соответствие полученных результатов поставленным целям и задачам.
Направления управления талантами в организации могут быть различными. В таблице 1 выделены основные из них:
Таблица 1 - Направления управления талантами в организации
(по Егоршину А.П) [6]
НаправлениеОписание направленияУправление эффективностью сотрудниковРазработка системы контроля и обратной связи с сотрудниками по результатам и ключевых показателей эффективности,Найм персоналаОпределение критериев выбора претендентов, а также организация быстрой адаптации сотрудников, принятых на работуОценка и разработка ключевых компетенцийРазработка показателей, определяющих потенциал и эффективность человека в организацииУдержание персоналаразработка систем материальной и нематериальной мотивации сотрудниковФормирование корпоративной культуры компаниивоспитание и удержание талантовРазвитие: определение планов индивидуального развитияразработка программ по обучению сотрудников, организация и проведение обучающих мероприятий, создание института наставничества внутри компании
Существуют различные методы к управлению талантами в организации, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Методы управления талантами организации
МетодыСуть методаПоиск лучшего применения природных дарований каждого сотрудникаПриверженцы метода считают, что каждый человек (сотрудник или кандидат) в чем-то талантлив (имеет выдающиеся способности). Задача менеджера по персоналу - выявить эти таланты и сделать так, чтобы сотрудник смог проявить его на благо компании. Менеджеры, реализующие эту стратегию, идут двумя путями: 1) Выявляют талант кандидата на входе в компанию, т.е., по сути, даже не привязываются к конкретной позиции, проводя собеседование, подбирая позицию под талант человека; 2) Определяют, в чем именно талантливы уже работающие сотрудники, и перемещают их на лучшую для них должность. При выборе данной стратегии управления талантами, компания должна быть готова к большому количеству внутренних ротацийРазвитие таланта как профессиональных качеств сотрудниковЧаще всего под талантом сотрудника подразумевают не его природные дарования, которые порой не видны или не нужны на текущем рабочем месте, а большой потенциал к развитию хотя бы одной из корпоративных компетенций (управленческих или профессиональных). При таком подходе у менеджеров появляется понятие «ключевой» персонал, которому компания уделяет максимальное внимание, и «остальной» персонал. Эта стратегия популярна и в России, и за рубежом.Развитие талантов не под следующий управленческий уровень, а не под должностьИз выбранных талантливых работников создается сплоченная корпоративная группа, и компания приоритетно обеспечивает её развитие, которое происходит в обстановке открытости и гласности. Целью является не подготовка человека для конкретной должности, а поднятие его на новый управленческий уровень, помощь в развитии мышления и навыков руководителя, стратегического видения. Следовательно, использование талантливых сотрудников не ограничивается стандартным карьерным ростом, и при необходимости вполне возможно направление их, например, на управленческие должности нового бизнеса.Мгновенное инвестирование в обнаруженные талантыНе дожидаясь назначений кадровых, потенциал выявленных работников сразу используется максимально интенсивно (кроме выполнения основных должностных обязанностей): в приоритетном порядке они занимаются стратегически важными проектами; им поручают наставничество и передачу лучшего опыта. Они определяются как «агенты изменений», и на них топ-менеджмент организации, прежде всего, опирается при реализации инноваций или осуществлении различных реформ.Закрытие вакансии и замена слабых менеджеров лучшими талантливыми кандидатамиВ течение следующих 2 лет самых сильных из числа выявленных талантов назначают на более высокие позиции, заменяя слабых действующих менеджеров. И в рамках нового управленческого уровня открыто развиваются все корпоративные таланты. Под конкретные должности закрыто отбираются и специально подготавливаются лучшие. Их отбор, отслеживание вакансий и планирование замен возлагается на кадровую службу.
В системе управления талантливыми сотрудниками рост людей иногда осуществляется не только посредством их продвижения по карьерной лестнице. Также он осуществляется вовлечением их в новые проекты, путем предоставления большей ответственности и пр. И организация, в том числе, получает положительную отдачу от максимально полного использования креативных идей и опыта своего персонала.
