Понятие экономических показателей, теоретические аспекты их использования
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты использования экономических показателей
1.1 Понятие экономических показателей
1.2 Система расчета экономических показателей
2. Расчет экономических показателей розничного торгового
предприятия
2.1 Анализ издержек обращения
2.2 Анализ прибыли и рентабельности
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность. Экономические показатели
играют важную роль в обеспечении понимания того, как экономика страны
выполняет. Экономические показатели страны предоставляют информацию о
перспективах роста и прошлого роста страны. Релиз этой информации, оказывает
глубокое воздействие на движение производных и фондовых рынках. И с тех пор,
базовые активы в бинарных опционах, торгуются обычно с этих рынков;
экономические показатели затрагивают бинарные опционы также. Таким образом, как
можно использовать экономические показатели, чтобы торговать эффективно на
рынке бинарных опционов? Давайте смотреть.
Информация об экономическом показателе
затрагивает ценность определенных типов активов, и инвесторы должны понять, как
движение в ценности этих активов может использоваться, чтобы получить прибыль
от бинарных опционов, у которых есть эти активы как их основные. Таким образом
то, что требуется, является способностью понять, как ценность любого актива
изменяется как результат экономической информации, которая течет на рынок.
Степень разработанности проблемы. Вопросу использования
экономических показателей предприятия и эффективности его работы в
отечественной и зарубежной экономической науке посвящено множество
исследований, особенно в последние десятилетия. В своей работе автор опиралась
на исследования зарубежных ученых Альтмана Е.И., Боди 3., Брейли Р., Бригхэма
Ю.Ф., Каплана Р.С., Карлина Т.П., Нортона Д.П., Самуэльсона П., Фулме-ра Д.Г.,
Хаммера М., Хелферта Э., Холта Л.Н., Хорна Д.К., Хорнгрена Ч.Т. и др. и
отечественных ученых Глухова В.В., Градова А.П., Ковалева В.В., Кравченко Н.А.,
Крейниной М.Н., Любушина Н.П., Марковой В.Д., Недо-секина А.О., Сухарева О.С.,
Титова В.В., Тренева Н.Н., Шеремета А.Д. и Др.
Объект работы - торговое предприятие.
Предмет исследования - экономические показатели предприятия.
Цель работы - рассмотреть использование экономических
показателей.
Задачи исследования:
раскрыть понятие экономических показателей;
рассмотреть использование экономических показателей;
проанализировать использование экономических показателей на
торговом предприятии.
экономический показатель прибыль рентабельность
1.
Теоретические аспекты использования экономических показателей
1.1 Понятие
экономических показателей
Экономические показатели характеризуют состояние экономики, а
также различных ее объектов и протекающих внутри нее процессов в трех временах.
Сами по себе они представляют собой один из наиболее популярных на сегодняшний день
и - что еще более важно - эффективных инструментов, позволяющих определить
состояние экономики определенной компании или же страны.
Состав и структура, на которую подразделяются экономические
показатели, является одним из наиболее важных объектов изучения науки, и в то
же время представляют собой ее содержательный элемент. Данная система включает
в себя совокупность систематизированных характеристик, которые взаимосвязаны
между собой и определяют состояние экономики в целом.
Экономические показатели по своей структуре имеют достаточно
разветвленный характер и распределяются на группы в соответствии с целым рядом
признаков [4, 98c].
В соответствии с делением соответствующей науки на микро - и
макроэкономику в основном выделяются обобщенные макроэкономические показатели,
по которым определяется экономика в целом, а также различные ее крупные части и
сферы. Также существуют и микроэкономические показатели, которые в основном
относятся к экономике различных предприятий, фирм, корпораций и всевозможных
компаний.
По своей структуре экономические показатели различаются на:
· абсолютные (которые
довольно часто принято называть количественными);
· объемные;
· относительные (которые
также называются качественными).
