Гражданское общество и государство

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,13 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гражданское общество и государство

Оглавление

Введение

Глава I. Появление идеи гражданского общества. Различные взгляды философов на гражданское общество и государство

Глава II. Взаимоотношения гражданского общества и государства

Глава III. Гражданское общество в России

Заключение

Список литературы

Введение

Вне государства и до государства гражданское общество не существует. Конец XX - начало ХХI века показал, что на смену общества с государственным моноцентризмом приходит сообщество людей, основанное на социальном полицентризме, альтернативности, множественности политических подходов и решений. Однако для здорового функционирования такому сообществу необходима государственная власть. Все, что относится к благосостоянию граждан и их особым планам, целям способно обеспечить государство, в пределах которого находится данное гражданское общество. На государство ложится обязанность осуществления социальных, оборонных, внешнеполитических программ. Общество может и должно взаимодействовать с государством и влиять на его политику.

В настоящее время проблема взаимоотношений гражданского общества и государства является весьма актуальной, так как вопрос о мере возможного вмешательства государства в жизнь гражданского общества остается остродискуссионным. Данная тема активно рассматривается представителями различных научных направлений: юристами, политологами, социологами, философами.

Степень разработанности этой темы довольно велика. В своих трудах вопросов взаимоотношений гражданского общества и государства касаются Дж. Локк («Два трактата о правлении»), Г. Гегель («Философия истории»), И.Кант («Метафизические начала учения о праве», «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане»), а также С. Франк («Духовные основы общества: введение в социальную философию»), В.Т. Пуляев - профессор, Президент Академии гуманитарных наук («Движение к гражданскому обществу: российский вариант»), И.Ю. Козлихин («Идея правового государства: история и современность») и другие.

Целью курсовой работы является исследование проблемы взаимоотношений гражданского общества и государства, их взаимного влияния друг на друга.

Достижение поставленной цели стало возможным благодаря решению следующих задач:

üрассмотреть появление идеи гражданского общества и различные взгляды философов на государство и гражданское общество

üизучить взаимоотношения государства и гражданского общества

üрассмотреть вопрос о гражданском обществе в России.

Объектом курсовой работы выступает проблема сосуществования гражданского общества и государства.

Предметом исследования выступают: закономерности, сущность, и развитие взаимоотношений гражданского общества и государства.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких авторов, как С.Л. Франк, И.Ю. Козлихин, В.Е. Чиркин, а также статьи Г.Г. Файзуллина, В.Т. Пуляева, С.В. Калашникова, З.М. Черниловского и других.

Структура курсовой работы обусловлена целью, задачами, предметом и объектом исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. Появление концепции гражданского общества. Различные взгляды философов на гражданское общество и государство

Понятие «гражданское общество» появилось в период античности. Однако следует отметить, что античными философами понятия «гражданское общество» и «государство» воспринимались в качестве взаимосвязанных терминов и в некоторой степени синонимов. У древних греков это «polis» и «politea», а у древних римлян «res publica» и «societas civilis». Они включали важнейшие сферы человеческой жизни. Для греческого полиса, например, было характерно слияние гражданского сообщества с государством. Мысли о неприкосновенности частной жизни были несвойственны жителям полиса. Объяснение этому простое - общие интересы полиса чаще всего совпадали с частными интересами граждан, а в случае их столкновения приоритетное значение имели первые. Аристотель по этому поводу писал: «Желанно, разумеется, и благо одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государства». У античных мыслителей речь идет об обществе-государстве как едином целом. Такое понимание, почти не изменившись, сохранилось до Нового времени. Противоречия между государством и личностью еще не дают о себе знать в то время во многом потому, что мысль их противопоставления не получала поддержки.

Новое время характеризуется становлением гражданского общество как такового и поиском отличий между ним и собственно государственными институтами. Основу данного процесса составили такие факторы как: становление концепции личности с неотъемлемыми правами и свободами, интересами, не всегда совпадающими с интересами общества; ясное понимание факта наличия противоречий между государством и обществом; постепенное формирование ценностей гражданского общества.

