Тем не менее, доля природного газа в потреблении энергии в КНР остается незначительной: в 2000 - 2010 годах она возросла с 1,9 % до 4,0 %.
Китай занимает первое место по производству и потреблению электроэнергии. В 2012 году в КНР было произведено 4985 миллиард кВт⋅ч электроэнергии, что составляет 22 % от мирового производства. Имеются одни из крупнейших в мире ГЭС, а также большую программу строительства АЭС. Благодаря этому в 2000 - 2010 годы доля гидро, атомной и ветроэнергетики в общем потреблении возросла с 2,2 % до 3,7 %.
Китай является крупнейшим в мире производителем сельскохозяйственной продукции и крупнейшим в мире её потребителем. В сельском хозяйстве заняты около 300 миллионов человек. Для выращивания селькохозяйственных культур используются практически все пахотные земли в стране. Для обработки пригодны лишь 10-15% площади страны. Урожайность довольно высокая из-за интенсивного земледелия. Чуть более, чем половина пахотных земель не орошается, четверть - орошаемые земли и четверть - рисовые поля. Рис - основная сельскохозяйственная культура Китая, по производству которой Китай занимает первое место в мире. Также выращивается много пшеницы, кукурузы, сои, картофеля, сорго, просо, ячменя, табака и чая.
Животноводство также является важной отраслью. Китай занимает первое место в мире по производству свинины, кур и яиц. Имеются значительные стада крупного рогатого скота и овец. Также Китай традиционно является одним из мировых лидеров по вылову рыбы. Большая антропогенная нагрузка на моря и реки привели к тому, что сейчас значительная часть рыбы выращивается в специальных прудах. Большую угрозу для сельского хозяйства представляют экологические проблемы, такие как засухи, наводнения и эрозия почвы. Массовое уничтожение лесов в недавнем прошлом сменяется обширными программами лесовосстановления. Основными поставщиками леса в стране являются северо-восточные и юго-западные провинции.
Из-за развития промышленности в деревнях, сейчас в сельском хозяйстве заняты менее половины жителей деревни. Деревенские жители массово переезжают на заработки в промышленно развитые прибрежные провинции. Сельское хозяйство составляет лишь 13% ВВП КНР.
Приоритетами развития сельского хозяйства в настоящее время и в ближайшие годы являются:
) укрепление, улучшение и интенсифицирование политики в интересах сельского хозяйства и значительное увеличение;
) гарантирование основных поставок главных видов сельскохозяйственной продукции и активное содействие роста доходов крестьян;
) приоритет инфраструктурного строительства в сельском хозяйстве и форсирование совершенствования производственных условий этого сектора;
) усиление роли науки, техники и людских ресурсов в развитии сельского хозяйства и всемерное развитие обобществленных услуг.
.2 ЭКСПОРТ КИТАЙСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ
По объему экспорта КНР занимает 16-е место в мире. Экспорт дает 80 % валютных доходов государства. В экспортных отраслях занято около 20 млн человек. На внешний рынок вывозится 20 % валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Номенклатура экспорта насчитывает 50 тыс.наименований. КНР поддерживает торгово-экономические отношения со 182 странами и районами мира, с 80 из них подписаны межправительственные торговые соглашения и протоколы. Основными торговыми партнерами Китая являются развитые капиталистические страны, прежде всего Япония, США, западноевропейские государства, на которые приходится 55 % внешнеторгового оборота.[2] Самой конкурентоспособной продукцией пока остаются обувь, одежда и игрушки, но все активнее развивается экспорт электроники, вело-, мото- и автотехники, транспортного и строительного машиностроения. Текстильная индустрия КНР - первая в мире, поэтому экспортная продукция Китая представлена в большинстве стран. Текстильные предприятия специализируются на изготовлении одежды из синтетических тканей. Предприятия этой отрасли рассеяны по всей стране, но наиболее крупные находятся в Шанхае, Кантоне и Харбине. Китайская экспортная продукция, поставляемая в Северную Америку, Японию, страны Западной Европы имеет высшие стандарты качества. Эта продукция производится в приморских провинциях страны, где сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных корпораций. В северных и внутренних районах базируются многочисленные кустарные предприятия, выпускающие контрафактную продукцию ведущих брендов мира. Эта продукция отличается низким качеством и ценой, совпадающей с ценой аналогичных качественных продуктов.
