Понятие, сущность и основные черты Конституции
Содержание
Введение
1. Понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного
Закона государства, юридические и другие свойства Конституции РФ
2. Реализация Конституции РФ, современные проблемы Конституции РФ,
недостатки Конституции РФ и предложения по ее устранению, конституционная
ответственность
Заключение
Глоссарий
Список используемых источников.
Список сокращений
Приложения
Введение
Конституция для России сегодня значит очень много. В
Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой
государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется,
Конституция - это не собрание политических программ и философских концепций. В
соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет
собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному
закону.
Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в
правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер
общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и
права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества,
чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки.
Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует
ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может
иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.
Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в
жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в
обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции
закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации
государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает
пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни
страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция
определяет основные начала внешней политики государства, соотношение
международного и внутригосударственного права.
конституция закон государство российский
Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы,
определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших
государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но
такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного
представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение,
сужает рамки ее реальных возможностей.
Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным
законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты,
действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного
целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция - это основание,
стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.
Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993
г. Отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и
фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы
об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не
учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная
сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить
продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные
организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с
положениями Конституции, реализовывать ее установления.
Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие
всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с
самой Конституции, играет важную роль.
И поэтому основной целью данной работы является
характеристика основных положений Конституции Российской Федерации 1993 года.
Актуальность данной работы заключается в следующем -
Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего
потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и
основы организации, формы и методы деятельности.
Основной целью дипломной работы является изучение понятие и
сущности Конституции РФ, раскрытие ее юридических свойств, функций, форм
реализации и др.
Для того чтобы достичь поставленных целей, необходимо решить
следующие задачи:
· Определить понятие Конституции;
· Провести анализ Конституции 1993 г.,
определить ее сущность, структуру и содержание;
· Определить основные юридические свойства и
функции Конституции;
· Определить понятие и основные черты
конституционной ответственности.
Объектом исследования в дипломной работе является Конституция
России 1993 г. и ее юридические свойства. Предметом исследования - основные
сущностные черты Конституции и их взаимосвязь с ее юридическими свойствами и
функциями.
Актуальность данного дипломного исследования заключается в
том, что Конституция РФ 1993 г. обрела наконец-таки определенную устойчивость,
стабильность и дала мощный импульс для становления новой российской
действительности и государственности.
Несомненно, влияние данного нормативно-правового акта на
развитие всей российской правовой системы, всего законодательства РФ.
Конституция отразила качественные изменения в социальной
политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям
населения, закреплены институт частной собственности и свободного предпринимательства.
Конституция встала на путь равноправия всех субъектов
федерации. Обязанность соблюдать нормы Конституции касается всех органов
государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что
имеет важное значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в
государстве и обществе.
1. Понятие,
сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства,
юридические и другие свойства Конституции РФ
Конституция (от латинского слова constitution - устанавливаю,
учреждаю) - основной закон государства, регулирующий важнейшие общественные
отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы
конституционного строя, организацию государственной власти. Прообразом
конституции являлись хартии (уставы) средневековых городов, добившихся
"вольностей" от монарха и крупных феодалов, аналогичные акты богатых
городов-республик центральной, южной, северной Европы.
Конституция в современном ее понимании не была известна в
древности. Первой конституцией в ее подлинном понимании считается Конституция
США 1787 г. Конституция появляется именно в ту историческую эпоху, которая
характеризуется правовым равенством граждан или подданных.
Основной закон - это фундамент законодательства.
Регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция
нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и
свободы граждан.
Конституция - обычно явление демократического порядка, она
принимается народом (или при его участии), ограничивает институты власти,
гарантирует права личности.
Конституция - прежде всего юридический документ, основа
государственности, законности и правопорядка. В тоже время - это политический
документ, так как он оказывает регулирующее воздействие на политические отношения
в обществе.
Развитие российского государства подтверждает общее правило
нашего времени: каждая цивилизованная страна имеет свою конституцию.
Конституция важна и необходима для современного государства по следующим
причинам:
· в ней закрепляются исходные принципы и
назначение государства;
· функции государства и основы его
организации;
· формы и методы деятельности.
Конституция устанавливает пределы и характер государственного
регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения
государства с человеком и гражданином. И одно из самых важных - именно
Конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам свободам
человека, защищает его честь и достоинство.
Конституция - это стержень, основание и одновременно источник
развития всего права страны. На базе Конституции происходит становление
различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и
новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, культуре
и политике.
