Финансовый менеджмент на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    69,49 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовый менеджмент на предприятии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Институт экономики и статистики

Кафедра Финансов, кредита и банковского дела








Курсовая работа

по дисциплине Финансы предприятий

на тему: «Финансовый менеджмент на предприятии»










Москва 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

.1 Сущность и содержание финансового менеджмента

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

.1 Структура финансового менеджмента организации

.2 Информационные источники финансового менеджмента

.3 Источники финансирования предприятия

.4 Структура и стоимость капитала

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

финансовый менеджмент капитал предприятие

Финансовый менеджмент - область производственных отношений, связанная с оптимизацией использования финансовых ресурсов с целью обеспечения максимального дохода собственникам предприятия. Каждая компания выражает отношения собственности, которые предполагают определенную ответственность каждого хозяйствующего субъекта на рынке.

В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств. Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится оценка состояния эффективности использования капитала филиала именно с точки зрения собственников филиала, т.е. для внутреннего использования и оперативного управления финансами.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в последнее время в отдельное направление «общего» менеджмента предприятия выделяют финансовый менеджмент, который предусматривает изучение финансовой устойчивости предприятия, платежеспособность, кредитоспособность, инвестиционного потенциала, возможность банкротства и т.п.

Задачи работы:

. Выявить сущность и содержание финансового менеджмента

. Проанализировать основы финансового менеджмента на предприятии.

Цель работы: исследование методологии осуществления финансового менеджмента предприятия.

Предметом исследования является процесс осуществления финансового менеджмента на предприятия.

В качестве объекта исследования выбрана компания «Косметикс».

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

.1 Сущность и содержание финансового менеджмента

Финансовый менеджмент можно представить в виде системы рационального и эффективного использования капитала, механизма управления движением финансовых ресурсов.

Финансовый менеджмент направлен на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивание объема капитала. Его можно представить такой схемой:

Рис. 1 - Общая схема финансового менеджмента

Эта схема дает общее представление о финансовом менеджменте как о механизме управления финансовыми ресурсами. Цель финансового менеджмента отвечает самой главной цели компании - получению прибыли. Известно, что увеличения прибыли можно достигнуть либо за счет возрастания объема реализации, либо за счет снижения затрат. Финансовый менеджмент, управляя движением капитала, может направить его на увеличение производственных мощностей; управляя финансовыми ресурсами, можно использовать их для снижения себестоимости продукции и увеличения капитала.

Задача финансового менеджмента состоит в управлении движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими между компаниями в процессе движения этих ресурсов. Ответ на вопрос, как успешнее всего управлять этим движением и отношениями, и составляет сущность финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент представляет собой процесс разработки целей управления финансами и осуществления влияния на них при помощи методов и рычагов финансового механизма.

Объект управления в финансовом менеджменте - это совокупность условий осуществления денежного оборота, кругооборота, стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйственными субъектами и их подразделениями в процессе хозяйствования.

Субъект управления - это группа людей (финансовая дирекция как аппарат управления, финансовый менеджер как руководитель), которая с помощью разных форм управленческого влияния осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Любой объект управления, любой процесс представляют собой систему. Система - это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Элемент системы - это такая подсистема, которая в условиях данного исследования является нераздельной и не подлежит дальнейшему расчленению на составляющие. Значит, элемент всегда является структурной частью любой системы. Например, финансовая система в целом включает в себя следующие элементы: денежные, основные и оборотные фонды, фонды обращения, уставный капитал. Свойства элементов финансовой системы позволяют вывести общее правило финансового менеджмента: всегда необходимо стремиться к стойкости финансовой системы в целом, а не тех или иных ее элементов, подсистем.

