Планирование мероприятий по сокращению дефицита.
4. Методы финансового планирования
Качество финансовых планов во многом зависит от используемых методов планирования.
Метод планирования - способы и приемы расчетов показателей.
В части финансового планирования выделяют шесть методов обоснования плановых значений.
. Экономический анализ. Этот метод делает возможным определение основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей. С его помощью выявляются внутренние резервы предприятия. В планировании анализ имеет первостепенное значение, поэтому он причисляется к методам планирования. Использование анализа в части финансового планирования позволяет оценить его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности и другие показатели, а затем по результатам принять обоснованные финансовые решения.
. Нормативный. Данный метод предполагает расчет планового показателя на основе заранее установленных норм и нормативов. В финансовом планировании используется целая система финансовых нормативов: федеральные, субъектов Федерации, местные, отраслевые, внутрифирменные и т. д. Они позволяют предприятиям более точно рассчитывать финансовые показатели. Так, зная норматив и объемный показатель, можно рассчитать значение показателя в плановом периоде.
. Расчетно-аналитический. Считается одним из самых простых. Состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимающегося за базу, и индексов его отклонения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Часто используется как альтернатива нормативному методу по причине того, что связь между показателями отчетного и планового периодов может быть установлена не прямо, а косвенно (на основе анализа их динамики и связей). Обоснованность показателей, полученных таким методом, зависит во многом от обоснованности индекса изменения показателя. Поэтому для обоснования величины индекса часто используются мнения экспертов.
. Балансовый. Считается одним из основных методов планирования. Алгоритм его использования предполагает балансовое соотношение показателей. Таким образом, путем построения баланса осуществляется увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. При этом балансовое уравнение может иметь следующий вид:
Он + П = Р + Ок,
где Он - остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;
П - поступление средств в фонд, руб.; Р - расходование средств фонда, руб.; Ок - остаток средств фонда на конец планового периода, руб.
. Оптимизация плановых решений. Необходимость ситуационного подхода в планировании предполагает разработку нескольких вариантов плановых решений. Выбор из нескольких вариантов осуществляется на основе различных критериев. Процесс такого отбора решений на основе выбранного критерия называется оптимизацией. В качестве критериев оптимизации могут использоваться:
минимум текущих затрат;
минимум времени на оборот капитала;
максимум дохода на 1 руб. вложенного капитала;
максимум рентабельности капитала и т. д.
. Экономико-математическое моделирование. Эти методы основаны на построении экономико-математических моделей, отражающих взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, на них влияющими.
Программа государственных гарантий
В здравоохранении роль минимального социального стандарта выполняет Программа государственных гарантий обеспечения населения Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, принимаемая Правительством Российской Федерации. Предусмотрено, что финансирование этой программы осуществляется за счет бюджетов всех уровней и средства обязательного медицинского страхования. Поэтому в состав Программы государственных гарантий входит Базовая программа ОМС. Субъекты Российской Федерации принимают Территориальные программы государственных гарантий, которые не могут быть ниже минимального социального стандарта. Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования Территориальных программ государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью утверждаются на федеральном уровне.
Затраты на реализацию Программы государственных гарантий в расчете на душу населения могут быть оценены следующим образом:
Сд = Нокд *Нскд + Нокдс*Нскдс + Нчп*Ноп + Нов*Нсв + Сиз + Саомс
Чн
Нокд - норматив числа койко-дней, проведенных в стационаре в год на 1000 населения;
Нскд - норматив средних финансовых затрат на 1 койко-день в стационарах;
Нокдс - норматив числа дней лечения в дневных стационарах в год на 1000 населения;
Нскдс - норматив средних финансовых затрат на 1 день лечения в дневном стационаре;
Ноп - норматив числа врачебных посещений в год на 1000 населения;
Нчп - норматив финансовых затрат на 1 врачебное посещение; Нов - норматив числа вызовов скорой медицинской помощи на 1000 населения;
Нсв - норматив финансовых затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи;
Сиз - затраты на поддержание инфраструктуры здравоохранения; Саомс - административные затраты системы ОМС;
Чн - численность населения.