Абсолютные и объемные показатели выражаются в денежных или же
натуральных единицах, то есть вес, штуки, длина, объем или, к примеру,
определенная валюта.
В то же время относительные экономические показатели
деятельности предприятия представляют собой соотношение двух показателей,
имеющих одинаковую или же разную размерность.
В первом случае рассматриваются безразмерные характеристики,
которые указывают в основном на темп изменения определенной экономической
величины или же соотношения, а также пропорции экономических однородных
величин, которые получаются впоследствии их сравнения и измеряются в процентах
или долевом исчислении [3, 91c].
Во втором же случае речь идет о размерных показателях, в
соответствии с которыми характеризуется общая скорость изменения данной
величины во времени, а также эффективность использования различных ресурсов и
чувствительность рассматриваемой величины по отношению к конкретному фактору,
обуславливающему ее изменения. К примеру, показатель эффективности работы
автомобильных двигателей может измеряться в соответствии с массой расходуемого
бензина на километр пути, в то время как показатель отдачи вложенного капитала
- общим количеством выпущенной продукции, которая приходится на каждый
вложенный рубль.
1.2 Система
расчета экономических показателей
Анализ хозяйственной деятельности предприятия по существу представляет
собой изучение определенных экономических показателей, характеризующих
различные стороны этой деятельности. Экономические показатели группируются в
определенную систему в соответствии с известными критериями. Система
показателей, отражающая деятельность предприятия - это совокупность
взаимосвязанных величин, которая всесторонне характеризует имущественно -
финансовое положения организации, ее деятельность и результаты этой
деятельности.
Экономические показатели подразделяются в соответствии с теми
сторонами деятельности предприятия, которые они характеризуют. Например,
существуют показатели, отражающие доходность, прибыльность, рентабельность
организации. Основным показателем, отражающим доходность, является отношение чистой
прибыли, полученной в течение анализируемого периода, к средней сумме
собственного капитала за этот же период:
Прибыльность организации может быть определена как отношение
прибыли, полученной от производственной деятельности этой организации за отчетный
период к выручке от продаж за этот же период:
Показатели рентабельности представляют собой относительные
величины прибыли. Существует целая система показателей рентабельности. В
частности, очень важным показателем является рентабельность активов (имущества),
которая исчисляется по следующей формуле:
Rактивов =
Чистая прибыль / средняя величина активов
Существуют и другие показатели рентабельности. Все они, по
существу, представляют собой, как правило, различные соотношения прибыли и
вложенного капитала, либо прибыли и произведенных затрат.
Ряд экономических показателей (коэффициентов) характеризует
имущественно - финансовое
состояние (положение)
организации.
Так, к числу этих показателей относятся коэффициенты ликвидности.
Наряду с относительными показателями финансового состояния
(коэффициенты) существуют и абсолютные, например, суммы просроченной
дебиторской, а также кредиторской задолженности, величина чистых оборотных
активов, наличие собственных оборотных средств и др.
Важным показателем, характеризующим финансовое состояние
предприятия является оборачиваемость оборотных средств. Важнейшими показателями оборачиваемости служат
продолжительность одного оборота в днях, а также количество оборотов за данный
период (коэффициент оборачиваемости).
Ускорение оборачиваемости оборотных средств свидетельствует об
укреплении финансового состояния предприятия, повышении эффективности
использования средств (капитала), а также об усилении деловой активности
предприятия.
Далее, существует показатели, характеризующие величины выпуска и
продаж продукции (работ, услуг).
А также показатели, выражающие объем выпуска продукции с учетом
трудоемкости ее изготовления (нормо-часы, заработную плату нормативную
стоимость обработки, чистую и условно-чистую продукцию
Имеются также показатели, выражающие эффективность использования
отдельных видов производственных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации
(основных фондов, материальных и трудовых ресурсов). Например, в части основных
фондов имеются показатели фондоотдачи и фондоемкости.
Аналогичные относительные показатели исчисляются и по другим видам
производственных ресурсов.
