Показатель
|
2011 г.
|
2012 г.
|
Абсолютное
отклонение, тыс. руб.
|
Относительное
отклонение, %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Выручка
|
211031
|
242474
|
31443,0
|
14,9
|
Себестоимость
продаж
|
225167
|
276669
|
51502,0
|
22,9
|
Валовая прибыль
(убыток)
|
-14136
|
-34195
|
-20059,0
|
141,9
|
Коммерческие
расходы
|
0
|
0
|
0,0
|
|
Управленческие
расходы
|
0
|
0
|
0,0
|
|
Прибыль
(убыток) от продаж
|
-14136
|
-34195
|
-20059,0
|
141,9
|
Проценты к
получению
|
0
|
13597
|
13597,0
|
100,0
|
Проценты к уплате
|
6756
|
5472
|
-1284,0
|
-19,0
|
Доходы от
участия в других организациях
|
|
|
0,0
|
|
Прочие доходы
|
31557
|
39774
|
8217,0
|
26,0
|
Прочие расходы
|
8775
|
10918
|
2143,0
|
24,4
|
Прибыль
(убыток) до налогообложения
|
1890
|
2786
|
896,0
|
47,4
|
Текущий налог
на прибыль
|
991
|
1266
|
275,0
|
27,7
|
Чистая прибыль
(убыток)
|
899
|
1520
|
621,0
|
69,1
|
По данным представленным в таблице 1 можно сделать следующие
выводы.
Выручка от реализации продукции предприятия в 2012 г. по
сравнению с 2011 г. увеличилась на 14,9%. Себестоимость продукции превышает
выручку от реализации. Темп роста себестоимости продукции больше темпа роста
выручки от реализации, этим обусловлено, что валовой убыток предприятия в 2012
г. увеличился. Также увеличился убыток от продаж. В 2011 г. он составлял 14136
тыс. руб., а в 2012 г. увеличился на 20059 тыс. руб. и составил 34195 тыс. руб.
Следовательно, основная деятельность ЗАО "Побединское" не эффективна.
Благодаря полученным в 2012 г. процентам, а также значительному превышению
прочих доходов над расходами результатом деятельности предприятия является
прибыль. Прибыль до налогообложения в 2011 г. составила 1890 тыс. руб., в 2012
г. она увеличилась до 2786 тыс. руб. (+47,4%). Чистая прибыль предприятия в
2011 г. составила 899 тыс. руб., в 2012 г. она увеличилась на 621,6 тыс. руб.
(+69,1%) и составила 1520 тыс. руб.
Таким образом, в целом деятельность ЗАО
"Побединское" прибыльна и эффективна.
2.3 Влияние
учетной политики на размер прибыли
Учетная политика - это конкретные принципы, основы, условия,
правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления
финансовой отчетности. Учетная политика организации формируется главным
бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения об учетной политике и
утверждается руководителем организации. Учетная политика предприятия
формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор
для использования которых требует системного подхода с целью максимальной
оптимизации.
Наибольшее влияние на размер прибыли имеет установленный
порядок учета доходов и расходов. Рассмотрим основные положения учетной
политики ЗАО "Побединское".
Доходы в зависимости от их характера, условия получения и
направлений деятельности предприятия подразделяются на: доходы от обычных видов
деятельности; прочие доходы.
К доходам от обычных видов деятельности относятся: доходы
относящиеся к основной деятельности предприятия.
Порядок признания доходов от обычных видов деятельности.
При оказании услуг по лицензионным договорам, по которым
предприятие является лицензиаром, отчетным периодом признания выручки от
оказания услуг признается месяц. Начисление доходов по лицензионным договорам
осуществляется ежемесячно.
При продаже имущества по договору комиссии (агентскому
договору, договору поручения), по которому предприятие является комитентом
(принципалом, доверителем) и по условиям которого имущество отгружается
(передается) непосредственно посредником и товарно-сопроводительную
документацию на него для покупателя выписывает посредник, а также по договорам,
предусматривающим переход права собственности на передаваемое имущество после
момента его оплаты покупателем, выручка от продажи этого имущества признается в
бухгалтерском учете соответственно в том отчетном периоде, который указан в
извещении посредника о продаже имущества и (или) в его отчете.
Выручка от продажи имущества (работ, услуг) по договорам,
предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами в обмен на
выполненные работы, оказанные услуги в качестве основной формы расчета
принимается к бухгалтерскому учету по цене в соответствии с условиями сделки.
Если цена сделки не указана, а также если производится обмен на имущество, то
выручка определяется исходя из стоимости имущества (работ, услуг), полученного
или подлежащего получению предприятием, в размере средней цены приобретения
(без НДС) такого имущества (работ, услуг), сложившейся в течение 30 дней до
даты признания выручки в бухгалтерском учете.
В случае если предприятие в течение указанного периода не
приобретало такого имущества (работ, услуг), то выручка принимается к
бухгалтерскому учету по стоимости имущества (работ, услуг), переданного или
подлежащего передаче предприятием, в размере, исчисленном исходя из цены, по
которой в сравнимых обстоятельствах обычно предприятие определяет выручку в
отношении аналогичного имущества (работ, услуг).
