Коперник и восприятие его идей в ХХ в.
Санкт-Петербургское
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального
образования
(СПб ГБОУ СПО «Петровский
колледж»)
|
Отделение международных программ, туризма и
сервиса
|
|
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
|
|
|
|
|
Выполнила:
|
|
студент
(ка)
|
|
группы
|
|
номер группы
|
|
специальность
|
Парикмахерское
искусство
|
|
|
Руководитель:
|
|
И.О.Фамилия
|
личная подпись
|
|
Консультант:
|
|
|
И.О.Фамилия
|
личная подпись
Нормоконтролер
|
|
|
И.О.
Фамилия
|
|
|
личная подпись
|
|
|
|
Санкт-Петербург, 20__
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
Глава 1. Анатомические
особенности строения волос. 6
1.2 Химическое строение
волоса. 8
1.3 Физические свойства
волос. 10
1.4 Рост волос. 12
1.5 Стандартный рост
волос. 13
Глава 2. История
возникновения причесок. 15
2.1 Африка. 15
2.2 Прически индейцев. 17
2.3 Египет. 19
2.4 Древняя Греция. 20
2.5 Древний Рим. 21
2.6 Славянские народы.. 23
Глава 3. Практическая
часть. Создание прически Древней Руси. 29
3.1 Стрижка под разными
углами создающая эффект градуирования. 29
3.2 Базовая стрижка
средней длины. Создание прически Древней Руси - последовательность действий. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 45
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 46
1. Внутреннее строение
волоса. 46
2. Кутикула
волоса. 47
3. Строение волоса. 47
4. Структура волоса. 48
5. Пористость волоса. 48
6. Цикл развития волоса. 49
7. Цикл роста волоса. 49
8. Прически
африканского населения. 50
9. Мужские прически
индейцев. 50
10. Женские прически
индейцев. 51
11. Прически Египта. 51
12. Прически Древней
Греции в период архики. 52
13. Прическа Апполона
Бельведерского. 52
14. Прическа Гетеры.. 53
15. Мужские прически
Древнего Рима. 53
16. Тонзура. 54
17. Женская прическа
Древнего Рима. 54
19. Девичьи прически
славянских народов. 55
Парикмахерское
искусство зародилось в Древнем Египте. Египтяне владели техникой окрашивания
волос хной, умели обесцвечивать их, а также выполняли завивку на специальном железном
стержне. Мужчины из высших сословий полностью брили голову, а женщины делали
короткие стрижки. Такие предпочтения древних египтян были связаны с
гигиеническими соображениями. В этот период в Египте появились парики небывалой
красоты и изящества. Волосы париков красили полностью или отдельными прядями, а
также накручивали на спирали в соответствии с модными тенденциями.
Традиционными украшениями египтян были диадемы, налобные обручи, ленты и живые
цветы.
В
отличие от египтян греки придерживались простоты и изящества. Красивые волны,
тугие пучки на затылке, маленькие украшения – все это было характерно для
древнегреческого парикмахерского искусства. А вот римляне не стеснялись
демонстрировать пышность и роскошь волос. У парикмахеров этого времени было
множество возможностей для реализации своих творческих фантазий. Кстати, именно
римские мастера причесок придумали дополнения в виде накладных локонов и
шиньонов.
Парикмахерское
искусство достигло расцвета к XVI-XVII векам. Популярный в это время стиль барокко
нашел отражение и в прическах, которые стали отличаться замысловатостью и
необычностью форм. При создании этих необычных причесок использовались не
только накладные локоны, но и ленты перья и цветы. В своем стремлении к
пышности парикмахеры доходили до того, что сооружали из волос башни, вазы,
корабли и т.д. Для укрепления таких необычных конструкций мастера пользовались
специальными проволочными каркасами.
В
середине ХХ века в моду вновь вошли парики. В этот период прически стали более
тяжелыми и объемными. В моду также вошел начес. Ближе к концу ХХ века модными
стали более естественные прически, например распушенные волосы или локоны,
собранные в конский хвост.
В
своей же дипломной работе я рассмотрю прически Древней Руси, опишу основные
типы и стили причесок того времени, рассмотрим парикмахерские инструменты
Древних Славян, а так же повторим наиболее известную и распространенную
прическу того времени «Коса». Главной целью моей выпускной квалификационной
работы является исследование причесок Древних Славян в сравнении с другими
народами, а так же глубокий анализ сопутствующих факторов развития моды.
1.1 Строение волос
Волосы
представляют собой нитевидные придатки кожи, выступающие над ее поверхностью.
Они покрывают большую часть тела, за исключением век, ладоней и подошв ног. Различаюттритипаволос:
• в
Лануго, первичный волосяной покров, - пушистые, мягкие волосы, покрывающие тело
еще не родившегося ребенка, которые теряются перед или сразу после рождения.
• Пушковые
волосы - тонкие, короткие, пушистые волосы, содержащие мало пигмента или совсем
не содержащие его и покрывающие большую часть тела. Частоотчетливопроступаютналице
у женщин.
• Длинные
волосы - более длинные и грубые волосы, которые мы видим на голове и лицах
мужчин, в ушах и на бровях, в подмышечных впадинах, на ногах, груди и лобке (приложение
1).
