Государственное регулирование природопользования
Оглавление
Введение
. Государственное регулирование природопользования
. Понятие и виды права природопользования
. Содержание и особенности правовой охраны недр
Заключение
Список использованных источников
Введение
В рамках отмеченного в научной юридической литературе процесса экологизации российского законодательства позволительно говорить о наличии в федеральных законах и иных нормативных правовых актах в области использования и охраны природных ресурсов норм и правил, определяющих экологически обусловленный порядок природопользования. Эти федеральные законы и другие правовые акты, содержащие такие нормы, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", входят в состав законодательства в области охраны окружающей среды. Статьей 4 указанного Федерального закона земля, недра, растительный и животный мир, поверхностные и подземные воды, другие природные ресурсы и системы определены в качестве объектов защиты. Среди различных способов и методов охраны окружающей среды ведущим и результативным, на наш взгляд, является установление Законом и обеспечение строгого исполнения требований по рациональному использованию природных ресурсов, их защита и охрана в процессе природопользования. Совокупность таких требований, норм, правил, регламентов, процедур и других установлений понимается нами как эколого-правовой режим природопользования. Разумеется, что эколого-правовой режим является элементом, составной частью более общего понятия правового режима природопользования.
Для обеспечения сохранности природы в «целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности» предусматривается п. 1 ст. 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» создание защитных и охранных зон.
Цель данной работы является изучение некоторых элементов экологического права. Для достижения данной цели в работе предполагается решение следующих задач:
.Выделить основные виды природопользования.
.Определить содержание правовой охраны недр.
1. Государственное регулирование природопользования
Под природопользованием понимается возможность использования человеком полезных свойств окружающей среды - экономических, экологических, культурных и оздоровительных. Формы природопользования следующие - общее и специальное природопользование.
Общее природопользование даётся человеку от рождения - дышит, пьёт воду, на специальное природопользование требуется разрешение, оно регулируется законодательно по видам природных ресурсов: закон о атмосферном воздухе, о воде, о недрах, о природном мире и т.д.
Экологическая безопасность в РФ поддерживается определенными нормативно-правовыми документами, к числу которых относятся Конституция РФ, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011). В соответствии с Федеральным законом РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» принципы экономики природопользования конкретизированы для хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, в следующих принципах:
-соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
-обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
-научно-обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
-охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
-ответственности органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
-платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде;
-независимости контроля в области охраны окружающей среды;
-обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
-соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
-ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
-участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
-международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
Приведенные законодательно-нормативные акты отражают только основные требования, на которые необходимо ориентироваться при оценке экологической безопасности. Основами обеспечения данных законов служат подзаконные нормативно-правовые акты - санитарные нормы и правила, технические стандарты, ГОСТ, СНИП и др.), методические рекомендации и т.п. Таким образом, они регламентируют качество окружающей среды посредством нормативов при выполнении технических решений.
Источниками государственного регулирования природопользования на наднациональном уровне являются международные соглашения и конвенции, на национальном - законы, указы, акты, распоряжения и постановления.
Подразделения, регулирующие природоохранную деятельность представлены в органах законодательной, исполнительной и судебной властей. природопользование право экологический уголовный
В составе Государственной Думы действуют Комитет по экологии Комитет по природным ресурсам и природопользованию. В состав Комитета Государственной Думы по экологии входят девять депутатов, представляющих фракции и депутатские группы в Государственной Думе.
Основные направления деятельности Комитета:
-осуществление предварительной экспертизы законопроектов в области охраны окружающей природной среды и их подготовка к рассмотрению Государственной Думой;
-осуществление подготовки заключений по законопроектам, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
-организация и проведение парламентских слушании, касающихся вопросов охраны окружающей природной среды;
-проведение экспертизы, подготовка заключений и предложений по законопроектам, находящимся на рассмотрении в Государственной Думе и затрагивающим вопросы охраны окружающей природной среды.
В структурах исполнительных органов власти имеется значительное число органов, осуществляющих управление и контроль в различных областях природопользования.
Природоохранные функции (в той или иной степени) выполняют:
-Министерство природных ресурсов и экологии РФ (МПР);
-Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
-Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Данному агентству правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере недропользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
-Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)
-Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
-Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
-Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору при правительстве РФ (Ростехнадзор).
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).
В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой посвящена специальная глава 26, содержащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262).
В ряд статей УК РФ введены новые квалифицирующие признаки экологических составов преступлений - совершение противоправных деяний в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации, совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 250, 254, 256, 258 и др.). К сожалению, в большинстве случаев в виде санкций за экологические преступления применяются в основном штрафы.
