Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы сущности информации
1.1 Понятие, виды и роль информации
1.2 Информация как экономический ресурс, товар и фактор
производства
1.3 Значение информации для развития экономики
Глава 2. Современное состояние рынка информационных услуг
2.1 Понятие и структура рынка информационных услуг
2.2 Анализ и перспективы развития рынка информационных услуг в
России
Заключение
Список литературы
Введение
В современной экономической теории все больше внимания
уделяется исследованию роли информации в экономических процессах и влиянию
развития информационных технологий на жизнь общества.
Развитие и широкое применение информационных технологий
является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции
последних десятилетий. Применение информационных технологий имеет решающее
значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей
ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности
государственного управления и местного самоуправления.
Важным результатом распространения информационных технологий
и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых,
организационных и технологических условий для развития демократии за счет
реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу,
производство и распространение информации.
Актуальность избранной темы заключается в том, что сегодня
информация занимает особое положение в экономике. Информация представляет собой
один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и
ресурсов в целом. Использование электронно-вычислительных машин и персональных
компьютеров обусловило коренное преобразование отношений и технологических
основ деятельности в сфере экономики. В настоящее время распространение
информации в информационном секторе экономики невозможно представить без
применения новых информационных технологий.
В экономике и бизнесе информационные технологии применяются
для обработки, сортировки и агрегирования данных, для организации
взаимодействия участников процесса и вычислительной техники, для удовлетворения
информационных потребностей, для оперативной связи.
Целью курсовой работы является определение роли информации
для современной экономики.
Для достижения поставленной цели в работе были рассмотрены
следующие задачи:
) Раскрыть сущность и роль информации в экономике;
2) Изучить понятие и структуру рынка информационных
услуг;
) Определить перспективы развития рынка информационных
услуг.
Объектом исследования выступает роль информации в современной
экономике.
Предметом исследования выступают отношения, возникающие по
поводу определения роли информации в современной экономике, и рынка
информационных услуг.
Теоретические основы информации и рынка информационных услуг
представлены в работах Березы Н.В., Гаспариана М.С., Селеткова С.Н., Днепрской
Н.В., Ясенева В.Н. и др.
Информационную основу исследования составили периодические,
книжные и интернет издания, а также официальные материалы IDC - ведущего
поставщика информации, консультационных услуг на рынках информационных
технологий и телекоммуникаций.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы
информации: понятие, виды информации, ее значения для развития экономики. Во
второй главе рассмотрен рынок информационных услуг на современном этапе:
понятие и классификацию рынка информационных услуг, анализ структуры и динамики
рынка информационных услуг за 2010-2013 года, перспективы его развития.
Глава 1.
Теоретические основы сущности информации
1.1 Понятие,
виды и роль информации
Информатизация экономики - превращение информации в
экономический ресурс первостепенного значения. Экономическая сущность
информации неотделима от процесса информирования, поэтому необходимо
рассматривать источник информации и получателей информации.
Сообщение от источника к получателю передается посредством
какой-либо среды, являющейся в таком случае "каналом связи".
В информационных экономических отношениях по своей природе
информация является коллективным продуктом. Она обостряется противоречием между
общественным характером производства и капиталистической формой присвоения. В
связи с важной ролью, которую играет информация в современном мире, все более
острой становится проблема доступа к ее источникам и общественных форм
обслуживания.
Понятие информации является очень емким, оно относится к
группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках,
например, в физике, биологии, психологии, экономике, социологии и других,
поэтому термин "информация" имеет различные определения.
В документах ЮНЕСКО (подразделение Организации Объединённых
Наций, осуществляющее проекты в сфере образования и науки) информация
определяется как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой
деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения,
взаимопонимания и сотрудничества. [7]
Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю.
даёт следующую характеристику термину информация: это сведения об окружающем
мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным
устройством. [17]
информационная услуга рынок экономика
Философский подход к определению информации определяет её как
специфический атрибут объективного мира, создающий условия, необходимые для
обеспечения устойчивости и развития систем различной природы.
Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р 51275-2006) определяет
информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и
процессах независимо от формы их представления. [4]
С точки зрения исследования участия информации в
экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления,
наиболее соответствующим представляется следующее определение информации:
информация - это средство снижения неопределенности и риска, способствующая
реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается
возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения
неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем. В
целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределенности
используется в различных теориях и концепциях, например, в теории информации К.
Шеннона или теории прибыли Ф. Найта, но в разных контекстах. Следует отметить,
что информация может снижать неопределенность, но, не представлять ценность для
экономического агента из-за отсутствия потребностей, которые могла бы
удовлетворить данная информация. Поэтому следует дополнить определение
информации как средства снижения неопределенности ее способностью обеспечивать
достижение целей или реализацию потребностей субъекта.
Характеристики экономической информации:
§ Большие объемы информации;
§ целостность информации;
§ цикличность;
§ удельный вес значений.
Свойства экономической информации:
§ ценность и полезность экономической информации
характеризуется стоимостью, трудоемкостью, доступностью, истинностью и
релевантностью;
§ полнота экономической информации может быть:
достаточной, недостаточной, избыточной;
§ актуальность информации;
§ независимость содержания от форм предоставления.
[16]
Виды экономической информации могут быть классифицированы по
различным признакам.
