Развитие экономики в России в XIX - начале XX вв.
Содержание
1. Торгово-промышленная политика государства в 19 - начале 20 веков
. Иностранное предпринимательство в 19 - начале 20 веков
. Налоговая политика в 19 - начале 20 веков
. Организационные формы предпринимательства в 19 - начале 20 веков
. Законодательное регулирование предпринимательской деятельности в 19 - начале 20 веков
. Социальный облик российских предпринимателей в 19 - начале 20 веков
Список использованной литературы
1. Торгово-промышленная политика государства в 19 - начале 20 веков
Становление рыночных отношений в России проходило в весьма специфических, во многом отличных от других стран условиях, что связано в первую очередь с особой ролью государства - капитализм развивался снизу и насаждался сверху.
Если в странах Запада основная роль в социально-экономическом развитии принадлежала частным предпринимателям, которые нередко в напряженной борьбе с властями добивались необходимых условий, по своей инициативе создавали элементы рыночного хозяйства, то в России многое делалось по повелению или с разрешения властей, причем нередко новации осуществлялись административными методами, когда еще не было достаточных естественных предпосылок (например, открытие бирж). Последствия активной роли государства в экономической жизни России трудно оценить однозначно. С одной стороны, меры и гарантии правительства позитивно влияли на экономику. Например, денежная реформа С.Ю. Витте не только привела к оздоровлению экономики, но оказала сильное стимулирующее воздействие на приток в страну иностранного капитала. С другой стороны - жесткий контроль, вмешательство в дела предпринимательства, политика протекционизма служили тормозом.
Формирование капиталистического уклада, развитие рыночных отношений началось до Великих реформ Александра II, однако они способствовали резкому ускорению процессов. Усилилось расслоение крестьянства, формирование пролетариата и буржуазии. Более высокая, чем в странах развитого капитализма, норма прибыли сделала возможным исключительно динамичное развитие промышленности, буржуазное железнодорожное строительство.
Остро стоял в начале капиталистической реформации вопрос развития внутреннего кредита. Система государственного кредитования дореформенной эпохи никак не могла удовлетворять новым требованиям и была реорганизована. Старые кредитные учреждения, в частности, Заемный банк, ссудные кассы упразднялись. В 1860 году создается Государственный Кредитный банк, первым управляющим которого был назначен А.Л. Штиглиц - крупный предприниматель - банкир.
В Петербурге появляются Частный и Международный банки, в Москве - Купеческий, Учетный, Земельный, Волжско-Камский и др. Среди учредителей первых банков преобладали крупнейшие промышленники и торговцы. В 1870 году в стране насчитывалось уже 29 акционерных банков, 15 обществ взаимного кредита со многими отделениями. В дальнейшем рост продолжался, и если в 1870 году в акционерных банках имелось собственного капитала на 15,7 млн. рублей, а вкладов на 96,3 млн., то к 1900 году собственные капиталы увеличились до 280 млн., а вклады до 552 млн. рублей. Следует сказать о политике царского правительства в области промышленности. Оно не только не ограничивало монополизм (антимонопольное законодательство в революции так и не появилось, первый закон был принят лишь в 1992 году - ровно 100 лет спустя после принятия его в США), но своей протекционистской политикой только способствовало этому. Протекционизм, в частности, проявляется в том, что русские промышленники получали казенные заказы по ценам заметно выше средних рыночных. Протекционизм оказывал определенное положительное воздействие на экономику, помогая молодой российской промышленности "стать на ноги", выдерживать конкуренцию фирм из развитых стран. Однако стратегически политика протекционизма была ущербной для страны, поскольку задерживала технический прогресс, усиливала технологическую зависимость от Запада, и это - при наличии сильной инженерной школы в стране.
