улучшение качества людских ресурсов в этом субрегионе.
Эффективное сотрудничество и решение проблем в данных областях актуально и для Российской Федерации. Таким образом, экономическое сотрудничество России со странами АТЭС может дать импульс для решении целого ряда приоритетных задач и проблем Российской экономики, обеспечивая одновременно активизацию ее внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности в данном субрегионе. Необходимым критерием полноценного включения России в разделение труда данного субрегиона является повышение регулирующей роли государства.
Объект - РФ и страны АТЭС.
Предмет - торговые отношения между Россией и странами АТЭС.
Цель работы - изучение торговых отношений между Россией и странами АТЭС.
Задачи:
изложить теоретические аспекты торгового сотрудничества России и стран АТЭС;
рассмотреть торговые отношения РФ с КНР;
рассмотреть торговые отношения РФ с Южной Кореей и Японией;
раскрыть перспективные сферы торговли России со странами АТЭС.
Теоретическую базу исследования составили работы российских ученых, занимающихся вопросами сотрудничества России с партнерами из АТЭС, таких как Абрамов, В.Л., Васильева, Т.Н., Воронин, В.П., Ефимова, Е.Г., Кудров, В.М., Кудров, В.М., Хасбулатов, Р.И. и др.
Глава 1. Теоретические аспекты торгового сотрудничества России и стран АТЭС
.1 Понятие торгового взаимодействия России со странами АТЭС
В век глобализации региональное экономическое сотрудничество приобрело качественно новую характеристику - развиваясь по собственным "внутренним" законам, оно в то же время стало детерминировать глобальные социально-экономические процессы и влиять на их динамику как в отдельных странах, так и в целых регионах. За последние два десятилетия интеграционная экономическая организация АТЭС достигла выдающихся результатов и не собирается останавливаться на достигнутом [2, с. 29].
Что касается позиций России во внешней торговле с экономиками АТЭС, то участие РФ в товарообороте представляется весьма скромным на фоне остальных торговых партнеров. Статистика свидетельствует о том, что удельный вес РФ в экспорте с экономиками АТЭС (кроме Монголии и КНДР) колеблется от 0 до 1,27%, а в импорте - от 0 до примерно 3%, что сопоставимо с показателями небольших развивающихся стран, таких как КНДР, Бруней, Лаос, Монголия и Камбоджа. Наибольший удельный вес России - в импорте КНР (3%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что Россия в количественном отношении не является значительным фактором для экономик АТЭС.
Однако реальная ситуация сложнее и обстоит следующим образом: Россия не занимает весомые торговые позиции в экономиках стран АТР, равно как и страны региона не играют значительную роль в экономике России. Однако, несмотря на такое положение дел, Россия больше заинтересована в сотрудничестве с ведущими странами АТЭС, чем они с ней. Причиной тому стала узкая направленность российского экспорта - Россия не скрывает своей заинтересованности в высокотехнологичной продукции, но взамен она может предложить странам региона либо сырье либо полуфабрикаты. Что же касается наукоемких и высокотехнологичных отраслей российской экономики, то в Азиатско-Тихоокеанском регионе они представлены скудно, исключение составляет лишь сфера оборонно-промышленного комплекса.
Есть масса причин как объективного, так и субъективного характера (как, например, многолетняя недооценка дальневосточного региона, перекос в федеральной политики в сторону западной части России), которые привели к такому плачевному положению дел. По итогу экономическое состояние и перспективы азиатских регионов РФ весьма неоднозначны. Очевидно, что по конкурентоспособности и темпам развития дальневосточные регионы заметно отстают от основных экономик АТЭС [6, с. 27].
Основными трудностями на пути реализации экономического потенциала азиатских территорий РФ представляются:
-их культурная, геофизическая и социально-экономическая изоляция от европейской части России с наиболее развитыми отраслевыми рынками,
-низкий уровень транспортной инфраструктуры при огромных размерах российской территории,
-низкая плотность заселения по очаговому принципу,
-суровый климат и нестандартные условия для ведения сельского хозяйства,
-затратность производства и сезонность грузоперевозок, обеспечивающих северные и арктические части дальневосточного региона всем необходимым.
Прямо или косвенно проблемы неразвитой транспортной и энергетической инфраструктуры остаются ключевыми причинами неконкурентоспособности произведенных товаров, продукции и услуг.
Что касается стратегических основ внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, то в долгосрочной перспективе (до 2020 года) они направлены на создание необходимых условий для выхода России на лидирующие позиции в мировой экономике путем эффективного участия в системе международного разделения труда и повышения конкурентоспособности национального хозяйства. Помимо указанного, Россия стремится играть более значимую роль в решении глобальных проблем и принимать непосредственное участие в формировании нового мирового экономического порядка. Однако в нынешних условиях глобализации это невозможно без инициативного и активного участия в международных организациях и интеграционных экономических объединениях типа АТЭС.
То есть главной целью РФ должно быть стремление не оказаться на переферии мировых процессов, эпицентр которых переместился в 21 веке в азиатскую часть земного шара. При оценке возможных проблем и потенциальных перспектив, сопутствующих вовлеченности Российской Федерации в интеграционные процессы Азиатско-Тихоокеанского региона, следует исходить, прежде всего, из того, что "эти процессы имеют характер объективного явления, подготовленные процессами экономического развития региона, формированием международного разделения труда на базе развития производительных сил стран региона. Они будут идти и дальше - с возможными подъемами и спадами - независимо от субъективной политической воли и желаний, оставляя на обочине тех, кто выпадет из этих процессов". Такое мнение кажется автору справедливым [12, с. 73].