При невозможности применения вышеперечисленных методов
выручка от продажи имущества (работ, услуг) по договорам, предусматривающим
исполнение обязательств неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому
учету по рыночной стоимости имущества (работ, услуг), полученного или
подлежащего получению предприятием в счет погашения обязательства, а при
невозможности ее определить, по рыночной стоимости имущества (работ, услуг),
переданного или подлежащего передаче предприятием, на дату признания выручки в
бухгалтерском учете. При этом данные о рыночной цене подтверждаются
документально или экспертным путем.
Выручка от продажи по договорам, предусматривающим обмен
товарами, признается в бухгалтерском учете в момент перехода права собственности
на обмениваемые товары, т.е. после исполнения сторонами договора обязательств
по передаче товара. Выручка по договорам, предусматривающим обмен товаров на
работы (услуги) - в момент исполнения обязательств сторонами договора, т.е.
после передачи товара (сдачи-приемки работ или услуг), если законом или
договором не предусмотрен иной порядок перехода права собственности или
исполнения обязательств.
Определение и признание величины отдельных прочих доходов
осуществляется в следующем порядке:
доходы в виде процентов (дисконта) по договорам займа и иным
аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги),
срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, начисляются
и признаются в бухгалтерском учете за каждый истекший отчетный период (месяц) в
соответствии с условиями договоров;
доходы в виде штрафов, пени и (или) иных санкций за нарушения
условий договорных или долговых обязательств, а также в виде возмещения
причиненных предприятию убытков (ущерба) принимаются к учету в суммах,
присужденных судом или признанных должником в установленном соглашением сторон
порядке, и признаются в бухгалтерском учете в момент вступления в законную силу
решения суда об их взыскании или в момент признания их должником;
доходы от участия в уставных капиталах других организаций
принимаются к бухгалтерскому учету на основании документов, удостоверяющих
право предприятия на получение таких доходов и фиксирующих их размер. Датой
признания этих доходов в бухгалтерском учете является дата проведения общего
собрания акционеров;
доходы прошлых лет, выявленных в отчетном году, принимаются к
бухгалтерскому учету в фактических суммах и признаются в бухгалтерском учете в
момент выявления (образования);
доходы от продажи основных средств и иных активов, отличных
от денежных средств, принимаются к бухгалтерскому учету на основании
документов, подтверждающих переход права собственности на такие активы. Доходы
от продажи имущества, переход права собственности на которое подлежит
государственной регистрации в соответствии с законодательством, отражаются в
бухгалтерском учете на момент государственной регистрации перехода права
собственности на указанное имущество;
суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым
истек срок исковой давности, принимаются к бухгалтерскому учету на дату
истечения срока исковой давности;
положительные курсовые разницы, суммы дооценки активов
принимаются к бухгалтерскому учету на дату их возникновения.
Учет расходов.
Расходы в зависимости от их характера, условия получения и
направлений деятельности предприятия подразделяются на: расходы от обычных
видов деятельности, прочие расходы.
Для целей формирования финансового результата от обычных
видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ,
услуг. Формирование информации о расходах по обычным видам деятельности ведется
на счетах учета затрат в соответствии с планом счетов, утвержденном на
предприятии.
В течение отчетного периода по дебету соответствующих счетов
учета затрат на продажу товаров (работ, услуг) с кредита счетов учета
имущества, расчетов и других счетов собираются затраты отчетного периода с
подразделением на прямые и косвенные (накладные).
Прямые затраты включаются в себестоимость соответствующего
объекта учета по прямому признаку.
Накладные расходы признаются расходами отчетного периода и
ежемесячно списываются в качестве расходов по обычным видам деятельности на
счет 90 "Продажи".
Коммерческие расходы признаются расходами отчетного периода и
ежемесячно списываются в качестве расходов по обычным видам деятельности на
счет 90 "Продажи".
В течение отчетного периода прямые расходы (затраты),
связанные с деятельностью предприятия, группируются на соответствующих
субсчетах счетов затрат. К прямым расходам (затратам) относятся заработная
плата работников основных подразделений, страховых взносов, исчисленный с
указанной заработной платы, амортизация основных средств и нематериальных
активов, закрепленных за подразделениями, непосредственно осуществляющими
деятельность.
Ежемесячно сумма прямых расходов (затрат), израсходованных в
текущем отчетном периоде (месяц) на продажу товаров, списывается на
соответствующий субсчет счета 90 "Продажи".
Учет расходов будущих периодов.
Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к
следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском учете как расходы
будущих периодов (счет 97 "Расходы будущих периодов") и подлежат
равномерному списанию в течение периода, к которому они относятся, например:
расходы на подготовку и переподготовку кадров - в течение срока обучения
сотрудников; расходы, связанные с приобретением неисключительных прав на
результаты интеллектуальной деятельности - согласно условиям договора; расходы,
связанные с приобретением лицензий любых видов - в течение срока действия соответствующего
свидетельства или лицензионного договора; расходы на маркетинг и рекламу - в
течение срока, утвержденного внутренними документами в каждом конкретном
случае; взносы на обязательное и добровольное страхование имущества и
работников предприятия; расходы в виде сумм заработной платы, начисленной в
текущем периоде (месяце), но относящейся к следующим периодам; расходы на
выполнение проектных, расчетных, организационных работ, результат которых будет
использован для получения экономической выгоды в будущих отчетных периодах;
расходы на приобретение программного обеспечения для оборудования
вычислительной техники; иные расходы, произведенные в отчетном периоде, но
относящиеся к следующим отчетным периодам.