Здесь отвергается античная и средневековая идея равенства частного и общественного, утверждается идея первостепенности общества по отношению к государству.

Все это в конечном итоге способствует формированию идеи гражданского общества.

Время ее окончательного утверждения вторая половина XVII-XIX вв. в процессе становления капиталистической системы с ее неотъемлемыми атрибутами: частной собственностью, рыночной экономикой, правовым демократическим государством.

Единого взгляда на происхождение гражданского общества среди ученых нет. Некоторые из них видят зачатки общества уже на первобытнообщинной стадии развития, в период формирования семейной и родовой общины. Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса. Третьи думают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всеобъемлющей власти государства, как стремление людей реализовать свои права и свободы.

Значительный вклад в развитие идеи гражданского общества внес британский педагог и философ - Дж. Локк. Согласно Локку общество предшествует государству, оно существует «по природе».

Дж. Локк считает, что частная собственность является важнейшим компонентом перехода из естественного состояния к гражданскому обществу и государству. З.М. Черниловский в статье «Гражданское общество: опыт исследования» пишет, что главной задачей государства как раз и является охрана частной собственности, и потому эта охрана была и будет всегда основополагающей функцией государств и правительств. Отсюда следует право народа как суверена устанавливать и смещать правителей, попирающих его права, и устанавливать такой вид власти, который менее всего склоняется к авторитаризму.

Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г.Гегеля. По его мнению, гражданское общество - это своеобразная стадия в диалектическом движении от семьи к государству. «Гражданское общество, - писал он, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства».

По Гегелю, гражданское общество представляет собой комплекс частных лиц, классов, групп, сословий, институтов, взаимодействие которых регулируется правом и которое прямо не зависит от государства.

Следует также обратить внимание на мысли немецкого философа И.Канта, который, не отрицая в личности общественного начала, постулирует и тот непременный факт, что общественное в человеке не может и не должно убивать или стеснять его природный индивидуализм, его личностный интерес, до которого государству, если индивид не преступает закона, нет дела вообще. Так как именно конкуренцией личных интересов движутся и прогресс общества, и саморазвитие личности. Притом «непременным условием выступает, разумеется, то, что общество, состоящее из собственников будет пребывать в уверенности в его государственно-правовой защите».

Постепенно формируется убеждение, что чрезмерно разросшееся государство препятствует свободному волеизъявлению отдельного индивида и реализации его потенциальных возможностей.

Приобретшая революционное содержание тема «гражданское общество против государства» получила наиболее радикальную концепцию в идеях англо-американского писателя, философа Т. Пейна, который является автором знаменитого памфлета «Права человека».

У него тема гражданского общества, которое противостоит государству, становится центральной. Т. Пейн считает государство необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. Поэтому пишет К.С. Гаджиев, власть государства следует ограничить в пользу гражданского общества, так как каждому индивиду по своей природе свойственно пристрастие к обществу. Чем совершеннее гражданское общество, тем больше оно регулирует собственные дела и тем меньше оно нуждается в правительстве.

По мнению Т. Пейна общество, которое самоуправляемо и самоуверенно требует лишь минимум политических механизмов.

Отличный от других подход к проблеме гражданского общества находим в марксизме. К.Маркс определял гражданское общество как исторический феномен, итог исторического развития, а не как данное природой состояние. В марксистской теории государство выражает общий интерес, а гражданское общество - частный. «Государство и общество составляют исторически обусловленные образования, характеризующиеся особыми формами и отношениями производства, разделением на классы и классовой борьбой, защищаемыми определенными политико-правовыми механизмами».

Русскую юридическую литературу вопрос о гражданском обществе интересовал не достаточно живо. Энциклопедия Брокгауза-Эфрона уделяет гражданскому обществу несколько слов: это не что иное, как употребляемое в особом смысле некоторыми юристами обозначение совокупности лиц, которые в данное время и на данной территории участвуют в образовании гражданского права.