Анализируя перспективы и потенциал торгово-экономического сотрудничества России в АТР, в первую очередь со странами АТЭС, можно сделать вывод, что первостепенное значение для РФ имеют отношения с КНР, которые являются ключевым элементом российского экономического присутствия в данном регионе. По сути, при благоприятных условиях, эти отношения могут послужить катализатором для реализации масштабных проектов в других азиатских странах, особенно учитывая, что Китай на современном этапе не только занимает прочные позиции в АТР, но и является одним из глобальных экономических лидеров. В сложившихся условиях нет ничего зазорного в том, чтобы двигаться за лидером и попытаться совместно реализовать те или иные инфраструктурные проекты в третьих странах, "не упуская при этом своей выгоды и не поступаясь собственными интересами" [10, с. 54]. России не следует опасаться экономического сотрудничества с Китаем пусть и в качестве временного сырьевого придатка, боятся следует того, что плоды этого экономического партнерства не попадут в государственную казну, а если и окажутся там, то будут немедленно разворованы.
В сложившейся ситуации представляется целесообразным развивать стратегическое партнерство не только с Китаем, но и с другими странами АТР, например с Вьетнамом. Цель такого вектора экономической политики - подстраховаться от возможной односторонней зависимости от сотрудничества с Китаем. Такая точка зрения найдет встречный отклик и поддержку в странах АТР, которые в свою очередь заинтересованы в диверсификации рисков, связанных с гегемонистскими настроениями Китая в области проведения более жесткой и напористой внешней политики.
.2 Присоединение РФ к АТЭС
Заявку на вступление в Форум Россия подала в марте 1995 года. В 1998 на Ванкуверском саммите Россию приняли в АТЭС как полноправного члена.
С момента присоединения в 1998 г. к АТЭС наша страна последовательно наращивает активность в его рамках. Президент Российской Федерации регулярно принимает участие в саммитах АТЭС.
Россия рассматривает форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в качестве одного из важнейших и перспективных институтов интеграции в районе «тихоокеанского кольца». По своему экономико-географическому охвату и «президентскому» формату Форум - самая представительная и не имеющая аналогов в АТР многосторонняя структура диалога и взаимодействия по ключевым вопросам торговли, инвестиций, экономического и технического сотрудничества, а также острейшим общемировым проблемам и вызовам.
Россия инициативно участвует в процессе обновления и реформирования АТЭС, имеет весомый голос в дискуссиях по проблематике борьбы с международным терроризмом и различным аспектам безопасности, в т.ч. в сфере торговли и финансов, а также безопасности личности, которые прочно вошли в число профилирующих тем работы Форума. Один из важных результатов саммита в Сантьяго - одобрение по инициативе России и США руководящих принципов контроля над перемещением в регионе АТЭС переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). По настоянию России в итоговых документах акцентирована необходимость опоры контртеррористической активности АТЭС на соответствующие международно-правовые документы, в частности, резолюцию 1566 СБ ООН, а также важность активизации взаимодействия Форума с профильными международными организациями и институтами [2, с. 29].
Расширяется участие российских представителей в отраслевых министерских встречах, заседаниях рабочих и экспертных групп АТЭС по таким актуальным вопросам, как торговля, инвестиции, финансы, малое и среднее предпринимательство, энергетика, транспорт, рыболовство, стандартизация и др., а также в атэсовских выставках и семинарах.
В 2004 г. запущена первая российская инициатива общерегионального масштаба - о создании в рамках АТЭС Диалога по цветным металлам (ДЦМ), где за Россией закреплено место сопредседателя (совместно с Чили). В мае 2005 г. состоялось Первое полноформатное заседание ДЦМ, результаты работы которого были высоко отмечены на встрече Министров торговли АТЭС (июнь 2005 г., о. Чеджудо, Республика Корея).
В контексте масштабных трагических последствий, вызванных цунами в Индийском океане (декабрь 2004 г.), Россия выступила одним из инициаторов по созданию в рамках АТЭС механизма сотрудничества в области повышения готовности государств региона к чрезвычайным ситуациям.
Реализовано решение о присоединении России к «первопроходческой инициативе» о движении к участию в обновленной Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, что стало возможным в связи со вступлением в силу новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации. В начале 2005 г. одобрен российский проект в АТЭС по повышению энергоэффективности экономики, на заключительной стадии находится рассмотрение проекта о применении «лучших образцов» практики, накопленной экономиками АТЭС в области электронной торговли и государственных закупок [8, с. 46].
Закрепляется практика проведения мероприятий АТЭС на российской территории. В 2002 г. в России прошли Форум по деловому сотрудничеству в области инновационного предпринимательства, заседание Рабочей группы АТЭС по телекоммуникациям, Инвестиционный симпозиум и масштабная инвестиционная ярмарка АТЭС. Хорошую оценку в АТЭС получили результаты международного тест-семинара по формированию благоприятных условий для функционирования рынка цветных металлов (Братск, август 2003 г.). В июне 2004 г. в Москве состоялась Международная конференция АТЭС «Взаимодействие малого и крупного бизнеса».
