Работа менеджера с неформальными группами
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации формального и неформального в управлении и роль менеджера в системе управления неформальными отношениями
.1 Понятие организации в системе управления
.2 Формальные и неформальные группы в управлении
.3 Методы работы менеджера с неформальными группами
Глава 2. Анализ организации системы управления в ООО «Весень Эко» и оценка менеджера в работе с неформальными группами
.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
.2 Анализ организации системы управления в ООО «Весень Эко»
.3 Анализ формального и неформального в системе управления и работа менеджера с неформальными группами
Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности управления неформальными группами в ООО «Весень Эко»
.1 Совершенствование системы материального стимулирования работников
.2 Разработка системы социальной защиты работников
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Экономические реформы, проводимые в России, существенно изменили статус организации как основного звена экономики. Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными органами, с партнерами и работниками. В связи с этим изменились отношения между руководителями организации, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации.
Управление организацией в наше динамичное время представляет сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общественных истин и значимости многочисленной вариации, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.
Признание исключительно формальных взаимоотношений в организации ведет к нарушению функциональной ее работы, появлению неформальных групп, формированию конфликтных ситуаций. Неформальные группы, которые образуются в организации, могут при определенных условиях стать доминирующими.
Руководителям среднего звена (менеджеру) необходимо примирять требования неформальных групп организации с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость побуждает менеджеров к поиску нестандартных приемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп.
Целью курсовой работы является изучение порядка взаимодействия формального и неформального в управлении организацией и роли менеджера в системе управления неформальными группами.
Задачами работы стали:
.Изучить теоретические аспекты организации формального и неформального в отношениях в коллективе;
.Оценить роль менеджера в системе управления неформальными отношениями;
.Проанализировать действующие формальные и неформальные группы;
.Разработать программу сближения формального и неформального в общении.
В качестве основных методов в работе использованы графический, табличный методы, экспериментальные методы, методы сравнения.
Для написания работы использованы учебники менеджмента Виханского О.С. «Менеджмент», Мескона М.Х «Основы менеджмента», периодические издания, представленные в журналах «Менеджмент», «Менеджмент в России и за рубежом», «Управление кадрами» и другие.
Глава 1. Теоретические основы организации формального и неформального в управлении и роль менеджера в системе управления неформальными отношениями
.1 Понятие организации в системе управления
Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Толковый руководитель должен знать их и взаимодействовать с ними. Эффективное управления в наше время является актуальным. [12, c. 155]
Управлять - это значит давать указания, разрешения, распоряжения, подписывать приказы и накладывать резолюции, устанавливать ответственность и требовать выполнения функций. Но опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более эффективно оказывается просто беседа с подчиненным, просьба выполнить ту или иную работу и просто доброжелательное, внимательное отношение воодушевляют его на активность, самостоятельность, творческий подход к труду. Это тоже управление, но управление неформальное, управление, в основе которого лежит неформальное отношение менеджера к своим подчиненным, к коллективу, к проблемам и вообще к делу. [7, c. 122]
Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров. Понятие организации в менеджменте с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда менеджмент как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово организация стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под понятием организацией следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования.
Из всего многообразия определений понятие организации можно выделить следующие.
.Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.
.Организация как совокупность (система) взаимоотношении, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.
.Организация как группа людей с общими целями.
Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:
1.наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;
2.наличие, по крайней мере, одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
Признаками организации являются:
1.Наличие цели. Официально провозглашенная цель придает смысл ее существованию, конкретную направленность действиям участников, объединяет и сплачивает их. В то же время есть организации, где цель выступает лишь как общий смысл их существования (населенный пункт, где совместное проживание облегчает условия жизни людей, но не ставит перед ними никаких конкретных задач);
2.Обособленность, предполагающая замкнутость внутренних процессов и наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть материальными (стены, заборы) и нематериальными (запреты, ограничения, правила и пр.). Примером обособленности может служить замкнутость кругооборота средств предпринимательской организации, когда все затраты на производство должны полностью вернуться в результате продажи продукции;
.Разделение труда (то есть выполняемой работы) на составляющие компоненты, выполняемые разными лицами;
.Наличие связей между ее отдельными элементами, обеспечивающих их взаимную поддержку, дополнение. Эти связи бывают экономическими, технологическими, управленческими, информационными, социальными и пр.
.Саморегулирование, предполагающие возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы внутренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды. Оно осуществляется внутренним центром, координирующим деятельность людей, обеспечивающим их интеграцию, а в конечном итоге целостность организации. В крупной организации центров может быть несколько, но один из них всегда будет выполнять функции главного;
.Организационная культура, представляющая собой совокупность установившихся ценностей, традиций, верований, норм поведения, символов, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. [9, c. 63]
управление неформальный социальный
1.2 Формальные и неформальные группы в управлении
Существует два типа групп: формальные и неформальные. Эти типы групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группы - это группы, созданные по воле руководства.
Выделяют группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты.
.Группа руководителей состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, находящихся в зоне его контроля (президент и вице-президенты).
.Рабочая(целевая) группа - сотрудники, работающие над выполнением одного задания.
.Комитет- группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами. Выделяют постоянные и специальные комитеты. [19, c. 105]
Неформальная группа - спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления - чувство принадлежности, помощь, защита, общение.