Определение срока списания производится в зависимости от вида
и назначения расхода и на основании документов, подтверждающих данные расходы
(лицензий, договоров и пр.). В случае, если из документов, подтверждающих
указанные расходы, невозможно сделать вывод о сроке к которому они относятся,
этот срок определяется комиссией, состав которой утверждается руководителем
предприятия.
При отсутствии в договорах сроков, а также в случае намерения
использовать аудиовизуальную продукцию по окончании действия договоров, сроки,
в течение которых такие расходы подлежат отнесению на расходы на продажу или
другие источники, регулируются предприятием в каждом конкретном случае, если
иное не определено законодательством.
Учет отдельных видов расходов.
При приобретении имущества по договору комиссии (агентскому
договору, договору поручения), по которому предприятие является комитентом
(принципалом, доверителем) и по условиям которого имущество предварительно
поступает во владение посредника, товарно-сопроводительная документация на него
от покупателя поступает посреднику, расходы на приобретение этого имущества
признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, который указан в
извещении посредника о приобретении имущества и (или) в его отчете.
Остаточная стоимость при продаже недвижимого имущества,
переход права собственности на которое подлежит государственной регистрации в
соответствии с законодательством, списывается на затраты в бухгалтерском учете
на момент государственной регистрации перехода права собственности на указанное
имущество.
Приобретенные книги, брошюры и т.п. издания списываются на
затраты на производство (расходы на продажу) по мере их получения.
При формировании учетной политики предприятия по конкретному
направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется
выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными
актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в
Российской Федерации. Кроме того, формирование учетной политики ЗАО
"Побединское" осуществляется в тесной взаимосвязи с налоговым
планированием.
2.4
Планирование прибыли
Планирование прибыли - составная часть
финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на
предприятии. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все
факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и,
рассмотрев варианты производственной программы, выбрать тот, который
обеспечивает максимальную прибыль.
Планирование прибыли на предприятии ЗАО
"Побединское" нацелено на выявление внутрихозяйственных резервов
производства на основе более рационального использования производственных
фондов, мощностей, материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных
богатств. Эта работа построена на глубоком экономическом анализе хозяйственных
и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому, в целях
выявления имеющихся резервов. План прибыли разрабатывается на основе планов
производства и реализации продукции, производительности труда, снижения
себестоимости продукции и повышения ее качества. Поэтому в разработке проекта
производственных показателей на планируемый период принимают активное участие
финансовые работники предприятия.
Плановая балансовая прибыль предприятия
рассчитывается по следующим видам:
прибыль от реализации изделий, работ и
услуг промышленного характера (прибыль от реализации товарной продукции);
прибыль от реализации работ и услуг
непромышленного характера (прибыль от прочей реализации);
прибыль от планируемых внереализационных
операций.
Расчет плановой прибыли должен быть
экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное
финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств,
соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с
бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование
прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей,
но и для народного хозяйства в целом.
Одним из подходов к планированию прибыли является
формирование бюджета прибыли, который обычно составляется на основе формального
отчета об ожидаемых доходах с соответствующими прогнозами изменения действующих
цен, затрат и возможного спроса на период составления бюджета. Плановый аспект
бюджета прибыли дает менеджерам всех уровней возможность указать имеющуюся
потребность в материалах, оборудовании, рабочей силе и источниках
финансирования и осуществить на основе этих данных планирование.
Координационный аспект является важной составляющей подготовки и периодической
ревизии бюджета, так как сам процесс составления бюджета вынуждает
координировать деятельность отдельных служб фирмы. В отличие от
координационного аспекта, контроль не является автоматическим следствием
составления бюджета, но он позволяет устанавливать соответствие результатов
текущей деятельности сделанным ранее прогнозам, и при наличии больших
расхождений между ожидаемыми и полученными результатами можно провести анализ
причин такого расхождения с целью увеличения прибыли [12, 14].
Различают следующие основные методы планирования прибыли:
использование формулы безубыточности, экономико-статистический,
технико-экономический (в том числе прямого счета), определение оптимальной
целевой прибыли, определение прибыли на вложенный капитал, метод маржинального
дохода, экономико-математические методы.
В планировании прибыли используются методы
прямого счета, аналитический и метод, основанный на эффекте производственного
(операционного рычага)
Метод прямого счета наиболее
распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется,
как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Прямой счет
основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой
номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на
себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем
позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой
продукции себестоимость каждой единицы должно определяться по плановым
единичным калькуляциям. При этом используют формулу:
П = В - С, (1)
П = П1 + Пт - П2,
(2)
где П - прибыль от реализации товарной
продукции; В - выручка от реализации продукции по оптовым ценам; С - полная
себестоимость реализуемой продукции, которая включает в себя себестоимость
проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие
расходы; П1, П2 - соответственно прибыль в остатках
готовой продукции на начало и конец планового года; Пт - прибыль в товарной
продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой
номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и
коммерческих расходов [20, 21].
Прибыль в переходящих остатках готовой
продукции обычно рассчитывают по всей их совокупности. Поскольку эти остатки
учитывают по условно-производственной себестоимости, то и прибыль по ним
исчисляют как разницу между суммой входных и выходных остатков в ценах
реализации и по производственной себестоимости. Все коммерческие и
управленческие расходы условно относят на выпуск товарной продукции. Прибыль в
переходящих остатках можно также исчислять исходя из производственной
себестоимости и уровня рентабельности к себестоимости за 4 квартал
соответственно отчетного и планового года.