. По значению в процессе управления:
Управляющая - состоит из доводимой до сведения исполнителей
информации в форме прямых приказов, плановых заданий либо в форме экономических
и моральных стимулов;
Осведомляющая - воплощена в отчетных показателях, выполняет в
экономической системе функцию обратной связи: сведения о результатах выполнения
решения и состояния управленческого объекта.
. По содержанию:
По фазам и процессам производства: информация о рынке,
информация о производстве.
По отображенным структурным единицам: по отраслям, по
экономическим районам, по отдельным предприятиям.
. По возможности использования ценности информация для принятия
решения:
§ полезная;
§ ложная;
§ избыточная.
4. По степени обработки и месту в информационном процессе:
§ первичная;
§ производная.
5. По постоянности:
§ постоянная;
§ условно-постоянная;
§ переменная.
Недостатки экономической информации:
§ не все сведения несут информационную нагрузку;
§ многократное дублирование данных;
§ аналогичные данные не сопоставимы;
§ терминология экономической информации не
унифицирована.
Выделяют следующие категории информации как экономических
объектов:
Информация как средство труда - это совокупность знаний,
данных и приемов, при помощи которых исходная информация (предмет труда) может
быть наиболее эффективным образом обработана в целях получения запланированного
результата. Информация как средство труда должна иметь форму, удобную и
понятную специалисту в данной сфере деятельности.
Информация как результат труда должна обладать потребительскими
свойствами, то есть снижать неопределенность ситуации или риск, в которой
оказался субъект. В качестве результата труда информация всегда выступает в
закодированном определенным образом виде, то есть в пригодном для потребления
виде.
Разделение информации на предмет и средство труда не всегда
возможно, и чаще всего она одновременно есть и то, и другое, а также и
результат.
Информация играет важную роль в обществе, она связывает между
собой различные материальные и интеллектуальные виды деятельности людей и
выступает важнейшим ресурсом жизнедеятельности. При этом характерной
особенностью этого вида ресурсов, в отличие, например, от природных, является
то, что он не только не убывает со временем, но и постоянно нарастает, создавая
тем самым условия для накопления опыта, способствуя выработке и принятию
эффективных управленческих решений.
В экономической деятельности информация как средство снижения
неопределенности и риска представляет большую или меньшую ценность для
потребителя, исходя из уровня и полезности принимаемого решения, а также от
степени снижения неопределенности. Знания как продукт для дальнейшей
коммерциализации, например, овеществления в средствах труда, товарах,
технологиях, имеют ценность, обусловленную размерами вероятных будущих прибылей
от коммерциализации.
Таким образом, можно сказать, что информация, независимо от
форм ее существования и использования в экономической деятельности, коренным
образом отличается от таких ресурсов, как капитал, природные ресурсы, труд, что
оказывает существенное влияние на специфику обращения информации в
экономической системе.
1.2
Информация как экономический ресурс, товар и фактор производства
Информация представляет собой разновидность экономического
блага, она удовлетворяет потребности индивидов, а также используются в качестве
экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют
факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний,
так и возможности ее использования.
Информация как экономическое благо обращается в экономике как
товар (информационный продукт, услуга), а также как ресурс, используемый в
процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги
обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей,
как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К
информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы
данных, образовательные услуги, консультирование, результаты
научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Применение информации в качестве экономического ресурса
заключается в продаже, покупке, обмене. Этот ресурс может быть представлен в
ограниченном количестве. При этом на информацию может предъявляться
платежеспособный спрос.
Классический подход к определению ценности (полезности)
информации заключается в возможности дать дополнительную свободу действий
потребителю.
Многие виды информации производятся не для обмена, а
предоставляются потребителю бесплатно, в качестве так называемых общественных
благ. Их производство осуществляется государством или некоммерческими
организациями. Примером могут служить широко рекламируемые государственные
услуги, которые предоставляются в электронном виде. [5]
Товар как экономический объект - это всё то, что может
удовлетворить потребность покупателя. Товар - это объект, который предлагается
рынку с целью приобретения, использования или потребления.
Потребительские свойства информации определяются процессами
отбора, переработки и представлении в соответствующих видах и формах сведений,
при использовании которых потребитель с учетом его экономических, социальных,
прочих возможностей и особенностей может с максимальным успехом достигать
поставленные стратегические цели и решать тактические задачи.
Информация как любой товар характеризуется своим жизненным
циклом, который представляет собой время существования товара на рынке. Фазами
жизненного цикла являются внедрение (введение, появление), рост, зрелость,
насыщение и спад.
Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных
фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему
признаку сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия
имеют более короткий жизненный.
Указанные особенности относятся и к информации как товару,
жизненный цикл которой может колебаться в широких пределах. Особенно, когда это
относится к коммерческой информации, представляющей интерес для конкурирующей
организации.
В качестве товара информация не может отчуждаться подобно
материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к
покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления.
Формирование информационного товара возможно путем
воздействия на исходные данные специальных методов, технологий и техники. Здесь
важно отметить, что в процессе создания информационных товаров основным
средством производства выступает интеллект, который представляет собой
способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая
субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением
которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и
результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате
интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит
доход ее создателю в процессе тиражирования или овеществления в товарах,
средствах производства, технологиях.
