Принципы организации и деятельности прокуратуры
Принципы организации и деятельности прокуратуры
Содержание
Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры
Содержание отдельных принципов организации и деятельности прокуратуры
Литература
Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры
Организация и деятельность каждого государственного органа строится на определенных основах (принципах), предопределяющих особенности его статуса и индивидуализирующих среди прочих государственных органов. Принципы организации и деятельности прокуратуры возможно определить как основополагающие и руководящие начала построения прокурорской системы и организации ее деятельности. Они выражают сущность и назначение прокурорской системы. На их основе строится вся деятельность прокуратуры, определяется ее компетенция, формулируются полномочия прокурорских работников, развивается законодательство о прокуратуре. Принципы организации и деятельности прокуратуры предопределяют правовой статус как всей прокурорской системы, так и отдельных прокурорских работников.
Каждый принцип определяет в организации и осуществлении надзора главные, исходные моменты деятельности прокуратуры, поэтому они закреплены в Конституции Республики Беларусь (ст.125-127) и Законе "О прокуратуре Республики Беларусь" (ст.5-10).
Органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру Республики Беларусь, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь и осуществляют свою деятельность на основе законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокуроров, гласности, обязательности исполнения требований прокурора. Совокупность указанных принципов образуют ее систему.
Содержание отдельных принципов организации и деятельности прокуратуры
Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Республики Беларусь, составляют единую систему. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений как представитель единой системы всех органов прокуратуры, а все акты его деятельности исходят от прокуратуры в целом. Все прокуроры (за некоторыми исключениями) наделены одинаковыми полномочиями и правовыми средствами их реализации. Так, любой прокурор, от районного до Генерального, вправе и обязан реагировать на незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, предписания, представления и др. Лишь некоторые специально оговоренные в законодательстве полномочия закреплены за определенными прокурорами. Только Генеральному прокурору, например, предоставлено право вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь предложения о даче им судам разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении дел (ст.13 Закона "О прокуратуре Республики Беларусь").
Лишь определенный круг прокуроров наделен правом принесения протестов на вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления судов.
Единый арсенал полномочий, которыми наделяется каждый прокурорский работник в зависимости от своего статуса, обеспечивает единообразие прокурорской практики.
Действие принципа единства проявляется и в том, что одно лицо прокурорского надзора может заменить другое. Так, вышестоящий прокурор может принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, а также поручить выполнение своих обязанностей нижестоящему прокурору, кроме случаев, специально оговоренных в законе. Например, вышестоящий прокурор не может поручить районному прокурору принести протест в порядке надзора на решение районного суда, поскольку за районным прокурором закон не закрепляет такого права.
Принцип централизации означает, что подчиненность прокуратуры идет только по вертикали: нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему, а все прокуроры - Генеральному прокурору Республики Беларусь. В системе органов прокуратуры неприменим принцип "двойного" подчинения, характерный для организации и деятельности органов управления и заключающийся в подчинении как по вертикали - центру, так и по горизонтали - местным органам. Если бы прокурор района, города или области находился в "двойном" подчинении - местным органам и центру - он не смог бы обеспечить проведение в жизнь требования единой законности в масштабе государства.
Централизация органов прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения единой законности на территории всей страны. Благодаря принципу централизации обеспечивается единство прокурорской практики.
Централизация органов прокуратуры предусматривает такую форму образования этих органов, как назначаемость. Генеральный прокурор назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором (ст.126 Конституции).
Централизация означает, что принципом руководства в системе органов прокуратуры является единоначалие, сущность которого состоит в том, что соответствующий прокурор разрешает все вопросы, относящиеся к компетенции, единолично и что единоличные приказы и распоряжения вышестоящего прокурора являются обязательными для нижестоящих прокуроров. Вышестоящий прокурор вправе единолично отменить решение нижестоящего прокурора, поручить выполнение тех или иных обязанностей одного прокурора другому, отозвать протест, принесенный нижестоящим прокурором.
