Организация каналов распределения на предприятии
ВВЕДЕНИЕ
Объектом изучения логистики являются материальные и связанные с ними
информационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к
ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности
функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование
логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной
интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового
продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов.
Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень
сервиса.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление
транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных
систем, коммерческую деятельность и многое другое.
Логистика начала развиваться в 60-70 гг. прошлого века, но повышение ее
роли пришлось на 90-е года. Это было связано с развитием коммерческих
отношений, глобализацией рынков, увеличением конкуренции, что привело к поиску
путей оптимального обслуживания потребителей и повышению внимания к затратам
компаний путем их оптимизации. Современному бизнесу - для того, чтобы быть
более успешным - просто необходим новый взгляд на многие процессы, чтобы
оптимизировать затраты, расширить сферу услуг. В связи с этим во многих
компаниях создаются отделы, службы, департаменты логистики.
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной
хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело
положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная
причина - переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость
гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся
приоритеты потребления.
Объектом исследования является ОАО «Керамика».
Предметом исследования является логистический процесс распределения в ОАО
«Керамика».
Цель курсовой работы - исследование логистического процесса распределения
в ОАО «Керамика».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основы логистики;
оценка и анализ изучаемого логистического процесса;
1. ОСНОВЫ
ЛОГИСТИКИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Понятие логистики, ее цели, задачи и функции
Главная идея логистики - организация в рамках единого потокового процесса
перемещения материалов и информации на протяжении всей цепочки от производителя
к потребителю. Принципы логистического подхода требуют интеграции
материально-технического обеспечения, производства, транспорта, сбыта и
передачи информации о перемещении товарно-материальных ценностей в единую
систему, что должно повысить эффективность работы в каждой из этих сфер и
межотраслевую эффективность.
Таким образом, цель логистики - оптимизация цикла воспроизводства путем
комплексного, ориентированного на потребность, формирования потока материалов и
информации в производстве и распределении продукции.
Известные исследователи в сфере логистики Э. Мате и Д. Тискье видят цель
логистики в оптимизации предложения продукции компанией таким образом, чтобы
эта продукция нашла своего потребителя в наиболее выгодных для общей
рентабельности условиях.
Чаще всего цель логистической деятельности связывают с выполнением так
называемых правил логистики. Наиболее распространенным подходом является
выделение «шести правил логистики», так называемого логистического микса или
комплекса логистики [5, c.
47]:
продукт - необходимый продукт;
количество - в необходимом количестве;
качество - необходимого качества;
время - необходимо доставить в нужное время;
место - в нужное место;
расходы - с минимальными расходами.
Некоторые авторы несколько расширяют комплекс логистики, добавляя к нему
такие элементы, как «потребитель», т.е. нужному потребителю и «персонификация»,
что означает разработку системы обслуживания для каждого заказа.
Цель логистической деятельности будет реализована, если приведенные выше
правила выполнены, т.е. обеспечен наилучший и быстрый ответ на рыночный спрос
при наименьших расходах. При этом необходимо подчеркнуть, что главная цель логистики
является отображением идеальной ситуации, которой необходимо пытаться достичь.
Главная цель логистики конкретизируется в ее задачах, которые по степени
значимости разделяют на три группы [13, c. 56]:
глобальные;
общие;
частичные (локальные).
Логистика по своей сущности в процессе управления хозяйственной
деятельности выполняет интеграционные функции. Поэтому независимо от вида
системы логистики ее глобальными задачами являются:
создание комплексных интегрированных систем материальных, информационных и,
если возможно, иных потоков;
стратегическое согласование, планирование и контроль использования
логистических мощностей сфер производства и обращения;
постоянное усовершенствование логистической концепции в рамках выбранной
стратегии в рыночной среде;
достижение высокой системной гибкости путем быстрого реагирования на
изменения внутренних и внешних условий функционирования.
Решение глобальных задач не может быть реализовано без постановки и
решения общих задач. Условием жизнеспособности логистических систем всех видов
является решение таких общих задач:
осуществление сквозного контроля над потоковыми процессами в
логистических системах;
разработка и усовершенствование способов управления материальными
потоками;
многовариантное прогнозирование объемов производства, перевозок, запасов
и т.д.;
выявление несбалансированности между потребностями производства и
возможностями материально-технического обеспечения, а также потребностями в
логистических услугах при сбыте и возможностями логистической системы;
стандартизация требований к качеству логистических услуг и отдельных
операций;
рациональное формирование хозяйственных связей;
выявление центров возникновения потерь времени, материальных, трудовых и
денежных ресурсов;
оптимизация технической и технологической структуры транспортно-складских
комплексов;
определение стратегии и технологии физического перемещения материальных
ресурсов, полуфабрикатов, готовой продукции;
формализация актуализированных (текущих, оперативных) логистических целей
и параметров функционирования логистической системы.
Частичные задачи в логистике имеют локальный характер. Они более
динамичны и разнообразны [18, c.
76]:
оптимизация запасов всех видов и на всех этапах товародвижения;
максимальное сокращение времени хранения продукции;
сокращение времени перевозок;
быстрая реакция на требования потребителей;
повышение готовности к поставкам;
снижение расходов во всех звеньях логистической цепочки;
рациональное распределение транспортных средств;
гарантирование качественного послепродажного обслуживания;
поддержка постоянной готовности к приему, обработке и выдачи информации и
т.д.
Практическая реализация методологии логистики выражается через ее
функциональные рычаги. С концептуальных позиций можно выделить такие функции
логистики.
Системообразующая функция. Логистика является системой эффективных
технологий эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. В
узком значении слова логистика образует систему управления товародвижением
(формирование хозяйственных связей, организация движения продукции через места
складирования, формирование и регулирование запасов продукции, развитие и
организация складского хозяйства).