В качестве экономического ресурса информация предназначена
для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется
платежеспособный спрос.
Информации как экономическому ресурсу присуще разделение на
распространенности и редкости. С одной стороны, информация легко тиражируема,
не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. В то же
время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее
производства и использования, главным субъектом которого выступает человек.
Так, в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем являются проблема
сильного информационного давления на людей, усиливающегося с ускорением
процесса накопления информации, а также распространение методов деструктивного
информационного воздействия, ведущего к негативным последствиям. Накопленные
объемы информации не успевают перерабатываться, создаются большие массивы
ненужной и дублирующей информации. [12]
В функционировании информации как экономического ресурса
особое значение имеют технические и технологические аспекты ее использования и
обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности
целенаправленного использования информации и знаний в экономики, выявили
резервы прогрессивного развития. Как и любой другой ресурс, информация полезна
только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима.
Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации,
организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и
повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и
отдельных бизнес-процессов.
Информация как экономический ресурс используется в различных
направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей
создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:
. коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях
(создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг,
разработка новых технологий производства и управления);
. воздействие на субъективные восприятия и ожидания
экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание
информационного образа продукта, компании (репутация), формирование
потребностей или влияние на них.
Как экономический ресурс информация обладает рядом
особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства - земли
(природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации
являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе
потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости
между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая
мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в
другие без потери актуальности. [1]
Ограниченность информации и ее полезность для субъектов
экономики дают основания причислять ее к факторам производства наряду с землей,
капиталом, трудом и предпринимательской деятельностью. Доводом в пользу того,
что информация является самостоятельным фактором производства, можно считать
всепроникающий характер информационных технологий, которые способствуют
повышению эффективности практически во всех экономических секторах. [6]
Информация как фактор производства это ресурс, используемый в
экономических процессах. Информация, овеществляясь во всех компонентах системы
производительных сил общества, выступает составным элементом всех моментов
процесса труда - предметом труда, средством труда, и составной частью живого
труда. Многофункциональность информации и возможность её быстрого
перевоплощения из одних моментов процесса труда в другие обеспечивают данной производительной
силе одну из ведущих ролей в развитии системы производительных сил современного
общества. На протяжении всей истории человечества люди в процессе
преобразования окружающего мира преобразуют овеществленную в нём информацию.
Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения
стоящих перед экономическим субъектом проблем. [5]
Специфика информации как фактора производства определяется
рядом качеств, что делает их принципиально отличающимися от иных
производственных ресурсов:
) информация, как фактор производства, не уничтожается в
процессе личного или производственного потребления, следовательно, она является
неисчерпаемым и неограниченным ресурсом. За определённый период времени к
источнику информации могут обратиться неограниченное количество потребителей
неопределённое количество раз;
) информация неотчуждаема от своего обладателя - приобретение
кем-либо определённого набора знаний никоим образом не уменьшает возможности
иных потребителей приобрести те же знания в том же объёме;
) информация резко обесценивается во времени, при этом
информационный продукт, в отличие от материального продукта, подвержен только
одному виду износа - моральному износу;
) неограниченность интеллектуальных ресурсов проявляется в
том, что нельзя измерить издержки приобретения единицы интеллектуального
ресурса с точки зрения издержек, упущенной возможности, так как для
вовлечения в производство неограниченного ресурса нет необходимости отвлекать
его от альтернативного использования. В этих условиях применение кривой
производственных возможностей для анализа распределения ресурсов и оценки
издержек при производстве наукоёмкой продукции теряет смысл - на значительных
участках она будет горизонтальна или вертикальна;
) в реальном производстве неограниченный ресурс - информация
используется в совокупности с ограниченными ресурсами (трудом, капиталом,
землёй). Именно это определяет "границы" использования неограниченных
интеллектуальных ресурсов и приводит к тому, что цена единицы информации не
становится бесконечно малой величиной. Издержки на приобретение единицы
интеллектуального ресурса измеряются выгодой, которая теряется оттого, что
ограниченные ресурсы, необходимые для совместного использования с
дополнительной единицей интеллектуального ресурса, не использованы иным
наилучшим альтернативным путём;
) применение информации в производстве товаров и услуг
зависит от состояния традиционных ресурсов, а также от готовности к восприятию
интеллектуальных ресурсов - уровня квалификации трудовых ресурсов, степени
наукоёмкости капитальных ресурсов, виртуализации финансовых ресурсов. [9]
Расширение использования информации как производственного
ресурса коренным образом изменяет экономическое пространство, способствует
формированию так называемой "новой экономики", под которой понимают
макроэкономическую среду, сформировавшуюся под влиянием новых технологий,
которая качественно отличается от "старой экономики" в отношении как
основных принципов функционирования, так и возможностей её дальнейшего развития.
1.3 Значение
информации для развития экономики
Для развития человеческого общества необходимы материальные,
инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и
информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема
информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности
человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности,
торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в
промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема
производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов,
технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей
экономических объектов в результате концентрации и специализации производства.
Информация представляет собой один из основных, решающих
факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с
этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии
информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации,
но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу
управления и интеллектуальную деятельность человека. [9]
Проблемам информации уделяется очень большое внимание,
обусловленное следующими объективными процессами:
§ человечество переживает информационный взрыв.
Рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с
индивидуальными возможностями человека по ее усвоению;
§ развитие массово - коммуникационных процессов;
§ потребность разработки общей теории информации;
§ развитие кибернетики как науки об управлении;
§ исследования в области естественных наук
подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой
природы;
§ актуализация проблемы устойчивого развития,
становление информационной экономики, главной движущей силой которой является
информационный потенциал, информационные ресурсы;
§ проблема перспективы развития человечества как
целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в
современных условиях.
Важное место в понимании такого понятия как
"информация" и механизма информационных процессов в обществе и его
институтах занимает понятие информационной среды, которая является с одной
стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с
другой - источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей
деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая
из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме
информации, которую помещает в информационную среду. Любому хозяйствующему
субъекту свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен.
Эта информационная среда отражает уровень развития хозяйствующего субъекта и
определяет определенные принципы информационного поведения людей в общении друг
с другом. [3]
В настоящее время распространение информации в информационном
секторе экономики невозможно представить без применения новых информационных
технологий. Информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно
прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных
информационных потребностей широкого круга пользователей.
Использование современных информационных технологий
обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным
массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии,
различные оперативные сводки, аналитические обзоры, законодательные и
нормативные акты), поступающим из международных, региональных и национальных
информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.
Благодаря стремительному развитию новейших информационных
технологий, в настоящее время не только появился открытый доступ к мировому
потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала
реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet.
Современную рыночную экономику можно охарактеризовать как
производство конкурентоспособно ориентированной на потребителя продукция ее
продажу на основе частично регулируемой торговли. Для обеспечения потребностей
и снижения конкурентного риска процесс принятия решения должен быть достаточно
полно обеспечен информацией.
Государство активно участвует в информационном процессе,
формируя информационную политику регулируя отношения на информационном рынке,
определяя нерыночный доступ, к информационному продукту частично погашая
проблему информационного неравенства. Для выполнения своих функций государство
использует ресурсы, поступающие в виде налогов фирм и домашних хозяйств.
В рыночных условиях, когда фактор времени приобретает
решающее значение, особенно важно использование информации на современных
носителях в режиме реального времени.
Мировая практика развития информационного рынка
свидетельствует, что предпринимательская и управленческая деятельность более
всего нуждается в оперативно поставляемой информации об общей экономической
конъюнктуре; статистической информации экономического и социального характера,
необходимой для анализа и прогноза среднесрочных и долгосрочных тенденций;
деловых новостях о событиях, происходящих на рынках; правовой информации,
регламентирующей хозяйственную деятельность; коммерческой информации об
участниках рынка - предприятиях-поставщиках и покупателях, о продукции.
Существенная доля названной информации может быть
представлена на информационном рынке только при помощи электронных
коммуникаций, а ее эффективное использование возможно при совершении сделок в
электронной форме. Рынок электронной сделок включает: системы электронной
банковских операций; электронные биржи; системы заказа билетов и резервирования
мест в гостиницах, заказа товаров и услуг.
В России электронные банковские операции внедряются при
помощи западных технологий. Одним из примеров может служить система SWIFT,
позволяющая коммерческим банкам сразу по подключении к ней принимать участие в
электронных международных расчетах. Кроме того, формируется система электронных
банковских операций между Центральным Банком России, его территориальными
отделениями, центральными банками стран СНГ и ведущими коммерческими банками.
Некоторые коммерческие банки используют западные системы осуществления операций
по кредитным карточкам международных и американских фирм, таких, как VISA,
Mastercard, American Express.
На рынке электронных коммуникаций выделяют различные системы
средств связи и общения людей. Сюда входят сети передачи данных, электронная
почта (E-mail), системы, объединяющие владельцев микро-ЭВМ, электронная
"доска объявлений", телеконференции. Кроме того, информационный рынок
включает такие специальные виды продуктов и услуг, как сбор, подготовка и
обработка информации, услуги библиотек и архивов, данные метеорологической,
космической, геоинформации, поставляемые соответствующими службами, разработки
информационных систем, программного и лингвистического обеспечения.
Необходимо отметить, что информация является основой принятия
решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению
эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот
факт, что потребителями (пользователями) информационных услуг выступают
специалисты, работающие практически во всех сферах производства. [15]
Таким образом, в настоящее время информация рассматривается в
качестве одного из важнейших и стратегических ресурсов развития общества.
Информационные ресурсы стоят в одном ряду с материальными, энергетическими и
человеческими ресурсами. С помощью информации потребитель-пользователь получает
возможности удовлетворять потребности в новых сведениях и знаниях, которые
могут являться основой, в том числе и для извлечения прибыли.
Глава 2.
Современное состояние рынка информационных услуг
2.1 Понятие и
структура рынка информационных услуг
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок)
- система экономических, правовых и организационных отношений по торговле
продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. [11]
Рынок информационных продуктов и услуг представляет собой
неотъемлемую часть единого информационного поля, объектами которого являются
товары в виде информационных продуктов, информационных услуг,
научно-технической, проектно-конструкторской продукции. [19]
Рынок информационных услуг основан на наличии комплекса
факторов, связанных с производством, потреблением, хранением, обработкой,
передачей информации. Структурно рынок включает в себя подсистемы
производителей, потребителей и посредников, находящихся в постоянном
взаимодействии и развитии.