Ее сущность большинство авторов определяют как баланс
основных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому
объяснение сущности конституции как социального плюрализма (многообразия),
политического компромисса. Раскрытие сущности Конституции связано с познанием
ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю она выражает.
Одной из теорий является трактовка сущности Конституции как
общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили некий
договор, воплощенный в тексте Конституции, о том, на каких основах учреждается
общество и как оно живет. Согласно такой концепции Основной закон государства -
это выражением суверенитета народа, проявление его единой воли.
Теологическая теория видит сущность Конституции в воплощении
в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и
считает, что в ней выражаются идеи высшей справедливости и высшего разума.
Некоторые представители школы естественного права считают,
что сущность рассматриваемого нами документа - это воплощение в ней
многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа.
Имеются и теории, которые отрицают народный характер
конституции и связывают ее сущность с государственной волей. Конституция в
таком случае - это самоограничение государственной власти, чтобы не допустить
произвола, анархии и т.п.
Конституция России 1993 г. состоит из краткой преамбулы и
двух разделов; первый охватывает девять глав и объединяет 137 статей, второй
содержит заключительные и переходные положения.
В российской Конституции отражены признанные и
гарантированные права и свободы человека и гражданина в соответствии с
международно-правовыми стандартами, закреплены принципы и идеалы
демократического федеративного правового и социального государства.
В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда
на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю
картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня
конституционного правосознания.
Конституция служит опорой политической и
социально-экономической системы, утвердившейся в обществе и государстве. Она, с
одной стороны, призвана обеспечить стабильность существующих государственных и
политических институтов, с другой - делает возможным их динамичное развитие, а в
целом ряде случаев позволяет осуществлять радикальные реформы без существенного
изменения базовых (основных) норм. Такие нормы так же отличаются стабильностью,
т.к. рассчитаны на действие в течение длительного времени.
В литературе обычно выделяют три функции Конституции России:
· политическую;
· правовую;
· гуманистическую.
Политическая функция Конституции РФ заключается в том, что
она признает и закрепляет политическое многообразие (плюрализм),
многопартийность, возможность наличия нескольких идеологий в стране.
Предоставляя политическим силам равным возможности в борьбе за государственную
власть, Конституция РФ запрещает действия, направленные на насильственный
захват власти, насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв
безопасности государства, создание вооруженных формирования, разжигание
расовой, социальной, национальной и религиозной розни и вражды.
Конституция России 1993 г. не допускает вмешательства
общественных объединений в деятельность различных органов государственной
власть и тем более создание политических партий и организаций в их структурных
подразделениях. Также и государственные органы не вправе вмешиваться в
деятельность общественных объединений и формирований.
Правовая функция Конституции России указывает на то, что
Конституция выступает ядром (стержнем) всей правовой системы российского
общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и
главными для различных отраслей права нашего государства (гражданского,
уголовного, административного и пр.). Конституция таким образом
"собирает" действующее законодательство в единую целостную систему,
придавая ему согласованный и взаимосвязанный характер. Обладая высшей
юридической силой, Конституция РФ обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое
регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и
внутренне соподчиненных нормативных актов государства.
Целевое назначение Конституции РФ выражается и в ее
гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции РФ воплощаются
общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для
цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы
государства общепризнанные нормы и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его права и
свободы являются высшей ценностью для государства.
Подводя итог, можно отметить, что Конституция России - это
нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы
конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина,
федеративное устройство, систему, принципы организации деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления.
Конституция - это Основной закон
государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и
закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы
человека и гражданина Конституция очеркивает круг функций государства,
устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.
Термин "конституция" (с лат. -
установление) употреблялся в древнем Риме для обозначения одного из видов
правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху
феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка "основной
закон”, которая теперь часто используется как синоним слова "конституция”.
Конституция в любом государстве - это
правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности,
юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник
национальной системы права. Конституция как Основной закон государства
учреждает политическую форму существования общества, систему государственных
органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования,
закрепляет права и свободы человека и гражданина.
Закрепляя наиболее важные общественные
отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества,
политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для
текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и
конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не
может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя
Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения
конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою
определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего
законодательства.
В отличие от обычных законов, Основной
закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества
конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного
содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям. Во-вторых,
жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее
жизнеспособности и долговечности.
Таким образом, все другие законы и
правовые предписания властных структур государства должны соответствовать
конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат
конституционным принципам и нормам, подлежат отмене. Если понятие конституции
определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то
раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с
решением вопроса о том, чью волю конституция выражает. По вопросу о том, в чем
состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых
взглядов.
