Информация как один из факторов производства в России
Содержание
Введение
Глава 1 Роль информации в
современной экономике
.1 Изменение факторов производства
и усиление роли информации
1.2 Особенности информации как
ресурса
.3 Рынок информации
Глава 2 Информация как один из
факторов производства в России
.1 Развитие информационного рынка
.2 Проблемы становления
информационной экономики
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Цель данной курсовой работы - исследовать роль
информации в современной экономике.
Актуальность этой темы заключается в том, что
информация в наше время становится значимым фактором производства. Если раньше
ученые - экономисты выделяли четыре фактора производства (труд, земля, капитал
и предпринимательские способности), то на сегодняшний день доминирующим
фактором становится информация.
По мере экономического развития человечества
один из производственных факторов играет главенствующую роль, соответствующую
данному этапу в экономическом развитии общества. Можно говорить о
главенствующей роли одного из них в каждый данный момент. В период аграрного
общества, главным фактором производства считалась земля, не менее важным
фактором считался труд. Во времена индустриального общественного устройства
главным фактором производства считался уже капитал. Позже экономисты стали
выделять такой фактор производства, как информация, обосновывая его
первостепенную роль в самом процессе производства.
Достижение поставленной цели потребовало решения
следующих задач:
выявить особенности информации как
специфического экономического блага, экономического ресурса и фактора
производства;
комплексное осмысление процессов производства и
потребления информации;
проанализировать проблемы перехода России к
информационной экономики;
Стремительное развитие информационных
коммуникаций, которые используются в экономической деятельности, превращение
информации в экономическое благо, появление новых видов электронного бизнеса
требуют научных обобщений и теоретических разработок, позволяющих выявить суть
и оценить последствия растущего влияния информации на общество и экономику. В
связи с этим появляется потребность в упорядочивании и систематизации научных
знаний об информации.
Современные технологии настолько сложны, что для
их организации нужны колоссальные объемы данных. Без информационных потоков не
могут существовать бизнес-процессы в организации. Вся человеческая жизнь
основана на обмене знаниями и опытом с другими людьми. Информация является
неотъемлемой частью нашего современного мира.
информация
производство экономика
Глава 1 Роль информации в современной экономике
.1 Изменение факторов производства и
усиление роли информации
Важнейшим фактором современного
постиндустриального производства становится информационный фактор.
Обладание информацией - очень важное условие
функционирования предприятий в рыночной экономике. В условиях развивающегося
научно-технического прогресса рыночные структуры не могут успешно
функционировать, не будучи информированными. Производители и потребители должны
обладать надлежащей, полной, доброкачественной информацией.
Информационная база и развитый рынок информации
являются чрезвычайно важными факторами, обеспечивающими возможности
потребительского выбора и потребительских предпочтений.
Независимые самостоятельные производители
товаров и услуг не могут успешно функционировать на рынке, не имея информации о
других производителях, о возможных потребителях продукции, о поставщиках сырья,
комплектующих и технологиях, о положении на товарных рынках и рынках капиталов,
об общей экономической и политической ситуации не только в собственной стране,
но и в мире, тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и
техники, о правовых условиях хозяйственной (коммерческой) деятельности и т. д.
Без развитой информационной системы эффективное
функционирование предпринимательских структур в современных условиях
практически невозможно. Обладание информацией является важнейшим фактором
успеха.
В развитых экономических системах информационный
фактор важен не только при определении предпочтительности того или другого
продукта, но и для расчета эффективности различных вариантов приложения
капитала, выбора наилучшего.
Отсутствие информации, неточность или
относительность информации обусловливают угрозу потери предприятием части своих
ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в
результате производственной и финансовой деятельности.
В условиях нестабильной, быстро меняющейся
экономики предприятие должно учитывать все возможные последствия от действия
конкурентов, изменения рыночной ситуации, осуществлять деятельность по
сокращению потерь, концентрации усилий на наиболее предпочтительных
направлениях, минимизировать риски.