Однако необходимо отметить важность идей, высказанных российским правоведом М.А. Рейснером. По определению М. Рейснера, гражданин есть лицо, пользующееся всеми гражданскими правами, установленными публичным правом свободного общества. «Предпосылкой, создающей гражданина, следует считать социальную: общее хозяйственное сотрудничество определенной массы лиц, основанное на началах свободы и равенства».

Состояние личной свободы и частноправового равенства - основные составляющие понятий гражданина и гражданского общества. Следует обратить внимание на то, что даже в средние века борьба городов за политические свободы была направлена на удовлетворение какого-либо экономического или социального интереса.

Гражданское общество, по мнению М. Рейснера, немыслимо для Древней Руси, поскольку формулой присяги на верность суверену служило: «Хощу и должен…верным и послушным рабом в подданы быти». Как его не существовало и во Франции, где в дореволюционное время о лицах говорилось как о подданных, а не о гражданах. И с этим нельзя не согласиться, имея в виду, что только буржуазная революция 1789 года уничтожила «подданство» в пользу «гражданства». И, конечно М. Рейснер прав, утверждая, что в свободном государстве не может быть «личного подданства», а есть только «подданство закону…».

По мнению еще одного крупного российского ученого С.Л. Франка то, что мы называем «гражданским обществом», есть общественное единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из свободного согласия воль отдельных членов общества.

Также С.Л. Франк считает, что гражданское общество не только вне себя предполагает государство, но в лице права и само пронизано государственным началом.

Старший научный сотрудник Института государства и права РАН О.В. Орлова считает, что критерием состояния и качества общественной жизни является активное правовое поведение индивида. Это поведение характеризуется тем, что деятельность человека в сфере права носит сознательный и созидательный характер, и основана как на личном, так и на групповом и общественном интересе в целом. Следует отметить, что правовая активность личности - это такое поведение, которое предполагает участие в управлении государственными и общественными делами, охране правопорядка и т.д.

Глава II. Взаимоотношения гражданского общества и государства

Тема взаимоотношений гражданского общества и государства была и остается остродискуссионной. Ее суть состоит в возможности и мере вмешательства государственной власти в жизнь общества.

Здесь необходимо определить понятия «гражданское общество» и «государство».

По мнению Н.И. Матузова, государство - это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

«Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти».

С.Л. Франк считает, что государство генетически позднее общества, как такового. Требуется особый творческий процесс, чтобы стихийное органическое многоединство общества оформилось в государственное единство, выделило из себя орган, который мог бы осуществлять планомерное общественное строительство.

Важнейшей причиной возникновения государства была потребность в выполнении необходимых «общих» дел в человеческом коллективе. И на протяжении всего существования государство в различных формах выполняло регулирующую функцию в обществе. Значит, говорить следует именно о мере государственного вмешательства, о значимости разнородных компонентов - саморегулирования общества и государственного влияния.

Необходимость и значимость государственного вмешательства в жизнь общества в наше время признается практически всеми течениями общественной мысли и на практике осуществляется во всех странах мира, как в периоды различных кризисов, так и в повседневной жизни.

Вмешательство государства объясняется необходимостью выполнения задач важных для всего общества в целом, преодоления социальных противоречий, борьбы.

Проблема государственного вмешательства и саморегуляции в теории решается довольно просто: так как без вмешательства государства обойтись нельзя, (кроме того, этого и не следует пробовать делать), то необходимо соблюдать степень регулирования общественной жизни государством. Это не нарушало бы естественной самоуправляемости общества, одновременно, позволяя регулировать быстро происходящее развитие и исправлять возможные ошибки.

К сожалению, в реальности осуществить данный принцип достаточно непросто, так как необходимо принимать во внимание большое количество факторов, которые находятся в постоянной динамике (ожидания различных групп населения, их психологические различия, уровень доходов, качество жизни, традиции, распределение социальных сил в обществе и др.).

