Финансовый механизм бюджетных учреждений
Введение
Управление
финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма.
Финансовый
механизм предприятий – это система управления финансами, совокупность форм и
методов, с помощью которых предприятие обеспечивает себя необходимыми денежными
средствами, достигает нормального уровня стабильности и ликвидности, обеспечивает
рентабельную работу, и получение максимальной прибыли.
Финансовый
механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в
организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
Организация
финансового механизма — это система мер, направленных на рациональное сочетание
труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами. Из
трех фундаментальных блоков главным является организация. Если организация
плохая, то финансовый механизм всегда будет функционировать неэффективно и даже
во вред экономическим отношениям в обществе.
В настоящее время проводится реформа бюджетного процесса в
Российской Федерации, основными направлениями которой являются: бюджетирование,
ориентированное на результат, среднесрочное бюджетное планирование, организация
бюджетной функциональной классификации расходов бюджетов по программному
принципу в соответствии с целями и задачами государственной политики.
Сейчас планирование расходов является важнейшим инструментом повышения
эффективности управления бюджетными финансами. С того насколько качественно
будет осуществляться планирование, во многом зависит обоснованность подготовки
и принятия решений, затрагивающих все области финансово-хозяйственной
деятельности учреждения.
Планирование становится одним из главных рычагов, применяемых в
целях повышения результативности расходов и доходов бюджета, оценки его влияния
на экономику.
Основным
нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования бюджетной
системы Российской Федерации, является Бюджетный Кодекс РФ. Он регламентирует
отношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, главными
распорядителями и распорядителями финансов, а также прочими субъектами
бюджетных правоотношений, возникающих в процессе планирования, составления и
утверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществления
расходов соответствующих бюджетов.
Целью
курсовой работы является изучение понятия и значения финансового механизма
бюджетных учреждений. Для достижения этой цели проводится анализ работы
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации за
2007-2010 г.г.
На пути
достижения главной цели были поставлены следующие задачи:
1.
изучить само понятие бюджетного учреждения и отразить экономическое
содержание финансов бюджетных учреждений;
2.
разобрать основные формы и методы планирования бюджетных учреждений
в Российской Федерации и изучить порядок исполнения смет бюджетных учреждений;
3.
описать пути совершенствования финансового механизма в процессе
реформирования бюджетного сектора.
Глава 1 Теоретические аспекты организации финансов бюджетных
организаций
1.1 Финансовый механизм и
финансовые ресурсы предприятий. Формирование финансов бюджетных организаций
Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов. Финансируется из бюджета любого уровня и не ведет самостоятельной хозяйственной деятельности, а имеет смету расходов бюджетных средств, получаемую от вышестоящих органов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями.
К бюджетным
организациям относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения,
организации государственного управления, военно-промышленного комплекса и
армии.
Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №107н.
Для
осуществления своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды
средств, как материальные так и денежные, которыми их должен обеспечить в
первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого
юридического или физического лица.
В п. 2
Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях сформулированы
основные понятия, применяемые при организации бюджетного процесса и отражении
его в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.
В
соответствии с этими понятиями бюджетное учреждение характеризуется следующими
признаками:
— учредителями,
а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться
органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ,
органы местного самоуправления;
— бюджетное
учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных,
научно-технических и иных функций некоммерческого характера;
—
деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета
или бюджета государственного внебюджетного фонда;
— основой
для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и
расходов, утверждаемая в установленном порядке.
Наличие
сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое
использование выделенных средств.
Из
перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не
предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии
средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является
собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности
собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного
управления.
Если в
соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право
осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой
деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество согласно ст. 298
ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на
отдельном балансе. Исходя из этого положения ГК РФ, в Инструкции установлен
обособленный учет имущества, поступившего в распоряжение учреждения из
различных источников.
Средства за
счет внебюджетных поступлений. Как уже
отмечалось, бюджетные учреждения могут иметь средства не только в виде
бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений. Последние
разделяются на подгруппы:
-
целевые средства и безвозмездные поступления;
-
средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;
-
средства, полученные от государственных внебюджетных фондов и др.;
-
а также средства, полученные от предпринимательской деятельности;
Наибольший
удельный вес в бюджетных учреждениях (после бюджетных ассигнований) занимают
целевые средства и безвозмездные поступления.
