Что дал человечеству научно-технический прогресс?
Что дал человечеству научно-технический прогресс?
Прот. Георгий Нейфах
Научно-технический прогресс прочно укоренился в нашей
сегодняшней жизни. Современный человек с молоком матери впитывает представление
о его несомненной пользе. Научно-технический прогресс (НТП) представляется
"великим благодетелем" человечества, которого были лишены праотцы.
Попытаемся разобраться, что дал человеку
научно-технический прогресс.
Как жили праотцы, не знавшие научно-технического
прогресса? Их жизнь рисует нам точное слово Библии. По этому слову Авель был
пастырем скота, а Каин - земледельцем. Таким образом, Господь прямым ли
научением или через творческий поиск человека дал первым людям умения, обеспечивающие
их пищей, одеждой и достаточным для тех климатических условий жилищем (шатрами
из шкур). На этих умениях человечество прожило несколько тысячелетий, да и до
сих пор пищу нам дают земледелие и скотоводство.
Достаточно ли этих умений для человеческого
благополучия? Не будем брать в пример святых людей, которые и в нашем-то веке
умудряются жить, как древние патриархи, и по знать такое блаженство, которое
никто в мире познать не может. Возьмем подобных нам обыкновенных людей.
Конечно, мы не можем вызвать их из глубины веков и расспросить, но о состоянии
их душ свидетельствует сотворенное ими искусство, в особенности литература.
О чем радовались наши далекие предки? О том ли, что
они освоили новую технологию укладки дороги, или изобрели новые, более прочные
ткани, или усовершенствовались в кораблестроении? Нет, они радовались о том же,
о чем радуемся мы: о красоте окружающего мира, о любви, о добре, благородстве,
живущих в человеческой душе.
О чем они плакали? О том ли, что письма из Греции
друзьям в Египет идут слишком долго, а поездка туда слишком трудна? О том ли,
что нельзя приготовить пищи в микроволновой печке, а потом хранить ее в
холодильнике? О том ли, что нельзя полететь на Луну и высадить туда луноход?
Нет, они плакали о том же, о чем плачем мы: о бренности и тленности земного
бытия, о метаниях человеческой души, о самовластии греховных страстей,
возмущающих мир в человеческом сообществе и в душе каждого человека.
Потому и вечны шедевры искусства, что они говорят о
вечных проблемах человека, а значит ни одной из этих проблем научно-технический
прогресс не решил.
Чего же все-таки мы достигли? Одной из главных задач,
поставленных перед прогрессом еще в эпоху Возрождения (когда он еще не
назывался научно-техническим), было освобождение человека от тягот физического
труда, то есть того самого "пота лица", которым наказал Господь
человека за грех. Казалось бы, мы достигли колоссальных успехов: сеялки,
веялки, уборочные машины, доилки, поилки и прочее в сельском хозяйстве;
экскаваторы, подъемные краны и множество машин и станков в промышленности;
пылесосы, стиральные и моющие машины, программируемые плиты и печи в домашнем
хозяйстве. Но каков же результат? Большинство людей как белки в колесе мечутся,
добывая хлеб насущный, а некоторым, как в древние времена, приходится трудиться
непосильно. Как в древности, так и теперь есть люди, которые умудряются не
трудиться и жить за счет других, и этих людей как тогда, так и сейчас поражает
моральное разложение, худшее, чем непосильный труд… Единственное заметное изменение
- это замена преимущественно физического труда на преимущественно умственный. В
результате меняется и форма переутомления: вместо усталых, ноющих мышц —
издерганные нервы и "едущая крыша", но вряд ли такими изменениями
можно гордиться.
Другая благородная цель, которую ставили приверженцы
научно-технического прогресса - победить нужду, то есть через достигнутое с
помощью научно-технического прогресса материальное изобилие накормить голодных,
одеть холодных и т.п. Успехи научно-технического прогресс в материальном
производстве превзошли всякие ожидания, но желаемого результата мы не достигли.
Хотя очевидно, что сегодняшний производственный потенциал способен накормить,
одеть и дать крышу над головой всему земному населению, однако из-за
черствости, жадности и эгоизма людей этого не происходит, и множество людей не
имеют самого необходимого.