Все
волосы имеют одинаковую структуру. В волосе различают три слоя:
• кутикула
(чешуйчатый слой) - наружный слой, состоящий из бесцветных клеток, образует
защитную поверхность волоса. Кутикула защищает волос от перегрева и высыхания,
регулирует поступление химических веществ. Клетки этого слоя перекрываются
черепицеобразно. Если вы потрете волос в направлении от корня к концу, вы
ощутите, какой он гладкий, однако если попробуете сделать то же самое, двигаясь
от конца к корню, он покажется вам шершавым (приложение 2).
• кортекс
(корковый слой) - средний слой, составляющий главную массу волоса, состоящий из
длинных спиральных цепочек, уложенных как пружинки. Каждая клетка - это пучок
волокон. Они в свою очередь, состоят из меньших пучков макрофибрилл, которые
опять-таки содержат еще меньшие пучки микрофибрилл, а микрофибриллы -
протофибриллы. И все они представляют собой длинные цепи, уложенные в спирали.
От того, как эти волокна и клетки удерживаются вместе, зависят прочность
волоса, его толщина, извилистость и эластичность.Кортекс по своим свойствам
очень прочный, он может быть растянут почти на 30% от всей длины волоса
практически не повредившись.Натуральную окраску волосу придают пигменты,
содержащиеся в корковом слое. Корковый слой чувствителен к химическим и
термическим воздействиям, а так же к интенсивному расчесыванию. Если появляюстя
повреждения кутикулы, то кортекс начинает терять свою способность сохронять
влагу. Начинает подсыхать, становится хрупким и ломким.
• медулла
(мозговое вещество)– мягкое центральное ядро волоса, по своей структуре
напоинает губку. Медуллаприсутвует в волосах большинства животных, но в волосах
людей она может присутвовать, быть прерывистой или вообще отсутвовать. Медулла
четко видна на микрофотографиях седых и толстых волос. Назначение медуллы в
волосах еще до конца не изучено. Предполагают, что медулла помогает
поддерживать температуру кожи головы, защищая ее от перегрева.
Волосы
состоят на 90% из белка – кератина. Белок состоит из длинных цепей аминокислот.
В волосах присутствуют двадцать две аминокислоты, и молекулы каждой
характеризуются определенными пропорциями содержания атомов разных элементов
(приложение 3). Основными химическими элементами из которых состоит волос
являются: углерод, кислород, водород, азот, сера.
Элемент
|
Процентное содержание в нормальном волосе
|
Углерод
|
51%
|
Кислород
|
21%
|
Водород
|
6%
|
Азот
|
17%
|
Сера
|
5%
|
Аминокислоты
соединяются и образуют большие молекулы; длинные цепочки аминокислот называются
полипептидами и, если они достаточно длинные, протеинами. Одним из них является
кератин, необходимый компонент ногтей, кожи и волос, именно от него зависит их
гибкость и эластичность. Такие свойства волос, как способность вытягиваться и
сжиматься, приобретать волнистость и завиваться, определяются содержанием
кератина. Белковые цепочки кератина переплетаются друг с другом и образуют
гибкую спираль. Именно такая сложная структура кератина делает его прочным
(приложение 4).
Кератин
в волосе образует длинные цепочки, которые упакованы витками, как в пружинках.
Витки удерживаются поперечными связями между цепочками. Это дисульфидные
мостики, солевые мостики и водородные связи. Два последних вида связей
относительно слабые и легко разрываются, в результате чего «пружинки»
распрямляются: именно это происходит в процессе завивки волос. Обычная спиральная
форма кератина называется альфа-кератином; в процессе вытягивания, укладывания
и сушки он трансформируется в бета-кератин. Такое изменение - временное. Как
только волос намокнет или постепенно впитает определенное количество влаги из
воздуха, кератин вернется в состояние альфа. Дисульфидные мостики гораздо
прочнее, но и на них можно воздействовать, что и происходит во время
перманентной завивки.
Волосы
обладают рядом физических свойств, от которых напрямую зависит качество
прически.
Волосы
содержат определенное количество воды, которая служит смазкой, позволяющей их
вытягивать и завивать. Волосы сухие или в плохом состоянии менее эластичны.
Волос
гидроскопичен – это свойство волос поглащать и удерживать в себе водяные пары
из воздуха. Количество воды, которое он поглотит, зависит от того, сколько воды
уже содержится в волосе и какова влажность воздуха. В сухом воздухе волосы
человека содержат 18% воды. В условиях повышенной влажности процент воды в
волосах возрастает до 30-40%. Концы волос поглащают влагу быстрее и больше, чем
корни. Чем выше гидроскописность волос, тем они хуже поддаются укладке.
Волос
также обладает пористостью – количество воздушных пустот в стержне волоса
(приложение 5). Внутри волоса имеются полости трубчатой формы, которые
заполняются водой по принципу действия капилляра, подобно тому, как
промокательная бумага впитывает чернила. При нормальном высыхании испаряется
только поверхностная влага, но длительная сушка или воздействие слишком высокой
температуры удаляют воду, находящуюся внутри волоса, он становится хрупким, его
состояние ухудшается. Пористость увеличивается при окраске и обесцвечивании
волос. Поврежденный волос более пористый, чем здоровый, и быстрее теряет воду. Он
хуже поддается вытягиванию и укладыванию.Пористоть может быть низкой,
нормальнойи чрезмерной.