Поэтому на практике подобные проблемы решаются методом «проб и ошибок», выдвижением новых программ, смены партий у власти.

Между государством и обществом во всей его целостности существуют прямые и обратные связи. Государство применяет к обществу, его составляющим определенные методы воздействия, которые имеют как общий, так и частный характер. Но и общество оказывает влияние на поведение государства, его деятельность. Высокая активность членов гражданского общества обращает внимание государства на конкретные проблемы, способствует реализации интересов субъектов гражданского общества.

Государство должно быть связано законами, нести ответственность перед всем обществом и каждой личностью в отдельности, а общество, личности обязаны придерживаться правовых норм, подчиняться установленному в государстве порядку, который соответствует интересам народа, соблюдать государственную дисциплину.

Основу гражданского общества составляет рыночная экономика, включающая разнообразие форм собственности, свободу труда и предпринимательства. Частный собственник - центральное действующее лицо гражданского общества, в котором создаются и развиваются семья, школа, церковь, средства массовой информации, различные общественные организации. Благодаря данному обществу возникают и совершенствуются общественно-политические движения и политические партии, которые являются основным связующим звеном граждан с государством. «Государство призвано служить гражданскому обществу: закреплять естественно сложившиеся отношения между людьми, защищать их от возможных негативных явлений (безработицы, преступности и пр.)».

Развитое гражданское общество и правовое государство предполагают друг друга. Можно сказать, что гражданское общество и правовое государство возможны при особом типе экономики, основанном на частной собственности и системе свободных рыночных отношений.

В.Е. Чиркин пишет, что в современных конституциях допускается национализация частной собственности, что может быть осуществлено при соблюдении трех конституционных условий:

)в интересах общества

)на основе закона

)при выплате равноценного, нередко предварительного возмещения.

Гражданское общество существует, развивается и функционирует в диалектическом единстве и противоречии с государством. В их отношениях возможны различные расхождения. Н.И. Матузов пишет, что в любом случае «аппарат», «органы», их «агенты» не могут вмешиваться в частную жизнь людей или манипулировать ими, втягивать в политическую борьбу, конфронтацию, не говоря уже о применении насилия. Гражданское общество и правовое государство должны не противостоять друг другу, а гармонично взаимодействовать.

Гражданское общество обеспечивает права человека, а государство права гражданина. И в том и другом случае речь идет о правах личности, однако, в первом о ее правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, а во втором о ее политических правах. Здесь следует уточнить понятие «гражданин». «Гражданин - самостоятельно сознающий себя таковым, индивидуальный член общества, наделенный определенным комплексом прав и свобод и в то же время несущий перед обществом моральную или иную ответственность за все свои действия».

Основным условием существования гражданского общества и правового государства является личность, ее право на самореализацию. Оно утверждается посредством признания права индивидуальной личной свободы.

Правовое государство должно отвечать многим условиям. Необходимо не только наличие справедливых законов, регулирующих все важнейшие стороны общественной жизни, но и их неукоснительное исполнение.

Исполнительная власть в правовом государстве должна занимать свое строго определенное место, не пытаясь возвыситься над парламентом и/или судом. Суду необходимо быть независимым и пользоваться бесспорным авторитетом у общества. Права человека и их гарантии должны быть тщательно разработаны в соответствии с международными стандартами. Государственные служащие обязаны обладать определенной политической и правовой культурой, тщательно следить за правомерностью своей деятельности.

Н.Ю. Козлихин в книге «Идея правового государства» говорит: «Нужна законодательная власть, избранная демократическим путем и независящая от манипуляций со стороны исполнительной власти ни в процессе выборов, ни каким-либо другим образом. Должна быть обеспечена независимость судей, безбоязненно выполняющих свои обязанности. От правительства, в конце концов, требуются серьезные усилия для обеспечения таких социальных и экономических условий внутри общества, которые гарантировали бы разумный уровень социального обеспечения в образовании народа».

