Дидактика астрономии: от ХХ к ХХI веку
Дидактика астрономии: от ХХ к ХХI веку
Е.П. Левитан, доктор педагогических наук, А.Ю.
Румянцев, доктор педагогических наук
Дидактика
астрономии (методика обучения астрономии) - частная дидактика, включающая
теорию и практику обучения астрономии и изучающая закономерности, пути и
средства обучения, воспитания и развития учащихся в процессе обучения
астрономии, определяющая объем и структуру содержания образования, методы и
организационные формы обучения астрономии. Какой была дидактика астрономии в ХХ
в.? Какова она сейчас, в первые годы ХХ1 в.? Какой она должна стать в
наступившем веке? Подобные вопросы мы неоднократно обсуждали раньше , и вот
теперь они снова актуальны.
Прошлое
Дидактика
астрономии в дореволюционной России находилась на достаточно высоком уровне. В
начале ХХ в. астрономию преподавали практически во всех типах средних учебных
заведений России. Учебные программы различались между собой объемом,
содержанием и размещением материала, способами преподавания. Существовало много
учебников астрономии, написанных отечественными и зарубежными авторами (в
1900-17 гг. выпускалось 45 различных учебников космографии только на русском
языке, некоторые из них - С.П. Глазенапа, К.Д. Покровского и С.В. Щербакова
переиздавались десятки раз) . Издавались карты звездного неба, выпускались
наглядные пособия, телескопы и подзорные трубы.
Цели
преподавания космографии в средней школе формулировались следующим образом:
"Космография, являясь изложением главных законов космоса, охватывает
физический мир в целом: В курсе космографии перед учащимися тот или иной
физический закон разрастается за пределы физического кабинета до пределов целой
Вселенной: перед учащимися происходит совместное действие различных физических,
химических и механических законов: космография приобретает высокую эстетическую
ценность, правильно преподаваемая, она внушает мысль о непреложности законов
природы, невольно приковывает к себе интерес молодого ума и рождает у него
массу новых вопросов: и не только может эти вопросы рождать, но и отвечать на
них: Всецело опираясь на физику, космография в то же время и дополняет ее: уже
одна обобщающая роль космографии выдвигает ее в качестве серьезного
общеобразовательного предмета. Таким образом, цели преподавания элементарной
астрономии или космографии: а) обобщение законов механики, физики и углубление
их в представлении учащихся; б) сообщение приведенных в систему фактических
сведений об окружающем мире" .
В
июне 1917 г. в Москве состоялось Всероссийское совещание преподавателей физики,
химии и космографии. Его участники на стыке исторических эпох пришли к выводам:
"1.Совещание
находит, что космография, разделяя со всеми естественными науками
воспитательную и образовательную роль, имеет свое специальное высокое
назначение: она формирует научное мировоззрение, представляет яркие образцы
развития человеческой мысли и венчает собой реальное образование в средней
школе.
2.Для
успешного прохождения курса космографии в средних учебных заведениях необходимо
обеспечить: 1)в годы, предшествующие систематическому курсу, предварительное
ознакомление учащихся с небом и небесными явлениями и 2)при прохождении
систематического курса организацию наблюдений и, по мере возможности,
постановку целесообразных практических занятий.
3.Совещание
признает необходимым отвести на преподавание космографии 2 часа в неделю в
средней общеобразовательной школе" .
Анализ
опыта преподавания астрономии в средних учебных заведениях дореволюционной
России показывает, что можно довольно успешно преподавать астрономию в старших
классах общеобразовательной школы в рамках самостоятельного учебного предмета
или в курсе физики. Кроме того, удается выявить сходство современных концепций
астрономического образования с идеями преподавателей космографии и
ученых-методистов начала ХХ в. Однако анализ истории дидактики астрономии
должен быть корректным, учитывающим, что совершенно иными по сравнению с
современными была и сама астрономическая наука (в которой не было того, что мы
сегодня называем астрофизикой, внегалактической астрономией и космологией, а
космонавтика была уделом фантастов, "ученых-чудаков"), и
общеобразовательная школа с присущими ей труднорешаемыми проблемами.
