Предмет макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа
Макроэкономика - это наука, которая рассматривает хозяйственные процессы и явления, происходящие на уровне национального государства в их системной взаимосвязи элементов. Макроэкономика - изучает так же воздействие налогов, государственных расходов и дефицита государственного бюджета на общее кол-во рабочих мест и валовой доход, она так же исследует роль денег и уровень банковского процента. Основным действующим лицом в макроэкономике является государство.
Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и выявление ключевых моментов функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, труда и денег как таковых, а также национальных экономик в целом.
В настоящее время макроэкономическими категориями и показателями интересуются самые широкие слои населения. Текущие доходы людей непосредственно зависят от уровня национального дохода и занятости. Ценность семейного имущества напрямую связана с темпом инфляции. Состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы передвижения ее жителей через государственные границы.
. Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов, современные тенденции развития
Информация, содержащаяся в секторальных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, используется в конечном счете для получения так называемых агрегатов, т. е. наиболее важных макроэкономических показателей:
валовой внутренний продукт (ВВП);
валовой национальный доход (ВНД);
валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);
конечное потребление;
валовое накопление;
сальдо экспорта и импорта;
национальное сбережение;
чистое кредитование и чистое заимствование;
национальное богатство.
ВВП - центральный показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т. д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и т. д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВП исчисляется на валовой основе, о вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потении основного капитала.
ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период. ВНД отличается от ВВП как в качественном, так и в количественном отношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу. К первичным доходам в СНС принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт. Первичные доходы, поступающие из-за границы или выплачиваемые за границу, обычно включают оплату труда и такие доходы от собственности, как проценты и дивиденды, а также реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций.
ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных из-за границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственникам, получаемые из-за границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей, и т. д. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. ВНРД может быть получен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех пяти секторов экономики. ВНРД подразделяется на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.
Конечное потребление включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата).
Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Экспорт оценивается в ценах ФОБ, а импорт - в ценах СИФ.
Национальное сбережение - важный показатель СНС. Он может быть получен путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления, сбережение -это источник финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей. Если абстрагироваться от существования других стран, то национальное сбережение равно величине национального накопления.
Чистое кредитование или чистое заимствование - это показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.
Национальное богатство представляет собой сумму чистого капитала: хозяйствующих субъектов страны. Национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. Финансовые требования регентов друг к другу взаимно погашаются, и в конечном счете национальное богатство включает (наряду с нефинансовыми активами) финансовые требования к другим странам за вычетом финансовых обязательств другими странами. Следует отметить, что все эти важные показатели взаимосогласованы, и тому их можно использовать в сочетании друг с другом. Они дополняют друг друга, раскрывая различные аспекты экономического процесса.
В настоящее время в РФ статистическая оценка результатов экономической деятельности на макроуровне производится в соответствии с принципами и стандартами национального счетоводства.
Система национальных счетов (далее-СНС) является центральным разделом социально-экономической статистики. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что на основе СНС дается полная, комплексная и объективная характеристика наиболее общих результатов и пропорций развития экономических процессов на макроуровне. С другой стороны, все остальные разделы современной социально-экономической статистики, отражающие конкретные аспекты общественного развития, опираются на принципы, стандарты, классификации, разработанные в СНС.
СНС представляет собой адекватную рыночным условиям макростатистическую модель, отражающую основные пропорции, связи, результаты и эффективность развития национальной (региональной) экономики и представленную в виде системы взаимосвязанных счетов и показателей, а также набора вспомагательных таблиц. Это означает, что показатели и классификации СНС предназначены для описания и анализа рыночной экономики: её структуры, основных институтов и механизмов функционирования.
Основу СНС составляют национальные счета - набор взаимосвязанных таблиц, имеющих вид балансовых построений. В правой части счета отражаются ресурсы, а в левой части - основные направления их использования. По схеме и принципам построения национальные счета аналогичны бухгалтерским счетам. В частности, в СНС применяется метод «двойной записи», т.е. каждая экономическая операция отражается дважды: в ресурсной части одного счета и в расходной части (в использовании) другого счета.