Прямой счет методически чрезвычайно прост,
но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно
возрастает. Расчет требует:
а) определения ассортимента по всем
позициям номенклатуры;
б) составления калькуляций по всем
изделиям сравнимой продукции;
в) исчисления плановой себестоимости и
договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает
разработку сметы производства по всем ее элементам;
г) установления цен реализации выпускаемой
продукции.
Большим недостатком метода является то,
что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом
периоде [25].
Аналитический метод планирования
прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как
дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого
метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на
плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому
виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в
целом. Данный метод учитывает изменение цен, ассортимента продукции, повышение
качества продукции. При расчете плановой прибыли аналитическим методом большое
значение имеет правильное определение базовой рентабельности Ро,
которая определяется как частное от деления ожидаемой прибыли за отчетный год
на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период.
Исчисление прибыли аналитическим методом
состоит из следующих последовательных этапов:
) с помощью базовой рентабельности
ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной
продукции планируемого года, но по базисной себестоимости;
) рассчитывается изменение (+, - )
себестоимости продукции в планируемом году;
) определяется влияние изменения
ассортимента, качества, сортности продукции;
) после обоснования цены на готовую
продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен;
) влияние на прибыль всех перечисленных
факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом
году определяется с учетом прибыли, исчисленной на 1-м и последующих этапах;
) далее учитывается изменение прибыли в
нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого
периода.
Между производственным рычагом и прибылью
предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем
ниже эффект производственного рычага и наоборот. Это позволяет сделать вывод о
том, что производственный рычаг является инструментом, уравнивающим соотношение
уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.
Подход к механизму управления прибылью и
рентабельностью производства должен носить комплексный характер. От
руководителя требуется, прежде всего, умение эффективно вести дело, то есть
увеличивать прибыль. Известны две основные возможности увеличения прибыли:
первая - наращивание объема выпуска и реализации товаров, вторая - уменьшение
издержек.
Современное производство должно
соответствовать следующим параметрам:
1.
Обладать
большой гибкостью, способностью быстро менять ассортимент изделий, так как
неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей обречет
предприятие на банкротство.
2.
Технология
производства осложнилась на столько, что требует совершенно новые формы
контроля, организации и разделения труда.
3.
Требования
к качеству не просто возросли, а совершенно изменили характер. Мало выпускать
хорошую продукцию, необходимо еще думать об организации послепродажного
обслуживания, о предоставлении потребителям дополнительных фирменных услуг.
4.
Резко
изменилась структура издержек производства. Одновременно все более возрастает
доля издержек, связанных с реализацией продукции. Все это требует принципиально
новых подходов к управлению и организации производства, непосредственно
касается и управления прибылью. Более того, они должны найти достойное место в
разработке управления ею в рамках предприятия в целом [27].
Управление прибылью предприятия сводится к
разработке механизма организационно-экономического воздействия по результатам
работы предприятия, на повышение его эффективности по сравнению с затратами,
поиску комплекса инструментов, позволяющих из стихийного получения доходов
предприятий перейти к регулируемым доходам.
2.5
Распределение прибыли
Распределение прибыли - это выбор
направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами
предприятия. Процесс распределения прибыли современного коммерческого
предприятия представлен на рис.2.
Рисунок 2 - Направления распределения
прибыли коммерческого предприятия
В нынешних условиях хозяйствования
организации вправе самостоятельно формировать политику распределения чистой
прибыли. Никакие органы, в том числе государственные, не имеют права
вмешиваться в процесс использования чистой прибыли. При этом необходимо
учитывать, что в РФ документы нормативного регулирования распределения прибыли
представлены четырехуровневой системой:
-й уровень - законодательный (Налоговый
кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон "О бухгалтерском учете",
закон "Об акционерных обществах", закон "Об обществах с
ограниченной ответственностью" и др.);
-й уровень - нормативный (приказ МФ РФ
"Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ", ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", ПБУ
4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", ПБУ 9/99 "Доходы
организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации" и др.);
-й уровень - методический (Методические
рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, и
др.);
-й уровень - организационный
(учредительные документы, протоколы собраний акционеров/участников, приказы,
учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета).
Исходя из основной цели политики
распределения прибыли (оптимизация пропорций между капитализируемой и
потребительской ее частями с учетом реализации стратегии развития организации и
необходимости повышения ее рыночной стоимости) можно выделить следующие задачи
[7, c.21-23]:
· обеспечение получения собственниками
необходимой нормы прибыли на вложенный капитал;
· обеспечение приоритетных целей
стратегического развития организации за счет капитализируемой доли;
· формирование резервного капитала в
необходимом объеме.
После расчетов с государством у
организации остается та часть прибыли, которая называется чистой прибылью. Как
отмечалось выше, каждая организация использует прибыль по своему усмотрению в
соответствии с решением, которое принимают собственники (учредители) в начале
года, следующего за отчетным. При распределении прибыли особую роль играют:
· организационно-правовая форма субъекта
хозяйствования (ключевые направления распределения прибыли для субъектов
различных организационно-правовых форм представлены на рис.3);
· действующее законодательство (прибыль
распределяется на основании решения общего собрания
· акционеров (учредителей), а не по
единоличному распоряжению руководителя);
· утвержденная собственниками смета,
определяющая направления использования прибыли [5, c.75-77].