Заметным событием стал проведенный в Москве в октябре 2004 г. Российской академией бизнеса и предпринимательства «Азиатский экономический форум», российские и иностранные участники которого обсудили перспективы развития энергетического, транспортного и инвестиционного сотрудничества в регионе АТЭС, а также осуществления информационных и исследовательских программ, нацеленных на укрепление региональных связей между правительственными, предпринимательскими и академическими кругами.
С 1998 г. в России действует «Деловой клуб АТЭС», в котором состоят представители более 70 российских компаний и банков. В 2002 г. в целях активизации работы на гендерном направлении по инициативе МИД и при содействии Союза женщин России был создан российский «Женский клуб АТЭС», в состав которого вошли женщины-руководители предприятий и организаций, представители научных и общественных структур. Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 в Москве заседание Делового Консультационного Совета (ДКС), в котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС.
В 2002 году в России с успехом прошли Форум по деловому сотрудничеству в сфере инновационного предпринимательства в мае и заседание рабочей группы АТЭС по телекоммуникациям в августе в Москве. С 4 по 12 сентября 2002 года во Владивостоке по инициативе местных властей, поддержанной Правительством России и официальными структурами организации Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества, состоялся инвестиционный симпозиум и инвестиционная ярмарка АТЭС [7, с. 92].
Важнейшей вехой российского участия в АТЭС стало определение Владивостока как столицы саммита в 2012 году.
Глава 2. Перспективы в торговле РФ со странами АТЭС
.1 Торговые отношения РФ с КНР
На сегодняшний день КНР представляется самым оптимальным партнером для российского Дальнего Востока по ряду показателей:
-Географическая близость (у КНР: есть необходимая инфраструктура для развертывания внешнеэкономического сотрудничества с российским Дальним Востоком);
-Взаимодополняемость экономик (у КНР: сельское хозяйство, наличие избыточной недорогой рабочей силы, легкая промышленность; у России: добывающая промышленность, тяжелая промышленность, наукоемкий потенциал, во много доставшийся РФ от СССР),
-Инвестиционный потенциал (у КНР: внушительный объем финансового капитала и валютных резервов в самом Китае, а так же финансовые ресурсы китайской диаспоры в Тайване, Гонконге и Сингапуре и других странах; у России: потребности Дальневосточного федерального округа в прямых иностранных инвестициях),
-Близость по уровню развития технологической базы и уровню производительных сил (у КНР: Северо-Восток Китая; у России: Дальний Восток);
-Политическая заинтересованность (у КНР: потоки мигрантов в РФ; у России: стратегические планы по увеличению влияния в АТР).
Таким образом, сотрудничество между Россией и КНР (Дальнего
Востока РФ с Северо-Восточными провинциями КНР) может не только благотворительно сказаться на развитии экономики (особенно региональной, Дальневосточной), но и в перспективе может позволить РФ создать определенные рычаги давления на США и Японию, как в рамках политической парадигмы Азиатско-Тихоокеанского региона, так и на глобальном уровне [14, с. 52].
На основе экономической дополняемости и географической близости КНР и РФ, можно определить наиболее перспективные векторы торгово-экономического сотрудничества двух стран. Для РФ в ближайшей перспективе Китай будет:
-одним из крупнейших рынков сбыта для продукции машиностроительного комплекса,
-источником снабжения российского рынка стратегически важным сырьем, а так же различными товарами народного потребления и продовольствия.
-Для Китая основными направлениями внешнеэкономического сотрудничества с Россией останутся:
-закупки топливно-сырьевой направленности (углеводороды и иные энергоносители, цветные металлы, лес, удобрения, товары химической промышленности),
-Космическая промышленность,
-Атомная энергетика.
В общем и целом, торгово-экономическое сотрудничество России и
Китая активно развивается. За период с 2000 до 2010 года объем оборота внешней торговли между РФ и КНР вырос в 7 раз. Ниже представлена таблица, основанная на статистических данных о товарообороте РФ и КНР.
Таблица 1. Динамика и объем товарооборота РФ и КНР (2012-20014 гг.)
ГодыОборотЭкспортИмпортСальдо, млн. долл.млн. долл.прирост, %млн. долл.прирост, %млн. долл.прирост, %201259,3+50,320,3+21,839,0+71,2-18,7201379249,3+42,738903,83+31,440345,47+55,6-1441,6201488158+11,244100,51+9,244057,53+13,2-42,98
Анализ внешнеторговой динамики в период с 2012 по 2014 год позволяет сделать следующие выводы:
-В 2013 году, в связи с последствиями мирового финансово-экономического кризиса, объем внешней торговли РФ и КНР сократился на 29%.
-В 2013 году двусторонняя торговля России и Китая находилась в процессе восстановительного роста. Показатели объема товарооборота превзошли ожидания экспертов и достигли докризисного уровня. По сравнению с 2012 товарооборот РФ и КНР увеличился в два раза и составил 59,3 млрд. долл.
В 90-е годы тенденции роста объема внешней торговли России и Китая не отличались высокой стабильностью:
.Снижение объема товарооборота на 33,9% в 1994 году
(Причина: Введение визового режима для пересечения границы российско-китайской границы);
. Снижение объема товарооборота на 10,4% в 1998 году
(Причина: Последствия финансового кризиса в РФ).