Так
же волос имеет такое физическое свойство как прочность – способность волос
сопротивляться под действием физических нагрузок. Влажные волосы слабее сухих
на 60%, поэтому следует быть придельно аккуратным при расчесывании волос после
мытья головы.
Элетропроводность
– способность волос накапливать статическое электричество. Это свойство более
выражено у обладателей длинных, склонных к сухости волос.
Волосы
непрерывно растут. Отдельный волос активно растет в течение одного - шести лет,
затем рост останавливается, волос дегенерирует и в конце концов выпадает. Но
прежде чем волос окончательно покинет фолликул, его уже готов заменить новый.
Если на смену старому не вырастает новый волос, образуется крошечная область
облысения.
Продолжительность
жизни отдельных волос варьируется в широких пределах и зависит от изменений,
происходящих в организме. Некоторые волосы активно растут, тогда, как другие
пребывают в состоянии покоя. Волосы на голове находятся в различных стадиях
роста.
Волос
за месяц вырастает примерно на 12,5 мм.
На
процесс роста волос влияет множество факторов: климат, сезон года, время суток,
наследственность, возраст, питание.
В жарком климате, а также летом, весной и в
дневное время волосы растут быстрее. В это время их рост ускоряется на 15–20%.
Все потому, что в теплую погоду циркуляция крови в коже головы усиливается. За
счет этого улучшается снабжение волосяных луковиц питательными веществами. В
холодный сезон кровь сильнее циркулирует во внутренних органах, а вблизи дермы
ее движение замедляется. По этой причине клетки волоса зимой делятся не так
активно.
Скорость роста волос напрямую зависит от
возраста. У детей прибавка в месяц будет составлять в среднем 1,3 сантиметра, у
взрослого – 1,5 сантиметра, а у пожилых людей – около 1 сантиметра.
На рост волос также оказывает влияние и
применение различных химических средств, в частности, краски. По наблюдениям
трихологов, рост замедляется на полсантиметра в месяц после химической завивки
и окрашивания.
Стадии
роста волос:
• анаген
- стадия роста в цикле развития волоса, период активности волосяного сосочка и
зоны роста. Эта стадия может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
От этой стадии формирования волоса у основания фолликула зависят толщина
волоса, его форма и фактура. Цвет волоса также определяется на этой ранней
стадии его развития.
• катаген
- стадия регрессии в цикле развития волоса, когда волос перестает расти, но
клетки волосяного сосочка остаются активными. Волосяная луковица постепенно
отделяется от волосяного сосочка и перемещается вверх по фолликулу.
• телоген
- заключительная стадия - стадия покоя, когда прекращается всякая активность
волосяного сосочка. Фолликул начинает сокращаться и полностью отделяется от
области волосяного сосочка. Эта стадия длится недолго: к концу телогена клетки активизируются,
и начинается подготовка к новой стадии роста волоса.
С
началом новой стадии роста - анагена - волосяной фолликул опять начинает
прорастать вниз (приложение 6,7). В результате высокой активности волосяного
сосочка в зоне роста формируется новый волос. В то же самое время старый волос
медленно поднимается вверх и выпадает из фолликула. Нередко в фолликуле
одновременно можно увидеть и старый, и новый волосы.
У
некоторых животных большая часть волос одновременно проходит все стадии
развития - стадии роста, регрессии и покоя. Это приводит к линьке. Однако у
человека волосы растут с неодинаковой скоростью, волосы одновременно выпадают
только из небольшого количества фолликулов. (Если бы все волосы выпадали
одновременно, мы бы на какое-то время становились лысыми!)
Шелковые,
пышные, с мягким блеском волосы – украшенные мужчины и женщины. Я выяснила, что
представляют собой волосы, из чего состоят волос, какие существуют типы волос.
Очень интересным является химические и физические свойства волос своей
уникальностью и сложностью содержания.
Прически
африканского населения, несмотря на примитивность их исполнения, были, весьма
разнообразны и оригинальны, к чему располагают необычайно жесткие волосы
жителей Африки.
Форма
причесок изменялась в зависимости от пола, положения в обществе, образа жизни
(приложение 8). Самой распространенной была такая прическа; клок волос на
макушке, прикрытый небольшим глиняным горшком круглой формы, остальные волосы
тщательно сбриты.
Кроме
того, носили прически, напоминавшие иглы ежа: волосы на середине головы коротко
подстригались и смазывались смолой, благодаря чему они торчали в разные
стороны.
Боковые
пряди были значительно длиннее, их взбивали деревянным частым гребнем так, что
они превращались в подобие шара.
Носили
прически и с несколькими горизонтальными и вертикальными проборами; при этом
волосы коротко подстригались, рисунок был произвольным. Иногда прически были
выражением прихоти, шутки или забавы.
Народы
Южной Африки старались подражать могучим буйволам и быкам. Поэтому они
сооружали прически, напоминающие рога этих животных. Все волосы разделялись на
две части, плотно скручивались в жгут, укреплялись вверх, вниз или в сторону.
Встречалась прическа с валиком, который туго свертывали, покрывали куриным
пометом, смешанным с золой. Диаметр валика достигал 6-7 см. Валик крепился по
центру головы - ото лба до шеи.