Предполагается, что в нормативы финансовых затрат включены все расходы на оказание медицинских услуг, включая амортизацию (затраты на приобретение оборудования взамен выбывшего) и капитальный ремонт.
Приведенная формула позволяет грубо оценить объем финансовых затрат на реализацию программ государственных гарантий. Для более точной оценки на уровне территорий должны быть использованы нормативы, дифференцированные по уровням и профилям медицинской помощи.
Для того, чтобы государственные гарантии могли быть реально воплощены в жизнь, необходимо, чтобы выделяемые финансовые ресурсы соответствовали размеру финансовых затрат на их реализацию, или чтобы выполнялось равенство:
Сфр = Сд *Чн,
где Сфр - финансовые ресурсы выделяемые государством на реализацию программ государственных гарантий.
. Основной принцип финансового планирования в здравоохранении
Соответствие объема предоставляемой населению государством бесплатной медицинской помощи и финансовых ресурсов, выделяемых для ее обеспечения. То есть финансирование осуществляется согласно смете. Смета - это финансовое выражение оперативно-производственного плана учреждения. Составленные сметы расходов предоставляются соответствующему вышестоящему отраслевому органу, который составляет сводную (отраслевую) смету расходов. Сводная смета направляется в соответствующий финансовый отдел, который представляет ее на утверждение в законодательные органы территории.
Смета учреждения включает все предстоящие расходы по статьям на планируемый период. Статьи сметы обозначают конкретное целевое использование средств бюджета.
Сметы учреждений содержат паспортные данные (наименование и полный адрес бюджетного учреждения; название бюджета, за счет которого финансируется учреждение; раздел, графу и параграф бюджетной классификации) и следующие три части: «Производственные показатели и общие сведения»; «Расчеты к отдельным статьям сметы»; «Свод расходов по статьям».
В первой части сметы - «Производственные показатели и общие сведения» - указываются показатели по сети, штатам и обслуживаемым контингентам по состоянию на начало и конец года, приводятся сведения о состоянии основных средств учреждения. Показатели оперативно-производственного плана работы, приведенные в этой части сметы, определяют объем деятельности учреждения и служат отправными данными для исчисления необходимых расходов на бюджетный год.
Во второй части - «Расчеты к смете» приводятся расчеты к каждой статье расходов. Исходной базой при определении расходов по смете на предстоящий год являются утвержденные сметные ассигнования и их ожидаемое исполнение в текущем году.
«Свод (перечень) расходов по статьям» представляет таблицу, в которой все расходы собраны но статьям. Основанием для составления свода расходов служат расчеты, приведенные во второй части сметы.
Финансовое обеспечение медицинских организации, оказывающих медицинскую помощь в рамках системы ОМС в 2012 г., производилось по следующим статьям затрат бюджетной классификации Российской Федерации:
Наименование расходовНаименование статьи и подстатьи в соответствии с Бюджетной классификацией Российской ФедерацииСтатьяПодстатьяНаименование статьи и подстатьи, с расшифровкой по видам расходовОплата труда210211«Заработная плата» (кроме материальной помощи)213«Начисления на выплаты по оплате труда»220226«Прочие работы, услуги» - в части расходов медицинских организаций по оплате договоров на оказание услуг врачей-консультантовПродукты питания340«Увеличение стоимости материальных запасов» - в части расходов на приобретение продуктов питания220226«Прочие работы, услуги» - в части расходов по плате за организацию питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока)Медикаменты340«Увеличение стоимости материальных запасов» - в части расходов на приобретение медикаментов, перевязочных средств, реактивов и химикатов, стекло и химпосуда, прочих материальных запасов310«Увеличение стоимости основных средств» - в части расходов на приобретение медицинского инструментария220226«Прочие работы, услуги» н части расходом учреждений по оплате договоров на оказание услуг: расходы по оплате лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования); проведение внутрилабораторного контроля качества клинических исследований в рамках территориальной программы ОМС.Мягкий инвентарь340«Увеличение стоимости материальных запасов» - в части расходов на приобретение мягкого инвентаря.
Кассовое исполнение бюджета (сметы) предполагает следующие операции:
.прием и хранение средств;
.зачисление средств на текущие счета;
.учет кассовых доходов и расходов;
.выдачу средств на расходы за счет бюджета;
.составление отчетности по кассовому исполнению бюджета (сметы и пр.).