Целевые
средства являются специфическим источником приобретения активов и
финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства,
целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного
промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные
мероприятия (хотя переходящие остатки целевых средств имеют место гораздо чаще,
нежели бюджетных). Основная причина, по которой источники образования этих
средств и направления их расходования учитываются обособленно от бюджетных,
является характер этих средств. Кроме того, это обуславливается потребностями
составления и представления отчетности (которая представляется не только
финансирующим органам, но в данном случае — и другим заинтересованным пользователям).
Каждый вид
внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в
органах федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных
учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального
казначейства).
Так как
получение внебюджетных средств, в той или иной степени обусловлено
использованием имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, то
указанные счета открываются с разрешения органа, исполняющего соответствующий
бюджет.
Инструкция
по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях разделяет все целевые средства
на следующие подгруппы:
-
целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия;
-
средства родителей на содержание детского учреждения;
-
средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за
счет бюджетных средств;
-
целевых средств и безвозмездных поступлений;
-
прочие источники (излишки материальных ценностей, приобретенных за
счет бюджетных средств, целевых средств и безвозмездных поступлений, кредиторская
задолженность с истекшим сроком давности);
-
заемные средства;
-
целевые средства, полученные учреждением от государственных
внебюджетных фондов
Целевые
средства на содержание учреждения. К целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия
относятся:
-
средства, получаемые учреждениями от других органов
государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц для расчетов
с молодыми специалистами, направленными к месту работы после окончания учебных
заведений;
-
средства, предназначенные на выплату целевых стипендий студентам и
учащимся, на выплату целевых социальных доплат и компенсаций населению,
приобретение методической, научной литературы и учебных пособий, приобретение в
централизованном порядке бланков документации по бухгалтерскому учету и
отчетности и бланков учебно-аттестационной документации;
-
средства, полученные стационарными учреждениями социальной защиты
населения на укрепление их материально-технической базы;
-
— средства, поступившие за сбор лома черных и цветных металлов, за
сдачу и сбор других видов вторичного сырья, пищевых отходов;
-
средства, заработанные учащимися в организациях;
-
средства, выделенные шефствующими предприятиями и другими
организациями на создание фондов учебников в общеобразовательных школах и
других учебных заведениях;
-
средства учащихся на приобретение льготных проездных билетов;
-
безвозмездные поступления (целевая финансовая помощь на содержание
и развитие материально-технической базы учреждений, благотворительные взносы,
гранты, безвозмездная международная финансовая помощь);
-
средства, поступающие учреждениям в соответствии с
законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ на цели, связанные с
выполнением их основной деятельности;
-
другие поступления на выполнение целевых мероприятий, не
предусмотренные сметой доходов и расходов учреждения.
В составе
доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся в
результате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций, поступившие
от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих
средств; членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады
участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.
Средства родителей на содержание детских учреждений. В отличие от ранее действовавшего порядка, при котором
поступающих от родителей на содержание детей в детских учреждений относились на
восстановление проведенных расходов по бюджету, в Инструкции эти средства
отнесены к числу целевых средств.
Учет
доходов и фактических расходов покрываемых за счет средств родительской платы,
ведется в соответствии с кодами экономической классификации расходов бюджетов
РФ.
Средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за
счет бюджетных средств. Следует сразу
подчеркнуть, что Бюджетное учреждение не имеет права на принятие решения о
реализации излишествующего и неиспользуемого имущества, так как бюджетная организация
не является собственником активов.
Для
реализации необходимо разрешение того органа, который наделяет имуществом
бюджетное учреждение. Как правило, этим органом является соответствующий
распорядитель бюджетных ассигнований. По учреждениям, финансируемым из
федерального бюджета, — это главный распорядитель бюджетных ассигнований, по
учреждениям, финансируемым за счет бюджетов субъектов РФ, — распорядитель
ассигнований второй степени и т. д. Кроме того, принимаемое решение должно быть
согласовано с Мингосимуществом России.
Средства,
поступающие во временное распоряжение учреждений. Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных
учреждений (определяемые ранее как суммы по депозитам), подлежат учету в
кредитных организациях на лицевых счетах, открываемых бюджетным учреждениям на
балансовых счетах 40302.
Средства,
поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений, при наступлении
определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению.