Интегрирующая функция. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов
сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией их на рынок средств
производства и предоставления посреднических услуг потребителям. Она
обеспечивает согласование интересов логистических посредников в логистической
системе. Логистика позволяет осуществить переход от частичных задач к общей
оптимизации [3, c. 90].
Регулирующая функция. Логистическое управление материальными и
сопутствующими потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение
расходов живого и прошлого труда на стыке разных организационно-экономических
уровней и отраслей. В широком значении управленческое влияние состоит в
поддержке соответствия поведения части логистической системы интересам целого.
Чем выше ресурсный потенциал какой-либо подсистемы, тем больше она в своей
деятельности должна ориентироваться на стратегию логистической системы. В ином
случае в условиях несоблюдения подсистемой определенного, заранее заданного
уровня автономности может возникнуть опасность разрушения самой системы.
Результирующая функция. Логистическая деятельность направлена на поставку
продукции в необходимом количестве, в определенное время и место с заданным
качеством (состоянием) при минимальных затратах. Логистика стремится охватить
все этапы взаимодействия цепочки
«поставки-производство-распределение-потребление», иначе говоря, она выступает
алгоритмом преобразования ресурсов в поставки готовой продукции в соответствии
с существующим спросом.
рынок
сбыт логистический цепь
1.2 Логистическая цепь и ее звенья
Вместе с понятием «логистическая система» в литературе широко
используются понятие «логистическая цепь» и «логистический канал», «цепь
поставок». Во многих случаях эти понятия не очень четко разграничены и иногда
употребляются как синонимы.
Логистический канал - это частично упорядоченное множество различных
посредников, которые реализуют доведение материального потока от конкретного
производителя к его потребителям.
Множество частично упорядочено до тех пор, пока не выбраны конкретные
участники процесса продвижения материального потока от поставщика к
потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую
цепь. Возможность выбора логистического канала является существенным резервом
повышения эффективности логистических процессов.
Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество участников
логистического процесса, которые осуществляют логистические операции по
доведению внешнего материального потока от одной логистической системы к другой
в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае
личного непроизводственного потребления [1, c. 52].
Существует и другая интерпретация логистической цепи, под которой
понимают совокупность логистических операций, выполняемых последовательно от
момента зарождения до момента угасания потока товаров, работ, услуг на
соответствующем потребительском рынке.
Необходимо отметить, что для зарубежной литературы характерно
употребление термина «цепь поставок», однако экономическое содержание этого
понятия идентично «логистической цепи».
Логистические цепи протягивают между логистическими звеньями, чтобы
проиллюстрировать организационную структуру логистических систем. В самом
простом случае, когда логистическая система характеризуется как система с
прямыми связями, логистическая цепь состоит из поставщика и потребителя. В
более сложных случаях в условиях функционирования эшелонных систем данная цепь
может иметь древовидную структуру или вид ориентированного графа с циклами
(гибкая логистическая система).
В целом, в логистической цепи, т.е. в цепи, по которой проходит
материальный и информационный поток от поставщика к потребителю, выделяют
следующие главные звенья [2, c.
78]:
поставка материалов, сырья и полуфабрикатов;
хранение продукции и сырья;
производство товаров;
распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции;
потребление готовой продукции.
В реальных условиях хозяйствования существует большое количество
логистических посредников, широкий ассортимент материальных ресурсов, которые
используются в производстве товаров, и разветвленные распределительные сети.
Вследствие этого могут формироваться сложные логистические цепи взаимосвязанных
звеньев, которые объединяют несколько логистических цепей, так называемые
логистические сети.
2. ОСОБЕННОСТИ логистического процесса распределения В ОАО
«КЕРАМИКА»
.1 Общая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Керамика», г. Витебск - одно из старейших
предприятий Белоруссии. Его история уходит корнями в середину XIX столетия.
Заводы в то время принадлежали частным владельцам, работали сезонно, количество
рабочих не превышало 150 человек.
Во время Великой Отечественной войны все производства подверглись сильным
разрушениям, но уже к концу 1945 г. начали свой первый выпуск. 21 января 1950
г. на базе кирпично-черепичных заводов № 31/35, №32 и торфозавода «Андроновичи»
был создан Витебский комбинат строительных материалов. В 1961 г. был введен в
действие завод керамзитового гравия, в 1969 г. построен завод дренажных труб,
которые были присоединены к комбинату строительных материалов. С 1 апреля 1980
г. на базе Витебского комбината стройматериалов в соответствии с приказом
Министерства промышленности БССР было создано Витебское производственное
объединение «Керамика». В 1990 году произведена реконструкция подготовительного
отделения завода дренажных труб ив 1991 г. введен в эксплуатацию новый цех по
выпуску камней керамических.
На основании приказа Министерства по управлению государственным
имуществом и приватизации Республики Беларусь от 28 февраля 1995г. № 68 было
создано открытое акционерное общество «Керамика» путем преобразования государственного
предприятия «Керамика» в соответствии с законодательством об акционерных
обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в
Республике Беларусь.
В настоящее время ОАО «Керамика» входит в состав Министерства архитектуры
и строительства Республики Беларусь. Решением Витебского облисполкома от 14
апреля 2005г. №232 ОАО «Керамика» зарегистрировано в Едином государственном
регистре юридических лиц и индивидуальных предприятий за № 300000303.
ОАО «Керамика» является крупнейшим предприятием в Республике Беларусь по
производству кирпича и камней керамических. Предприятие является коммерческой
организацией - юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы,
бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак
обслуживания), текущий (расчетный) и иные счета в банках.
