Анализ управления запасами на ОАО 'ЖБИ'
Содержание
Введение
. Теоретический аспект логистики производственных запасов
.1 Сущность, виды и функции производственных запасов
.2 Подходы к управлению запасами в логистических системах
. Анализ управления запасами на ОАО «ЖБИ»
.1 Характеристика предприятия
.2 Анализ запасов предприятия
.3 Рекомендации по совершенствованию системы управления
запасами на ОАО «Шелеховский комбинат «ЖБИ»»
Заключение
Список используемых источников
Введение
Актуальность темы. Осуществление эффективного руководства промышленным
предприятием должно базироваться на применении нормативных методов управления.
Западные предприниматели давно открыли для себя, что нормативные методы более
экономичны.
Многие зарубежные авторы обязательно отмечают необходимость такого
нормирования. Основой для действенного анализа, оценки и контроля за
полученными результатами может являться только нормативная база по всем
элементам, созданная и действующая на предприятии.
В процессе перехода и становления рыночной экономики в РФ возникло
столько трудных проблем и задач, требующих первостепенного решения, что вопросы
нормирования на промышленных предприятиях как-то естественно отошли на задний
план и совершенно потеряли свою актуальность. Интерес к нормам заметно ослаб и
усилилась ошибочная тенденция, что жить можно вообще без норм. В связи с этим
были расформированы подразделения и разогнаны специалисты, занимающиеся этим
вопросом.
Формирование необходимой нормативной базы для управления производством,
материальными и финансовыми потоками является обязательным, сегодня без этого
нельзя повысить эффективность хозяйственной деятельности. Но создание на основе
разработанных методических документов нормативной базы по всем элементам путем
расчетов, выполняемых вручную, достаточно трудоемкая и дорогостоящая задача.
Кроме того, она позволит в автоматизированном режиме осуществлять контроль за
эффективностью производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью
предприятия. Все затраты на формирование нормативной базы с лихвой окупятся в
перспективе.
В современном мире производственно-коммерческие предприятия действуют в
условиях жесткой конкуренции, когда главным условием процветания фирмы является
ресурсный фактор. Это ведет к поиску путей снижения всех видов издержек.
Известно, что около 85% времени материальные ресурсы в том или ином виде
находятся в запасах, в которых «омертвляются» значительные финансовые средства.
Что касается издержек на содержание запасов, то в структуре типичной
производственной компании они составляют примерно 37% всех логистических
издержек. У дистрибьюторов эта доля повышается до 44%, поскольку на запасы
приходится относительно большая часть активов. Таким образом, большие резервы
снижения затрат фирм лежат в сфере управления запасами.
Цель данной работы - изучить логистику производственных запасов.
Задачи работы:
раскрыть теоретический аспект логистики производственных запасов;
проанализировать управление запасами на ОАО «ЖБИ».
1. Теоретический
аспект логистики производственных запасов
.1 Сущность, виды и функции производственных запасов
Любой вид предпринимательской деятельности состоит из 3 этапов
воспроизводственного цикла: закупки (снабжение), производство и распределение
(сбыт). При этом основным содержанием предпринимательской деятельности в любой
сфере является производство товаров или услуг. Закупки обеспечивают
производство необходимыми ресурсами, а распределение - доведение изготовленной
продукции до потребителей.
Логистика производственных процессов представляет собой функциональную
область логистики, которая осуществляет управление внутренними материальными и
другими экономическими потоками (сервисными, информационными, финансовыми,
кадровыми), возникающими в процессе создания товаров (услуг) [11 ,С. 52].
Логистика производственных процессов позволяет обеспечить качественное,
своевременное и комплектное производство продукции в соответствии с
хозяйственными договорами, сократить производственный цикл, а также
оптимизировать затраты на производство. Цель производственной логистики -
точная синхронизация процесса производства и логистических операций во
взаимосвязанных производственных и обеспечивающих подразделениях.
Среди общих задач (функций) логистики производственных процессов можно
выделить: 1) планирование и диспетчирование производства на основе прогноза
потребностей в готовой продукции и заказов потребителей; 2) разработка
планов-графиков производственных заданий цехам и другим производственным
подразделениям; 3) разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных
со службами снабжения и сбыта; 4) установление нормативов незавершенного
производства и контроль за их соблюдением; 5) оперативное управление
производством и организация выполнения производственных заданий; 6) контроль за
количеством и качеством готовой продукции; 7) участие в разработке и реализации
производственных нововведений; 8) контроль себестоимости производства готовой
продукции.
Среди задач логистики производственных процессов на первое место выходит
задача организации управления материальными потоками как внутри, так и между
производственными подразделениями (цехами, участками).