К ним,
например, относятся средства, изъятые в ходе дознания, предварительного
следствия, не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста
на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено
взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения
приговора в части конфискации имущества, а также залоговые суммы, вносимые
обвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора.
Порядок
зачисления и выдачи указанных средств установлен Инструкцией Минфина России и
Банка России соответственно от 30.12.97 №95н и от 02.10.97 №67.
Заемные средства бюджетных учреждений. Статьей 118 Бюджетного кодекса
установлено, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у
кредитных организаций и других физических и юридических лиц.
Однако в
соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Бюджетного кодекса
РФ», как уже отмечалось ранее, законодательные акты РФ в области образования,
науки, научно-технической политики, культуры, содержащие нормы, регулирующие
бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу.
Вследствие этого привлечение заемных средств учреждениями возможно в
соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ст. 51 Закона РФ «Основы
законодательства РФ о культуре.
Порядок
получения, погашения заемных средств и оплаты процентов по ним регулируется
действующим законодательством.
Средства, полученные бюджетными учреждениями от государственных
внебюджетных фондов. Средства, поступающие в
бюджетные учреждения от государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд
РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и др.), применяются на выплату
пенсий и пособий, а также учреждениями здравоохранения при осуществлении
медицинского обслуживания населения за счет средств Фонда социального
страхования РФ.
В
медицинских учреждениях, получающих средства от федерального или территориального
фонда обязательного медицинского страхования, а также от страховых компаний,
фактические расходы отражаются согласно инструкции по бухгалтерскому учету в
бюджетных организациях.
1.
Содержание и значение финансового планирования. Объектом финансового
планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйственного
управления, которое отражается в соответствующих финансовых планах. Финансовые
планы составляются во всех звеньях финансовой системы, причем формы финансового
плана отражают специфику соответствующего звена финансовой системы.
Конкретной
задача финансового планирования определяется финансовой политикой. В целом по
государству главным финансовым прогнозом является сводный баланс финансовых
ресурсов государства.
Задачи
финансового планирования:
-
определение объема денежных средств и их источников;
-
выявление результатов роста доходов;
-
определение основных направлений экономии расходов;
-
распределение денежных средств между фондами.
Методы
финансового планирования:
-
экстраполяция, состоит в определении финансовых показателей на
основе выявления их динамики;
-
нормативный, основывается на использовании финансовых норм и нормативов;
-
математического моделирования, предполагает построение финансовых
моделей, которые имитируют течение реальных экономических процессов;
-
балансовый, используется для согласования направлений
использования финансовых ресурсов и источников их формирования;
2.
Содержание и значение контроля. Финансовый контроль представляет собой
совокупность действий и операций по проверке финансовых вопросов деятельности
субъектов хозяйствования и управления. Объектом финансового контроля является
денежно-распределительные процессы при формировании и использовании финансовых
ресурсов, а также ФДС на всех уровнях и звеньях экономики.
На
финансовый контроль возложены следующие основные задачи:
-
содействие сбалансированности между потребительской стоимостью
финансовых ресурсов и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
-
обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых
обязательств перед государственным бюджетом;
-
выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых
ресурсов;
-
содействие рациональному расходованию материальных ценностей и
денежных средств на предприятиях и организациях;
-
содействие правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
-
обеспечение и соблюдение действующего законодательства и
нормативных актов;
-
содействие высокой отдаче в области внешнеэкономической
деятельности.
3.
Организация финансового контроля. В зависимости от субъектов контроля
различают: государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый.
По формам
проведения контроля различают: предварительный, текущий и последующий.
По методам
и способам проведения финансового контроля различают: проверку, обследование,
анализ и ревизию.
4.
Аудиторский контроль. Аудиторский контроль – независимый контроль,
осуществляемый аудиторскими фирмами и службами с целью выявления ошибок в
отчетности. Различают два вида аудиторского контроля: внешний и
внутрифирменный.
Цель аудита
– выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и
соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Отметим,
что теоретическая база перечисленных выше подходов, применяемых российскими
предприятиями к разработке финансовых планов, является достаточно обширной и
хорошо изученной. Тем не менее, совокупность данных подходов на современном
этапе не позволяет руководителю в полной мере решать задачи, возникающие в
динамичной рыночной среде. Методом планирования, отвечающим современным
условиям хозяйствования, в публикациях все чаще называют бюджетирование, когда
план производственно-хозяйственной деятельности организации формируется на
системной основе и охватывает все стороны внутрифирменного планирования.
