вебинаров, подкастов.
В зависимости от миссии, целей В2В бизнеса для продвижения контента используются различные каналы социальных сетей, например, LinkedIn - для профессионального общения, обмена знаниями, YouTube - для визуального представления характера бизнеса.
Эффективное продвижение В2В товаров (услуг) предполагает применение различных видов практик маркетинга, ориентированных на целевой пул В2В клиентов. Конкурентоспособность маркетингового успеха должна держаться в актуальном состоянии, способствовать развитию инноваций, внедрять современные маркетинговые технологии.
1.2 Формирование спроса на рынке В2С
Аббревиатура B2C (от business-to-consumer) служит для обозначения коммерческих отношений, возникающих между организацией-продавцом и конечным покупателем (которым, как правило, является частное лицо).
Покупатель приобретает товар для себя. Товар (услуга) в данной ситуации является объектом бизнеса, в то время как потребитель и организация-продавец - его субъектами.
Взаимоотношения в сфере B2C - одно из звеньев, составляющих цепочку бизнес-процессов в современной коммерческой деятельности. Суть B2C заключается в построении прямых, персонализированных отношений между бизнесом и клиентом. Этот тип отношений подразумевает ведение прямых продаж и стремление к уменьшению количества посредников. Чем меньше посредников, тем проще организациям обеспечить конкурентные цены на местах и контролировать их колебания. Эти мероприятия направлены на увеличение маржинальности продаж.
Отличительные особенности рынка B2C
) Роль ассортимента. Бизнесмены, избравшие сферой своей деятельности розничную торговлю, всегда заинтересованы в расширении ассортимента услуг и товаров: так они распространяют свое влияние на все сегменты рынка. Этот процесс проще всего отследить на примере супермаркетов, где потребитель может купить буквально все, что пожелает. Кроме того, здесь ему будут предложены сопутствующие услуги - к примеру, доставка, монтаж и ремонт оборудования для кухни или компьютерной техники.
) Роль отдельного клиента. Следует признать, что в данном сегменте бизнеса роль покупателя невелика, так как коммерсант получает прибыль за счет больших объемов продаж, которые обеспечиваются разными потребителями. Иными словами, его (коммерсанта) больше заботят потребности рынка, а не конкретного клиента.
Наглядный пример - пиво. Слабый алкоголь всегда пользуется спросом. То пиво, которое в настоящее время выставлено на полках супермаркетов, вполне устраивает основную массу потребителей. И если какой-нибудь ценитель, вернувшийся из-за границы, вдруг захочет «чего-нибудь эдакого», его запросы вряд ли будут удовлетворены. Ни один производитель не станет варить (или продавать) экзотику «для избранных» в ущерб интересам целевой аудитории. Однако, если владелец бизнеса решит, что необычное пиво сможет привлечь в его магазин новых клиентов, он предложит одному из поставщиков сварить новый сорт и сразу приобретет крупную партию. Конечно, так случается нечасто. Зато сразу понятно, что руководители компаний, работающих в B2C, мыслят масштабно.C-продажи - это именно та деятельность, которой занимаются предприятия розничной торговли. Они применяют особые методы ведения бизнеса и специфические маркетинговые технологии, направленные на массового потребителя. Их еще называют ритейл-технологиями.
Основные особенности маркетинга B2C:
ориентация компании-производителя на взаимодействие с конечным потребителем;
товар приобретается клиентом для себя, а решение о необходимости покупки товара принимается им самостоятельно;
клиент - не эксперт;
покупая товар, клиент руководствуется не только своими потребностями, но и эмоциями;
цикл продаж короткий;
отдельный покупатель для бизнеса не важен - значение имеет только объем продаж;
обязательное применение массовых коммуникаций;
ориентация продавцов на шаблонные решения.
Таким образом, можно сделать выводы о ключевых особенностях сферы B2C. Несмотря на то, что отдельно взятый потребитель продавцу не слишком интересен, он (продавец) предоставляет потребителю широкие возможности для удовлетворения своих нужд. Клиент может купить все в одном месте. Доходность B2C обеспечивается массовостью продаж при отсутствии многочисленных посредников.