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть
различные юридические и физические лица, решающие различного рода экономические
задачи. Поставщиками (производителями) информационных услуг являются: центры
генерации и обработки баз данных (дата центры), средства массовой информации,
банки, биржи, коммерческие фирмы, рекламные агентства, государственные структуры
различной направленности (органы государственной власти, образовательные
учреждения, НИИ).
Посредниками или распространителями на информационным рынке
являются: операторы связи, операторы доступа (провайдеры), информационные
посредники, коммерческие посредники. [2]
Основным источником для информационного обслуживания в
современном обществе являются базы данных, которые обеспечивают взаимодействия
поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними.
[18]
Информационный рынок характеризуется определенной
номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления,
ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими
материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена
выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты,
товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода
информация и прочие виды информационных ресурсов.
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих
использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал
общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс
производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но
также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и
других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе
современной информационной технологии.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование
рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого
являются:
Техническая и технологическая составляющая. Это современное
информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и
соответствующие им технологии переработки информации.
Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы:
законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на
информационном рынке. (Закон "Об информации, информатизации и защите
информации"; Закон "Об авторском праве и смежных правах"; Закон "О
правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закон "О правовой
охране топологий интегральных схем").
Информационная составляющая. Это справочно-навигационные
средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
Выделяют пять секторов рынка информационных продуктов и
услуг.
-й сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:
Биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг,
валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены.
Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации,
брокерские компании, банки.
Статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели
и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками
являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы.
Коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям,
направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях,
сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса.
Поставщиками являются специальные информационные службы.
-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие
части:
Профессиональная информация - специальные данные и информация
для юристов, врачей, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов.
Научно-техническая информация - документальная,
библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных,
технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой
деятельности.
Доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам
информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения
первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных
формах.
-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих
частей:
Новости и литература - информация служб новостей и агентств
прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии.
Потребительская информация - расписания транспорта,
резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские
операции.
Развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст.
-й сектор - услуги образования, включает все формы и ступени
образования: дошкольное, школьное, специальное, среднее профессиональное,
высшее, повышение квалификации и переподготовку.
Информационная продукция может быть представлена в
компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки,
практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и
контролирующие системы, методики обучения.
-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства,
состоит из следующих частей:
Программные продукты - программные комплексы с разной
ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное
программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное
обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по
решению задач типовыми математическими методами.
Технические средства - компьютеры, телекоммуникационное
оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие.
Разработка и сопровождение информационных систем и технологий
- обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка
концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного
комплекса, создание и сопровождение баз данных.
Консультирование по различным аспектам информационной
индустрии - какую приобретать информационную технику, какое программное
обеспечение необходимо для профессиональной деятельности, какая информационная
система нужна, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою
деятельность.
Подготовка источников информации - создание баз данных по
заданной теме, области, явлению. [14]
Наглядно инфраструктура рынка информационных услуг
представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 Инфраструктура рынка информационных услуг
В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:
Непосредственный доступ - к хранилищу информации на бумажных
носителях.
Дистанционный доступ - к удаленным или находящимся в данном
помещении компьютерным базам данных
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения
относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно
говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не
только торговля и посредничество, но и производство.
2.2 Анализ и
перспективы развития рынка информационных услуг в России
Рынок информационных товаров и услуг является сегодня самым
динамично развивающимся. Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран, по
разным оценкам, составляет 10-25 %.
год принято считать датой начала формирования российского
информационного рынка. В это время появились нормативные документы, официально
разрешающие деятельность кооперативов и предприятий с иностранным участием,
сыгравших важную роль в развитии рынка деловой информации в России. До этого
времени, хотя информация и признавалась товаром, рыночные отношения
сдерживались из-за жесткой государственной регламентации информационной сферы.
[10]
Основные факторы становления информационного рынка в России:
. Нормативно-правовые - совершенствование правовой базы,
создание практического механизма реализации прав собственности на информацию.
. Технологические - развитие информационной инфраструктуры,
устранение зависимости информационного рынка от импорта средств вычислительной
техники и технологий, улучшение технической совместимости, формирование новых и
улучшение существующих сетей и их подключение к международным информационным
магистралям.
. Организационные - принятие государственной программы
информатизации России, укрепление кадрового потенциала, развитие фирм,
предоставляющих справочные и посреднические услуги.
. Институциональные - формирование традиций рыночного
хозяйствования, устранение монополизма государства на информационные ресурсы,
развитие конкуренции на информационном рынке.
. Факторы безопасности - совершенствование систем защиты
информационных ресурсов от несанкционированного доступа, усиление борьбы с
правонарушениями в информационной сфере, повышение информационной защищенности
персональных данных. [1]
По данным IDC, российский рынок ИТ-услуг в 2010 году достиг в
объеме $4,7 млрд (+30% к данным 2009 года). По данным Астерос, объем
российского рынка ИТ-услуг по итогам 2010 года составил 4,1 млрд долларов. В
отличие от более оптимистичных оценок аналитических агентств, по мнению
"Астерос", рост рынка ИТ-услуг был скромным и составил не более 15%.