Неформальные организации осуществляют социальный контроль <#"justify">1.Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации. Поэтому руководству следует признать неформальную организацию, работать с ней и не угрожать ее существованию.
2.Выслушивать и учитывать мнения членов и лидеров неформальных групп.
3.Перед тем, как предпринять какие-либо действия, просчитайте их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию.
4.Чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной организации, разрешите группе участвовать в принятии решений.
К методам управления формальными и неформальными группами относятся: консультации с группами, обучение и внушение, обеспечение лояльности руководящих работников, перевод сотрудников на другое место работы, размещение кабинетов, признание естественных лидеров, обмен информацией в организации.
Неформальное управление применяется в каждой организации. Воздействие неформального управления на формальное рассматривают и зарубежные компании и успешно используют его в своей деятельности. Они сплачивают коллектив в неформальных ситуациях, люди становятся ближе друг к другу, им становится интереснее сотрудничать.
К примеру, Фирма «Коргинг гласс» (США) установила в здании эскалаторы (вместо лифтов), чтобы увеличить возможность неформальных контактов между сотрудниками. Фирма «МММ» (США) организует клубы с целью повышения вероятности случайных бесед, способствующих решению проблем во время приема пищи или в других ситуациях. Все это усиливает чувство причастности к коллективу. Здесь налицо единство и солидарность, которые проявляются не только в труде, но и в часы досуга. Товарищеские контакты во время работы и по ее окончании, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый психологический климат в организации. [19, c. 74]
Японский менеджмент предпринял удачную попытку совмещения формальных и неформальных групп и добился значительных успехов, культивируя в организациях отношения взаимопомощи, общности интересов, доброжелательности по принципу «моя фирма - моя община - моя семья». В результате японец часто воспринимает фирму, в которой он работает, не только как формальную организацию, но и как неформальную группу, общину, в которую входят его друзья. Такая обстановка располагает к творческому подходу в работе, что нашло выражение в создании кружков качества на крупных японских фирмах.
Рассматривая американские фирмы, можно заметить, что они практически не признают групп и работают индивидуально. Общими критериями по подбору кадров являются образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе. Руководящие кадры в фирме назначаются.
Конечно, Россия не может, да и не должна использовать те же приемы и методы в области управления работниками организации, которые применяют зарубежные страны. Каждая страна имеет свой менталитет, свои особенности и полное копирование управления другой страны не будет эффективным в России, даже если на Западе данная форма управления имеет положительный результат. Необходимо изучать управление в разных странах, учиться на их ошибках и находить принципы управления, эффективные для нашей страны. [20, c. 166]
1.3 Методы работы менеджера с неформальными группами
Менеджером организации при управлении неформальными группами в процессе функционирования организации могут применяться различные методы воздействия.
Методы управления неформальными группами:
1. Консультации с группами
Коллективные обсуждения также способствуют укреплению сотрудничества и в других отношениях. Во-первых, они дают возможность группе и ее членам взять на себя часть заслуг в принятии решения - это неосязаемая ценность, которая порой имеет очень большое значение. Во-вторых, они удовлетворяют желание группы и ее лидеров получить определенный статус. В-третьих, консультации зачастую улучшают взаимопонимание между группой и высшим руководящим составом организации. [14, c. 155]
2. Обучение и внушение
Организации нужно стараться убедить своих сотрудников в том, что все, содействующее целям организации, наилучшим образом содействует и целям отдельного человека, даже если в конкретных случаях это и не очевидно. Устраивая вечеринки и спортивные соревнования, организация может попытаться создать у своих служащих ощущение принадлежности к «одной большой семье». Некоторые учреждения стараются информировать всех своих работников обо всех важных решениях и о том, что за ними стоит. Обычно этот прием создает у человека ощущение, что он - часть организации и что ее удачи - это и его удачи.
3. Обеспечение лояльности руководящих работников
После того как администрация добилась лояльности своего руководящего состава, оно становится защитником точки зрения организации перед своими коллективами. Руководящий работник не может быть совершенно невосприимчивым к позициям и требованиям нижестоящих работников. Противовесом его человеческой склонности быть заодно со своими подчиненными может служить лишь перспектива большего удовлетворения в качестве компенсации за отождествление с теми, кто занимает более высокое положение.
4. Замена руководителя «среднего звена»
Если добиться лояльности главы подразделения не удалось, то учреждение может заменить его. Однако применение этого метода имеет свои пределы. Если трудовой коллектив <#"justify">5. Перевод сотрудников на другое место работы
Многообещающим механизмом укрепления лояльности членов организации и усиления их само отождествления с организацией в целом служит практика частых переводов сотрудников из подразделения в подразделение. Подобная практика, если ей строго и разумно следовать, вероятно, приведет к появлению в организации значительного числа людей, обладающих весьма разнообразным опытом, что способствует самоидентификации с более крупными структурными подразделениями, - хотя нет никаких оснований полагать, что такая практика полностью уничтожит преданность работников неформальным группам. Подобные индивидуумы, широко отождествляющие себя с организацией, призваны стать своеобразным корпусом миссионеров организации и послужить противовесом разобщающим силам отождествления с узкой группой.
6.