С середины 1980-х годов было достигнуто обеспечение населения продовольствием. Сегодня фрукты, рыба, морепродукты экспортируются (основной рынок сбыта продовольствия - страны СНГ, особенно Дальневосточный регион России, обеспеченный китайским продовольствием на 44 %). Кроме того, ведущим сельскохозяйственным продуктом экспорта является хлопок.
Товары с пометкой «сделано в Китае» ныне можно встретить по всему миру, страна в XXI веке стала «мировой фабрикой». Крупнейший в мире экспортёр, Китай первенствует по объёму экспорта свыше 100 видов продукции. В Китае выпускается более 50 % продаваемых в мире фотоаппаратов, 30 % кондиционеров, 25 % стиральных машин и примерно 20 % холодильников.
Кроме того, согласно таможенной статистике, Китай уже много лет подряд является первым экспортёром текстильных изделий, одежды, обуви, часов, велосипедов, швейных машин и других видов трудоёмкой продукции. С 1989 года среднегодовой прирост импортной и экспортной торговли Китая составляет 15 %.
Ключевой экспортный рынок для Китая - США, торговые связи двух стран чрезвычайно сильны. В 2000 - 2012 годах экспорт США в КНР вырос с 16,2 миллиард долларов до 110,5 миллиард долларов, а импорт из Поднебесной со 100,0 миллиард долларов до 425,6 миллиард долларов. Основные статьи американского экспорта в КНР (2012 год - в скобках указана стоимость данной группы товаров в миллиард долларов): соевые бобы (14,9), гражданские самолёты, двигатели, оборудование и их части (8,4), легковые автомобили (5,7), медь (4,4), полупроводники (3,9). Китайский импорт в Штаты представлен компьютерным оборудованием (в 2012 году на КНР пришлось 62,2 % от всего компьютерного оборудования, ввезенного в США).
Китай занял первое место в мире по объемам экспорта овощей и производства фруктов. В последние годы в стране значительно расширены посевные площади под овощные культуры. Если в 1996 году их общая площадь составляла 11 млн. га, то в 2012 году она достигла 15 млн. га. Объем производства овощей способен не только удовлетворить внутренний спрос, но и увеличить их экспорт. В 2007 г. на 676 оптовых рынках сельскохозяйственной продукции крупных и средних городов был создан механизм мониторинга качества и безопасности продуктов.
ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ
.1 РОССИЙСКОЕ-КИТАЙСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Базис торгово-экономических отношений России и Китая был заложен ещё в глубокой древности и до сих пор партнёрство данных стран продолжает динамично развиваться. История развития экономических и таможенных отношений наиболее актуальна в свете последнего углубления и расширений сотрудничества между Россией и Китаем.
Россия сотрудничает с Китаем и в рамках многих проектов, среди которых БРИКС, АТЭС, ШОС, а также военное сотрудничество под эгидой Организации Договора о Коллективной Безопасности. Для Китая Россия сегодня - это партнер по противодействию американским интригам и гарант общей стабильности в регионе. Поэтому создаётся ситуация, когда спина Китая охраняется спиной России - и наоборот. И в этом смысле трудно сказать для кого и кто важнее - Китай для России, или же Россия для Китая. И, естественно, поскольку этот военно-политический и экономический союз складывается по объективным потребностям двух стран и образует весьма динамичный и мощный центр силы, то, хотим мы этого или не хотим, но он становится новым центром мира, куда и подтягивается Иран, Индия, Бразилия, ЮАР - да и многие другие страны
Китайцы считают Россию своим главным союзником и партнёром, а российский президент Владимир Путин является самым популярным иностранным политиком в Китае. Весьма характерно, что на саммите АТЭС-2014 в Пекине праздничный стол, за которым собрались лидеры тихоокеанских стран, был украшен в цвета флага России - это явно показывает, кто для китайцев главный гость. На предыдущем саммите АТЭС-2013, проходившем на индонезийском острове Бали, Китайский лидер Си Цзиньпин специально запланировал встречу с Путиным в день его рождения, который они отметили праздничным ужином. Также Си Цзиньпин лично приехал на открытие Олимпиады в Сочи-2014, чего не сделали лидеры большинства стран Запада.