Если говорить о структуре потребленных услуг, то доля системной
интеграции в 2010 году несколько снизилась, однако именно эта категория услуг
остается самой востребованной. Наиболее высокие темпы роста показал консалтинг.
Это связано с изменениями в экономической ситуации и, как следствие, c
обновлением ИТ-стратегий, актуальностью вопросов безопасности, а также
потребностью в более активном привлечении внешних экспертов.
Рисунок 2.2 Структура рынка ИТ-услуг в России за 2010 год
На первое место по потреблению ИТ-услуг в 2010 году вышел
финансовый сектор, потеснив государственные учреждения. С одной стороны, к
этому привел дефицит бюджета, обусловивший заморозку ряда проектов в
госсекторе. С другой стороны, значительное влияние на расклад сил оказало
быстрое восстановление банков после кризиса. Самые высокие темпы роста показал
сектор розничной торговли.
Согласно отчету IDC от июля 2012 года, объём российского рынка
ИТ-услуг (без ИТ-аутсорсинга) в 2011 году вырос на 27,2% и составил $5,94 млрд.
Несмотря на относительно медленный рост, системная интеграция осталась
крупнейшим сектором рынка ИТ-услуг в России в прошлом году с долей 28,5%, лишь
немного опередив сектор разработки заказного программного обеспечения. Доля
аутсорсинга выросла незначительно, составив 14,2%.
Рисунок 2.3 Структура рынка ИТ-услуг в России за 2011 год.
Высокими темпами в 2011 году рос сегмент установки и поддержки
оборудования, что было связано с масштабными проектами по внедрению
оборудования в крупных ЦОД в банковском секторе. За счет этого доля услуг
установки и поддержки возросла до 19,4%.
По данным IDC, в 2011 году главными потребителями ИТ-услуг
по-прежнему были финансовые организации, за ними следовали государственные и
телекоммуникационные компании. Расходы на ИТ росли во всех отраслях, при этом
наиболее динамично спрос на ИТ-услуги рос в секторах страхования,
профессиональных услуг и здравоохранения.
По оценкам TAdviser, российский рынок ИТ-сервисов и ИТ-аутсорсинга
в 2012 году составил в объеме 260,339 млрд рублей, что на 8% больше 2011 года.
Из них 6,38 млрд рублей пришлось на облачные сервисы, 52,34 млрд рублей - на
ИТ-аутсорсинг, остальные 201,019 млрд рублей - на прочие ИТ-услуги, включая
внедренческий консалтинг и системную интеграцию.
Объём российского рынка ИТ-услуг, по информации IDC в 2012 году
вырос почти на 11% и составил $6,58 млрд - в сравнении с результатами 2011 года
показатели 2012 года говорят о значительном снижении темпов. Системная
интеграция - самый крупный сегмент рынка ИТ-услуг России, его доля - 28,5%.
Сегмент разработки заказного ПО незначительно сократился (26,3%). Стоит
отметить, что, по терминологии IDC, рынок ИТ-услуг не включает ИТ-аутсорсинг,
который рассматривается отдельно.
Рынок аутсорсинга, по данным IDC, в 2012 году вырос до 15,7%. Из
под сегментов рынка аутсорсинга в 2012 году почти на 60% вырос объём
аутсорсинга ИТ-систем (Услуги, предоставляемые по долговременному соглашению,
согласно которому клиент передает в полное управление или собственность
значительную часть своей ИТ-инфраструктуры). На динамику роста этого
подсегмента влияют западные компании.
Согласно отчету Russia IT Services 2014-2018 Forecast and 2013
Analysis компании IDC, объем российского рынка ИТ-услуг в 2013 году вырос почти
на 8% и составил $7,7 млрд. (269,8 млрд. руб. по курсу ЦБ на 24 июля 2014 года)
Данный сегмент занял примерно 22% всего отечественного ИТ-рынка.
Исходя из этих цифр вся российская ИТ-индустрия заработала в 2013 г. около
$35,15 млрд (1232 млрд руб. по курсу ЦБ на 26 июля 2014 года).
Российский рынок ИТ-услуг по-прежнему недостаточно прозрачен, так
как многие российские компании-поставщики раскрывают далеко не все подробности
своей деятельности. Во многих проектах, связанных с новыми технологиями, имена
заказчиков не раскрываются по условиям соглашений о соблюдении
конфиденциальности и остаются недоступными общественности.
Непростые отношения с Западом вновь подчеркнули необходимость
снижения зависимости России от западных ИТ-систем, расширения разработки
собственных решений с открытым кодом, укрепления ИТ-инфраструктуры, особенно в
государственном секторе и военно-промышленном комплексе.
Тем не менее, несмотря на сложившуюся ситуацию, основные
международные высокотехнологичные компании продолжают заниматься в России
масштабными проектами. Ожидается, что в ближайшие годы рынок ИТ-услуг будет
сильно зависеть от экономической ситуации в стране, наличия крупных
государственных проектов.
Рисунок 2.4 Расходы по базовым рынкам ИТ-услуг в России в 2013
году
Наибольшую долю рынка ИТ-услуг по-прежнему занимает системная
интеграция. Проекты в области системной интеграции являются, как правило,
продолжительными, сложными и дорогостоящими. Рост ИТ-ресурсов и спрос на их
централизацию будет требовать новых проектов, связанных с системной
интеграцией.