В
течение первых десятилетий Советской власти развитие дидактики астрономии в
России претерпело коренные изменения. Главным достижением советского периода
развития дидактики астрономии стала общедоступность астрономического
образования, сменившая ее известную элитарность. В ходе многочисленных
экспериментов 20-х гг. было доказано, что наиболее успешное качество обучения
астрономии обеспечивается преподаванием астрономии в рамках отдельного учебного
предмета, опирающегося на необходимый минимум математических и
естественнонаучных, в первую очередь физических, знаний. В 30-е гг. этим
требованиям лучше всего отвечал выпускной (десятый) класс.
Стандартизация
учебного процесса привела к появлению единых школьных программ по астрономии и
основного учебника, ограничению числа и разнообразия учебных пособий. В
середине 30-х гг. это сыграло положительную роль, вызвав среди методистов
своеобразное соревнование за создание лучшего учебника и программы, но затем
стало тормозить развитие дидактики астрономии, ограничивая свободу
преподавателей и методистов в разработке и применении программ, методов и
средств обучения.
Содержание
учебной программы в значительной степени определялось социально-экономическими,
политическими интересами и государственной идеологией, а также, конечно,
уровнем развития астрономической науки и советской педагогики. Была сделана
попытка создать лучшие в мире учебную программу и учебник астрономии,
эффективно реализующие мировоззренческую и практическую направленность курса.
Широко известным стал учебник Е.М. Набокова и Б.А. Воронцова-Вельяминова
(который потом превратился в учебник Б.А.Воронцова-Вельяминова).
К
концу 40-х гг. на десятилетия вперед определились основные формы, методы
преподавания астрономии. Была сформулирована цель преподавания курса астрономии
- формирование научного мировоззрения учащихся, выделены общеобразовательные,
воспитательные и развивающие задачи обучения, определена структура курса, не
претерпевшие кардинальных изменений на протяжении 50 лет. К преподаванию
астрономии в школе стали готовить выпускников педвузов. В 1945 г. В.А. Шишаков
- один из замечательных лекторов и научных консультантов Московского планетария
- защитил первую в СССР кандидатскую диссертацию на тему "Основные вопросы
преподавания астрономии в средней школе". (Первая в нашей стране
докторская диссертация по проблемам преподавания астрономии в школе была
защищена через 46 лет:)
На
протяжении 50-х гг. астрономы-методисты работали над усовершенствованием
программы и учебника астрономии и реализацией возможностей улучшения
преподавания астрономии. В 1955 г. появилось первое в нашей стране пособие
"Методика преподавания астрономии" М.Е. Набокова .
В
результате дидактика астрономии стала самостоятельной педагогической наукой,
исследующей теорию и практику, закономерности, пути и средства обучения
астрономии.
В
60-е гг. созданы предпосылки для коренных изменений в преподавании астрономии в
средних учебных заведениях СССР. Начало космической эры, успехи СССР в освоении
космического пространства вызвали огромный интерес к астрономии среди широких
масс населения. Впечатляющие достижения астрономии надо было отразить в
преподавании астрономии. Этого добивались Р.В. Куницкий, Б.А.
Воронцов-Вельяминов, В.В. Радзиевский, Е.П. Левитан, благодаря усилиям которых
курс астрономии стал почти целиком астрофизическим, но потом, к сожалению,
астрофизический материал рядом вопросов классической астрономии. Оставались
почти безответными настойчивые требования астрономической общественности
улучшить подготовку учителей астрономии, расширить курс и увеличить время на
его изучение.
Вынужденная
экономия учебного времени вела к конспективности изложения основных тем курса,
формализации преподавания и падению интереса учащихся к изучению астрономии.