.3 Особенности В2В в России
Рыночный спрос - это отношение между ценой определенного продукта, который готовы купить потребители, и количеством приобретаемого продукта за данную цену.
Исследование потребительского и рыночного спроса представляет собой
. Сбор.
. Обработку.
. Анализ информации, которая поступает от потребителя продукта или услуги, то есть вашей целевой аудитории.
Одним из наиболее эффективных, популярных методов изучить рыночный спрос - метод онлайн-опроса. В чём его преимущества.
Во-первых, метод опроса потребителей позволяет изучить основополагающие виды покупательского спроса: формирующийся спрос (анализ данных опроса потребителей помогает определить реакцию покупателей на новый товар при выходе на рынок, обозначить факторы позиционирования нового товара/услуги), реализованный спрос (данные исследования реализованного спроса выявляют общие закономерности развития рыночного спроса, его структуру, сезонные колебания и пр.), неудовлетворенный спрос (потребители высказывают свои пожелания по улучшению обслуживания, вносят предложения по реализации товара/услуги и пр., вы получаете структурированную обратную связь).
Таким образом, осуществляется взаимодействие с потребителем на всех этапах приобретения и использования товара или услуги с учетом покупательских, экономических факторов.
Во-вторых, если ваш товар не является уникальным и требует стандартного анализа, вы можете воспользоваться уже разработанными шаблонами опросов, которые помогут вам изучить потребительский и рыночный спрос. Исследование покупательского спроса происходит по известному сценарию.
На первом этапе вы определяете проблемы исследования - те задачи, которые необходимо будет решить анализом полученных с помощью опроса результатов.
На втором этапе происходит разработка основных вопросов вашего исследования, на третьем - построение выборки, то есть того числа целевых респондентов, которое вам нужно опросить. Далее вы составляете анкету и осуществляете сбор ответов
В данный момент наиболее распространенным общением с потребителем является онлайн-канал - с помощью e-mail-рассылки, установки виджета на сайте, на ресурс или с помощью онлайн-панели респондентов Анкетолога. В зависимости от целей вы также можете опрашивать клиентов офлайн, например, с помощью планшета в магазине для того, чтобы определить покупательский спрос на определенные товары, непосредственно до или после покупки.
Нужно обратить особое внимание на обеспечение репрезентативности опроса. Репрезентативность - это то, насколько полученные результаты отражают изучаемое явление, то есть рыночный спрос и потребительский на продукцию и услуги. Для того чтобы обеспечить репрезентативность, необходимо, прежде, всего правильно рассчитать выборку респондентов. В этом вам поможет статья «Как правильно рассчитать объем выборки» с удобным калькулятором выборки. Сам опрос можно построить по шаблону, обычно состоящему из нескольких главных, целевых вопросов (после них идет социально-демографических блок, вопрос доходов респондента и места его проживания).
Современный рынок В2В маркетинга является составной частью социальных цифровых коммуникаций. Интерактивный контент расширяет социальный обмен.
Социальные медиа используются в качестве ключевой тактики маркетинговых стратегий компании. Социальные медиа могут быть мощным инструментом для создания узнаваемости бренда и активации бренда компании.
В2В продажи это сегмент рынка, к которому можно отнести все коммерческие взаимоотношения между юридическими лицами. От английского Business to Business, что дословно означает бизнес для бизнеса. Не секрет что любое юридическое лицо это такой же потребитель товаров и услуг, как и физическое. Только в отличие от b2c продаж (продажи физическим лицам) в В2В суммы сделок намного серьёзней. В целом компания может работать одновременно на рынках В2В и B2C, и сама техника и принципы продаж на этих рынках одинаковая, но основное отличие в деталях. Именно поэтому продавцу при переходе между сегментами будет сложно перестроиться.