Одним из распространенных представлений
является трактовка сущности конституции как общественного договора.
Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в
конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким
правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение
суверенитета народа, проявление его единой воли. Теологическая теория видит
сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому
обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей
справедливости, разума.
Некоторые представители школы
естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении
в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа.
Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от
"революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя
из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.
Имеются и теории, отрицающие народный
характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей.
Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной
власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не
допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет
пределы этого ограничения в конституции
По способу изменения, внесения поправок и
дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими
являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более
сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям
относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в
порядке, установленном для обычных парламентских законов.
По форме закрепления политической власти
различаются монархические и республиканские конституции.
По формам закрепления государственного
устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная
конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного
государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз,
государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов),
разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США,
Германии, России, Индии, - унитарными - конституции Италии, Испании, Китая,
Франции, республик в составе России. В зависимости от соответствия или
несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и
господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и
действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения,
которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо
формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и
воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе.
Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и
государства, способа их организации и деятельности на соответствующей
территории, фактического статуса человека и гражданина.
Конституцию как нормативный правовой акт,
занимающий самостоятельное и особое место в системе современного
демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие
черты.
Прежде всего, необходимо отметить, что
Конституция в современном значении этого понятия является актом, который
принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII
веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано
именно с этой ее чертой. Эта сущностная черта конституции и поныне признается
доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства
демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ … принимаем
(провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию”.
Особенность субъекта, принимающего
конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный
характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель
суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим
проявлением - учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно
право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы
государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только
учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом,
основы устройства общества и государства.
Учредительная природа конституции
проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы,
являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции
не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы,
которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не
соответствует какому-либо правовому данного государства.
Важной чертой, характеризующей конституцию
является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того
слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Конституционное воздействие отличается
всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой
акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую,
экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые,
фундаментальные основы общественных отношений.
Конституцию отличают и особые юридические
свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются: в
верховенстве конституции в ее высшей юридической силе в ее роли как ядра
правовой системы государства и системы права в особой охране конституции в
особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок,
посредством которого устанавливается определённая система группировки
однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность
расположения.
В основе обобщения конституционных норм в определённые общие
комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования, то есть,
связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы
воздействуют.
По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и
двух разделов.
Конституцию открывает преамбула, то есть, вводная часть,
предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм,
однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в
целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны
основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы
предопределившие ее содержание.
Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция
принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей
судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для
дальнейшего развития государства и общества.
В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих
целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают
суть всей конституционной реформы в России. Это:
. утверждение прав и свобод человека,
. утверждение гражданского мира и согласия в Российской
Федерации,
. сохранение исторически сложившегося государственного
единства,
. возрождение суверенной государственности России,
. утверждение незыблемости демократических основ Российского
государства,
. обеспечение благополучия и процветания России.
Эти цели лежат в основе всех конституционных норм,
пронизывают все содержание Конституции.
Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из
девяти глав:
. Основы конституционного строя. Глава закрепляет исходные
принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни современного
российского общества, определяет сущность Российского государства, правовое
положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и
недрами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и
религии.
. Права и свободы человека и гражданина.
. Федеративное устройство. В этой главе развивается ряд
существенных положений, содержащихся в гл.1 "Основы конституционного
строя", где, в частности, указано, что наша страна является федерацией,
что и закреплено в ее названии. Там же определенно, что федеративное устройство
Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы
государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти ее субъектов, а также на равноправии и
самоопределении народов Российской Федерации.
. Президент. В соответствии со ст.80 Конституции именно Президент
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов
государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней
политики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах и
подзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней.
В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции
положения: "Президент Российской Федерации является гарантом Конституции
Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина".
. Федеральное собрание. Глава 5 раскрывает основы организации
и деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст.11 Конституции
Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации
осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст.10,
государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное Собрание
представляет законодательную власть Российской Федерации.
. Правительство РФ. Правительство осуществляет
государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным
Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст.11 Конституции.
Согласно ст.110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть
Российской Федерации. Из содержания приведенных положений ясно, что
Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя слово
"высший" применительно к этому федеральному органу в Конституции не
употребляется. Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его
самостоятельность.
. Судебная власть. В главе утверждается понятие правового
института судебной власти в действующем законодательстве. Глава характеризуется
новым, нетрадиционным подходом к раскрытию сущности названной
политико-юридической категории. За органами судебной власти признаются
самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти.