Управление обществом осуществляется в соответствии с действующим
законодательством и уставом ОАО «Керамика».
Органами управления ОАО «Керамика» являются:
общее собрание акционеров;
наблюдательный совет; дирекция;
генеральный директор.
Уставный фонд Общества составляет 3 701 768 000 рублей, номинальная
стоимость акции - 28 000 руб. Большая часть акционеров - физические лица -
владеют 51,2% акций. Производственная структура предприятия кроме основного
производства включает также вспомогательные и обслуживающие службы:
транспортный цех, погрузочный цех, теплоэнергетический, ремонтно-механический,
ремонтно-строительный, электрический цех, швейный участок и др.
Структурная схема управления ОАО «Керамика» приведена в приложении А. ОАО
«Керамика» состоит из следующих подразделений:
Цех№ 1;
Цех № 2;
Завод дренажных труб;
Участок по производству дегидратированной глины.
Предприятие размещается на трех промплощадках: промплощадка головного
завода, на территории, которой располагаются цеха №1 и 2 по выпуску
керамических изделий и основные вспомогательные производства; промплощадка
завода дренажных труб (ЗДТ) по производству кирпича, камней керамических и труб
дренажных; промплощадка участка по производству дегидратированной глины (УПДГ).
Промплощадка завода дренажных труб (ЗДТ) и УПДГ удалены от головного завода на
расстоянии до 3 км.
ОАО «Керамика» имеет следующие объекты социальной сферы:
Общежитие, общей площадью 9 627 м2;
Физкультурно-оздоровительный комплекс, общей площадью 887,5 м2.
Среднесписочная численность производственно-промышленного персонала за
2010 г. Составила 1 093 человек.
Основной целью деятельности ОАО «Керамика» является хозяйственная
деятельность, направленная на извлечение прибыли. Основными видами деятельности
являются:
производство кирпича, дренажных труб из обожженной глины;
оптовая и розничная торговля;
разработка гравийных и песчаных карьеров (в том числе добыча
полезных ископаемых: песок, глина);
хранение и складирование.
Благодаря продукции с маркой «Керамика» обрели новую жизнь ценнейшие
исторические и культурные памятники России. Витебский кирпич заложен в
мемориале, воздвигнутом к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне на
Поклонной горе в Москве, в храме Христа Спасителя, в храме Святых Апостолов
Петра и Павла, в Подмосковье в городском поселке Монино, в комплексе
«Прохоровское поле» в Белгородской области. В Смоленской области в городе Ельня
построены целые районы с полной инфраструктурой. В Беларуси нет ни одного
города, где бы ни использовалась продукция ОАО «Керамика». Следует отметить,
что, используя продукцию предприятия ОАО «Керамика» было отреставрировано
множество строений в Витебске, в том числе Покровская церковь, Свято-Троицкая,
Свято-Успенская, Свято-Хорлапиевская, Свято-Приображенская,
Рождественско-Православный центр.
Проанализировав основные направления деятельности предприятия, можно
выделить основные составляющие, используя метод SWOT-анализа. Выявление
возможностей внешней среды позволяет предприятию разрабатывать новые пути
действия на рынке, изучать меняющийся спрос на продукцию. Изучение угроз,
присутствующих на рынке даст возможность предприятию быть готовым к негативным
изменениям, которые могут произойти по независящим от предприятия причинам.
Наиболее перспективным является использование открывающихся возможностей
рынка за счет именно сильных сторон предприятия, что позволит обеспечить
устойчивую конкурентоспособность предприятия как главный залог успешной
реализации своей продукции, как на белорусском, так и на российском рынке.
Проанализируем основные технико-экономические показатели ОАО «Керамика» в
таблице 2.1:
Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели ОАО «Керамика»
Показатели
|
2012 г.
|
2013 г.
|
Абсолютное отклонение
|
Темп роста 2012. К 2013г.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Объем товарной продукции в
фактических ценах, млн.руб.
|
48 219
|
57 598
|
9379
|
119,5п.п.
|
Объем товарной продукции в
сопоставимых ценах, млн. руб.
|
48 842
|
50 911
|
2069
|
104,2 п.п.
|
Выпуск продукции в
натуральных показателях: -кирпич строительный, тыс. шт.усл.к. -трубы
дренажные, усл. Км
|
62835 1194
|
58811 834
|
4024 -360
|
93,6 п.п. 69,8 п.п.
|
Среднесписочная численность
персонала, чел.
|
1241
|
1195
|
-46
|
96,3 п.п.
|
Средняя зарплата, тыс.руб.
в т.ч. рабочие непромперсонал
|
952 509
|
1167 637
|
215 128
|
119,4 п.п. 125,1 п.п.
|
Производительность труда,
тыс.руб.
|
42957
|
46579
|
3622
|
108,4 п.п.
|
Затраты на производство
продукции, млн. руб.
|
46639
|
56598
|
9959
|
121,3 п.п.
|
Выручка от реализации
продукции, млн. руб.
|
50846
|
61533
|
10687
|
121,1 п.п.
|
Затраты на 1 рубль товарной
продукции, руб.
|
0,97
|
0,98
|
0,01
|
101 п.п.
|
Прибыль от реализации
продукции, млн. руб.
|
1398
|
604
|
-794
|
43,2 п.п.
|
Источник: собственная разработка на основании пояснительной записки за
2013 год
Сделаем основные выводы по таблице:
Проанализировав данные таблицы, следует отметить, что в деятельности
предприятия за период 2012-2013 г.г. наблюдался значительный спад ряда
показателей.