Так, по материальным ресурсам исчисляются показатели материалоотдачи и
материалоемкости.
Подобные показатели могут быть исчислены и по трудовым ресурсам.
Отдача трудозатрат = Объем продукции / Затраты живого труда
Трудоемкость = Затраты живого труда / Объем продукции
Имеется, кроме того, ряд показателей, выражающих производительность труда. Важнейшим из этих показателей является
среднегодовая выработка продукции на одного работающего.
В процессе экономического анализа используются также показатели,
выражающие движение, наличие и состояние отдельных видов производственных
ресурсов. Существуют показатели, которые выражают эффективность осуществленных
инвестиций, главным образом капитальных вложений. Основными из таких
показателей являются срок окупаемости капитальных вложений, а также прибыль в
расчете на один рубль капитальных вложений.
Какова же степень прогрессивности данного предприятия? На этот
вопрос дают ответ следующие показатели: уровень механизации, выражающий
удельный вес механизированных производственных процессов в общем объеме
последних; уровень автоматизации, характеризующий долю автоматизированных
производственных процессов в общем их объеме.
Наконец, существует обобщающие экономические показатели,
характеризующие непосредственно данное предприятие. Вначале назовем стоимость
организации, иначе - стоимость имущественного комплекса организации. В качестве
другого показателя можно назвать рыночную стоимость предприятия, которая
представляет собой стоимость акций данного предприятия, соответствующую
конъюнктуре рынка.
Комплексная оценка деятельности предприятия находит отражение в
построении так называемого мультипликатора. Он представляет собой интегральный,
комплексный показатель, который основывается на частных показателях, отражающих
деятельность предприятия. Различают два вида мультипликаторов: стандартные и
субъективные. Первые могут применяться при оценке деятельности любых
организаций, а вторые - только одной конкретной организации. Примером
стандартного мультипликатора может являться оценка вероятности банкротства
организации на основе метода Альтмана. Данный метод базируется на определении
суммы пяти финансовых коэффициентов. Каждый из них имеет определенный вес. В
экономической литературе подробно описывается сущность этого метода и способы
его применения.
Субъективные же мультипликаторы дают возможность изучать те
показатели, которые не охватываются стандартными мультипликаторами.
Рассмотренная в этой статье система формирования экономических
показателей служит, таким образом, базой для проведения анализа хозяйственной
деятельности организации.
2. Расчет
экономических показателей розничного торгового предприятия
Основу коммерческой деятельности розничного торгового
предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров.
Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот, который является
одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия.
Общий объем товарооборота (выручка от реализации товаров) за
2015 - 2016 гг. представлен в таблице 2.1, из этой таблицы видно, что сумма
товарооборота в 2016 г. составила 646,7 тыс. руб., что на 93% больше, чем в
2015 г.
Таблица
2.1
Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности,
тыс. руб.
Показатели
|
2015
|
2016
|
Отклонение
|
Темп роста, %%
|
Товарооборот,
сумма
|
335,7
|
646,7
|
311
|
193
|
Валовой доход,
сумма
|
67,14
|
435,8
|
368,66
|
649,2
|
Уровень
|
20
|
67,4
|
47,4
|
-
|
Издержки
обращения, сумма
|
176,7
|
328,7
|
152
|
186
|
Уровень
|
52,6
|
50,8
|
-1,8
|
-
|
Прибыль от
реализации товаров, сумма
|
39,1
|
318
|
278,9
|
813
|
Уровень
рентабельности
|
11,6
|
49,2
|
37,6
|
-
|
Внереализационные
доходы (прибыль)
|
5,8
|
2,9
|
-2,9
|
50
|
Внереализационные
расходы
|
1,2
|
4,2
|
3,0
|
350
|
Балансовая
прибыль
|
43,7
|
316,7
|
273
|
725
|
В магазине реализуется 7 групп товаров: промышленные,
хозяйственные, культтовары и трикотажные товары, а также обувь, ткани, мебель,
всего на общую сумму в 330 наименования.
