Основы муниципального управления России
Содержание
Введение
Глава 1. Основы муниципального
управления России
.1 Понятие и организационно-правовые
основы функционирования местного самоуправления
.2 Модели функционирования и
взаимоотношений местного самоуправления
Глава 2. Анализ деятельности органов
местного самоуправления муниципального образования города Советска Щёкинского
района Тульской области
.1 Структура и полномочия
муниципального образования
.2 Анализ деятельности органов
местного самоуправления города Советска
Глава 3. Проблемы функционирования
органов местного самоуправления муниципального образования города Советска
Щёкинского района Тульской области
.1 Выявление проблем
функционирования органов местного самоуправления города Советска
.2 Пути совершенствования
функционирования муниципального управления в городе Советске
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
В процессе деятельности органов местного
самоуправления возникают различные проблемы, связанные с реализацией полномочий
муниципального управления, установленных законодательством. Эти проблемы
напрямую связаны с вопросами, которые находятся в ведении муниципального
образования, с вопросами местного значения. Совершенствование функционирования
и решение проблем органов местного самоуправления, способствующее качественной
реализации полномочий административных органов муниципального образования
города Советска Щёкинского района Тульской области и решению вопросом местного
значения составляют актуальность темы данной курсовой работы.
Теоретическая значимость настоящей работы
состоит в детальном изучении основ муниципального управления, сущности и
механизмов реализации исполнительной власти органами местного самоуправления
города Советска Щёкинского района Тульской области для создания всеобъемлющего
представления о системе функционирования муниципального управления в данном
территориальном образовании.
Фактическое применение в деятельности органов
муниципального управления, сформированного в данной работе представления о
системе функционирования административных органов города Советска Щёкинского
района Тульской области, способствующее эффективной работе органов власти
составляет практическую значимость данной работы.
В качестве объекта исследования выступают
теоретические и законодательные основы муниципального управления, модели
функционирования и взаимоотношений органов местного самоуправления в России.
Предметом исследования является анализ
деятельности органов местного самоуправления муниципального образования города
Советска Щёкинского района Тульской области
В соответствии с установленными объектом и
предметом исследования основной целью работы является: совершенствование работы
органов местного самоуправления муниципального образования города Советска
Щёкинского района Тульской области.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение следующих задач:
Рассмотрение теоретических и законодательных
основ муниципального управления, сущности, моделей функционирования и
взаимоотношений местного самоуправления;
Изучение деятельности органов местного самоуправления
города Советска Щёкинского района Тульской области, их структуры, функций и
полномочий;
Анализирование проблем и недостатков работы
муниципального образования и несоответствия соответствующих органов
теоретическим и законодательным основам муниципального управления;
Структура данной курсовой работы имеет
теоретическую часть, которая основывается на изучении теоретических основ
муниципального управления и практическую часть, которая основывается на анализе
деятельности организации и выявлении проблем её функционирования. Работа
состоит из трёх глав, в каждой из которых по два подпункта, первая глава
раскрывает теорию, две других - практику.
Глава 1. Основы муниципального управления в
России
.1 Понятие и организационно-правовые основы
функционирования местного самоуправления
Любое управление состоит из следующих элементов:
. Субъект управления (СУ) -
воздействующий участник управления;
. Объект управления (ОУ) - участник
управленческого процесса, на который направляется воздействие субъекта управления;
. Целенаправленное воздействие (ЦВ) -
процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект управления;
. Изменённый объект управления (ИОУ) -
участник управленческого процесса, образованный после воздействия субъекта на
объект управления;
. Обратная связь (ОС) - Информация,
поступающая субъекту управления от изменённого объекта управления;
. Внешнее воздействие (ВВ) - воздействие
на участников управленческого процесса остальных предметов окружающего мира.
В муниципальном управлении в качестве субъектов
управления могут выступать: человек или группа людей, являющиеся населением
муниципального образования.
В качестве объекта управления в местном
самоуправлении выделяют предметы ведения административных органов
муниципального образования или вопросы местного значения.
Для примера, в государственном управлении
субъектом управления может являться Президент РФ, органы исполнительной власти
и другие, а в качестве объекта управления может выступать государство и его
функционирование, общество и так далее.
Наглядно взаимодействие рассмотренных элементов
или замкнутый процесс управления можно представить на рисунке 1.
Рисунок 1
К основным предметам ведения муниципального
образования или вопросам местного значения относятся:
. Медицина;
. Образование (непрофессиональный
уровень, детский сад, ясли);
. ЖКК (Жилищно-коммунальный комплекс);
. Культура;
. Транспорт;
. Социальное обеспечение инвалидов,
больных, пенсионеров, сирот и других;
. Предприятия общественного питания;
. Связь;
. Средства массовой информации;
. Ведение регистрационных действий;
. Банковские и кредитные учреждения;
. Адвокатура, нотариат;
. Архив;
. Содержание социально
малопривлекательных объектов (кладбищ, крематорий, свалок и других;
Полный перечень вопросов местного значения
представлен в Федеральном законе № 131 „Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации“.
Согласно этому закону местное самоуправления
является формой осуществления народом своей власти, признаваемой и гарантируемой
Конституцией Российской Федерации самостоятельной и под собственную
ответственность деятельностью населения по решению непосредственно или через
административные органы вопросов местного значения, опираясь на интересы
населения, его исторические и местные традиции.