Каждому учреждению здравоохранения разрешается открыть только один текущий счет. Средства, поступившие на текущие счета для хранения и последующего целевого использования, называются бюджетными кредитами (ассигнованиями).
Право расходования средств учреждение получает с момента утверждения сметы и поступления средств на текущий счет. Реализуется это право после открытия бюджетных кредитов. Открытием кредита называется предоставление распорядителям кредита права на получение средств и производство расходов по утвержденной смете. Распорядители кредитов - руководители учреждений здравоохранения.
Расходование денежных средств с текущих счетов учреждений и организаций осуществляется с использованием безналичных денежных операций и непосредственно денежной наличности. Все денежно-расчетные операции, совершаемые по текущим счетам, производятся на основании денежно-расчетных документов установленной формы.
В процессе реализации сметы учреждения может возникнуть необходимость внести изменения в утвержденные годовые суммы ассигнований по отдельным статьям сметы. Такие вопросы решаются путем передвижения кредитов. Передвижение кредитов производится главным распорядителем кредита по согласованию с финансовыми органами.
По окончанию бюджетного года, т.е. 31 декабря, все учреждения должны завершить свои денежные операции. Все оставшиеся неиспользованными суммы, согласно традиционно сложившейся системе государственного финансирования (до внедрения нового хозяйственного механизма), списывались с текущих счетов распорядителей кредитов и автоматически перечислялись на текущие счета соответствующих финансовых отделений и органов. В будущем году финансовых операций за счет этих средств не проводилось.
финансирование здравоохранение бюджетный
6. Финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования
В 1991 году в Российской Федерации внедрена система обязательного медицинского страхования, с основной целью привлечения дополнительных источников финансирования в здравоохранение.
Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 № Э26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» средства обязательного медицинского страхования формируются за счет:
.Доходов от уплаты:
а)страховых взносов на обязательное медицинское страхование:
б)недоимок по взносам, налоговым платежам;
в)начисленных пеней и штрафов.
.Средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
.Средств бюджетов субъектов РФ, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
.Доходов от размещения временно свободных средств.
.Иных источников, предусмотренных законодательством РФ,
Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования аккумулируются в фондах обязательного медицинского страхования, которые являются самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и предназначены для обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Порядок сбора страховых взносов осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Расходы бюджета Федерального фонда ОМС осуществляются в целях финансового обеспечения:
§предоставления субвенций из бюджета Федерального Фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ;
§исполнения расходных обязательств РФ, возникающих в результате принятия федеральных законов и нормативных актов в сфере охраны здоровья граждан;
§выполнение функций органа управления Федерального фонда.
Расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения:
Øвыполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
Øисполнения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих в результате принятия законов и нормативных актов;
Øведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями;
Øвыполнение функций органа управления территориального фонда.
На основании перечисленных источников финансирования формируется сводный план финансирования здравоохранения региона, устанавливаются финансовые нормативы для формирования планов-заданий медицинским организациям.
7. Способы оплаты медицинских услуг
Общие требования к системе оплаты медицинской помощи
Необходимость разработки системы оплаты труда в учреждениях здравоохранения обусловлена регулированием деятельности этих учреждений в связи с недостоверностью и асимметричностью имеющихся у врачей и пациентов информации об ожидаемых результатах оказания медицинской помощи.
Несмотря на то, что общество в целом настроено защищать интересы пациентов, врачи знают о медицине значительно больше. Это ведет к определенному конфликту интересов. Врачи, действующие в качестве представителей интересов пациентов, способствуют увеличению спроса на свои услуги для повышения собственных доходов. Пациенты тоже заинтересованы в получении максимального объема бесплатной помощи. В результате общественные расходы на здравоохранение могут' превысить все возможные имеющиеся ресурсы.
Оптимальная система оплаты медицинской помощи предполагает достижение одновременно целого ряда целей: эффективного использования ресурсов, обеспечение доступности и качества помощи, свобода выбора для пациента, профессиональная свобода врача. Практически невозможно внедрить систему оплаты, чтобы решались все проблемы.