. Местное самоуправление. В этой главе конкретизированы
положения об основах конституционного строя. Закрепленная здесь модель местного
самоуправления приближается к общепринятому во многих странах эталону местного
самоуправления как демократического института.
. Конституционные поправки и пересмотр конституции. В гл.9
регламентируется порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный
обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его
развития с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей.
Второй раздел носит название "Заключительные и
переходные положения". Там закрепляются положения по вопросам, которые
связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение
действия прежне Конституции и Федерального Договора, порядок применения законов
и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей
Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные
органы.
Конституция как основной закон государства регулирует
наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для
детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи
конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.
Конституции свойственны признаки, отличающие ее от актов
текущего законодательства, которые в юридической науке именуются юридическими
свойствами.
Одним из юридических свойств конституции является её
верховенство в правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением
доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе
законодательства.
Верховенство Конституции обеспечивается:
) особым порядком её принятия и изменения;
) приданием конституционным предписаниям высшей юридической
силы;
) созданием специального органа охраны конституционной
законности (конституционным судопроизводством).
За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение
соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов,
законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и
Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).
Важным юридическим свойством конституции является её
стабильность, то есть, незыблемость конституционных предписаний.
Конституция - акт долговременного действия. Стабильность
проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном,
целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект
конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная
конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей
системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных
государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом,
государством.
Конституция является фундаментом системы права. Выступая
ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в
рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное
звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной
юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она
устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и
одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как
базовый источник.
Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества -
устанавливает, какие нормативные акты принимают различные органы, их
наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой
Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные
законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.
Комплексное развитие всех отраслей права на базе Конституции
обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового
государства, упрочения режима законности и правопорядка.
Для Конституции РФ важное значение имеет определение
соотношения её юридической силы не только с федеральными конституционными
законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов
РФ, но и с международно-правовыми актами, ратифицированными СССР и РФ.
Общепризнанные нормы и принципы международного права трансформируются во
внутригосударственные. Это отражает процесс унификации законодательного
регулирования в мировом масштабе.
Как одно из юридических свойств конституций реальность
связывают, прежде всего, с тем, что основные законы соответствуют фактически
существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции РФ
заключается в том, что она должна отвечать потребностям общества, интересам
граждан РФ. Конечно, никакого автоматизма здесь нет. Реальность Конституции
обеспечивается организаторской работой, прежде всего государства и его органов,
но в немалой степени также и общественных объединений, включая многочисленные
политические партии.
Организаторские усилия должны привести в действие всю
совокупность компетентных органов и лиц, реализующих конституционные
предписания, соизмеряющих с ними свою деятельность.
Реальность любой конституции, в том числе и Конституции РФ,
должна обеспечиваться постоянным углублением ее социально-экономических,
политических, организационных гарантий. Мало пользы от конституции, состоящего
из прекрасных лозунгов и положений, не имеющих под собой как реальной почвы,
так и стремления ее создавать и укреплять.
Думается, можно говорить и еще об одной предпосылке
реальности конституции - социально-психологической. У граждан надо воспитывать
чувство уважения к конституции, необходимость соблюдать ее нормы. Если у
конституции нет авторитета в обществе, это как бы признак того, что она не
имеет реального значения; и наоборот - даже если не все еще существует, что
заложено в конституции, но у граждан есть вера в непреложность конституционных
постулатов, она поможет скорректировать действительность в духе основного
закона.
Народность, эту черту конституций связывают с тем, что они
выражают интересы народа. Если говорить более конкретно, народность конституции
обусловливается следующими факторами.
Во-первых, именно сам народ создает объективные предпосылки
появления новых конституций, т.е. закрепляемые в конституциях общественные
отношения - результат деятельности народа.
Сказанное относится и к Конституции РФ. Вне всякого сомнения,
то, что изменения в жизни страны были инициированы определенными общественными
силами. Однако, предлагая свои пути, они исходили из назревших объективных
условий и потребностей народа. Иначе говоря, что-то уже сформировалось в
обществе, а что-то уже было на грани образования, но нужна была соответствующая
нормативная основа. И не случайно конституционные реформы получили воплощение в
жизни, хотя трудности были и есть немалые, поскольку создается новая социальная
система.
Таким образом, народность Конституции РФ выражается как в
том, что она фиксирует определенные итоги по созданию гражданами России нового
общества, так и в том, что Конституция является опорой на будущее, отражает
задачи и перспективы развития РФ.