Прежде всего, необходимо отметить, что объем товарной продукции в 2013
году в фактических ценах составил 57597 млн. руб., что на 19,5 % больше, чем в
2012 году. Большое влияние на изменение данного показателя оказывало увеличение
выпуска продукции в натуральном выражении. Так, в 2013 году по сравнению с 2012
годом производство строительного кирпича уменьшилось с 62835 тыс. штук до 58811
тыс. штук, то есть на 6,4 %. За анализируемый период наблюдается снижение
выпуска дренажных труб на 30,2 %.
Среднесписочная численность персонала в 2012 году составляла 1241
человек, в 2013 году она уменьшилась на 46 человек, или 3,7 %, и составила 1195
человек.. Наблюдается рост средней заработной платы рабочих на 19,4%, что
обусловлено выполнением и перевыполнением производственной программы, с ростом
индекса цен продукцию, а также с изменением тарифных ставок, сдельных расценок
и ростом производительности труда. Производительность труда увеличилась на 8,4
%.
Прибыль от реализации в исследуемом периоде уменьшилась на 56,8 %. Таким
образом, проведенный анализ технико-экономических показателей предприятия
позволяет сделать вывод об ухудшении работы предприятия в 2013 г., о чем
свидетельствует значительный спад ряда показателей.
Продукция ОАО «Керамика» используется в строительной отрасли. Предприятие
экспортоориентировано (объем экспорта за 2013 г. составил 57,0 %). Потребителем
продукции на международном рынке является Российская Федерация. В основном
поставка продукции производится в Москву и Московскую область, г.
Санкт-Петербург и Ленинградскую обл., Смоленск, Псков, Калугу, Тверь, Рязань.
В 2007 году ОАО «Керамика» награждено Знаком Почета «Лидер Национальной
Экономики 2007 года» и Дипломом.
ОАО «Керамика» выпускает кирпич и камни керамические рядовые и лицевые,
трубы керамические дренажные. Продукция производится в соответствии с СТБ
1160-99 «Кирпич и камни керамические. Технические условия» и СТБ ИСО 9001-2001
«Системы менеджмента качества. Требования».
2.2 Организация каналов распределения на предприятии
Основными географическими рынками сбыта продукции предприятия являются
Российская Федерация и Республика Беларусь.
Реализация продукции ОАО «Керамика» осуществляется непосредственно со
складов Общества. Отгрузка продукции производится железнодорожным и
автомобильным транспортом. Имеются подъездные железнодорожные пути ко всем
производственным цехам. Погрузка продукции механизирована. Продукция
поставляется только в упаковке:
кирпич в поддонах,
дренажные трубы в контейнерах.
Для отгрузки продукции в железнодорожных вагонах кирпич, уложенный в
поддоны, дополнительно увязывается металлической или полипропиленовой лентой.
Такая форма упаковки позволяет сократить потери при погрузочно-разгрузочных
работах и транспортировке.
Основным рынком сбыта продукции ОАО «Керамика» является Российская
Федерация, которая потребляет до 57% произведенной продукции. В связи с
уменьшением строительства в Республике Беларусь поставки на внутренний рынок
сократились до 43%. Рынком сбыта дренажных труб являются мелиоративные
организации, расположенные на территории Беларусь.
Основными потребителями продукции ОАО «Керамика» в витебском районе
являются: ОАО «Жилстрой», РУП Витебский ДСК, ОАО СМТ №9, ОАО
«Витебскторгстрой». В витебской области: УПТК ОАО СМТ треста 22 г. Полоцк, ОАО
СМТ № 16 г. Новополоцк, УПР СМТ треста 18 г. Орша, РУП ПМК-64 г. Сенно и другие
государственные и коммерческие предприятия. На республиканском рынке продукция
Общества пользуется спросом у ОАО «Лавсанстрой» г. Могилев, ГП «Стройкомплект»
г. Могилев, ОАО «Строитель» г. Горки, УП «Полесьестрой» Гомельская область, РУП
«СП» г.Гомель, ОАО «Гомельпромстрой», УПТК ОАО «Солигорскпромстрой»
На внешнем рынке потребителями выпускаемой продукции являются Российская
Федерация. В основном поставка продукции производится в г. Москва и московскую
область (90%), г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область, Смоленск, Псков,
Калугу, Тверь, Рязань, Калининград.
Доля ОАО «Керамика» на рынке в РФ по оценкам экспертов составляет от 4%
до 6%, в зависимости от степени изменения конъюнктуры рынка.
Значительным конкурентным преимуществом предприятия перед другими
белорусскими производителями является географическое положение (близость к
границам Российской Федерации).
На предприятии постоянно проводятся мероприятия, направленные на
совершенствование технологического процесса, снижение энергоемкости
производства и улучшению эксплуатационных свойств продукции. Это позволяет
предприятию сохранять свои позиции как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
Платежеспособная емкость белорусского рынка керамического кирпича
оценивается в размере до 120 млн. штук в год, где предприятию ОАО «Керамика»
принадлежит до 25 % рынка. При этом, 30 млн. штук керамического кирпича
продаваемого в РБ, распределяется неравномерно и вызвано высоким уровнем
конкуренции среди белорусских производителей.
По результатам работы ОАО “Керамика” за I полугодие 2012 г. объем
производства в действующих ценах вырос на 114,5%, рентабельность реализованной
продукции - на 117,5, производительность труда - на 109, прибыль от реализации
- на 137,6% (составила 1095 млн. рублей). Реализация товаров народного
потребления увеличилась на 113,4% и составила 1528 млн. рублей, экспорт готовой
продукции - 4451 тыс. долларов США, или 100% к прошлому году. Коэффициент
обеспеченности собственными оборотными средствами - 0,66 (при нормативном
значении 0,15).