Планирование и организация системы логистики производственных процессов
на предприятии используются в качестве средства эффективного продвижения
материального потока по рабочим позициям и упорядочения соответствующих рабочих
процессов в пространстве и времени. Особенно это является важным в условиях так
называемого дискретного производства, которое типично для большинства
предприятий промышленности. Дискретное производство характеризуется
прерывностью производственного процесса на всем его протяжении. Именно
дискретность усложняет движение материального потока от входа системы до ее
выхода, что выражается в увеличении длительности производственного цикла, в
возрастании величины межоперационных запасов всех видов, и в конечном итоге
приводит к снижению производительности системы. Такое производство требует
постоянного контроля всех процессов с тем, чтобы обеспечить требуемую
производительность и, по возможности, ее повысить.
На предприятиях по ходу движения материального потока осуществляются
различные логистические операции, которые в совокупности представляют сложный
процесс превращения сырья, материалов, полуфабрикатов и других предметов труда
в готовую продукцию[18, с. 22].
Основу производственно-хозяйственной деятельности предприятия составляет
производственный процесс, который представляет собой совокупность
взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, направленных на
изготовление определенных видов продукции.
запасы представляют собой одну из древних категорий, с которой
человечество столкнулось, переходя от собирательства и охоты к земледелию. На
протяжении многих веков человечество решало проблему сохранности собранных
продуктов (хранения произведенного материального запаса) до следующего урожая. В
ХХ веке, с технической точки зрения, сохранность любых продуктов была
обеспечена, и на первый план стали выдвигаться экономические вопросы
рационального управления запасами.
Материальные запасы в зависимости от их измерителей делятся на абсолютные
и относительные. Первые могут измеряться в натуральном и стоимостном выражении.
Вторые выражаются в днях (иногда часах) обеспеченности производства (продаж)
запасом данного материала или товара. При натуральном хозяйстве абсолютные и
относительные размеры запасов были незначительны. По мере развития товарного
производства размер абсолютных запасов имеет тенденцию роста. Более сложные
процессы наблюдаются в динамике показателей относительных запасов, которые
подвержены влиянию различных факторов. В современных условиях эти размеры
запаса определяются разными факторами:
1. макро- или микроэкономический уровень
2. степень открытости/замкнутости экономики
. масштабы производственно-коммерческой деятельности, конъюнктура
рынка, уровень специализации и кооперирования
. конкурентная структура рынка и степень вмешательства государства
. геологическая структура рынка (размещение источников сырья,
производств и рынков сбыта, развитость транспортной и логистической
инфраструктуры и пр.)
. степень унификации, стандартизации выпускаемой продукции
Существенное влияние также оказывает НТП в сфере управления, в области
информационных, банковских, транспортно-складских технологий и степень
эффективности логистического менеджмента различных субъектов экономики. Сегодня
логистический менеджмент широко применяется во всех областях экономики. В
основе этой практической деятельности лежат теоретические основы логистики [2,
С. 11].
В логистике основными объектами управления являются материальные запасы.
Как мы уже отмечали, до 85% времени движения изделия от момента начала его
производства и до конечного потребления приходится на хранение в качестве
запаса. Собственно производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени,
заготовительно-заключительные работы - 8%, а внешняя транспортировка - 5% [3,
С.62]. Разнообразие и различие в причинах возникновения, в выполняемых
экономических функциях запасов требует их классификации (табл.1.1) [4, С. 94].
Таблица 1.1
Классификация материальных запасов
Классификационный признак
|
Классификационные группировки
|
Выделяемые группы запасов
|
По предназначению в
производственной или коммерческой деятельности
|
Типы запасов
|
1. Сырье, материалы
(производственные запасы) 2. Промежуточный продукт (незавершенное
производство) 3. Готовая продукция 4. Изделия для ремонта 5. Товары для
перепродажи 6. Отходы производства и вторичные материальные ресурсы 7.
Сельскохозяйственные материалы
|
По экономическим функциям в
воспроизводственном процессе
|
Виды запасов
|
1. Производственные 2.
Запасы незавершенного производства 3. Товарные запасы 4. Транспортные запасы
5. Государственные материальные резервы 6. Запасы домашних хозяйств
|
По причинам возникновения и
функциям в логистическом процессе
|
Части запаса
|
1. Текущие 2. Страховые 3.
Подготовительные 4. Сезонные
|
Типы запаса выделяются в зависимости от объема вложенного в них труда,
сырья и материалов. Структура материального запаса фирмы по типам во многом
определяется ее отраслевой принадлежностью, типом производства, уровнем ее
специализации и кооперирования. В промышленности, как правило, наибольший
удельный вес составляют материалы и готовая продукция. В отдельных отраслях
обрабатывающей промышленности с длительным производственным циклом
(судостроение, авиастроение и т.п.) преобладают запасы незавершенного
производства, в сфере услуг и добывающих отраслях промышленности значительная
часть запаса - изделия для ремонта и содержания зданий, оборудования и других
основных средств. В сельской промышленности в зимний период преобладают
производственные запасы, в весенне-летний период повышается незавершенное
производство, в осенний период за счет выхода продукции падают объемы
незавершенного производства и увеличиваются остатки товарной продукции.