2. Иностранное предпринимательство в 19 - начале 20 веков
Масштабы деятельности требовали огромных капиталов, которых в стране не хватало, что обусловило процессы акционирования, развитие капиталистического кредита, привлечение иностранного капитала. Поскольку рабочая сила была исключительно дешева, а рабочие политически бесправны, в страну потянулись иностранные предприниматели и капиталы. В 1890 году иностранцам принадлежало уже более 25 процентов всех акционерных капиталов, и это имело большое значение. Правда, деятельность их в России носила противоречивый характер: с одной стороны, вкладывая капиталы, внося передовую технику, технологию и организацию производства, западные предприниматели ускоряли процессы индустриализации, становления новых отраслей промышленности, с другой, нередко нещадно наживались на хищнической эксплуатации природных богатств и рабочей силы, при острой нехватке капиталов вывозили значительную часть прибыли за границу.
Ведущие позиции иностранный капитал занимал в тяжелой промышленности. Так, в 1900 году западные инвестиции составляли 70 процентов всего капитала, вложенного в горную промышленность, 72 - в машиностроение и металлообработку, 31 процент - в химическую промышленность. Из восемнадцати металлургических заводов юга России только четыре были основаны русским капиталом. На примерах деятельности Нобелей, Джона Юза и Сименсов в России можно лучше почувствовать характер их деятельности и роль в создании отечественной промышленности. Следует, однако, отметить, что в начале XX века зависимость национальной экономики от иностранного капитала стала постепенно снижаться, ведущие роли принадлежали уже отечественной буржуазии.
Предприятия иностранных предпринимателей в XIX - начале XX века действовали прежде всего в форме акционерных обществ. Принятое в 1836 году "Положение о компаниях на акциях" предъявляло ряд требований к уставам акционерных обществ, вне зависимости от того, были ли акционеры российскими или иностранными подданными. Устав должен был содержать наименование компании, цель и характер ее деятельности, объявление суммы основного капитала, порядок управления и отчетности, разбора споров, условия закрытия и ликвидации. Деятельность иностранной компании ограничивалась указанными в уставе целями. Подробно оговаривались имущественные права компании, учреждения ответственного агентства и его обязанности. При этом должности заведующего делами и управляющего имуществом в компании могли занимать только российские подданные, но не лица иудейского вероисповедания.
Налогообложение иностранных и совместных предприятий не было более обременительным, чем налогообложение предприятий отечественных предпринимателей. Предприятия, принадлежащие иностранным компаниям, платили, как и российские предприниматели, налог на основной капитал в размере 15 копеек с каждых 100 рублей основного капитала, а в период с 1908-го по 1910 год - 20 копеек с каждых 100 рублей. При этом основным капиталом иностранного общества считалась та сумма капитала, которая была выделена для операций в России.9 С 1887 года кредитные учреждения и иностранные компании стали платить налог на прибыль. Налогооблагаемой базой была чистая прибыль, "полученная по операциям, производимым в России".
. Налоговая политика в 19 - начале 20 веков
Несмотря на отставание России от европейской модели (отсутствие личного подоходного налогообложения), российская налоговая система обеспечивала достаточный объем прогрессирующих поступлений в бюджет, необходимых для финансовой стабильности государства. Во второй половине XIX - начале XX века в России не соблюдались принципы справедливости (всеобщности и равномерности) налогообложения, поскольку вся тяжесть не только косвенного, но и прямого налогообложения ложилась на беднейшие слои населения, сначала в виде подушной и оброчной податей, а затем и земельного налога.
Система прямых налогов Российской империи второй половины XIX - начала XX века обладала недостатками, связанными с отсутствием единого критерия построения самой системы, нарушением принципа равномерности налогообложения, наличием архаичных форм взимания обязательных платежей.