Сооружали
прическу, похожую на женскую шляпу или на виноградную лозу. При этом
пользовались сажей, глиной, животным жиром и золой. Прически украшали
раковинами каури, медными пластинами, перьями, пуговицами, деревянными
палочками, плодами, цветами, лентами. Женские прически по сравнению с мужскими
выглядели значительно проще. Часто женщины просто сбривали волосы на голове,
иногда оставляя их в виде борозд или круга. Кроме того, заплетали
многочисленные тонкие косички. Среди африканского населения была распространена
косметика и раскрашивание тела - татуировка. Африканцы придавали большое
значение искусству причесывания и постоянно совершенствовали его.
Прически
индейцев были чрезвычайно просты. Существовало два их типа: заплетенные косы и
распущенные волосы. Мужчины носили волосы до плеч, подстригая на лбу челку.
Иногда височные пряди скручивали в жтуты или заплетали в косы (приложение 9).
Женские прически состояли из пучков и кос (приложение 10).
Каждое
индейское племя имело свои индивидуальные особенности. Мужчины племени хучинов
носили распущенные до плеч волосы, смазанные маслом и красной охрой. Некоторые
зачесывали их назад и собирали в пучок на макушке, распускали «скальповую
прядь». Женщины заплетали волосы в косы.
Мужчины-ирокезы
чисто выбривали голову, оставляя лишь часть волос в виде гребня, который шел
ото лба до шеи. «Гребень» подрезали так, чтобы волосы торчали вверх. Для
густоты и устойчивости их смешивали с пучками оленьей шерсти или перьев.
Женские прически - узлы и пучки, спускавшиеся низко на шею. Волосы обильно смазывали
маслом, глиной или смолой, украшали цветами.
Прически
многих индейских племен служили не только украшением. Часто они обозначали то
или иное событие в жизни: рождение ребенка, наступление зрелости, посвящение в
воины, вступление в брак. Фактически прически были однотипными, но могли
рассказать о занятиях представителя племени, его культуре, быте, достатке. Так
же, как и у народов Африки, прически индейцев отражали их положение в общине.
Так как каждое племя индейцев поклонялось определенному животному, то и в
прическах, особенно мужских, встречались элементы внешнего вида этого
животного. Так, мальчики рода буйвола носили на голове два завитых локона,
которые торчали с двух сторон наподобие рогов - в честь тотема. Индейцы,
почитавшие черепаху, носили шесть локонов, которые должны были напоминать ее
плечи, голову, хвост, ноги. Прически племен, поклонявшихся ворону, орлу,
лошади, горностаю, напоминали силуэты этих птиц и животных, их украшали рогами,
хвостами и перьями.
Головные
уборы индейских племен отличались большим разнообразием. Самым распространенным
украшением были перья орла. Форма, положение и количество перьев говорили о
военных заслугах. Тело покрывали геометрическими рисунками, раскрашивали черной
и красной красками.
Косметика
индейских племен была красочна и разнообразна. Каждое племя раскрашивало себя
по-разному, употребляя душистые смолы, древесный уголь, растительные краски.
Индейцы Бразилии деформировали отдельные части лица - нос, губы, мочки ушей. У
племен майя косые глаза были эталоном красоты. Индейцы-кри украшали части лица,
нос, уши. В носовую перегородку вставляли гусиное перо, деревянную или костяную
палочку, расписанную орнаментом; в ушах были огромные кольца, сушеные плоды.
Лицо окрашивали охрой, свинцом, сажей.
Многие
племена прибегали к татуировке. Рисунки ее наносились с детства яркими цветами,
среди которых преобладали синяя и оранжевая краски. Однако процедура эта была
болезненной.
Археологические
находки показывают, что эволюция причесок проходила очень медленно, а их форма
долго сохранялась в различных слоях египетского общества. Стиль этой эпохи
отображал условия жизни общества. Форма прически напоминала трапецию. Волосы
часто сплетали в мелкие косички и ровно обрезали таким образом, чтобы они
только закрывали уши, создавая прическу «Пажо» (приложение11). Мужчины и
женщины носили парики, форма, размер и материал которых указывали на социальное
положение его владельца. Волосы парика заплетали в тугие многочисленные
косички, располагая их плотными рядами.
Характерной
чертой всех причесок была строгость и четкость линий, за что они получили
название «геометрических». Все волосы, плотно облегающие лицо с обеих сторон,
разделяли продольным пробором и ровно постригали на концах. Верх парика был
плоским. Все мужское население брило бороду, удаляя волосы с подбородка
специальным серповидным прибором из камня или бронзы. Египтяне носили
искусственные бороды из волос, которые прикреплялись шнурками к чисто выбритому
подбородку.
Прически
знати отличались пышностью, простонародья - скромностью и сдержанностью. Но при
более глубоком изучении тех и других можно подметить общность линий и силуэтов:
прически походили на геометрическую форму - трапецию. Хотя основным атрибутом
прически был парик, они все же не отличались большим разнообразием, особенно у
мужчин.
Женские
прически постепенно нарушали это однообразие, становились более декоративными.
Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок,
волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный
цвета считались модными, особенно в период нового царства. Фараон и его
приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники
- маленькие, круглой формы.