Начиная с 1999 года объемы внешней торговли РФ и КНР стремительно увеличивались (с 1999 по 2014 год товарооборот увеличился почти в три раза). (Причина: Установление стратегического партнерства между двумя странами, дополняющегося регулярными встречами на уровне глав правительств и постоянной деятельностью рабочих групп и отраслевых комиссий)
Несмотря на позитивные тенденции роста товарооборота России и Китая, важно отметить, что доля российско-китайской внешней торговли в общем объеме внешнеторгового оборота Китая постепенно снижается. Например, в 2012 году в результате падения объема товарооборота между РФ и КНР, доля российско-китайской торговли в общем объеме товарооборота КНР составила 2,2%, а в 2013 году - уже 1,75%. В ближайшем будущем этот показатель будет оставаться приблизительно на этом же уровне или в лучшем случае незначительно повысится.
Что касается структуры товарооборота РФ и КНР, то можно сделать вывод о том, что Китай заинтересован в российском экспорте больше, чем Россия в китайском импорте. Это обосновано тем, что в российском экспорте преобладают недостающие Китаю сырьевые и природные ресурсы, в то время как КНР импортирует в РФ потребительские товары, которые, по сути, можно произвести и в России, но с более высокой себестоимостью и, следовательно, ценой. Существует серьезный дисбаланс в структуре российско-китайского товарооборота [2, с. 29].
Таким образом, в ближайшей перспективе наиболее подходящей формой сотрудничества для России, с учетом существующих ограничений, может стать реализация отраслевых программ развития китайской экономики, где будет использован потенциал российского интеллектуального капитала и китайские инвестиции. Однако, в долгосрочной перспективе необходимо стремится к реализации масштабных межгосударственных проектов, активному взаимному инвестированию, обмену квалифицированными трудовыми ресурсами.
2.2 Торговые отношения РФ с Южной Кореей и Японией
Помимо "китайского вектора" сотрудничества на азиатском направлении, в число приоритетных задач российской дипломатии входит налаживание партнерских отношений и взаимовыгодного сотрудничества с государствами Корейского полуострова - Республикой Корея (РК) и Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР). Для РФ представляет интерес совместная реализация крупномасштабных экономических проектов в числе которых:
-соединение железнодорожного полотна Южной и Северной части Кореи с Транссибом,
-строительство магистрального газопровода для поставки газа из РФ в РК,
-строительство транзитной высоковольтной линии электропередач через территорию КНДР.
В последние годы 21 века РФ и РК удалось перейти от простого разностороннего сотрудничества к стратегическому партнерству, что, безусловно, свидетельствует о высокой степени зрелости отношений между двумя странами.
Однако торгово-экономические отношения РФ и РК не всегда имели тенденцию к стабильности. В истории экономических отношений двух стран были разные периоды - и взаимных завышенных ожиданий (1990-е гг.), и взаимных разочарований (конец 1990-х начало 2000-х гг.). Ситуация в сфере экономического сотрудничества относительно стабилизировалась к 2004 году. Именно в этом году в Москве проводился российско-южнокорейский саммит, приуроченный к юбилею120-летия договора о дружбе и торговле между Россией и Кореей, в ходе которого был подписан ряд соглашений на общую сумму превышающую 4 млрд. долл. [10, с. 43].
Кроме того, в ходе рабочего визита Президента РФ в РК (в ноябре 2005 года) был подписан План совместных действий в приоритетных областях российско-южнокорейского торгово-экономического сотрудничества.
За последнее десятилетие 21 века потенциал торгово-экономического сотрудничества РФ и РК существенно увеличился. Об этом свидетельствует возросший более, чем в восемь раз объем взаимного товарооборота с 2,1 до 18,4 млрд. долл. (в период с 2002 по 2008 год). Тем не менее, доля РК в российском импорте и экспорте (по оценкам на 2008 год) была довольно скромной и составила 3,9% и 2,5% соответственно. Что же касается доли РФ в общем объеме внешнеторгового оборота РК, то она остается весьма незначительной - 2,3%.
В 2012 году объемы торгово-экономического сотрудничества сократились почти в два раза (по сравнению с 2011 годом), что явилось следствием отрицательного влияния последствий мирового финансового кризиса. Однако уже в 2013 году объемы товарооборота возросли более, чем на 40% и почти достигли докризисного уровня.
Структура товарооборота РФ и РК практически не меняется уже в течение многих лет. По-прежнему в структуре российского экспорта в РК основными статьями являются: минеральное топливо, нефть, продукты их переработки, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, древесина и древесный уголь, сельскохозяйственное сырье, морепродукты.
В структуре импорта преобладает продукция машиностроительного комплекса (транспортные средства, машины и оборудование), суда и иные плавучие конструкции, судостроительные материалы, электронная аппаратура, продукция химической промышленности (в основном пластмассы и изделия из них) [9, с. 37].
Наиболее перспективной сферой торгово-экономического взаимодействия остается двустороннее инвестиционное сотрудничество. Заинтересованность южнокорейской стороны в размещении инвестиционного капитала в совместные с Россией проекты достаточно велика.
-География южнокорейских капиталовложений постепенно расширяется и не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом. Активное инвестиционное сотрудничество осуществляется в различных субъектах РФ:
Хабаровске (нефтепереработка),
Республике Татарстан (автосборочное производство, нефтехимия),
Ульяновске, Нижнем Новгороде, Калининграде, Таганроге (автомобилестроение),
Кемеровской области (электроэнергетика),
Калужской области (производство бытовой техники).