В июле 2015 г. МИД КНР заявил, что Китай готов инвестировать во все отрасли российской экономики. За первое полугодие 2015 г. Китай уже приобрёл российские облигации на сумму в 50-60 млрд рублей.
Важнейшей целью Китая является создание так называемого Нового Шёлкового Пути, наземная часть которого представляет собой транспортный коридор через Казахстан и Россию в Европу. Реализации этого проекта пытаются помешать США, которые поддерживают исламских сепаратистов на западе Китая (Синцзян-Уйгурский район), а также стремятся разорвать связи России с Европой.
Также важнейшими международными проектами, которые реализуются при участии России и Китая, является Азиатский Банк инфраструкурных инвестиций, Банк Развития БРИКС и Банк Шанхайской организации сотрудничества.
В июне 2014 года Россия и Китай договорились о создании рейтингового агентства для оценки совместных проектов. Новое российско-китайское рейтинговое агентство UCRG должно заработать уже летом 2015 года. Между тем, 9 января 2015 года крупнейшее рейтинговое агенстсво Китая Дагонг оценило рейтинг России (способность платить по долгам) выше, чем у США. Также Dagong присвоило «Газпрому» наивысший долгосрочный кредитный рейтинг. По мнению китайцев экономическое развитие России протекает в нормальном русле, у нас нет серьёзных перекосов в экономике.
сентября 2014 года в Якутии Газпром приступил к строительству газопровода «Сила Сибири» протяжённостью порядка 4 тысяч километров и производительностью 61 миллиард кубометров газа в год. Газопровод будет обеспечивать поставки газа в рамках крупнейшего в истории газового контракта, заключённого между Россией и Китаем 21 мая 2014 года. Это крупнейший строительный проект в мире.
ноября 2014 года Россия и Китай подписали рамочное соглашение о строительстве газопровода «Алтай», который будет доставлять газ в КНР по западному маршруту через Алтайские горы. Общая протяженность газопровода «Алтай» составит около 2 700 километров, первый газ по нему должен пойти в 2019 году.
декабря 2014 года китайская (гонконгская) компания HK Nicaragua Canal Development Investment планирует начать строительство Никарагуанского канала между Тихим и Атлантическим океаном. Новый межокеанский канал станет альтернативой Панамскому каналу, что потенциально создаёт угрозу интересам США - поэтому проект нуждается в геополитической поддержке России. Ранее Россия поддержала идею властей Никарагуа о строительстве канала. Согласно договору между Никарагуа и Россией от 2 января 2015 г., российские военные корабли смогут находиться в территориальных водах Никарагуа, а самолёты смогут наблюдать за стройкой и прибрежными водами. Созданием инфраструктуры безопасности тоже должны заняться русские.
января 2015 года ведущие иновещательные корпорации РФ и КНР договорились скоординировать информационную политику и наладить обмен опытом. Договоренность достигнута на состоявшихся в Пекине переговорах генерального директора МИА «Россия сегодня» Дмитрия Киселева с генеральным директором Международного радио Китая Ван Гэннянем.
апреля 2015 года Китай в лице главы МИД КНР Вана И предложил построить китайско-монголо-российский экономический коридор, объединив китайский проект экономического пояса Шелкового пути «один пояс-один путь», монгольской идеи «степного пути» и российской идеи создания трансевразийского коридора.
апреля 2015 года Китай стал первой страной, заключившей контракт на закупку зенитно-ракетного комплекса С-400 у России.
мая 2015 года был подписан меморандум, согласно которому Китай собирается вложить в магистраль Москва - Казань 100 миллиардов рублей.
июня 2015 года Китай запустил самый длинный в мире грузовой железнодорожный маршрут Харбин - Гамбург через территорию России: поезда из Харбина в Германию будут идти 15 дней. Перевозка товаров по этому маршруту будет занимать вдвое меньше времени, чем традиционные маршруты по автодорогам и морю.
июня 2015 года - Начал работу Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ) со штаб-квартирой в Пекине, 57 стран подписали соглашение о создании банка. Россия получила в АБИИ 5,92 % голосов.
июля 2015 - страны БРИКС подписали соглашение о правилах и процедурах в рамках Пула условных валютных резервов. Глава ВТБ Андрей Костин: Страны БРИКС могут 40-50% расчётов между собой вести в национальных валютах.