На сегодняшний день экологические отчисления предприятий не покрывают даже десятой доли необходимых финансовых затрат на охрану окружающей среды.
Сложившуюся негативную ситуацию обуславливает: наличие слаборазвитой промышленности; маломощность предприятий, оснащенных устаревшим оборудованием и характеризующихся использованием ресурсоемких и природозагрязняющих технологий; низкая культура хозяйствования, систематическое нарушение природоохранных норм и требований, создающих угрозу ухудшения состояния здоровья населения.
Экологический фактор стал все более лимитировать экономическое развитие в республике. Осуществление эффективной хозяйственной деятельности в настоящем должно происходить с учетом законов природы.
Решение подобных сложных экологических проблем находится в плоскости государственного регулирования. Государство может и должно с помощью применения различных механизмов прямого административного или косвенного экономического стимулирования создавать такие условия развития общества, которые обеспечат устойчивое развитие экономики для будущего, а главное безопасное для здоровья существование на территории России.
В целом, процесс регулирования природопользования можно представить в виде системы способов и мер государственного воздействия на экологизацию общественного развития посредством гармоничного сочетания механизмов административного управления и экономического стимулирования.
Опыт применения правовых мер доказывает, что использование только прямых методов воздействия на природопользователей на основе отношений власти и подчинения неэффективно, так как не приводит к заметному улучшению состояния природной среды. Поэтому возникла необходимость применения экономических рычагов, основанных на материальной заинтересованности природопользователей.
В Российской Федерации экономические методы, определенные ст.14 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливают пределы экономического регулирование в области охраны окружающей среды через систему косвенных регуляторов. В свою очередь регуляторы являются частью тех мер при помощи, которых государство может оказывать влияние на природоохранную деятельность предприятий путем затрагивания их имущественных интересов, что приводит к пониманию зависимости между экономической выгодой и соблюдением экологических требований.
В настоящее время экономический механизм в России реализуется посредством системы экологических платежей, включающих в себя природоресурсные платежи, плату за пользование природными ресурсами, а также плату за негативное воздействие на окружающую природную среду.
При всей значимости каждого из элементов экономического механизма в настоящее время его существование и действенность во многом связаны с системой платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В процессе взимания платежей должны реализовываться функции: стимулирования рационального природопользования, аккумулирования денежных средств, а также контроля за соответствием содержания выбросов уровням ПДВ (С) и ПДК.
Анализ действующей в России системы платежей за загрязнение окружающей природной среды позволяет сделать следующие выводы.
-заложенные в начале эффективные природоохранные принципы к настоящему моменту выхолощены и сведены практически к нулю.
-из-за низкого уровня базовых нормативов стимулирующая функция платежей не реализуется полностью. По этой же причине, а также в результате консолидации средств от платежей в бюджеты различных уровней в качестве нецелевых поступлений, не реализуется и аккумулирующая функция платежей.
Природно-ресурсное законодательство стран СНГ и Восточной Европы долгое время строилось на концепции государственной собственности на средства производства и на природные ресурсы в частности.
В развитых странах многие экономические механизмы уже подтвердили свою действенность в области повышения качества окружающей природной среды.
Широко применяемым инструментом государства является ограничительное регулирование: стандарты для автомобилей; нормативы, регулирующие использование токсических веществ, и т.д. Западные транспортные компании, например, обязаны в поездах и самолетах обеспечивать места для некурящих; нефтяные компании, использующие один бассейн, обязаны координировать свою добычу и т.д.
В 1946 г. была создана Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), одним из направлений деятельности которой стала охрана окружающей среды (ООС). Уже в 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО возник Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) - международная научно-консультативная организация для сохранения природных богатств Земли. В 1966 г. была издана международная Красная книга, в которой содержались списки видов, находящихся на грани вымирания. По решению Стокгольмской конференции (1972) была создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и установлен Всемирный день охраны окружающей среды - 5 июня. Большую известность получили следующие конвенции по ООС международного значения:
-Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях (1971),
-Лондонская конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972),
-Парижская конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия,
-Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Берн, 1979).
. Понятие и виды права природопользования
В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы.
По мнению М.М. Бринчука при оценке роли природопользования в рамках экологического права, необходимо иметь в виду, что оно не только удовлетворяет разнообразные потребности человека, но одновременно является мощным фактором негативного воздействия на природную среду.
В науке экологического права под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных, оздоровительных и иных.