Информация о выпускаемой продукции, производимых работах,
оказываемых услугах в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Информация о выпускаемой продукции,
производимых работах, оказываемых услугах за 2012-2014 гг.
Продукция, работы,
услуги
|
Ед.изм.
|
Объем выпуска
|
|
|
2012
|
2013
|
2014
|
Кирпич строительный
|
т.шт.у.к
|
142519
|
148 250
|
148 252
|
в т.ч. камень
керамический рядовой
|
т.шт.у.к
|
51617
|
59 668
|
58 143
|
-кирпич керамический рядовой пустотелый
утолщенный
|
т.шт.у.к
|
21296
|
17 769
|
18 497
|
-блок керамический поризованный пустотелый
|
т.шт.у.к
|
|
0
|
2 599
|
-кирпич керамический рядовой пустотелый
одинарный
|
т.шт.у.к
|
3046
|
2 333
|
2 693
|
-камень керамический рядовой укрупненный с
горизонтальным расположением пустот .
|
т.шт.у.к
|
390
|
793
|
48
|
-кирпич керамический лицевой пустотелый
|
т.шт.у.к
|
2379
|
4 078
|
4 238
|
-кирпич керамический рядовой полнотелый одинарный
|
т.шт.у.к
|
63791
|
63 609
|
62 034
|
Труба керамическая
дренажная
|
усл.км
|
1194
|
834
|
1 634
|
Структура реализации работ (услуг) ОАО «Керамика» в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Структура реализации работ (услуг) ОАО «Керамика»
Структура (в %)
|
2012
|
2013
|
2014
|
Внутренний рынок
|
40,7
|
43,2
|
44,8
|
Внешний рынок
|
59,3
|
56,8
|
55,2
|
Итого:
|
100
|
100
|
100
|
Основными рынками сбыта продукции ОАО «Керамика» являются
Республика Беларусь и Российская Федерация. Ппродукция отгружается строительным
организациям и предприятиям розничной торговли по всем областям РБ и в г.
Минск, но большая часть поставляется в следующие регионы Российской Федерации:
Москва и Московская обл. - 54,1 %
Смоленская обл. - 29,4 %
Санкт-Петербург и Ленинградская обл. - 3,9 %
Псковская обл. - 4,9 %
Новгородская обл. - 1,2 %
Петрозаводск - 1 %
Тверская обл. - 2,1 %
Архангельская обл. - 1 %
Другие регионы (Калининградская, Брянская, Иркутская,
Владимирская, Калужская, Мурманская, Ивановская, Вологодская, Ярославская,
Орловская, Воронежская, Липецкая, Рязанская, Новосибирская области) - 2,3 %.
В каждом из вышеперечисленных регионов РФ у нас существуют
представительства, совместно с которыми наше предприятие занимается изучением
коньюнктуры рынка с целью продвижения и реализации продукции на этих рынках.
Для того, чтобы определить регулярность транспортировки на ОАО «Керамика»
необходимо провести АВС-XYZ-анализ продукции и узнать, какая группа товаров
является наиболее транспортируемой. Основная идея XYZ анализа состоит в
группировании объектов анализа по мере однородности анализируемых параметров
(по коэффициенту вариации). Есть известное правило в бизнесе, да и не только в
бизнесе: 20% усилий приносят 80% результата. Данное правило часто называют
также правилом 20/80 или законом Парето. Применяя это правило к готовой
продукции предприятия, можно сделать очень простой шаг по внедрению логистики.
Рассмотрим результаты применения метода ABC-XYZ-анализа на рисунке 2.4
можно сказать о том , что продукция, которая попала в группу Х, потому что
характеризуется устойчивым потреблением, может планироваться для поставок по
«выталкивающей» технологии. Эти товары, нужны для обеспечения максимальной
загрузки оборудования в максимально возможном объеме.
Рисунок 2.4 - Фрагмент файла MS Excel с результатами ABC-XYZ-анализом
продукции на ОАО «Керамика»
Товары, которые попали в группу Y, потому что характеризуются
колеблющимся уровнем потребления, также могут планироваться для поставок по
«выталкивающей» технологии. Эти продукция также нужна для обеспечения максимальной
загрузки оборудования в максимально возможном объеме. Но с одной особенностью -
с поставкой «строго по графику», соответствующему графику колебаний
потребления. Главная задача - предотвратить снижение объемов производства и при
этом не допустить создания излишних запасов.
В группе Z будут находиться том ассортимент производимой продукции,
потребление которых нерегулярное. Следовательно, планирование поставок ресурсов
должно осуществляться по «вытягивающей» системе. Заказ и завоз товаров
осуществляются только после получения соответствующего заказа от производства.
В группу А входит продукция с высокой стоимостью объема потребления - до
80%. На ОАО «Керамике» в группу А входят кирпич пустотелый.
При выборе поставщиков товаров группы B, характеризующихся средней
стоимостью объема потребления (15%), следует использовать комиссию по запросу
ценовых предложений.
Группа С характеризуется низкой стоимостью объема потребления. Поэтому
при выборе поставщика, можно воспользоваться комиссией оценки ценовых предложений.
Приведенная методика позволяет принимать эффективные управленческие
решения в отделах логистики. После определения наиболее транспортируемых групп
продукции необходимо перейти к выбору достойного перевозчика на ОАО «Керамики».
Процедуры выбора способа транспортировки, вида транспорта и перевозчика
являются взаимосвязанными и, по сути, многокритериальными и должны решаться
специальными методами.
Сложность многокритериального подхода к рассматриваемой проблеме выбора
заключается в разнонаправленности критериев, разной размерности, качественном
характере многих показателей.