Россия и КНР активно сотрудничают в энергетической сфере. В 2010 г. был подписан контракт на поставку в Китай нефти по нефтепроводу Сковородино-Дацин. Китайская сторона предоставляла российским компаниям "Роснефть" и "Транснефть" кредит в 25 миллиард долларов в обмен на гарантию поставок нефти по трубопроводу в объеме 15 миллион тонн в год.
Согласно Меморандуму о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере природного газа от 24 июня 2009 г., подписанному ОАО "Газпром" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (China National Petroleum Corporation), российский газ пойдет в Китай по двум направлениям - западному и восточному.
Восточный маршрут предполагает разработку новых месторождений Восточной Сибири, в первую очередь Чаяндинского и Ковыктинского (Якутия и Иркутская область). От них будет построен газопровод "Сила Сибири", который соединится с газопроводом Сахалин - Хабаровск - Владивосток.
В районе Благовещенска от трубы будет построена ветка в Китай. По ней, согласно контракту, подписанному 21 мая 2014 г. "Газпромом" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией, будет осуществляться поставка 38 миллиард куб. м газа в год в течение 30 лет. Сумма контракта - 400 миллиард долларов. Соглашение о сотрудничестве в сфере поставок газа по восточному маршруту было подписано 13 октября 2014 г., Россия ратифицировала его 2 мая 2015 г. Первые поставки могут начаться в 2018-2019 гг.
Западный маршрут предусматривает поставку 30 миллиард куб. м по трубопроводу из Ямало-Ненецкого автономного округа через Алтайский край на северо-запад Китая в течение 30 лет. Для этой цели предусматривается создание новой трубопроводной транспортной системы "Алтай" в уже существующем транспортном коридоре из Западной Сибири до Новосибирска с последующим продолжением до российско- китайской границы. Прямые поставки планируется начать в 2019 г. Контракт пока не подписан.
В настоящее время в стадии реализации находится проект по строительству второй очереди Тяньваньской АЭС. Контракт в ноябре 2010 г. подписали "Атомстройэкспорт" и Цзянсуская корпорация ядерной энергетики (Jiangsu Nuclear Power Corporation).
Работы начались в декабре 2012 г., завершить их планируется до конца 2017 г. Стоимость проекта - 1,3 миллиард евро. Первая очередь Тяньваньской АЭС, состоящая из двух энергоблоков c реакторными установками ВВЭР-1000 мощностью 1060 МВт каждая, сдана в эксплуатацию 2007 г. Она была также сооружена при участии компании "Атомстройэкспорт". Стоимость проекта составила 1,8 миллиард евро.
В транспортной сфере в список активно реализуемых совместных проектов входят строительство железнодорожного моста через р. Амур на участке Нижнеленинское (Еврейская автономная область)- Тунцзян /провинция Хэйлунцзян/ и создание транспортного коридора Западный Китай - Западная Европы. Общая протяженность транспортного коридора - 8,5 тыс. км, из их 2,2 тыс. км - по территории России, 2,8 тыс. км - Казахстана, более 3 тыс. км - Китая. Предполагается, что к 2020 г. объем грузоперевозок по этому маршруту будет составлять 33 миллион тонн в год.
Кроме того, Россия и Китай реализуют проект строительства многофункционального микрорайона "Балтийская жемчужина" в Санкт-Петербурге. Соглашение по строительству единого комплекса жилых, деловых, торговых и развлекательных объектов в Красносельском районе Санкт- Петербурга на площади 205 га было подписано в 2005 г. Объем китайских вложений - $1,3 миллиард.
На сегодняшний день завершено строительство большей части дорог и инженерной инфраструктуры, сданы в строй несколько кварталов.
Но Россию характеризует неблагоприятный инвестиционный климат и невысокий деловой авторитет. После того, как китайские инвестиции, вложенные в предприятие или проект, начинают приносить прибыль, российская сторона изменяет правила игры и находит разного рода причины для того, чтобы вынудить китайские компании покинуть проект. И хотя инвестиции китайской стороны пропадают, российская сторона не делает ничего, чтобы их спасти.