Итоги экономических операций на каждой стороне счета балансируются по определению (например, счет товаров и услуг) или с помощью балансирующей статьи (например, счет производства, счет образования доходов и другие счета). Балансирующая статья счета, обеспечивающая баланс (равенство) его правой и левой частей, рассчитывается как разность между общим объемом ресурсов (итог правой части счета) и известными статьями использования ресурсов, отраженными в левой части этого счета. Балансирующая статья предыдущего счета, отраженная в разделе «Использование», является исходным показателем раздела «Ресурсы» последующего счета. Этим достигается увязка счетов между собой и образование единой системы национального счетоводства.
Балансирующие статьи счетов СНС имеют и самостоятельное аналитическое значение, являясь ключевыми макроэкономическими показателями развития национальной экономики
Суть СНС сводится к формированию показателей результатов функционирования экономики на различных стадиях воспроизводства и взаимной увязке этих показателей. Эти показатели называют макроэкономическими показателями. Они определяются на основе системы национальных счетов и характеризуют различные стадии экономической деятельности: производство товаров и услуг, образование, распределение и перераспределение доходов, их конечное использование.
. Сходство и различие ВВП и ВНП: структура и особенности
макроэкономический показатель национальный доход
Валовой внутренний продукт (ВВП) - центральный показатель системы национальных счетов (СНС), который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты. ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее.
Валовой национальный продукт - это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных с использованием внутренних ресурсов страны в течение данного периода времени. ВНП измеряет стоимость продукции, произведенный факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, в том числе и на территории других стран.
Валовой национальный продукт (ВНП), как и Валовой внутренний продукт (ВВП), является так же широко используемым показателем функционирования экономики, производящей товары и услуги. В нашей стране ВНП исчисляется статистикой с 1987 г. и принципиально отличается от применявшихся у нас ранее показателей тем, что отражает результаты деятельности не только в материальном, но и в нематериальном производстве.
ВНП характеризует как общий объем расходов, так и общий объем доходов в экономике.
Валовой национальный продукт является более ранним показателем, чем ВВП. Необходимо отметить, что ВНП используется в статистике ряда зарубежных стран и на сегодняшний день.
И ВВП и ВНП отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства материального производства и услуг. Оба этих показателя определяют стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Показатели подсчитываются в ценах как текущих (действующих), так постоянных (ценах какого-либо базового года).
Разница между ВНП и ВВП состоит в следующем:
) ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сфер материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных территории данной страны;
) ВНП определяется как рыночная стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом.
Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом переведенная в страну прибыль вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев. Обычно, чтобы рассчитать ВНП, к показателю ВВП добавляют разность между прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом, с одной стороны, и прибылями и доходами, полученными иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране, с другой стороны.
4. Национальный доход: сущность и особенности формирования
Национальный доход - (national income) - общий доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в производство; сумма всех индивидуальных доходов: заработной платы, комиссионных, премий и других форм доходов наемных работников, (до вычета налогов и отчислений на социальное страхование), чистый доход от аренды, процентная ставка, прибыли корпораций и др., равен чистому национальному продукту за минусом косвенных налогов на бизнес.
Как экономическая категория национальный доход выражает производственные отношения между людьми, классами по поводу производства, распределения, потребления и использования необходимого и прибавочного продукта.
Если суммировать добавленные стоимости, созданные на всех предприятиях, получим валовой национальный продукт (ВНП), который является совокупностью стоимостей всех товаров и услуг, произведенных на протяжении определенного периода, как правило, одного года (без учета повторного счета). Важным недостатком показателя ВНП является то что он скрывает доходы отдельных категорий трудоспособного населения не создающих национального богатства страны, а получающих их в результате перераспределения созданных в обществе благ, что искусственно завышает экономическое могущество страны.