В условиях гражданского общества и правового государства необходима подотчетность должностных лиц гражданам либо непосредственно, либо через представительные органы.

Характерной чертой гражданского общества является своеобразный эклектизм - сочетание и учет интересов различных социальных и политических сил, что обуславливает столкновения, противоречия и конфликты между ними. А также противоречия между частными и государственными интересами.

Главное предназначение гражданского общества состоит в достижении согласия между различными социальными силами и интересами. И.Кант по этому поводу говорил: «Человек стремится к гармонии, но природа лучше знает, что хорошо для рода человеческого: она хочет дисгармонии».

С.Л. Франк считает, что задача государства не исчерпывается охраной правопорядка и безопасности, а состоит в утверждении общественного благосостояния, «целостной правды», духовного развития общества.

В заключение следует сказать, что государственная власть необходимо ограничена наличием гражданского общества и его неустранимостью. Деятельность государства никогда не должна переходить те пределы, в которых она совместима с гражданским обществом, и нарушение которых может угрожать существованию последнего.

Глава III. Гражданское общество в России

В развитии каждого правового государства существенную роль играет коллективный опыт, который образуется в процессе осознанной деятельности всего человечества и который, с одной стороны многообразен и, с другой специфичен для каждого данного общества.

Такой опыт есть, безусловно, и у России.

Россия, истоки культуры которой уходят в Византийскую империю, установила единовластие князя на многие столетия, сменившееся со временем самодержавием царя и переросшее в культ вождя в обществе.

По мнению В.Т. Пуляева, Россия, порождая монархическое правление, авторитаризм, культ личности, пробуждала к жизни и демократические процессы, которые своими корнями уходят в историческую память о вечевом правлении в Древней Руси XI - XII вв.

В тот период нерушимой оставалась община, которая настолько окрепла за несколько десятилетий с начала XII века, что пересилила княжескую власть, подчинив ее полностью вечу.

Первым правовым сборником в истории Российского государства была «Русская правда», охранявшая достоинство и права человека.

Знала Россия и республику. Известно, что уже в XII в. Новгород (несколько позже и Псков) стал республикой. В политической жизни Новгорода и Пскова того времени прослеживаются многие атрибуты демократического устройства. По сути, вече здесь было носителем верховной власти. Оно выбирало всех высших должностных лиц. Князь был наемным должностным лицом, обязанностью которого была защита республики.

В середине XVI века в России появились Земские соборы, в основе деятельности которых лежало коллегиальное управление. При всем своем несовершенстве земские соборы являлись одним из элементов проявления демократии, выступали политическим противником единовластия в России.

Огромное значение имели реформы, проводимые в царствование Александра II. В.Т. Пуляев пишет, что планы государственного преобразования имели вполне демократическое содержание, поскольку они предусматривали защиту прав и свобод личности, выборные процедуры формирования властей и их разделение, становление системы местного самоуправления, выборность мировых судей.

Попытка стать «самой свободной страной мира» была предпринята в России в 1917 г. Основой нового общественного и государственного строя стержнем новой политической системы стали Советы. Они выступали в качестве естественных наследников общинной, вечевой демократии и обозначались как демократия в «интересах большинства».

В российской истории становления государства присутствовали конституционные проекты Д.М. Голицына, М.М. Сперанского, Н.М. Муравьева, П.И. Пестеля, идеи Б.И. Чичерина, концепция гражданского общества С.Л. Франка.

Следует помнить, что в истории российского государства длительное время политика связывалась исключительно с борьбой интересов общественных классов и, как правило, сводилась к проявлениям только экономического потенциала. «В.И. Ленин прямо указывал, что «политика есть концентрированное выражение экономики». Тем самым политика понималась упрощенно, лишалась самостоятельного содержания».

Современная Россия начала путь модернизации общества, суть которой в переходе к правовому государству, гражданскому демократическому обществу.