Общие требования к системе оплаты медицинской помощи можно свести к следующим наложениям:
.Система оплаты должна стимулировать врачей к оказанию наиболее качественной помощи при наименьших затратах.
.Расходы на оказание медицинской помощи должны быть предсказуемыми.
.Административные расходы должны быть минимальным
.Оплата различных этапов оказания медицинской помощи должна сочетаться одна с другой, обеспечивая заинтересованность всех сторон в перераспределении объемов медицинской помощи в сторону наиболее эффективного.
Оплата услуг медицинских учреждений может быть предварительной (проспективной) и по факту оказания помощи пациентам (ретроспективной). Ретроспективная оплата при объемных способах оплаты означает, что плательщик будет оплачивать весь объем сказанной помощи по согласованным тарифам, медицинское учреждение имеет оборотные средства, позволяющие ему оказывать помощь пациентам, с последующим возмещением расходов плательщиков в согласованный период времени. Проспективная оплата означает, что медицинское учреждение и плательщик заранее согласовывают структуру и объемы оказываемой помощи. Это не позволяет учреждению бесконтрольно увеличивать объемы дорогостоящих видов помощи, получая тем самым максимальный доход. Проспективная оплата может устанавливаться на основе' предыдущего опыта, средних цен, по результатам переговоров, по формуле, предполагаемой финансирующим органом. Проспективная оплата означает, что финансирующая сторона будет оплачивать деятельность медицинского учреждения по заранее согласованным ценам в расчете на согласованную единицу деятельности в зависимости от результатов оказания медицинской помощи.
Предварительная оплата предполагает, что больницам заранее устанавливается объем финансирования в зависимости от диагноза, поставленного пациенту при госпитализации. В результате средняя продолжительность пребывания в больнице несколько снижается. Это стимулирует врачей недолечивать пациентов и выписывать их из больницы преждевременно. Возникает риск, что недолечивание и преждевременная выписка из больницы повысят общую стоимость лечения ввиду того, что возможны повторные обращения и ухудшение состояния здоровья. Появляется стимул класть пациентов в без особой необходимости и затем быстро их выписывать.
Способы оплаты амбулаторно-поликлинической помощи
Для оценки способов оплаты амбулаторно-поликлинической медицинской помощи можно использовать такие критерии, как заинтересованность первичного звена в сохранении здоровья прикрепленного населения и уменьшение частоты обращений за медицинской помощью, оказание максимального объёма помощи собственными силами и средствами и сокращение числа направлений к узким специалистам в стационар, максимально эффективном использовании имеющихся ресурсов,
С точки зрения экономических интересов общества амбулаторно-поликлинические учреждения должны финансироваться таким образом, чтобы они были заинтересованы в том, чтобы их пациенты были здоровее и максимально редко обращались за медицинской помощью. В этом им может помочь профилактическая работы. Врачи поликлиник должны иметь стимулы для наиболее эффективного использования получаемых средств.
При амбулаторной помощи применяются способы оплаты:
·Сметное финансирование
·Оплата за посещение
·Оплата отдельных медицинских услуг
·Балльная оплата отдельных медицинских услуг
·Оплата законченных случаев лечения (за больного)
·Подушевое финансирование
·Глобальный бюджет
Достоинства и недостатки указанных способов оплаты амбулаторно-поликлинической медицинской помощи -
достоинстванедостаткиСметное финансирование1. Расходы заранее предсказуемы 2. Административные расходы минимальны1. Нет экономической заинтересованности медицинских работников в улучшении здоровья населения и в эффективном использовании средств 2. Невозможность полного контроля за приписками 3. Стремление медицинских работников направить пациентов в другие учреждения и к другим специалистам 4. Недостаточно информации для углубленного изучения структуры оказываемой медицинской помощи. 5. Может иметь место сокращение объемов оказываемой помощи отдельным пациентам.Оплата за посещение1. Заинтересовывает медицинских работников в оказании помощи максимальному числу пациентов 2. Административные расходы достаточно невелики1. Нет экономической заинтересованности медицинских работников в улучшении здоровья населения и в эффективном использовании средств 2. Невозможность полного контроля за приписками 3. Недостаточно информации для углубленного изучения структуры оказываемой медицинской помощи. 