Информация всегда использовалась в производстве,
но именно сегодня, когда она заняла доминирующее место в организации
национального хозяйства.Учитывая это, некоторые исследователи пришли к выводу,
что «информация обладает характеристиками общественного блага».
Сейчас знание превратилось в экономический
ресурс, в богатство, и на практике основой такого превращения становиться
реализация политики массового образования. Как только человечество осознало,
освоило новый экономический ресурс - информацию, его производство и внедрение
было поставлено на индустриальную базу. В результате использования данного
экономического ресурса экономическое развитие начинает показывать наибольшие
темпы, что повлекло за собой повышение роли социальных факторов - так как для
постоянного воспроизводство данного ресурса требуется соответствующий уровень
образования в обществе. В этом случае тесная связь между наукой и производством
обеспечивает быстрый рост богатства.
Более того, ученые, изучающие общественное
развитие считают информацию основным экономическим фактором постиндустриального
общества.Авторитетный представитель данной теории Д.Белл, ставит информационный
фактор в центр своей концепции постиндустриального общества. Он усматривает
тектонический сдвиг в экономике от производства товаров к производству услуг,
притом, что научно-технические кадры вытесняют предпринимателей в качестве
доминирующего класса, движущей силой нововведений и политики становиться
знание, а ключом к будущему - технологии. «…Подобно тому, как в результате
промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее
производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь
должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее
соответствующее социальное развитие по всем направлениям» - писал Д. Белл.
В 1980г. Д. Белл в книге «Социальные рамки
информационного общества» использовал термин Ю. Хаяши. Выражение
«информационное общество» было новым названием для постиндустриального
общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней
общественного развития после индустриального общества, а основу определения его
социальной структуры - информацию. Если в книге «Наступление
постиндустриального общества» электронно-вычислительная техника рассматривалась
как необходимое средство для решения сложных задач (с применением системного
анализа и теории игр), то в «Социальных рамках информационного общества»
большое значение придается средствам связи.
Однако могут возникнуть проблемы.
Первая, это информационная перегрузка,
пропускная способность человека и общества отстает от развития информации. Само
понятие «Информационная перегрузка» популяризировал ЭлвинТоффлер в своем
бестселлере «Шок будущего» 1970г. Термин относится к трудности понимания
проблемы и принятия решений, причиной которой является избыток информации.
Термин и концепция предшествовали Интернету. Сегодня же, в эпоху Интернета,
информационная перегрузка воспринимается как отвлекающая и неуправляемая
информация, такая как спам по электронной почте, почтовые уведомления,
мгновенные сообщения, твиттери фэйсбук-посты в контексте рабочей среды. В
результате, прерывание на такую информацию негативно влияет на внимание
сотрудника. TheDailyTelegraph цитирует статью Николаса Карра - «Что Интернет
делает с нашими мозгами», в которой говорится, что электронная почта
эксплуатирует наш основной человеческий инстинкт поиска новой информации, делая
людей зависимыми, заставляя их «бездумно нажимать рычаги в надежде получить
дозу социальной и интеллектуальной пищи».
Вторая, это сокращение жизненных циклов
информации, то есть информация стареет намного быстрее, чем это было раньше.
Однако эти проблемы привлекают бизнес. Бизнес не
может полностью решить проблему, однако он в состоянии минимизировать
отрицательный эффект. Следовательно, появляются два направления бизнеса:
снабжать людей свежей информацией и помогать людям разбираться в том объеме
информации, который уже существует. В процессе своей деятельности бизнес будет
так или иначе встречаться с ключевой проблемой - как максимально эффективно
можно использовать информацию.
.2 Особенности информации как ресурса
О том, что «информация является критическим
ресурсом, который, если хорошо им распорядиться, может принести большое
конкурентное преимущество», каждый из нас неоднократно слышал или читал. Более
того, информация стала стратегическим ресурсом, сегодня ее ставят в один ряд с
фундаментальными понятиями мироздания - веществом и энергией.