В таблице 2.2 представлен состав и структура реализации по видам
товаров.
Из таблицы 2.2 видно, что наибольший удельный вес в объеме
розничного товарооборота магазина в 2015-2016 гг. приходится на изделия
парфюмерные, их доля, соответственно, составила 61,4% и 67,6%, то есть
происходит увеличение в структуре на 6,2%.
Таблица
2.2
Объем и структура розничного товарооборота
Наименования
|
2015
|
2016
|
Отклонение
|
|
тыс. руб.
|
удельный вес, %
|
тыс. руб.
|
удельный вес, %
|
тыс. руб.
|
%
|
Ткани
|
19,04
|
5,64
|
47,89
|
7,42
|
28,85
|
1,78
|
СМС
|
5,6
|
1,66
|
21,99
|
3,4
|
16,39
|
1,74
|
Мыло туалетное
|
3,34
|
0,99
|
15,97
|
2,47
|
12,63
|
1,48
|
Мыло
хозяйственное
|
1,01
|
0,3
|
4,3
|
0,67
|
3,3
|
0,37
|
Изделия
парфюмерные
|
207,2
|
61,4
|
437,2
|
67,6
|
230
|
6,2
|
Посуда
стеклянная
|
8,9
|
2,64
|
19,8
|
3,06
|
10,9
|
0,42
|
Посуда
фарфоровая
|
10,6
|
3,15
|
51,2
|
7,92
|
40,6
|
4,77
|
Материалы
строительные
|
44,9
|
13,3
|
23,3
|
3,6
|
-21,6
|
-9,7
|
Мебель
|
17,9
|
5,3
|
11,83
|
1,83
|
-6,07
|
-3,47
|
Обувь кожаная
|
19,04
|
5,64
|
13,64
|
2,11
|
-5,5
|
-3,53
|
Итого
|
337,5
|
100
|
646,7
|
100
|
309,2
|
-
|
Рост объема реализации наблюдается практически по всем
товарам, за исключением строительных материалов (снижение составило - 9,7%),
мебели (объем их реализации снизился на 6,07 тыс. руб., а удельный вес - на
3,7\47%) и обуви (удельный вес их снизился на 3,53%).
Кроме реализации представленных выше товарных групп, магазин
оказывает услуги по раскрою одежды и проявке фотопленки.
Основными потребителями товаров, реализуемых в анализируемом
магазине, являются покупатели, живущие недалеко от магазина. Объем их закупок
разный, это зависит от имеющихся у них средств и составов семей.
Как известно, на объем розничного товарооборота оказывают
влияние факторы внутреннего характера, связанные с использованием основных
фондов (таблица 2.3).
Таблица
2.3
Расчет влияния на товарооборот факторов, связанных с
использованием основных фондов
Показатели
|
2015
|
2016
|
Отклонение
|
Влияние на
товарооборот
|
Товарооборот,
тыс. руб.
|
337,5
|
646,5
|
309,2
|
309,2
|
Торговая
площадь, кв. м.
|
252,17
|
301,2
|
49,03
|
65,7
|
Товарооборот на
1 кв. м., тыс. руб.
|
1,34
|
2,15
|
0,81
|
243,97
|
Благоприятное влияние на товарооборот оказывает прирост
торговой площади и более рациональное ее использование. Расчет влияния:
А. изменение торговой площади:
,34 * 49,03 = 65,7 тыс. руб.
Б. изменение эффективности использования торговых площадей:
,81 * 301,2 = 243,97 тыс. руб.
В. общее влияние:
,7 + 243,97 = 309,6 тыс. руб.
Далее следует провести расчет степени колебания продаж,
коэффициента рентабельности товарооборота. Такой расчет для оптимального
планирования объема закупок и определения потребности в оборотных средствах.
