Раскрыть эффективные формы повышения профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей на практике.
Раскроем теоретические положения в логике решения поставленых задач.
Ценность любого исследования зависит от осмысления его базовых понятий. Базовым понятием профессиональной компетентности в работе с родителями является «профессия», «профессионализм», «компетентность».
Поэтому анализ начнем с понятия «профессия».
Профессия - род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы.
Профессионализм, это высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Профессионализм дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий .
В словаре И.Ожегова компетентность определяется как «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция» определяется, как «круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении».
Анализ современных исследований позволяет выделить ряд особенностей компетентности. Под ней понимается интегральная характеристика, деятельностный характер, личностное отношение, творческое решение на основе осуществленного выбора.
Мы согласны с точкой зрения А. К. Марковой и считаем, что компетентность это индивидуальная характеристика личности на предмет соответствия степени требованиям профессии, способность человека найти оптимальный вариант решения проблемы минимальными затратами, а компетенция - сфера, круг вопросов, которые человек уполномочен решать.
Анализ научной литературы показывает, что к понятию профессиональной компетентности педагога нет единого подхода. Ученые, часто используют термин «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» как два равнозначных понятия.
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и Е.Н. Шиянов, понимают под данным понятием единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, при этом основу структуры компетентности педагога составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность.
Исходя из представленных в научной литературе точек зрения, мы трактуем профессиональную компетентность как сложное динамическое образование, характеризующееся подготовленностью педагога к выполнению задач профессиональной педагогической деятельностью, в структуру которой входят профессиональные знания и умения педагога, индивидуально личностные ценностные ориентации и мотивы его деятельности, позволяющие максимально эффективно достигать результатов своей профессиональной деятельности.
А. К. Маркова считает, что в структуру профессиональной компетентности входит: специальная компетентность (владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие); социальная компетентность (владение приемами профессионального общения; ответственность за результаты своего профессионального труда); личностная компетентность (владение приемами профессионального выгорания); индивидуальная компетентность (готовность к профессиональному росту, владение научной организацией труда)[7]/
Таким образом, в структуру профессиональной компетентности педагога входит: специальная, социальная, личностная и индивидуальная компетентность.
Понятие профессиональная компетентность в работе с родителями нами не было найдено в литературе.
Анализ литературы показал, что современная работа с родителями должна строиться на основе новой философии взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Так как за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Поэтому под понятием «профессиональная компетентность» в работе с родителями мы понимаем готовность педагога осуществлять профессиональное взаимодействие с родителями, позволяющее максимально эффективно достигать результатов в совместном образовании детей дошкольного возраста.
Считаем важным выделить критерии и показатели профессиональной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями.
Для этого нами были проанализированы квалификационные характеристики должностей работников образования.
В должностные обязанности педагогов входит: помогать обучающимся, воспитанникам решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими); работать в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников.
Кроме того воспитатель (включая старшего) должен знать: методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
Таким образом, в квалификационных требованиях отражены требования к профессиональной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями. Проанализировав исследования Л. Г. Богославец, И.А Зимней, В. С. Васильевой и др. нами были выделены следующие критерии профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями:
¾когнитивно-рефлексивный критерий включает в себя знание о сущности и роли профессиональной компетентности, умение анализировать промежуточные и итоговые результаты работы с родителями.
¾мотивационный критерий включает: понимание необходимости целенаправленного развития профессиональной компетентности; готовность педагога к профессиональному совершенствованию профессиональной компетентности во взаимодействии с родителями;
¾эмоционально-поведенческий критерий включает в себя: умение применять знания в своей практической деятельности; способность решать различные проблемы, возникающие во взаимодействии с родителями;
Е.П. Милошевич, Л.В Поздняк, О. Л. Зверева, Т. В. Кротова считают, что эффективней всего профессиональная компетентность педагога в работе с родителями развивается в рамках методической деятельности воспитателя.
К. Белая считает, что методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей [1]. Анализ литературы показал, что у авторов существует единая точка зрения на то чтобы в детском саду должна проводиться дифференцированная подготовка и переподготовка педагогов через внедрение разнообразных форм организации повышения коммуникативной компетентности в соответствии с их уровнями. Эффективность методической работы определяется формами организации методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, которые так же могут способствовать повышению уровня профессиональной компетентности во взаимодействии с родителями. К наиболее эффективным формам методической работы, по мнению К.Ю. Белой, Л.М. Волобуевой, Л.М. Денякиной, Е.В. Коротаевой, Т.П. Колодяжной, Е.П. Милашевич, Л.В. Поздняк, относятся:
¾групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);
¾индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методической работы.
Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. В Дуброва утверждает, что все формы методической работы (систематические и эпизодические, коллективные и индивидуальные) для повышения уровня профессиональной компетентности организуются и проводятся с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и условий организации деятельности дошкольного образовательного учреждения [4].
По мнению Л. Л. Лашковой эффективными формами формирования профессиональной компетентности являются консультации, педагогические тренинги, деловые игры, диспуты, дискуссии т. е. практико-ориентированные и активные формы, которые стимулируют заниматься педагогической деятельности, развивают стремление и потребность заниматься педагогической деятельностью, формируют понимание педагогами необходимости повышения профессиональной направленности, удовлетворенность трудом [6].
Так, например, педагогические тренинги позволяют анализировать работу педагогов, осуществлять самоанализ, который даёт возможность увидеть положительные и отрицательные моменты и педагогической деятельности и скорректировать личностные качества в работе с родителями.
В. П. Дуброва, Е. П. Милошевич выделяют круглый стол, как одну из форм, которая позволяет осознать необходимость формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями. Они же выделяют деловую игру. По их мнению, деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы в общении с родителями [4].
Таким образом, все формы методической работы могут быть использованы и как самостоятельные формы, и как методы (приёмы), используемые в рамках других форм, обеспечивающие формирование профессиональной компетентности педагогов ДОО в работе с родителями.
Необходимо только целенаправленно вести в данном направлении систематичную работу.
компетентность педагог дошкольник родитель
Литература
1.Белая, К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении [Текст] / К.Ю. Белая. - М., 1991.-81 с.
.Богославец, Л.Г., Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]/ Л.Г. Богославец, А.А.Майер. М.: Сфера, 2012, 128 с.
.Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья-единое пространство детского развития-М.: Линка-пресс,2001
.Дуброва В.П., Организация методической работы в дошкольном учреждении [Текст]/ В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. - М.: Новая школа, 1995. - 124 с.
.Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст]: методический аспект / Зверева, О. Л., Кротова Т. В. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.
.Лашкова Л. Л. Коммуникативная компетентность в структуре профессиограммы педагога дошкольного образования [Текст] / Л. Л. Лашкова// Педагогика. - 2008. - № 12. - С.49-55.
.Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. М.,1996. - 143 с.
.Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. М., 1998. -130 с.