Можно сказать, что информация в широком смысле -
это отражение реального мира; а в узком - любые сведения, являющиеся объектом
хранения, передачи и преобразования.
С практической точки зрения информация всегда
представляется в виде сообщения. Информационное сообщение связано с источником
сообщения, получателем сообщения и каналом связи.
Рис. 1.1. Схема передачи информации
Уникальность информации как производственного
фактора обусловлена тем, что в ней заключены противоречиво сочетающиеся
свойства: распространенности и редкости, неисчерпаемости и конечности. Ни одно
из ранее известных условий производства не отличалось подобным сочетанием
соответствующих свойств и характеристик.
Информационный ресурс может существовать в двух
формах: активной и пассивной. Пассивны книги, банки данных и т.п.
К активным ресурсам относятся модели, алгоритмы,
программы, проекты, базы знаний. Их можно трактовать как стадии созревания
информационного ресурса, степени доведения его до готовности и превращения в
силу.
Информация как ресурс имеет важные особенности:
.Виртуальность.
Информация, не обязательно присутствует в данный
момент в реальном мире, однако может обладать свойствами, соответствующими
объектам реального мира. Например, аудиоинформация, музыкальная композиция в
mp3 формате, воздействуя на входные устройства реципиента (органы чувств
человека), имитирует фактически существующие объекты, порой добиваясь
неотличимости от оригинала. Виртуальность обеспечивает легкость передачи и
распространения информации в сравнении с другими видами ресурсов.
. Инвариантность по отношению к носителям.
Одна и та же информация, независимо от ее
семантики, может быть «записана» на любом языке, любым алфавитом, т.е. системой
знаков, наносимых любыми способами на любые носители. Другими словами, ни
количество, ни семантика никакой информации не зависят от того, какая система
записи избрана для ее фиксации и какой для этого использован носитель.
Инвариантность информации как бы подчеркивает ее внутреннюю независимость от ее
материальных оков, ее автономность и суверенность, которые сохраняются как бы
наперекор судьбе, обрекающей информацию быть вечным узником мира вещей - ее
физических носителей.
. Неисчерпаемость.
Информация может иметь неограниченное число
пользователей, использоваться неограниченное число раз и при этом не
убывать.Это свойство информации можно проиллюстрировать известной притчей
Б.Шоу: "Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обмениваемся
этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть
идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по
две идеи".
. Мультипликативность.
Когда скорость транслируемости превосходит
скорость разрушения и гибели информации, это приводит к ее размножаемости.
Следствием размножения информации является ее мультипликативность, т.е.
возможность одновременного существования одной и той же информации в виде
некоторого числа идентичных копий на одинаковых или разных носителях. Следует
отметить, что число таких копий, в принципе, не ограничено, т.е. может быть
сколь угодно большим.
. Доступность информации.
Доступность информации об информационных
технологиях, т.е. на уровне фирм и производств чрезвычайно полезна для развивающихся
стран, включая Россию. Доступность передовых технологий позволяет их широко
внедрять в практику, поднять общий уровень производств. Фактически это означает
технологическую помощь развивающимся странам. Доступность информации позволяет
ученым и инженерам страны с догоняющей экономикой встать на плечи
исследователей развитых стран и идти в научном поиске следом или даже
параллельно. Так когда-то поступила Япония, используя российские и американские
научно-популярные журналы и неиспользованные изобретения.
Информационные блага, как общественные, так и
частные, независимо от формы их существования, удовлетворяют определенным
потребностям субъектов рынка и обеспечивают достижение ими тех или иных целей,
что обусловливает наличие у информационных товаров потребительной стоимости. В
свою очередь, экономическая ценность информационных благ создается и в процессе
труда, для чего требуются определенные затраты. Принципиально важной
особенностью информационного продукта является механизм формирования цены на него.