Россия надеется привлечь инвестиции китайских предприятий с помощью создания экономических зон, но пока видимого эффекта нет. В данном случае затрагиваются идеи открытости и развития. Так, в КНР особые экономические зоны созданы, в основном, в относительно развитых экономически районах с развитой транспортной инфраструктурой, с низкими затратами на рабочую силу. К тому же, правительство предоставляет им различные льготы. Отправной точкой китайских экономических зон является выгода инвестора, в процессе получения которой Китай осваивает передовые технологии, получает управленческий опыт, решает проблему занятости, увеличивает налоговые поступления и решает другие вопросы. Особые экономические зоны в РФ расположены в отдаленных, малонаселенных и слаборазвитых в экономическом отношении районах. Для развития этих областей Россия надеется привлечь иностранный капитал, но с точки зрения иностранных инвесторов рыночная привлекательность в них отсутствует.
Высокотехнологичная промышленность Китая, по большей части, развивается в производственных технопарках, как и исследовательская работа в области высоких технологий в России. Однако экономическая эффективность китайских и российских технопарков значительно различается. Если между производством и исследованиями существует разрыв, ожидаемые экономические выгоды получить сложно, поэтому объединить усилия обеих стран в данной области представляется невозможным.
Россия часто жалуется на отсутствие китайских инвестиций. На самом деле, авансовые платежи в сфере энергетического сотрудничества Китая и России размером 6 миллиард долл., 25 миллиард долл. и 70 миллиард долл. оказали предприятиям России, которые находились в крайне сложном финансовом положении, существенную поддержку и помогли решить ряд крупных стратегических задач. Но ответной благодарственной реакции со стороны России данный шаг не получил.
Россия осуществляет регулирование экономики для защиты собственных интересов, но неопределенность экономической политики и отсутствие преемственности создают серьезные проблемы для китайских компаний, желающих инвестировать в российскую экономику.
РФ и КНР подписали двустороннее соглашение, предусматривающее защиту инвестиций и уход от системы двойного налогообложения, но его детали еще предстоит проработать, что в настоящий момент создает правовые трудности для реализации этого проекта. Китайские компании часто вынуждены испытывать на себе систему двойного налогообложения, а в будущем, с ростом объемов инвестиций, масштабы этой проблемы также вырастут. Если эта ситуация останется неизменной, ее следствием неизбежно станет изменение инвестиционной активности.
Особенностью структуры внешней торговли России, связанной с экономической структурой страны, является преобладание энергоресурсов во внешнеторговом обороте.
Торговые отношения России с ЕС типичны для такой структуры. При том, что на торговлю с ЕС в сфере энергоресурсов Россия жалуется редко, опасения «энергетической зависимости» от Китая имеются всегда.
Такое настроение ненормально. Фактически, российский экспорт энергоресурсов в Китай не слишком велик. В 2013 г. Россия экспортировала 235 млн тонн нефти, из которых в Китай поступило 24,32 млн тонн, или немногим более 10% от общего объема экспорта.
Объем российского экспорта природного газа в том же году составил 196 млрд м3, но в Китай природный газ из России практически не поставляется. КНР правильно оценивает намерение России изменить структуру торговли и уйти от энергетической зависимости, и может оказать ей в этом помощь. Но для решения этой проблемы у России должен быть нормальный настрой и объективное понимание ситуации.
РФ пытается увеличить объем экспорта электроники в Китай, но эта игра не стоит свеч. После вступления в ВТО для некоторых стран Китай выработал и ведет особую благоприятствующую торговле политику, и будет привлечен к ответственности в случае неисполнения своих обязательств. Несмотря на это КНР, в разрешенных ВТО пределах, использует различные методы ведения торговли, включая организацию крупных закупок в России и организацию специальных выставок российский продукции, что способствует расширению импорта электроники из РФ. При этом в самой России нарушена структура производства и конкурентоспособность продукции невысока, что создает трудности в расширении импорта электроники. Россия должна ориентироваться на рынок, развивать идеи торговли, увеличить степень экономической открытости, и именно в этом контексте стоить модель сотрудничества в соответствии с потребностями каждой стороны.
Между Россией и Китаем существуют проблемы по унификации стандартов качества и сертификации. Россия по-прежнему применяет стандарт ГОСТ, переход на международные стандарты качества осуществляется слишком медленно, что также оказывает влияние на инвестиционное сотрудничество между странами. В связи с несоответствием стандартов проектные планы, реализуемые КНР, часто пересматриваются российской стороной, что только увеличивает инвестиционные затраты. Различия в требованиях к квалификации и способностям предприятий также создают серьезные препятствия для инвестирования. Необходимость в формировании единых стандартов и снижении порога доступа к проектам предприятий актуальна как никогда.