Рисунок 3 - Основные направления использования прибыли для
различных организаций
На конец 2010 г. на предприятии ЗАО "Побединское"
по данным бухгалтерского баланса, представленного в Приложении Б, непокрытый
убыток составлял 5764 тыс. руб. Полученная в 2011 г. прибыль в размере 899 тыс.
руб. была направлена на покрытие этого убытка. Кроме того, увеличение
нераспределенной прибыли произошло в результате переоценки внеоборотных активов
(+43978 тыс. руб.)
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) является
"капитализированным" финансовым результатом финансово-хозяйственной
деятельности организации. При этом рост нераспределенной прибыли означает
приращение коллективной (нераспределенной между собственниками) собственности
участников организации. Нераспределенная прибыль ЗАО "Побединское" на
конец 2011 г. составила 39113 тыс. руб., на конец 2012 г. она увеличилась и
составила 40633 тыс. руб. Прибыль в виде нераспределенной (капитализированной)
прибыли, с одной стороны, означает рост совокупной собственности (доходов
собственников), с другой стороны, представляет собой капитал организации.
Увеличение нераспределенной прибыли способствует упрочнению финансового
состояния предприятия.
2.6
Рентабельность. Система показателей рентабельности
Рентабельность производства служит одним
из важнейших показателей эффективности конечной деятельности предприятий и
фирм, а также конкурентоспособности и доходности производства. Как известно,
абсолютная величина прибыли еще не дает полной качественной характеристики
производственной, экономической и финансовой деятельности тех или иных предприятий
и фирм, компаний и корпораций.
Показатель рентабельности представляет
собой в общем виде отношение суммы прибыли к затратам на ее получение. На
российских предприятиях рентабельность принято выражать в двух показателях:
отдельных изделий и всего производства. Рентабельность изделий определяется в
процентах как отношение совокупной прибыли, полученной от производства или
реализации соответствующей продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу.
В реальных производственных условиях, например, рентабельность различных видов
продукции может быть рассчитана по формуле:
Ри = (Ци - Си)
/ Си × 100%, (3)
где Ри - рентабельность
изделия; Ци - рыночная цена изделия; Си - полная
себестоимость изделия.
Рентабельность производства является
относительным показателем эффективности использования основных фондов и
оборотных средств предприятия. Она показывает степень общей прибыльности на 1
рубль затрат всех производственных ресурсов. Общая рентабельность производства
определяется по следующей формуле:
Ро = П / (Фо + Ос)
×100%, (4)
где Ро - общая рентабельность
производства; П - совокупная прибыль предприятия; Фо - среднегодовая
стоимость основных производственных фондов предприятия; Ос -
среднегодовой норматив оборотных средств предприятия [15].
Показатель рентабельности производства
более объективно отражает общий уровень эффективности
производственно-хозяйственной деятельности предприятия, чем рентабельность
отдельных видов продукции, товаров и услуг. Рентабельность производства
подразделяется на два вида: общая рентабельность, которая находится отношением
балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных
средств, и расчетная, определяемая соотношением чистой прибыли предприятия к
этим затратам.
В качестве основных показателей рентабельности
в современных рыночных условиях на отечественных и зарубежных предприятиях
могут быть использованы следующие коэффициенты.
Рентабельность товарооборота или продаж,
характеризующая отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее
производство и сбыт. Для расчета рентабельности продаж в числителе может быть
величина общей или чистой прибыли от реализации товаров и услуг, а в
знаменателе производственные издержки или себестоимость реализованной
продукции:
Рт = Пр / Срп
×100, (5)
где Рт - рентабельность
товарооборота; Пр - общая прибыль от реализованной продукции; Срп
- производственная себестоимость реализованной продукции. Применение показателя
рентабельности продаж в процессе внутрифирменного планирования служит своего
рода индикатором ценообразования на новые товары и услуги. В зарубежной
практике считается, что для установления продажной цены изделия необходимо к
общим производственным издержкам прибавить фиксированную надбавку, или маржу,
исчисляемую как доля товарооборота. Эта надбавка должна обеспечивать каждой
организации не только покрытие всех издержек, но и получение нормальной прибыли
или дохода [22]. Рентабельность собственных средств или капитала, определяющая
соотношение чистой прибыли компании и акционерного капитала с резервами. Этот
показатель выступает для всех акционеров и высшего руководства одним из главных
критериев эффективности компании. Высокий коэффициент чистой рентабельности
является важным стимулом для привлечения новых акционеров и расширения
деятельности фирм и компаний. Рентабельность капитала можно представить
формулой
Рк = Пч / К × 100%, (6)
где Рк - рентабельность
собственного капитала; Пч - чистая прибыль от продажи продукции; К -
стоимость собственного капитала.
Рентабельность основных производственных
фондов, отражающая отношение общей прибыли предприятия к среднегодовой
стоимости основного капитала. Этот показатель служит для сопоставления
эффективности использования основного капитала или производственных фондов в
отдельных корпорациях и отраслях промышленности. В общем случае рентабельность
основных фондов предприятия можно выразить формулой:
Рф = Пб / Фо
× 100%, (7)
где Рф - рентабельность
основных производственных фондов; Пб - балансовая прибыль
предприятия; Фо - среднегодовая стоимость основных фондов.