Если для материальных товаров и многих услуг существует возможность определения
цены товара c позиции затрат на его производство, то для информационных
продуктов определяющим, как правило, является их полезность, а точнее, тот
эффект, которого можно достигнуть при дальнейшем использовании информационных
товаров. Полезность знаний для покупателя зависит от полезности решений,
получаемых при помощи знания.
.3 Рынок информации
Рынок информационных продуктов и услуг
(информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных
отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой
основе.
Информационный рынок характеризуется
определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их
предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими
материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена
выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты,
товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода
информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для
информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они
интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения
между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг
могут быть:
центры, где создаются и хранятся базы данных, а
также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
центры, распределяющие информацию на основе
разных баз данных;
службы телекоммуникации и передачи данных;
специальные службы, куда стекается информация по
конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования,
например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
информационные брокеры.
Потребителями информационных продуктов и услуг
могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.
Совокупность средств, методов и условий,
позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный
потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс
производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но
также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и
других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе
современной информационной технологии.
Выделяют пять секторов рынка информационных
продуктов и услуг.
В основе различных подходов к ценообразованию
информации лежит разное понимание учеными стоимости информации, общественно
необходимых затрат труда на ее производство, структуры этих затрат, полезности
и результативности ее применения в производстве.
Цена информации формируется в результате
сложного взаимодействия составляющих ее специфики, законов спроса и
предложения, предельной производительности и стоимости ее воспроизводства и
т.д. В современных условиях на этот процесс влияют и такие факторы, как
востребованность производства в информации, ее себестоимость, меры
государственного вмешательства (например, налоговая политика государства),
научно-технический прогресс и т.д.
Рис. 1.2. Сектора информационного рынка
При определении цены на информацию сложность
состоит в том, что информация имеет ряд следующих особенностей:
. Потребительная стоимость информации (ее
полезность, ее способность удовлетворять общественную потребность) не зависит
от произведенных затрат и эффекта ее реального использования.
. Стоимость информации и стоимость носителя ее
часто не связаны друг с другом, поэтому цена одной и той же информации на
разных носителях может существенно отличаться.
. Информация в 1 экземпляре имеет такое же
содержание, как и во многих экземплярах. В то же время реализация информации как
стоимости существенно зависит от степени применения этой информации в сфере
материального производства.
. В отличие от материальных вещей, информация
должна быть приобретена в «полном количестве», ибо только при этом она способна
обеспечить ожидаемый результат в производстве. Частичный, неполный объем
приобретенной информации, может вообще оказаться бесполезным для деятельности
фирмы.
. Информация имеет длительный, но все же
ограниченный по времени срок функционирования, как и любой другой истощаемый ресурс.
Физический износ обусловлен временным ограничением существования любого
носителя информации, заложенным механизмом старения самой информации. Подобно
обычному объекту производства, информация способна морально устаревать до того,
как произойдет физический износ ее носителя, что обусловлено высокими темпами
современного общества. Моральный износ определяет необходимость постоянного
обновления информации на протяжении всего периода жизни фирмы.
. Информация выявляется, создается и формируется
конкретным человеком (или группой людей) в процессе труда и поэтому неотделима
от живой человеческой личности, которая осуществляет производство. Обособляться
и отчуждаться могут лишь готовые продукты умственного и физического труда,
которые можно запатентовать или продать. Для производства желателен
воспроизводственный процесс, обеспечивающий приращение информации в виде
знания, без накопления которого невозможна материализация информации в
производстве. Поэтому фирма должно поддерживать способность трудовой силы к созданию
новой информации и способность к ее реализации в производственном процессе в
виде новых видов продуктов.
Рынок информационных товаров и услуг является
сегодня самым динамично развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из
наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм.
Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что
расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых
информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной
деятельности.