Сочетание типов запаса, их функций в процессе воспроизводства и
местонахождения позволяет разделить совокупный материальный запас
(макроэкономический уровень) на 6 видов, из которых первые 4 рассматриваются в
теории запасов (микроэкономический уровень). Основную часть СМЗ составляют
производственные и товарные запасы, на управление которыми и ориентирована
логистика запасов. Производственные запасы формируются в производственных и
сервисных системах. Их функция - бесперебойное материально-техническое
обеспечение производственного процесса. К этому виду запаса относят предметы
труда, поступившие на предприятие, но не подвергнутые переработке. Товарные
запасы включают в себя готовую продукцию на складах фирм-производителей
(сбытовые запасы) и часть запасов, находящихся на предприятиях оптовой и
розничной торговли. Их основная функция - обеспечение нормального хода процесса
продаж[19 ,с. 76].
Производственные и товарные запасы в свою очередь условно делят на 4
части. Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения производственного
процесса между двумя поставками или бесперебойность продаж. Подготовительные
запасы выделяются при необходимости дополнительной их подготовки перед
использованием в производстве или отпуском потребителям. Страховые запасы
необходимы для обеспечения непрерывного хода логистического процесса в случае
непредвиденных обстоятельств (изменение интенсивности потребления материального
ресурса). Сезонные запасы призваны обеспечить нормальную работу в период
сезонных перерывов в производстве или транспортировке, а также сгладить
сезонные колебания величины спроса. Текущие запасы составляют основную часть
производственных и товарных запасов и находятся, как правило, в динамике.
.2 Подходы к управлению запасами в логистических системах
Материальные потоки и запасы, рассматриваемые в теории логистики,
представляют собой часть производственных ресурсов, а именно оборотных средств.
Их эффективное использование отражается на финансовых результатах предприятия.
Оборотные средства в процессе использования проходят три стадии: денежную,
производственную и товарную, что определяет их состав:
1. Оборотные производственные фонды:
· Производственные запасы (сырье, покупные полуфабрикаты)
· Затраты на неоконченную продукцию (незавершенное
производство)
· Расходы будущих периодов
2. Фонды обращения:
· Готовая продукция на складе
· Денежные средства в кассе
· Дебиторская задолженность [7,C.116].
По промышленности удельный вес производственных запасов составляет около
70%, а незавершенное производство - около 25% в стоимости оборотных
производственных фондов. Производственные запасы находятся на ранних этапах
процесса создания ценности продукции, на которых, по словам Кристофера М,
достигается основной прирост ценности. Тем самым наличие больших запасов
значительно увеличивает стоимость продукции. Движение материальных ресурсов
внутри предприятия начинается со складирования (образования производственных
запасов).
Рис. 1.1 Схема движения материальных ресурсов на предприятии
В производственных философиях существуют два принципиально разных подхода
к запасам [8, С. 71]:
Два принципиально разных подхода к запасам
Фактор
|
Just in time
|
Традиционная
производственная философия
|
Материальные запасы
|
Пассив. Следует сделать все
возможное, чтобы обойтись без запасов.
|
Актив. Защита при ошибках в
прогнозе, проблемах с оборудованием, задержках с поставками.
|
Размер производственной
партии
|
Только непосредственные
потребности. Минимальное пополнение запасов для производимых и закупаемых
деталей.
|
Определяется по формулам.
|
В связи с этим, управление материальными потоками и запасами может
осуществляться двумя способами. «Толкающая» система (Push Scheduling) -
организация движения материальных потоков через производственную систему, при
которой материальные ресурсы подаются с предыдущей операции на последующую в соответствии
с заранее сформированным жестким графиком поставок.
Рис. 1.2. Управление производственными процессами с помощью MRP-системы и
комбинации MRP-JIT
Несмотря на определенную сложность в реализации, метод вычисляемых
приоритетов обладает преимуществами:
· текущие отклонения, возникающие в ходе производства,
компенсируются средствами локальных MES на основании изменяющихся приоритетов
выполняемых заданий, что повышает пропускную способность системы в целом;
· имеется возможность оперативно контролировать серьезные сбои
(поломка оборудования) на каждом участке и пересчитывать оптимальную
последовательность обработки деталей, входящих в различные заказы;
· наличие на отдельных участках локальных производственных
расписаний позволяет проводить оперативный функционально-стоимостной анализ
производства.
Рис. 1.3. Гибридная система MRP-JIT
Впервые данный метод стал применяться на японских предприятиях компании
«Тойота» и получил название «Процедуры выравнивания производства»
(«Хейдзунка»). Этот процесс заполнения «Ящика Хейдзунка» является одним из
ключевых элементов «тянущей» системы планирования, когда приоритеты поступающих
заданий вычисляются вне выполняющих их производственных участков на фоне
действующей системы восполнения «Супермаркета» (Канбан) [15].
