, X. Век,
Г.И. Щукина, Н.В. Кузьмина).
Б.Г. Ананьев в
фундаментальной работе «Психология педагогической оценки» пишет: «Умственное
развитие ребенка в школе осуществляется учителем не только через предмет и
методы обучения,
но и посредством
оценки, которая представляет собой факт самого непосредственного руководства
учеником».
Сущность оценки
успешности обучения учащегося, по Л.С. Выготскому, заключается в том, что
«всякий поступок должен возвращаться к ребенку в виде впечатления от его
действия на окружающих».
По Б.Г. Ананьеву оценка
может быть: • ориентирующей, воздействующей на умственную работу
школьника, • стимулирующей, воздействующей на эффективно-волевую сферу •
воспитывающей — под непосредственным влиянием.
В педагогическом
сообществе существует и противоположная точка зрения — оценки в школе
(особенно в начальной) не нужны. Так
считает, например,
известнейший педагог нашего времени Ш.А. Амо-нашвили.
Его аргументы против
отметок: 1.
В отметках всегда сосредотачивалась и продолжает сосредотачиваться вся власть
взрослого (учителя и родителя) над ребенком. 2.
В отметке выражается признание школой своего бессилия.
3. Отметка — это «валютная купюра» на школьном и семейном
рынках. 4.
Отметка есть способ соревнования детей. 5.
Отметка есть суррогат отношений педагога к ребенку. «Уничтожающая двойка»
19.Воспитание в
структуре педагогического процесса начальной школы.
Воспитание — процесс всеобщий Воспитание — процесс
объективный. Воспитание — процесс
многомерный. Оптимальный путь к успеху —
гуманистическая воспитательная система.
Таким образом,
воспитание — это и сложный процесс освоения духовного и социально-исторического
наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство
усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки — педагогика.
В педагогике термин
«воспитание» употребляется в трех смыслах:
• в широком
социальном, когда воспитание рассматривается как общественное явление, как процесс
формирования личности учащегося под влиянием всей социальной окружающей
действительности. При этом ведущую роль играют воспитательные силы общества,
его социальные институты, общественные организации, средства массового
воздействия;
• в широком педагогическом,
когда имеется в виду учебно-воспитательный процесс в системе специальных
учебно-воспитательных учреждений. Школа изучает социальную среду и влияет на
среду через человека — детей, родителей, педагогов. В этом — функция
оздоровления социума школой;
• в узком
педагогическом, когда имеется в виду собственно воспитательная работа,
проводимая с учащимися конкретного учебного заведения.
Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы
обладало максимальным воспитательным потенциалом.
Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач.
Эти функции можно
сформулировать короче: • созидательно-культурная; •
социализации и адаптации; •
человекообразующая.
Принципы
гуманистического воспитания: 1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не
рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. 2. Комплексность. Принципы
несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не
поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса.
Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу. 3. Равнозначность. Принцип
включения личности в значимую деятельность. Третий
принцип воспитания — принцип личностного
функционирования. Принцип субъективного контроля. природосообразность.
20.Общество
сверстников как фактор воспитания качеств личности ребенка. Воспитательная
система школы.
Воспитательная система — группа компонентов социальной
действительности, обеспечивающих духовное и нравственное становление и
творческое развитие личности.
При таком определении воспитательная система выглядит
следующим образом.
Сейчас многие педагоги как в России, так и за рубежом пришли
к выводу, что сфера воспитания — особая сфера, и она не может рассматриваться
как дополнение к обучению.
Ядром воспитательной системы является воспитательный
коллектив. Это своеобразное единство двух коллективов — педагогического и
ученического.
Ее цель и объект —
целостная личность. Она включает в себя следующие блоки: • цели; • совокупный субъект; •
деятельность и общение; • отношения; • освоенная среда; •
управление.
Основные функции школьной
воспитательной системы:
• интегрирующая; • регулирующая;
• развивающая.
Интегрирующая приводит
к соединению в одно целое ранее разрозненные, несогласованные воспитательные
воздействия. Регулирующая функция направлена на упорядочение педагогических
процессов, на управление ими. Развивающая функция обеспечивает динамику
системы, которая выражается, с одной стороны, в оптимизации ее
функционирования, с другой, — в ее поступательном развитии, обновлении,
совершенствовании.
Наблюдения последних лет
позволяют утверждать о наличии ряда новых функций школьных воспитательных
систем:
• защиты; • корректировки;
• компенсации.
признаки
гуманистической воспитательной системы в школе: 1. Наличие в школе «малой», т.е. собственной концепции воспитания,
отражающей ее настоящее и будущее и принятой как педагогами, так и учащимися. 2. Здоровый образ жизни коллектива. 3. Ориентация на общечеловеческие ценности. 4. Событийный характер больших коллективных дел. 5. Наличие «зон свободного развития». 6. Оформление школы по
принципу «И стены воспитывают».