В логистическом процессе фирма может использовать различные варианты
транспортировки, виды транспорта, а также различных логистических партнеров в
организации доставки продукции к конкретным пунктам логистической цепи. Прежде
всего логистический менеджмент фирмы должен решить вопрос, создавать ли свой
парк транспортных средств или использовать наемный транспорт. Предприятие ОАО
«Керамика» для транспортировки своей продукции использует наемный транспорт, а
перевозка продукции к фирменному магазину «К Вашим услугам» осуществляется
собственным транспортом.
«Правильного» перевозчика компания определяет на основе системы
критериев. К основным критериям при выборе логистического посредника относятся:
тарифы (затраты) на транспортировку; надежность времени доставки; общее время
транзита; финансовая стабильность перевозчика; экспедирование отправок;
гибкость схем маршрутизации перевозок; сохранность груза. Значимость некоторых
из критериев можно оценить с помощью применения совместного анализа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Логистика - наука о планировании, контроле и управлении
транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными
операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до
производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и
полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с
интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки
соответствующей информации.
Понятие логистики в более широком смысле можно трактовать как современную
методологию и методику управления возникающими в процессе экономической
деятельности потоками всех взаимосвязанных видов как единым целым. Таким
образом, логистика рассматривает как единое целое весь цикл экономической
деятельности: от выбора целесообразных производственных задач, определения
эффективных методов их решения, управления с применением этих методов до
организации и управления процессами сбыта и реализации продукции.
По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря
военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать
французского военного специалиста начала XIX века А. Жомини, который дал такое
определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал,
что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких,
как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а
также строительство мостов дорог и т. д. Считается, что некоторые принципы
логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука логистик
сформировалась лишь к середине XIX века.
Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и
прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском
театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых
и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и
систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных
материалов и продовольствия в необходимых количествах.
Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу
эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие
методы прикладной математики (исследование операций, математическая
оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить из
военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась
как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных
ресурсов в сфере обращения, а затем и производства. Таким образом, возникшие в
странах с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса
1930-х годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных
систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем,
производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в
самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики
- логистику.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бауэрсокс
Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е
изд./[Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера]/Доналд Дж. Бауэрсокс.,
Дейвид Дж. Клосс. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. - 640 с.: ил.
. Абдикеев
Н. М. Реинжиниринг бизнес-процессов. Мощное средство повышения эффективности
бизнеса компании. Полный курс МВА/Н.М. Абдикеев [и др.].- М.: ЭКСМО, 2005. -
587 с.
. Кротов
К.В. Управление цепями поставок: изучение концепции в контексте теории
стратегического управления и маркетинга. Научные доклады №10 (R)-2007. СПб.:
НИИ менеджмента СПбГУ, 2007.
. Смирнова
Е.А. Управление цепями поставок: Учебное пособие./Е.А. Смирнова. - СПб.: Изд-во
СПбГУЭФ, 2009. - 120 с.
. Елова,
И.А. Логистика: учеб.-метод. пособие / И. А. Еловой.- М-во образования Респ.
Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель : БелГУТ, 2009. - 163 с.
. Полещук,
Н.И. Логистика: учеб. пособие/Н.И. Полещук [и др]; под ред. д-ра экон. наук,
профессора Н.И. Полещук. - Минск: БГЭУ,2007. - 431с.
. Аникин
Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента:
Учебное пособие./Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. - М.: Из-во ИНФА-М, 2009. - 30 с.
. Основы
логистики. Учебник для вузов. / Под ред. В. Щербакова. - СПб.: Питер, 2009. -
432 с.
. Сток
Дж. Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 4-го англ.
изд./ Дж.Р.Сток, Д.М. Ламберт.- М.: ИНФА-М, 2005. - 797 с.
. Управление
цепями поставок: Справочник издательства Gover / Под ред. Дж. Гаторны (ред. Р.
Огулин, М. Рейнольдс); Пер. с 5-го англ. изд. - М.: ИНФА-М, 2008. - 670 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Бухгалтерский баланс
Актив
|
Код СТрОЮ!