Формирование в России гражданского общества непосредственно связано с проблемой создания прочных гарантий прав и свобод человека. «Решение данной проблемы основывается на разработке и применении действенных приемов для их реализации в общественных отношениях».

Необходимо определить понятие «права человека». С.В. Калашников пишет, что права человека - это мера его свободы, неотъемлемые свойства личности, зафиксированные в нормах международного и внутригосударственного права. Они обеспечивают наиболее существенные возможности развития человека, защиту его интересов.

Особое внимание в условиях формирования гражданского общества в России следует уделить вопросам, связанным с исследованием внутригосударственных механизмов, в первую очередь конституционных гарантий, от укрепления и обеспечения которых государством будут зависеть формирование в стране гражданского общества, перспектива его роста, демократизация и благополучие.

В условиях России механизм действия гарантий и сами гарантии прав человека только формируются, так же как и гражданское общество.

В связи с этим основной задачей отечественной юридической науки, по мнению С.В. Калашникова, должны стать разработка и внедрение в правоприменительную практику действенных правовых (юридических) гарантий, направленных на обеспечение законных прав и свобод личности, предотвращение и сдерживание злоупотреблений властью со стороны государственных чиновников.

«Гарантии прав и свобод - это совокупность способов, средств и процедур, гарантирующих условия, при которых личность может реально защищать и отстаивать на законном основании предусмотренные Конституцией, законодательными актами и текущим законодательством свои интересы и права, признаваемые, соблюдаемые всем обществом и защищаемые государством».

Следует отметить, что право в России исторически всегда ориентировалось на защиту государства (власти), а не на защиту отдельной личности. Человеческая личность, как правило, оказывалась бесправной. Это - вековой груз российского общества. Вот почему здесь люди пренебрегают правом больше, чем где-либо. «Еще А.И. Герцен отмечал, что русский человек, какого бы звания он ни был, обходит (или нарушает) закон всюду, где это можно сделать безнаказанно».

декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, провозгласившая Россию демократическим, правовым и социальным государством, а человека, его права и свободы высшей ценностью, поставившая признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства.

Создание российского государства как демократического, правового с республиканской формой правления не самоцель, а залог реального обеспечения и защиты прав, гарантий и свобод человека.

В.Т. Пуляев утверждает, что в любом государстве наиболее продуктивен тот характер власти, который позволяет максимально развиться народопроявлению, который максимально стимулирует самоорганизацию экономических и политических сил нации, создает условия для разворачивания назревших потенций заключенных в исторических пластах нации. Создавая правовое государство, организуя гражданское общество, Россия объективно находится в поиске новой гуманистической модели социального устройства, в центре которого должен стоять человек.

Одной из важнейших задач нынешнего этапа формирования гражданского общества является осуществление на практике приоритета прав человека и реальное признание самоценности каждой отдельно взятой личности. Именно через институты гражданского общества и при помощи права достижимы свобода и самореализация человека. «Формирование гражданского общества - главный путь к воплощению положения, закрепленного в ст. 1 Конституции РФ, то есть построения в России демократического правового государства».

Смысл действия права в гражданском обществе состоит в том, чтобы обеспечить самостоятельность и независимость человека от государства как субъекта гражданского общества и одновременно гарантировать возможность для проявления его социальной (политической) активности, создать четкий механизм правовой защиты его прав и свобод.

Поэтому в нынешних условиях формирования гражданского общества и правового государства в России обеспечение прав и свобод граждан связано в первую очередь с созданием сильной, доступной для граждан и независимой от кого-либо судебной власти.

Основным средством обеспечения свобод и прав личности, юридических лиц и государства должны стать возрастание роли, прежде всего судебных органов на всех уровнях при осуществлении различных видов судопроизводства. С.В. Калашников пишет о том, что важно, что уже сейчас социологические опросы, проведенные институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, показали, что 95.8% респондентов при изучении степени значимости судебной защиты в системе гарантий прав и свобод ставят ее на первое место.