Единоначалие проявляется в том, что единым руководителем прокуратуры Республики Беларусь является Генеральный прокурор, на которого Конституция возлагает осуществление надзора за законностью в стране.
Этот надзор осуществляется Генеральным прокурором как непосредственно, так и через подчиненных ему прокуроров (ст.125 Конституции).
Таким образом, единоначалие в своем практическом проявлении имеет два аспекта: внешний и внутренний. Первый - это управление вышестоящего органа нижестоящими; второй - управление внутри конкретного органа.
На основе принципа единоначалия определяется правовое положение должностных лиц прокурорских органов. Его последовательное претворение в практику дает основание для вывода, что весь объем надзорных полномочий, предоставляемых органу, возлагается на прокурора, его возглавляющего. Что же касается подчиненных ему работников, то они выступают в роли помощников, содействующих ему в реализации прав и исполнении обязанностей. В связи с этим возникло и их наименование - помощники прокурора.
Единоначалие не устраняет коллегиальность обсуждения в органах прокуратуры наиболее важных вопросов оперативной и организационной работы. Формой коллегиального обсуждения вопросов в органах прокуратуры являются коллегии прокуратур. Согласно ст.21 Закона "О прокуратуре Республики Беларусь" коллегии создаются в Генеральной прокуратуре, в прокуратурах областей, города Минска. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы практической деятельности прокуратуры. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами соответствующего прокурора.
В прокуратурах районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуратурах для коллегиального обсуждения важнейших вопросов деятельности прокуратуры созываются оперативные совещания.
Некоторые авторы принцип централизации объединяют с принципом единства в один принцип - принцип единства и централизации, что обусловлено их содержательной близостью. Они во многом взаимодополняют и взаимообуславливают друг друга. Однако суть принципов единства и централизации отлична. Оба принципа имеют огромное значение при построении прокурорской системы и организации ее деятельности. Указанные принципы следует рассматривать в качестве самостоятельных.
Принцип законности в деятельности органов прокуратуры означает, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в строгом соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь. Являясь общеправовым принципом, присущим всем формам государственной деятельности, этот принцип для деятельности органов прокуратуры, выполняющей охранительную функцию государства, имеет особое значение. Будучи органом, осуществляющим надзор за исполнением законов, иных нормативных правовых актов, прокуратура вместе с тем сама должна строго и неуклонно руководствоваться законами, регулирующими ее деятельность. Таким образом, принцип законности включает в себя: а) строгое соблюдение прокурорами законов, иных нормативных правовых актов в своей надзорной деятельности; б) обеспечение прокуратурой исполнения законов, иных нормативных правовых актов всеми поднадзорными субъектами.
Органы прокуратуры не должны выходить за пределы своих полномочий в надзорной деятельности и вместе с тем не оставлять ни один случай нарушения закона без соответствующего реагирования. Малейшее нарушение закона самой прокуратурой, ослабление надзора за законностью в поднадзорных ей органах подрывают авторитет прокуратуры как органа, стоящего на страже законности, интересов государства, прав и интересов граждан.
Из принципа законности вытекает ряд требований, предъявляемых к прокурорам. Они обязаны:
а) глубоко знать законы, исполнение которых проверяется и на основании которых формулируются предложения;
б) полно выявлять все обстоятельства совершенных правонарушений;
в) правильно квалифицировать выявленные нарушения законности, что позволит определить все связанные с ними правовые последствия;
г) применять действенные меры по устранению правонарушений, причин, условий, способствующих их совершению;
д) осуществлять контроль за фактическим устранением нарушений законности и сопутствующих им обстоятельств.
В качестве самостоятельного принципа некоторыми авторами выделяется инициативность прокуроров в выявлении и устранении нарушений законов. И действительно, прокурорский надзор должен осуществляться инициативно, ибо несвоевременное выявление нарушений законности или непринятие оперативных мер по их устранению создает объективные условия, способствующие совершению аналогичных правонарушений. Однако разного рода упущения в работе прокуратуры сами по себе являются нарушением законности. В связи с этим инициативность прокурорского надзора не может считаться самостоятельным его принципом, так как полностью охватывается принципом законности.