Таблица 2.4
Расчет степени колебания продаж
Кварталы
|
Объем продаж,
тыс. руб.
|
|
2015 г.
|
Удельный вес, %
|
2016 г.
|
Удельный вес, %
|
1
|
84,4
|
25
|
168,1
|
26
|
2
|
64,1
|
19
|
129,3
|
20
|
3
|
80,3
|
23,8
|
155,2
|
24
|
4
|
108,7
|
32,2
|
194,0
|
30
|
Всего за год
|
337,5
|
100
|
646,7
|
100
|
Среднеквартальный
уровень
|
84,4
|
25
|
161,7
|
25
|
Степень колебания продаж в течение года по отдельным
кварталам определим на основе расчета среднего квадратического отклонения:
,
где Х - объем продаж за квартал, тыс. руб.;
Хср - среднеквартальный уровень, тыс. руб.;
П - количество кварталов.
г.:
= 15,96 тыс. руб.
Коэффициент вариации (V)
составит:
V = = 15,96 * 100/84,4 = 18,9.
Коэффициент равномерности (Кр) составит:
Кр = 100 - V = 81,1.
г.:
= 23,3 тыс. руб.
V = 23,3 * 100/161,7 = 14,4.
Кр = 100 - 14,4 = 85,6.
По расчетам можно отметить, что степень колебания продаж в 2016 г.
ниже, чем в 2015 г. на 4,5, в связи с чем коэффициент равномерности возрос на
4,5.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод об увеличении темпов
роста товарооборота, расширении ассортимента реализуемых товаров, но отмечается
ухудшение обслуживания. Основными причинами создавшегося положения стали
недостающие ритмичность и равномерность выполнения плана товарооборота в
течение нескольких кварталов. План товарооборота не выполнен во втором и
третьем квартале, незначительно перевыполнен в первом и четвертом квартале.
Отсутствие ритмичности в работе предприятия подтверждается удельным весом
каждого квартала. Самым низким он был во втором квартале (20%), самым высоким -
в четвертом квартале (30%). Это подтверждает и отсутствие равномерной нагрузки.
Основной вклад в увеличение товарооборота внесло увеличение
торговой площади и рост эффективности ее использования.
Негативным моментом является падение в структуре товарооборотов
доли товаров, которые бы увеличили его размер - строительных материалов, обуви,
одежды. Такая тенденция в развитии товарооборота - результат снижения
покупательской способности населения и др. причины.
Низкая эффективность управления торговым предприятием
подтверждается нарушенной индексной цепочкой взаимосвязи показателей как в 2015
г., так и в 2016 г. Высокий темп роста валового дохода (таблица 2.1) при более
низком темпе роста товарооборота свидетельствует о росте цен. Вместе с тем все
увеличивающиеся темпы роста издержек обращения не позволили реализовать
возможности роста цен.
.1 Анализ
издержек обращения
Рассмотрим состав и структуру издержек обращения (таб.2.5).
Таблица
2.5
Состав и структура издержек обращения
Показатели
|
2015
|
2016
|
Отклонение
|
Темп роста, %
|
|
Тыс. руб.
|
Уд. вес
|
Тыс. руб.
|
Уд. вес
|
Тыс. руб.