Главной функцией судебной власти должна стать защита прав и свобод личности, в основу которой заложен конституционный принцип - норма-гарантия, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ.

Особое значение для укрепления судебной власти и всей российской судебной системы, а также прав и свобод личности, режима законности, особенно в субъектах РФ, имеют Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды республик. «Конституционный суд РФ призван разрешать дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов, проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению».

Определенным импульсом для формирования в России гражданского общества через укрепление судебной системы может служить усиление роли в обществе суда присяжных как альтернативы традиционной форме судопроизводства.

Современное российское общество переживает тот период, когда происходит переход от «общественного» к «индивидуальному» праву. Здесь речь идет о том, что «интересы личности удовлетворяются через реализацию субъективного права на основе формального равенства, отсутствия (по крайней мере, стремления к этому) государственного вмешательства в частную жизнь.

По мнению Л.Ю. Грудцыной, гражданское общество - это общество, в котором значительное место занимают собственники, имеющие свои частные интересы. Частная собственность - краеугольный камень в развитии гражданского общества. Поэтому нужно всячески содействовать образованию в стране «среднего класса».

Создание «среднего класса» (предприниматели, научно-техническая интеллигенция) имеет важное значение для формирования новой социальной структуры России. Для того чтобы создать в России «средний класс», должна измениться социально-экономическая система нашего общества, а ее изменению в позитивную сторону способствует возможность иметь в частной собственности имущество. «Сейчас в России «средний класс», по оценкам различных специалистов, охватывает 15-20% населения против 60-70% в странах Запада».

По мнению Л.Ю. Грудцыной, Россия не обладает высокой степенью внутренней интеграции, характеризуется сложным этническим составом, высокой дробностью стратификации общества, поэтому представляется, что «внутренним интегратором» такого общества может стать институт права частной собственности.

Являясь вовлеченным в институты гражданского общества человек приобретает известную дистанцию от государства, учится самостоятельно мыслить и осознает собственные возможности, в частности в экономической сфере.

Современная правовая политика должна быть нацелена на утверждение ценности и уважения личности с учетом специфики российского общества и российского правосознания и менталитета, на совершенствование действующего законодательства и правоприменительной практики. «Формирование правовой политики в демократическом обществе невозможно без привлечения индивидов к законотворческой деятельности, без их способности критически оценивать принимаемые законы, а в ряде случаев и высказывать в той или иной форме свое недовольство».

В заключение следует обобщить особенности формирования гражданского общества в России. Во-первых, специфика правового регулирования в Российском государстве состоит в том, что в отличие от западных стран, в которых гражданское общество является основой формирования права, у нас изначально право закрепляет модель гражданского общества. Во-вторых, проводимая сверху демократизация фактически осуществляется без включения в нее самих людей, в значительной степени не затрагивает их интересы. В-третьих, законодательная политика нередко перестает отвечать общественным потребностям. Также нельзя не отметить, что отчуждение личности от государства и общества (которое было, есть и всегда будет) обусловлено как личностными качествами индивида и условиями жизни, так и тем, что политические институты отнюдь не горят желанием привлекать граждан к участию в политике.

Без повышения правовой культуры населения и профессиональной подготовки должностных лиц государственного аппарата, включая сотрудников органов внутренних дел и иных силовых структур, чрезвычайно трудно обеспечить эффективность реализации гарантий прав и свобод человека и гражданина. Решение данной проблемы связано с реализацией общеобразовательных программ, а также повышением квалификации кадров. Следовательно, формирование правового государства и гражданского общества невозможно без знания и уважения прав личностью, обществом и государством.

Заключение

На наших глазах формируется, хотя и довольно медленно гражданин в своем новом облике, более или менее свободный от государственной опеки и сознающий себя в определенной мере причастным к формированию и функционированию современной государственности.