В структуре
бюджетов, лежащих в основе системы бюджетирования, основную задачу по
планированию, учету и контролю за движением денежных средств несет на себе
кассовый бюджет (бюджет движения денежных средств). Кассовый бюджет является
плановым документом и представляет собой подробную смету планируемых
поступлений и выплат денежных средств за определенный период.
Данные
бюджета движения денежных средств переходят из других бюджетных форм
опосредованно и зависят в большей степени от движения обязательств (получения и
выставления платежно-расчетных документов), методов управление дебиторской и
кредиторской задолженностью, порядка взаиморасчетов, характера договорных
обязательств. Отражение данных в других бюджетных формах, в частности в бюджете
доходов и расходов, не предполагает оценку и прогноз погашения дебиторской
задолженности и сроков оплаты кредиторской задолженности. Сложность процесса
планирования заключается в эффекте запаздывания поступлений денежных средств от
реализации, возникновения безнадежных долгов, временным разрывом между
отгрузкой, выручкой, с одной стороны, и выплатам по обязательствам – с другой.
В отличие
от других методов планирования потоков денежных ресурсов предприятия,
бюджетирование позволяет на основании бюджетов разного уровня и назначения
(бюджета продаж, бюджета закупок и т.п.) формировать кассовый бюджет с нужной
степенью детализации; вести раздельный учет внутреннего перемещения денежных
средств, финансовых потоков внутри холдинга, инвестиций; оперативно реагировать
на возникающие отклонения. Формы кассового бюджета определяются потребностями
предприятия в планировании тех или иных показателей и спецификой хозяйственной
деятельности. Несмотря на отсутствие целостной системы бюджетного планирования,
большинством промышленных предприятий используются такие формы, как платежный
календарь, план наличности, график платежей.
Основными
проблемами при формировании кассового бюджета являются:
-
учет в планировании различного рода различных видов денежных
средств;
-
прогнозирование сроков и суммы погашения дебиторской и
кредиторской задолженности;
-
выявление момента возникновения риска неплатежеспособности и
необходимости привлечения заемных средств;
-
сложность и дороговизна процесса автоматизации бюджетирования;
-
проблема разграничения полномочий и ответственности служб и
подразделений предприятия за качественное формирование и исполнение бюджета.
1.3 Порядок исполнения смет
бюджетных организаций
Смета
бюджетного учреждения – в РФ вид финансового плана, основа для определения
величины расходов, финансируемых из бюджета. Сметы составляют и используют
организации и учреждения в основном сферы нематериального производства,
состоящие на бюджетном финансировании. До перехода РФ к рыночным отношениям
смета традиционно включала раздел расходов, разделенный на отдельные виды в
соответствии с бюджетной классификацией расходов (заработная плата, начисления
на нее и др.). В рыночных условиях структура сметы и методы расчетов ряда
статей ее значительно изменились. Эти изменения связаны в значительной мере с
потребностями всемерного развития социальной сферы (образования.
здравоохранения и др.) в условиях появления новых источников для покрытия их
расходов — средств благотворительных фондов, внебюджетных фондов, спонсорских
взносов, своих средств от оказания платных услуг, аренды и др.
Смета
включает два раздела с прилагаемыми расчетами к ним. В разделах конкретно по
каждому виду расходов показана сумма на год в поквартальном разрезе.
Раздел 1.
Доходы и поступления. В нем представлены доходы и поступления, подлежащие
распределению по экономическим нормативам (поступления из бюджета по
нормативам, другие поступления от платы за выполнение работы и услуги для
других, за проживание в общежитиях (студентов), проценты банка за пользование
временно свободными средствами учреждений). В разделе предусмотрена возможность
получения бюджетной организацией прибыли по своей производственной
деятельности. Вторая часть первого раздела отведена целевым доходам и
поступлениям в виде дополнительных ассигнований на централизованные и
неплановые мероприятия, поступлений из финансового резерва вышестоящего звена
управления, добровольных взносов предприятий, кооперативов, общественные
организаций, населения. В совокупности все средства, поступившие по этим
источникам, составляют доходы.
Раздел 2.