4. Может иметь место сокращение объемов оказываемой помощи отдельным пациентам. 5. Объем финансирования заранее непредсказуемОплата отдельных медицинских услуг1. Заинтересованность медицинских работников в оказании максимального объема помощи каждому пациенту 2. Позволяет собирать детальные данные о структуре оказанных услуг 1. Нет экономической заинтересованности медицинских работников в улучшении здоровья населения и в эффективном использовании средств 2. Пациентам оказываются не требующиеся услуги 3. Объем расходов непредсказуем 4. Нет экономической взаимосвязи с другими этапами помощи 5. Большие административные расходы в связи с необходимостью обработки большого объема информации 6. Отсутствие возможности контроля за припискамиБалльная оплата отдельных медицинских услуг1. Заинтересованность медицинских работников в оказании максимального объема помощи каждому пациенту 2. Позволяет собирать детальные данные о структуре оказанных услуг 3. Затраты на оказание помощи заранее предсказуемы1. Нет экономической заинтересованности медицинских работников в улучшении здоровья населения и в эффективном использовании средств 2. Пациентам оказываются не требующиеся услуги 3. Нет экономической взаимосвязи с другими этапами помощи 4. Большие административные расходы в связи с необходимостью обработки большого объема информации 5. Невозможность полного контроля за припискамиОплата законченных случаев лечения (за больного)1. В некоторой степени ограничиваются общие расходы 2. Относительно небольшой объем обрабатываемых счетов 3. Медицинские работники заинтересованы в сокращении сроков лечения1. Нет экономической заинтересованности медицинских работников в улучшении здоровья населения и в эффективном использовании средств 2. Могут иметь место случаи сокращения объемов оказываемой помощи отдельным пациентам 3. Объем финансирования заранее непредсказуем 4. Нет экономической взаимосвязи с другими этапами помощи 5. Возможное завышение тяжести случаев заболеванияПодушевое финансирование с учетом половозрастной структуры1. Медицинские работники заинтересованы в улучшении здоровья населения 2. Медицинские работники заинтересованы в эффективном использовании ресурсов 3. Расходы заранее предсказуемы 4. Административные расходы минимальны1. Может иметь место сокращение объемов оказываемой помощи отдельным пациентам 2. Недостаточно информации для углубленного изучения структуры оказываемой медицинской помощи. 3. Могут отсутствовать стимулы для медицинских работников к интенсификации трудаГлобальный бюджет1. Расходы заранее предсказуемы 2. Административные расходы минимальны. Медицинские работники заинтересованы в максимальном удовлетворении потребностей пациентов в пределах согласованных объемов 3. Стимулирует медицинских работников к повышению эффективности использования ресурсов1. Возможно сокращение объемов помощи отдельным пациентам 2. У медицинских работников отсутствуют стимулы к внедрению современных медицинских технологий 3. Недостаточно информации для углубленного изучения структуры оказываемой медицинской помощи 4. Могут отсутствовать стимулы для медицинских работников к интенсивности труда
Переход от сметного финансирования амбулаторно-поликлинических учреждений к оплате за объем и качество оказанной помощи заставляет эти учреждения принимать управленческие решения с целью приведения их структуры и мощности в соответствие с потребностями населения.
Финансирование в расчете на услугу позволяет напрямую увязать объем оказанной медицинской помощи с полученными ресурсами. Это стимулирует врачей к увеличению объема оказываемой помощи, значительно расширяет права пациентов по выбору медицинского учреждения и врача. Однако этот способ оплаты ведет к чрезмерному, часто клинически необоснованному, наращиванию врачебных назначений, числа медицинских, услуг, к увеличению нерациональных расходов. Его использование влечет за собой усложнение документооборота, обязывает органы, оплачивающие медицинскую помощь, ужесточать контроль за использованием средств, затрачивая на эти цели дополнительные ресурсы. Метод оплаты отдельных услуг, в т, ч. с использованием балльной системы, может применяться тогда, когда имеется развитая конкуренция медицинских учреждений и плательщики могут выбирать из них наиболее эффективных. Однако при этом требуются значительные средства для выполнения административных функций и контроля за медицинскими учреждениями.
