Характеристика основных положений Конституции Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,16 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика основных положений Конституции Российской Федерации

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие конституции и ее отличие от других нормативно-правовых актов

1.1 Понятие конституции и ее отличие от других нормативно-правовых актов

Глава 2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации

2.1 Верховенство Конституции РФ

2.2 Высшая юридическая сила Конституции РФ

2.3 Конституция РФ - база текущего законодательства

2.4 Особая правовая охрана Конституция РФ

2.5 Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ

Заключение

Список использованной литературы:

Введение

Конституции Российской Федерации отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. Она является фундаментом, на котором движется правовая и политическая система.

Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата, осуществляя таким образом обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений.

В Конституция РФ закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. Надо отметить, что она определяет не только внутреннее направление политики страны, но и внешнее, а также соотношение международного и внутригосударственного права.

Вне всякого сомнения, конституция - явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

В самом общем виде конституцию можно определить как Основной закон государства, представляющий собой юридический акт, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны, и обладающий своими исключительными юридическими свойствами.

В частности, Конституцию РФ отличают такие юридические свойства как верховенство Конституции РФ, ее высшая юридическая сила, особый порядок принятия Конституции РФ, внесения в нее поправок, специфические формы охраны.

Юридические свойства Конституции РФ раскрывают ее нормативно-правовую суть, ее достоинства и преимущества по сравнению с конституциями других стран, которые необходимо знать каждому гражданину Российской Федерации, поскольку Конституция РФ является основой и базой всего текущего законодательства России и ни один нормативно-правовой акт, принятый в нашей стране, не может противоречить Конституции РФ.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что изучив юридические свойства Конституции РФ, а через них и ее нормативно-правовые особенности, мы изучим и особенности всех российской правовой системы в целом. В этом и заключается актуальность данной работы.

Цель данной работы - характеристика основных положений Конституции Российской Федерации, то есть ее юридических свойств.

Объектом является Конституция РФ, а предметом - непосредственно юридические свойства Конституции РФ.

Задачи, которые необходимо выполнить в ходе данной работы:

.Раскрыть сущность понятия "конституция"

2.Познакомиться с особенностями, отличающими ее от других нормативно-правовых актов;

.Изучить особые юридические свойства Конституции РФ

При написании работы были использованы нормативно-правовые акты по выбранной тематике и труды таких ученых, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Козлова Е.И., Коваленко А.И. У каждого из них есть своя точку зрения на роль Конституции РФ, это и позволяет нам сделать выводы о том, что тема данной курсовой работы достаточно полно и многогранно разработана.

конституция юридическое свойство верховенство

Структура работы обусловлена поставленным цели и задачам. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из подглав, заключения и списка использованной литературы. Объем работы 25 страниц.

Глава 1. Понятие конституции и ее отличие от других нормативно-правовых актов

1.1 Понятие конституции и ее отличие от других нормативно-правовых актов

Происхождение самого термина "конституция" (от лат. "constitutio"-установление, предписание)) научно не определено. Высказывается мнение, что он взят из технического оборота "rem publicam constituire", которым начинались акты римских императоров. В современном значении стал употребляться в период буржуазных революций конца XVII-XVIII вв.

Любая конституция, в том числе и Конституция РФ, относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами.

Конституция - принимаемый либо народом непосредственно, либо высшим представительным органом власти общеобязательный нормативный акт, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитанный на постоянное, многократное применение, опирающийся в своем действии на авторитет и силу Российского государства.

В нашей стране Конституция - это один акт. В науке конституционного права основной закон, представленный одним актом, принято называть "писаной конституцией". Если же у государства нет такого единого акта, а имеющим конституционное значение признается ряд актов разных лет, то их в совокупности обычно именуют "неписаной конституцией" (например, Великобритания).

Важно и то, что очень часто текст конституции провозглашается как "Конституция (Основной Закон)" государства. Такого наименования не имеют и не могут иметь политические и правовые документы. Все предшествующие Конституции нашего государства назывались именно так. Однако слова "Основной Закон" не использованы по отношению к действующей Конституции РФ, и это вряд ли правильно.

В некоторых странах к основному акту могут примыкать еще один или ряд актов. Они называются обычно "конституционными законами". Если официально роль таких актов обозначена как дополнения к конституции, конечно, их в совокупности с нею можно рассматривать как единую "писаную конституцию". Тем более есть основания так сказать в случае, если конституционный закон заменяет собой часть норм конституции, перестающих действовать.