Рентабельность всех активов, показывающая
отношение общей прибыли к стоимости экономических ресурсов компании. Данный
коэффициент характеризует способность фирмы или предприятия извлекать прибыль
из всех находящихся в их распоряжении совокупных активов. При расчете этого
показателя в числитель можно подставлять общую прибыль, а в знаменатель -
среднегодовую стоимость основного и оборотного капитала с учетом имеющихся
материальных запасов и других наличных ценностей.
При планировании рентабельности отечественные
предприятия, кроме рассмотренных коэффициентов, могут применять показатели
активности, доходности, покрытия, оборачиваемости, ликвидности, риска,
платежеспособности и другие финансовые нормативы и экономические критерии.
Планирование основных финансовых показателей деятельности фирм и предприятий
предполагает в свою очередь активное и творческое решение
экономистом-менеджером следующих финансовых и управленческих проблем:
выбор показателей, необходимых для
осуществления стратегических и текущих задач;
расчет основных финансовых показателей,
характеризующих степень эффективности производства и состояние финансов
предприятия;
сравнение расчетных показателей с
соответствующими корпоративными, отраслевыми, национальными и мировыми их
значениями в текущем, отчетном или плановом периоде и за другие годы;
использование полученных показателей при
составлении финансовых планов предприятия и его подразделений и выборе
стратегии и тактики их будущего развития.
Результаты расчетов показателей
рентабельности деятельности ЗАО "Побединское" представлены в таблице
2.
Таблица 2 - Показатели рентабельности
деятельности ЗАО "Побединское"
№ п/п
|
Показатели
|
Ед. изм.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
Отклонение в
ед. изм.
|
1
|
Выручка от
реализации
|
тыс. руб.
|
211031
|
242474
|
31443
|
2
|
Себестоимость
продукции
|
тыс. руб.
|
225167
|
276669
|
51502
|
3
|
Валовая прибыль
|
тыс. руб.
|
-14136
|
-34195
|
-20059
|
4
|
Прибыль от
продаж
|
тыс. руб.
|
-14136
|
-34195
|
-20059
|
5
|
Чистая прибыль
|
тыс. руб.
|
899
|
1520
|
621
|
6
|
Среднегодовая
стоимость ОФ
|
тыс. руб.
|
195022,5
|
252247,5
|
57225
|
7
|
Среднегодовая
стоимость собственного капитала
|
тыс. руб.
|
108808,5
|
110018
|
1209,5
|
8
|
Среднегодовая
стоимость активов
|
тыс. руб.
|
1149995
|
1300464
|
150469
|
Рентабельность
продаж
|
%
|
-6,28
|
-12,36
|
-6,08
|
10
|
Чистая
рентабельность
|
%
|
0,43
|
0,63
|
0, 20
|
11
|
Фондорентабельность
|
%
|
0,46
|
0,60
|
0,14
|
12
|
Рентабельность
собственного капитала
|
%
|
0,83
|
1,38
|
0,56
|
13
|
Рентабельность
актива
|
%
|
0,08
|
0,12
|
0,04
|
По данным, представленным в таблице 2,
сделаем следующие выводы.
Рентабельность продаж в 2011-2012 гг.
имеет отрицательное значение, что обусловлено полученным убытком от продаж
продукции.
Чистая рентабельность продаж в 2011 г.
составила 0,43%, в 2012 г. она увеличилась на 0,20 процентных пунктов и
составила 0,63%, чему способствовало увеличение полученной чистой прибыли.
Фондорентабельность в 2011 г. составила
0,46%, в 2012 г. она увеличилась на 0,14 процентных пунктов и составила 0,60%.
Рентабельность собственного капитала
составила в 2012 г.1,38%, что на 0,56 процентных пункта больше, чем в 2011 г.
Рентабельность активов предприятия в 2011
г. составила 0,08%
Низкое значение показателей рентабельности
говорит о низкой эффективности деятельности предприятия и низкой инвестиционной
привлекательности.
Показатели доходности или прибыльности
выражают соотношение доходов и расходов фирмы в процессе производства и
реализации продукции. В конечном счете они определяют фактическую
результативность совокупной производственно-финансовой деятельности каждого
предприятия на единицу затрат всех экономических ресурсов или достигнутую норму
прибыли на весь капитал (основной, оборотный и человеческий).
2.7 Порог
рентабельности (точка безубыточности)
Существует определенная взаимозависимость между затратами,
объемом производства и прибылью. Темпы роста прибыли всегда опережают темпы
роста реализации продукции. При увеличении объема реализации продукции доля
постоянных затрат в структуре себестоимости продукции уменьшается и появляется
"эффект дополнительной прибыли".
Анализ безубыточности (анализ соотношения "затраты -
объем - прибыль", CVP-Анализ) используется для определения:
критического объема производства для безубыточной работы;
зависимости финансового результата от изменений одного из
элементов соотношения;
запаса финансовой прочности предприятия;
оценки производственного риска;
целесообразности собственного производства или закупки;
минимальной договорной цены на определенный период;
планирование прибыли и т.д.
Анализ безубыточности основан на ряде допущений:
Все затраты можно разделить на постоянные и переменные.
Некоторые расходы предприятия содержат как переменную, так и постоянную части -
смешанные затраты (например, расходы на электроэнергию, транспорт, содержание и
эксплуатацию оборудования). Такие затраты разделяют на постоянную и переменную
части. Сохранение уровня постоянных затрат возможно только в ограниченном
диапазоне объемов производства.