Среди толкающих систем наиболее известны стандарт MRP (Materials
Requirements Planning) и его модификации (MRP-II, ERP-I,-II). Это система на
основе компьютерной базы данных, которая разработана для управления и
планирования производственных запасов зависимого спроса (т.е. сырьевых
материалов, запчастей и сборочных узлов). Она используется практически везде -
начиная с предприятий, работающих по специальным заказам, и заканчивая производством
на сборочных линиях. Существуют две возможности сочетания принципа JIT с
системой планирования и управления на основе MRP - простая комбинация и
гибридная производственная система.
На первом рисунке, MRP используется для основного плана производства, а
компьютерный контроль производства ужесточен JIT- системой. Вверху второго
рисунка MRP-система со стандартными входными потоками (прогнозируемое
потребление, состояние запасов и списки материалов) генерирует план. Внизу
рисунка - основные элементы JIT-
системы, контролирующей сроки поставки материалов поставщиками, сроки
изготовления комплектующих и сроки поставки готовой продукции. Средняя часть
рисунка - система «канбан», которая представляет собой интерфейс, соединяющий MRP- и JIT-системы [9, С. 517].
2. Анализ
управления запасами на ОАО «ЖБИ»
.1 Характеристика предприятия
Общество создано с целью производственно-хозяйственной деятельности,
направленной на получение прибыли на вложенный капитал, а также удовлетворения
на основе полученной прибыли социально-экономических интересов акционеров и
членов трудового коллектива.
Миссия: производить бетонные и железобетонные изделия высокого качества и
гарантия надёжности
Задачи:
обеспечение непрерывности производственного процесса
необходимыми основными и оборотными средствами
обеспечение нормальных условий труда рабочего персонала
Цели:
получение прибыли с динамикой увеличения.
завоевание доли рынка в размере 10-20%
Стратегическая цель предприятия - обеспечение потребителей
высококачественной продукцией (бетоном, железобетоном) по конкурентным ценам.
В производственную структуру ОАО входят подразделения: бетоносмесительный
цех, формовочный цех, лабораторный цех, административно-бытовой корпус.
Предприятие имеет транспортную инфраструктуру, автотранспортные и
железнодорожные подъезды, что дает возможность получать материалы для
производства продукции и предоставлять услуги по отгрузке бетонных,
железобетонных изделий автомобильным и ж.д. транспортом.
Доходы предприятия состоят из нескольких статей. Данные сведем в таблицу
и проанализируем результаты.
Таблица 2.1
Доходы предприятия ОАО «Шелеховский комбинат «ЖБИ» за 2013-2014 год
Статья
|
2013
|
2014
|
|
Сумма т. руб
|
Уд вес в %
|
Сумма т. руб
|
Уд вес в %
|
Доход от реализации
продукции
|
8751,6
|
98,4
|
8800,5
|
98,4
|
Прочие операционные доходы
|
40,8
|
0,46
|
41,8
|
0,47
|
Прочий доход
|
101,4
|
1,14
|
100,3
|
1,12
|
ИТОГО
|
8893,8
|
100
|
8942,6
|
100
|
Основной доход предприятие получает от реализации основного вида
продукции, который составил 8893,8 т. руб. в 2013 году и 8800,5 т. руб. в 2014
году. Удельный вес доходов от реализации продукции в 2014 году составляет
98,4%, как и в 2013 году. Прочий доход предприятия находится на втором месте в
удельном весе доходов и составляет 101,4 т.руб.в 2013 году и 100,3т.руб. в 2014
году, удельный вес которого равен 1,14% в 2013 году и 1,12% в 2014 году. Прочие
операционные доходы имеют наименьший удельный вес в структуре доходов
предприятия, их величина соответствует 40,8 т.руб. , что составляет 0,46% в
2013 году и 41,8 т.руб., 0,47% в 2014 году.
Расходы предприятия представим в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Расходы ОАО «Шелеховский комбинат «ЖБИ» за 2014г.
|
Наименование статей затрат
|
Сумма т. руб.
|
Уд.вес %
|
НДС
|
1458,6
|
16,24
|
2
|
Себестоимость реализованной
продукции
|
6339,9
|
70,57
|
3
|
Административные управленческие
расходы
|
917,7
|
10,22
|
4
|
Прочие операционные расходы
|
267
|
2,97
|
|
ИТОГО
|
8983,2
|
100
|
Основные затраты предприятия приходятся на себестоимость реализованной
продукции. Удельный вес себестоимости в структуре затрат составил на конец 2014
года 70,57%.
Вторым наиболее значимым в структуре расходов предприятия после
себестоимости реализованной продукции показателем, является налог на
добавленную стоимость, удельный вес которого составляет 16,24%.