Чтобы разработать четкую стратегию управления талантливыми сотрудниками и повысить осведомленность об уже имеющихся сотрудниках, организации должны организовывать совещания по теме оценке талантов. Они, в свою очередь, подготовят организации к разного рода изменениям: расширению, слиянию и/или сокращению персонала. Данный «обзор талантов» направлен на изучение текущего состояния талантливых сотрудников и будущих потребностей организации.
Совещания по обзору талантов составляют важную часть общего процесса управления талантливыми сотрудниками. Они нужны для всестороннего обсуждения потенциала сотрудников и их работы, определения зон риска, отбора правопреемников и лидеров, а также для создания плана действий по подготовке работников для будущих позиций в организации.
Эффективность системы управления талантами можно оценить по показателям текучести ключевых сотрудников на ключевых позициях. Если текучесть небольшая, можно считать, что привлечение, удерживание и развитие ключевых сотрудников в компании выстроено правильно.
Существует несколько методов оценки эффективности программы развития «талантов» в организации. Для начала можно определить, если это возможно, насколько эффективнее стал работать конкретный работник или подразделение, в которое он входит. Например, можно сравнить план по продажам до и после реализации программы развития «талантов» и таким образом проверить ее успешность.
Это наиболее простой и эффективный способ, но есть и другие варианты. Например, можно провести опрос руководителей подразделений на предмет того, действительно ли стали лучше работать «таланты» после участия в программе развития. Для самих же «талантов» можно провести тестирование, чтобы определить, как они усвоили программу.
После того как дана оценка программе развития «талантов», можно переходить к оптимизации процессов. Это предполагает перераспределение имеющихся в организации ресурсов под определенную программу развития. В этой связи может быть увеличено или уменьшено ее финансирование, изменены сроки ее реализации. Также из программы могут быть исключены некоторые «таланты», которые так и не смогли добиться успехов в рамках программы развития.
Важность общей стратегической цели предприятия для успешного развития талантов в организации заключается в том, что каждый сотрудник осознанно трудится для достижения стратегической цели, принимая решения на своем рабочем месте. Сотрудник мотивирован на работу по поддержанию роли корпоративного имиджа, а также на самостоятельную творческую деятельность, дающую возможность самореализации. Таким образом, в формировании успешного взаимодействия в компании стратегическая цель работает не только на первый, но и на второй фактор мотивации для развития талантов.
Одним из наиболее сложных моментов в развитии талантов в организации являются как правильный выбор метода побуждения к действию сотрудников (тактика), так и разработки стратегических целей организации в соответствии с требованиями экономических и неэкономических законов (стратегия). Развитие организации основано на объективных законах развития. Основные сложности возникают в процессе координации взаимодействия людей, осуществляющих и регулирующих процесс производства.
При развитии талантов в организации руководителю следует учитывать, что каждый сотрудник индивидуален, и существует много способов и особенностей включения его в общественную экономическую жизнь предприятия. Облик сотрудника в современном рыночном хозяйстве можно представить, как совокупность трех образов: Я - внутреннее личное, Я - производственное, Я - социальное общественное. Каждому из этих образов соответствует своя группа потребностей, мотивов и стимулов. Для анализа этих образов следует применять ситуационный подход, поскольку в различных аспектах своей жизнедеятельности к принятию решений подходят с различных позиций: где-то преобладает Я - социальное, где-то Я - личное.
Обращаясь к теме исследования в реферативной работе докажем следующее: чтобы эффективно развивать таланты в организации, руководитель должен «замотивировать» персонал на работу. Для этого существуют методы мотивационного воздействия, освоив которые руководитель вправе рассчитывать на успех.
Очень важно понимать, что в условиях современных технических, технологических и общественных изменений только эффективная совместная работа всех участников производственного процесса гарантирует успех. А эта работа, в свою очередь, зависит от того, насколько равномерно и в достаточно сильной степени основные принципы совместной работы будут выполняться всеми и будут направлены на удовлетворение потребностей и ожиданий в цепочке: потребности (ожидания) человека - потребности (ожидания) организации - потребности (ожидания) общества. Потребности побуждают людей к деятельности, обусловливают их поступки, придают им направленный характер. Однако эти поступки могут совершаться, а могут и не совершаться. Работник может активно действовать, трудиться, находить пути совершенствования своей работы, а может остаться безучастным к процессу производства, выполняя лишь минимальные требования или не выполняя их совсем.