Расходы и направления. Оплата труда государственных служащих; стипендии;
трансферы населению; материальные затраты (приобретение расходных материалов;
оплата услуг связи; коммунального хозяйства; прочих услуг); расходы за счет
фонда производственного и социального развития (ФПСР) – капитальный ремонт,
приобретение инвентаря и др.
Третьим
(неофициальным) разделом сметы можно назвать приложение к ней в виде расчетов
статей сметы, состоящих из ряда таблиц: распределение расходов;
производственные показатели; расчет расходов на оплату труда, на коммунальные
услуги, тарифный список работников и др.
Порядок
составления, утверждения и ведения смет учреждений принимается в форме единого
документа.
Составлением
сметы в целях настоящих Общих требований является установление объема и
распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных
до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по
расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по
обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года
(далее - лимиты бюджетных обязательств).
Показатели
сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной
классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей)
классификации операций сектора государственного управления.
Главный распорядитель,
распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать
показатели сметы по кодам аналитических показателей.
Главный
распорядитель (распорядитель) средств бюджета вправе формировать свод смет
учреждений, содержащий обобщенные показатели смет учреждений, находящихся в его
ведении.
Смета
составляется учреждением по форме, разработанной и утвержденной главным
распорядителем средств бюджета, содержащей следующие обязательные реквизиты:
-
гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку)
соответствующего руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения
(свода смет учреждений) и дату утверждения;
-
наименование формы документа;
-
финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе
сведения;
-
наименование учреждения, составившего документ, и его код по
Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО)/наименование
главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, составившего документ
(свод смет учреждений);
-
код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и
получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств
федерального бюджета (код по СРРПБС) (для федеральных учреждений);
-
наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету и их
код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);
-
содержательная и оформляющая части.
Содержательная
часть формы сметы должна представляться в виде таблицы, содержащей коды строк,
наименования направлений расходования средств бюджета и соответствующих им
кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской
Федерации, а также суммы по каждому направлению.
Оформляющая
часть формы сметы должна содержать подписи (с расшифровкой) должностных лиц,
ответственных за содержащиеся в смете данные - руководителя учреждения,
руководителя планово-финансовой службы учреждения или иного уполномоченного
руководителем лица, исполнителя документа, а также дату подписания (подготовки)
сметы (свода смет учреждений).
Главный
распорядитель (распорядитель) средств бюджета, учреждение вправе установить
дополнительные реквизиты к форме сметы.
Смета
составляется учреждением на основании разработанных и установленных
(согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на
соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих
деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.
Глава 2
Анализ финансового механизма бюджетного учреждения на примере Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации
2.1 Информация
о деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет
координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
Федеральной службы по труду и занятости; Федерального агентства по
здравоохранению и социальному развитию; Федерального медико-биологического
агентства; Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи.
Министерство
также осуществляет координацию деятельности Пенсионного фонда Российской
Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального
фонда обязательного медицинского страхования.
Цели и
задачи деятельности Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации: повышение уровня и качества жизни населения, включая: повышение
материального уровня жизни населения; улучшение здоровья и повышение
рождаемости населения; обеспечение эффективного функционирования системы
социальных гарантий (социальной защиты); обеспечение динамичного и устойчивого
экономического развития, в части обеспечения эффективной занятости населения и
удовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах.
Кроме того,
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
участвует в достижении следующих стратегических целей страны: повышение
эффективности государственного управления (повышение результативности
деятельности органов исполнительной власти и повышение использования
эффективности бюджетных средств); удовлетворение потребностей граждан в образовании
(в части медицинского образования); развитие научного, технического и
технологического потенциала и развитие национальной инновационной системы (в
части медицинской науки); развитие потенциала международных связей.
Миссия
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в
свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации
на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) заключается
в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни
через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного
труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп
населения.
2.2 Анализ
расходных обязательств и формирования доходов за 2007- 2010 гг
В
соответствии с Федеральными законами от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О
федеральном бюджете на 2007 год» и от 23 ноября 2007 года № 267-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» общий объем
расходных обязательств в 2007 году составил 309492,5 млн. рублей; в том числе:
Минздравсоцразвития
России – 9154,3 млн. рублей;
Росздравнадзор
– 6176,8 млн. рублей;
Роструд –
47008,2 млн. рублей;
Росздрав –
182994,6 млн. рублей;
Росмедтехнологии
– 22048,2 млн. рублей;
ФМБА –
11091,5 млн. рублей;
РАМН –
15560,3 млн. рублей.