Еще одним важным препятствием, ограничивающим рост инвестиций, является проблема разрешений на работу. Трудовое сотрудничество является областью, в которой Россия и Китай дополняют друг друга, но российские требования к китайским рабочих слишком высоки, трудовые квоты малы, а также имеются дискриминационные ограничения. Сложившаяся ситуация не учитывает реальных требований и является серьезным препятствием для инвестиций. Даже если все оформлено законно, сам процесс оформления невероятно сложный, трудоемкий и неэффективный.
В вопросе модели инвестирования у Китая и развитых западных стран есть различия. Инвестиции транснациональных корпораций развитых стран обычно выбирают способы, связанные с доходностью капитала, при этом рабочая сила и капитал отделены и противостоят друг другу. Большинство китайских предпринимателей предпочитают вкладывать средства в торгово-промышленные проекты, которые неразрывно связаны с задействованием рабочей силы. Однако в России существуют строгие ограничения относительно передвижения рабочей силы. Российские визовые ограничения для китайских бизнесменов слишком высоки, квоты на китайских рабочих очень малы, что затрудняет развитие проектов. Реальные проекты, тесно связанные с передвижениями рабочей силы, и операции с капиталом не имеют гарантий безопасности, что также затрудняет развитие инвестиционной деятельности. Попытка привлечь исключительным образом инвестиции, без заимствования практики иностранного менеджмента и привлечения рабочих, превращается в препятствие для инвестиций.
По официальным данным ФТС РФ, за десять лет наступившего века (2001-2011 гг.) суммарная стоимость торгового оборота между двумя государствами достигла 126,2 миллиард долл. и в 2,4 раза превзошла тот же показатель за последние десять лет ушедшего века (1996-2000 гг.). При этом суммарная стоимость российского экспорта увеличилась в 2,1 раза, а импорта - почти в 3,7 раза. Тем не менее экспорт, как и прежде, заметно превышал импорт, в результате чего положительное для России сальдо торгового баланса достигло за десять лет весьма внушительной суммы в 48,5 миллиард долл. Ежегодные темпы прироста взаимных поставок в этот период колебались в пределах 25-37%, в том числе экспорта 21-29%, а импорте 38-73%.
В последовавшие годы темпы прироста ввоза китайских товаров возросли еще более и составили 77,7%, в 2009 г. - 89% и в 2010 г. - 42,3%. Как следствие, впервые торговый баланс сложился с отрицательным для России сальдо в 8,5 миллиард долл. В 2010 г. эта тенденция получила дальнейшее развитие: сальдо в пользу Китая достигло 13,6 миллиард долл. В результате за два последних года Китаю удалось компенсировать 4/5 «потерь», которые накопились в торговом балансе с Россией за предшествующие шесть лет текущего века. Конечно, столь стремительное увеличение российско-китайской торговли в какой-то мере обусловлено ростом мировых цен на большинство товаров взаимного обмена, но прежде всего свидетельствует об активизации партнеров в расширении торгово-экономических контактов, происходящем при действенном государственном участии.
Достигнутый объем торгового обмена, отражающий не только коммерческие сделки, но и значительную часть экономического, в том числе инвестиционного сотрудничества, обеспечил заметное усиление значимости Китая во внешней торговли России и прежде всего в импорте, отмеченное за десять лет XXI века. Если в 2000 г. на его долю пришлось 4,5% оборота (6 место), в том числе 5,1% экспорта (4 место) и 2,8% импорта (8 место), то в 2010г. удельный вес Китая в российском внешнеторговом обороте возрос до 7,6% (3 место вслед за Германией и Нидерландами), в экспорте составил 4,5% (7 место), а в импорте достиг 13,0%. Это позволило Китаю опередить Германию, много лет бывшую постоянным лидером, и занять первое место в качестве поставщика товаров в Россию.