В свою очередь, под правом природопользования понимают совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования полезных для человека свойств природной среды. Такие нормы содержатся, прежде всего, в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, о животном мире.
Право природопользования, как и право собственности рассматривается в двух основных качествах:
как ключевой институт общей части экологического права (право природопользования в объективном смысле);
как совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных определенным субъектом в связи с получением природного объекта в пользование (право природопользования в субъективном смысле).
Таким образом, право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.
Понятия «природопользование» и «право природопользования» необходимо четко различать. Если природопользование есть фактическое использование человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей природной среды, то право природопользования представляет собой использование свойств и объектов природной среды, которое урегулировано нормами права.
В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.
Право общего природопользования - гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой.
Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих как результат рождения и существования человека (пользование атм. воздухом, водой для питья и культурно-бытовых нужд и т.д.).
Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Следовательно, право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.
Специальное природопользование носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на: землепользование, пользование недрами, водой и лесопользование, пользование растительным и животным миром, использование атмосферного воздуха и пр. В ряде случаев в интересах обороны государства или для иных установленных законом целей может быть установлено особое природопользование.
Под комплексным природопользованием понимается использование природных ресурсов и оказание воздействия на окружающую природную среду на определенной территории только одним природопользователем.
Под комплексным природопользованием для предприятия понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.
Существуют и иные основания классификации видов природопользования. Так, в зависимости от титула, на котором основано право природопользования, выделяют следующие виды природопользования:
·непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов;
·производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права.
В зависимости от срока пользования различают бессрочное, долгосрочное, краткосрочное природопользование.
В зависимости от способа использования различают право природопользования, осуществляемое с изъятием природного ресурса из природной среды и без изъятия природного ресурса из природной среды.
Каждый из указанных выше видов природопользования может быть подразделен на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта.
Субъект права природопользования, по мнению М.М. Бринчука, может выступать в двух основных качествах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.
В качестве субъекта права общего природопользования выступают граждане Российской Федерации, иностранцы и лиц без гражданства, поскольку они обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей.
Субъектами же права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Причем юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие определенные природные ресурсы в пользование. Для того, чтобы юридические лица получили право специального природопользования, помимо общей правоспособности (правосубъектности), возникающей с момента государственной регистрации, они должны иметь специальную правоспособность (правосубъектность), возникающую с момента получения соответствующих разрешительных документов (лицензии, договора и т.п.).
Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе. Права и обязанности природопользователей закреплены в различных нормативных правовых актах (прежде всего - в природоресурсном законодательстве), а также в тексте разрешительных документов (например, лицензий). Объем прав и обязанностей, что и составляет содержание права природопользования, зависит от вида природных ресурсов. Так, права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов установлены Водным кодексом РФ (ст. 92), права и обязанности землепользователей определены ст. 40 - 43 Земельного кодекса РФ, лесопользователей - ст.ст. 82, 83, 90, 94 Лесного кодекса РФ, пользователей недрами - ст. 22 Закона РФ «О недрах», пользователей объектами животного мира - ст. 40 Федерального закона «О животном мире» и др.
Природопользователи имеют право:
пользоваться предоставленными природными ресурсами;
иметь в собственности и добытые ресурсы (объекты);
возводить на полученных земельных участках, в зависимости от их целевого назначения жилье, а также постройки и сооружения, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности;
передавать право пользования иным лицам (в отношении земли и
некоторых иных природных объектов);
оказывать воздействие, улучшающее состояние природной среды;
предъявлять в установленном порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, в том числе со стороны организации, предоставившей природные ресурсы в пользование;
иные права в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
Природопользователи обязаны:
осуществлять только разрешенные лицензией виды пользования, в том числе соблюдать установленные сроки и правила пользования природными ресурсами;
вести деятельность способами, не допускающими разрушения или ухудшения состояния природных объектов;
своевременно вносить плату за пользование ресурсами;
осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов;
предоставлять специально уполномоченным государственным данные о характере и объеме эксплуатации природных объектов;
возмещать причиненный природным ресурсам и природной среде ущерб;
иные обязанности в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
Что касается объектов права природопользования, то в большинстве случаев в законодательстве они конкретизированы применительно к определенному виду природопользования - землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д.