Финансы каждого предприятия охватывают денежные отношения:

с другими организациями (оплата поставок сырья, товаров, других материальных ценностей, реализация продукции, при получении финансовых и коммерческих кредитов, при вложении капитала и т.д.);

с учредителями (при распределении прибыли);

с трудовым коллективом (при оплате труда, при распределении доходов и прибыли, при уплате дивидендов по акциям, процентов по облигациям и т.д.);

с государственными органами управления (при уплате налогов, обязательной продаже части экспортного выторга и т.д.).

В этой связи можно выделить следующие основные функции финансового менеджмента:

формирование денежных средств (доходы);

использование этих средств (расходы);

контроль за их формированием и использованием.

Функции объекта управления:

организация денежного оборота;

обеспечение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами;

обеспечение основными и оборотными фондами;

организация финансовой работы.

Функции субъекта управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который последовательно состоит из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, принятия решения и воплощения его в команду. Функции субъекта управления включают: планирование, прогнозирование, организацию, регулирование, координирование, стимулирование, контроль.

Планирование в финансовом менеджменте играет существенную роль и охватывает весь комплекс мероприятий как по разработке решений, так и по внедрению их в жизнь. Для того, чтобы эта деятельность была успешной, создается методология и методика разработки финансовых планов.

Прогнозирование представляет собой разработку на долгосрочную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его разных частей. Особенностью прогнозирования является альтернативность в построении финансовых показателей, вариантность развития финансового состояния объекта управления. Управление на основе предвидения этих изменений требует выработки у финансового менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также принятия гибких и быстрых решений.

Организационная функция финансового менеджмента состоит в объединении людей, которые совместно реализовывают финансовую программу на основании определенных правил и процедур. К этим правилам и процедурам относятся создание органов управления, установление взаимосвязей между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик.

Регулирование в финансовом менеджменте представляет собой влияние на объект управления, при помощи которого можно достигнуть устойчивого состояния финансовой системы в случае возникновения отклонений от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникающих отклонений от плановых заданий, установленных норм и нормативов.

Координация в финансовом менеджменте - согласование работы всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношения объекта управления, субъекта управления и отдельного работника.

Стимулирование в финансовом менеджменте - побуждение работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда.

Контроль в финансовом менеджменте представляет собой проверку организации финансовой работы, исполнения финансовых планов и т.д. При помощи контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, выявляются дополнительные финансовые резервы, вносятся изменения в финансовые программы. Контроль предусматривает анализ финансовых результатов. Анализ, в свою очередь, является частью процесса планирования финансов. Таким образом, контроль является обратной стороной финансового планирования и должен рассматриваться как его составная часть.

Подходы к решению управленческих задач могут быть самыми разными, поэтому финансовый менеджмент должен быть многовариантным. Главное в финансовом менеджменте - это правильная постановка цели, отвечающей финансовым интересам объекта управления. Финансовый менеджмент динамичен, эффективность его функционирования во многом зависит от скорости реакции на изменения условий финансового рынка, финансовой ситуации, финансового состояния объекта управления. Поэтому финансовый менеджмент должен основываться на знании стандартных способов управления, на умении быстро и правильно оценивать конкретную финансовую ситуацию, на способности быстро найти правильное ее решение.

Распределение числа организаций по видам экономической деятельности в 2012 г. (на конец года)


Число организаций

из них по формам собственности, тыс.


тыс.

в процентах к итогу

частная

смешанная российская

Всего

4886,4

100

343,5

4195,0

43,7

в том числе организации с основным видом деятельности:






сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

169,4

3,5

6,6

158,2

1,1

рыболовство, рыбоводство

8,7

0,2

0,3

7,9

0,1

добыча полезных ископаемых

17,3

0,4

0,2

15,3

0,3

в том числе:






добыча топливно- энергетических полезных ископаемых

7,1

0,1

0,1

6,0

0,1

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

10,2

0,2

0,1

9,3

0,2

обрабатывающие производства

405,0

8,3

5,8

376,5

4,1

в том числе:






производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

50,8

1,0

0,5

46,5

0,8

текстильное и швейное производство

26,1

0,5

0,3

24,2

0,2

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

2,7

0,1

0,0

2,4

0,0

обработка древесины и производство изделий из дерева

32,2

0,7

0,2

30,4

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

56,5

1,2

3,3

50,2

0,7

производство кокса и нефтепродуктов

2,4

0,0

0,0

2,2

0,0

химическое производство

14,7

0,3

0,2

13,2

0,2

производство резиновых и пластмассовых изделий

20,5

0,4

0,0

19,5

0,0

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

28,2

0,6

0,1

26,7

0,2

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

42,3

0,9

0,1

40,5

0,2

из них металлургическое производство

4,9

0,1

0,0

4,5

0,1

производство машин и оборудования

43,7

0,9

0,4

41,0

0,5

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

35,0

0,7

0,5

32,5

0,5

производство транспортных средств и оборудования

10,0

0,2

0,2

8,8

0,3

из него:






производство автомобилей, прицепов и полуприцепов

3,6

0,1

0,0

3,3

0,0

производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств

6,3

0,1

5,6

0,3

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

31,9

0,7

6,1

22,9

2,1

Строительство

449,5

9,2

3,1

431,4

1,8

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

1784,6

36,5

5,3

1715,0

3,4

в том числе:






торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

139,7

2,9

0,2

135,6

0,2

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

1271,7

26,0

1,4

1223,2

2,2

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

373,1

7,6

3,7

356,2

1,0

гостиницы и рестораны

96,4

2,0

2,2

89,5

0,6

транспорт и связь

288,6

5,9

8,8

268,1

2,7

в том числе связь

28,3

0,6

2,3

23,6

1,0

финансовая деятельность

102,2

2,1

2,2

84,4

5,0

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

913,8

18,7

26,7

827,9

17,7

в том числе:

89,6

1,8

4,3

77,4

7,5

научные исследования и разработки

44,2

0,9

3,5

35,1

3,6

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

88,5

1,8

83,9

4,0

0,1

Образование

156,3

3,2

119,6

32,4

1,3

здравоохранение и предоставление социальных услуг

80,8

1,7

29,3

46,6

0,7

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

291,7

6,0

43,3

113,5

2,7

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

.1 Структура финансового менеджмента организации

В финансовом менеджменте готовых решений быть не может. Он учит тому, как, зная методы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, достигнуть ощутимого успеха для конкретного предприятия.

Финансовый менеджмент как экономический орган управления хозяйственного субъекта представляет собой часть аппарата управления. Любая организация вырабатывает для себя взаимодействие существующих уровней управления и функциональных областей в такой форме, чтобы успешно достигать своих целей. Финансы имеют для предприятия исключительное значение, поскольку любому предприятию требуются средства для деятельности и развития. Поэтому созданию рациональной структуры управления финансами следует уделять большое внимание. Структура финансовых служб предприятия должна строиться по линейно-функциональному принципу, то есть должны быть четко определены функции каждого подразделения и работника. Как правило, возглавляет финансовую службу финансовый директор (или менеджер) на больших предприятиях или главный бухгалтер на небольших предприятиях.

Учитывая необходимость исполнения заданий, стоящих перед финансовыми службами, их структуры значительно отличаются в зависимости от размера предприятия.

Рис. 2 - Структура финансовой службы малых предприятий

В данном случае главным бухгалтером исполняется и ряд функций финансового менеджера (прогнозирование, планирование, анализ, контроль, обеспечение развития предприятия).

На средних предприятиях функции учета выделяются отдельно и исполняются бухгалтерией. Финансовый менеджер сосредотачивается на заданиях планирования и прогнозирования, анализа, контроля, поиска источников финансирования и т.д. (подробный перечень см. выше). При этом работает в тесной связи с главным бухгалтером.