Оплат законченных случаев лечения может применяться при развитой конкуренции среди медицинских учреждений. Одновременно необходим контроль со стороны плательщиков с целью предотвращения гипердиагностики и отнесения пациентов к более сложным и дорогостоящим группам, перенесения помощи наиболее сложным больным на другие этапы лечения.
Подушевое финансирование медицинской помощи - выделение финансирующей стороной финансовых средств на оплату медицинской помощи в расчете на одного застрахованного. Размер выделяемых на 1 застрахованного жителя средств называется подушевым нормативом. Увязка оплаты труда врачей с числом обслуживаемых жителей позволяет повысить их ответственность за состояние здоровья населения, активно заниматься профилактической работой для уменьшения объема более сложной работы по лечению заболевших. Одновременно повышается эффективность использования ресурсов, снижается документооборот. Недостаток этого способа - трудность учета и математическое выражение влияния всех факторов на спрос на медицинские услуги.
Потребность населения в медицинской помощи колеблется в зависимости от иола и возраста человека. На основании данных статистики можно привести объемы потребляемой помощи к безразмерной эквивалентной единице и рассчитать с ее помощью соответствующие коэффициенты Коэффициенты отличаются друг от друга в различных регионах и в различные временные периоды. На основании такого рола коэффициентов можно определить потребность населения конкретного региона в больничных койках и мощности амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на одного человека с учетом конкретной структуры населения данного региона.
Подушевая оплата означает, что медицинское учреждение в соответствии с договором обязуется обеспечить тем или иным видом помощи прикрепленное население за оговоренную сумму в расчете на одного человека. Для поликлиник это - оказание помощи прикрепленному населению в течение года, а для стационаров- оказание экстренной помощи этой группе населения.
Оплата на основе согласованных объемов (глобального бюджета) - метод оплаты помощи, при котором величина оплаты определяется стоимостью согласованных объемов и структуры помощи, определенных предварительно, до момента оказания помощи и правилами, изложенными в нормативных документах, по которым изменяется величина оплаты при перевыполнении или недовыполнении согласованных объемов. Согласованный объем устанавливается в договоре между страховщиком и медицинским учреждением в соответствии с муниципальным заказом-заданием.
Способы оплаты стационарной помощи
Для оценки способов оплаты стационарной помощи можно использовать заинтересованность в сокращении длительности госпитализации, максимально эффективном использовании имеющихся ресурсов, сокращении неиспользуемых мощностей и кадрового потенциала.
Стационарная медицинская помощь - наиболее дорогостоящая. Увеличение ее объема влечет за собой значительный рост расходов на здравоохранение. Именно поэтому большинство стран мира, включая Россию, при реформировании здравоохранения уделяют особое внимание вопросам оплаты стационарной помощи, стремясь разработать такую систему, чтобы переместить максимально возможный объем помощи на амбулаторный уровень. При этом важно, чтобы и амбулаторно-поликлиническое звено было готово принимать на себя дополнительное число пациентов. В противном случае произойдет ограничение доступности медицинской помощи населению или увеличение расходов на здравоохранение в связи с необходимостью оплаты возросших объемов стационарной помощи.
Финансирование стационаров возможно в расчете на 1 больного, на 1 услугу, на 1 койко-день, по смете расходов, в соответствии с глобальным бюджетом.
Способы оплаты стационарной помощи:
.Сметное финансирование
.Оплата в расчете на проведенный койко-день
.Оплата за отдельные услуги
.Оплата за пролеченного больного
.Глобальный бюджет
Среди перечисленных способов оплата за услугу является наиболее затратным и наименее поддающимся контролю методом, который ведет к резкому увеличению расходов на стационарную помощь. В случае применения оплаты за услугу, она обычно осуществляется после оказания медицинской помощи путем суммирования объемов оказанной помощи, умноженных на заранее согласованные соответствующие тарифы.
Оплата за койко-день ведет к тому, что больницы постепенно превращаются в социальные учреждения, где персоналу выгодно, чтобы пациенты находились в больнице как можно дольше и с наиболее легкими заболеваниями. Это связано с тем, что наибольшие расходы при оказании стационарной помощи приходятся на первые дни госпитализации, когда пациенту оказывается интенсивная помощь (операции, реанимация, интенсивная терапия, вывод из критических состояний и т.д.). В последующем расходы больниц на поддерживающую терапию и уход минимальны.
