Развитие памяти старших дошкольников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    68,64 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие памяти старших дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.

.1      Общее представление о памяти

.2      Виды памяти, их характеристика

.3      Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте

Глава II. Экспериментальное изучение памяти в старшем дошкольном возрасте.

.1      Программа констатирующего эксперимента

.2      Анализ полученных данных

.3      Рекомендации по развитию памяти старших дошкольников

Заключение

Библиографический список

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития памяти актуальна в наши дни. В современное время нам нужно запоминать гораздо больше разнообразной информации, чем это было раньше.

Память - это основа нашей психической жизни, это весь наш жизненный опыт. Она является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Когда человек действует, он опирается на свой собственный и исторический опыт. Развивать память значит выстраивать систему способов запоминания, систему приемов обработки запоминаемой информации.

Память в развитии ребенка играет огромную роль. Усвоение знаний о самом себе и об окружающем мире, приобретение умений и навыков, овладение нормами поведения и многое другое - все это связано с работой памяти. Школьное обучение предъявляет большие требования к развитию памяти, так как оно предполагает систематическое, целенаправленное овладение знаниями, умениями и навыками. И к моменту поступления ребенка в школу, уровень развития памяти должен быть достаточно высок.

Когда у дошкольника развивается способность мыслить, а отсюда запоминать и воспроизводить материал, то это приводит к определенным изменениям в психике и поведении ребенка.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития памяти. Можно лучше подготовить ребенка к обучению в школе, используя возможности развития памяти и мышления дошкольника.

Проблемой изучения и развития памяти дошкольников занимались такие психологи как Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова, В. С. Мухина, А. А. Люблинская, Г.А. Урунтаева, О. А. Шаграева, А. Р. Лурия, Т. Д. Марцинковская и другие.

Цель исследования: исследовать особенности развития памяти старших дошкольников.

Объект исследования: память старших дошкольников.

Предмет исследования: особенности развития памяти.

Гипотеза исследования: предположим, что у детей старшего дошкольного возраста непроизвольное запоминание преобладает над произвольным.

Для достижения цели и проверки гипотезы решались задачи:

.        Проанализировать психолого-педагогическую литературу, связанную с проблемой памяти, особенностями ее развития в старшем дошкольном возрасте.

.        Экспериментально исследовать особенности развития памяти старших дошкольников.

.        На основе полученных эмпирических данных сделать вывод об особенностях развития памяти детей старшего дошкольного возраста.

.        Разработать рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста.

Глава I. Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста

1.1    Общее представление о памяти

Память составляет основу всех психологических процессов человека.

Каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраниться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание, и воспроизведение прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. (Рогов Е.И., 1995).

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. (Урунтаева Г.А., 2001).

Память обычно понимается как дар или способность, благодаря которой можно вызвать, обдумать либо описать предыдущий опыт в настоящее время [Р. Корсини, А. Ауэрбах. 2006].

Память в психоанализе: одна из функций психического аппарата, благодаря которой осуществляется сохранение и воспроизведение полученных человеком в процессе жизни впечатлений [Лейбин В., 2010 г.]

Анализируя вышеизложенные определения, можно выделить общее определение: память - это запечатление, сохранение и воспроизведение информации, отражение прошлого опыта.

Память - это сложная психическая деятельность, содержащая в своей структуре такие процессы, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Запоминание - важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное запоминание. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемонических приемов. Вместе с тем зависимость запоминания от целей и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае. Как показали исследования (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов), непроизвольное запоминание оказывается значительно более успешным, чем когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия. Важную роль играет и специфика решаемой задачи: ориентировка на смысловые, семантические связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроизвольному запоминанию. Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания - определяет выбор способов и средств запоминания, а тем самым влияет и на его результаты. Типичным для этого вида запоминания является сложное опосредствованное строение. К числу обычно используемых способов произвольного запоминания относятся: составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, семантическая и пространственная группировка материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом. Важную роль среди механизмов запоминания играет повторение. Продлевая эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего произвольного запоминания. Вместе с тем исследования показывают, что повторение не является безусловно необходимым для долговременного запоминания, в частности его роль существенно снижается при запоминании жизненно важного материала и сведений, несущих для индивида большую смысловую нагрузку. (Краткий психологический словарь, 1998).