Глава 2 Информация как один из факторов
производства в России
2.1 Развитие
информационного рынка
В западных странах уже более двух десятилетий
информационная деятельность "вовлечена" в рыночные отношения в
качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры.
Вместе с тем процесс становления информационного
рынка и развития рыночной инфраструктуры в России достаточно активизировался
лишь с середины 80-х гг. При этом неустойчивость российской экономики, неразвитость
статистической базы данных определили его особенности, ограниченность. Модель
российского информационного рынка в значительной мере ориентируется на системы,
используемые во Франции, Японии, Южной Корее, характеризующиеся высокой ролью
государства.
год принято считать датой начала формирования
российского информационного рынка. В это время появились нормативные документы,
официально разрешающие деятельность кооперативов и предприятий с иностранным
участием, сыгравших важную роль в развитии рынка деловой информации в России.
До этого времени, хотя информация и признавалась товаром, рыночные отношения
сдерживались из-за жесткой государственной регламентации информационной сферы.
До прихода в Россию сети Internet
телекоммуникационные проекты не оказывали значительного влияния на развитие
российского рынка информационных продуктов и услуг. Количество пользователей
электронной почты достигло порядка 500 тыс. человек, в режиме on-line работали
несколько десятков тысяч пользователей, что не сопоставимо с миллионами
пользователей диалоговых услуг в США. Информационные потоки в
телекоммуникационных сетях были сильно децентрализованы, что создавало
неудобства для пользователей разнообразной информации.
Опыт многих развивающихся стран показывает, что
приоритетное развитие информационного производства в силу стратегического
характера информационных ресурсов в развитии современного общества позволило
многим государствам преодолеть огромный разрыв в уровне экономического и
социального развития по сравнению с развитыми странами.
Свою причастность к электронному рынку Россия
официально признала в 2000 г., подписав Хартию глобального информационного
общества. Следствием этого явилась Федеральная целевая программа (ФЦП)
"Электронная Россия 2002-2010 гг." Цель программы - развитие бизнеса
и информатизация всех сфер общественной жизни, особенно образования.А 25 июля
2007 года на заседании Совета безопасности, проходившем под председательством
Владимира Путина, была утверждена стратегия развития информационного общества в
России. Стратегия развития информационного общества устанавливает общие
стратегические ориентиры развития до 2015 г. Важнейшими приоритетами стратегии
являются: реализация на практике конституционных прав граждан на доступ к
информации, обеспечение равных возможностей для получения базовых услуг связи
вне зависимости от территории или региона, где проживают наши граждане,
стимулирование дальнейшего распространения и массового применения
информационных технологий в социально-экономической сфере.
В настоящее время в России получают
распространение современные мировые технические достижения:
возможность работы в глобальной компьютерной
сети Internet, что позволит вывести информационные ресурсы России на мировой
рынок;
технология WWW (Всемирная паутина) ведения
гипертекстовой среды;
Что касается российской экономики, то рынок
информации еще только формируется. Перспективы развития информационного рынка в
нашей стране во многом зависят от продуманной и взвешенной государственной
политики в этой области. Кроме того, именно государство должно обеспечивать
производство тех информационных продуктов, которые остаются вне сферы рынка.
2.2 Проблемы
становления информационной экономики
В России после перестройки вплоть до 2000г., до
подписания Окинавкой хартии глобального информационного общества, проблематика
информационного общества не была популярной ни в политической, ни в
экономической, ни в социологической деятельности. В России только
разворачиваются серьезные дискуссии по поводу того, что такое информационное
общество. Появилась насущная необходимость не только осознания глобальных
трансформаций , происходящих в связи с распространением информационно -
коммуникационной техники в российской социально- экономической и политической
среде, но и принятия срочных мер, направленных во включение России в глобальное
информационное общество.