Рентабельность - это показатель, характеризующий экономическую
эффективность деятельности предприятия. Экономическая эффективность -
относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или
ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.
.2 Анализ запасов предприятия
На основании данных бухгалтерской отчетности материальные затраты за 2015
год составили:
Таблица 2.3
Материальные затраты
Показатели
|
1 кв. 2015г.
|
2 кв. 2015г.
|
В среднем за месяц
|
1
|
2
|
3
|
4=(2+3)/6
|
Материальные затраты, тыс.
руб.
|
54 746
|
61 766
|
19 419
|
Однодневный расход производственных запасов (СПЗ) составляет:
СПЗ = == 647 тыс. рублей
Норматив производственных запасов в днях запаса (NПЗ) рассчитывается по
формуле:
ПЗ = NТЕК + NСТР + NПОДГ,
где NТЕК - норма текущего запаса, дн.;СТР - норма страхового запаса,
дн.;ПОДГ - норма подготовительного (технологического) запаса, дн.
Текущий запас (NТЕК) необходим для обеспечения бесперебойного хода
производства на предприятии в период между очередными поставками. Норма
текущего запаса принимается равной половине среднего интервала между двумя очередными
поставками.
Всего 200 поставщиков с общим циклом поставки 12 655 дней
Средний интервал между поставками составляет: 12 655/200/2 = 32 дня, что
является нормой текущего запаса (NТЕК).
Страховой запас (NСТР) предусмотрен для предупреждения последствий
связанных со сбоями в снабжении. Норма страхового запаса устанавливается в 30%
от нормы текущего запаса.
СТР = NТЕК*30% = 32*30% = 10 дней.
Подготовительный (технологический) запас (NПОДГ) создается на сырье и
материалы, требующие соответствующей дополнительной подготовки: сушка,
сортировка, раскрой, комплектация и т.п. Норма подготовительного запаса
определяется с учетом конкретных условий производства и включает в себя время
на прием, разгрузку, оформление документов и подготовку к дальнейшему использованию
сырья, материалов и комплектующих. NПОДГ = 1 день.
Норматив производственных запасов в днях запаса
ПЗ = NТЕК + NСТР + NПОДГ = 32+10+1 = 43 дня.
Норматив производственных запасов
(ФПЗ) = NПЗ * СПЗ = 647 * 43 = 27 821 тыс. рублей.
В соответствии с бюджетом ОАО «ЖБИ» на 2015 год имеется следующее
соотношение материальных затрат между подразделениями:
Служба первого заместителя директора - 51.80%
Служба главного инженера - 3.00%
Служба заместителя директора по производству - 45.20%
Таким образом, согласно данному методу расчета, норматив производственных
запасов по подразделениям составляет:
·
Служба первого
заместителя директора - 14 411 тыс. рублей
·
Служба главного
инженера - 835 тыс. рублей
·
Служба
заместителя директора по производству - 12 575 тыс. рублей
Рис. 2.1. Норматив производственных запасов по подразделениям
. Нормирование оборотных средств в незавершенном производстве
Оборотные средства в незавершенном производстве авансируются для создания
циклового, оборотного и страхового заделов, обеспечивающих бесперебойный ход
производственного процесса в цехах и на участках. В натуральном выражении
остатки незавершенного производства состоят из необходимого количества деталей,
узлов и полуфабрикатов на рабочих местах и между ними. Размер незавершенного
производства определяют следующие факторы:
объем выпускаемой продукции;
длительность производственного цикла;
коэффициент нарастания затрат (готовности продукции) в незавершенном
производстве.
Коэффициент нарастания затрат рассчитывается как отношение себестоимости
незавершенного производства к плановой себестоимости изделия и учитывает
длительность производственного цикла. При неравномерном нарастании затрат
используют формулу:
Кнз=Зi/С*Т,
где Зi - затраты на i-й период времени нарастающим итогом (i = 1, 2, ...,
n), С - плановая себестоимость изделия; Т - длительность полного
производственного цикла изделия в календарных временных единицах (дни, недели,
месяцы).
Величина норматива незавершенного производства (Ннп) может быть
определена по формуле
Ннп=Vсут Тц Кнз ,
где Vсут - плановой объем выпуска продукции по производственной
себестоимости;
Тц - длительность производственного цикла;
Кнз - коэффициент нарастания затрат.
Таким образом, норматив оборотных средств в незавершенном производстве
зависит от суточного объема производимой продукции, длительности
производственного цикла и коэффициента нарастания затрат. Он характеризует
степень готовности изделия и определяется отношением себестоимости
незавершенного производства к себестоимости готовой продукции.
Норматив незавершенного производства (ФНЗП) равняется сумме нормативов по
всем видам продукции:
ФНЗП =
где m- количество наименований продукции;
ФНЗП- норматив незавершенного производства по j-ому виду готовой
продукции, руб.