Сохранение (англ. retention, storage) - один из основных процессов памяти, обнаруживаемый по воспроизведению или узнаванию, либо по тому факту, что материал, кажущийся забытым, требует для доучивания меньше времени, чем это было необходимо для первоначального заучивания. Воспроизведение, узнавание и доучивание - три критерия сохранения. Сохранение имеет избирательный характер, являясь функцией участия материала в деятельности субъекта. Материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с целями его деятельности, лучше сохраняется в памяти. Сохранение - конструктивный процесс, включающий более или менее выраженную переработку материала, в которой участвуют мыслительные операции (обобщение, систематизация и пр.). Ослабление сохранения с течением времени называется забыванием, восстановление забытого - реминисценцией. Для исследования процесса сохранения используются следующие методы: метод последовательного воспроизведения, метод сбережения, метод реконструкции, метод заданного эталона и др. (Т. П. Зинченко) (Большой психологический словарь, 2003).

Воспроизведение - доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме. В отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия стимула и может выступать в произвольной и непроизвольной форме. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которая либо ставится субъектом самому себе, либо ставится ему другими людьми. (Краткий психологический словарь, 1998).

Забывание (с. 226) - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее; обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Материал, который закрепляется механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию. Наиболее распространенные объяснения забывания связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немецкими психологами Г. Э. Мюллером и А. Пильцеккером в 1900 г. Согласно первой, забывание происходит потому, что процессы запоминания какого-либо нового материала (и вообще любая психическая активность) взаимодействуют (интерферируют) с уже имеющимися в памяти ассоциациями, что может их разрушить. Другая гипотеза предполагает ослабление ассоциаций с течением времени (эта гипотеза имеет относительно мало сторонников и подтверждается лишь при исследовании сенсорной памяти). Своеобразное толкование забывания было предложено в психоанализе, где оно рассматривается как результат работы специфических защитных механизмов, вытесняющих из сознания травмирующие впечатления. В отечественной психологии объяснение феноменов забывания связано главным образом с представлением о памяти как действии. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не сможет воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его. Временное забывание в физиологии объясняется торможением временных нервных связей, полное забывание - их распадом. И то и другое - результат отсутствия подкрепления этих связей. (Популярная психологическая энциклопедия, 2005).

Таким образом, память - это запечатление, сохранение и воспроизведение информации, отражение прошлого опыта. Память включает в себя такие процессы, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Изучением памяти занимались такие ученые, как Е. И. Рогов, Р. С. Немов, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Г.А. Урунтаева, Л. Ф. Обухова, В. С. Мухина и другие.

1.2    Виды памяти, их характеристика

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную (рис. 1). (Маклаков А. Г., 2008).

Рис. 1. Классификация основных видов памяти (Маклаков А. Г., 2008).

Классификацию видов памяти по характеру психической активности впервые предложил П. П. Блонский. Ему удалось определить различия между четырьмя видами памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая), хотя они взаимосвязаны и не существуют независимо друг от друга.

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде (<#"879203.files/image002.gif">

Рисунок 1. Процентное распределение детей с выявленным уровнем непроизвольной и произвольной памяти по методике Урунтаевой Г.А. «Запомни картинки» (n=13).

Дети, имеющие низкий уровень развития непроизвольной памяти (3 детей), составляют 23% от всей группы, имеющие средний уровень (4 детей) - составляют 31%, имеющие высокий уровень (6 детей) - составляют 46%.