Зависимость между объемом реализованной продукции и
переменных затрат линейная. В реальности переменные затраты могут изменяться в
другой пропорции. Известно, что соотношение переменных затрат и объема
производства зависит от различных факторов, в том числе от жизненного цикла
изделия, от инфляции, все это в различной степени отражается на затратах на
сырье, материалы, заработную плату.
Определение порога рентабельности является основной составной
частью анализа безубыточности. Он представляет собой такой объем реализации,
при котором выручка покрывает все расходы предприятия, которые связанны с
производством и реализацией продукции.
При расчете точки безубыточности следует помнить, что в
модели линейной зависимости точка безубыточности может быть одна, однако на
практике функция расходов носит нелинейный характер и может пересекать линию
объемов производства в нескольких местах. Поэтому анализ должен точно указать
границы роста объемов производства, когда допущение линейного характера
зависимости оправданы производственными условиями.
Порог рентабельности или минимальный объем реализации (точка
безубыточности) в натуральном выражении определяют по формуле:
= F/ (P-a), шт. (8)
или в денежном выражении:
=F/ (1-b) (9)
где Q - количество единиц продукции; Р - цена единицы
продукции; F - постоянные расходы; В - переменные расходы; а - переменные
затраты на единицу продукции; b - доля переменных затрат.
Величина прибыли при запланированных объемах производства и
реализации определяется как:
=PQ - F - a × Q, (10)
где EBIT - прибыль до налогообложения.
Запас финансовой прочности показывает, насколько можно
сокращать производство продукции, сохраняя прибыль и не неся убытки. В
абсолютном выражении расчет представляет разницу между запланированным объемом
реализации и точкой безубыточности.
В абсолютном выражении:
Зфин = Qплан - Qmin. (11)
В относительном выражении:
Зфин = (Qплан - Qmin) / Qплан. (12)
Показатель финансовой прочности используют также для оценки
производственного риска - потерь, которые связны со структурой расходов на
производство. Для этого он рассчитывается в относительном выражении как доля от
прогнозируемого объема реализации.
В стоимостном выражении:
Зфин = Qплан × Р - Qmin×Р (13)
где Р - цена изделия.
Риск потерь для предприятия увеличится с ростом показателя
финансовой прочности. Полная и всесторонняя оценка риска важна при принятии
управленческих решений.
Оценим условия безубыточности ЗАО
"Побединское".
Исходные данные и результаты расчетов
оформлены в табл.3.
Безубыточная выручка равна общей сумме
затрат на производство из табл.3.
И в прошлом, и в отчетном году условия
безубыточности на предприятии не выполнялись, и запас безубыточности имеет
отрицательное значение.
Таблица 3 - Анализ условий безубыточности
основной деятельности ЗАО "Побединское"
Показатель
|
Значение
|
Изменение
|
|
за 2011 год
|
за 2012 год
|
|
Выручка
фактическая, тыс. руб.
|
211031
|
242474
|
31443
|
Переменные
затраты, тыс. руб.
|
174054,091
|
216908,5
|
42854,4
|
Постоянные
затраты, тыс. руб.
|
51112,909
|
59760,5
|
8647,6
|
Безубыточная
выручка, тыс. руб.
|
225167
|
276669
|
51502
|
Запас
безубыточности, тыс. руб.
|
-14136
|
-34195
|
-20059
|
Запас
безубыточности, %
|
-6,70
|
-14,10
|
-7,40
|
В отчетном году для покрытия затрат нужно
продавать продукции на 51502 тыс. руб. больше, чем в прошлом го, то есть
условия безубыточности его деятельности ужесточились. Фактически же предприятие
стало продавать продукции больше на 242474 тыс. руб.
Также приведем пример построения графика
безубыточности на примере пшеницы за 2012 г. График безубыточности будем
строить на примере пшеницы, так как она является убыточным продуктом и для нее
целесообразно определить безубыточный объем производства.
Данные для построения графика безубыточности приведены в
табл.4.
Таблица 4 - Исходные данные для построения графика
безубыточности
Показатель
|
Значения
показателя при разных объемах продукции, тыс. руб.
|
|
V = 0
|
V = 12924
|
Выручка
|
0
|
5824
|
Совокупные
затраты
|
1010, 20
|
6061
|
На рис.4 отражен безубыточный объем продаж пшеницы.
Рисунок 4 - Безубыточный объем продаж пшеницы
Затраты при нулевом объеме производства равны постоянным
расходам и составят пропорционально доле объема выручки пшеницы в общей выручке
= 0,0934×10820 = 1010,2 тыс. руб.
Переменные затраты на 1 ц пшеницы составят (5824-1010,2)
/12924 = 0,390 тыс. руб. /т.
Цена 1 т пшеницы равна 5824/12924 = 0,450 тыс. руб. /т.
Безубыточный объем продаж пшеницы=1010,2/ (0,450-0,390)
=16885,4 ц.
По построенному графику наглядно видно, что большое значение
безубыточного объема продукции обусловлено высоким уровнем переменных затрат
(угол наклона линии переменных затрат - почти такой же, как угол наклона линии
выручки). Таким образом, для улучшения условий безубыточности предприятию
необходимо сокращать уровень производственных затрат на единицу продукции.
Выводы и
предложения
В результате выполненного исследования можно сделать
следующие выводы.
Прибыль - наиболее важный показатель деятельности любой
организации, так как механизм ее формирования, распределения и использования
затрагивает интересы всех субъектов отношений: государства, собственников
организации, ее высшего менеджмента и работников, а также интересы держателей
мелких пакетов акций, партнеров и различных кредиторов.