Преобладание косвенного налогообложения в системе доходов обуславливало неэластичность и несовершенство всей налоговой системы Российской империи. Первый экономический показатель характеризовал отсутствие возможности значительного увеличения налоговых поступлений без негативных последствий для трудящихся слоев населения, несущих основное налоговое бремя в виде косвенного налогообложения. Несовершенство налоговой системы связывалось с тем, что она была ориентирована на получение доходов от налогов с продуктов потребления, представляющих наиболее простейший механизм взимания. Общей закономерностью реформирования косвенного налогообложения стал переход к патентно-акцизной системе, при которой общий сбор включал акциз, представлявший собой собственно налог на потребление и патентный сбор как особый вид промыслового налога.
Во второй половине XIX - начале XX века система налогообложения спиртных напитков России прошла три основных этапа: "откупная система" (до 1 января 1861 г.), "акцизная система" (6 июня 1894 г.) и "питейная монополия". Реформирование питейного акциза в рассматриваемый период позволило не только значительно увеличить объемы налоговых сборов, но и решить целый ряд социальных и политических вопросов, связанных с производством и потреблением спиртных напитков.
Таможенная политика Российской империи являлась мощным инструментом регулирования, как всей экономической жизни страны, так и отдельных отраслей промышленности. В рассматриваемый период наблюдался очередной переход от либерально-охранительной системы таможенных отношений (тарифы 1850, 1857, 1868 гг.) к покровительственно-запретительной (тарифы 1877,1891 гг.).
Реформирование налоговых органов Российской империи было связано с учреждением 30 апреля 1885 года на местах института податных инспекторов, в результате которого была реализована основная идея преобразования, связанная, во-первых, с получением универсального источника адекватных и своевременных данных территориальной и субъектной характеристики налогоплательщиков с целью оптимизации налогового управления; во-вторых, наиболее последовательная реализация принципов дифференциации и справедливости налогообложения.
4. Организационные формы предпринимательства в 19 - начале 20 веков
Происходит быстрый рост различных организационно-правовых форм экономической деятельности. Предприниматели создают общества: в 1866 г. - Русское техническое общество, в 1867 г. Общество для содействия развитию русской промышленности. В 70-е - 80-е годы состоялись торгово-промышленный съезд с участием представителей правительства, ряд отраслевых съездов, на которых согласовывались вопросы экономической политики, проводимой правительством, предпринимателями и финансистами. В этот период произошли большие изменения в структуре предпринимательства. Лидерство в деловом мире постепенно перешло от фабрикантов традиционных отраслей (текстильных, переработки сельхозпродуктов и т.п.)
Усиливается роль банков и страховых учреждений, ведущий становится акционерная форма предпринимательства. Быстро развивается предпринимательское законодательство, ширится кооперативное движение. Издаются «Устав о промышленности заводской и фабричной» (регламентирующий деятельность казенных, частных и частных посессионных предприятий), новый «Ремесленный устав», типовые «Торговый устав», «Биржевой устав» и «Устав о торговой несостоятельности». В 1895 г. принято «Положение об учреждении мелкого кредита», предусматривающее создание кредитных, ссудно-сберегательных товариществ и волостных банков и касс. В 1897 г. принимается «Примерный устав потребительских кооперативных обществ», в 1898 г. - уставы сельскохозяйственных обществ и товариществ. В это время в предпринимательском праве окончательно сформировалось понятие «юридическое лицо».
Символом предпринимательства новой эпохи становится деятельность семьи Рябушинских и концерна Стахеева. Рябушинские - выходцы из крестьян Калужской губернии - уже в середине XIX в. организуют несколько небольших текстильных фабрик. Во второй половине века они расширяют свою деятельность, строят хлопчатобумажные предприятия, занимаются кредитными операциями, развивают льняную, стекольную, бумажную и полиграфическую промышленность.
Аграрная реформа, начавшаяся в 1905 г., активизировала предпринимательские отношения среди крестьянства и ускорила формирование класса сельской буржуазии. Правовое регулирование экономики становится одной из основных задач законодателя. В октябре 1906 г. принимается указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий».