Новая эпоха, которую называют веком информации,
эрой знания, информационным обществом, когда информация и знания становятся
наиболее важными факторами успеха, уже наступила. Однако она принесла с собой
не только множество новых возможностей для развития, но и ряд новых рисков. В
научном мире широко обсуждаются такие опасности как, возможность возникновения
нового вида зависимости от виртуального мира, а именно дефицит общения и уход
от реальности, что делает человека мало защищенным в реальном мире.
Однако существует практическая и совершенно
актуальная уже сегодня социальная проблема - усиление социального неравенства
по принципу доступа к современным ИКТ. По мере ускорения темпов информационной
революции возникает особый вид бедности, называемый информационной бедностью,
информационным неравенством или цифровым разрывом. Он существует и между
странами, и внутри их, и с развитием новых технологий, как показывает мировой
опыт, увеличивается.
Для России это чревато внутренними и внешними
проблемами, ее менее развитые региона и наименее обеспеченные слои населения
все более оттесняются на обочину из-за невозможности полноценного доступа к
информации и знанию для достижения большего благосостояния. В связи с тем, что
значительная часть общества этих регионов не ощущает на себе положительного
воздействия информационной революции, там появляются негативное отношение ко
всему, что с нею связано, и развитие тормозится.
Кроме этого, стране нужны рабочие места,
требующие высокой квалификации и большого объема знаний, и которые служат
двигателем новой экономики. Такие должности связаны с информационными
технологиями или требуют инженерных знаний. При этом увеличивается спрос на
высококвалифицированных руководящих работников. И в связи с ростом требований к
квалификации рабочей силы, возрастает необходимость в повышении уровня
образования. На решение этих проблем направлены сегодняшние действия
российского правительства.
Архивы в любой стране являются важнейшей частью
государственного информационного ресурса. Архивный фонд РФ включает в себя
около 460 миллионов документов. Ежегодно он пополняется на 1,6 миллиона единиц.
Ежегодно в РФ создается 10-12 справочников по архивной информации, часть из них
имеет электронные версии. В государственных архивах ведется более 400 баз
данных. В этой сфере основная проблема в нашей стране состоит в том, что
развитие материальной базы архивных учреждений не успевает за современными
требованиями.
Развитие информационного рынка в России на
пример ИТ-услуг.
По данным Gartner, объем рынка ИТ-услуг Западной
Европы в 2008 г. составил около 620 млрд. долл., а расходы на эти услуги в
таких странах, как Франция, Германия и Великобритания, достигли 30 млрд. долл.
Согласно результатам исследования, в 2008 г.
объем российского рынка ИТ-услуг составил около 400-500 млн. долл., или
примерно 10% общих расходов российских предприятий на ИТ.
Несмотря на относительно небольшую долю,
ежегодный темп роста этой части рынка ближайшие годы предположительно составит
30%. Это наиболее высокая динамика среди всех остальных сегментов российского
ИТ-рынка. К 2010 г. доля расходов на внешние услуги в ИТ-бюджетах российских
предприятий, увеличился до 12%. Хотя потенциально российские предприятия
среднего и крупного бизнеса в среднем готовы тратить на приобретение внешних
ИТ-услуг до 30% своего бюджета. На 2012 год доля расходов составляет $6,58 млрд
(+11%) .
Региональная неоднородность уровня развития ИТ
оказывает влияние и на структуру ИТ-бюджетов предприятий. Так, средняя доля
расходов на ИТ-услуги предприятий Москвы примерно на 5% больше, чем
региональных предприятий.
В отличие от России, расходы на профессиональные
услуги предприятий Западной Европы составляют более 85% расходов на ИТ-услуги.
Одной из причин снижения темпов роста рынка
услуг по поддержке продуктов является высокая степень насыщенности этого рынка.
Почти 87% средних и крупных российских предприятий уже приобретают услуги по
поддержке продуктов, тогда как профессиональные услуги приобретают немногим
более 50%. Кроме того, большинство предприятий предпочитают увеличивать скорее
расходы на профессиональные услуги, чем на услуги по поддержке продуктов.