Рис. 1.
Общий объем расходных обязательств в 2007 году
С учетом
Федеральных законов от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на
2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и от 23 ноября 2007 года №
269-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008
год и на плановый период 2009 и 2010 годов», а также предельных объемов
финансирования и расходов инвестиционного характера на 2008-2010 годы (письма
Минфина России от 2 апреля 2007 г. № 02-02-14/778 и от 21 апреля 2007г. №
01-02-01/02-660) общий объем расходных обязательств составит: за 2010 год -
268462,7 млн.р., за 2009 год - 268099,9 млн.р. (см. Таблицу 1.)
Таблица 1
Объем
расходных обязательств за 2008-2010 г.г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
Минздравсоцразвития России
|
4689,8
|
2823,6
|
2345,0
|
Роспотребнадзор
|
16667,0
|
18418,5
|
21338,3
|
Росздравнадзор
|
5743,9
|
3564,8
|
3598,8
|
Роструд
|
43228,5
|
45764,8
|
44720,1
|
Росздрав
|
101687,6
|
124409,3
|
120240,1
|
Росмедтехнологии
|
41504,4
|
46530,7
|
46958,5
|
ФМБА
|
13525,9
|
13544,0
|
14154,5
|
РАМН
|
12476,0
|
13044,2
|
15107,4
|
Итого:
|
239523,1
|
268099,9
|
268462,7
|
в том числе, национальный проек в сфере здравоохранения
|
67070,0
|
76164,4
|
-
|
Объем
планируемых доходов (платежей в федеральный бюджет) Министерства, включая
подведомственные органы исполнительной власти, государственные учреждения и
федеральные государственные унитарные предприятия составит оценочно в 2007 году
42189,7 млн. рублей, в 2008 году – 41665,4 млн. рублей, в 2009 году – 44035,5
млн. рублей, в 2010 году – 46861,3 млн. рублей.
2.
Распределение расходов по целям, задачам и программам. Распределение бюджета
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по
целям, задачам и программам осуществлялось на основании определенных
Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации
приоритетных направлений развития государства.
В 2007 году
из общего объема расходных обязательств 309492,5 млн. рублей планируется
распределить по целям и задачам 303346,2 млн. рублей (98,0%), в том числе по
программам – по национальному проекту в сфере здравоохранения – 81187,8 млн.
рублей (26,2%), по другим программам – 5879,5 млн. рублей (1,9%). Не распределены
по целям и задачам 1667,4 млн. рублей (0,5%) – расходы на руководство и
управление в сфере установленных функций по центральному аппарату Министерства,
подведомственных федеральных агентств и федеральных служб, РАМН.
В 2008 году
из общего объема расходных обязательств 239523,1 млн. рублей планируется
распределить по целям и задачам 236576,6 млн. рублей (98,8%), в том числе по
программам - по национальному проекту в сфере здравоохранения – 67070,0 млн.
рублей (28,0%), по другим программам – 6744,5 млн. рублей (2,8%). Не
распределены по целям и задачам 1691,1 млн. рублей (0,7%) – расходы на
руководство и управление в сфере установленных функций по центральному аппарату
Министерства, подведомственных федеральных агентств и федеральных служб, РАМН.
В 2009 году
из общего объема расходных обязательств 268099,9 млн. рублей планируется
распределить по целям и задачам 265018,6 млн. рублей (98,8%), в том числе по
программам - по национальному проекту в сфере здравоохранения – 76164,4 млн.
рублей (28,4%), по другим программам – 6219,4 млн. рублей (2,3%). Не
распределены по целям и задачам 1782,8 млн. рублей (0,7%) – расходы на
руководство и управление в сфере установленных функций по центральному аппарату
Министерства, подведомственных федеральных агентств и федеральных служб, РАМН.
В 2010 году
из общего объема расходных обязательств 268462,7 млн. рублей распределено по
целям и задачам 265400,5 млн. рублей (98,9%), в том числе по программам –
11025,7 млн. рублей (4,1%). Не распределены по целям и задачам 1925,5 млн. рублей
(0,7%) – расходы на руководство и управление в сфере установленных функций по
центральному аппарату Министерства, подведомственных федеральных агентств и
федеральных служб, РАМН.