Конституция как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех правовых актов отличают следующие черты:

1. Особый субъект, который устанавливает конституция или от имени которого она принимается.

Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа.

Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой ее чертой.

Выдвигаемое нарождающееся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей наци, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте "Народного соглашения Кромвеля в 1653 г. было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж. - Ж. Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан. Она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а противники конституции должны считаться иностранцами среди граждан.

Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства стран мира начинаются словами: "Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию".

В советских конституциях такая форма впервые была воспроизведена в Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. Так, последняя записала: "Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики … принимает и провозглашает настоящую Конституцию" (в последующих редакциях преамбулы эти слова были сняты).

Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 г., проводившегося в течение 6 месяцев с широчайшим размахом и призванного "освятить" Основной Закон волей народа. Всенародному обсуждению подверглась и Конституция 1977 г.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации … принимаем Конституцию Российской Федерации". Причем, это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

2. Учредительный, первичный характер конституционных установлений.

Особенность субъекта, принимающего конституцию обусловливает и вторую существенную черту понятия конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Вся история конституционного развития как нашей, так и зарубежных стран служит этому подтверждением. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль, в частности, сыграли Конституция РСФСР 1918 г., Конституция Российской Федерации 1993 г.

Именно на признание Конституции в частности проявления учредительной власти народа основываются особый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость для всех учрежденных ею властей, в том числе и для законодательной.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку ее несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Так, законы не могут противоречить конституции. Указы Президента не должны противоречить конституции и федеральным законам, постановления Правительства не могут противоречить конституции, федеральным законам, указам Президента. У конституции нет такого юридического "потолка".

Разумеется, из этого не следует вывод о том, что содержание конституционных установлений определяется произвольно, что в нее могут быть включены любые нормы.

На процесс выработки конституции воздействует широкая система факторов - экономических, политических, международно-правовых, социальных, исторических, сила традиций, преемственность конституционного развития страны и др.

. Всеохватывающий объект конституционной регламентации.

Важной чертой, характеризующей понятие конституции, является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает все области жизни общества - экономическую, политическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

4.Особые юридические свойства, то есть ее признаки как основного закона государства.

Особые юридические свойства конституции производны от перечисленных выше сущностных черт конституции. Это означает, что не юридические свойства являются основой ее особого статуса в правовой системе, а наоборот, последний предопределяет юридическую специфику конституции.

Она выражается в верховенстве конституции; в ее высшей юридической силе; в ее роли как ядра правовой системы; в особой охране конституции; в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок. Эти черты последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 г.

Глава 2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации

2.1 Верховенство Конституции РФ

Рассматривая Конституцию Российской Федерации как нормативно-правовой акт, следует, прежде всего, отметить, что Конституция РФ является основным законом Российской Федерации.

Принципы и положения Конституции РФ являются обязательными на всей территории Российской Федерации для всех государственных органов, общественных объединений, всех граждан Российской Федерации, а также лиц, постоянно либо временно проживающих на территории России.

Более того, в Конституции РФ определяется само государственное устройство Российской Федерации, его политическое устройство, а именно принцип разделения властей, в частности, полномочия, функции и структура каждой из ветвей власти в отдельности. Определены в Конституции РФ и основные права и свободы человека и гражданина, которые гарантируются на территории Российской Федерации и охраняются государством. Также в Конституции РФ мы видим перечень прав и обязанностей граждан Российской Федерации, которые никто не вправе нарушить и которые подлежат непременному выполнению каждым из нас.

Обеспечение широкого круга основных правовых положений страны было бы невозможно без особого юридического верховенства Конституции Российской Федерации над всеми иными нормативно-правовыми актами России. Именно юридическое верховенство Конституции РФ позволяет ей не просто устанавливать, но и гарантировать обеспечение всех ее принципов и положений.

В чем же заключается юридическое верховенство Конституции РФ по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам Российской Федерации?

Установление в ч.2 ст.4 Конституции РФ 1993 г. принципа ее верховенства на все территории России, прежде всего, заключается в том, что ни один закон, ни один нормативно-правовой акт не может быть принят на территории Российской Федерации, если он, либо какая-то его часть противоречит положениям Конституции РФ.

Именно Конституция РФ определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные государственные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.