При использовании этого способа оплачивается каждый день пребывания больного в стационаре по заранее согласованным тарифам, которые могут быть едиными для всей больницы или дифференцироваться по профилям отделений или нозологическим формам заболеваний.
Одним из способов ограничения длительности пребывания больного в стационаре при оплате за число проведенных койко-дней или при сметном финансировании является введение в договоры финансирования условий, лимитирующих этот показатель. Практически во всех регионах России такие ограничения в системе ОМС введены. Оплата осуществляется за число койко-дней, проведенных больным, не превышающем согласованную в начале года среднюю длительность пребывания либо по профилю отделения, либо в зависимости от нозологии или группы нозологических форм. Обычно устанавливают некоторые пределы допустимых отклонений, т.к. средний показатель, безусловно, не может отражать все особенности лечения конкретного больного.
Оплата за пролеченного больного - достаточно прогрессивный метод, стимулирующий врачей интенсифицировать лечебно-диагностический процесс, сокращать сроки госпитализации, повышать качество помощи. Но его использование требует определенной готовности и медицинских учреждений, и плательщиков к определенным способам администрирования, контроля за обоснованностью назначаемого лечения.
Дифференциация тарифов может быть осуществлена по профилям отделений стационара, по нозологическим формам, по группам нозологических форм.
Использование глобального бюджета позволяет в наибольшей степени ограничивать расходы на больничную помощь, делая их прогнозируемыми при минимальных административных расходах. Но при этом теряется качество аналитической работы по структуре и видам оказываемой помощи, лечебно-диагностическим технологиям, используемым больницами, что требует проведения дополнительных исследований.
Заключение
Итак, основой финансового планирования является
система нормативов, реально учитывающих затраты на единицу медицинской услуги, Необходимо, чтобы нормативы отвечали реальным затратам на оказание бесплатной медицинской помощи в условиях эффективного финансового менеджмента.
При заниженных нормативах невозможно обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами Программу, завышение нормативов приводит к неэффективному расходованию этих средств.
Распределение финансовых ресурсов предполагает предварительное планирование, определение конкретных объектов, объемы и сроки осуществления, целевое использование ресурсов и закрепление в нормативных актах.
Именно контроль соблюдения нормативных актов, выражающих суть распределительной функции финансов, отражает содержание контрольной функции финансов. Поэтому в связи с переходом к принципам рыночной экономики в здравоохранении встал вопрос о внедрении финансового менеджмента, предполагающего оптимизацию ресурсного потенциала. Финансовый менеджмент охватывает систему принципов, правовых норм, методов, форм и приемов их регулирования с целью интеграции и эффективного использования финансовых ресурсов, направлен на управление их движением и отношений, возникающих между субъектами в процессе движения финансовых ресурсов.
Актуальной проблема финансового менеджмента в здравоохранении - рост стоимости оказания в медицинской помощи в условиях дефицита финансовых ресурсов Для решения проблемы сдерживания роста стоимости медицинской помощи целесообразно использовать регулирование предложения и спроса на медицинские услуги. Регулирование спроса можно осуществлять путем введения сооплаты гражданами медицинской помощи, в том числе коллективного добровольного страхования; установления приоритетов, призванных нормировать доступность некоторых видов медицинской помощи, использования возврата части страховых взносов на ОМС в виде премий гражданам, не болевшим в течение года и т. д.
В этих условиях основными задачами финансового менеджмента на макроуровне будут финансовое планирование, основанное на установлении приоритетов финансирования, в усиление контроля использования ограниченных финансовых ресурсов.
Список литературы
1.Общественное здоровье и здравоохранение учебник для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по специальностям 060101.65 "Лечебное дело", 06010365 "Педиатрия", 06010465 "Медико-профилактическое дело", 060105.65 "Стоматология" по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение" под ред. Г. Н. Царик. - Кемерово: Практика, 2012. - 839 с
2.Экономика Здравоохранения. Под ред. Колосницыной М.Г., Шеймана И.М., Шишкина С.В - «Экономика социальной сферы», 2009.