Таблица 2.4
Длительность производственного цикла по видам продукции по данным КНО
№
|
Наименование продукции
|
Длительность
производственного цикла, дней
|
192200000001000
|
Строительные материалы и
сухие строительные смеси
|
15
|
212182000003000
|
Лестничные площадки и марши
сборные
|
22
|
212180000001030
|
Ригеля сборные
|
17
|
212090000001000
|
Фундаментные блоки
|
22
|
213102000001000
|
Плиты перекрытия
|
27
|
Таблица 2.5
Производственная себестоимость, план производства и доля единовременных
начальных затрат в себестоимости продукции на 2015 год по данным ПЭБ
№
|
Наименование продукции
|
План производства
|
Себестоимость, тыс. руб.
|
Доля начальных затрат, d
|
192200000001000
|
Строительные материалы и
сухие строительные смеси
|
150
|
317
|
0.618
|
212182000003000
|
Лестничные площадки и марши
сборные
|
150
|
381
|
0.655
|
212180000001030
|
Ригеля сборные
|
500
|
189
|
0.860
|
212090000001010
|
Фундаментные блоки
|
60
|
412
|
0.781
|
213102000001000
|
Плиты перекрытия
|
60
|
385
|
0.738
|
Коэффициент нарастания затрат (kНЗj) характеризует степень готовности
изделий и определяется отношением средней себестоимости незавершенного
производства к производственной себестоимости готовой продукции. В случае
равномерного нарастания затрат на производство коэффициент нарастания затрат
рассчитывается по формуле
НЗj = ,
где d- доля единовременных начальных затрат в себестоимости продукции
(расход сырья и материалов в начале цикла изготовления).
Таблица 2.6
Коэффициент нарастания затрат по видам продукции
№
|
Наименование продукции
|
kНЗ
|
Строительные материалы и
сухие строительные смеси
|
0,809
|
212182000003000
|
Лестничные площадки и марши
сборные
|
0,828
|
212180000001030
|
Ригеля сборные
|
0,930
|
212090000001010
|
Фундаментные блоки
|
0,891
|
213102000001000
|
Плиты перекрытия
|
0,869
|
ФНЗПj = ,
где Nj- объем выпуска j-ого вида продукции в натуральных
единицах;производственная себестоимость j-ого вида продукции, руб.;
ТЦj- длительность производственного цикла j-ого вида продукции, дн.;НЗj-
коэффициент нарастания затрат по j-ому изделию,- период расчета - 360 дней.
Таблица 2.7
Объем незавершенного производства (ФНЗП) на месяц по видам продукции
Таблица 2.11
№
|
Наименование продукции
|
ФНЗП, тыс. рублей
|
192200000001000
|
Строительные материалы и
сухие строительные смеси
|
1 603
|
212182000003000
|
Лестничные площадки и марши
сборные
|
2 890
|
212180000001030
|
Ригеля сборные
|
4 150
|
212090000001010
|
Фундаментные блоки
|
1 345
|
213102000001000
|
Плиты перекрытия
|
1 506
|
ИТОГО ФНЗП
|
|
11 494
|
По методике Хрящева А. С., Федорука Б. К. (1980 г.) норма страхового
запаса рассчитывается по формуле:
где s -
среднеквадратическое отклонение суточных остатков от среднего уровня,
вычисленного по скользящей средней.
Рассчитанная данным методом норма страхового запаса составила 8 827 тыс.
руб.
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы управления
запасами на ОАО «Шелеховский комбинат «ЖБИ»»
Экономический эффект от внедрения интегрированной системы МТО
«логистический центр - логистический кластер» можно определять на уровнях
иерархии: корпоративном (в сфере заказчика и подрядчика), конкретного
строительного объекта.
На корпоративном уровне экономический эффект наблюдается от сокращения
продолжительности строительства объектов и экономии трудовых ресурсов:
,
где: Э - величина экономического эффекта строительной компании; Эд -
эффект от досрочного ввода в эксплуатацию; ЭТ - экономия трудовых ресурсов,
высвобождаемых в результате использования интегрированной системы МТО «логистический
центр - логистический кластер».
Эффект в сфере заказчика от досрочного ввода в эксплуатацию, определяемую
по формуле:
,
где ЕН - среднеотраслевой коэффициент эффективности инвестиций в
строительство; Ф - сметная стоимость введенных в действие объектов в руб.; Т1 и
Т2 - продолжительность строительства по нормативу и по факту в годах.
Среднеотраслевой коэффициент эффективности инвестиций в строительство
можно определять по формуле:
,
где ТОК - среднее значение периода окупаемости инвестиций в строительство
данного вида объектов. Его можно рассчитать как
,
где - средняя по отрасли (группе зданий, территории и т. д.)
себестоимость приведенная на единицу изменения; - средняя по отрасли (группе зданий,
территории и т. д.) стоимость приведенная на единицу изменения.