В
Греции парикмахерское искусство было на высоком уровне развития. Греки
объединили достижения культуры других народов. При выполнении прически они
соблюдали правила гармонии и эстетики. Они стремились подчеркнуть строение
человеческого тела как вполне совершенное создание природы.
В
период архаики мужские прически отличались простотой линий и силуэтами походили
на женские. Это были длинные пряди, завитые в спиральные локоны, или волосы,
заплетенные в косы и уложенные в красивые низкие пучки. Часто волосы
подбирались под ленту, которая охватывала всю голову. Мужские прически делались
из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину. Самой
распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Косы в два ряда
кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую челку из
мелких кольцевидных или серповидных локонов (приложение 12).
После
этих причесок в V-VI
веках до новой эры появились маленькие аккуратные парики из подстриженных,
крупнозавитых кудрей. Завивке в это время уделялось большое внимание.
В
период расцвета Афинского государства в мужских прическах постепенно появляется
некоторая женственность, например, прическа Аполлона Бельведерского (приложение
13). Она выполнена из завитых длинных прядей, уложенных надо лбом изящным
легким бантом. В женских прическах преобладали четкие очертания пучков и узлов.
Получили большое распространение туго уложенные на затылке пряди. Эта прическа
называлась «прической гетеры» (приложение 14). Со временем она усложнилась,
стала делаться из завитых волос с применением каркаса и получила название
«греческий узел». Такая прическа считалась классической в Древней Греции.
Парикмахерское
искусство у древних римлян, так же как и у древних греков, пользовалось особым
вниманием. В течение долгого времени там господствовал греческий стиль, пока не
выработался собственный, который около 300 лет до новой эры был еще богаче, чем
в Греции.
Мужские
прически представляли все возможные фасоны стрижек. Делались они из взбитых
волос. Самой характерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь лоб до
бровей или до середины лба. Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легко
подвивалась. Прически не были сложными, стриглись довольно коротко, брилось и
лицо (приложние 15).
После
введения христианства был принят новый вид стрижки волос - «тонзура»
(приложение 16). Его можно считать относящимся к церковнослужителям. Предшественницей
этой стрижки была стрижка «апостола Павла», при которой передняя часть головы
выбривалась. Эту стрижку носят еще; и сегодня служители греко-католической
церкви.
Женские
прически делались из длинных волос. Волосы укладывались в тугие, объемные пучки.
Делались прически с разнообразными плетениями из кос, с завивкой волос волнами
(приложение 17). Когда в Рим были привезены рабыни-блондинки, римлянки начали
обесцвечивать волосы. Сами средства для обесцвечивания остались секретом.
Предполагалось, что при этом применялись серные или меде содержащие препараты.
Позднее
у римлян встречается короткая стрижка на голове и гладко выбритое лицо, так как
длинные волосы и бороды мешали им в сражениях.
На
старинных барельефах чаще всего можно увидеть длинные серьги, подвески в виде
крестов и полумёсяцев. Предплечья и запястья украшались массивными золотыми
браслетами с изображениями богов и животных. Распространены были также браслеты
в виде спиралей из эмали и золота. Знать носила массивные золотые цепи, воротники
из пластин с крупным жемчугом. Низшие сословия - украшения, изготовленные из
простых материалов: дерева, рога, стеблей тростника.
Все
население, независимо от ранга, широко использовало косметику, причем особенно
ценились ароматические настойки и эссенции для лица и тела.
О
внимании, уделяемом славянами уходу за волосами, свидетельствуют, в частности,
обнаруженные археологами гребни, а также другие орудия труда, употребляемые
парикмахерами и в настоящее время. Для причесывания волос применялись щетки,
получившие свое название от щетины, из которой они были изготовлены.
Замужние
женщины носили волосы, собранные и спрятанные под платком, а девушки - открытые
волосы, иногда лишь повязку и челку. Их волосы были распущены или заплетались в
косы.
Косы
из трех и более прядей связывали шерстяным шнуром и пристегивали янтарным
украшением.
Мужчины
носили длинные, спускавшиеся на плечи волосы, иногда - бороду и искусно завитые
усы.
Постепенно,
в связи с изменениями социально-экономических условий жизни, были внесены
коррективы и в виды причесок, совмещающие моду с требованием времени.
Женские
прически были довольно разнообразны. Работающие женщины стали носить короткие
стрижки типа «под гребенку», на «косой ряд».
Носили
косы, уложенные в «корзинку» или обвитые вокруг головы. Многие еще не решались
обрезать длинные волосы. Подвивали их надо лбом и делали прическу из длинных
волос, завернутых сзади наподобие «пирожка».
Дополнением
к прическам работниц и активисток стали красные косынки, небольшие платки,
береты. Но многие женщины не отказывались и от шляпок. Появились небольшие
горшкообразные фетровые шляпы. Косметику употребляли умеренно.
На
Руси мужчины издавна носили полудлинные волосы, которые прикрывали затылок.
Подстригали их на затылке ровным полукругом под традиционную «скобку» или в
«кружок» (приложение 18). Волосы расчесывали или «шапкой» во все стороны от
макушки, нередко со свободно свисающей на лоб челкой, или зачесывали назад.
Коротко остриженные волосы считались признаком рабства.