Принцип независимости означает, что каждый прокурор осуществляет действия и принимает все решения (по осуществлению надзора, расследованию преступлений и др.) в пределах своих полномочий (компетенции) независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений, руководствуясь только Конституцией и законами Республики Беларусь, своим внутренним убеждением, материалами проверок и расследований, проведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности.
Между тем принцип независимости прокуратуры в известной степени нарушается гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством. С одной стороны, провозглашается, что прокурор в гражданском судопроизводстве осуществляет свои полномочия независимо от каких-либо органов и должностных лиц (ст.23 ГПК), а с другой - судьям предоставляется право привлекать его (прокурора) к участию в судебном разбирательстве по своей инициативе (ст.83 ГПК). Аналогичные установления содержатся в уголовно - процессуальном законодательстве (ч.8 ст.459 УПК). С точки зрения последовательного претворения в жизнь принципа независимости прокуратура должна обладать суверенностью и в отношениях с судебными органами, которые неправомочны предписывать ей исполнение каких-либо обязанностей. Суд может рассчитывать на помощь прокурора, информируя его о судебном разбирательстве. Вопрос о целесообразности участия в последнем должен решаться самим прокурором.
Непременное условие, обеспечивающее независимость прокуратуры, - профессионализм, добросовестность, моральные качества прокуроров, глубокое знание действующего законодательства. Это оказывает серьезное противодействие попыткам нарушения закона.
Воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц органов государственной власти и управления, представителей политических партий и иных общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также граждан на прокурорских работников с целью принудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную законом ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную).
Гарантией независимости прокуратуры служит закрепленное в Законе положение о том, что прокурорские работники не могут заниматься политической деятельностью и в своей служебной деятельности, не связаны с решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели (ст.8 Закона "О прокуратуре Республики Беларусь").
Независимость органов прокуратуры обеспечивается и запретом прокурорским работникам оказывать платные юридические услуги, заниматься предпринимательской деятельностью, совмещать службу в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях или организациях. Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность. В соответствии со ст.22 Закона "О государственной службе в Республике Беларусь", последняя может осуществляться на договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе.
Принцип равенства всех граждан перед законом означает, прокуроры осуществляют надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств. Этот принцип обеспечивает равенство защиты средствами прокурорского надзора прав и свобод всех граждан и равенство каждого перед законом. Из рассматриваемого принципа вытекает обязанность прокуроров меры по пресечению нарушений законодательства, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения независимо от указанных выше обстоятельств.
Гласность деятельности органов прокуратуры означает, что ее деятельность открыта и доступна для граждан, средств массовой информации.
Гласность характерна для всех направлений деятельности прокуратуры.
Проверки исполнения законов, их результаты, в том числе меры по устранению выявленных нарушений закона и привлечению виновных к ответственности, как правило, становятся широко известными не только в коллективе учреждений, организаций, предприятий, но и населению. Для этого прокуроры используют средства массовой информации, выступая в них с сообщениями о выявленных нарушениях закона и принятых в этой связи мерах.
Проявлением принципа гласности является представление Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, местным представительным, исполнительным и распорядительным органам информации о состоянии борьбы с преступностью.
В целях обеспечения принципа гласности в деятельности органов прокуратуры в структуре аппарата прокуратуры Республики Беларусь имеется "Отдел информации и связей с общественностью", на который возложена обязанность информировать через средства массовой информации граждан, общественность о состоянии законности, о принимаемых прокуратурой мерах по борьбе с преступностью и другими правонарушениями.