В сфере подрядчика экономический эффект определяется сокращением
условно-постоянных накладных расходов в результате уменьшения сроков
строительства объектов, и рассчитывается по формуле:
,
где Н - условно-постоянные накладные расходы в руб.
Экономия трудовых ресурсов (ЭТ) может быть подсчитана по формуле:
,
где УТ - уменьшение трудовых затрат, чел.-дн.; rР - численность
персонала; КВ - количество выходов на работу одного сотрудника в расчетном
периоде.
На уровне конкретного строительного объекта экономический эффект от
внедрения интегрированной системы МТО «логистический центр - логистический
кластер» определяется по формуле:
,
где С1 и С2 - себестоимость строительно-монтажных работ по сравниваемым
вариантам (до и после внедрения новой системы МТО) в руб.; С3 - дополнительные
затраты, связанные с внедрением новой системы МТО, относимые на себестоимость
строительно-монтажных работ; ТН - продолжительность строительства объекта в
соответствии с нормативом в годах; ТФ - продолжительность строительства объекта
по факту в годах; К1 и К2 - среднегодовая стоимость основных и оборотных
производственных фондов, необходимых при производстве строительно-монтажных
работ по сравниваемым вариантам в руб.; КД - среднегодовые дополнительные
капитальные затраты, связанные с внедрением интегрированной системы МТО
«логистический центр - логистический кластер» в руб.
Выполнен расчет экономической эффективности программы реконструкции
четырех городов Иркутск. Исходные данные для расчета были взяты из документов
формата технико-экономического обоснования.
Использование рекомендаций по рациональному организационному построению
материально-технического обеспечения проектов программы на основе предложенной
методики привело к увеличению индекса доходности на 16% и внутренней нормы
прибыли на 3,7% (табл. 2.8 и 2.9).
Таблица 2.8
Показатели эффективности проектов реконструкции систем теплоснабжения
Показатель
|
Проект № 2
|
Проект № 3
|
Проект № 4
|
Период окупаемости, мес.
|
172
|
75
|
56
|
149
|
Индекс рентабельности
|
1,37
|
1,26
|
1,08
|
1,07
|
Внутренняя норма доходности
|
48,8%
|
67,97%
|
83,23%
|
47,07%
|
Период расчета, мес.
|
204
|
180
|
180
|
180
|
Таблица 2.9
Интегральные показатели эффективности капитальных вложений в программу
реконструкции
Наименование показателя
|
Исходный вариант
|
Предлагаемый вариант
|
1. Продолжительность
программы
|
204 мес.
|
204 мес.
|
Горизонт расчета
|
204 мес.
|
204 мес.
|
Индекс доходности
|
1,2
|
1,4
|
Внутренняя норма доходности
|
53,0%
|
55,0%
|
Период окупаемости
|
131 мес.
|
131 мес.
|
На основе общей модели логистической системы управления строительного
процесса установлены особенности организации экономических потоков ОАО,
предложена формализованная оценка качества и эффективности управления
экономическими потоковыми процессами строительной деятельности по освоенному
объему на основе пооперационного логистического анализа.
Рис. 2.3. Анализ выполнения СМР по операциям освоенного объема на примере
ОАО «Шелеховский комбинат «ЖБИ»»
Сформированная и декомпозированная на элементарные составляющие функция
(группа операций) предопределяет соответствующую организационную структуру -
конкретных лиц, ответственных за использование материальных, трудовых,
финансовых и информационных ресурсов. Данная процедура предполагает мониторинг
стоимостных и временных показателей отдельных процессов, выступающих как
стоимостные центры. Это позволяет осуществлять компенсационное управление,
поскольку процесс анализируется как на входе, так и выходе каждой операции, а
результирующая «контрольная точка» позволяет определить отклонение фактических
показателей проекта от плановых по стоимости и времени (см. рис. 3.1).
Метод позволяет осуществлять более корректный расчет стоимости ресурсных
потоков, проходящих по технологической цепочке, оценивать экономическую
эффективность каждого технологического этапа, отслеживать и устранять причины
отклонения от графика по стоимости и времени производства работ.
Мониторинг пооперационного хода реализации строительно-монтажных работ по
стоимости и времени реализован на примере инвестиционно-строительного проекта
по возведению комплекса зданий промышленной недвижимости, осуществленного
строительной организацией ОАО «Шелеховский комбинат «ЖБИ»» в 2014 г. На
основании данных расчета можно составить следующую таблицу (см. табл. 2.10).