Общераспространенными
у восточных славян были бороды и усы как признак мужской зрелости. Бороды
отращивали смолоду, начиная от щек, и носили или полными и широкими, или
подстриженными. Формы бороды были разные: лопатовидные, двойные, клиновидные и
т.п. Усы отращивали полными и опускали вниз в бороду.
Издавна
у восточных славян существовал обычай, по которому простоволосыми разрешалось
ходить только девочкам (приложение 19). На людях замужние женщины должны были
прикрывать волосы. Именно этот обычай зародил принципиальную разницу между
убором головы девочек и замужних женщин, соблюдающуюся в народном быту до
настоящего времени. Девичьей прической на Руси были свободно распущенные
волосы. При необходимости чем-то их поддержать или связать возникали типичные русские
девичьи головные уборы - всевозможные повязки вокруг головы из лент или тесьмы.
У богатой части населения повязки были сделаны из шелка, золотых тканей и
вышиты узорами. Нередко переднюю их часть делали высокой и особенно пышно
украшали.Иногда ленту заменял широкий обруч из твердого материала.
Девочки
в X-XIII
веках начали носить косы. Косу заплетали всегда одну. Она была толстой, не туго
стянутой. Замужние женщины Древней Руси подбирали волосы со всех сторон и
закручивали их сверху головы. Собранные таким способом волосы прикрывали
повойником. Поверх повойника женщины носили убрус - хустку из полотна или
тонкого шелка. Длина убруса была примерно 2 м, ширина - 40-50 см. Носили их
низко спущенными на лоб или подвязанными выше. Поверх убрусов знатные женщины
нередко носили шапки, похожие на мужские.
Оформление
мужских причесок XIV-XVII
веков по сравнению с X-XIII
веками особенно не изменилось, если не считать большую разновидность шапок и
некоторых видов причесок, которые появились во второй половине XVI
века.
Как
и раньше, все слои населения носили полудлинные волосы, расчесанные в
большинстве случаев «шапкой» - во все стороны от макушки. Волосы часто
подстригали в виде небольшого чуба на лбу. В народе, особенно среди
ремесленников, расчесанные «шапкой» волосы поддерживались туго завязанным
вокруг головы шнуром. Сбоку волосы достигали кончиков уха и прикрывали их
совсем, или уши были видны между двумя прядями. Сзади продолжали традиционно
срезать волосы на уровне затылка «под скобку». Лишь в конце века и только среди
бояр и дворян начали распространяться обычаи восточного происхождения: совсем
оголять головы или оголять волосы вокруг всей головы, оставляя их коротко
подстриженными на макушке. Такая прическа среди знати не была распространена:
она вызывала осуждение со стороны церкви и большинства правящей верхушки,
которые придерживались старых вековых традиций. В конце века некоторые бояре
носили новую прическу - длинные, расчесанные сверху по центральному пробору
волосы, которые свободно ниспадали прядями до плеч Отращивание бород и усов
смолоду оставалась обязательным до XVII
века, до того времени, когда молодежь из знатных кругов начала брить лицо. В
зрелом возрасте борода и усы традиционно сохранялись до XVII
века. Бритье бороды осуждалось еще строже, чем бритье головы. Бороды почти не
изменились, их отращивали полными от щек и придавали разнообразную форму: то
широкие и длинные, то короткие, подстриженные «лопатой» или слегка
подстриженные полукругом. Большая широкая борода продолжала существовать как признак
добропорядочности.
Усы
также отращивались полными, спущенными вниз в бороду. Только в конце XVII
века в придворных кругах знати впервые наблюдаются случаи бритья бороды людьми
пожилого возраста. При этом оставались только усы, но уже подстриженные, с
тонкими концами, иногда загнутыми вверх.
Установленный
еще в Древней Руси обычай, согласно которому замужним женщинам запрещалось
выходить на улицу без головного убора (простоволосыми), а девочкам разрешалось
ходить с непокрытой головой, оставался без изменения. Толстая коса была
универсальной девичьей при- ческой всех слоев населения того времени. Ношение
распущенных волос и двух кос, так же как и их комбинирование с оставлением
распущенных нескольких боковых прядей, встречалось реже.
Распространенным
стало вплетение в прическу золотых, серебряных и жемчужных ниток, а также
цветных шнурков. Они представляли собой кусочки бересты, обтянутые тканью,
главным образом, шелковой, и содержали цветные, золотые и жемчужные украшения
треугольной формы.
Украинские
девушки всегда носили волосы открытыми, расчесанными впереди на центральный
пробор. Распространенной прической, унаследованной от древнерусских традиций,
были свободно распущенные длинные волосы. Наряду с такой прической часто
заплетали косу, в большинстве случаев две, реже - одну. Каждый день, во время
работы, косу укладывали вокруг головы венком. При этом в неё нередко вплетали
золотые и серебряные нити или обматывали узкими лентами разноцветной ткани. На
Правобережье девушки около основания косы часто прикрепляли несколько свободно
свисающих лент из разноцветной узорной ткани. Иногда часть передних волос
опускали немного на лоб (по обе стороны пробора), создавали спуск, концы
которого прикрывали часть уха.