Наиболее перспективными совместными проектами двух стран представляются:
разработка жидкостных ракетных двигателей, участие РФ в создании Корейского ракетно-космического комплекса,
сотрудничество между ОАО "Газпром" и "KNOC" по освоению ресурсов Охотского Моря (Западно-Камчатского шельфа),
разработки и реализация проектов в топливно-энергетическом комплексе,
работа ОАО "Газпром" и "Kogas" над проектами "Сахалин-1", "Сахалин-2".
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что сложившаяся в последние годы структура внешнеторгового взаимодействия РФ и РК весьма инертна и не может быть быстро изменена. Прежде всего, потому, что нынешняя структура экономического сотрудничества фактически отражает экономические возможности двух стран и степень их заинтересованности друг в друге, с учетом реального уровня развития экономик РФ и РК. Для расширения взаимных экономических взаимоотношений уместно активировать инвестиционное сотрудничество двух стран и создать систему прочных двусторонних производственных связей. Это может послужить крепкой основой для создания стабильного и долговременного сотрудничества РФ и РК, которое может благотворно повлиять на экономическое развитие дальневосточных регионов и динамику их интеграции в АТР [13, с. 76].
Важным резервом развития торгово-экономического сотрудничества на азиатском направлении является сотрудничество России и Японии. При этом важно учитывать, что экономики РФ и Японии не являются взаимодополняемыми и сильно различаются по уровню экономического и технологического развития. Опираясь на экономическую теорию конкурентных преимуществ государств и корпораций Майкла Портера, можно говорить о том, что японская экономика более склонна к взаимодействию и совместной экономической эволюции с США или странами ЕС, нежели с Россией. Это прежде всего следует из значительного отставания российской экономики от японской, что и определяет место РФ в системе внешнеэкономических связей Японии.
По данным ФТС, в 2013 внешнеторговый оборот между Россией и Японией превысил показатели докризисного периода на 10% и составил 31,2 млрд. долл. Это свидетельствует о том, что торгово-экономическое сотрудничество двух стран, несмотря на последствия глобального финансового кризиса, встало на путь относительного "оздоровления".
Что же касается позиции Японии в структуре внешнеторговых связей России, то в 2013 году она заняла восьмое место среди внешнеторговых партнеров РФ, в том числе девятое место по экспорту и четвертое по импорту. Доля Японии во внешнеторговом обороте России составила скромные 3,7%, однако доля РФ в товарообороте Японии еще скромнее и составляет менее 2% [5, с. 47].
В товарной структуре российского экспорта преобладает минеральное топливо, сырая нефть и нефтепродукты, газ, каменный уголь, алюминий и другие металлы. За последние годы снизился объем экспорта древесины на фоне общего увеличения доли товаров с высоким уровнем переработки в структуре экспорта РФ.
В импорте превалирует продукция машиностроения (легковые и грузовые автомобили, подъемно-транспортные механизмы, оборудование), ядерные реакторы и комплектующие для них. Расширение товарооборота в сфере ядерного оборудования можно связать с расширением сотрудничества японской стороны с российской государственной корпорацией "Росатом".
Если говорить о японских капиталовложениях в российскую экономику, то до недавнего времени они были сконцентрированы на Дальнем Востоке. Это обусловлено не только непосредственной географической близостью данного региона, но и наличием внушительных запасов природных ресурсов на территории Дальнего Востока. На сегодняшний день наиболее успешными проектами в дальневосточном регионе с инвестиционным участием двух стран представляются нефтегазовые проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Данные проекты основаны на долевом участии российской и японской стороны, а полученная продукция делится в соответствии с соглашениями о разделе. Доля японского консорциума "Содэко" в проекте "Сахалин-1" составляет 30%, а в финансировании проекта "Сахалин-2" принимали участие две компании из Японии: "Мицубиси" (10%) и "Мицуи" (12,5%). Важно отметить, что почти весь получаемый газ реализуется на территории Японии по контрактам. Опыт сотрудничества в данной сфере дал импульс к планированию новых проектов аналогичного типа с привлечением японских инвестиций ("Сахалин-3…-9" - всего для реализации планируется девять нефтегазовых проектов) [12, с. 58].
Помимо инвестиций в европейскую часть России, Япония заинтересована в ведении экономической деятельности на территории особых экономических зон. Примером тому служит создание в 2012 году совместного предприятия по производству шин "Yokohama" на территории особой экономической зоны "Липецк" (которая отличается своей инвестиционной привлекательностью - общий объем инвестиций превышает объем консолидированного бюджета региона - в среднем в год прирост инвестиций в основной капитал составляет около 20%).
Однако, опираясь на статистические данные JETRO за 2013 год, следует подчеркнуть, что доля всех имущественных акционерных прав японцев в инвестиционных проектах в РФ составляет всего 0,6% от общего объема японского инвестиционного капитала за рубежом. Для сравнения, на США приходится - 26,1%, на КНР - 11%. Это говорит о том, что инвестиционная деятельность Японии направлена преимущественно на страны с высоким уровнем экономического развития. Россию к числу таких стран отнести довольно сложно. Кроме того, межгосударственный конфликт по поводу территориальных притязаний Японии (на о-ва Курильской гряды) осложняют развитие инвестиционного сотрудничества двух стран.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что японский вектор регионального торгово-экономического сотрудничества имеет потенциал, который в ближайшем будущем реализовать, к сожалению, не удастся по ряду причин политического характера (территориальный спор) и экономического характера (различный уровень развитости экономик, недостаточная привлекательность инвестиционного климата российского Дальнего Востока для ведения японской внешнеэкономической деятельности).