Таблица 2.10
Выполнение строительной организацией «Шелеховский комбинат «ЖБИ»» объема
СМР по операциям на примере возведения основных зданий завода
Выполнение работ
|
О П Е Р А Ц И О Н Н Ы Е Э Л
Е М Е Н Т Ы
|
Всего выполнено на группе
объектов
|
|
Земляные работы
|
Фундаменты
|
Каркас
|
Стены наружные
|
Стены внутренние
|
Лестницы и перекрытия
|
Отделочные работы
|
|
По стоимости (тыс. руб.
|
план
|
4580
|
9378
|
7805
|
9854
|
5503
|
4558
|
3257
|
|
факт
|
4933
|
10205
|
8106
|
10670
|
5608
|
5118
|
3257
|
47897
|
По времени (в днях на
операцию
|
план
|
75
|
92
|
80
|
120
|
86
|
45
|
35
|
533
|
|
факт
|
86
|
104
|
84
|
135
|
88
|
45
|
35
|
577
|
Одним из эффективных средств обеспечения устойчивости логистических
систем является конгруэнтность (аддитивность) ее структур и функций.
Достаточные условия устойчивости будут определяться степенью конгруэнтности
структуры и функции экономической системы или степенью соразмерности и
гармоничности ее экономических потоков.
управление запас экономический доход
Заключение
В этой работе были решены поставленные в начале задачи:
основная роль запасов в процессе производства;
рассмотрена эффективность управления текущими денежными потребностями и
собственными оборотными средствами организация;
рассмотрены способы нормирования запасов организация и сформированы
вероятные варианты лучшего и более правильного выбора системы контроля уровня
запасов;
показан способ проектирования действенной системы управления запасами.
Выбор способов управления запасами в общем заключается в ответе на один
вопрос: «Какой размер запасов является для фирмы лучшим?» Чем является
критерием лучшего определения такой величины?
Разумеется, что компании запасы нужны для выполнения заказов своих
клиентов в нужном количестве и в назначенные сроки времени. Но запасы требуют
затрат на их содержание, пока они не будут проданы. Потери фирмы увеличиваются
из-за неполного оборота всего капитала, внесенных в запасы.
Поэтому фирма должна найти для себя наилучшее сочетание между потерями и
прибылью от выбранного уровня товарных запасов, чтобы найти какой размер
запасов по каждой товарной категории можно считать достаточным.
Какой бы способ управления запасами не избрала бы фирма, есть минимум
требований, чтобы предоставленная система элементарно была управляемой и давала
возможность воплотить разные способы планирования запасов. Кроме того, их
выполнение, как правило, сразу же непосредственно воздействует на уменьшении
цены доставки и хранению товара. Эти требования касаются улучшения подходящей
логистичесской операции, а также установки управленческого учета.
Список
используемых источников
1. Вумек Д.,
Джонс Д. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться
процветания вашей компании. - М.: Альпина Бизнес Букс. - 2014. - 474с.
. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта
MRP II. - СПб.: Питер. - 2013. - 352с.
. Гаджинский А.М. Логистика: учебник. - 4-е изд., перераб. и
доп. - М.: ИВЦ «Маркетинг». - 2013. - 315с.
. Гаджинский А.М. Практикум по логистике. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ИВЦ «Маркетинг». - 2013. - 150с.
. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: учеб. пособие. - 2-е
изд. - М.: ИД «Дашков и К°. - 2014. - 360с.
. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - М.:
Центр экономики и маркетинга. - 2014. - 301с.
. Есенькин Б.С., Майсурадзе Ю.Ф. Книжное дело: взгляд
журналиста и специалиста. - М.: МГУП. - 2013. - 402с.
. Есенькин Б.С. Логистика в книжном деле. - М.: МГУП. - 2014.
- 459с.
. Киршина М.В. Коммерческая логистика. - М.: Центр экономики
и маркетинга. - 2014. - 310с.
. Козлов В.К., Уваров С.А. Логистика фирмы. - СПб.: СПбГУЭФ.
- 2014. - 410с.
. Козловский В.А., Кобзев В.В., Савруков Н.Т. Логистика:
конспект лекций. - СПб.: Политехника. - 2014. - 320с.
. Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в
управлении. - М.: ИНФРА-М. - 2014. - 340с.
. Мазурин А. ФОБОС: Эффективное управление производством на
уровне цеха. // САПР и графика. - 2013. - № 3. - С. 73-78.
. Николайчук В.Е. Заготовительная и производственная
логистика. - СПб.: Питер. - 2014. - 305с.
. Николайчук В.Е. Логистика. - СПб.: Питер. - 2014. - 430с.
. Пурлик В. Логистика торгово-посреднической деятельности. -
М.: Высш. шк. - 2014. - 401с.
. Стаханов В.Н., Шеховцев Р.В. Торговая логистика: учеб.
пособие. - 2-е изд. - М.: Приор. - 2014. - 370с.
. Фролов Е.Б., Загидуллин Р.Р. Оперативно-календарное
планирование и диспетчирование в MES-системах.
// Станочный парк. - 2014. - № 11. - С. 22-27.
. Фролов Е.Б., MES-системы: оперативный
функционально-стоимостной анализ для нужд производственного предприятия //
Генеральный директор. - 2014. - № 8. - С. 76-79.