7. Включенность среды в
школу и школы в среду. 8. Разумное разрешение возникающих конфликтов за счет внутренних
сил. 9. Гуманистический характер межличностных
отношений детей и взрослых: взаимное доверие, доброжелательность в коллективе
учреждения.
10. Внимательность,
доброжелательность, стремление помочь и товарищам, и посторонним людям; чувство
принадлежности к коллективу школы, ощущение защищенности и комфорта.
Формирование воспитательной системы школы:
Первый этап — становление системы. Второй этап — этап
стабилизации школьной жизни.
Система СТ. Шацкого. Система СМ. Ривеса и
Н.П. Шульмана
21. Эффективные
методы организации воспитательного процесса в начальной школе.
В «Словаре русского
языка» слово «метод» расшифровывается как совокупность одноцелевых и однотипных
приемов. Н.И. Болдырев в книге «Методика воспитательной работы в школе» раскрывает
метод как путь или способ достижения поставленной цели.
В авторитарной
педагогике методы обучения трактовались как методы воспитательных воздействий.
Например, Т.А. Ильина в «Педагогике» в 1984 году дала такое определение: «Под
методами воспитательных воздействий на учащихся, или методами воспитания, подразумеваются
способы воздействия воспитателя на сознание, волю и чувства учащихся в целях
формирования у них убеждений и навыков коммунистического поведения».
Различают 3 группы
методов, соответствующих целенаправленной деятельности воспитателей и
организованной целенаправленной деятельности учащихся:
1. Методы убеждения: - показ, рассказ
сущности дела с объяснением его важности, полезности; - личный пример, личный показ; - практическая деятельность с отдельными учащимися,
практическая помощь каждому (метод приучения); -
поощрение; - наказание; - осуждение; - одобрение.
2. Методы упражнения: - практическая
самостоятельная деятельность учащихся, когда идея подается учителем; - творческий коллективный поиск, неординарность в воспитательном
процессе.
3. Методы косвенного
воздействия на учащихся.
Ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко)
Ситуация непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова) Ситуация свободного
выбора (О.С. Богданова, В.А. Караковский). Ситуация
соревнования (А.Н. Лутошкин) Ситуация
соотнесения (Х.Й. Лийметс) Ситуация успеха (О.С.
Газман, В.А. Караковский, А.С. Белкин) Ситуация творчества (В.А. Караковский).
22.Формы организации воспитательного
процесса младших школьников.
Формы воспитательной
работы весьма многообразны и динамичны во времени. Согласно «Философскому словарю», форма —
это способ организации и способ существования предмета, процесса, явления.
Форма воспитательной работы — это способ организации воспитательного процесса,
отражающий внутреннюю связь его элементов и характеризующий взаимоотношения педагогов
и воспитанников. В педагогической литературе обычно дается классификация форм
воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: - массовая
(фронтальная); - групповая (кружковая);
- индивидуальная.
Встречается и другая
классификация — в зависимости от методов воспитательного воздействия:
- словесная (лекции,
конференции); - практическая (экскурсии, конкурсы); - наглядная (музеи, панно).
Формы воспитательной
работы различают и по времени воздействия: - урочные; -
внеурочные (в т.ч. внешкольные).
Эффективность различных
форм воспитательной работы определяется контингентом, временем года, возрастом
детей и личностью педагога.
К средствам
воспитания в узком
смысле этого слова относятся книги, кинофильмы, произведения живописи, живое
слово учителя и все то, что необходимо для воспитательных целей. В широком
понимании к средствам воспитания относятся виды деятельности, способствующие
формированию личности: учеба, общественно-полезный труд, игры, кружковая
работа, спортивные занятия, художественная самодеятельность. Выбор средств
определяется возрастом учащихся, возможностями социума, вкусом детей,
склонностями педагога.
Прием воспитания — это составная часть метода. Это
лишь звено воспитательного процесса, единичное, одноактное действие. Например,
метод поощрения включает такие приемы: одобрение, похвала, благодарность,
награда. А метод убеждения — внушение, разъяснение, беседу. Метод наказания
может включать такие приемы, как замечание, предупреждение, выговор, строгий
выговор.
Все приемы воспитания
можно разделить на две группы.
1. Приемы,
корректирующие поведение, воодушевляющие учащихся — радость, благодарность и
т.п.
2. Приемы, помогающие
исправить поведение, пробуждая отрицательные чувства ребенка — стыд, раскаяние
и др. Даже русская народная мудрость подсказывает жизненность этих приемов: «Детей
наказывают стыдом, а не кнутом». Эта группа приемов называется тормозящими,
т.к. они способствуют преодолению негативных качеств и расчищают почву для
развития положительных. На основе негативных чувств у детей возникает
намерение воздержаться от неблаговидных поступков.