|
На начало года
|
На конец отчётного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1 Внеоборотные активы
|
Основные средства:
|
первоначальная стоимость
|
101
|
141606
|
149530
|
амортизация
|
102
|
113193
|
120669
|
остаточная стоимость
|
110
|
2S413
|
28861
|
из неё остаточная стоимость
ОС. переданных ОАО по договору безвозмездного пользования
|
110а
|
|
|
Нематериальные активы:
|
первоначальная стоимость
|
111
|
63
|
2
|
амортизация
|
112
|
40
|
1
|
остаточная стоимость
|
120
|
23
|
1
|
Доходные вложения в
материальные ценности:
|
первоначальная стоимость
|
121
|
|
|
амортизация
|
122
|
|
|
остаточная стоимость
|
130
|
|
|
Вложения во внеоборотные
активы
|
140
|
161
|
1533
|
в том числе незавершённое
строительство
|
141
|
|
|
Прочие внеоборотные активы
|
150
|
|
|
в том числе стоимость активов,
полученных организацией в довершельное управление
|
|
|
Итого по раздел}-1
|
190
|
28597
|
30395
|
2 Оборотные активы
|
Запасы и затраты
|
210
|
8695
|
11496
|
в том числе:
|
сырьё, материалы и другие
аналогичные активы
|
211
|
2968
|
4050
|
животные на выращивании и
откорме
|
212
|
|
|
затраты в незавершённом
производстве и полуфабрикаты
|
213
|
537
|
995
|
расходы на реализацию
|
214
|
14
|
9
|
готовая продукция и товары
для реализации
|
215
|
36S7
|
4S67
|
товары отгруженные
|
216
|
947
|
1102
|
выполненные этапы по
незавершённым работам
|
217
|
|
|
расходы будущих периодов
|
218
|
542
|
473
|
в том числе: списание
основных средств по Указу № 4S0
|
21S.1
|
|
|
списание НЭП по Указу № 4S0
|
21S.2
|
|
|
прочие запасы и затраты
|
219
|
|
|
Налоги по приобретённым
товарам, работам, услугам
|
220
|
70
|
92
|
Дебиторская задолженность
(платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчётной
даты)
|
230
|
|
|
в том числе:
|
покупателей и заказчиков
|
231
|
|
|
прочая дебиторская
задолженность
|
232
|
|
|
Дебиторская задолженность
(платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчётной даты)
|
240
|
874
|
2599
|
в том числе:
|
покупателей и заказчиков
|
241
|
|
|
поставщиков и подрядчиков
|
242
|
34S
|
520
|
по налогам и сборам
|
243
|
374
|
1864
|
в том числе бюджета
|
243.1
|
374
|
1864
|
из него инновационного
фонда Минстройархигекгуры
|
243.1а
|
|
|
по расчётам с персоналом
|
244
|
67
|
95
|
разных дебиторов
|
245
|
S5
|
120
|
прочая дебиторская
задолженность
|
249
|
|
|
Расчёты с учредителями
|
250
|
|
|
в том числе:
|
по вкладам в уставный фонд
|
251
|
|
|
прочие
|
252
|
|
|
Денежные средства
|
260
|
29S7
|
1217
|
в том числе денежные
средства на депозитных счетах
|
261
|
2791
|
1100
|
Финансовые вложения
|
270
|
4
|
4
|
Прочие оборотные активы
|
2S0
|
|
|
в том числе недостачи и
потери
|
2S1
|
|
|
Итого по разделу 2
|
290
|
12630
|
15408
|
Баланс (190+290)
|
300
|
41227
|
45803
|
Пассив
|
Код строки
|
На начало года
|
На конец отчётного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3 Капитал и резервы
|
Уставный фонд
|
410
|
3702
|
3702
|
Собственные акции (доли),
выкупленные у акционеров (учредителей)
|
411
|
|
|
Резервный фонд
|
420
|
1430
|
915
|
в том числе:
|
резервные фонды,
образованные в соответствии с законодательством
|
421
|
|
|
резервные фонды, образованные
в соответствии с учредительными документами
|
422
|
1430
|
915
|
Добавочный фонд
|
430
|
29S13
|
33064
|
в том числе фонд переоценки
активов
|
431
|
24773
|
2S035
|
Прибыль (убьпок) отчётного
периода
|
440
|
X
|
|
Нераспределённая
(неиспользованная) прибыль (непокрытый убьпок)
|
450
|
3471
|
2926
|
в том числе
нераспределённая (неиспользованная прибыль)
|
451
|
3471
|
2926
|
Целевое финансирование
|
460
|
|
|
в том числе безвозвратное
целевое финансирование
|
461
|
|
|
Доходы будущих периодов
|
470
|
|
|
Итого по раздел}- 3
|
490
|
38416
|
40607
|
4 Долгосрочные
обязательства
|
Долгосрочные кредиты и
займы
|
510
|
|
|
в том числе инновационного
фонда Минстройархитектуры
|
511
|
|
|
Прочие долгосрочные
обязательства
|
520
|
|
|
Итого по раздел}- 4
|
590
|
|
|
5 Краткосрочные
обязательства
|
Краткосрочные кредиты и
займы
|
610
|
|
2011
|
Кредиторская задолженность
|
620
|
2271
|
3095
|
в том числе:
|
перед поставщиками и
подрядчиками
|
621
|
520
|
614
|
перед покупателями и
заказчиками
|
622
|
923
|
1050
|
по расчётам с персоналом по
оплате труда
|
623
|
467
|
S3 7
|
по прочим расчётам с
персоналом
|
624
|
|
|
по налогам и сборам
|
625
|
187
|
203
|
в том числе по
инновационному фонду
|
625а
|
4
|
13
|
по социальному страхованию
и обеспечению
|
626
|
125
|
2S4
|
по лизинговым платежам
|
627
|
|
|
перед прочими кредиторами
|
62 S
|
49
|
107
|
Задолженность перед
участниками (учредителями)
|
630
|
1S
|
13
|
в том числе: по выплате
доходов, дивидендов
|
631
|
1S
|
13
|
прочая задолженность
|
632
|
|
|
Резервы предстоящих
расходов
|
640
|
522
|
77
|
Прочие краткосрочные
обязательства
|
650
|
|
|
Итого по раздел}- 5
|
690
|
2811
|
5196
|
Баланс (490 + 590 + 690)
|
700
|
41227
|
45803
|
Из строю! 620:
|
долгосрочная кредиторская
задолженность
|
701
|
|
|
краткосрочная кредиторская
задолженность
|
702
|
2271
|
3095
|
Из строю! 630:
|
авансовые поступления в
счёт вкладов в уставный фонд
|
703
|
|
|
Активы и обязательства,
учитываемые за балансом
|
Код СТрОЮ!