Рис. 3 - Структура финансовых служб средних предприятий

На крупных предприятиях финансовая служба имеет приблизительно такую же структуру, как и на средних, однако разделение труда глубже, формируются подразделения финансового отдела. При этом возрастает роль финансового контролера, который осуществляет внутренний контроль финансовой дельности предприятия и не только отвечает за обнаружение отклонений между фактом и планом, но и выступает советником во всех сферах управления.

Роль финансового контролера в общей структуре управления фирмой можно показать на примере компании «Косметикс», поставляющей на рынок косметические товары Орифлейм. Фирма имеет представительства во многих региональных центрах, и для ее продуктивной работы необходима действенная система отчетности, которая бы защищала от замораживания продукции на складах и давала бы основание для прогнозов и планирования. Структура управления компании Косметикс изображена на схеме:

Рис. 4 - Структура управления компании Косметикс

В каждом округе работает команда продаж. В нее входят 5-10 продавцов и один руководитель, координирующий работу на доверенной ему территории и передающий информацию о состоянии дел на следующий уровень управления, на котором находятся руководитель отдела управления запасами и руководитель отдела по продажам. Первый отвечает за растаможивание, складирование и распределение товаров по регионам. Второй анализирует информацию, переданную из регионов, и составляет детальную и реалистичную картину того, что происходит на рынке. Эта информация поступает к финансовому директору и главному бухгалтеру, в руках которых практически находится фирма. На основании полученной информации принимаются решения. Если вопрос серьезный и может потянуть за собой масштабные последствия, решение принимается коллегиально. В этом принимают участие как финансовый директор, главный бухгалтер, так и руководители отделов управления запасами и продажами. Все функции контроля переданы финансовому контролеру. Директор в основном принимает участие в определении стратегии развития фирмы.

В управлении финансовой деятельностью главное действующее лицо - финансовый менеджер.

Его основными функциональными обязанностями могут быть:

организация финансовой работы на предприятии;

разработка прогнозов, проектов и планов вложения капитала (прямые вклады, венчурные вклады, вклады в ценные бумаги);

оценка разных вариантов вложения капитала с учетом степени риска и размера получаемой прибыли, выбор оптимального варианта;

разработка перспективных и текущих финансовых планов, планов поступления и использования иностранной валюты;

участие в разработке бизнес-плана предприятия в части финансовых показателей, а также финансовых нормативов;

проведение валютной и кредитной политики;

анализ финансового состояния предприятия;

контроль за исполнением плановых показателей.

В соответствии с функциями, которые исполняют финансовые менеджеры, можно сформулировать основные признаки их квалификационной характеристики. Квалификационная характеристика финансового менеджера выдвигает требования к его теоретической подготовке и практическим навыкам работы.

2.2 Информационные источники финансового менеджмента

Каждое предприятие регулярно составляет отчеты о своей финансово-хозяйственной деятельности. Это необходимо для:

целей налогообложения;

непрерывного осуществления планирования и контроля деятельности предприятия;

исполнения требований законодательства.

Рассмотрим эти вопросы конкретнее.

Финансовые отчеты являются необходимыми документами для определения базы налогообложения. Именно они проверяются в первую очередь налоговой администрацией, при аудиторских проверках.

Отсутствие финансового планирования и контроля часто приводит к ослаблению системы управления предприятием. Это может привести к затовариванию, ошибкам в расчетах цен, разворовыванию запасов, безнадежным задолженностям и т.д. Финансовые отчеты показывают, получит ли предприятие прибыль, они также подают предупредительные сигналы, которые невозможно заметить, если просто просматривать выписки с банковских счетов предприятия.

Финансовый менеджер, которому довольно часто приходится принимать участие в процессе заключения контрактов с потенциальными контрагентами, должен четко представлять структуру отчета, содержание его основных разделов.

Рис. 5 - Пользователи финансовой отчетности

Во-первых, хорошо структурированный отчет дает возможность руководству предприятия по-новому посмотреть на достигнутые результаты финансово-хозяйственной деятельности, определить перспективы его развития.