Постоянным
головным убором девушек была лента из ткани, завязанная узлом вокруг головы
сзади или спереди, но волосы на темени всегда оставались открытыми. Платков и
косынок тогда не носили. Нарядным головным убором были веночки из колосков,
цветов, ковыля и листьев. Их делали как из живых, так и из искусственных
цветов, среди которых особенно популярными были мак, чернобривцы. Из этих
веночков делали сложные и очень высокие свадебные головные венки, которые
прикрепляли на твердых кругах и украшали не только цветами, но и перьями,
лентами.
В
Закарпатье к нижней части такого венка прикрепляли еще проволочный шнур или
ремень с подвешенными к нему медными монетами.
Замужние
женщины по давним традициям собирали волосы и укладывали их вокруг головы
заплетенными в круг или закрученными в узел.
Нередко
волосы, разделенные на две половины, наматывали вокруг веревочного кольца,
которое размещали поверх головы.
Часто
под венок подкладывали твердый каркас из шнура, который придавал этому
головному убору разнообразные формы. Такие венки были очень высокими и
напоминали русские кички или кокошники.
Делали
венки круглыми и наполовину яйцевидной формы, цилиндрическими, расширенными
кверху и даже седловидными. Их нередко присобирали в складки по длине и по
бокам.
Чепчики
шили из разных материалов - полотна, шелка и даже из парчи. Поверх чепчиков, а
иногда и просто поверх волос, надевали праздничную накидку. Не менее давняя
типично западнославянская, как и чепчик, накидка представляла собой аналог
древнерусского убруса - русского так называемого полотенечного головного украшения.
Прямоугольный кусок белого материала шириной 60-70 см и 5-2,5 м в длину
наматывали вокруг головы разными способами, но почти всегда так, чтобы узел,
который его связывал, был сзади и заканчивался длинными, почти до нижней части
одежды, концами. Один конец намотки пропускался под подбородком. Концы намоток
отделывались узорчатыми поперечными лентами.
Заметное
место среди украинских женских головных убором занимали шапки. Наиболее
популярным видом шапок был «кораблик», любимый в кругах дворян, казацкой старшины
и богатых мешан уже в XVI
веке. «Кораблик» имел невысокий наголовок из шелка, бархата или парчи. К
«кораблику» иногда прикрепляли ленты, которые сзади ниспадали на спину. Зимой
носили плоские круглые шапки с меховыми околышами.
После
проделанной работы я сделала для себя выводы, что парикмахерское искусство
зародилось в Древнем Египте, и продолжало развиваться в течение тысячелетий.
Мода оформления причесок менялась не только с потомок времен, но и меняла свои
тенденции исходя из культуры различных стран, в которых тоже немаловажное место
занимало парикмахерское искусство.
Глава 3. Практическая
часть. Создание прически Древней Руси
С
помощью почти всех техник стрижки, кроме, стрижек одной длины, можно получить
эффект градуирования разной степени выраженности на волосах разной длины (ниже
или выше плеч) с проборами и челкой или без них.
Стрижка
горизонтальными срезами, производимыми под разными углами, позволяет создать
характерную форму на волосах средней длины.
Рисунок 1
После
мытья головы на волосы наносят кондиционер и равномерно распределяют по всему
объему волос. Выполняют центральный пробор от середины лба до шеи, а затем
выделяют две слегка наклонных зоны от центрального пробора к мочкам уха (рис.1).
Рисунок 2
Волосы
аккуратно отчесывают вниз, начиная с середины выделенной зоны, и удерживают
между пальцами. Задается длина волос - чуть ниже уровня плеч (рис.2).
Рисунок 3
Затем
контрольную линию продолжают от центра в сторону (рис.3).
Рисунок 4
Контрольную
линию завершают, прорабатывая ее на другой стороне головы в обратном
направлении, к центру. Перед тем, как продолжить стрижку, проверяют
соразмерность обеих сторон (рис.4).
Рисунок 5
Следующие
две пряди берут слегка наклонно от центра к середине каждого уха. Волосы
отчесывают вниз и подстригают в центре на уровне контрольной линии.
Рисунок 6
Обработку
этих прядей завершают, подстригая оставшиеся волосы по направлению к центру.
Продолжают выделять пряди толщиной 2,5 см, идя вверх по затылку, пока все
волосы не будут подстрижены на уровне контрольной линии. Затем проверяем
сбалансированность сторон (рис.6).
Рисунок 7
Аналогично
подстригают оставшиеся волосы, создавая законченный силуэт (рис.7).
Рисунок 8
Центральный
пробор, вид спереди (рис.8).
Рисунок 9
Диагональным
пробором выделяют волосы вокруг лица и стригут их по форме овала, ориентируясь
на ранее подстриженные волосы затылка (рис.9).
Рисунок 10
По
образовавшейся овальной форме техникой наложения пряди на прядь простригают все
волосы височных и теменной зон (рис.10).
Рисунок 11
Рисунок 12
Затем
выделяют прядь шириной 2,5 см, идущую ото лба по направлению к шее. Это будет
центральная линия (рис.12).
Рисунок 13
Линия
окантовки, доведенная до нужного уровня, используется в качестве контрольной
для определения длины прядей. Центральная прядь подстригается горизонтально по
направлению к макушке (рис.13).
Рисунок 14
Продолжая
идти по центральной линии, выделяют следующую прядь, от макушки к затылку, волосы
поднимают вверх и к макушке, чтобы выдержать длину и параллельность (рис.14).