3. Содержание и особенности правовой охраны недр
Понятие «недра» включает в себя часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В соответствии с ст. 2 Закона РФ «О недрах» Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Минерально-сырьевой комплекс Российской Федерации обеспечивает до трети ВВП, экспорт полезных ископаемых приносит стране более 70% валютных поступлений. В недрах Российской Федерации разведана значительная часть мировых запасов важнейших видов полезных ископаемых:
·половина запасов алмазов;
·более четверти - природного газа и железа;
·около 20% - палладия и углей;
·17% - никеля;
·от 7 до 10% - нефти, золота, серебра, платины и др.
Доля России в мировой добыче нефти составляет 12,8%, газа, никеля, алмазов - более 20%, платины - 14,5%, золота - 7%.
Основанием возникновения права недропользования является совокупность юридических фактов, среди которых главное место занимает лицензия - специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и охраной недр, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Порядок предоставления лицензий зависит от вида недропользования и подробно урегулирован законодательством. По общему правилу предоставление недр в пользование осуществляется путем проведения конкурсов или аукционов, по результатам которых принимается совместное решение органа управления фондом недр и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Это решение служит основанием выдачи лицензии. Пользование недрами на континентальном шельфе производится по решению Правительства РФ.
На бесконкурсной основе недра предоставляются в пользование для захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ, а также для геологического изучения.
Существует также ряд особенностей регулирования использования недр в целях добычи драгоценных металлов и камней, радиоактивного сырья и др., предусмотренных специальными нормативными актами.
Государственные учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.
В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.
С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется Государственный баланс запасов полезных ископаемых
При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
) регулярные платежи за пользование недрами;
) плата за геологическую информацию о недрах;
) сбор за выдачу лицензий.
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Наиболее распространенными видами нарушений законодательства о недрах являются:
·самовольное пользование недрами;
·самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;
·нарушение правил пользования недр и норм безопасности при ведении работ и др.
Как правило, они влекут привлечение к административной ответственности.
Если же нарушения правил использования и охраны недр привели к причинению значительного ущерба, то может наступить уголовная ответственность, предусмотренная ст. ст. 255, 216 и 192 УК РФ.
Гражданско-правовая ответственность применяется согласно ГК РФ о возмещении вреда, а также по нормам специальных нормативных актов, устанавливающих порядок и размер исчисления ущерба для отдельных видов недронарушений. Размер ущерба определяется органами управления Государственного фонда недр.
Заключение
Экологическая политика страны реализуется, прежде всего, в экологическом законодательстве, целью которого является охрана прав человека на благоприятную окружающую среду. Уровень развития экологического законодательства напрямую зависит от того, на каком этапе социально-экономического развития находится государство.
Важнейшим нормативно-правовым актом, регламентирующим основы природопользования и являющимся основой экологического законодательства, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году. Кроме того, важные положения, регулирующие основы землепользования, водопользования и лесопользования, заложены в соответствующие кодексы - Земельный кодекс, Водный кодекс и Лесной кодекс.
Следует предполагать, что экологическое законодательство получит свое дальнейшее развитие в сфере регулирования особенностей ведения хозяйственной деятельности на территориях зон экологического бедствия, проведения экологического аудита и т.д.
Нарушение норм экологического законодательства влечет за собой различные виды ответственности в зависимости от тяжести правонарушения. Так, современным действующим законодательством предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность за совершение экологических правонарушений. При этом на юридические лица может быть возложена только административная и гражданско-правовая ответственность.
Наиболее часто применяемым наказанием за совершение экологических правонарушений до сих пор является административное взыскание, предусматривающее наложение штрафа и возмещение причиненного вреда.
Все большую роль в современном экологическом законодательстве начинает играть уголовная ответственность за совершение экологических правонарушений. Важнейшими проблемами экологического регулирования являются низкие размеры штрафов, низкая экологическая культура общества, влекущая за собой снисходительное отношение к виновникам экологических преступлений и правонарушений.
Необходимо помнить, что отношение к природе является одной из важнейших характеристик состояния общества и индикатором уровня культурного развития страны, а также важным критерием оценки профессионализма и компетентности управленческих структур.
Список использованных источников
1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
.Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 27.12.2009).
.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 22.07.2010).
.Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О животном мире».
5.Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды».
.Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 26.07.2010) «О недрах».
.Алексеев С.С. Государство и право: учеб.пособие. - М.: Проспект, 2006. - 152 с.
.Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 670 с.
9.Винокуров А. Экологическое право: Учебник. - М.: Харвест, 2005. - 544 с.
.Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. - М.: Норма, 2004. - 320 с.
.Мамин Р.Г. Безопасность природопользования и экология здоровья - М.: Изд-во ЮНИТИ, 2003. - 238с.
12.Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юстицинформ, 2005. - 704 с.