Способность удерживать ценных сотрудников рассматривается как серьезное конкурентное преимущество компании. В данном случае главным инструментом может выступать только последовательная и продуманная кадровая политика. Создание такой политики подразумевает обязательное привлечение профессионалов, способных определить оптимальный уровень компенсаций персоналу за результаты деятельности, а также поддерживать объем необходимых инвестиций в развитие интеллектуального капитала организации. Удержание квалифицированного персонала - это комплекс мероприятий, направленных на привязывание сотрудников к текущему месту работы. Причем эффективную систему удержания персонала необходимо осуществлять поэтапно. Сначала исследовать причины, по которым сотрудники увольняются, а затем основе полученных данных разработать специальные алгоритмы удержания сотрудников, включающие объективную систему деловой оценки.
Практически в начальный период времени после найма ожидания компании от сотрудника и сотрудника от компании совпадают всего на 30%. По оценкам немецких специалистов, лишь при сближении ожиданий до 60% производительность труда работника сможет достигнуть 100% (источник). Мостиком, соединяющим готовность человека к деятельности с непосредственным практическим проявлением этой готовности - успешной работой, - является механизм мотивации персонала.
Инструменты удержания персонала представлены тремя основными группами: монетарные (опционы на приобретение акций, долгосрочные бонусные схемы, получение доли в компании, бонусный план при проектной работе, бонус за выслугу лет); немонетарные (интересные профессиональные задачи, признание профессиональных заслуг, доверие и делегирование полномочий, позитивный бренд работодателя, возможность карьерного роста, профессиональное развитие и самореализация, положительная динамика развития компании) и льготы / бенефиты (организация и оплата медицинского обслуживания сотрудника и его семьи, медицинское страхование, корпоративные пенсионные программы, добровольное накопительное страхование, корпоративные программы ипотечного и потребительского кредитования, оплата дорогостоящего образования, приобретение по льготным ценам продукции, производимой компанией, оплата занятий в спортивных и оздоровительных клубах). Названные инструменты применяются в различных условиях предоставления, сочетаниях, объемах и имеют условное название «золотые наручники».
Для молодых и перспективных сотрудников в компании существует специальная программа удержания, которая предлагает горизонтальную ротацию сотрудников; участие в различных проектах для развития потенциала; выполнение роли коуча; стажировка на более высокой должности.
Если не применять на предприятии систему материального стимулирования персонала, то коллектив не сможет обеспечить полноценно качественный уровень обслуживания потребителей, так как руководству привлечь сотрудников к сверхурочной работе на добровольных началах удается с трудом, а поиск новых сотрудников для работы на непостоянной основе не представляется рациональным. И, соответственно, максимально высокой выработки коллективом организации не осуществляется.
Из вышесказанного следует отметить, что сотрудники, обладающие ценными навыками и знаниями, безусловно, более привлекательны для работодателей и с ними стремятся заключить долгосрочный контракт. Вместе с тем, учитывая свободу выбора места работы и то, что данные сотрудники не обладают уникальными знаниями и навыками, работодатели не стремятся вкладывать в них средства для развития их способностей, позволяющих идентифицировать их человеческий капитал как уникальный. Подобные работники нужны любой компании, но интересны для нее в среднесрочной перспективе, поскольку они мало привержены компании и ориентированы на построение карьеры (как внутри, так и вне компании).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление талантами - это применение интегрированной совокупности процессов, направленных на то, чтобы компания привлекала, мотивировала, продвигала и удерживала талантливых сотрудников в целях достижения тактических и стратегических целей организации.
Цель управления таланами - выявить таланты сотрудников и применить их наилучшим для сотрудника и компании образом.