Во-вторых, для контрагентов фирмы финансовый отчет - это главный информационный источник, подтверждающий возможность и экономическую целесообразность взаимодействия с данным предприятием.

В-третьих, отчет - это своего рода способ рекламы деятельности фирмы. В бизнесе существует правило - прежде чем подписать контракт, необходимо ознакомиться с годовым отчетом контрагента.

Стороны, заинтересованные в получении информации, можно условно разделить на две категории: внешние и внутренние. Задача финансовых отчетов - предоставление информации для принятия управленческих решений.

Рис. 6 - Целевое использование информации

Для принятия решений финансовому менеджеру необходимо также иметь информацию о деятельности предприятия за прошедшие периоды, что позволит оценить финансовые возможности предприятия на последующие периоды. Финансовая отчетность - это звено, связывающее предприятие с внешней средой.

2.3 Источники финансирования предприятия

Финансовые ресурсы предприятия - это денежные средства, находящиеся в его распоряжении. Они могут быть направлены на развитие производства, содержание объектов нехозяйственной сферы, создание резервов. Та часть финансовых ресурсов, которая направляется на развитие производственно-коммерческого процесса, представляет собой капитал в его денежной форме.

Таким образом, финансовый капитал - это часть финансовых ресурсов предприятий, с помощью которой предприятие создает добавленную стоимость.

Общая формула капитала:

Г - Т - Г1,

где: Г - денежные средства, авансированные инвестором;

Т - товар (купленные средства производства, рабочая сила и т.п.);

Г1 - денежные средства, полученные инвестором от продажи продукции, включая дополнительную (добавленную) стоимость.

Капитал должен находиться в постоянном обороте. Чем больше за год оборотов капитала, тем больше прибыль у инвестора. В структуру капитала входят денежные средства, которые были вложены в основные фонды, нематериальные активы, оборотные фонды, фонды обращения.

Финансовые ресурсы предприятия образуются за счет целого ряда источников. Среди них есть собственные, заемные и привлеченные. Источниками финансовых ресурсов являются: прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных бумаг, паевые и другие взносы юридических и физических лиц, кредиты, средства от реализации страхового полиса и т.д.

Уставный капитал представляет собой сумму вкладов учредителей хозяйственного субъекта для обеспечения его жизнедеятельности. Размер уставного капитала соответствует сумме, зарегистрированной в учредительных документах. Увеличение или уменьшение уставного капитала может быть осуществлено только в установленном порядке и требует перерегистрации хозяйственного субъекта. В качестве вкладов в уставный капитал могут быть внесены сооружения и оборудование, материальные ценности, ценные бумаги, нематериальные активы, денежные средства. Паевой взнос может быть в материальной или в нематериальной форме, например, в виде ноу-хау (это комплекс технических знаний и коммерческих секретов). В отличие от секретов производства, ноу-хау не патентируется, поскольку в значительной мере состоит из разных приемов, навыков и пр. В мировой практике цена ноу-хау составляет от 5 до 20% будущей прибыли.

Стоимость вкладов учредителей оценивается в денежном выражении и образует их часть в уставном капитале.

Инвестиции - это сумма средств, которую вкладывает инвестор и которая дает ему возможность стать одним из собственников предприятия и рассчитывать на получение определенной части дохода.

Кредиты могут быть банковскими или коммерческими. Коммерческий кредит представляет собой отсрочку платежей одного хозяйственного субъекта другому. Может быть в форме вексельного кредита, фирменного или открытого счета или в форме аванса покупателя поставщику.

Основные источники формирования финансовых ресурсов отражены в схеме.

Источники формирования финансовых ресурсов

Собственные

Заемные

Привлеченные

Часть прибыли, направляемой на производственное развитие. Амортизационные отчисления. Доходы от реализации основных средств. Часть остатков оборотных активов, которая иммобилизуется. Эмиссия ценных бумаг.