3.
Результативность бюджетных расходов. Министерством решается задача улучшения
показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации,
включение в них социальных параметров, влияющих на повышение уровня и качество
жизни населения. На среднесрочную перспективу предлагается прогнозировать
показатели денежных доходов населения, оплаты труда работников бюджетной сферы,
размеров пенсий и важнейших социальных пособий, минимального размера оплаты
труда, соотношения заработной платы и пенсий с величиной прожиточного минимума.
Ставится
задача провести работу по расширению перечня и уточнению статистических
показателей, характеризующих состояние социальной сферы и по проведению
мониторинговых обследований уровня и качества жизни населения Российской
Федерации с тем, чтобы более точно оценить результаты проводимых социальных
мероприятий.
Кроме того,
планируется принять меры по повышению качества контроля соблюдения бюджетного
законодательства и формированию системы внутреннего финансового контроля:
-
анализ действующей системы внутреннего контроля с целью выявления сильных
и слабых сторон;
-
разработка порядка и процедур ведомственного внутреннего контроля
(подчиненность, принципы, задачи и сферы ответственности, организация работы,
методы, отчетность, порядок работы, взаимодействие с другими органами
государственного контроля);
-
разработка и реализация плана мероприятий по проведению внутренних
проверок.
Глава 3.Основные
направления реформирования финансового механизма учреждений здравоохранения
3.1. Бюджетная
реформа учреждений здравоохранения
В
настоящее время под учреждением понимают - некоммерческую организацию,
созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого характера.
Учреждения
здравоохранения решают социальную функцию оказания медицинской помощи целевой
группе в рамках сметного финансирования, а с разрешения органа управления
здравоохранения занимаются медицинским бизнесом (оказанием платных медицинских
услуг) в рамках товарообмена медицинских услуг на денежные средства с
зачислением их на лицевые счета органов Федерального казначейства.
Расходование
внебюджетных средств сопряжено с необходимостью следования бюрократическим
процедурам разрешений и согласований.
Ответственность
по обязательствам учреждения несут своими денежными средствами, а при их
недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник за счет средств
соответствующей казны (рис.2).
Бюджетная
реформа приведет к тому, что появятся два вида учреждений: бюджетные и казенные
(рис.3).
Бюджетные
учреждения будут сформированы в сфере науки, образования, здравоохранения,
культуры и других сферах, способных функционировать на основе рыночных
принципов, без их коренного преобразования.
Рис. 2.
Бюджетная реформа учреждений здравоохранения
Казенными
учреждениями планируется реализовать отдельные полномочия государства, и
введение рыночных принципов оказания государственных услуг в этих учреждениях
нецелесообразно. Примерами могут быть такие сферы деятельности, как
национальная оборона, обеспечение безопасности государства, психиатрическая
помощь населению и других.
Рис. 3.
Бюджетная реформа учреждений здравоохранения
Бюджетные
учреждения получат от собственника имущество с правом его распоряжения за
исключением особо ценного, отнесение к которому находится в усмотрении
собственника, а также получат возможность участвовать на общих основаниях в
рамках конкурса на получение государственного задания для реализации социальной
функции государства по предоставлению медицинской помощи.
Можно
предположить, что госзадание не будет перекрывать все потребности в
финансировании бюджетного учреждения, поэтому оставшуюся часть придется
зарабатывать в рамках гражданского оборота и конкурентного рынка.
Рис. 4.
Бюджетная реформа учреждений здравоохранения
Казенное
учреждение здравоохранения. Второй тип учреждений – это казенные учреждения
здравоохранения. Для них сохранится сметное финансирование, а доходы,
полученные от предпринимательской деятельности, будут зачисляться в
соответствующий бюджет. Лицевые счета открываются в органах Федерального
казначейства.
Учет
операций со средствами на лицевых счетах планируется осуществлять на основании
бюджетного плана счетов (рис.5). Примером может быть психиатрический стационар.
Рис. 5. Бюджетная
реформа учреждений здравоохранения
Заключение
Финансовый
механизм в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности,
обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе,
инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на
бюджете, утвержденной нормативными документами по учету и отчетности в
бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно
отнести: организация управления оборотным капиталом, особенности формирования
финансовых результатов (контроль исполнения сметы расходов), особенности учета
в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки).