2.3 Перспективные сферы торговли России со странами АТЭС
В системе торгово-экономического взаимодействия России и стран АТЭС выделяются три основных направления взаимодействия, которым отдается взаимное предпочтение: энергетический комплекс, транспортная инфраструктура, трудовые ресурсы.
Наиболее значимой сферой сотрудничества представляется энергетика. Особенно, учитывая, что подавляющее большинство стран АТР сталкивается с проблемой недостаточной обеспеченности их растущего экономического потенциала достаточным объемом энергоносителей (имеется ввиду нефть, газ и уголь). Данная проблема является следствием либо малого объема ресурсной базы на территории этих стран, либо полного отсутствия у этих стран своих месторождений углеводородов (и, как результат, они сталкиваются с необходимостью покупки энергоносителей в других регионах мира, преимущественно в странах Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки) [12, с. 29].
Что касается потребления энергоресурсов, то лидером по данному показателю в АТР является Китай. Ко всему прочему КНР является вторым (после США) крупнейшим потребителем первичной энергии в мире (доля КНР - более 10% от мирового потребления энергии). Значительная составляющая энергетического баланса КНР - сырая нефть, и ежегодно доля этого ресурса в энергобалансе страны увеличивается. Начиная с 80-х гг. 21 века КНР наращивал объемы производства нефтепродуктов, однако потребности экономического развития страны росли опережающими темпами, и вскоре Китай столкнулся с проблемой дефицита энергоресурсов. Для решения возникшей проблемы правительство КНР было вынуждено значительно увеличить производство угля и увеличить объем импортных поставок нефти. КНР нуждается в нефти. Об этом свидетельствуют показатели структуры китайского потребления энергоносителей в период с 1978 по 2008 год, где доля потребления нефти в разы выше, чем доля производства, в то время как по остальным энергоресурсам наооборт - доля производства выше доли потребления.
Теоретически нехватку энергоресурсов в Китая можно было бы компенсировать за счет увеличения доли в производстве и потреблении природного газа и/или гидроресурсов. Однако возможности производства снижаются на фоне все увеличивающего потребления. Например, начиная с июля 2012 года введена в эксплуатацию крупномасштабная гидроэлектростанция Санься на реке Янцзы. Изначально предполагалось, что ГЭС Санься будет покрывать порядка 10% потребности КНР в электроэнергии, однако за годы строительства ГЭС потребности Китая значительно выросли, и по факту, в 2011 году Санься выработала всего 1,7% от объема всего китайского электричества.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в среднесрочной перспективе китайская экономика будет находится в состоянии ощутимой зависимости от импорта энергоресурсов. Поэтому перспектива наращивания потенциала сотрудничества РФ и КНР в сфере энергетики выглядит обоснованной, целесообразной и отвечающей потребностям двух стран. Однако, следует учесть, что в настоящий момент возможности РФ по обеспечению КНР необходимыми объемами ресурсов весьма ограничены, так как за неимением надлежащей энергетической инфраструктуры экспорт нефти из России в Китай ограничен пропускной способностью Транссиба [16, с. 87].
Вопросы энергетической безопасности и проблемы дефицита инергоресурсов актуальны не только для конкретных стран АТР, но и для всего мирового сообщество в целом. Сегодня в основе проблем энергетической безопасности лежат причины как экономического (мировой финансовый кризис), так и политического характера (кризис на Ближнем Востоке). В этих условиях у ведущих экономик АТЭС ("Большого Китая", Республики Корея, Японии) возникает острая необходимость в разнесении рисков путем диверсификации географии импортных поставок энергоресурсов, наращивая импорт из стран, обладающих избыточными объемами энергоресурсов, но не затронутых политико-экономическими катаклизмами. Таким образом, наиболее перспективным рынком энергоресурсов для стран АТЭС может стать Россия.
Нерациональность размещения производительных сил на территории РФ служит причиной неравномерного развития европейской и азиатской части страны в социально-экономическом плане. В результате, для европейской части России характерна экономическая гипертрофированность, а для восточной- отставание в экономическом развитии. Отсутствие необходимой инфраструктуры в регионах ДФО для транспортировки энергоносителей в восточном направлении закрывает для России рынки энергоресурсов стран СВА (преимущественно КНР, РК, Японии), где наблюдается острая нехватка ресурсов, необходимых для дальнейшего развития их экономик [14, с. 28].