У детей исследуемой группы непроизвольное запоминание имеет высокий уровень, это связано с тем, что у дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность и пр. У детей, имеющих низкий уровень, отсутствует заинтересованность, наблюдается эмоциональная вялость. Дети, имеющие низкий уровень развития произвольной памяти (4 детей), составляют 31% от всей группы, имеющие средний уровень (5 детей) - составляют 38%, имеющие высокий уровень (4 детей) - составляют 31%.

Данная методика показывает, что у детей старшего дошкольного

возраста преобладает средний уровень произвольности памяти. Это связано с тем, что действия ребенка, направленные на сознательное запоминание или припоминание отчетливо выделяются только в 5 - 7 лет. В этом возрасте идет интенсивное развитие произвольности памяти.

Также непроизвольное и произвольное запоминание зависит от индивидуальных особенностей старших дошкольников.

Рисунок 2. Процентное распределение детей с выявленным уровнем произвольности памяти по методике Гуткиной Н.И. «Да и Нет» (n=13).

Дети, имеющие низкий уровень развития произвольности памяти (3 детей), составляют 23% от всей группы, имеющие средний уровень (6 детей) - составляют 46%, имеющие высокий уровень (4 детей) - составляют 31%.

У детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и высокий уровень произвольности памяти. В большинстве случаев этому способствует стремление ребенка обнаруживать и использовать логические связи в материале. Дети, имеющие высокий и средний уровни развития произвольности памяти, во время проведения исследования были собраны, сконцентрированы, внимательно слушали вопросы и тщательно подбирали ответы. Дети, имеющие низкий уровень, были рассеяны, переспрашивали некоторые вопросы, малообщительны, ответы были в большинстве случаев односложными.

Полученные результаты подтверждают выводы, сделанные по предыдущей методике: произвольность памяти у старших дошкольников достаточно развита.

Таким образом, исследование непроизвольной и произвольной памяти старших дошкольников показало, что в этом возрасте память носит в основном непроизвольный характер. То есть чаще всего ребенок не ставит перед собой цели что-либо запомнить. Он запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности. В этом возрасте интенсивно развивается произвольная память. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить, использовать простейшие приемы запоминания. Исследование показало, что уровень развития произвольности памяти преимущественно средний и высокий. Также можно сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы преобладает непроизвольное запоминание над произвольным.

.3      Рекомендации по развитию памяти старших дошкольников

Рекомендации для воспитателей

Для развития памяти у детей дошкольного возраста необходимо:

) развивать непроизвольную память, накапливающую материал для последующего произвольного воспроизведения (важно, чтобы было чем пользоваться, что вспоминать);

) побуждать ребенка к воспроизведению вначале при выполнении им практических поручений и в игре, а в дальнейшем и в процессе учебной деятельности;

) ставить перед детьми мнемические задачи, упражняя дошкольников в запоминании, тренируя их память в деятельности, имеющей для них определенное значение. Благоприятные условия в этом отношении имеют все виды деятельности, в том числе и многие специальные занятия, проводимые в детском саду: рисование, лепка, конструирование, где перед детьми возникает задача запомнить образец, объяснение воспитателя; различные дидактические игры; занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, разучиванию стихотворений и пр.;

) обучать различным способам запоминания, обращая особое внимание на развитие логической памяти.

Рекомендации для родителей

.Вместе с ребёнком рассматривать различные объекты, на прогулке или по пути из детского сада.

.Развивать у ребенка стремление поделиться своими впечатлениями.

.Беседовать с ребенком о прошлых событиях, стимулировать желание пересказать прочитанное.

.Заучивать с ребёнком полюбившиеся стихотворения.

.Развивать память с помощью игровых заданий

Рекомендуемый каталог игр и упражнений, способствующих развитию памяти:

● «Запомни предметы» (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).

● «Детектив» (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).

● «Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок - повторяет и т.д.).

● «Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).

● «Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).

● «Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).

● «Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).

● «Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).

● «Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).