Ситуация заставляла астрономов-методистов и учителей-новаторов искать выход в
создании новых форм работы с учащимися, максимального использования учебного
времени и межпредметных связей.
Благодаря
этому был сделан "задел" на будущее - разрабатывались, проходили
экспериментальные испытания, совершенствовались различные варианты новых
программ и учебников по астрономии и интегративному курсу "Физика и
астрономия", обобщавшие в себе опыт десятилетий преподавания астрономии в
доперестроечный период, включавшие сведения о новейших открытиях в астрономии и
передовые идеи педагогики.
Перестройка
оказала положительное влияние на реформу средней общеобразовательной школы, в
том числе на преподавание астрономии. В середине 80-х гг. в преподавании
астрономии в средних учебных заведениях СССР наметились положительные сдвиги.
Были сделаны попытки решить многие проблемы, стоявшие перед дидактикой школьной
астрономии.
1.Создать
и внедрить новые учебники астрономии, сочетающие отличное изложение основных
понятий и теорий курса, отражающего новейшие достижения астрономии и
космонавтики с методикой изложения, обеспечивающего высокое качество усвоения
учебного материала и способствующего развитию интереса учащихся к астрономии.
Были изданы сначала в качестве пробных учебники по астрономии (Е.П. Левитана;
А.В. Засова и Э.В. Кононовича; В.В. Порфирьева) и несколько хороших
учебно-методических пособий.
2.До
1978 г. учителей астрономии готовил только Горьковский педагогический институт,
позднее эта специализация появляется в учебных планах еще семи пединститутов:
Московского, Ленинградского, Киевского, Ростовского, Ташкентского,
Черниговского и Челябинского, а к 1980 г. их число увеличилось еще на три вуза:
в Баку, Телави и Николаеве. Годичный прием в них (1985 г.) составлял всего 600
человек на весь Советский Союз. В 1990 г. астрономия преподавалась в 166
институтах Советского Союза. Учителей по специальности "физика и
астрономия" готовили в 14 пединститутах. В значительной степени такой
немалый успех в организации подготовки учителей астрономии был достигнут
благодаря постоянным усилиям Учебно-методической секции ВАГО. Здесь уместно
подчеркнуть, что этим не ограничивалась деятельность УМС ЦС ВАГО и
учебно-методических секций отделений ВАГО в нескольких десятках крупнейших
городов СССР. К числу положительных результатов относится прежде всего
существование самого предмета "астрономия" в школе, издание (с 1965
г.) необходимого учителям и методистам журнала "Земля и Вселенная"
(со специальной рубрикой "Астрономическое образование"),
функционирование сети планетариев и народных обсерваторий.
3.Создавалась
система технических средств обучения (ТСО) и учебного оборудования для
удовлетворения нужд школ СССР в необходимых для обеспечения нормального хода
учебного процесса. В этом неоценимую роль сыграл А.Д. Марленский.
4.Осуществлялся
контроль преподавания астрономии в школах, запрещалась замена уроков астрономии
другими уроками.
Середина
80-х гг. памятна и по широкомасштабной дискуссии о дальнейшей судьбе
астрономического образования школьников. Идея объединения курсов физики и
астрономии разделила всех ученых, астрономов-методистов и учителей на два
непримиримых лагеря - сторонников и куда более многочисленных противников
интеграции. Борьба между методистами НИИСиМО (НИИоСО) во главе с Е.К. Страутом
и рядом крупных физиков-методистов, с одной стороны, и астрономической
общественностью страны, возглавляемой Е.П. Левитаном - с другой, завершилась в
1991-92 гг. реализацией школьной реформы, в которой большое значение
придавалось интеграции предметов.