Основной задачей для увеличения потенциала взаимовыгодного сотрудничества в энергетической сфере является диверсификация маршрутов нефте- и газопроводов в сторону развития восточного направления экспортных поставок РФ и активизация сотрудничество в данной сфере. Федеральные власти принимают ряд практических мер для решения указанных задач, в том числе:
-Реализация масштабного инфраструктурного проекта строительства нефтепровода ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий океан) от станации Тaйшет до специализированного нефтяного порта в Козьмино (общая протяженность нефтепровода - 4 770 км),
-21 апреля 2009 года было подписано межправительственное соглашение между РФ и КНР о сотрудничестве нефтяной сфере, по которому государственные компании РФ "Роснефть" и "Транснефть" получили кредит в размере 25 млрд. долл. для строительства ответвления ВСТО по направлению Сковородино - Дацин (протяженность - 960 км),
-в марте 2006 года были подписаны соглашения о строительстве ветки газопровода Томск - Карамай для поставки трубного газа из РФ в КНР и участии российской стороны в строительстве газохранилища в Восточном Китае.
Другая тенденция наблюдается на уровне российского бизнеса, заинтересованного преимущественно в скорейшем получении прибыли, но не в стратегическом партнерстве с компаниями стран АТЭС. В последние годы ряд крупнейших нефтедобывающих предприятий РФ совершил сделки по продаже акций своих компаний китайским нефтегазовым корпорациям. Так, нефтедобывающая компания "Sinopec" получила 49% акций ОАО "Удмуртнефть" (одного из крупнейших нефтедобывающих предприятий) и более четверти акций в проекте "Сахалин - 3". Другим примером служит необоснованная продажа корпорации "PetroChina" 49% акций СП "Восток Энержи", которое имеет лицензионной право на разведку и разработку Иркутских нефтегазовых месторождений [2, с. 40].
-1997 год - контракт на строительство Тяньваньской АЭС в Ляньюньгане и поставка ядерных реакторов.
-2008 год - международный проект строительства экспериментального термоядерного реактора c участием семи стран: РФ, США, КНР, Японии, Республики Корея, Индии.
-2010 год - ведение переговоров о поставках тепловыделяющих сборок, топлива для АЭС нового поколения; подписаны контракты на строительство 3-ей и 4-ой очереди Тяньваньской АЭС.
Таким образом, сотрудничество со странами АТЭС в сфере энергоресурсов выглядит наиболее перспективным направлением для РФ. Для экономик АТЭС, обладающих чрезвычайно высокой энергоемкостью, характерен устойчивый спрос на углеводороды и сырье, преимущественно на нефть, газ и отчасти уголь. Комплиментарность потребностей РФ и стран АТЭС обуславливает возможность установить модель взаимовыгодного и эффективного сотрудничества.
Другой важной областью сотрудничества России и стран АТЭС является транспорт. Учитывая, что регион АТЭС (в частности субрегион СВА) является одним из динамично развивающихся ныне регионов, без делового сотрудничества России с КНР, Республикой Корея и Японией невозможно стабильное развитие инфраструктуры ДФО и Восточной Сибири.
Россия обладает преимуществом географического положения и огромным потенциалом транспортного развития. Однако, развитию транспортной инфраструктуры препятствует ряд факторов, как недостаточный объем федеральных инвестиций, нерациональная тарифная политика, низкий уровень социально-экономической сферы. По этим причинам РФ лишается значительных источников поступлений и инвестиций, в том числе для развития ДФО.
Преимущество развития транспортного коридора РФ на базе уже существующих транспортных узлов заключается в том, что транзитные магистрали соответствуют кратчайшим географическим расстояниям. Таким образом, объединение транспортных коммуникаций в единую систему позволит создать общую Азиатско-Европейскую транспортную структуру, преимущества которой имеют мультиплицирующий эффект [7, с. 73].
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что транспортный потенциал РФ сравнительно высок. Однако для увеличения привлекательности сухопутного транзита (в сравнении с морскими грузоперевозками) России следует предложить потенциальным потребителям оптимальную карту маршрутов, выгодные цены и малые сроки доставки, современную систему логистического сопровождения, гарантии безопасности и сохранности грузов.
Помимо сухопутных перевозок, РФ необходимо развивать морские и авиа коммуникации.
Одна из основных проблем, как РФ, так и стран АТЭС - необходимость оптимального использования трудовых ресурсов. Ситуация усугубляется еще и тем, что в рамках АТЭС отсутствует какая-либо административно-правовая база или программа по данному вопросу. Во многом дальнейшее экономическое развитие стран АТЭС и, в частности России, будет зависеть от оптимального размещения трудовых ресурсов надлежащего качества и необходимого количества, в соответствии с экономическими потребностями стран [4, с. 83].
Сейчас практически все страны Северо-Восточной Азии, включая Южную Корею, Японию и отчасти Китай, столкнулись с проблемой дефицита трудовых ресурсов.
Исходя из нынешней демографической ситуации, из-за уменьшения доли работоспособного населения (в связи со старением), дефицит трудовых ресурсов постепенно затрагивает Южную Корею, Японию и Тайвань, которые в скором времени могут составить конкуренцию РФ на рынке рабочей силы (как низко-, так и высококвалифицированной).
Дальнейшее расширение и углубление торгово-экономического сотрудничества КНР и РФ (особенно азиатской части страны), неминуемо приведет к росту численности китайского населения на территории России, однако демографическая угроза со стороны Китая прослеживается только в долгосрочной перспективе (при условии, что экономический рост Китая будет динамично продолжаться, наряду с постепенным ослаблением экономической мощи РФ).