В системе национальных счетов Российской Федерации, национальный доход создается всеми факторами производства, в материальной и нематериальной сферах. В системе национальных счетов компонентами национального дохода являются все факторные доходы (на труд, капитал, землю и предпринимательство).
Факторы производства национального дохода:
·Масса труда, которая включает количество занятых работников в стране, рабочее время в стране, а так же величину интенсивности труда. В СССР, в промышленности было занято 140 млн. работников, а все население России теперь - меньше 143 млн., из них занятые в экономике 68 млн.
·Важнейшим фактором производства национального дохода является производительность труда, особенно в России в условии острой демографической ситуации. Производительность труда в стране низкая, особенно в сельском хозяйстве и сфере услуг. Для того чтобы решить проблему роста национального дохода необходимо ежегодное повышение производительности труда на 6-7%.
Экономия ресурсов. Наша экономика, как СССР, так и России остается затратной, т.е. на каждую единицу произведенного национального дохода больше расходуется сырья, топлива, энергии и рабочей силы, чем в развитых странах.
На сегодняшний день национальный доход России только приближается к величине национального дохода 1990г., а последние 15 лет реформ страна не преумножала, а проедала национальное богатство, созданное предыдущими поколениями.
В системе национальных счетов Российской Федерации национальный доход определяется путем вычитания из чистого валового продукта косвенных налогов на бизнес.
5.Располагаемый доход и его структура: потребление и сбережение
Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей.
Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Располагаемый доход - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.
Сущность потребления как стадии процесса воспроизводства заключается в индивидуальном и совместном использовании населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
Домохозяйства делают выбор между потреблением сегодня и увеличением потребления в будущем. Но возможность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений в настоящем периоде.
Вместе с тем сбережения, сделанные в настоящем периоде, есть не что иное как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения - это часть располагаемого дохода, не использованная на потребление.
6.Личный доход. Кривая Лоренца. Уровень жизни и прожиточный минимум
Личный доход - это показатель дохода до вычета индивидуальных налогов. Если говорить более точно, он равен личному располагаемому доходу плюс индивидуальные налоги.
Личный доход выполняет несколько функций, наиболее важные из них - воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая (распределительная), производственно-долевая и другие.
Кривая Лоренца - это графическое изображение функции кумулятивного распределения. Она была предложена американским экономистом Максом Отто Лоренцом в 1905 году как показатель неравенства в доходах населения.
Каждая точка на кривой Лоренца соответствует утверждению в роде «20 самых бедных процентов населения получают всего 7 % дохода».
Кривая Лоренца представляет собой кривую концентрации доходов по группам населения. На графике Лоренца в случае равномерного распределения дохода попарные доли населения и доходов должны совпадать и располагаться на диагонали квадрата, что и означает полное отсутствие концентрации дохода. Отрезки прямых, соединяющие точки, соответствующие накопленным частностям и нарастающим процентам дохода, образуют ломаную линию концентрации (кривую Лоренца). Чем больше эта лини» отличается от диагонали (чем больше ее вогнутость), тем больше неравномерность распределения доходов, соответственно выше его концентрация.
Очевидно, в конкретных случаях нельзя ожидать ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства в распределении доходов среди населения. Абсолютное неравенство - тот гипотетический случай, когда все население, за исключением одного человека (одной семьи), не имеет доходов, а этот один (одна семья) получает весь доход.
Из кривой Лоренца можно вывести количественные показатели неравенства, например коэффициент Джини
Уровень жизни - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.
Уровень жизни населения, по экономическому словарю под редакцией Куракова, - это совокупность условий жизни людей и их труда, соответствующих достигнутому уровню общественного производства и обусловленных господствующим строем.