Самое основное отличие В2В рынка это - потребности клиента. И от этого идут все отличия, которые свойственны, для данного сегмента рынка. Если в B2C секторе вы продаёте товар по потребностям покупателя, то есть конкретного физического лица. То в В2В всё иначе, продаваемый вами товар будет использовать компания, а потребность у компании только одна - PROFIT (т.е. прибыль). Если вам приходилось продавать что либо владельцам бизнеса, вы знаете: что их интересует сколько прибыли они получат и как быстро это произойдет. Естественно это немного утрированно, и стоит сделать оговорку на то что в В2С работают тоже люди, но в целом ситуация именно такова. Физическое лицо тратит деньги ради удовольствия, юридическое лицо ради прибыли. Ниже перечислены основные отличительные особенности в2в продаж.
Яркой отличительной чертой В2В продаж является высокая степень ответственности при покупке. Дело в том что неправильная сделка может нанести серьёзный урон компании, а значит сотрудник за неправильную сделку может лишиться работы, если это наёмный рабочий, а если это владелец бизнеса он может потерять прибыли или даже разориться. Именно по этому, в В2В все решения взвешиваются и обдумываются. В В2С все наоборот, покупатель отвечает только перед самим собой и степень риска минимальна. Наверное, именно поэтому у нас дома столько не нужных вещей.
При продажах в В2В продавец всегда сталкивается с таким понятием как ЛПР и вынужден решать проблему выхода на ЛПР. Кстати, что такое ЛПР лучше изучить отдельно. Если вкратце, то продавцу, перед тем как приступить к этапам продаж нужно найти человека, которому продавать. В В2С клиент, как правило, находятся перед вами.
Ещё одной из важных особенностей в2в продаж это длительность взаимоотношений между продавцом и покупателем. Для начала сама сделка проходит намного дольше, да и как правило сама продажа рассчитана не на один раз. При работе с физ. лицами наоборот, продажа происходит быстро и то что будет повторная далеко не факт.
Естественно количество юридических лиц намного меньше чем физических. Поэтому важен каждый клиент, так как другого может и не быть. На В2В рынке стоимость клиента очень высока.
Важной особенностью накладывающей отпечаток на продажи является то, что в В2В клиент намного более осведомленный о товаре, который ему необходим. Поэтому и продавец должен быть намного более компетентный. Если в В2С продавец не владеющий товаром может вполне успешно продавать, то в В2В это просто не возможно.
.1 Производство кофейных зерен
Рынок кофе России - один из самых стабильных рынков товаров повседневного спроса. Специалисты брендингового агентства Koloro провели анализ российского рынка кофе, выделили основные компании-лидеры и сделали прогноз на 2016 год.
На два промышленных вида кофе (Coffea arabica и Coffea canephora Pierre ex Froehn) приходится около 98% всего производимого кофе. Из них соответственно получают арабику (70%) и робусту (30%). Около 1-2% кофе составляют редкие дорогостоящие сорта.
Рисунок 2.1 Основные виды кофейных зерен
Сегодня кофе выращивают в 65 странах мира. На долю Бразилии в зависимости от урожая приходится от 32 до 35% производства кофе в мире. В стране насчитывается примерно 4 млн. кофейных деревьев, которые занимают 8,5 млн. км2. Небольшие владения площадью до 50 га составляют 56% от всех кофейных плантаций и дают 75% собираемого кофе.
Рисунок 2.2 - Урожай 2016 года
Арабика считается изысканным кофе: у него более богатый и насыщенный вкус, чем у робусты. В то же время, его гораздо сложнее культивировать: он больше подвержен вредителям.
Арабика растет на высоте около 2000 метров над уровнем моря. Эквадорские плантации считаются самыми высокогорными в мире. Там кофе растет на высоте 2000-2800 метров над уровнем моря.
Робуста растет на высоте 0-600 метров над уровнем моря в тропических районах Африки, Индии, Индонезии и является совсем не прихотливым. Он содержит на порядок больше кофеина, чем арабика, и часто используется в эспрессо-смесях. Робуста дешевле арабики.
При приготовлении 1 килограмма жареного кофе используют 4-5 тыс. кофейных зерен. В год с одного дерева собирают около 1-1,5 тыс. зерен.