В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции Российской Федерации основано положение о соответствии конституций республик Российской Федерации Конституции РФ Безуглов А.А. Конституционное (государственное) право России: учебник / А.А. Безуглов, С.А. Солдатов. - М., 2005. - С.52.

2.2 Высшая юридическая сила Конституции РФ

В ст.15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание по сравнению с принципом ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции РФ означает не только то, что законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Таким образом, высшая юридическая сила конституции выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, являясь основным законом страны, позволяет ей устанавливать основные принципы и концепции развития российского общества, нормы его функционирования, определять и гарантировать основные права, свободы и обязанности человека и гражданина Российской Федерации, которые служат залогом развития демократичного правового общества.

2.3 Конституция РФ - база текущего законодательства

Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Текущее законодательство развивает предписания Конституции РФ, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

Принятие новой конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства

Наряду с этим, Конституция РФ часто предусматривает необходимость принятия нормативных актов, развивающих и реализующих ее положения. Так, Конституция РФ делает это следующими методами:

1. Прямо указывает виды федеральных конституционных законов или федеральных законов, требуемых для регулирования определенных вопросов.

Конституцией РФ предусмотрены следующие ФКЗ:

) о порядке разрешения вопросов, связанных с принятием в РФ нового субъекта РФ, образованием в ее составе нового субъекта, изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч.2 ст.65, ч.5 ст.66, ч.1 ст. 137 Конституции);

) о принятии в состав РФ нового субъекта РФ (ч.2 ст.65; ч.1 ст.137);

) об образовании в составе РФ нового субъекта РФ (ч.2 ст.65; ч.1 ст. 137);

) об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч.5 ст. 66; ч. 1 ст. 137);

) о государственных флаге, гербе и гимне РФ, их описании и порядке официального использования (ч.1 ст.70);

) о референдуме РФ (п. "в" ст.84);

) о режиме военного положения (ч.3 ст.87);

) о чрезвычайном положении (ст.88; ч.2 ст.56). В ч.1 ст.56 Конституции говорится о том, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Поскольку здесь нет прямых указаний, можно предположить, что это может быть отрегулировано как специальным ФКЗ, так и ФКЗ о чрезвычайном положении;

) об Уполномоченном по правам человека (п. "д" ч.1 ст.103);

) о порядке деятельности Правительства РФ (ч.2 ст.114);

) о судебной системе РФ (ч.3 ст.118);

) о Конституционном Суде РФ (ч.3 ст.128);

) о Верховном Суде РФ (ч.3 ст.128);

) о Высшем Арбитражном Суде РФ (ч.3 ст.128);

) об отдельных частях судебной системы - об общих судах, арбитражных судах, о военных судах и др. (ч.3 ст.128);

) о Конституционном Собрании (ч.2 ст.135).

Добавим к этому, что Конституция РФ конкретно предусматривает принятие многих федеральных законов, например федеральные законы "О гражданстве", "О военной службе", "Об альтернативной гражданской службе", "О статусе столицы РФ", "О порядке выборов Президента РФ" и другие.

2. Использует указание на то, что определенные отношения регулируются федеральным законом, не называя конкретный по наименованию или содержанию акт.

Так, согласно ч.3 ст.36 Конституции РФ, закрепляющей право частной собственности на землю, "условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона". В принципе данный вариант применяется весьма широко в действующей Конституции РФ - гораздо больше, чем предшествующими основными законами, подчеркивая, что регулированию общественных отношений посредством формы "закона" отдается предпочтение перед иными видами нормативных актов.

3. Говорит о необходимости дополнительного регулирования общественных отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе.

Например, согласно ст.43 Конституции РФ, посвященной праву граждан на образование, Российская Федерация "устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты", ясно, что для этого необходим соответствующий нормативный акт.

Конституция РФ зачастую содержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы. Так, согласно ст.46 Конституции РФ, "решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд", очевидно, что применение нормы без специального закона попросту невозможно.

Завершая рассмотрение данного аспекта, следует добавить что Конституция РФ во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом, подразумевая не акт в форме закона, а всю гамму правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч.1 ст.35 Конституции РФ гласит: "Право частной собственности охраняется законом". Очевидно, что здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

Таким образом, проблема соотношения Конституции РФ и текущего законодательства многогранна, и она решается с учетом роли конституционных идей и формально-правовой зависимости от Конституции Российской Федерации многих правовых актов нашей страны.

2.4 Особая правовая охрана Конституция РФ

К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана.