Доля рынка услуг поддержки, связанных с установкой нового
оборудования и программного обеспечения, будет снижаться с сокращением
маржинальности дохода от этих услуг. Стабильным спросом по-прежнему будут
пользоваться услуги по обслуживанию оборудования.
Доля сегмента ИТ-обучения и тренингов будет сокращаться по мере
увеличения недорогих онлайн-курсов и возможности бесплатного обучения в
социальных сетях. По сравнению с западными странами, доля аутсорсинга на
российском рынке ИТ-услуг остается достаточно малой. Преимущества облачных
технологий, такие как возможность быстро получить ИТ-инфраструктуру в аренду,
использовать ее по требованию и оплачивать по факту потребления, известны
пользователям, однако многие российские организации все еще опасаются внедрять
эти технологии, что связано с отсутствием общей культуры аутсорсинга, а также
вопросами безопасности.
Темпы роста облачных услуг будут существенно превышать темпы роста
традиционных ИТ-услуг. Преимущества облачных технологий, такие как возможность
быстро получить ИТ-инфраструктуру в аренду, использовать ее по требованию и
оплачивать по факту потребления, очевидны многим пользователям, однако, многие
российские организации все еще опасаются внедрять эти технологии. Отчасти это
связано с отсутствием общей культуры аутсорсинга, а также вопросами
безопасности. Доля проектных затрат в частных облаках все еще очень высока. [8]
В 2013 году финансовые организации лидировали по уровню
потребления ИТ-услуг, за ними идёт государственный сектор, телекоммуникационные
и медиа-компании.
Изменение объемов и темпов роста рынка ИТ-услуг в России за 2010 -
2013 года наглядно представлено на графике (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 Динамика рынка ИТ-услуг в России
Дальнейший характер развития отечественной ИТ-отрасли будет
обусловлен совокупностью мировых и локальных тенденций, среди которых: рост
спроса на "умные устройства" и интернет-сервисы, дальнейшее внедрение
ИТ-систем в управление бизнесом, автоматизация госсектора.
С одной стороны, поставщики ИТ-услуг как высокотехнологичные
компании начинают внедрять у себя новые технологии для того, чтобы иметь
возможность апробировать их и продемонстрировать заказчику. Так, многие
системные интеграторы в России переводят свою ИТ-инфраструктуру в облако и
развивают мобильные технологии. Большинство поставщиков начали осуществлять
поддержку пользователей не только по телефону и электронной почте, но и через
социальные медиа.
С другой стороны, поставщики ИТ-услуг все больше занимаются
консалтингом, обучением и внедрением решений на технологиях третьей платформы.
Растет спрос на предоставление услуг облачного хостинга. Появляются новые виды
услуг − таких как услуги облачных брокеров. Облачный брокер выступает
посредником между облачными провайдерами и облачными потребителями, занимается
интеграцией облачных сервисов от различных производителей, управляет
использованием, производительностью и безопасностью комплексного облачного
решения. Внедрение мобильных решений требует от поставщиков ИТ-услуг новых
проектов по управлению мобильными устройствами, стимулирует разработку
программных обеспечений на заказ.
Серьезным сдерживающим фактором развития рынка является слабая
диверсификация экономики России, которая ведет к чрезмерной зависимости страны
от энергетического сектора и колебания цен на энергоносители.
Одним из главных текущих негативных факторов является политическая
и экономическая неопределенность. Продолжающийся кризис на Украине усиливает
негативные настроения, а дальнейшее охлаждение отношений между Россией и
Западом подрывает доверие инвесторов. Углубление российско-украинского
конфликта увеличит геополитические риски, а неопределенность может усилиться за
счет дальнейших санкций и ответных действий России. Это повысит волатильность
рынка и сделает перспективы восстановления еще более призрачными.
Слабый рубль, политическая и экономическая неопределенность
ускоряют отток капитала из Российской Федерации. Всплеск инфляции и рост цен на
импортную продукцию также существенно тормозят развитие рынка ИТ, заставляя
российских и зарубежных предпринимателей отказываться от рублевых инвестиций.
Высокий уровень инфляции подрывает доверие потребителей и негативно сказывается
на всем рынке.
Следует отметить, что вместе с новыми негативными факторами
появились и некоторые факторы, способствующие развитию российского рынка.
Заключение
Информация - это ресурс, производимый, перерабатываемый,
потребляемый и сохраняемый в результате развития материального и
нематериального производства.
Экономическая информация может быть классифицирована по
различным признакам: по значению в процессе управления (управляющая,
осведомляющая), по возможности использования ценности информация для принятия
решения (полезная, ложная, избыточная), по степени обработки и месту в
информационном процессе (первичная, производная), по постоянности (постоянная,
условно-постоянная, переменная).
Информация играет важную роль в обществе, она связывает между
собой различные материальные и интеллектуальные виды деятельности людей и
выступает важнейшим ресурсом жизнедеятельности. При этом характерной
особенностью этого вида ресурсов, в отличие, например, от природных, является
то, что он не только не убывает со временем, но и постоянно нарастает, создавая
тем самым условия для накопления опыта, способствуя выработке и принятию
эффективных управленческих решений.