Рынок кофе России начал формироваться в начале 90-х годов, когда в продажу кроме зернового кофе поступил еще и растворимый. Сейчас на рынке представлены следующие виды кофе:
зерновой кофе;
молотый кофе;
растворимый (гранулированный, сублимированный, порошковый и coffee-mix).
24 апреля 2015 года, Россия стала членом-партнером Международной Организации по Кофе (МОК). Это имеет чрезвычайно важное экономическое значение, поскольку позволит сократить расходы производителей кофе, упростит импорт сырья и повысит качество продукции.
2.2 Спрос и потребление кофе в России
В 2016 году общее потребление кофе составило 241,8 тыс. т.
На одного жителя России приходится 1,69 кг кофе в год. Это достаточно незначительный показатель, если сравнивать с другими странами-импортерами кофе. Абсолютными лидерами по потреблению кофе на душу населения в год являются финны и датчане (11,8 кг). Средний показатель в Европе - 7,8 кг.
В 2017 году 59% потребителей кофе в стране отдали предпочтение растворимому кофе. В 2001 году этот показатель составлял 85,1% потребителей - спрос на растворимый кофе упал на 26,1% и продолжает слабеть.
% потребителей зернового кофе покупают его в зернах и самостоятельно размалывают. Остальные 59% покупают уже молотый кофе.
Структура потребления кофе по видам в 2016 году представлена на рис. 2.3.
Рисунок 2.3 - Структура потребления кофе по видам в 2016 году
Вместе с ростом спроса на зерновой кофе, повышается и культура потребления кофе: россияне начали лучше разбираться в сортах кофе и смотрят не только на бренд, но и на страну-производителя.
Согласно проведенному опросу на территории Москвы, из всех потребителей кофе, 91% пьют кофе по утрам, днем - 46% потребителей и вечером - 23%. На ночное время приходится только 4% любителей кофе.
% москвичей пьют кофе дома, 54% - на работе, 20% - в кофейнях и 19% - в гостях. Кофе на вынос берут 8% покупателей, выйдя на прогулку или находясь в пути.
Структура частоты потребления кофе (по данным Минздравсоцразвития) представлена на рис. 2.4.
Рисунок 2.4 - Структура частоты потребления кофе (по данным Минздравсоцразвития)
Портрет потребителя кофе составить сложно, но можно выделить следующие характеристики:
Главными потребителями кофе являются жители мегаполисов: в больших городах 63% населения пьет кофе. На долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится около 25% всех продаж растворимого кофе и 50% - кофейных зерен и молотого кофе. Таким образом, эти два региона потребляют 2/3 всего кофе России.
На рис. 2.5 представлена структура импорта кофе в РФ по регионам-получателям.
Рисунок 2.5 - Структура импорта кофе в РФ по регионам-получателям (в стоимостном выражении, %)
Больше всего потребляют кофе люди возрастом от 35 до 54 лет, с высшим образованием или ученой степенью и средним или высоким материальным положением.
По разным оценкам, от 60 до 85% потребителей покупают кофе в ближайших супермаркетах или продуктовых магазинах. 34% потребителей консервативны в своем выборе и всегда покупают одну и ту же полюбившуюся марку. Убедить их купить кофе другой марки достаточно сложно. Около 60% покупают кофе, выбирая из 3-4 марок, и лишь иногда пробуют что-то новое. 6% потребителей каждый раз покупают что-то новое.
Рисунок 2.5- Структура мест покупки кофейных зерен, % потребителей
Критериями выбора кофе покупателями являются:
качество;
известность марки;
страна-производитель;
реклама и акции в магазине;
внешний вид упаковки;
цена.
Из-за того, что главным критерием выбора является качество, лояльные потребители перейдут на более дешевую марку только в самом крайнем случае. Можно проследить, что на кофе люди не экономят даже во время кризиса - доля потребителей, которые сменили «свой» бренд кофе за 2014-2016 года совсем незначительная. Для экономии потребители начинают покупать меньшие объемы, но все того же, любимого бренда кофе.
Такое ранжирование критериев свойственно преимущественно для потребителей зернового и молотого кофе. Напротив, лидерами продаж растворимого кофе являются активно рекламируемые бренды.