Долгосрочные кредиты банков и другие кредитные ресурсы. Целевой государственный кредит, направленный на конкретний вид инвестирования. Лизинг.

Взнос посторонних отечественных и зарубежных инвесторов (грант, безвозвратная финансовая помощь).


2.4 Структура и стоимость капитала

Привлечение того или иного источника финансирования связано для предприятия с определенными затратами: акционерам необходимо выплачивать дивиденды, банкам - проценты по кредитам и т.д.

Общая сумма средств, которую необходимо уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к общему объему, носит название цена капитала.

Ее можно определить как средневзвешенную величину капитала (СВК).

Методика расчета СВК:

разделить сумму дивидендов по привилегированным акциям на сумму, мобилизованную в результате продажи этих акций;

разделить сумму дивидендов по обычным акциям на сумму средств, мобилизованную в результате продажи этих акций, и нераспределенную прибыль;

рассчитать среднюю расчетную ставку процентов к заемным средствам;

определить удельный вес каждого из определенных источников средств в пассивах предприятия;

перемножить стоимость средств по каждому источнику на соответственный удельный вес;

подытожить результат.

Например, следующим данным предприятия «Косметикс» рассчитаем СВК:

Данные предприятия «Косметикс»

Наименование источника средств

Средняя стоимость данного источника, %

Удельный вес данного источника в пассиве

Привилегированные акции

160

0,1

Обычные акции и нераспределенная прибыль

180

0,5

Заемные средства, включая кредиторскую задолженность

140

0,4


Согласно вышеприведенной методике расчета СВК, умножаем стоимость источников средств в процентах на соответствующий удельный вес данного источника, после чего находим сумму полученных произведений. Она и будет стоимостью СВК:

СВК = 160% x 0,1 + 180% х 0,5 + 140% х 0,4 = 162%.

СВК представляет собой минимальную норму прибыли, ожидаемую инвесторами от своих вложений. Выбранные проекты должны обеспечивать хотя бы не меньшую прибыльность.

В условиях высоких темпов развития и внедрения достижений научно-технического прогресса каждое предприятие, если желает остаться в рыночной среде, не сможет обойтись в процессе своей деятельности только собственными средствами. Но займы, предоставляя возможность развития и повышения прибыльности фирмы, в то же время формируют определенный уровень финансового риска. Для того, чтобы не потерять платежеспособность, при формировании оптимальной структуры капитала следует учитывать эффект финансового рычага (левериджа). В соответствии с концепцией западноевропейских финансистов:

Эффект финансового рычага - это прирост рентабельности собственных средств, полученный благодаря использованию заемных средств.

Уровень эффекта финансового рычага (ЭФР) определяется по формуле:

ЭФР = (1 - ставка налогооблагаемой прибыли) х (ЭР - СРСП) х ЗС / СС, где: (ЭР - СРСП) - дифференциал;

ЗС / СС - плечо ЭФР;

ЭР - экономическая рентабельность активов, рассчитывается делением НРЭИ на валюту баланса.

НРЭИ - это нетто-результат эксплуатации инвестиций, рассчитывается как сумма балансовой прибыли и процентов по кредитам.

СРСП - средняя расчетная ставка процента (финансовые затраты на 1 руб. заемных средств в процентах).

ЗС - заемные процентонесущие средства.

СС - собственные средства.

. Если новый заем приносит предприятию увеличение уровня ЭФР, это выгодно. Но при этом необходимо следить за состоянием дифференциала: при возрастании плеча финансового рычага банкир стремится компенсировать возрастание своего риска за счет повышения цены кредита.

. Риск кредитора выражается через величину дифференциала: чем он больше, тем меньше риск, и наоборот.

. Финансовый менеджер-профессионал не станет увеличивать любой ценой плечо финансового рычага, а будет регулировать его в зависимости от дифференциала.