Во-вторых, народность конституций выражается также и в том,
что народ может непосредственно участвовать в разработке и (или) принятии
нового основного закона. И данное положение приемлемо для отечественных
конституций.
При разработке ныне действующей Конституции РФ официально
такое мероприятие как всенародное обсуждение проекта не проводилось. Однако и
официальный проект Конституционной комиссии, и появившийся на последнем этапе
проект Президента РФ публиковались в газетах и отдельными изданиями с
миллионными тиражами. Поэтому граждане могли знакомиться с текстами и вносить
по ним свои предложения.
Зато для данной Конституции характерно такое проявление
народности как принятие ее путем референдума (всенародного голосования).
Легитимность конституции проявляется в том, что она
принимается либо законно избранным государственной власти, либо учредительным
собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно
самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её
учредительным характером.
Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в
том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России.
Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный
Конституционным совещанием.
В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных
избирателей (54,8%), большинство из которых - 32 937 630 или 58,4%
проголосовало за принятие Конституции.
Конституция России - это нормативный
правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного
стоя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство;
систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и
органов местного самоуправления. Характерной чертой Конституции РФ 1993 г.
является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным
отношениям. Она отражает переходный характер российского общества,
противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что
достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм
собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и
идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина,
федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов,
самостоятельный статус местною самоуправления и т.д. К характерной черте
Конституции РФ 1993 г. относится и наличие в ней основополагающих положений.
Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и
служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему
содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого
главного в общественных отношениях. Характерной чертой Конституции России
является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона
РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином
правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и
служит гарантом от их искажения.
Наконец, для Конституции Российской
Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и
гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что
"признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -
обязанность государства" (ст.2). При этом особо подчеркивается, что
"человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В
Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина
в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права
(статья 17).
Роль конституции в обществе реализуется и
в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и
гуманистическую.
Политическая функция Конституции РФ
заключается прежде всего в признании и закреплении политического многообразия,
многопартийности, идеологического плюрализма. Предоставляя политическим силам
равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только
запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ
конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных
формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Конституция не допускает вмешательства
общественных объединений в деятельность органов государства и тем более
создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою
очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность
общественных формирований.
Следующая функция Конституции РФ -
правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой
системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся
исходными и определяющими для различных отраслей права. Конституция как бы
стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему
согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает
упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с
помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов
государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения
конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и
гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на
законодательную, исполнительную и судебную и т. д Целевое назначение
Конституции Российской Федерации выражается и в ее гуманистической функции. Она
состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности,
закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества,
объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью.
При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его
достойного и цивилизованного существования. Основные черты и юридические
свойства конституции отражают ее особое место в системе права, специфику
механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих
характеристик можно отнести следующие: легитимность, перспективность,
преемственность, верховенство, стабильность, особый порядок принятия и
пересмотра конституции, внесения в нее поправок. Легитимный характер
Конституции РФ 1993 года заключается в том, что она была принята
конституционным референдумом, который проводился впервые за всю историю
существования России. Гражданам предоставлялся проект, предложенный Президентом
РФ и одобренный Конституционным совещанием.
В этом выражается еще одна существенная
черта конституции: в наличии особого субъекта-народа, который устанавливает
конституцию и от имени которого она принимается. В Конституции Российской
Федерации 1993 года наиболее последовательно, по сравнению с предшествующими,
отражена рассматриваемая черта, в ее преамбуле сказано: "Мы,
многонациональный народ Российской Федерации … принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ”.
Важной чертой конституции является ее
преемственность. Она обусловлена непрерывностью исторического развития
государственности. Она обусловлена непрерывностью исторического развития
государственности.
Ядро преемственности федеральной
Конституции 1993 года - российский народ, суверенная государственная власть,
государственное единство России.
Идея преемственности новой российской
Конституции содержится в ее преамбуле, где выражена воля народа к сохранению
исторически сложившегося государственного единства, незыблемости
демократического строя, осознание ответственности за свою Родину перед
нынешними и будущими поколениями.
Важной чертой конституции правового
государства является ее реальность. Главным критерием для оценки реальности конституции
служит соответствие ее действительности. Если конституция и действительность
находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных
предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить
о реальности конституции. В отличие от конституций советского периода истории,
характеризовавшихся в большей степени своей декларативностью, Конституция 1993
года приближена к действительности.
2. Реализация
Конституции РФ, современные проблемы Конституции РФ, недостатки Конституции РФ
и предложения по ее устранению, конституционная ответственность
· Реализация (от позднелат. realis - вещественный,
действительный) - осуществление какого-либо плана, проекта, программы,
намерения.