В 1910-1916 гг. в России возникло крупнейшее предпринимательское объединение - концерн Стахеева, сформировавшееся на основе «системы участия», «личной унии» разнообразных предприятий, подчиненных единой системе управления и контроля путем сближения Русско-Азиатского банка с семейным предприятием - торговым домом «И. Г. Стахеев» (город Елабуга). Концерн возглавили крупнейшие предприниматели России А.И. Путилов, П.П. Батолин, И.И. Стахеев.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности были унифицированы применительно к требованиям европейских рыночных отношений. Российская юридическая наука и законодатель подробно разрабатывают понятие «юридические лица», которые подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления, частные (общества, товарищества) и учреждения.
Юридические лица формировались путем соглашения нескольких лиц, концессионным (специальным разрешением власти), явочным (путем регистрации) порядком. Частные юридические лица подразделялись на товарищества полные и на вере, а также акционерные общества.
5. Законодательное регулирование предпринимательской деятельности в 19 - начале 20 веков
Исследуя законодательную базу Российской империи, можно сделать вывод, что юридическое регулирование предпринимательства осуществлялось по нескольким направлениям. Эти направления совпадали с отраслевой структурой предпринимательства: торговое, кредитно-банковское, страховое и так далее. Главными источниками действующего экономического законодательства в Российской империи были Общий устав российских железных дорог (1885 год), Устав торговый (1887 год), Устав судопроизводства торгового, Устав вексельный (1862, 1902 годы), Устав о промышленности (1892 год), Устав горный (1893 год), Свод законов гражданских, Устав о прямых налогах, Устав кредитный.
Важнейший принцип, на который опиралось торгово-промышленное законодательство России, правоспособность на признанные законом виды промысловых занятий всех категорий подданных Российской империи, а также иностранцев. Горный и Торговый уставы, Устав о промышленности имели отдельные статьи, регламентирующие деятельность иностранных подданных в соответствующих отраслях экономики. Специальный раздел о правах иностранцев имелся и в Законе о состояниях. Остальные же правовые акты не выделяли их в отдельную юридическую категорию.
Перемены в социально-экономической жизни общества повлекли за собой изменения в торгово-промышленной политике и в правовом статусе предпринимателей. 1 января 1863 г. вступило в силу «Положение о пошлинах на право торговли и других промыслов», а законом от 9 февраля 1865 г. в него были внесены некоторые уточнения.
В соответствии с этими законодательными актами, права купцов предоставлялись гражданам, уплатившим патентные и билетные торгово-промышленные сборы. Число купеческих гильдий сокращалось до двух, соответственно торговые патенты, или гильдейские купеческие свидетельства, подразделялись на 2 разряда - гильдии. Открывать и содержать торговые и промышленные заведения можно было только после получения гильдейского свидетельства. Свидетельство первой гильдии давало право на оптовую торговлю российскими и иностранными товарами на всей территории страны, содержать фабрично-заводские заведения и принимать повсеместно подряды без ограничения суммы. Соответственно купец второй гильдии мог производить розничную торговлю в пределах города и уезда, содержать фабрично-заводские заведения и принимать подряды на сумму не более 15 тысяч рублей.
Хотя иностранные подданные и были равны в своих правах на предпринимательскую деятельность с российскими подданными, существовала группа иностранцев, права которых, в том числе и на торгово-промышленную деятельность, рассматривались особо. Это были иностранцы еврейской национальности. Для того чтобы "производить в империи торг, учреждать банкирские конторы и устраивать фабрики", а также приобретать недвижимость, они должны были получить особое разрешение министерств финансов, внутренних и иностранных дел. Наиболее быстро эта процедура проходила для тех, кто был "известен по своему положению в обществе и по обширным торговым оборотам". До конца XIX века действовало положение, по которому иностранцы, желающие вступить в России в первую купеческую гильдию, должны были иметь свидетельство о том, что они христиане. Исключение делалось лишь для "азиатцев, которые могут поступать в гильдии в тех губерниях, в коих евреям постоянное пребывание не дозволено".