Общество при всей своей разобщенности и политической неопытности в определенной степени осознает, что ему нужно государство, во-первых, демократическое, во-вторых, социальное (в той мере, которая исключает возможность государственного и общественного вмешательства в личный интерес, когда он не противоречит ни государству, ни обществу). В этом, равно как и в других вопросах, последнее слово должно принадлежать независимой от правителей судебной власти.

Российское общество нуждается в искоренении правового нигилизма. Мы должны понять, что в практическом строительстве правового государства нельзя пренебрегать данными юридической науки. Г.Г. Файзуллин пишет, что именно юридическая наука способна вооружить членов гражданского общества современными категориями, понятиями, применяемыми во всем цивилизованном мире в области государственно-правового строительства. В сегодняшних условиях становления правового государства и гражданского общества, право призвано сыграть решающую роль.

Без существования права развитие человеческого общества было бы невозможно. Благодаря праву общество сохраняется, и человек из поколения в поколение может жить, любить и трудиться в мирных условиях. «Право должно быть не ярмом, а свободной упряжкой, легко, но в то же время и твердо удерживающей общество так, чтобы оно могло свободно двигаться вперед».

Народ государства как публично-правовой субъект должен иметь способность выбирать путь государственного развития с учетом права наций на самоопределение; определять и строить систему государственной власти, т.е. «учреждать органы государственной власти и обеспечивать единство законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; самоопределяться в области социально-политического, экономического и культурного развития».

Изучив тему курсовой работы, мы пришли к определенным выводам. Основной из них состоит в том, что государственность гражданскому обществу необходима. Прежде всего, она нужна для формирования организационно-правовых основ жизни.

Необходимо, чтобы законодательные акты содержали апробированные решения с точностью до конкретной правовой ситуации, прогнозирующие правовые последствия, а также предполагали одновременно перспективы развитие институтов гражданского общества.

Н.И. Матузов пишет, что государство не должно играть роль бесстрастного «регулировщика на перекрестке», которого не интересует, куда люди едут и идут, только бы не нарушали правил движения. Оно призвано «курировать» образование, науку, культуру, здравоохранение и социальную сферу, содействовать осуществлению прав человека.

Определяющими факторами на пути к гражданскому обществу являются признание идей правового государства, развитие политического плюрализма, частной инициативы, существование многообразия форм собственности.

В результате работы нам удалось раскрыть тему данного исследования («Гражданское общество и государство»), выполнить поставленные задачи и достичь цели курсовой работы, которая заключалась в изучении взаимоотношений, взаимовлияния государства и гражданского общества.

Список литературы

гражданское общество государство

1.Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1997. 544 С.

.Гражданское общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Грудцына Л.Ю. Частная собственность и гражданское общество в России. // Государство и право. 2008. № 6. С. 33-40.

.Зимина Е.Д. Место государства в жизни гражданского общества [Электронный ресурс] / Е.Д. Зимина // Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб». - Режим доступа: #"justify">.Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества. // Государство и право. 2002. № 10. С. 17-25.

6.Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. - 152 С.

7.Матузов Н.И. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. 672 С.

.Орлова О.В. О роли права в самореализации личности в гражданском обществе. // Государство и право. 2008. № 6. С. 106-109.

.Пуляев В.Т. Движение к гражданскому обществу: российский вариант. // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. С. 3-18.

.Файзуллин Г.Г. Юридическое образование - важное условие формирования гражданского общества и правового государства в России. // Государство и право. 2001. № 3. С. 112-118.

.Франк С.Л. Духовные основы общества: введение в социальную философию. Лениздат, 1991. С. 419-430.

.Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования. // Советское государство и право. 1992. № 6. С. 148-151.

.Чиркин В.Е. Государствоведение. Учебник М.: Юристъ, 1991. 398 С.

.Хевсаков В.В. Многонациональный народ Российской Федерации - субъект непосредственной демократии: проблемы теории. // Государство и право. 2008. № 2. С. 96-100.

Похожие работы на - Гражданское общество и государство

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!