· Реализация права - процесс воплощения
правовых предписаний в поведении субъектов права.
Процесс воплощения Конституции уникален вследствие ее
неповторимости, придающей специфические черты и механизму ее действия.
· Реализация Конституции - процесс воплощения
конституционных норм во всех сферах жизни общества, при этом участниками этого
процесса выступают практически все социальные субъекты. Достижение содержащихся
в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации
(объединения) общественных сил.
Рассмотрим формы реализации конституции.
1. Соблюдение (им реализуются
запрещающие нормы) - пассивное воздержание от действий, запрещенных
юридическими нормами.
2. Исполнение (через него реализуются
обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению - это активное
действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний
юридических норм.
3. Использование (через него реализуются
уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда
соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и
осуществляют предоставленные им права.
Специфика применения конституционных норм проявляется в том,
что оно производится по субъективному усмотрению правоприменителей.
Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и
становления российского законодательства, является некачественность принимаемых
нормативно-правовых актов, что непосредственно сказывается на их престиже в
обществе. Наиболее негативной характеристикой "некачественного"
нормативно-правового акта представляется его неконституционность. При этом речь
идет обо всех уровнях правотворчества (федеральном, региональном,
муниципальном). К сожалению, одна треть законов субъектов Российской Федерации,
принятых за последние два года (их зарегистрировано Министерством юстиции РФ
около 50 тысяч), являлась до последнего времени не соответствующей Конституции
РФ.
Другая проблема состоит в том, что повышение уровня
конституционного правосознания должно стимулировать правотворческую
деятельность государства, направленную на разработку и юридическое закрепление
новых политико-правовых институтов, совершенствование демократических
механизмов осуществления государственной власти, усиление гарантий прав
человека. Эти процессы развиваются в России непоследовательно, противоречиво.
Многие действительно полезные демократические правовые установления нередко
остаются нереализованными в силу того, что они неадекватно воспринимаются
общественным сознанием, а порой и средствами массовой информации.
Конституционное правосознание, являющееся опосредующим звеном
между конституционно-правовой нормой и ее реализацией на практике, выполняет в
рамках регулятивного воздействия на поведение (деятельность) людей важную
реализаторскую функцию.
При этом не следует рассматривать конституционное
правосознание в качестве условия эффективной реализации лишь норм
конституционного права. Специфика конституционного правосознания как высшей
формы правового сознания позволяет говорить о его значительной роли в механизме
реализации права в целом. Человек не должен и не в силах знать весь объем
правовых установлений, однако даже при отсутствии необходимых знаний о
конкретных правовых нормах он совершает правомерные поступки или воздерживается
от совершения неправомерных. Это связано с тем, что уровень правового сознания
человека определяется не только знанием конкретных норм права, но и знанием его
принципов, основополагающих исходных положений. Последние же в большей степени
сконцентрированы в конституционном законодательстве и, в первую очередь, в
Конституции РФ. Следовательно, от уровня конституционного правосознания,
характеризующегося, в том числе и степенью информированности о
конституционно-правовых ценностях, зависит поведение человека в юридически
значимых ситуациях и эффективное действие механизма реализации права.
Наличие у индивида знаний о своих конституционных правах и
свободах существенно влияет на формирование конституционно-правовой психологии
личности. Однако, для реализации конституционных прав и свобод, их
восстановления в случае нарушения определяющее значение имеет наличие
рациональных компонентов в системе конституционного правосознания: знаний,
представлений о конкретных юридических предписаниях, способах защиты прав и
свобод.
Близкими формами реализации правовых норм, по характеру
воздействия на них конституционного правосознания, являются их соблюдение и
исполнение. Однако тесная связь исполнения и соблюдения правовых предписаний не
означает их тождественности. Отграничить их можно, в частности, по особенностям
форм и способов проявления конституционного правосознания, его отдельных
структурных компонентов.
Существенное влияние на формирование в сознании личности
необходимого для добросовестного и эффективного соблюдения и исполнения
юридических норм положительного социально-психологического климата, по мнению
автора, оказывает практическая деятельность государственных органов, их
должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений.
Конституционность их деятельности должна обеспечивать преодоление отчуждения
граждан от государства, формирование у граждан чувства конституционной
законности.