Применение информации в качестве экономического ресурса может
заключаться в продаже, покупке или обмене. Информация как фактор производства
это ресурс, используемый в экономических процессах.
Рынок информационных услуг представляет собой совокупность
экономических, правовых и организационных отношений по продаже и покупке
информационных услуг, складывающихся между их поставщиками и потребителями.
Выделяют пять секторов рынка информационных услуг:
. деловая информация;
2. информация для специалистов;
. потребительская информация;
. услуги образования;
. обеспечивающие информационные системы и средства.
Объемы и темпы роста рынка информационных услуг в России:
год - 4,7 млрд. дол. (+30%);
год - 5,94 млрд. дол. (+27,2%);
год - 6,58 млрд. дол. (+11%);
год - 7,7 млрд. дол. (+8%).
В настоящее время, рынок информационных услуг сильно зависит
от экономической ситуации в стране, цен на нефть и ослабления курса рубля. Под
влиянием этих факторов объем рынка информационных услуг будет снижаться.
Повышению темпов роста в секторе
информационно-коммуникационных технологий может способствовать активная
модернизация его инфраструктуры, рост спроса на информационные услуги,
увеличение предпринимательской активности, распространение компьютерной
грамотности населения.
Список
литературы
1)
Агафонова, А.Н. Методологические аспекты управления информационными услугами на
информационном рынке / А.Н. Агафонова // Вестник Тюменского Государственного
Университета. - 2012 г.
)
Береза, Н.В. Рынок информационных услуг: современные тенденции и перспективы
развития. Монография / Н.В. Береза. - М.: Директ-Медиа, 2014 г. - 180 с.
)
Гаспариан, М.С. Информационные системы и технологии: учебно-методический
комплекс / М.С. Гаспариан. - М.: Издат. Цент ЕАОИ, 2011 г. - 372 с.
4) ГОСТ Р
51275-2006 [Электронный ресурс] / Открытая база ГОСТов. - Режим доступа:
<http://standartgost.ru/g/ГОСТ_Р_51275-2006> (дата обращения:
30.10.2015).
) Информация и
знания как фактор производства [Электронный ресурс] / Валовая экономика. -
Режим доступа: <http://www.grosseconomic.ru/gronids-857-1.html> (дата
обращения: 30.10.2015).
) Информация в
структуре факторов производства [Электронный ресурс] / Современные научные
исследования. Электронный журнал. - Режим доступа:
<http://sni-vak.ru/статьи-вак/economics/информация-в-структуре-факторов-производства>
(дата обращения: 31.10.2015).
) Информация как
товар [Электронный ресурс] / Информационные технологии в управлении и экономике
- Режим доступа: http://itue.ru/? p=120 <http://itue.ru/?p=120> (дата
обращения: 31.10.2015).
) ИТ-услуги
(рынок России) [Электронный ресурс] / Консалтинговая группа Борлас. - Режим
доступа: <http://borlas.ru/press_477.html> (дата обращения: 01.11.2015).
) Корабейников,
И.Н. Роль и место информации и знаний в современных условиях развития экономики
/ И.Н. Корабейников // Тренды развития современного общества. - 2011 г.
) Куприянова,
Л.М. Информационное общество: современный этап развития новой экономики / Л.М.
Куприянова, О.Н. Ефимова // Экономика будущего. - 2014 г.
) Лашко, А.В.
Рыночно-экономические основы становления и развития информационных услуг как
части виртуального рынка / А.В. Лашко, Т.А. Макареня. - Вестник Адыгейского
государственного университета. - 2012 г.
) Мункоев, Н.А.
Особенности информации как фактора производства современной экономики / Н.А.
Мункоев // Вестник Бурятского Госуниверситета. - 2012 г.
) Обзор и оценка
перспектив развития мирового и российского рынков информационных технологий
[Электронный ресурс] / Московская биржа РВК, 2014 г. - Режим доступа:
http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/obzor_it. pdf (дата
обращения: 01.11.2015).
) Основые секторы
рынка информационных ресурсов [Электронный ресурс] / Информационно-справочный
портал. - Режим доступа: http://www.library.ru/1/kb/books/library&business/chapter_2. php (дата обращения: 01.11.2015).
) Роль информации
в экономике [Электронный ресурс] / Блоги экономистов. - Режим доступа: http://econ2.ru/blogs/blog-nachinayushego-yekonomista/rol-informaci-v-yekonomike.html
(дата обращения: 30.10.2015).
) Селетков, С.Н.,
Управление информацией и знаниями компании. Учебник / С.Н. Селетков, Н.В.
Днепрская. - Инфра - М, 2014 г. - 208 с.
) Ожегов, С.И.
Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов
// Текстология - Режим доступа: http://ozhegov. textologia.ru/ (дата обращения: 30.10.2015).
) Хунагова, Д.Р.
Предложение подхода к исследованию структуризации рынка информационных услуг/
Д.Р. Хунагова // "Вестник АГУ", 2015 г.
) Ярковой, В.А.
Основные направления развития информационных услуг в Российской Федерации /
В.А. Ярковой // Экономическое возрождение России. - 2010 г.
) Ясенев, В.Н.
Информационные системы и технологии в экономике / В.Н. Ясенев. - Юнити-Дана.
2010 г, - 560 с.