С одной стороны, прибыль - итог выбора собственниками
вариантов вложения своего капитала и реализации его предпринимательских
способностей, с другой - возмещение за риск. По порядку своего формирования
последовательно различают прибыль валовую, прибыль от продаж, прибыль до
налогообложения и чистую прибыль.
Анализ финансовых результатов ЗАО "Побединское"
показал, что выручка от реализации продукции предприятия в 2012 г. по сравнению
с 2011 г. увеличилась на 14,9%. Себестоимость продукции превышает выручку от
реализации. Темп роста себестоимости продукции больше темпа роста выручки от
реализации, этим обусловлено, что валовой убыток предприятия в 2012 г.
увеличился. Также увеличился убыток от продаж. В 2011 г. он составлял 14136
тыс. руб., а в 2012 г. увеличился на 20059 тыс. руб. и составил 34195 тыс. руб.
Следовательно, основная деятельность ЗАО "Побединское" не эффективна.
Благодаря полученным в 2012 г. процентам, а также значительному превышению
прочих доходов над расходами, результатом деятельности предприятия является
прибыль. Прибыль до налогообложения в 2011 г. составила 1890 тыс. руб., в 2012
г. она увеличилась до 2786 тыс. руб. (+47,4%). Чистая прибыль предприятия в
2011 г. составила 899 тыс. руб., в 2012 г. она увеличилась на 621,6 тыс. руб.
(+69,1%) и составила 1520 тыс. руб.
В целом деятельность ЗАО "Побединское" прибыльна и
эффективна.
Учетная политика предприятия - это конкретные принципы,
основы, условия, правила и практика, принятые компанией для подготовки и
представления финансовой отчетности. Наибольшее влияние на размер прибыли имеет
установленный порядок учета доходов и расходов.
Планирование прибыли на предприятии ЗАО
"Побединское" нацелено на выявление внутрихозяйственных резервов
производства на основе более рационального использования производственных
фондов, мощностей, материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных
богатств. Эта работа построена на глубоком экономическом анализе хозяйственных
и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому, в целях
выявления имеющихся резервов. План прибыли разрабатывается на основе планов
производства и реализации продукции, производительности труда, снижения
себестоимости продукции и повышения ее качества.
Анализ распределения прибыли показал, что на конец 2010 г. на
предприятии ЗАО "Побединское" по данным бухгалтерского баланса
непокрытый убыток составлял 5764 тыс. руб. Полученная в 2011 г. прибыль в
размере 899 тыс. руб. была направлена на покрытие этого убытка. Кроме того,
увеличение нераспределенной прибыли произошло в результате переоценки
внеоборотных активов (+43978 тыс. руб.)
Нераспределенная прибыль ЗАО "Побединское" на конец
2011 г. составила 39113 тыс. руб., на конец 2012 г. она увеличилась и составила
40633 тыс. руб. Прибыль в виде нераспределенной (капитализированной) прибыли, с
одной стороны, означает рост совокупной собственности (доходов собственников),
с другой стороны, представляет собой капитал организации. Увеличение
нераспределенной прибыли способствует упрочнению финансового состояния
предприятия.
Анализ рентабельности показал низкое значение показателей,
что говорит о низкой эффективности деятельности предприятия и низкой
инвестиционной привлекательности.
В результате анализа безубыточности деятельности ЗАО
"Побединское" установлено, что и в прошлом, и в отчетном году условия
безубыточности на предприятии не выполнялись, и запас безубыточности имеет
отрицательное значение.
В отчетном году для покрытия затрат нужно продать продукции
на 51502 тыс. руб. больше, чем в прошлом году, то есть условия безубыточности
деятельности предприятия ужесточились. Фактически же предприятие стало
продавать продукции больше на 242474 тыс. руб.
На примере анализа безубыточности пшеницы, установлено, что
большое значение безубыточного объема продукции обусловлено высоким уровнем
переменных затрат (угол наклона линии переменных затрат - почти такой же, как
угол наклона линии выручки). Таким образом, для улучшения условий
безубыточности предприятию необходимо сокращать уровень производственных затрат
на единицу продукции.
Список
использованной литературы
1. Адамчук,
А.М. Экономика предприятия: [учеб. для вузов по специальности 080502.65
"Экономика и упр. на предприятии"] [Текст] / А.М. Адамчук. - Старый
Оскол: ТНТ, 2011. - 455 с.
2. Бердникова,
Т.Б. Анализ и
диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]. - М.:
ИНФРА-М, 2009. - 215с.
. Бланк,
И.А. Торговый менеджмент: научное издание [Текст] / И.А. Бланк. - 3-е изд.,
стер. - Киев: Эльга, 2010. - 780 с.
. Бланк,
И.А. Управление прибылью [Текст] / И.А. Бланк. - 2-е изд., расш. и доп. - Киев:
Ника-Центр; Эльга, 2008. - 752 с.
. Бондарская,
О.В. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности
субъекта хозяйствования / О.В. Бондарская [Текст] // Перспективы науки. - 2010.
- №10 (12). - С.74-77.
6. Дрожжина, И.В. Аналитический
учет распределений прибыли организации / И.В. Дрожжина [Текст] // Проблемы
учета и финансов <#"879138.files/image005.gif">
Приложение Б