Рисунок 15
Далее
разделяют волосы дугообразным пробором, идущим от уха до уха (рис.15)
Рисунок 16
Начиная
от центральной контрольной пряди, все волосы верхней части затылка стригут,
отделяя пряди лучевыми проборами (рис.16).
Рисунок 17
Пряди
поочередно подтягивают к макушке и стригут горизонтальным срезом. Так
обрабатывают все пряди до дугообразного пробора (рис.17).
Рисунок 18
Всю
затылочную зону перепроверяют путем выделения горизонтальных прядей и
оттягивания их вверх до того же уровня (рис.18).
Рисунок 19
Далее
прорабатывают участок волос, идущий от центральной линии вниз к затылку. Пряди
оттягивают вверх под тем же утлом и срезают на уровне ранее подстриженных волос
(рис.19).
Рисунок 20
Последняя
прядь, включающая волосы с краевой линии роста волос, оттягивается вверх и
слегка назад, к контрольной линии. Аналогичным образом обрабатывают
соответствующий участок на другой стороне головы (рис.20).
Рисунок 21
Теперь
проверяют, насколько ровно подстрижены обе стороны, чтобы добиться
сбалансированности силуэта. Это делается на глаз, все волосы оттягивают вверх к
контрольной линии (рис.21).
Рисунок 22
Делее
заплетем популярную прическу Древней Руси «Коса». Расчесываем волосы по всей
длине. Для того чтобы плетение получилось ровным и упругим нужно, чтобы волосы
были чистыми, высушенными и не путались на концах (рис.22).
Рисунок 23
Проводим вертикальный пробор от
наивысшей точки головы ко лбу и собираем волосы в хвост, не завязывая его. Так
удобнее начинать плетение, потому что боковые пряди не юудут выбиваться из косы
(рис.23).
Рисунок
24
Разделяем
хвост на три равные по объему пряди (рис.24)
Рисунок
25
Начинаем
плетение с правой стороны. Перемещаем ее поверх центральной пряди и сделаем
перехват мизинцем, беземянным и указательным пальцами (рис 25).
Рисунок 26
Затем
та же операция повторяется с левой прядью (рис.26)
Рисунок 27
По
той же аналогии родолжаем плетение косы до нужной длины.Чтобы коса была упругой
и плотоной, необходимо через каждые 2-3 перехвата подтягивать концы волос
(рис.27).
Рисунок 28
Конец
косы завязываем резинкой (рис.28)
Я
рассмотрела и подстригла вариант художественной стрижки с эффектом
градуирования и оформила одну из самымх популярных причесок Древней Руси
«Коса». Для девочки 10 лет, среднего роста, худого телосложения, с прямыми
волосами.
После
того как я выполнила свою дипломную работу пришла к выводу о том, что прическа
появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда и изменялась
вместе с эволюцией человека. При этом прическа часто изменялась.
Каждая
эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства что-то свое, новое. Но само
по себе оно всегда находилось в прямой зависимости от общего состояния
экономики и культуры народов. Чем выше культура народа, чем богаче его вкус и
разнообразней потребности, тем выше уровень парикмахерского искусства.
История
развития прически представляет для работников парикмахерского дела не только
познавательный интерес, но и профессиональную ценность, так как некоторые
детали причесок прошлого с успехом используется и в настоящее время. Так же во
многих странах форма причесок изменялась в зависимости от пола, положения в
обществе, образа жизни.
1) Бумакова
И. «Большая книга домашнего парикмахера». – Ростов-на-Дону, 2010
2) Власов
Р.И. Парикмахерское искусство – М.: Издательство торговый центр А3, 2009
3) Гутыря
Л.Г. «Парикмахерское мастерство» – М., 2009
4) Зайцева
И.А. Стрижки и прически – ООО ТД «Мир книги», 2010
5) Ильина
Т.В. «История парикмахерского искусства» - М. Высшая школа, 2009
6) Карпова
Е. «Секреты красоты». ООО «Издательство Астрель», 2009
7) Лано-Бриз
Мастер-класс: прически 2М.: АСТ, СПб. Астрель – СПб., 2010
8) Лео
Палладино: Женские прически, профессиональный подход, 2009
9) Назарова
Е. «Женские прически» – М., 2010
10)Нестерова
Д. Энциклопедия домашнего парикмахера – М., АСТ, 2009
11)Панченко
О.А. «Стрижка, мелирование, прическа» – С.-Пб., 2009
12)Плотникова
И.Ю. Технология парикмахерских работ. Издательский центр «Академия», 2010
13)Реникова
А.А. «Парикмахер-стилист». – Ростов-на-Дону, 2009
14)Савина
А.А. Прически, завивки, укладки. С-Пб. «Дельта», 2009
15)Современная
энциклопедия «Мода-стиль», Авана 2010
17)Сыромятникова
И.С. История прически – М: «Искусство» 2009
18)Учебное
пособие будущих парикмахеров косметологов, стилистов и визажистов.
Э.Алексеевой, С.Шестернеевой – М.: «Крон-Пресс», 2010
19)Филатова
С.В. «Энциклопедия современного парикмахера». – М.: РИПОЛ классик, 2010
20)Ханикова
А.А. «Парикмахер – стилист» - Ростов-на-Дону, 2009
2. Кутикулаволоса