● «Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).

● «Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).

● «Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).


Заключение

Память имеет величайшее значение в жизни человека. Она необходима не только для накопления опыта, но и для всей умственной деятельности людей. Так, без памяти человек не может мыслить, рассуждать, делать выводы. Содержание памяти используется человеком в разных видах его деятельности: в труде, учении, в общественной работе. Без памяти не может возникнуть воображение, развиваться фантазия. Даже для осуществления волевого разумного действия надо использовать знания о том, какие пути для достижения желаемой цели существуют, какие из них наиболее приемлемы в данном конкретном случае.

Память важна для человека. Поэтому многие ученые занимались и занимаются проблемой изучения памяти. Эта проблема актуальна и изучать ее необходимо.

Для реализации поставленных задач использовались такие теоретические и практические методы исследования, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы, а также проведение исследования по развитию памяти в группе детей 5-6 лет.

Как показало исследование, непроизвольность памяти у старших дошкольников хорошо развита, также появляется тенденция к произвольному запоминанию, когда дается установка запомнить материал.

Память необходимо тренировать. В работе приведены рекомендации по развитию памяти у старших дошкольников. Активное непосредственное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух.

Библиографический список

1.      Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

.        Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. - М.; Л., 1935. - с. 26).

.        Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.

.        Классные часы и родительские собрания в 7-9-х классах / М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 352 с. (Сердце отдаю детям.)

.        Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 1998.

.        Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.

.        Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.

.        Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

.        Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.

.        Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

.        Общая психология. (Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с. С. 206-208.

.        Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

.        Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти. Анхельс Наварро; пер. с исп. Н. Дмитриевой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 160 с.

.        Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. М.: ВЛАДОС,1995.-448с.

.        Станиславский К. С. Работа актера над собой. Собр. соч., в 8-ми т. Т. 2. - М.: Искусство, 1954, с. 217.

.        Смирнова Е.О. «Детская психология» М.: ВЛАДОС, 2003. -368с.

.        Урунтаева Г. А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. - М. : Издательский центр, «Академия», 2011. - 272 с.

.        Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

.        Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с

.        dic.academic.ru

21.    <http://psixologiya.org/obshhaya/pamyat/1644-osnovnye-vidy-pamyati.html>.

Приложение 1

Методика Г.А. Урунтаевой «Запомни картинки».

Даша М. 1) заяц, ромашка, кровать, стол, слон, морковка.

) мороженое, груша, яблоко, зонтик, апельсин, коза, собака, ель.

Вероника К. 1) ромашка, морковка, слон, стол, кровать, лилии, лук, свекла.

) груша, мороженое, сушки, яблоко, апельсин, собака, коза.

Антон К. 1) ежик, зайчик, стол, кровать, свекла, морковка, ромашка, лилии.

) мороженое, зонт, сушки, апельсин, лошадь, собака.

Антон К. 1) ромашка, морковка, лилии, еж, заяц, стол, слон.

) груша, мороженое, сушки.

Диана К. 1) ромашка, морковь, кровать, стол, свекла, лилии, заяц, ежик.

) груша, мороженое, сушки, яблоко, апельсин, зонт, собака, коза.

Вика К. 1) кровать, ромашка, слон, морковь.

) груша, зонт, лошадь, сушки, апельсин.

Дима О. 1) слон, лилии, кровать, стол, заяц, ромашка.

) мороженое, зонт, собака, сушки.

Вадим Н. 1) ежик, слон, лук, свекла.

) мороженое, зонт, сушки, апельсин.

Лиана М. 1) ромашка, груша, яблоко.

) мороженое, зонт, ель, коза, собака, апельсин.

Ульяна Н. 1) слон, ромашка, свекла, морковь, лилии, кровать, заяц, лук.

) груша, яблоко, апельсин, мороженое, ель, собака.

Егор З. 1) ежик, лилии, ромашка, заяц, слон, лук, стол, морковка.