В
возникшей ситуации обозначились, но остались в подавляющей степени
нереализованными по не зависящим от творцов причинам новые многообещающие идеи
развития дидактики астрономии. Здесь уместно упомянуть вот о чем. Важным этапом
развития дидактики астрономии 70-80-х гг. стало появление астрономии в учебных
планах средних профессионально-технических училищ (СПТУ), выпускники которых
получали выбранную ими техническую специальность и аттестат зрелости. Удалось
разработать программу небольшого курса астрономии (всего 16 часов), выпустить
несколькими изданиями оригинальный учебник и методическое руководство для
учителей . Реализуя идею о том, что образовательный курс астрономии должен
завершать естественно-научное и философское образование выпускников средних
учебных заведений, ее автор добился, чтобы курс астрономии учащиеся СПТУ
изучали после курса физики. В какой-то степени подобное решение проблемы тоже
можно было назвать "интеграцией физики и астрономии" в рамках единого
учебного предмета. Однако данная "интеграция" не приводила к
бессмысленному растворению астрономии в физике и представляла собой одну из
перспективных моделей интеграции физики и астрономии . Заметим, что до
настоящего времени астрономия сохранилась в профессиональных училищах (ПУ)
некоторых регионов России. Пожалуй, это неплохая ниточка, связывающая прошлое с
настоящим:
Настоящее
Современное,
близкое к критическому, положение астрономического образования учащихся средних
учебных заведений является одним из следствий сложной ситуации, в которой
оказалась российская система образования после распада Советского Союза.
Качество
астрономических знаний выпускников средних учебных заведений продолжает
снижаться, что неоднократно отмечалось в докладах и отчетах различных комиссий,
выступлениях и статьях представителей научной общественности. Выпускники
средней школы недостаточно знакомы с достижениями астрофизики и космологии. Не
зная основ астрономии, молодые люди легко попадают под влияние астрологов,
колдунов, магов:
Отметим
некоторые причины неудовлетворительного состояния школьной астрономии:
1.Изучение
астрономии в основной (9-летней) школе не предусмотрено базисным учебным
планом; в условиях профильной дифференциации астрономия исключается из списка
учебных предметов в большинстве средних учебных заведений. Объем, содержание и
число часов, отводимых на изучение астрономии в различных типах учебных
заведений, созданных на базе общеобразовательных школ (в гимназиях, лицеях,
реальных училищах и т.д.), существенно различны даже в рамках одного типа
заведений. В гуманитарных классах и классах педагогической поддержки астрономия
вовсе не преподается. Количество школ, в которых астрономия еще преподается в
Х1 кл., сокращается .
2.Недостаточна
специальная подготовка большинства учителей астрономии, закончивших
физико-математические (физические) факультеты педагогических институтов до начала
90-х гг., не только не владеющих методикой преподавания астрономии в школе, но
даже плохо знающих свой предмет. В настоящее время в педвузах России прекращен
набор студентов в группы со специализацией "физика и астрономия", а
курс общей астрономии значительно сокращен и продолжает уменьшаться. Студентов
не знакомят с основами дидактики астрономии. В результате выпускники физических
и физико-математических факультетов педагогических институтов 90-х гг. знают
астрономию хуже выпускников 80-х гг.
3.Ослаблено
внимание к вопросам преподавания астрономии в школе со стороны органов
народного образования. Нет квалифицированного контроля за качеством
преподавания астрономии, нет учителей-методистов. В большинстве учебных
заведений не хватает наглядных пособий, методической литературы и даже
учебников. Выпуск ТСО сведен к минимуму.
4.Снижается
интерес учащихся выпускных классов к изучению астрономии, хотя наличие такого
интереса могло бы стать мотивом к учебе в школе.
5.Решение
проблем астрономического образования страдает своего рода
"перекосом": имеются радующие всех нас успехи в работе с одаренными
школьниками - любителями астрономии (олимпиады, конкурсы, летние школы - В.Г.
Сурдин, М.Г. Гаврилов, Н.Н. Гомулина и др.) и соседствующая с этим астрономическая
безграмотность подавляющей массы выпускников общеобразовательной школы. Более
чем слабым "утешением" могут стать данные о том, что даже 20%
взрослых американцев не очень хорошо представляют, что вокруг чего движется
(Земля вокруг Солнца или наоборот), и почти ничего не слышали о Копернике и
Галилее:
По-видимому,
назревает потребность в очередной "реформе" астрономического
образования, поскольку школьную астрономию все-таки надо спасать!