Без достаточно высокого уровня конституционного правосознания
немыслима и деятельность субъектов, осуществляющих применение права. Особая
роль конституционного правосознания в процессе применения не только конституционно-правовых
предписаний, но и права в целом обусловлена, прежде всего, ведущей ролью
Конституции РФ в системе источников права России и приоритетом конституционного
права перед всеми остальными отраслями российского права. К тому же, применение
самих конституционных норм может быть осуществлено несколькими способами:
во-первых, конституционные предписания могут быть применены самостоятельно;
во-вторых, совместно с отраслевыми нормами, и, что важно, в случае
необходимости вместо них; в-третьих, конституционные нормы могут быть применены
для официального толкования норм отраслевого законодательства.
Отмечая позитивные изменения в сфере прав человека, в связи с
новой Конституцией, к сожалению, следует констатировать что, существенного
прогресса в обеспечении и защите прав, свобод и законных интересов жителей не
усматривается. Это, прежде всего, связано с состоянием экономики;
несоответствием ряда нормативных актов, приказов, распоряжений, затрагивающих
права граждан, федеральному и региональному законодательству; укоренившимся в
сознании граждан неуважением к закону; попыткой некоторых граждан реализовать
свои права в ущерб правам и интересам других лиц; пренебрежительным отношением
ряда должностных лиц к правам граждан; ослаблением контроля со стороны государства
за соблюдением их прав и свобод, недостаточного уровня понимания
Конституционных положений.
Наличие жалоб свидетельствует о том, что конкретные права
граждан, гарантированные им Конституцией Российской Федерации, в должной мере
не реализуются.
Под реализацией Конституции понимается деятельность
соответствующих субъектов по воплощению в реальную жизнь (практику)
конституционных предписаний. Главный смысл этого сложного и не одномоментного
процесса состоит в осуществлении целей Конституции РФ, обеспечении особого
правового порядка в политически значимых сферах социальных отношений и связей.
Реализация Конституции носит комплексный и универсальный
характер, ибо охватывает различные и качественно неоднородные сферы
общественных отношений. Областью (зоной) реализации конституционных норм
являются важнейшие стороны жизнедеятельности общества, в этом процессе
участвуют многие субъекты права. Его особенность заключается в том, что
активными участниками данной деятельности являются народ, государство, субъекты
РФ.
Осуществление конституционных норм протекает в различных
формах: соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение выражается в том, что субъекты сообразуют свое
поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является
пассивное поведение субъекта: он не совершает действий, запрещенных основными
нормами). Государственные институты, гражданское общество, политические партии
заинтересованы в этой форме реализации права, так как от нее во многом зависит
стабильность конституционного строя и характер политического режима. Значимость
соблюдения конституционных предписаний специально отмечена в Основном Законе
России. Среди фундаментальных обязанностей, возлагаемых на органы
государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц,
граждан и их объединения, закреплена и обязанность соблюдения Конституции РФ и
законов (ч.2 ст.15). Многие основные права и свободы человека и гражданина
реализуются, если они не нарушаются кем-либо. В демократическом государстве действует
требование (запрет) на не допустимость издания законов, отменяющих или
умаляющих права и свободы человека и гражданина.
Исполнение конституционных предписаний (в отличие от
соблюдения) предполагает активную деятельность, требуемую базовой нормой и направленную
на достижение выдвинутых ею целей. Эта форма осуществляется соответствующими
субъектами в рамках конституционных и законодательных норм и имеет
первостепенное значение для государственных органов и должностных лиц, так как
связана с выполнением обязанностей и обязательств перед гражданами.
В Конституции РФ установлены три способа исполнения:
· все субъекты права обязаны точно и единообразно
исполнять Конституцию и федеральные законы РФ;
· государство обязано исполнять международные
договоры Российской Федерации;
· граждане обязаны выполнять конституционные
обязанности.
Использование связано преимущественно с процессом реализации
конституционных прав и свобод в ходе и в результате правомерных действий и
поступков на основе дозволений, эта форма характерна для осуществления
управомоченных норм. Здесь участники общественных отношений своими прямыми или
опосредованными действиями осуществляют предоставленные им правомочия, и у них
имеется большая свобода в выборе вариантов поведения.
Применение конституционных норм предполагает сложную и
ответственную государственно-властную деятельность компетентных органов
государства и должностных лиц, направленную на установление юридически значимых
фактов. Нормы конституционного права применяются тогда, когда необходима защита
прав и законных интересов граждан, должностных лиц, общественных объединений
или существует спор о праве. Нередко для восстановления нарушенного права
приходится привлекать аппарат государственного принуждения. Эффективным
правоприменительным и юрисдикционным органом выступают суды, в особенности
Конституционный Суд России.