В данной
работе были рассмотрены аспекты организации финансов бюджетных организаций, как
совокупность экономико-денежных отношений, связанных с созданием,
распределением и использованием фонда денежных средств в процессе производства
и реализации продукции (работ, услуг). В основе финансовых отношений бюджетной
организации лежат отношения по поводу движения денежных средств между
различными участниками общественного производства.
Формирование
финансов в бюджетной организации происходит несколькими путями. Это средства за
счет внебюджетных поступлений, целевые средства на содержание учреждения,
средства родителей на содержание детских учреждений, средства от реализации
материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, средства,
поступающие во временное распоряжение учреждений, заемные средства бюджетных
учреждений, средства, полученные бюджетными учреждениями от государственных
внебюджетных фондов.
Основными
формами и методами финансового планирования являются:
-
экстраполяция, состоит в определении финансовых показателей на
основе выявления их динамики;
-
нормативный, основывается на использовании финансовых норм и
нормативов;
-
математического моделирования, предполагает построение финансовых
моделей, которые имитируют течение реальных экономических процессов;
-
балансовый, используется для согласования направлений
использования финансовых ресурсов и источников их формирования;
Одними из
недостатков механизма финансирования бюджетных учреждений является то, что
учреждения часто находятся в режиме административного ограничения бюджета и
инвестиционных средств. Существует жесткая система ограничения внутреннего
бюджета и бюджета инвестиций, и невозможно превысить те показатели, которые
установлены и распределены потом между хозяйствами того или иного предприятия.
Отсюда колоссальное недофинансирование определенных направлений. Все еще
сохраняется разрыв между объемом законодательно установленных государственных
обязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов.
Неэффективность механизма финансирования значительной части бюджетных расходов,
в особенности в части, касающейся финансирования бюджетных учреждений.
Отсутствие четкого разграничения расходных полномочий и доходных источников
между уровнями бюджетной системы, высокий уровень номинальной налоговой
нагрузки.
Механизм
сметного финансирования бюджетных учреждений не способствует повышению качества
бюджетных услуг и созданию конкурентной среды в сфере их предоставления.
Список
использованной литературы
1.
Бюджетный Кодекс РФ.
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений".
3.
Федеральный закон о Бюджетной классификации Российской Федерации №
115-ФЗ от 15 августа 1996 года.
4.
Федеральный закон от 02 декабря 2009 года № 308-ФЗ "О
федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
5.
Федеральный закон №249-ФЗ от 29 декабря 2006 г. — «О внесении
изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного
страхования на 2006 год» Социальное развитие. Социальная политика в отношении
семьи женщин и детей, Демографическая политика.
6.
Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. — «О
дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
7.
Федеральный закон №255-ФЗ от 29 декабря 2006 г. — «Об обеспечении
пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан,
подлежащих обязательному социальному страхованию».
8.
Акперов И.Г. и др. Казначейская система исполнения бюджета в
Российской Федерации: – М.: Финансы и статистика, 2002.
9.
Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской
Федерации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,
2002.
10.
Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. Финансы. - М.: Финансы и статистика,
2004.
11.
Дробозина Л. А. Финансы. М.: ЮНИТИ, 2003.
12.
Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов.
– СПб.: Питер, 2001.
13.
Ковалев В. В. Финансы. М.: Проспект, 2003.
14.
Лушина С. И., Слепова В. И. Финансы. М: РЭА, 2000.
15.
Леухин А. Финансовый менеджмент на бюджетных организациях. М.,
Проспект, 2006.
16.
Панкова Д.А., Е.А. Головковой.- Анализ хозяйственной деятельности
бюджетных организаций.- М.: Новое знание, 2004.
17.
Поляка Г.Б. Бюджетная система России. М.: Юнити, 2010 год.
18.
Поляк Г.Б. Финансы бюджетной организации. М: Вузовский учебник,
2005.
19.
Свиридов О. Ю. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебное
пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
20.
Седова М.Л. Некоторые вопросы организации бюджетов в Российской
Федерации. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. –
2001, № 1.
21.
Журнал "Финансовый справочник бюджетной организации" №
9, 2010 года.
22. Справочная правовая система «ГАРАНТ».
23. Сайт http://www.minzdravsoc.ru/.