Многие
педагоги, астрономы и методисты ратуют за сохранение астрономии в качестве
отдельного самостоятельного учебного предмета при одновременном
совершенствовании методики преподавания астрономии в старшем звене средней
школы (разработка новых дифференцированных учебных программ, улучшение качества
учебников, повышение квалификации учителей и т.д.). Известные многим сборники
учебных программ для общеобразовательных учреждений Министерства образования
Российской Федерации содержат программы 35-часового курса
"Астрономия" для старшего звена обучения в средних учебных заведениях
разных типов (А.В. Засов и Э.В. Кононович; Е.П. Левитан) и программу курса
"Вселенная Человека", разработанную Е.П. Левитаном для Х-Х1 кл. (140
часов, по 2 урока в неделю). Для преподавания астрономии в школах используются
учебники А.В. Засова и Э.В. Кононовича; Е.П. Левитана; В.В. Порфирьева, а также
в очередной раз доработанный учебник Б.А. Воронцова-Вельяминова под редакцией
Е.К. Страута.
Другие
педагоги видят выход из сложившегося положения в пропедевтике астрономических
знаний в начальной школе, объединении курсов физики и астрономии на единой
интегративно-гуманитарной основе с созданием качественно нового
интегрированного курса "Физика и астрономия" в основной школе.
Общие
способы и конкретные пути последовательной реализации взаимосвязи курсов физики
и астрономии в учебном процессе общеобразовательной школы и ССУЗ исследовались
в 80-90-е гг. Ю.И. Диком, Д.Г. Кикиным, Е.П. Левитаном, А.А. Пинским, А.Ю.
Румянцевым, Е.К. Страутом и другими учеными .
В
настоящее время астрономический материал содержится во всех без исключения
программах интегративных курсов начальной школы и курсах физики УП и 1Х кл.
основной и средней школы. В них традиционно предусматривается изучение
некоторых астрономических сведений в разделах "Механика",
"Электричество и магнетизм" и "Геометрическая оптика", но
астрономии практически нет в разделах "Электродинамика" и
"Атомная физика", изучаемых в УШ, Х и Х1 кл. Однако недостаточно
просто включить астрономический материал в книгу, нужно обеспечить условия его
изучения. В современных учебниках физики он "распылен". Хотя обычное
расположение его перед или вслед за соответствующим физическим материалом дает
некоторые преимущества в его усвоении, отсутствие связей между отдельными
высказываниями и отрывочность изложения лишает возможности обобщать
астрономические знания и поэтапно формировать фундаментальные астрономические
понятия, создавая в сознании учеников астрономическую картину мира. В
большинстве учебников астрономические термины и понятия употребляются без
определения и пояснений, зачастую с недостаточной опорой на
"донаучные" астрономические знания учащихся; некоторые ошибки и
неточности в тексте, рисунках и схемах не исправляются десятилетиями. Но
главная беда в том, что внимание учеников и учителей не фиксируются на астрономическом
содержании учебников, астрономические сведения не выделяются и не обобщаются,
при этом у них вырабатывается отношение к астрономическому содержанию учебников
как второстепенному, не заслуживающему внимания, ненужному для физического
образования.
Таким
образом, как и опасались противники интеграции физики и астрономии,
существующие учебники физики мало или вовсе непригодны для формирования
астрономических знаний учащихся и требуют не только (и не столько) расширения
их астрономического содержания, но и повышения эффективности усвоения того
астрономического материала, что содержится в них уже десятки лет. Необходимы
тщательная переработка и дополнение астрономического содержания учебников,
изменение их структуры и, главное, разработка методики формирования
астрономических знаний в курсе физики.