Отметим еще одну сторону проблемы имущественного не
равенства: помимо людей, действительно лишенных необходимого, гораздо большее
количество людей чувствуют себя обделенными из-за зависти к более богатым.
Чувство же зависти невозможно насытить никаким научно-техническим прогрессом, и
древний скотовод с одной козой, взирая на соседа с двумя козами, чувствовал
себя так же плохо, как и владелец "жигулей", взирающий на владельца
"мерседеса".
К чему же мы пришли? Несмотря на усилия множества
лучших умов человечества, огромный багаж добытых знаний, множества созданных на
основе этих знаний остроумнейших технологий, приблизиться к поставленным целям
нам не удается.
Ощущение движения вперед поддерживается еще и тем, что
внедрившиеся в нашу жизнь достижения научно-технического прогресса кажутся нам
жизненно важными. Ложность этого ощущения легко увидеть на примерах новинок
научно-технического прогресса, освоенных в обиходе в самое последнее время.
Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский написал все свои
сочинения от руки, великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому
посчастливилось дожить до пишущих машинок, а сейчас каждый первоклассник
печатает "мама мыла раму" на компьютере и искренне уверен, что без
компьютера он не сможет приготовить уроки.
Другой пример - происходящая на наших глазах мобильная
телефонизация всей страны. Лет пятнадцать назад нас волновало множество вещей,
но не отсутствие мобильной связи, а сегодня кажется, что жить без нее очень
плохо.
Конечно, и общество подстраивается под внедрения
научно-технического прогресса, делая их необходимыми. (Если задания у
первоклашек будут принимать только напечатанными на принтере, то в самом деле,
без компьютера уроки не сделать.)
Итак, реального движения к поставленным целям не
происходит, но наша жизнь становится зависимой от все большего и большего
количества вещей, то есть мы как бы "подседаем" на каждый внедренный
в жизнь продукт научно-технического прогресса. Мы как будто бежим изо всех сил
вперед, но остаемся на месте.
В чем же причина этого бега на месте? Чтобы ответить
на этот вопрос подробно, потребовался бы отдельный трактат, но можно указать
три основные причины, а каждый читатель пусть сам попытается проследить
действие этих причин в окружающей жизни.
Первая причина коренится в человеческой природе,
которая в одних своих свойствах неизменна, а в других если и меняется, то не
под влиянием научно-технического прогресса, но под действием совсем других сил.
Душа человека сотворена Богом так, что насыщается только духовной пищей, а
материальные блага, сколько их не давай, насытить ее не способны. С другой
стороны, душа человеческая после грехопадения подвластна греховным страстям.
Страсти эти, бушуя в душе отдельного человека и в обществе в целом, не
позволяют правильно использовать плоды научно-технического прогресса.
Вторая причина заключается в том, что премудрость
человеческих творений, каких бы высот она ни достигала, есть ничто по сравнению
с непостижимой до конца для человека премудростью Божиего мироустройства. Здесь
мы должны вспомнить еще одну задачу, поставленную человеком перед
научно-техническим прогрессом,— вернуть утраченную при грехопадении власть
человека над природой. Отметим, что власть эта понимается как насильственно
добываемая в некой войне с природой. Вспомним, например, хорошо знакомый всем
старше сорока висевший в школах плакат: "Мы не можем ждать милостей от
природы, взять их у нее - наша задача". Вспомним слова песни В. Высоцкого
о физиках: "Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра..." Вспомним,
наконец, стихи для детей младшего возраста, написанные С. Маршаком о
строительстве Днепрогэса: "Человек сказал Днепру: я стеной тебя запру...
Но ответила вода: ни за что и никогда". Становится ли человек победителем
в этой войне? С одной стороны, он в чем-то покоряет природу. С другой - дерзко
нарушает равновесие мира, устроенного Богом для благополучного обитания
человека.