Уровень жизни населения определяется, с одной стороны, составом и величиной потребностей в различных жизненных благах (продукты питания, одежда, жилище, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское обслуживание, культурно-просветительные мероприятия и т.д.), с другой - возможностью их удовлетворения, исходя из предложений на рынке товаров и услуг и реальных доходов людей, их заработной платы. В свою очередь и размер реальной заработной платы, и уровень жизни населения определяются степень.ю эффективности производства на основе использования достижений научно-технического прогресса, масштабом развития и качеством сферы услуг, образовательным и культурным уровнем населения.
Анализ уровня жизни населения производится в целом по муниципальному образованию в разрезе территориально-административных единиц, основных социальных групп населения с учетом принятых в обществе стандартов качества жизни в направлениях оценки доходов, потребления и расходов населения, денежных сбережений, накопленного имущества, обеспеченности населения объектами торговли, просвещения, культуры, искусства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, сферы бытового обслуживания, состояния защиты социально уязвимых групп населения, уровня потребления непродовольственных товаров и т.п.
Одним из важнейших индикаторов уровня жизни населения является прожиточный минимум - стоимость набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за год, в среднем.
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:
оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
формирования федерального бюджета.
В современной России прожиточный минимум чрезвычайно низок, совершенно недостаточен для приемлемых условий жизни и не может обеспечить даже жизнь за гранью бедности.
7.Экономический рост и его измерение. Факторы роста. Противоречия экономического роста
Экономический рост - это увеличение объемов национального производства, которое происходит на основе расширения объемов используемых ресурсов и/или совершенствования техники и технологий.
Экономический рост- центральная экономическая проблема для всех стран мира; система взаимодействия и воспроизводства элементов и факторов экономического роста.
Экономический рост измеряется двумя способами:
) годовыми темпами роста валового национального продукта (ВНП);
) годовыми темпами роста чистого национального продукта (ЧНП). Более предпочтительным является второй способ.
Экономический рост, рассчитанный в сопоставимых ценах, отражает реальный экономический рост, а рассчитанный в текущих ценах - номинальный экономический рост.
Существуют множество факторов, влияющих на экономический рост страны, но ключевых всего два.
Во-первых, накопление капитала - физического или человеческого в расчете на одного занятого или душу населения.
Во-вторых, изменения технологического уровня экономики, выражаемые показателем общей факторной продуктивности (ОФП). Данные изменения отражают темпы технического прогресса и структурных сдвигов в экономике.
Все прочие факторы (политика государства, предпочтения населения и институты рынка, определяющие инвестиционный климат в стране, уровень развития инфраструктурных секторов и т. д.), оказывают позитивное или негативное влияние на темпы экономического роста через эти два процесса.
До недавнего времени экономический рост считался бесспорным благом. Чем больше товаров и услуг производится, тем большим количеством благ располагают люди, тем, соответственно, выше их уровень жизни. Только быстро развивающиеся экономики в состоянии расходовать средства на крупные социальные программы, например помощь малоимущим слоям населения или даже другим странам. Как показывает опыт, экономический рост обеспечивает и большую политическую стабильность внутри страны и в мире в целом.
Правда, экономисты всегда спорили о том, каков должен быть экономический рост в идеале. Одни утверждали, что он должен быть уравновешенным: развиваться пропорционально росту спроса должны все отрасли экономики. Тогда необходимые перестройки в экономике будут менее болезненными для населения. Другие считали такой рост недостаточно быстрым. В настоящее время большинство учёных-экономистов не в состоянии предложить универсальную идеальную модель роста.
Экономический рост включает помимо производства нужных людям товаров и услуг ещё и «производство» отходов, не только никому не нужных, но и вредных. Экономический рост приносит как благо, так и зло, более того, его отрицательные последствия подчас ставят под вопрос выживание человечества. Примеры тому - парниковый эффект (постоянный рост средних температур) или разрушение озонового слоя атмосферы, вызываемые загрязнением окружающей среды.
Другое последствие сегодняшнего экономического роста - исчерпание природных ресурсов. При нынешних нормах эксплуатации многие виды не воспроизводимых минеральных ископаемых - серебро, цинк, сера, свинец, алюминий, медь, никель и платина - могут быть исчерпаны уже в первой половине XXI в.