Кофе является традиционным продуктом импорта в России. Из-за того, что территория России не попадает в так называемый «кофейный пояс» мира, собственный кофе в России не растет, поэтому производители занимаются только обработкой и обжаркой зерен. 65% всех поставок готового кофе и кофейного сырья осуществляется всего из трех стран (Бразилия, Вьетнам и Италия).
Рисунок 2.6 - Структура импорта кофе в РФ, по странам (в стоимостном выражении, %)
Кофе сохраняет свои свойства в зеленом виде дольше, чем в готовом, и импорт необработанного продукта составляет 52% от общего объема ввоза кофе в страну. Прогнозируется, что в ближайшие годы будет наблюдаться увеличение импорта сырья для промышленной переработки в связи с развитием в стране технологий по обжарке кофе. Другим стимулом увеличения импорта сырого продукта является рост количества поклонников свежего зернового кофе - на 3% за последние 5 лет.
Рисунок 2.7 - Структура импорта кофе в РФ по видам ( в стоимостном выражении,%)
В то же время, доля импорта готового продукта будет оставаться на прежнем уровне 46-48% от общего объема, свидетельствуя о росте интереса к кофе в России. Пока что обжаренные кофейные зерна составляют лишь 7% импорта, остальное приходится на кофейные концентраты.
Игроков кофейного рынка России можно классифицировать по следующим критериям:
. По владельцам контрольных пакетов акций компаний-производителей:
российские («Орими Трэйд», «Московская кофейня на паяхъ», ООО «Чайно-кофейная компания «Гранд»);
иностранные (Nestle Russia, Mondelez, Tchibo, Paulig).
2. По специализации производства:
исключительно кофейная продукция (Tchibo, Paulig, «Московская кофейня на паяхъ», Strauss Group);
широкий спектр продукции (Nestle Russia, Mondelez, «Орими-Трэйд»).
. По типу производимого продукта:
зерновой кофе (Paulig);
зерновой и растворимый (Nestle Russia, Tchibo, Strauss Group, «Орими-Трэйд», «Московская кофейня на паяхъ»);
растворимый (Mondelez).
4. По объемам производства:
менее 3000 тонн в год (Nestle Russia, Mondelez, Tchibo, Paulig, «Орими-Трэйд», Strauss Group);
500-3000 тонн в год («Московская кофейня на паяхъ», «Русский продукт»);
более 500 тонн в год («Монтана Кофе», «Сафари кофе» и пр.).
55% рынка растворимого кофе в России сосредоточены у трех главных компаний: Nescafe Russia, Mondelez и Tchibo. Лидером гранулированного кофе является Nescafe Classic (более 50%), вслед за ним идут Maxwell House и Pele. Среди премиального сублимированного кофе фаворитами являются Nescafe Gold, Jacobs Monarch, Carte Noire.
Рисунок 2.8 - Доля компаний на рынке растворимого кофе
% рынка зернового кофе находятся в руках отечественных компаний: «Орими Трейд», «Московская кофейня на паях», ООО «Чайно-кофейная компания «Гранд». На четвертом месте финская компания Paulig Group.
Таким образом, крупнейшими компаниями на рынке кофе России являются две транснациональные компании (Nestle Russia, Mondelez), одна международная (Tchibo) и одна русская («Московская кофейня на паяхъ»). Приведем краткую характеристику этих компаний.Russia: первое представительство открыто в Москве в 1995 году. Основной стратегией компании является усиление влияния, т.к. компания уже хорошо представлена в масштабах России. Производство происходит по полному циклу. Компания занимает лидирующее положение как на российском рынке кофе в целом, так и в сегменте растворимого кофе.
Ассортимент кофейной продукции представлен такими видами: кофе-капсулы Nespresso, гранулированный Nescafe Classic, сублимированный (Nescafe Gold, Espresso и пр.), кофейные смеси Nescafe 3 in 1.