3.Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2010.- 528с.
4.Экономика здравоохранения: учебн. пособие/ Под общ. ред. А,В. Решетникова. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009. - 272с.
.Основы экономики здравоохранения: учеб. пособие / Под общ. ред. Г.В. Артамонова, Н.Д. Богомолова - Кемерово: КемГМа, 2008.- 91 с.
.Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998г. № 45 ФЗ (принят ГД РФ 17.07.1998 г.) (ред. От 26.04.2007 г.)
.Шейман И.М., Зелькович Р.М., Окушко Н.Б., Фрид Э.М., Исакова Л.Е., Шевский В.И., Лебедева Л.Е., Шамшурина Н.Г. Проект ЕС/ Тасис EDRUS9702, 2008 - 323 с.
.Зелькович Р.М., Фрид Э.М. Анализ и планирование финансов в здравоохранении: Учебно - методическое пособие - Кемерово: Сибформ С, 2010 - 130с.
.Финансовый менеджмент: учебное пособие / Составители старший преподаватель кафедры финансов и кредита А.И. Максимова, преподаватель кафедры финансоз и кредита М.И. Мохнна, преподаватель кафедры финзнсов и кредита О.Г. Нэухковэ- Перхь: АНО ВПО «Пермсжий институт экономика а финансов», 2010. - 130 с.
Приложение
Финансирование Программы за период с 2010 по 2012 гг. (по источникам финансирования; млрд. рублей)
Источники финансирования2010 год2011 год2012 годабс. данные%абс. данные %абс. данные %А1234561.Федеральный бюджет393,127,1403,725,3411,4⃰23,92.Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации516,435,6568,335,6580,633,83.Средства системы ОМС540,437,3624,939,1726,4**42,3 Итого1 449,9100,01 596,9100,01 718,4100,0в % ВВП3,2-2,9-2,7
Нормативы объемов медицинской помощи по условиям ее оказания и их фактическая реализация в рамках Программы за период с 2010 по 2012 гг. (на одного человека в год; по данным статистической формы № 62)
Условия оказания медицинской помощиЕдиница измеренияНорматив по РФ на 2012 г. (на 1 человека)Фактически выполнено в 2009 г.2011 г.2012 г.А12345Скорая медицинская помощьвызов0,3180,3360,3330,332Медицинская помощь в амбулаторных условиях посещение9,7009,3129,4609,615Медицинская помощь в стационарных условияхкойко-день2,7802,7332,6582,609Медицинская помощь в условиях дневного стационара пациенто-день0,5900,5230,5370,538
Подушевое финансовое обеспечение Программы в 2011 и 2012 гг. по условиям оказания медицинской помощи (рублей на одного человека в год; по данным статистической формы № 62)
Условия оказания медицинской помощи2011 год2012 годФактический показательПриведенный показатель*Фактический показательПриведенный показатель*А1234Скорая медицинская помощь517,4432,2575,7498,3Медицинская помощь в амбулаторных условиях 2 396,32 001,92 638,72 284,6Медицинская помощь в стационарных условиях4 225,63 530,24 490,73 888,1Медицинская помощь в условиях дневного стационара 210,5175,9248,6215,2Медицинская помощь в условиях иных медицинских организаций1 002,0837,11 032,9894,3Итого8 351,86 977,38 986,6**7 780,6*) без учета влияния районных коэффициентов
**) без учета затрат на ведение дела в системе обязательного медицинского страхования
Финансовое обеспечение Программы в 2011 и 2012 гг. по условиям оказания медицинской помощи (рублей в расчете на единицу объема медицинской помощи; по данным статистической формы № 62)
Условия оказания медицинской помощиНорматив по РФ на 2012 г.2011 год2012 годФактический показательПриведенный показатель*Фактический показательПриведенный показатель*А12345Скорая медицинская помощь1 710,11 554,91299,01 732,21 499,2Медицинская помощь в амбулаторных условиях 218,1253,3211,6274,4237,5Медицинская помощь в стационарных условиях1 380,61 590,01328,31 721,31 489,8Медицинская помощь в условиях дневного стационара 478,0392,2327,7462,0399,9