Наиболее значимыми сегментами рынка
профессиональных услуг являются услуги по разработке/интеграции и услуги по
ИТ-обучению.
Заключение
По мере экономического развития человечества
один из производственных факторов играет главенствующую роль, соответствующую
данному этапу в экономическом развитии общества. Во времена индустриального
общественного устройства главным фактором производства считался уже капитал.
Позже экономисты стали выделять такой фактор производства, как информация,
обосновывая его первостепенную роль в самом процессе производства.
Важнейшим фактором современного
постиндустриального производствастановится информационный фактор.
Обладание информацией - очень важное условие
функционирования предприятий в рыночной экономике. В условиях развивающегося
научно-технического прогресса рыночные структуры не могут успешно
функционировать, не будучи информированными. Производители и потребители должны
обладать надлежащей, полной, доброкачественной информацией.
Уникальность информации как производственного
фактора обусловлена тем, что в ней заключены противоречиво сочетающиеся
свойства: распространенности и редкости, неисчерпаемости и конечности. Ни одно
из ранее известных условий производства не отличалось подобным сочетанием
соответствующих свойств и характеристик.
Рынок информационных товаров и услуг является
сегодня самым динамично развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из
наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм.
Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что
расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых
информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной
деятельности.
Что касается российской экономики, то рынок
информации еще только формируется. Перспективы развития информационного рынка в
нашей стране во многом зависят от продуманной и взвешенной государственной
политики в этой области. Кроме того, именно государство должно обеспечивать
производство тех информационных продуктов, которые остаются вне сферы рынка.
И, несмотря на то, что Россия признается страной
готовой к переходу к информационной экономике, существует ряд проблем, без
решения которых этот переход невозможно будет осуществить. К числу таких
проблем можно отнести: отсутствие высококвалифицированных кадров, малая
инновационная активность, утечка человеческого капитала за рубеж, отсутствие
полной компьютеризации населения, ограниченный доступ к мировым информационным
сетям и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Байрамунова
А. С. Информация в структуре факторов производства: автореф. дис. канд. филол.
наук - 2012
2. Океанова
З.К. Экономическая теория.4-е изд., перераб. И доп. - М.:2008. -652с
. Корчагин
Ю.А. Доступность информации и развитие экономики России. //Вестник ЦИРЭ.
-Воронеж: ЦИРЭ, 2005. -С.:69-74
. Свободная
универсальная интернет-энциклопедия Википедия. Режим доступа:
http://www.wikipedia.org/.- Загл. с экрана.
. Бродская
Т.Г, Видяпин В.И, Добрынин А.И. и др. М.: РИОР, 2008. - 208 с
. Кастельс
М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. Под науч.
ред. О.И. Шкаратана.-М.: ГУ ВШЭ,2000.- 608с.
. Швандар
В. А., Горфинкель В. Я., Поляк Г. Б. Предпринимательство: Учебник для вузов
(под ред. Горфинкеля В.Я., Поляка Г.Б., Швандара В.А.) Изд. Издательство:
ЮНИТИ-ДАНА, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2008 г
. Агапова
Т.А., Серёгина С.Ф Макроэкономика : Учебник для вузов. - 9-е изд-е, дополн. -
М.: Маркет ДС,2009. - 416с.
9. Антипина
О.Н. Новая макроэкономика информационной эпохи // Вестник МГУ. - 2007. - Серия
6. «Экономика». - №3. - 1,0 п.л.
. Каблов
Е. Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. - 2010. - №4.
11. Абрамова
А.В. Россия на мировом рынке информационных технологий // Пространство и время
в мировой политике и международных отношениях : материалы 4 Конвента РАМИ. В 10
т. / под ред. А. Ю. Мельвиля ; Рос.ассоциациямеждунар. исследований. - М. :
МГИМО-Университет, 2007. Т. 5 : Международное экономическое сотрудничество в
глобальном мире / под ред. Н. Н. Ливенцева. - 140 с.