) груша, яблоко, сушки, мороженое, лошадь, собака, апельсин, зонт.

Влад Д. 1) свекла, лук, слон, ромашка, морковка, заяц, ежик.

Диана В. 1) свекла, заяц, ежик, ромашка, цветок, лук, кровать, стол.

) груша, лошадь, ель, сушки, мороженое, яблоко, апельсин, коза.

Приложение 2

Методика Гуткиной Н.И. «Да и Нет».


Влад Д.

Егор З.

Антон К.

Диана К.

Антон К.

Вика К.

Вероника К.

1

Да

Хочу

Конечно

Ага

Конечно

Хочу

Хочу

2

Да

Люблю

Ага

Люблю

Угу

Не люблю

Очень

3

Конечно

Люблю

Люблю

Конечно

Люблю

Люблю

Да

4

Не хочу

Хочу

Хочу

Не хочу

Нет

Не хочу

Хочу

5

Люблю

Люблю

Люблю

Люблю

Люблю

Люблю

Ага

6

Очень

Хочу

Хочу

Хочу

Хочу

Хочу

Очень

7

Нет

Не люблю

Нет

Не люблю

Не люблю

Не люблю

Не люблю

8

Да

Люблю

Люблю

Конечно

Люблю

Очень

9

Не сплю

Не сплю

Нет

Нет

Не сплю

Не сплю

Нет

10

Нет

Не светит

Нет

Не светит

Нет

Не светит

Не светит

11

Не люблю

Не люблю

Не люблю

Нет

Нет

Не люблю

Не люблю

12

Нет

Не стрижет

Нет

Нет

Не стрижет

Нет

Нет

13

Не умеют

Не умеют

Не умеют

Нет

Не умеют

Не умеют

Не умеют

14

Не Гриша

Не зовут так

Антон

Не Гриша

Не Гриша

Вика

Не Гриша

15

Не бывает

Не бывает

Не бывает

Не бывает

Нет

Не бывает

Не бывает

16

Нет

Не хожу

Нет

Не хожу

Не хожу

Нет

Нет

17

Не бывают

Нет

Не бывают

Не бывают

Не бывают

Не бывают

18

Зеленого

Не белого

Не белого

Зеленого

Не белого

Не белого

Зеленого



Даша М.

Вадим Н.

Дима О.

Диана В.

Лиана М.

Ульяна Н.

1

Очень

Конечно

Конечно

Хочу

Очень

Конечно

2

Люблю

Очень

Да

Люблю

Конечно

Люблю

3

Люблю

Люблю

Конечно

Люблю

Очень

Конечно

4

Нет

Хочу

Не хочу

Не хочу

Не хочу

Не хочу

5

Люблю

Люблю

Люблю

Люблю

Конечно

Очень

6

Хочу

Хочу

Хочу

Хочу

Хочу

Конечно

7

Нет

Нет

Не люблю

Не люблю

Нет

Не люблю

8

Люблю

Очень

Люблю

Да

Люблю

9

Нет

Не сплю

Не сплю

Не сплю

Нет

Не сплю

10

Не светит

Нет

Нет

Не светит

Нет

Не светит

11

Люблю

Не люблю

Не люблю

Люблю

Нет

Не люблю

12

Не стрижет

Нет

Не стрижет

Не стрижет

Не стрижет

Не стрижет

13

Не умеют

Не умеют

Не умеют

Не умеют

Не умеют

Не умеют

14

Даша

Не Гриша

Не Гриша

Меня не зовут так

Ляля

Не Гриша

15

Не бывает

Нет

Не бывает

Не бывает

Не бывает

Не бывает

16

Не хожу

Не хожу

Нет

Не хожу

Не хожу

Не хожу

17

Не бывают

Не бывают

Не бывают

Не бывают

Не бывают

Не бывают

18

Зеленого

Не белого

Зеленого

Не белого

Зеленого


Похожие работы на - Развитие памяти старших дошкольников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!