. Дифференциал не должен быть отрицательным.

. Эффект финансового рычага должен равняться 1/3... 1/2 уровня экономической рентабельности активов.

Чем больше сила влияния финансового рычага, тем больше финансовый риск, связанный с предприятием:

возрастает риск невозврата кредита с процентами для банкира;

возрастает риск падения дивидендов и курса акций для инвестора.

На практике существует ряд методов, с помощью которых осуществляется процесс финансирования инвестиционных проектов. Основные из них представлены на рис. 8. Выбор того или иного метода зависит от разных факторов. Например, от достаточной обеспеченности предприятия собственными средствами, от доступности заемного капитала, а также его стоимости, от развития рынка банковских услуг и финансового рынка и других факторов.

Рис. 9 - Методы финансирования инвестиционных проектов

Инфляция приводит к обесцениванию финансовых ресурсов и капитала предприятия. Для сохранения их стоимости проводят индексацию, которая представляет собой способ сохранения реальной величины денежных ресурсов (капитала) и доходов в условиях инфляции. В основе его лежит использование разных индексов. При анализе и прогнозе финансовых ресурсов необходимо также учитывать изменения цен, для чего используются индексы цен.

Индекс цен - показатель, характеризующий изменение цен за определенный промежуток времени. Различают индивидуальный (одно-товарный) и общий (групповой) индексы. Индивидуальный индекс цен [Z] рассчитывается как отношение цены конкретного товара отчетного периода [Р1] к цене базисного периода [Р0]:

= Р1/Р0

Общий индекс цен определяется на основании агрегатного индекса:

= Р1N1/ Р0N1,

где: G - общий индекс цен;- количество товара, проданного за отчетный период.

Индексы цен могут применяться: во-первых, для оценки динамики покупательной способности потребителей в отчетном периоде; во-вторых, для прогноза необходимых в будущем финансовых ресурсов, исходя из существующей тенденции цен.

Для анализа и прогноза количественных показателей хозяйственной деятельности используют также индексы стоимости (выручки, товарооборота) и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовый менеджмент - вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием фирмы на основе использования современных методов. Финансовый менеджмент является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики России.

Задачей финансового менеджмента является выработка и практическое применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или ее отдельных производственно-хозяйственных звеньев - центров прибыли. Подобными целями могут быть:

максимизация прибыли;

достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде;

увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы;

повышение курсовой стоимости акций фирмы и др.

В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеров) или владельцев (собственников капитала) фирмы.

В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в рамках финансового управления. В краткосрочном финансовом управлении, например, принимаются решения о сочетании таких целей, как увеличение прибыли и повышение курсовой стоимости акций, поскольку эти цели могут противодействовать друг другу. Такая ситуация возникает в случае, когда фирма, инвестирующая капитал в развитие производства, несет текущие убытки, рассчитывая на получение высокой прибыли в будущем, которая обеспечит рост стоимости ее акций. С другой стороны, фирма может воздерживаться от инвестиций в обновление основного капитала ради получения высоких текущих прибылей, что впоследствии отразится на конкурентоспособности ее продукции и приведет к снижению рентабельности производства, а затем к падению курсовой стоимости ее акций и, следовательно, к ухудшению положения на финансовом рынке.

В конечном итоге главное в финансовом менеджменте - принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутрифирменными. Управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансовом менеджменте.

ЛИТЕРАТУРА

1.   Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - М.: Издательство: Эльга-Н, 2010.

2.      Джексон Дж. Финансовый менеджмент. - М.: Издательство: ФАИР-Пресс, 2010.

.        Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. М.: Дело и Сервис, 2009.

.        Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012.

.        Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2010.

.        Скоун Т. Управленческий учет. - М.: ЮНИТИ, 2009.

.        Стоянов Е.А., Стоянова Е.С. Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия. - М.: Перспектива, 2010.

Похожие работы на - Финансовый менеджмент на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!