В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Правовая охрана конституции - это совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Действие конституции обеспечивается средствами парламентского и внепарламентского контроля.

Парламентский контроль осуществляется палатами Федерального Собрания (пример - Пост. Госдумы от 22 июля 1994 г - "По итогам парламентских слушаний "О проблемах соответствия конституций республик, уставов краев Конституции РФ").

Важную роль в укрепление конституционной законности играет Президент РФ. Он выступает гарантом федеральной конституции и федеральных законов (ст.80 Конституции РФ). Обязанность Президента защищать Конституцию вытекает из текста торжественной присяги, которую он приносит при вступлении в должность на совместном заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судей Конституционного суда РФ (ст.82).

Гарантом соблюдения Конституции и законов РФ, конституций республик в составе России выступают также главы исполнительной власти (президенты) республик.

Особое значение имеет учреждение в России института конституционного контроля. Эти функция возложена на Конституционный суд России, который вправе рассматривать вопросы о конституционности федерального, республиканского и регионального законодательства (ст.125 Конституции).

Аналогичные органы создаются и в республиках - Башкортостан, Бурятия, Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия) и др. Или комитеты конституционного надзора (Марий ЭЛ, Чувашская Республика, Северная Осетия - Алания). В ряде республик (Ингушетия, Калмыкия) создание подобных органов не предусмотрено.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их Конституции.

2.5 Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ

Конституцию отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок, который применительно к Конституции Российской Федерации будет изложен ниже:

В силу своей природы конституции присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Отдельные изменения должны требовать серьезного обоснования. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения конституции.

Прежние советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное большинство депутатов высшего представительного органа. Предшествовавшая российская Конституция устанавливала, что для принятия ее изменений и дополнений требовалось согласие не менее 2/3 от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации.

Только при изменении и дополнении статей Конституции, касающихся федеративного устройства, требовалось согласование с субъектами федерации в лице их Советов народных депутатов. Порядок принятия новой конституции не устанавливался, и Конституция ограничивалась нормой о том, что это относится к исключительной компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации.

Такой упрощенный порядок изменения, в совокупности в совокупности с другими политическими факторами, нарушал стабильность Конституции и привел к тому, что в прежнюю Конституцию Российской Федерации было внесено за короткий период около 350 поправок.

Учтя предшествующий опыт, нормативные установления конституций зарубежных демократических государств, и пытаясь укрепить стабильность конституции, являющуюся ее неотъемлемым свойством, действующая Конституция внесла в этот процесс существенные изменения.

Относительно принятия прежде всего важно то, что проходит оно в обстановке гласности и повышенного интереса общества: принятие конституции - это историческое событие. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то и текстом проекта, и дискуссиями о содержании конституции, и раскладом сил в обществе "за" и "против" нового основного закона, как правило, интересуется все-таки гораздо большее число граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных законов, публикуются далеко не всегда; проекты же конституций появляются и на страницах газет с большим тиражом, и издаются отдельными брошюрами.

Особый порядок принятия конституций может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения ее проекта. В отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились.

Наконец, особый порядок принятия может выражаться о вынесении проекта конституции на всенародное голосование (референдум), что и имело место в связи с действующей Конституцией РФ. Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие конституции народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официального провозглашения парламентом или президентом страны, центральной избирательной комиссией принятия конституции и вступления ее в силу.

Особый порядок изменения конституции - это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее.

Особый вариант специальных требований - сделать так, чтобы отпало само желание изменять конституцию и, тем самым, обеспечивалась бы ее стабильность. Пример этому - процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в главе 9 Конституции РФ "Конституционные поправки и пересмотр Конституции", т.е., как пишет С.А. Авакъян, " создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования".

Согласно ст.134 Конституции РФ предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации (далее СФ) или депутатов Государственной Думы (далее ГД).

В указанной главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.

Первая часть - это положения глав 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием - парламентом РФ. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья 135 (ч.2) гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч.3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

Вторая часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст.136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. (Напомним, что по ст.108 Конституции для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов - не менее трех четвертей к СФ и двух третей в ГД). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995г. по делу о толковании ст.136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации. В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".

Третья часть - это изменения ст.65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч.1 ст.137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч.2 ст.137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст.65 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995г. по делу о толковании ч.2 ст.137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст.65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке. В спорных случаях, говорится в постановлении. Президент использует полномочия, предусмотренные ч.1 ст.85 Конституции РФ. В ч.1 ст.85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ.