Китайское таможенное управление в своих публикациях фиксирует более высокие показатели взаимной торговли. Экспорт Китая в Россию за 2001- 2010 гг., по его данным, составил 7,6 миллиард долл. и оказался почти на 75% больше импорта России из Китая, по данным ФТС РФ. Разночтение показателей таможенных служб характерно и для других стран, но обычно не в таких масштабах. Во внешней торговле Китая роль России также укрепилась, однако в 2010г. с долей в 2,5% она занимала более скромное 7 место, заметно уступая его главным торговым партнерам. В 2010г. при общем объеме внешнеторгового оборота КНР в 1760,7 миллиард долл. торговля с США составила 262,7 миллиард долл. (14,9%), Японией - 207,4 миллиард долл. (11,8%), Южной Кореей - 134,3 миллиард долл. (7,6%). По имеющимся оценкам, при сохранении сложившихся темпов развития китайско-российская торговля в 2012 г. может достигнуть 90-95 миллиард долл., в том числе экспорт Китая - 60-62 миллиард долл., а импорт - 24-26 миллиард долл.
.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КНР И ЕС
Европейский союз является одним из наиболее важных партнеров Китая, отношения с которым начинают приобретать все более разносторонний и глубокий характер, выходя за рамки преимущественно торгово-экономического взаимодействия. Несомненно, знаковым событием в этом отношении является недавний визит в Европу председателя КНР Си Цзиньпина (22.03 - 1.04.2014 г.). Это было его первое посещение континента в качестве главы государства, и поэтому многие наблюдатели склонны оценивать итоги поездки как начало нового этапа в китайско-европейских отношениях. К такому выводу подталкивает и то, что визит последовал практически сразу после окончания 2-й сессии ВСНП 12-го созыва (5.03.-13.03.2014), на которой обрели законную силу решения китайского партийно-государственного руководства по дальнейшему реформированию китайской экономики и общества.
В Пекине считают, что Китай и ЕС, располагая четвертой частью населения и одной десятой территории планеты, способны серьезно влиять на современную международную жизнь, а главное - «путем диалога и согласованных действий всячески укреплять мир, стабильность, избегая противостояния, враждебности и войн». Такая позиция, конечно же, вызывает уважение и в полной мере отвечает потребностям устойчивого регионального и глобального развития. К тому же, она является особенно востребованной сегодня, когда от Европы требуется дальновидный и сбалансированный подход в оценках и решениях по складывающейся на континенте ситуации. Вопрос в другом: способна ли сегодня на это «суверенная» Европа? К сожалению, приходится признать, что Евросоюз не всегда и во всем готов проявлять объективность и политическую зрелось в таких оценках и решениях.
Еще один показательный момент. В марте с.г. дополнительный толчок получили связи Китая с теми странами ЕС, куда Си Цзиньпин нанес визиты во время указанного турне по Европе. С Францией, например, открыта «новая эпоха тесных и долговременных отношений всеобъемлющего стратегического партнерства», с Германией подтверждены «отношения всестороннего стратегического партнерства», с Нидерландами - «деловые отношения всестороннего сотрудничества и партнерства», с Бельгией - «отношения всесторонней дружбы, сотрудничества и партнерства». Напомним, что в конце февраля с.г. в Лондоне находился с визитом член Госсовета КНР Ян Цзечи, который также подтвердил желание Китая способствовать развитию «китайско-британских отношений всеобъемлющего стратегического партнерства», углублению взаимовыгодного сотрудничества и поддержанию диалога на всех уровнях. Иными словами, Китай в предстоящий период намерен существенно повысить активность в развитии политического взаимодействия с ЕС и двусторонних связей со странами, входящими в Евросоюз.
Важной составляющей поездки председателя КНР в Европу явилось выполнение экономической программы визита («мост роста и процветания»). Известно, что отношения с Европой для Китая очень важны. Как, впрочем, и отношения с Китаем для Европы. В совокупности сегодня они представляют треть мировой экономики, их торговый оборот в 2013 году составил 559 миллиард дол., и к 2020 году планируется выход на отметку в 1 триллион дол США. Для достижения этой цели стороны договорились о том, чтобы помимо расширения взаимодействия в традиционных областях (ядерная энергетика, авиация и космос, автомобильная промышленность), более активно создавать новые «точки роста сотрудничества» в таких сферах, как научно-технические инновации, защита окружающей среды, сельское хозяйство, производство продовольствия, здравоохранение, фармацевтика, урбанизация , а также теория и практика обеспечения «устойчивого развития».