Наиболее
обширное и систематическое включение астрономических сведений в физический
материал осуществлено в программах интегративных курсов "Физика и
астрономия" А.А. Пинского, Ю.И. Дика, коллектива авторов во главе с В.А.
Орловым и курса "Физика и химия" А.Е. Гуревич, Д.А. Исаева, Л.С.
Понтака. К сожалению, их учебники тоже не лишены существенных недостатков и
требуют доработки, а сами программы не получили распространения в школах
России.
Отсутствие
пропедевтики астрономических знаний в среднем звене основной школы отрицательно
влияет на астрономические познания ее выпускников и затрудняет формирование
астрономических знаний на ограниченном числе уроков астрономии в Х1 кл.
Астрономическая неграмотность большинства выпускников средних учебных
заведений, в которых астрономия не преподается отдельным предметом, становится
почти неизбежной.
Казалось
бы, научная работа по совершенствованию астрономического образования должна
проводиться в рамках Российской академии образования. Но в настоящее время в
составе достаточно большой Академии нет ни одного члена-корреспондента, который
курировал бы эту проблему (?!). Похоже, что для РАО Вселенная - слишком мелкая
тема:
Будущее
Как
бы ни называли ХХ1 в., он будет веком космическим. Космос станут рассматривать
как расширенную среду обитания человечества, а знания о нем станут одним из
основных элементов образованности людей. Веря в это, мы сейчас прежде всего
должны думать о том, как спасти школьную астрономию (Земля и Вселенная, 2000, №
1). Мы исходим из того, что преподавание астрономии в средних учебных
заведениях, сообщение системы астрономических знаний подрастающему поколению не
самоцель, а средство его образования и развития, подготовки к будущей трудовой
и общественной деятельности.
Содержание,
структура и методика формирования системы астрономических знаний должны
определяться:
1.Общим
подходом к образованию подрастающего поколения: стратегическими и тактическими
целями и задачами образования, воспитания и развития.
2.Особенностями
формирования научной картины мира и научного мировоззрения учащихся.
3.Анализом
того, что содержит в себе астрономическая информация, и специфических методов
работы с ней.
Нужно
обозначить "экологическую нишу" астрономических знаний в системе
педагогики (учебных и иных дисциплин, составляющих основу системы дошкольного
воспитания, начального и среднего школьного образования и обучения в педвузах),
а также основ наук, обеспечивающих существование и развитие системы народного
образования (психология, медицина и т.д.).
В
ходе учебно-методического анализа содержания дошкольного, школьного и
внешкольного образования необходимо вести поиск не тех мест в отдельных
предметах, куда можно включить астрономический материал с наибольшей пользой
для его восприятия, а тех, где изучение астрономического материала не только
уместно, но и необходимо и дает наибольший эффект для реализации целей и задач
обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Цель
преподавания астрономии в современных общеобразовательных учебных заведениях -
формирование научного мировоззрения на основе поэтапного изучения (с начальной
школы) системы элементарных астрономических знаний о космических явлениях и
объектах.
Что
можно сделать для улучшения в ближайшие годы астрономического образования?
1.Сделать
астрономические знания обязательным компонентом обучения школьников, внеся в
федеральный Стандарт образования для средних учебных заведений соответствующие
изменения.
2.Улучшить
специальную и методическую подготовку учителей астрономии, создав единую
систему астрономического образования для студентов физико-математических
(физических) факультетов педвузов. Для этого потребуется:
увеличить
объем и расширить содержание курса общей астрономии в целом до 200 часов, в том
числе до 60-80 часов лекционных занятий при некотором сокращении числа
практических и лабораторных занятий;
ввести
в учебные планы подготовки учителей физики изучение основ методики преподавания
школьных предметов "Физика и астрономия" и "Астрономия"
(20-30 часов для всех студентов и 60-100 часов, в форме спецкурса, для желающих
преподавать астрономию в школе после окончания вуза);
начать
подготовку учителей астрономии на факультетах дополнительных профессий;
вернуть
в учебные планы физических факультетов педвузов специальность "учитель
физики и астрономии";
качественно
улучшить соответствующую подготовку учителей физики и астрономии на курсах
усовершенствования учителей.