Заключение
торговый азиатский экономический япония
В целом внешнеторговые показатели России со странами АТЭС свидетельствуют о ее незначительном месте в данной группировке. Исходным пунктом для выстраивания новых отношений РФ со странами АТЭС должно стать четкое определение государственных интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые ориентировались бы в первую очередь на российские потребности для модернизации и эффективного инновационного развития регионов Дальнего Востока и Сибири в контексте сочетания общероссийских национальных интересов и интересов российских регионов Дальневосточного Федерального округа и Восточной Сибири.
Как видится, в рамках дальнейшего развития сотрудничества дальневосточных регионов России и северо-восточных провинций КНР, целесообразно принять ряд мер по созданию двух типов зон:
-зон приграничного торгово-экономического сотрудничества, включая создание российско-китайских торговых комплексов (Суйфэньхе - Пограничный, Дуннин - Полтавка, Маньчжурия - Забайкальск), совместное освоение дельты реки Уссури близ города Фуюань и на о-ве Большой Уссурийский.
-зон развития новых и высоких технологий, технико-экономического сотрудничества, как в городах Дальнего Востока и Восточной Сибири, так и Северо-Востока Китая, где уже имеются научные центры РАН и крупные университеты (Владивосток, Благовещенск, Иркутск, Хабаровск), а так же в северо-восточном Китае (Чанчунь, Харбин, Даалянь).
Сложившаяся структура торгово-экономического взаимодействия России и стран АТЭС не может быть быстро изменена, так как объективно отражает их фактические возможности и степень заинтересованности друг в друге на современном этапе их экономического развития. Таким образом, постепенное изменения структуры экономических связей возможно при условии инновационного развития экономики РФ [12, с. 29].
В нынешних условиях сотрудничество с КНР является непременным условием для обеспечения экономического развития ряда регионов (прежде всего Дальнего Востока и Сибири). Увеличение потенциала торгово-экономического взаимодействия РФ и КНР может быть достигнуто путем развития прямых связей между регионами двух стран и наращиванием экспортной базы российских товаров в Китай.
Важным резервом развития торгово-экономического сотрудничества на азиатском направлении является сотрудничество России с Республикой Корея и Японией. Эти две страны являются важными партнерами РФ в АТЭС и являются пограничными с Россией странами, однако по сравнению с КНР их роль в торгово-экономическом сотрудничестве носит вспомогательный характер в силу причин, как экономического, так и политического характера.
Для более эффективного сотрудничества РФ со странами АТЭС необходимо активно развивать систему региональных связей на Дальнем Востоке России с целью развития приграничных территорий. Для этого в приграничных регионах необходимо создавать зоны, имеющие особый экономический статус, и инвестиционный климат которых был бы не хуже, чем на сопредельных территориях. Создание подобных зон будет с одной стороны стимулировать развитие торгово-экономического сотрудничества с ведущими странами АТЭС (прежде всего КНР, Республикой Корея и Японией), а с другой, позволит создать благоприятный торгово-инвестиционный климат на территории ДФО. В результате РФ могла бы включиться в реализацию выдвинутой на встречах лидеров стран АТЭС задачи поэтапного создания ЗСТ и либерального инвестиционного режима к 2020 году для постепенной интеграции России в систему мирохозяйственных связей на региональном уровне в рамках организации АТЭС.
Список литературы
Учебная литература
1.Абрамов В.Л. Мировая экономика: Учебное пособие / В.Л. Абрамов. - М.: Дашков и К, 2011. - 312 c.
.Васильева Т.Н. Мировая экономика: Конспект лекций / Т.Н. Васильева, Л.В. Васильев. - М.: Флинта, МПСУ, 2012. - 160 c.
.Воронин В.П. Мировая экономика: Конспект лекций / В.П. Воронин, Г.В. Кандакова, И.М. Подмолодина. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 184 c.
.Гурова, И.П. Мировая экономика: Учебник для студентов / И.П. Гурова. - М.: Омега-Л, 2012. - 400 c.
.Джинджолия А.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Л.С. Шаховская, А.Ф. Джинджолия Е.Г. Попкова. - М.: КноРус, 2013. - 256 c.
.Ефимова, Е.Г. Мировая экономика: Учебное пособие для студентов-экономистов / Е.Г. Ефимова. - М.: МГИУ, 2013. - 208 c.
.Ивасенко А.Г. Мировая экономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2013. - 640 c.
.Кудров В.М. Мировая экономика: социально-экономические модели развития: Учебное пособие / В.М. Кудров. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2011. - 399 c.
.Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. - М.: Юстицинформ, 2011. - 512 c.
.Кудров В.М. Мировая экономика: Учебное пособие / В.М. Кудров. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
.Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 671 c.
.Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 671 c.
.Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 350 c.
.Пашковская, М.В. Мировая экономика: Учебник / М.В. Пашковская, Ю.П. Господарик. - М.: МФПУ Синергия, 2012. - 528 c.
.Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник / З.К. Раджабова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 304 c.
.Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие / И.А. Спиридонов. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2011. - 128 c.
.Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие / И.А. Спиридонов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 272 c.
.Стрелкова И.А. Мировая экономика: Учебное пособие / И.А. Стрелкова. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2013. - 267 c.
.Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
.Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: Учебник для бакалавров / Р.И. Хасбулатов. - М.: Юрайт, 2013. - 884 c.
.Чеботарев Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2013. - 352 c.
.Шкваря Л.В. Мировая экономика. Схемы и таблицы: Учебное пособие для студентов вузов / Л.В. Шкваря. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 391 c.