Таким образом, порядок принятия и изменения Конституции РФ намеренно усложнен ее создателями с целью обеспечения стабильности российского общества и гарантированности соблюдения, реализации и воплощения конституционных норм и принципов.


Таким образом, Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.

Этим признакам общего понятия конституции отвечает и действующая Конституция Российской Федерации. Подводя итог, следует отметить, что Конституция является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного права.

Юридическими свойствами Конституции РФ являются:

. Верховенство Конституции Российской Федерации. В этом, прежде всего, отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства.

Верховенство конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразоваться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

В принципе верховенства Конституции Российской Федерации отражается и федеральный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции.

2. Высшая юридическая сила Конституции РФ: все нормативные правовые акты не должны противоречить конституции. При этом действие конституции распространяется на всю территорию. К сожалению, "на современном этапе проблема обеспечения высшей юридической силы Конституции окончательно не решена. Не всегда выполняются решения Конституционного Суда РФ, во многих субъектах Российской Федерации пока не созданы региональные органы конституционного (уставного) контроля. Отсутствует законодательно установленная процедура признания законов субъектов РФ недействующими судами общей юрисдикции.

3. Конституция РФ является нормотворческой базой текущего законодательства. Это значит, что с принятием Конституции РФ все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью ей противоречат). В то же время Конституция РФ требует издания большого числа новых нормативно-правовых актов. Прямое действие норм Конституции РФ способствует этому, поскольку многие ее нормы не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции РФ, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции РФ.

4. Особая правовая охрана Конституции РФ. Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Парламентский контроль осуществляется палатами Федерального Собрания. Важную роль в укрепление конституционной законности играет Президент РФ. Он выступает гарантом федеральной конституции и федеральных законов (ст.80 Конституции РФ

5. Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ, которая принимается либо посредством референдума, либо Конституционным собранием, специально образуемым для решения вопроса о принятии новой Конституции РФ. При этом в главы 1, 2 и 9 изменения вообще не вносятся, а для того, чтобы внести изменения в главы 3-8, необходимо, чтобы предложения о поправках внес хотя бы один из субъектов права законодательной инициативы, предусмотренных ст.134 Конституции РФ.

В отличие от гибких конституций, предусматривающих упрощенный порядок внесения поправок, Конституция РФ - жесткая конституция, т.е. внесение в нее поправок чрезвычайно затруднено, что является залогом ее стабильности.

Юридические свойства Конституции РФ характеризуют ее и отражают наиболее значимые особенности;

Подводя общих итог данной работы, следует сделать вывод о том, что именно через юридические свойства раскрывается суть Конституции РФ, а значит, они непосредственно влияют на ее эффективность и действенность ее норм, принципов и ценностей.

Список использованной литературы:

1. Авакьян С.А. Конституционное (государственное) право России / С.А. Авакьян. - М., 2005.

. Баглай М.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов / М.В. Баглай. - М.: НОРМА, 2005.

. Габричидзе Б.Н. Конституционное (государственное) право: учебник / Б.Н. Габричидзе, А.Н. Ким-Кимэн, А.Г. Черняевский. М., 2003.

. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта РФ. Монография. М.: Народный учитель, 2002.

. Коваленко А. И Основы конституционного права Российской Федерации: учебное пособие А.И. Коваленко М., 2001.

. Козлова Е.И., Кутафин O. E. Конституционное право России: Учебник. - 5-е изд., перераб и доп. - М.: Юристъ, 2005.

. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 1993.25 декабря.

. Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. - М.: Юрид. лит., 1985. - С.65.

. Смоленский М.Б. Конституционное право России: учебник / М.Б. Смоленский, И.В. Упоров, А.Ю. Звягольский; М.: Дашков и К; 2009.

. Степанов Н.Н. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: учебник / под ред.К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибуллина. - Екатеринбург, 2006.

. Тазова Л.А. Конституционное право Российской Федерации: учебно-методический комплекс / Л.А. Тазова. М.: НОРМА М, 2007.

. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред.Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.

. Червонюк В.И. Конституциооное право России: учебное пособие / В.И. Червонюк. М., 2003.

. Чиркин В.Е. Конституционное (государственное) право: Россия и Зарубежный опыт / В.Е. Чиркин. М.: Зерцало, 2004.

Похожие работы на - Характеристика основных положений Конституции Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!