Mondelez (до 2013 года - Kraft Foods Russia): первое представительство открыто в 1994 году. Заводы полного цикла по производству и упаковке сублимированного кофе находятся в Ленинградской области. Приоритетной задачей компании является увеличение объемов производства, в частности для экспорта в СНГ и страны дальнего зарубежья.
Рисунок 2.9 - Рынок кофе в России
Tchibo: компания появилась на российском рынке кофе одной из первых - в 1993 году. Основная цель компании - наращивание присутствия, активная реклама.
Ассортимент: в зернах и молотый - Tchibo Espresso Sicilia/Milano Style, сублимированные Tchibo Exclusive, Mild, Gold Selection.
«Московская кофейня на паяхъ» была основана в 1997 году. В 2004 году запустили первый в Восточной Европе завод полного цикла для производства растворимого кофе всех видов. Продукция представлена во всех сегментах рынка кофе.
Ассортимент: кофе в зернах/молотый (Арабика, Коломбо, Мокко), растворимый (Арабика, Коломбо, Царь Петръ, Espresso).
Компании-производители кофе в России закупают зерна кофе для дальнейшей обработки, в результате чего конечный продукт отправляется на экспорт. Наибольшим спросом среди иностранных компаний-покупателей пользуется жареный кофе с кофеином молотый и растворимый (71%). На втором месте - жареный кофе с кофеином в зернах (арабика) - 24,6% рынка.
В 2014 году экспорт кофе из России составил 7880 тыс. т. Главными странами-экспортерами являются Украина (69%), Беларусь (21%), Абхазия (5%), Грузия, Молдова и Казахстан.
Главными регионами-экспортерами являются Санкт-Петербург (43,2%) и Московская область (39,3%). В целом в отрасли занято более 52 компаний, из которых 4 компании делят основную долю рынка (более 85%).
Рисунок 2.10 - Структура экспорта кофе из РФ
Главная тенденция на сегодняшнем рынке кофе в России - увеличение объемов производства. Передовую позицию в структуре кофе занимает изготовление экстрактов, эссенций и концентратов - 68%. Производство жареного кофе и декофеинизированного - 31%. В оставшийся 1% входит производство готовых продуктов на основе экстрактов.
Рынок кофе считается быстро растущим и находится в стадии динамичного развития. Каждый год происходит расширение ассортимента как натурального, так и растворимого кофе, это свидетельствует о том, что рынок кофе в России является одним из наиболее перспективных. В целом, за последние 10 лет продажи кофе в России росли на 6-8% ежегодно.
Колебания внутри рынка кофе весьма незначительны и не имеют четкой сезонной выраженности. Как и для прочих горячих напитков спад потребления кофе приходится на летний период (на 2-4%) и быстро восстанавливается уже к сентябрю.
3. Прогноз развития рынка кофейных зерен в России на 2017 год
Популярность кофе в России продолжает расти с каждым годом. Производители смогут гарантировать более высокое качество продукции благодаря недавнему присоединению РФ к Международной организация по кофе. Рынок кофе характеризируется как быстро развивающийся и показывает положительную динамику. Кофе является одним из наиболее стабильных продуктов на рынке товаров повседневного спроса.
Сегодня большинство потребителей (59%) отдают предпочтение растворимым видам кофе. Тем не менее, прогнозируется, что в течении 2017 года эта цифра будет падать до 55% и в 2019 году сравняется с количеством потребления зернового кофе. Прирост рынка в стоимостном выражении будет происходит больше за счет продаж натурального кофе, нежели растворимого. Это связано как с развитием культуры потребления кофе, так и с экономическими аспектами роста.
При изготовлении растворимого кофе используют более дешевый сорт кофе, робусту, поэтому можно сказать, что в 2017 году его импорт составит меньшую долю, чем в 2016 году по сравнению с импортом арабики.
Потребители кофе в России характеризируются высокой лояльностью и не собираются отказывать себе в этом удовольствии, что только скажется на положительной динамике рынка кофе в России.
Заключение
Рынок кофе является сегментом рынка продуктов питания и горячих напитков. Рынок является достаточно хорошо изученным, однако основная информация обновляется в открытых источниках не сразу и не всегда - в российских. Влияние кризисного года на Рынок было не так ярко выражено, как в прочих сегментах потребительских товаров, однако участники отметили некоторую стагнацию.