|
Уд. вес
|
|
Условно-переменные
издержки, всего
|
70,8
|
40,1
|
135,1
|
41,1
|
64,3
|
1
|
191
|
В том числе:
транспортные расходы
|
18,1
|
10,2
|
35,4
|
10,8
|
17,3
|
0,6
|
196
|
-расходы по
хранению и подготовке товаров к продаже
|
15,8
|
8,9
|
31,3
|
9,5
|
15,5
|
0,6
|
198
|
-расходы по
оплате труда
|
29,1
|
16,5
|
46,6
|
14,2
|
17,5
|
-2,3
|
160
|
-отчисления от
ФОТ
|
7,8
|
4,4
|
21,8
|
14
|
2,2
|
279
|
Условно-постоянные
издержки, всего:
|
105,7
|
59,9
|
193,6
|
58,9
|
87,9
|
28
|
183
|
В том числе:
аренда
|
34,1
|
19,3
|
68,9
|
21
|
34,8
|
1,7
|
202
|
-расходы по
содержанию и текущему ремонту основных средств
|
31,4
|
17,7
|
44,7
|
13,6
|
13,3
|
-4,1
|
142
|
Расходы на
рекламу
|
40,2
|
22,8
|
80
|
24,3
|
39,8
|
1,5
|
199
|
Всего
|
176,7
|
100
|
328,7
|
100
|
152
|
-
|
186
|
Из таблицы 2.5 видно, что на протяжении 2015 - 2016 гг. в
структуре издержек преобладают условно-постоянные издержки, их величина в 2016
г. составила 193,6 тыс. руб., что на 83% больше, чем в 2015 г.
Условно-переменные издержки также увеличиваются, составив в
2016 г. 135,1 тыс. руб., что на 64,3 тыс. руб. или на 91% больше, чем в 2015 г.
Как в 2015 г., так и в 2016 г. значительной статьей в
расходах являются расходы на рекламу, соответственно, 22,8% и 24,3%.
По всем статьям расходов происходит увеличение, причем
наибольшими темпами растут отчисления от ФОТ и расходы по аренде (за счет
увеличения ставок арендной платы).
В общем же издержки обращения возросли на 86%.
Анализ валового дохода
Основной целью анализа валовых доходов является поиск
резервов их роста и достижения на этой основе оптимального соотношения с
финансовыми результатами, создание работающей модели управления ими.
С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых
результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового
предприятия, оплаты труда работников, поскольку источником образования прибыли
является валовой доход.
Для анализа валового дохода используются традиционные и
математические методы анализа. К числу основных способов и приемов
экономического анализа относится: оценка абсолютных, относительных и средних
величин, метод сравнения, группировка, индексный, графический, метод ценных
подставок, балансовый.
Состав и структура валового дохода предприятия представлены в
таблице 2.6.
Таблица 2.6
Состав и структура валового дохода
Показатели
|
Ед. изм.
|
2015
|
2016
|
Отклонения
|
Темп роста, %
|
Валовой доход,
всего
|
Тыс. руб.
|
67,14
|
435,8
|
368,66
|
649,2
|
В том числе: 1.
Валовой доход от реализации товаров
|
Тыс. руб.
|
58,2
|
414
|
355,8
|
761
|
Удельный вес в
общей сумме валовых доходов
|
%
|
86,7
|
95
|
8,3
|
-
|
2. Прочие
доходы от неосновной деятельности
|
Тыс. руб.
|
8,9
|
20,9
|
12
|
234
|
2.1крой
|
Тыс. руб.
|
4,9
|
9,4
|
4,5
|
192
|
2.2 проявка
фото
|
Тыс. руб.
|
4,0
|
11,5
|
7,5
|
288
|
Удельный вес в
общей сумме валового дохода
|
%
|
13,3
|
4,8
|
-8,5
|
-
|
Уровень
валового дохода (в % к обороту)
|
%
|
20
|
67,4
|
47,4
|
337
|
Из представленных данных видно, что сумма валовых доходов
увеличилась почти в 6,5 раз, составив 435,8 тыс. руб.
Общая сумма валового дохода на анализируемом торговом
предприятии формируется за счет доходов, полученных от реализации товаров, а
также за счет доходов от прочей не основной деятельности. При этом, наибольший
удельный вес в составе валового дохода как в 2015 г., так и в 2016 г.
приходится на доходы от основной деятельности - реализации товаров. Их удельный
вес в 2016 г. составил 95% от общей суммы валового дохода, что на 8,3% больше,
чем в 2015 г.
Доля доходов от неосновной деятельности снижается в 2016 г.