Принцип гласности, как это предусмотрено Законом "О прокуратуре Республики Беларусь", имеет определенные ограничения. Они связаны с соблюдением норм Конституции, закрепляющих права граждан на личную и семейную тайну, требований законов, охраняющих государственную, коммерческую, врачебную, следственную тайну. Так, установленные в ходе прокурорских проверок исполнения законодательства, рассмотрения и разрешения заявлений и жалоб граждан обстоятельства их личной жизни не могут быть разглашены без согласия заинтересованных лиц.
В п.2 ст.9 Закона "О прокуратуре Республики Беларусь" закреплено, что Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Согласно п.3 указанной статьи Закона "О прокуратуре Республики Беларусь", гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или организация, полагающие, что решением (действиями) прокурора ущемлены их права или законные интересы, вправе обжаловать его (их) вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2004 года № 186 утвержден Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь, согласно которому сведения, полученные в ходе прокурорских проверок, не подлежат разглашению.
Нормативным правовым актом Генерального прокурора утвержден Перечень сведений ограниченного распространения прокуратуры Республики Беларусь. Данный Перечень применяется наряду с Республиканским перечнем сведений ограниченного распространения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 1999 года № 237. Поскольку распространение этих сведений нежелательно в интересах деятельности органов прокуратуры, доступ к этой информации ограничен.
Принцип обязательности требований прокурора означает, что прокурор, осуществляя свои полномочия по надзору за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов, действует от имени государства в целях обеспечения верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, общественных и государственных интересов, в силу чего исполнение основанных на законе требований прокурора не может быть связано с какими-либо условиями и выполняется в сроки, указанные в законе либо в согласованные с прокурором сроки. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно.
Прокуроры правомочны выявлять нарушения законности, но меры по их устранению, привлечению виновных лиц к ответственности обязаны принимать соответствующие органы, должностные лица. Требования, связанные с осуществлением полномочий по установлению нарушений законности, императивны. Что же касается требований по устранению нарушений законности, привлечению виновных лиц к ответственности, то они властностью в такой степени не обладают, ибо прокуратура не выполняет управленческой функции. Чтобы требования были обязательны для исполнения, они должны быть облечены в форму властных распоряжений, указаний. Но, согласно Закону о прокуратуре, прокурор реагирует такими средствами, где требования имеют форму прошений. Если бы эти требования были обязательны, то они подлежали бы непременному исполнению, однако в законе предусматривается не исполнение, а рассмотрение их руководством соответствующих органов, организаций. Исключением являются предписания прокурора и полномочия прокурора по надзору в сфере административного процесса, выносимые и используемые в рамках общего надзора, а также ряд полномочий, реализуемых в сфере досудебного производства по уголовным делам и исполнения наказаний.
Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.
Лицам, вызываемым в рабочее время в органы прокуратуры, в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и законодательными актами, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Факт вызова лица в орган прокуратуры в рабочее время и продолжительность нахождения его в органе прокуратуры удостоверяются в повестке или ином документе, выдаваемом прокурором.
прокуратура принцип полномочие законность
Литература
1. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика: Научно-практическое пособие"/ А.В. Кудашкин А.В. М.: "Норма", 2012.
. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007.
. Организация деятельности и управление в органах прокуратуры Гулягин А.Ю. "Российский следователь", 2011, N 5.
. Из практики прокурорского надзора по гражданским делам/ Законность, 2012, N 12.
. Соотношение прокурорского надзора с судебным и ведомственным контролем / Петров А.В., Законность, 2013, N 4.
. Цели, задачи и функции органов прокуратуры - основа качественного обеспечения законности, Гулягин А.Ю. "Юридический мир", 2011, N 3.
. Требование прокурора о проведении проверки / Винокуров А.Ю., Законность. 2012, N 2.
. Учебный курс "Прокурорский надзор" и подготовка прокурорских кадров /Бессарабов В.Г., Законность", 2010, №7.
. Правовая природа функций прокуратуры/ Гулягин А.Ю., Российская юстиция", 2011, №1.
. Третьяков С.С. Реализация полномочий прокурора в арбитражном процессе // Законность. 2013. N 6.