Муниципальное управление осуществляется на
территориях сельских и городских поселений, которые именуют муниципальными
образованиями. Их территории могут быть представлены муниципальными районами,
городскими и сельскими поселениями, внутригородскими территориями городов
федерального значения и городскими округами. Наглядно территории муниципальных
образований отображены на рисунке 2.
Рисунок 2
Городское поселение может быть городом или
посёлком, а также территорией, предназначенной для развития социальной,
транспортной и иной инфраструктуры (включая территории посёлков и сельских
населённых пунктов, не являющихся МО). Сельское поселение - это сельский
населённый пункт или посёлок с населением свыше тысячи человек или объединение
общей территории нескольких населённых пунктов с численностью населения до
тысячи человек.
Выделяют следующие признаки, характеризующие
муниципальное управление:
. Самостоятельность административных
органов;
2. Наделение ответственностью органов
местного самоуправления и его должностных лиц перед населением и государством;
. Осуществление демократического
механизма управления государством и обществом
. Осуществление властных полномочий
административных органов должно происходить на основе исторических и местных
традиций.
Местное самоуправление также имеет и свои
принципы, по конституции РФ к числу основных относятся:
. Самостоятельное решение населением
муниципального образования вопросов местного значения (непосредственно или через
выборные и другие органы муниципального управления);
. Автономия муниципального управления в
системе управления обществом и государством (административные органы не
являются частью системы органов государственной власти; структура органов
муниципального образования население определяет самостоятельно);
. Соответствие полномочий
административных органов материальным и финансовым средствам. Муниципальное
образование должно иметь достаточные материальные и финансовые ресурсы, которые
необходимы для реализации своих функций и полномочий. Особенно важный принцип
при наделении муниципальных органов некоторыми государственными полномочиями.
Главным документом, фиксирующим
организационно-правовые, территориальные и финансовые основы административных
органов муниципального образования, является его устав.
.2 Модели функционирования и взаимоотношений
местного самоуправления
Многие учёные считают, что в России существует
своя индивидуальная модель местного самоуправления, однако пока она не описана,
положено соотносить местное самоуправление России со смешанной (гибридной)
моделью. Данная модель соединяет в себе черты 3-х других основных моделей
муниципального управления - Континентальной, Англосаксонской и
Социалистической. Структура данной модели изображена на рисунке 3.
Рисунок 3
Рассматриваемую модель характеризуют следующими
чертами:
а) значительной свободой действий в сферах,
которые связаны с жизнеобеспечением населения муниципального образования;
б) широкой социальной базой процессов принятия
решений и управления;
в) широкими возможностями и правами в вопросах
хозяйственной и финансовой самостоятельности;
г) мощной социальной поддержкой местного
населения.
Моделью взаимоотношений органов местного
самоуправления в муниципальных образованиях России в большинстве своём является
модель „Сильный мэр - менеджер - совет“. Она представлена на рисунке 4.
Рисунок 4
В ней мэр назначает менеджера, или так
называемого сити-менеджера. При этой модели соблюдается принцип разделения
властей, появляется сильный политический лидер, концентрируются в одних руках
исполнительная власть и ответственность за её осуществление. Однако недостатком
этой модели является возможность возникновения конфликтов между советом и
мэром, а также отсутствие власти в муниципальном образовании и перегруженность
мэра.
Глава 2. Анализ деятельности органов местного
самоуправления муниципального образования города Советска Щёкинского района
Тульской области
.1 Структура и полномочия муниципального
образования
Главным звеном структуры муниципального
образования города Советска Щёкинского района Тульской области является глава
администрации, в подчинении, у которого находится заместитель главы
администрации по административно-правовым вопросам и земельно-имущественным
отношениям и начальник сектора по финансовым вопросам и муниципальному заказу.
Наглядно структура представлена на рисунке 5.
Рисунок 5
В целях решения вопросов местного значения
органы местного самоуправления рассматриваемого муниципального образования
обладают следующими полномочиями:
1) принятие устава муниципального образования и
внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
) установление официальных символов
муниципального образования;
) создание муниципальных предприятий и
учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных
казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания
бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
) установление тарифов на услуги,
предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями и работы,
выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не
предусмотрено федеральными законами;
5) регулирование тарифов на подключение к
системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального
комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций
коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
6) полномочиями по организации теплоснабжения,
предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»;
) полномочиями в сфере водоснабжения и
водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении»;
) организационное и материально-техническое
обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного
референдума, голосования по отзыву депутата, голосования по вопросам изменения
границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
) принятие и организация выполнения планов и
программ комплексного социально-экономического развития муниципального
образования, а также организация сбора статистических показателей,
характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования,
и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации;
10) разработка
и утверждение программ
<#"880316.files/image006.jpg">
Приложение 2
Основная тематика обращений граждан,
рассмотренная в администрации муниципального образования город Советск.
Приложение 3
Из приведенных выше данных видно, что наибольшее
беспокойство у населения города Советск вызывает коммунальное хозяйство и
основы государственного управления.
По результатам рассмотрения в 2014г. обращений
граждан:
на контроле - 19;
разъяснено - 217;
решено положительно-19.