Выделяют четыре способа применения конституционных норм:
· обособленное, самостоятельное
осуществление субъектами конституционных норм;
· применение базовых предписаний совместно с
иными нормами права;
· привлечение конституционных норм для
обоснования судебного решения, придания ему большей убедительности;
· использование данных норм для толкования
сложных правовых предписаний, в том числе текста самой Конституции.
Действующая в настоящее время Конституция России была принята
12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального
опубликования в Российской газете.
Этот Основной закон государства кардинально отличается от
ранее действовавших советских Конституций.
Она внесла существенные изменения в систему органов
государственной власти, учредив вместо Съезда народных депутатов и Верховного
Совета двухпалатное Федеральное Собрание. Она закрепила права человека и
гражданина в соответствии с международными принципами и нормами и систему их
гарантий. Разграничила предметы ведения между РФ и субъектами федерации.
В то же время, как показывает более чем десятилетняя практика
действия Конституции, она не лишена ряда существенных недостатков, требующих
исправления.
Чаще всего недостатками Конституции называются следующие:
по Конституции в России установлена так называемая
французская, "смешанная" (президентско-парламентская) модель
организации власти, которую считают не очень удачной, так как слабыми
полномочиями обладает представительная власть, которая в демократическом
обществе является главным противовесом авторитаризма и тоталитаризма;
неурегулированность отношений между центром и регионами;
чрезмерно сложная процедура принятия поправок;
слишком широк перечень причин, по которым прав и свободы
могут быть отменены "в целях защиты конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства";
высказываются опасения о том, что у властей остается
возможность наступления на права граждан, так как среди прав, которые могут
быть "отменены в случае введения чрезвычайного положения", оказались
такие, как равенство всех перед законом, право на свободу и личную
неприкосновенность, свобода мысли и слова, свобода массовой информации,
гарантии государственной защиты прав и свобод;
самые значительные, практически неконтролируемые полномочия
сосредоточены в руках президента, так как ему придаются не только права
исполнительной, но и элементы полномочий других ветвей власти.
Таким образом, все имеющиеся проблемы можно сгруппировать
следующим образом:
. Вопросы, касающиеся правового статуса личности (особенно
проблемы декларативности норм).
К сожалению, ни Президент, ни Государственная Дума, ни Совет
Федерации не проводят официального анализа практики реализации Конституции в
области защиты прав и свобод человека и гражданина. А это, как видится, могло
бы помочь в налаживании правильных путей ее реализации.
В отношении отдельных положений Конституции о правах и
свободах человека сложность их воплощения в жизни и текущем законодательстве
связана с тем, что, включая эти положения в Основной Закон, его создатели не
очень-то представляли, как их далее развить в более детальных нормах. Им
казалось, что вполне достаточно того, что записано, и на этой основе пойдет
"плавное" развитие, но этого не получается.
В связи с этим Конституционному Суду РФ приходится своими
постановлениями формулировать пути применения принципов Конституции.
Таким образом, можно сделать обобщающий вывод: по каждому
праву человека и гражданина, сформулированному в Конституции, необходимо
обсудить, не требует ли оно для реализации отдельного закона или хотя бы
комплексного акта для группы родственных прав.
. Относящиеся к статусу и полномочиям главных государственных
органов управления.
Из единства власти вытекает положение о субсидиарности
"ветвей": ради достижения общих целей каждая ветвь своей
деятельностью дополняет другую, если последняя не обладает достаточными
возможностями и если это допускает конституция.
Таким образом, отсутствие единства власти не позволяет
говорить и о соблюдении принципа разделения властей, что явно требует
конституционного вмешательства.
В качестве мировой тенденции можно отметить усиление
парламентского контроля (особенно со стороны нижней палаты) по вопросам
управления при любой форме правления, неодинаковы лишь способы контроля.
Государственная Дума, как и иные нижние палаты парламентов, имеет контроль в
отношении правительства в России, однако, несомненно, требуется его расширение,
что и должно быть отражено в российской Конституции.
. Затрагивающие вопросы федерализма.
Как видится, выходом из этой ситуации могут стать следующие
предложения. Например, без какого-либо ущерба для государственного устройства страны
необходимо придать всем субъектам равный конституционно-правовой статус и
значительно сократить количество их видов: до республик и исторически
сложившейся формы - губерний. Другая точка зрения, поддерживаемая многими
авторами, - разумное укрупнение регионов, создание, к примеру, таких субъектов,
как Западная и Восточная Сибирь, Северо-Запад, Большая Волга и т.д. По нашему
мнению, оба предложения заслуживают самого пристального внимания законодателя.
Основные исходные позиции состоят в том, что, во-первых,
Конституция <#"654824.files/image001.gif">