Постепенный выход экономики России из кризиса: рост внутреннего валового продукта; рост доходов и занятости населения; оживление в секторе розничной торговли, также рост уверенности потребителей в экономической ситуации в стране - постепенно улучшают ситуацию на Рынке и увеличивают его инвестиционную привлекательность.
Особенно в связи с повышением биржевых цен на Арабику и Робусту и относительно стабильном уровне общемирового потребления, который существенно не уменьшается под влиянием роста цен.
Сегодня большинство потребителей (59%) отдают предпочтение растворимым видам кофе. Тем не менее, прогнозируется, что в течении 2017 года эта цифра будет падать до 55% и в 2019 году сравняется с количеством потребления зернового кофе. Прирост рынка в стоимостном выражении будет происходит больше за счет продаж натурального кофе, нежели растворимого. Это связано как с развитием культуры потребления кофе, так и с экономическими аспектами роста.
При изготовлении растворимого кофе используют более дешевый сорт кофе, робусту, поэтому можно сказать, что в 2017 году его импорт составит меньшую долю, чем в 2016 году по сравнению с импортом арабики.
Потребители кофе в России характеризируются высокой лояльностью и не собираются отказывать себе в этом удовольствии, что только скажется на положительной динамике рынка кофе в России.
Список литературы
спрос рынок кофейный
1.Запекина Н.В., Журавлева Л.А. Национальные и региональные аспекты развития российской кофейной отрасли // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4(35). - 30-33 с.
2.Запекина Н.В., Журавлева Л.А. Национальные и региональные аспекты развития российской кофейной отрасли // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4 (35). - 30-33 с.
.Кудрин А.Л. Обзор российского рынка кофе // Экономика России: ХХI век. - 2014. - № 16. - 14-25 с.
.Кудрин А.Л. Обзор российского рынка кофе // Экономика России: ХХI век. - 2014. - № 16. - 14-25 с.
.М. Кузьмичева. Рассказ о напитке, с которого начинается утро. // Современная торговля № 5, 2011. с. 25-36.
.Международные экономические отношения: учебник / под ред. В.Е. Рыбалкина. М.: Юнити-Дана, 2012. - 647 с.
.Международные экономические отношения: учебник / под ред.В.Е. Рыбалкина. М.: Юнити-Дана, 2012. - 647 с.
.Москаленко К. Кофейная страна Россия. // Современная торговля № 7, 2014. - с. 36-40.
.О международных договорах Российской Федерации : федерал. закон Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (ред. 12.03.2014 г.).
.О международных договорах Российской Федерации: федерал. закон Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (ред.12.03.2014 г.).
.О. Владимирова. Кофе на мировом рынке. // Коммерсантъ № 21, 2015. - с. 47-50.
.Полозенко Т. И., Губер Н. Б., Боган В. И. Анализ потребительских предпочтений кофе натурального на примере г. Челябинска // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 201-205.
.Р. Чикоруди. Кофе мифы и правда. // Наука и жизнь № 11, 1997. - с. 21-27.
.Рогожин П. Рынок кофе в России // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - № 6. - 101-110 с.
.Рогожин П. Рынок кофе в России // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - № 6. - 101-110 с.
.Романова Т. Вкус кофе в чашке должен быть постоянен // Ведомости. - 2014. - № 207 (2477).
.Романова Т. Вкус кофе в чашке должен быть постоянен // Ведомости. - 2014. - № 207 (2477).
.Т. Анохина. Растворимый кофе на любой вкус. // Спрос № 4, 2000. - с. Т. Шахина. Кофемания. // Крестьянка № 4, апрель 2015 . - с. 94-97.
.Татарченко И.И. Технология субтропических и пищевкусовых продуктов: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.И. Татарченко, И.Г. Мохначев, Г.И. Касьянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 384с.
.Татарченко И.И. Химия субтропических и пищевкусовых продуктов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.И. Татарченко, И.Г. Мохначев, Г.И, Касьянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с.