Можно ли организовать экономическую жизнь, используя
все достижения человеческого разума, но в содружестве с природой? Да, и примеры
такого экономического устроения жизни являют нам некоторые монастырские
хозяйства. Особенно яркой иллюстрацией служит Соловецкий монастырь, где монахи
в суровых условиях Приполярья сотворили настоящее чудо. На Соловецких островах,
до появления монахов вообще не пригодных для постоянного жительства, зацвели
сады, яблоки из которых подавались к самому царскому столу. Следы монастырского
благоустройства Соловецких островов видны и сейчас и поражают воображение даже
далеких от веры экскурсантов, приезжающих в эти святые места. К сожалению,
магистральный путь развития цивилизации пошел в другом направлении.
В Божием мироустроении учтено все, а человек не в
состоянии предвидеть и десятой доли последствий своих действий. В результате
эти непредвиденные последствия часто сводят на нет все плоды человеческих
усилий. Это техногенные и экологические катастрофы, которые пока поражают нас
локально, но грозят поразить глобально. Это загрязнение среды обитания человека
и истощение энергетических ресурсов, это уничтожение животного и растительного
мира и изменение климата. Техногенное изменение климата привело к тому, что уже
сегодня сводки новостей пестрят сообщениями о стихийных бедствиях. Бесконечные
наводнения, лавины, тайфуны, извержения, землетрясения создают для нас ощущение
осажденного города, и хотя научно-технический прогресс дал человеку мощные
средства защиты от стихийных бедствий, он же сделал человека и более уязвимым.
Ведь теперь наша нормальная жизнь зависит от множества вещей: транспорта,
связи, энергоснабжения, водоснабжения, канализации и т.д., а все это подвержено
разрушительным ударам стихии.
Третья причина заключается в том, что поскольку цели
научно-технического прогресса не соответствуют Божиему определению о человеке,
то Господь разрушает плоды человеческих усилий. В такую ситуацию человечество,
как нам повествует Библия (Быт. 11, 1-9), уже попадало при строительстве
вавилонской башни. Тогда люди восхотели построить башню до неба, а Господь
вместо одного, общего для всех людей языка дал разным родам разные языки, так
что люди перестали понимать друг друга и вынуждены были бросить свой труд. С
высоты наших сегодняшних знаний тогдашний замысел людей кажется до смешного
наивным. До какого неба они хотели достать? Физического неба, как какой-то
определенной поверхности, как мы сегодня знаем, не существует. Достать же до
духовного неба, то есть места обитания Бога и ангелов, никакой башней
невозможно (хотя и сегодняшняя атеистическая пропаганда в своих примитивных
формах доходит до высказываний типа: "В космос летали, а Бога не
видали".) Да, затея с башней крайне наивна, а не такой ли наивной
глупостью выглядят планы достичь человеческого счастья с помощью кучи
материальных благ? Это наивно и глупо не только с точки зрения библейского
учения о человеке, но и с точки зрения простого человеческого опыта. Более
того, этот план пагубен. Поэтому Господь, разрушивший тогда план вавилонских
столпотворителей, разрушает и теперь планы строителей научно-технического
прогресса, сохраняя для человека спасительный труд в поте лица своего ради
хлеба насущного.
Пагубность мира изобилия для человека понимают и люди,
не просвещенные библейским учением о человеке, но способные объективно смотреть
на мир. В западной литературе возник целый жанр "антиутопии", где
писатели рисуют яркие картины плачевного состояния достигшего изобилия
человечества.
Обсуждение проблемы научно-технического прогресса
можно было бы продолжать еще очень и очень долго, но, как нам кажется, мы указали
основные направления мысли, которые читатель может развивать самостоятельно,
наблюдая за развитием научно-технического прогресса в мире. Для многих, в том
числе и для многих чад Церкви, приведенные выше соображения покажутся странными
или даже отталкивающими, так как представление о пользе научно-технического
прогресса прочно укоренилось в человеческой идеологии. Однако на деемся, что и
таким читателям мы подсказываем новые темы для размышлений, и самостоятельная
работа мысли может раз рушить в них устоявшиеся стереотипы.
По книге "Гармония Божественного творения.
Взаимоотношения науки и религии"
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/