3.Развивать
теорию и практику обучения астрономии в рамках разрабатываемой сейчас нами
новой концепции астрономического образования. На этом следует остановиться
подробнее. Много лет назад нами была сформулирована суть стратегии
методического поиска. Она заключается в необходимости сосредоточить внимание на
адекватном переводе общедидактических и психологических идей и концепций на
язык методики обучения астрономии как одной из частных дидактик, в том числе и
идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса (Земля и Вселенная, 1985, №
1).
В
настоящее время огромную роль в оптимизации процесса обучения должны играть
компьютерные технологии. Разработаны и тиражируются отечественные учебные
компьютерные программы, созданные различными коллективами авторов (Н.И.
Гомулина, И.В. Паболков и др.), а также такие интерактивные энциклопедии на русском
языке, как "Космос", "Redshist-4" и др. К сожалению, в
большинстве школ подобных ТСО просто нет, а там, где они оказались, возникают
немалые трудности с методикой их применения в учебном процессе.
Немало
вопросов возникает и с разработкой теоретических проблем дидактики астрономии.
В последние годы защищен ряд кандидатских диссертаций, появляющихся довольно
хаотично и оказывающих незначительное влияние на совершенствование теории и
практики обучения астрономии, в то время как действительно актуальные темы
остаются незамеченными соискателями .
Но,
конечно, ядром всего комплекса средств обучения остается учебник астрономии.
Поэтому необходимо, во-первых, совершенствовать существующие учебники,
во-вторых, создавать учебники нового поколения для общеобразовательной школы,
и, в-третьих, создавать специальные учебники как для школ и классов с
углубленным изучением физики и математики, так и учебники "для
гуманитариев". Над такими "специализированными" учебниками
работают авторы данной статьи . Здесь очень важно реализовать в учебниках
сформулированные нами идеи гуманизации и гуманитаризации астрономии.
Сказанное
выше позволяет сформулировать основную проблему дидактики современной школьной
астрономии. Она состоит в необходимости совершенствования и обновления
концепции астрономического образования и углубленной обработки вопросов,
связанных с профильным дифференцированием обучения.
Дискуссия
о целесообразности интеграции астрономии с физикой и другими учебными
предметами нельзя считать завершенной. Мы не исключаем, что грамотная
интеграция может стать одним из возможных путей ликвидации астрономической
безграмотности выпускников школ и других типов средних учебных заведений.
Однако даже с психологической точки зрения отсутствие в школе ХХ1 в. предмета
"Астрономия" (который был в школах ХХ в. и значительно раньше!)
выглядит трудно объяснимым. Причем даже при реализации "системной
пропедевтики" в рамках многих других учебных предметов, изучаемых во всех
классах общеобразовательной школы и широком распространении факультативов
(например, "Сказочная Вселенная" в 1-Ш(1У) кл.; "Твоя
Вселенная" в У-УП кл.; "Познаваемая Вселенная" в УШ кл.;
"Человек и Вселенная" в Х-Х1 кл.).
Вакуум,
образовавшийся в связи с прекращением активной деятельности ВАГО в центре и на
местах, вероятно, придется заполнить Региональными Ассоциациями учителей
астрономии и преподавателей педвузов. Такие Ассоциации, работая в контакте с
местными институтами повышения квалификации работников народного образования,
будут оказывать педагогам необходимую научно-методическую поддержку.
Прогнозировать
на десятилетия вперед очень трудно, но мечтать или фантазировать просто
необходимо. В частности, нам представляется, что в ХХ1 в. астрономия станет не
только обязательным, но системообразующим учебным предметом! А сегодня
необходимо добиться хотя бы того, чтобы школьники овладели минимумом знаний по
астрономии .
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ziv.telescopes.ru