Европейские партнеры Китая поддержали его предложение объединить усилия в создании так называемого «экономического пояса шелкового пути» в интересах формирования крупного азиатско-европейского рынка. В рамках этого проекта предполагается, опираясь на повышение деловой активности населения, предприятий, мобилизуя финансовые возможности и передовые технологии, превратить Китай и ЕС в «двигатель экономического роста остального мира».
Некоторые страны Евросоюза приняли решение о расширении двусторонних отношений с КНР, а также о вхождении в число соучредителей формирующегося Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций.
Китай идет навстречу таким инициативам. И уже сейчас занимает ведущие места в структурах импорта Чехии, Венгрии, Польши и Сербии. Объемы торговли со странами Центральной и Восточной Европы превысили показатели предыдущего года почти на 4 миллиарда евро.
Китай будет финансово участвовать в строительстве высокоскоростного пути Белград - Будапешт. Он станет ключевым звеном Нового Шелкового пути, также как и греческий порт Пирей. Ведь два местных терминала уже переданы китайскому гиганту Cosco.
Европейским странам не пришлось долго ждать инвестиций из Китая. Главными получателями нескольких миллиардов евро являются Венгрия и Сербия. Не остались в стороне от инвестиций Польша и Румыния.
В конце прошлого года Китай выделил кредит Черногории, Боснии и Герцеговине для строительства участков Нового Шелкового пути на их территории. Цель таких инвестиций - создание интегрированной транспортной инфраструктуры на Балканах. Можно не сомневаться, что это только начало выгодного стратегического партнерства Китая и ЕС.
ЗАКЛЮЧЕИЕ
Таким образом, можно отметить, что Китай со своей своеобразной экономикой за последние годы вырвался в лидеры и обогнал много стран по разным экономическим показателям. Многие экономисты считают, что к 2025 Китай по всем показателям обойдёт США и займёт её место в мировой экономики став абсолютным лидером.
Что касается Российско-китайских экономических отношений, то для России Китай является очень важным партнёром, учитывая нестабильную обстановку в отношениях со странами Запада. Ключевая задача - гармоничное соединение производственной и технологической мощи Китая со способностью русской культуры сочетать гуманизм с техническим прогрессом и находить необычные решения. Но между Россией и Китаем существуют проблемы по унификации стандартов качества и сертификации. Россия по-прежнему применяет стандарт ГОСТ, переход на международные стандарты качества осуществляется слишком медленно, что также оказывает влияние на инвестиционное сотрудничество между странами. В связи с несоответствием стандартов проектные планы, реализуемые КНР, часто пересматриваются российской стороной, что только увеличивает инвестиционные затраты. Различия в требованиях к квалификации и способностям предприятий также создают серьезные препятствия для инвестирования. Необходимость в формировании единых стандартов и снижении порога доступа к проектам предприятий актуальна как никогда.
Так же из-за языкового барьера и малой прозрачности распространения информации предприятиям КНР очень трудно получить непосредственную информацию о потребностях российской стороны в инвестициях и о технической стороне сотрудничества. Это создает необходимость создания свободных регулярных информационных площадок.
История отношений России и Китая, как политических, так и экономически-торговых сложная и противоречивая, тем не менее, можно сделать вывод, что данные отношения всегда носили плодотворный характер - даже во времена спадов и охлаждения. История показывает, что Китай и Россия были, остаются и будут надёжными союзниками и в заключении отмечу, что Российско-китайские экономические отношения возрастают и расширение внешнеэкономических связей России с Китаем, а также развития международной инфраструктуры взаимодействия возрастает, и значение экономического взаимодействия со странами Азии, занимает важное место в планах наращивания российского нефтяного и газового экспорта в Азию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Девятов А.М. Мартиросян М.В. Китайский прорыв и уроки для России. С. 65-67 .
Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо: экономическая реформа, стратегия развития. С. 133-134.
Селищев А. С., Селищев Н. А. Китайская экономика в XXI веке.- 125 с.
Диксон Брюс. Красные капиталисты в Китае. Партия, частные предприниматели и перспективы политических перемен .С. 121-123.
Дейч Т. Д. Интеграция Китая в мировую экономику: уроки для России. С. 57-58.
Дин Жуджунь , Ковалёв М.М. Новиков В.В.Феномен экономического развития Китая.С.77-80.