. Социальный облик российских предпринимателей в 19 - начале 20 веков
К началу 19 в. все население страны было поделено на четыре сословия: дворянство, духовенство, городское население (мещанство + гильдейское купечество) и крестьянство. Первые два сословия, дворянство и духовенство, являлись привилегированными. Самым многочисленным сословием было крестьянство. Что касается влияния сословного фактора на развитие предпринимательства, то следует признать, что, сыграв свою историческую роль в государственном развитии, на определенном этапе он себя изжил и стал оказывать скорее отрицательное влияние. Предпринимателями могли быть выходцы из любого сословия, процесс межсословной «диффузии» набирал обороты век от века сильнее.
Привилегии дворянства были закреплены несколькими законодательными актами 18 в.: указом императора Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», более известным как «Манифест о вольности дворянства» от 18 февраля 1762 г. и «Жалованной грамоте дворянству» императрицы Екатерины II от 21 апреля 1785 г., подтвердившей основные положения первого манифеста. Согласно этим указам, дворяне были освобождены от обязательной военной и гражданской службы и получали ряд политических и экономических привилегий, главной из которых было право на владение «населенными имениями».
Купечество, являвшееся на протяжении многих веков главным торговым сословием России также претерпело в 18 в. значительные изменения. Древние торговые корпорации гостиной и суконных сотен были упразднены и слиты в единое купеческое сословие с учреждением в 1720 г. императором Петром I Купеческого магистрата. Манифестом 17 марта 1775, а также Городовым положением 1785 г. купеческое сословие было разделено на гильдейское (привилегированное) купечество и мещан. Было установлены три гильдии, пребывание в которых зависело от размера объявленного купцом капитала. В первую гильдию зачислялись купцы с капиталом 500 до 1000 рублей, во вторую - от 1000 до 10 тысяч, в третью - от 10 тысяч рублей и выше. Остальные мелкие торговцы, ремесленники и наемные работники не вошедшие в гильдии, были отнесены к мещанам. Купцы с капиталом более 50 тысяч рублей были выделены в особый разряд «именитых граждан», которые вместе с купцами первой гильдии получили преимущественное право вести заграничную торговлю.
Крестьянство, составлявшее абсолютное большинство населения России на всем протяжении ее истории до 1917 г. было основным податным сословием, своим трудом обеспечивающим развитие экономики страны. Именно из него «рекрутировались» в купечество наиболее активные представители этого сословия. Из многомиллионных рядов этих тружеников-хлебопашцев ведут свое начало большинство крупнейших предпринимательских фамилий дореволюционной России.
Реформы императора Александра II по праву получили название «великих». Они были проведены во всех областях политической и экономической жизни страны и сильно изменили ее облик. Для экономики России главным было то, что появился рынок рабочей силы и началось активное развитие капиталистических отношений. Всплеск акционерного учредительства явился лучшим показателем качественных изменений в экономике страны.
Таким образом, купечество постепенно теряло свои крестьянские корни, в образовательном и культурном уровне сближалось с тем же дворянством, все больше вестернизировалось. Нельзя забывать и о том, что в начале 29 в. концентрация банковского капитала привела к господству «финансовой олигархии»: семь петербургских банков распоряжались более чем половиной всех капитальных средств, направленных на финансирование всей русской промышленности. Здесь и дворяне (Путилов, Вышнеградский) и выходцы из западных областей империи, бывшие винные откупщики (Поляков, Утин).
торговый промышленный предпринимательство налоговый
Список использованной литературы
1.Барышников М.Н. История делового мира России. М.: Экономист, 2014. - 245с.
2.Галаган А.А. История российского предпринимательства. От купца до банкира. М.: НОРМА, 2015. - 286с.
.История экономической мысли в России. / Под ред. А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 374с.
.Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. М.: МГУ, 2013. - 458с.
.Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство. Очерки истории. М.: НОРМА, 2014. - 142с.
.Сущенко В.А. История российского предпринимательства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 316с.