|
На начало года
|
На конец отчётного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Арендованные (в том числе
полученные в пользование, лизинг) основные средства
|
001
|
|
|
Товарно-материальные
ценности, принятые на ответственное хранение
|
002
|
|
|
Материалы, принятые в
переработку
|
003
|
|
|
Товары, принятые на комиссию
|
004
|
|
|
Оборудование, принятое для
монтажа
|
005
|
|
|
Бланки строгой отчётносш
|
006
|
|
|
Списанная в убыток
задолженность неплатёжеспособных дебиторов
|
007
|
|
|
Обеспечения обязательств и
платежей полученные
|
00S
|
|
|
Обеспечения обязательств и
платежей выданные
|
009
|
|
|
Амортизационный фонд
воспроизводства основных средств
|
010
|
1361
|
2275
|
Основные средства, сданные
в аренду (лизинг)
|
011
|
|
|
Нематериальные активы,
полученные в пользование
|
012
|
|
|
Амортизационный фонд
воспроизводства нематериальных активов
|
013
|
40
|
1
|
Потеря стоимости основных
средств
|
014
|
|
|
в том числе:
|
|
|
|
объектов жилищного фонда
|
014.1
|
|
|
объектов внешнего
благоустройства и наружного освещения
|
014.2
|
|
|
объектов гражданской
обороны
|
014.3
|
|
|
Товары отгруженные в
отпускных ценах
|
015
|
|
|
Имущество, находящееся в
совместном владении
|
016
|
|
|
Именные приватизационные
чеки "Имущество"
|
017
|
|
|
Материалы, оборудование,
принятые (переданные) б рамках гарантийных обязательств
|
018
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Отчёт о прибылях и убытках
с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года
Наименование показателей
|
Код СТрОЮ!
|
За отчётный период
|
За аналогичный период
прошлого года
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1 Доходы и расходы по видам
деятельности
|
Выручка от реализации
товаров, продукции, работ. услуг
|
010
|
61533
|
50S46
|
Налоги и сборы, включаемые
в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг
|
011
|
5072
|
3869
|
Выручка от реализации
товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в
выручку (010 - 011))
|
020
|
56461
|
46977
|
Справочно: из строю! 010
сумма государственной поддержки (субсидий) на покрьпие разницы в ценач и
тарифах
|
021
|
|
|
Себестоимость реализованных
товаров, продукции, работ, услуг
|
030
|
5531S
|
44S58
|
Валовая прибыль (020 - 021
- 030)
|
040
|
1143
|
2119
|
Управленческие расходы
|
050
|
|
|
Расходы на реализацию
|
060
|
539
|
721
|
070
|
604
|
139S
|
2 Операционные доходы и
расходы
|
Операционные доходы
|
0S0
|
3497S
|
31503
|
Налоги и сборы, включаемые
в операционные доходы
|
0S1
|
|
|
Операционные доходы (за
вычетом налогов и сборов.
|
090
|
3497S
|
31503
|
включаемых в операционные
доходы) (0S0 - 0S1)
|
|
|
|
в том числе:
|
проценты к получению
|
091
|
201
|
219
|
доходы от участия в
создании (учредительстве) других организаций
|
092
|
|
|
доходы от операций с
активами
|
093
|
34316
|
5S0
|
прочие операционные доходы
|
099
|
461
|
30704
|
Операционные расходы
|
100
|
34735
|
31270
|
в том числе:
|
проценты к уплате
|
101
|
|
|
расходы от операций с
активами
|
102
|
34216
|
550
|
прочие операционные расходы
|
109
|
519
|
30720
|
Прибыль (убьпок) от
операционных доходов и расходов (090 - 100)
|
120
|
243
|
233
|
3 Внереализационные доходы
и расходы
|
Внереализационные доходы
|
130
|
604
|
707
|
Налоги и сборы, включаемые
во внереализационные доходы
|
131
|
|
|
Внереализационные доходы
(за вычетом налогов и сборов, включаемых во внереализационные доходы) (130 -
131)
|
140
|
604
|
707
|
Внереализационные расходы
|
150
|
50
|
1470
|
Прибыль (убьпок) от
внереализационных доходов и расходов (140-150)
|
160
|
554
|
-763
|
Прибыль (убыток) (±070 ±120
±160)
|
200
|
1401
|
S68
|
Расходы, не учитываемые при
налогообложении
|
210
|
248
|
122
|
Доходы, не учитываемые при
налогообложении
|
220
|
198
|
71
|
Прибыль (убыток) до
налогообложения (±200 + 210- 220)
|
240
|
1451
|
919
|
Налог на прибыль
|
250
|
348
|
246
|
Прочие налоги, сборы из
прибыли
|
260
|
33
|
144
|
Прочие расходы и платежи из
прибыли
|
270
|
|
|
Чистая прибыль (убыток)
(200 - 250 - 260 - 2 70)
|
300
|
1020
|
478
|
справочно (из строки 300):
|
сумма предоставленной
льготы по налогу на прибыль
|
310
|
|
|
Прибыль (убьпок) на акцию
|
320
|
|
|
Количество прибыльных
организаций
|
330.1
|
1
|
1
|
Сумма прибыли
|
330.2
|
1020
|
478
|
Количество убьпочных организаций
|
340.1
|
|
|
Сумма убытка
|
340.2
|
|
|
Расшифровка отдельных
внереализационных доходов и расходов
|
Наименование показателей
|
Код СТрОЮ!
|
За отчётный период
|
За аналогичный период
прошлого года
|
|
|
ДОХОД
|
расход
|
ДОХОД
|
расход
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Штрафы, пени и неустойки
признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их
взыскании
|
350
|
|
|
|
|
Прибыль (убьпок) прошлых
лет
|
360
|
|
|
|
10
|
Возмещение убытков,
причинённых неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств
|
370
|
|
|
|
|
Курсовые разницы по операциям
в иностранной валюте
|
3S0
|
24S
|
334
|
632
|
675
|
Списание дебиторских и
кредиторских задолженностей, по которым истёк срок исковой давности
|
390
|
|
|
4
|
50
|
Прочие доходы и расходы
|
400
|
356
|
-2S4
|
71
|
735
|
Итого
|
500
|
604
|
50
|
707
|
1470
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|