на 8,5%, составив всего 4,8%. Но в стоимостном выражении доходы возросли более
чем в 2 раза, причем в основном за счет роста доходов от услуг по проявке
фотопленки, которые возросли почти в три раза, доходы от кроя возросли на 92%.
Величина валового дохода зависит от ряда факторов, основными
из которых являются: объем товарооборота и уровень валовых доходов к
товарообороту.
2.2 Анализ
прибыли и рентабельности
В ходе анализа прибыли и рентабельности хозяйствующего
субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня
рентабельности, факторы их определяющие (величину валового дохода, уровень
издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая сальдо
внереализационных доходов, размер налогов и др.).
Анализ прибыли проведем по данным таблицы 2.7.
Из таблицы 2.7 видно, что показатели, характеризующие
прибыльность предприятия, увеличиваются, так, прибыль от реализации товаров
увеличивается в 2016 г. на 813%. Но снижается прибыль от неосновной
деятельности на 5,9 тыс. руб. или 72%, хотя ранее мы определили, что доходы от
неосновной деятельности возросли более чем в 2 раза. Значительно снизились
доходы по этой статье расхода, поэтому снижается прибыль. В связи с этим сумма
балансовой прибыли возросла на 725%.
Таблицы 2.7
Анализ прибыльности
Показатели
|
2015
|
2016
|
Отклонения
|
Темпы роста, %
|
Товарооборот
|
335,7
|
646,7
|
311
|
193
|
Валовые доходы
|
67,14
|
435,8
|
368,66
|
649,2
|
Уровень
валового дохода, %
|
20
|
67,4
|
47,4
|
337
|
Издержки
обращения
|
167,7
|
328,7
|
152
|
186
|
Уровень
издержек, %
|
52,6
|
50,8
|
-1,8
|
96,6
|
НДС, тыс. руб.
|
4,2
|
7
|
2,8
|
167
|
Прибыль от
реализации
|
39,1
|
318
|
278,9
|
813
|
Прибыль от
неосновной деятельности
|
4,6
|
-1,3
|
5,9
|
28
|
Балансовая
прибыль
|
43,7
|
316,7
|
273
|
725
|
Налог на
прибыль
|
16,6
|
120,3
|
103,7
|
725
|
Чистая прибыль
|
27,1
|
196,4
|
169,3
|
725
|
Фонд накопления (45%)
|
12,2
|
88,38
|
76,2
|
724
|
Фонд
потребления (35%)
|
9,5
|
68,7
|
59,2
|
723
|
Резервный фонд (20%)
|
5,42
|
39,3
|
33,88
|
725
|
Балансовая прибыль, уменьшилась на величину налога на
прибыль, дает чистую прибыль, которая увеличилась на 725%.
Чистая прибыль распределяется между тремя фондами в следующем
процентном соотношении:
- фонд потребления - 35%,
- фонд накопления - 45%,
резервный фонд - 20%.
На величину прибыли от реализации оказали влияние следующие
факторы:
. рост товарооборота в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 311
тыс. руб. (с 335,7 до 646,7 тыс. руб.) увеличил балансовую прибыль на 152,39
тыс. руб. (311 * 49/100).
. увеличение среднего уровня валового дохода с 20% до 67,4%
способствовало росту прибыли на 174,7 тыс. руб. (368,66 * 47,4/100).
. рост издержек обращения на 86% привел к снижению прибыли на
11,6 тыс. руб. (646,7 * (-1,8) / 100 = - 11,6). Знак минус в данном случае
обусловлен тем, что уменьшение издержек обращения и прибыли находится в
обратной зависимости, то есть снижение издержек ведет к росту прибыли, и,
наоборот, их рост - к ее уменьшению.
. общее влияние факторов на прибыль от реализации:
,39 + 174,7 - 11,6 - 27,5 = 278,9 тыс. руб.
Снижение прибыли от прочей деятельности с 4,6 тыс. руб. до
(-1,3 тыс. руб.) привело к соответствующему снижению величины балансовой
прибыли.