В рамках системы управления талантами рост людей может осуществляться не только за счет их перемещения по карьерной лестнице, но и путем вовлечения в новые проекты, предоставления новых зон ответственности и т.п. При этом организация, в свою очередь, получает отдачу от наиболее полного использования ярких идей, опыта и возможностей своего персонала.
Для реализации целей в области управления и развития талантами в организации российским предприятиям необходимо обеспечить усиление мотивации трудовой деятельности на основе формирования и развития системы стимулов, побуждающих современного работника к эффективному, высокопроизводительному труду.
С целью совершенствования системы мотивации работников организации, следует создать систему повышения квалификации и наращивания кадрового потенциала, что является необходимостью в современных конкурентных условиях; создать благоприятные условий для участия работников организации в системе повышения квалификации, использовать материальные и нематериальные факторы мотивации.
Усовершенствование мероприятия позволят удержать таланты на предприятии и повысить социальную эффективность системы мотивации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ. - Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/popular/©КонсультантПлюс, 1992-2013.
2.Алавердов, А.Р. Управление персоналом: Уч. пос. / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 192 c.
.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2013. - 760 с.
.Гапонова О.С. Организационно-экономический механизм формирования системы мотивации и стимулирования труда в сфере НИОКР промышленного приборостроения. Монография. Екатеринбург-Нижний Новгород; УрО РАН, 2011. - 520 с.
.Григорьева И. Что помогает и что мешает компаниям выигрывать войну за талантливых сотрудников? // Управление человеческим потенциалом. - 2008. - № 3. - С.55-58.
.Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие; М.: Инфра-М; Издание 2-е, перераб. и доп. - , 2012. - 464 c.
.Информационное агентство: Россия и страны СНГ [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ru.reuters.com.
.Кадол В. Управление талантами: системный подход: [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.lanit-consulting.ru/ _files/texts/409/upravlenie_talantami-systemny_podhod.pdf.
.Латха М. Кадровый резерв: эффективный инструмент наращивания потенциала компании // Управление человеческим потенциалом. - 2006. - № 3. - С. 120-124.
.Леонова О.И., Леонов А.В. Система управления персоналом в период реорганизации/ О.И. Леонов, А.В. Леонов // Современные технологии управления. - 2014. - №01 (37). - С. 74.
.Луцкина В. Кадровая непотопляемость // Обучение персонала. - 2007. - № 8. - С.44-47.
.Ниесов И. Управленческий талант: проблемы и решения выявления и развития / Мат-лы научно-практической конференции «Психодиагностика и тестирование персонала», Москва, 24-25 октября, 2008 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.psycho.ru/library/ 2737.
.Овчинникова Т.А., Щелокова С.Н. Гибкая система оплаты труда в организациях: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2010. - 467 с.
.Самоукина Н. Лояльность персонала и риски латентной текучести // Кадровик.ру. - 2010. - № 9. - С. 62.
.Сопомонидина Т.О., Сопоманидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала / Т.О.Соломадина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 255 с.
.Ужакина Ю. Кадровый резерв и управление талантами // Training.ru. Июль., 2007 [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.trainings.ru/library/articles/?id=8588.
.Управление персоналом организации/А. Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 348 с.
.Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала: учебник / О.К. Минева, И.Н. Ахунжанова,
Т.А. Мордасова [и др.]; под. Ред. О.К. Синевой. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 160 с.
.Чумиков А.Н. Управление персоналом. - М.:ИНФРА, 2008. - 375 с.
.Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: учебник. - М.: «Бизнес - школа», 2008. - 471 с.
21.Chhabra N., Mishra A. Talent Management and Employer Branding: Retention Battle Strategies // ICFAI Journal of Management Research. - 2008. - Vol. 7, No 11. - P. 50-61.
.Lattner D. The Talent Imperative // Boardroom Briefing. The Consultants Issue. Winter. P. 32 - 34 [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.directorsandboards.com/BBWinter07.pdf.
23.Мiller D., Desmarais S. Developing Your Talent to the Next Level: Five Best Practices for Leadership Development // Organization Development Journal. - 2007. - Vol. 25. - No 3. - P. 37-43.