8.Необходимость и основные направления государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики необходимо для решения важнейших проблем, обеспечивающих устойчивое развитие национальной экономики.
Прежде всего, государство должно обеспечить правовую основу рынка.
Субъекты рыночной экономики должны быть защищены законодательно. Видный английский социолог Карл Поппер отмечал: "...промышленное общество, основанное на рыночных отношениях... немыслимо без правовой системы, власти закона"
В качестве первостепенного должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в ее неприкосновенности, не будет проявлять активности и инициативы.
Важное значение имеет антимонопольное законодательство, ограничивающее произвол монополий, направленное против недобросовестного соперничества.
Совершенно необходима многоплановая законодательная база по защите прав потребителей на различных видах рынков, ограждающая их от недобросовестного бизнеса.
Важным направлением государственной политики является производство общественных товаров. К ним относятся: расходы на средства вооружения, содержание правоохранительных' органов, государственного аппарата, социальные нужды и т. д. Они служат интересам общества в целом, поэтому издержки на их производство берет на себя государство.
Вместе с тем в условиях значительности управленческих расходов, утяжеления за их счет издержек производства товаров, государство решает проблему минимизации трансакционных издержек. Проблема их сокращения чрезвычайно важна, является одной из приоритетных при принятии конкретных экономических решений.
Активное развитие научно-технического прогресса обусловило значительность побочных эффектов, связанных с загрязнением окружающей природной среды, ухудшением экологии и т. д. Это обусловило необходимость законодательных актов, направленных на осуществление контроля за отрицательными внешними эффектами.
В настоящее время наряду с экономическими, административными и иными санкциями за загрязнение окружающей природной среды предпринимаются попытки создания рыночных механизмов в форме купли-продажи лицензий на право "выброса" вредных отходов, направленных на усиление контроля за характеризуемыми процессами, их возможную минимизацию.
Наряду с этим предприятия, деятельность которых связана с положительными эффектами - в сфере здравоохранения, образования и т. д., поощряются с помощью субсидий, поскольку от их деятельности выигрывает общество в целом.
Таким образом, с помощью экономических рычагов осуществляется перераспределение доходов и ресурсов.
Важным объектом государственного регулирования являются макроэкономические колебания, нарушающие пропорциональное развитие макроэкономики, требующие стабилизации экономического развития.
.Социальная политика Российского государства
Социальная политика - одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности, преследующей целью решение социальных проблем.
Существует множество понятий социальной политики, я выберу одно из наиболее раскрывающих:
Социальная политика - это деятельность государства, других политических и социальных институтов, направленных на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала.
Так же встречаются и другие варианты, такие как «искусство соединения человеческих интересов или просто интереса к социальной сфере».
В современной России существуют немало проблем в сфере здравоохранения, социального обеспечения, в жилищно-коммунальном хозяйстве и т.д., поэтому социальная политика имеет основные направления:
политика государства в формировании доходов;
регулирование занятости населения;
социальная защита граждан;
.политика в области образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т.д.
Список литературы
1)Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика, Учебник, 2006.
)Ивашковский С.Н. Макроэкономика. Учебник , 2010.
)В.А. Яллай. Макроэкономика. Учебное пособие., 2011.
)Рощенко А.В. Национальный продукт и проблемы его измерения - Мн.: БГЭУ, 2006.
)Кураков В.Л., Якушкин А.В. - Экономический словарь для предпринимателей, 2011.
)Карл Поппер. Открытое общество и его враги, 2002 г.
)Григор Ахинов. Социальная политика: учебное пособие, 2001 г.
)Селищев А.С. Макроэкономика.-С-Пб, «Питер», 2000 г.
)Дорбнуш Р., Фишер С., Макроэкономика.-М., «Инфра-М»,1997 г.
)Бурда М., Виплош Ч., Макроэкономика.-С-Пб, «Судостроение», 1997 г.
)Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: М.: Республика, 1996.