Общее влияние на сумму чистой прибыли складывается из влияния
факторов на объем прибыли от реализации, снижения прибыли от прочих операций,
роста налога на прибыль:
,9 - 5,9 - 103,7 = 169,3 тыс. руб.
С положительной стороны работу торгового предприятия
характеризуют показатели рентабельности. По сравнению с 2015 г. рентабельность
продаж возросла более чем в 4 раза (по прибыли от реализации) и на 36% (по
балансовой прибыли) - более чем в 3,7 раза и на 22,3% или более чем в 3,8 раза
(по чистой прибыли).
Рентабельность затрат, соответственно, возросла на 74,6% (или
более чем в 4,4раза).
Прибыль в расчете на кв. м. торговой площади увеличилась на
0,9%, хотя по значениям это относительно небольшие цифры.
На каждого работника в 2016 г. приходится на 14,2% прибыли
больше, чем в 2015 г.
Таблица 2.8
Показатели рентабельности
Показатели
|
2015
|
2016
|
Отклонение
|
Темпы роста
|
Рентабельность
продаж, %
|
11,6
|
49,2
|
37,6
|
424
|
Рентабельность
затрат, %
|
22,1
|
96,7
|
74,6
|
438
|
Фондорентабельность,
%
|
0,06
|
0,33
|
0,27
|
550
|
Прибыль в
расчете на один кв. м. торговой площади, тыс. руб.
|
0,16
|
1,06
|
0,9
|
663
|
Прибыль в
расчете на одного торгового работника
|
1,7
|
15,9
|
14,2
|
935
|
Это говорит о том, что в 2016 г., деятельность магазина была
эффективнее, чем в 2015 г.
Заключение
В настоящее время основными экономическими показателями,
характеризующими результаты коммерческой деятельности торговых предприятий,
выступают товарооборот, валовой доход, другие доходы, издержки обращения,
прибыль и рентабельность.
Цель анализа объемных показателей деятельности - выявление,
изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения
рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. В процессе
анализа проверяют степень выполнения планов по товарообороту, доходам,
издержкам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют
влияние факторов на результаты коммерческой деятельности предприятий, выявляют
и мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные. Система экономических
показателей деятельности коммерческой фирмы включает в себя:
·
Товарооборот
·
Валовой доход
·
Издержки обращения
·
Прибыль и рентабельность
По результатам проведенного нами анализа экономических и
финансовых показателей деятельности розничного магазина, можно сказать, что в
2016 г. предприятие работало эффективно и улучшило результаты работы по
сравнению с 2015 гг. по показателям товарооборота, валового дохода, прибыли от
реализации, балансовой прибыли и чистой прибыли. Негативным моментом явилось
увеличение суммы издержек обращения, хотя их доля в процентном соотношении к
товарообороту снизилась.
Значительно возросли показатели рентабельности:
рентабельность продаж, затрат, фондорентабельность; получено больше прибыли в
расчете на 1 кв. м. торговой площади, кроме того, увеличилась сама торговая
площадь магазина. На одного торгового работника приходится почти в 10 раз
прибыли больше, чем в 2015 г.
Несмотря на улучшение экономических показателей деятельности
торгового предприятия имеют место резервы повышения прибыли и рентабельности, в
частности, посредством совершенствования действующей системы закупок,
управления торговым ассортиментом, обслуживания покупателей, внедрения системы
планирования и прогнозирования экономических результатов деятельности.
Список
литературы
1. Валевич
Р.П., Давыдов Г.А. Экономика торгового предприятия. - Мн.: Высшая школа, 2012.
2. Кравченко
Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле и общественном питании. -
Мн.: Высшая школа, 2013.
. Савицкая
Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Экоперспектива, 2014.
. Сергеев
И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2015.
. Торговое
дело: экономика и организация / Под ред. Брагина. - М.: Экономика, 2014.
. Экономика
предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013.