Исследование безубыточности предприятия ООО 'Электрикмакс'
Содержание
Введение
Глава
1. Теоретические основы анализа безубыточности предприятия
1.1 Сущность
анализа безубыточности предприятия
1.2
Методы анализа безубыточности предприятия
Глава
2. Исследование безубыточности предприятия ООО «Электрик Макс»
2.1
Характеристика предприятия ООО «Электрик Макс»
2.2
Анализ безубыточности предприятия ООО «Электрик Макс»
Глава
3. Разработка рекомендаций по улучшению управления предприятием ООО «Электрик
Макс»
Заключение
Введение
Сегодня анализ безубыточности предприятия
является очень важным механизмом управления. Он служит для правильной оценки
финансового положения, сложившегося на предприятии. Включает в себя меры по
отслеживанию динамики финансовых показателей и по разработке комплекса
мероприятий, направленных на развитие компании. Иначе говоря, в наше время
анализ безубыточности является самым необходимым условием и главной движущей
силой в экономическом развитии промышленного предприятия. На его основе
вырабатывается экономическая стратегия стабильности и роста, позволяющая
успешно существовать как на отечественном, так и на зарубежном рынке сбыта.
Деятельность промышленного предприятия без
образования прибыли и убытков называется безубыточной. Полученная выручка при
таком типе хозяйствования сначала идет на покрытие всех необходимых затрат, а
только потом каждая единица проданной продукции приносит прибыль. Определение
разности между всей реализованной продукцией и безубыточным объемом называется
зоной прибыли. Чем выше зона прибыли на предприятии, тем крепче его финансовое
положение.
Чтобы изучить зависимость влияния объема
реализации, суммы постоянных затрат, суммы переменных затрат на получения
прибыли и придумали анализ безубыточности предприятия.
Актуальность темы курсовой работы заключается в
том, что очень важно на раннем этапе определить приносит ли предприятие
прибыль, чтобы избежать проблем в будущем.
Директор компании далеко не всегда может
проанализировать, насколько же выгодно взаимодействие с тем или иным партнером.
Особенно сложно бывает в случае массовых маркетинговых акций, которые сложно
ассоциировать с определенным клиентом. К примеру, реклама в СМИ достигает
многих, но реальный ее результат отражается только в росте продаж. Причем на
это влияют как старые покупатели, так и некоторая часть новых.
Разумеется, методику анализа тут нужно будет
серьезно изменять. Возможны два варианта. Если круг клиентов, которые участвуют
в данной акции, хотя бы приблизительно известен, можно воспользоваться обычным
маржинальным анализом, применяя его так же, как и в случае с отдельным
партнером. Нужно просто посчитать объем оборота по исследуемой группе, наценку,
а затем вычесть затраты. Как результат - маржа по определенной клиентской
группе.
Целью курсовой работы является анализ
взаимосвязи объема реализации, себестоимости и прибыли в управленческом учете.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
- выявить сущность анализа безубыточности
предприятия;
- рассмотреть методику проведения
анализа безубыточности предприятия;
- познакомиться с ООО «Электрик Макс»;
- исследовать безубыточность
деятельности предприятия;
- разработать рекомендации по
улучшению системы управления предприятием.
Объектом исследования в курсовой работе является
ООО «Электрик Макс».
Предметом исследования является анализ
безубыточности предприятия.
Методологической основой написания курсовой
работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по данной
проблематике.
доход безубыточность маржинальный
Глава 1. Теоретические основы анализа
безубыточности предприятия
.1 Сущность анализа безубыточности
предприятия
В современных условиях жестокой конкурентной
борьбы на рынке сбыта очень актуальной является тенденция проведения анализа
безубыточности на каждом субъекте хозяйствования.
Точка безубыточности часто ошибочно
воспринимается за точку окупаемости, однако эти два понятия совершенно различны
по своей сути. Если окупаемость выражается в месяцах и обозначает тот момент,
когда расходы на предприятие будут возвращены организатором проекта, то точка
безубыточности - это нечто совершенно иное. У каждой организации есть такой
объем продукции, реализуя который, она не получает дохода, но и расходов тоже
не несет.
В этот момент каждая дополнительная единица
реализованного продукта уже начинает приносить прибыль. Именно такой показатель
и называется точкой безубыточности.
Сегодня анализ безубыточности предприятия
является очень важным механизмом управления. Он служит для правильной оценки
финансового положения, сложившегося на предприятии. Включает в себя меры по
отслеживанию динамики финансовых показателей и по разработке комплекса
мероприятий, направленных на развитие компании. Иначе говоря, в наше время
анализ безубыточности является самым необходимым условием и главной движущей
силой в экономическом развитии предприятия. На его основе вырабатывается
экономическая стратегия стабильности и роста, позволяющая успешно существовать
как на отечественном, так и на зарубежном рынке сбыта.
Сущность анализа безубыточности полностью
раскрывается на графике безубыточности (рисунок 1).
Рис. 1 - Схема графика безубыточности
Деятельность предприятия без образования прибыли
и убытков называется безубыточной. Полученная выручка при таком типе
хозяйствования сначала идет на покрытие всех необходимых затрат, а только потом
каждая единица проданной продукции приносит прибыль. Определение разности между
всей реализованной продукцией и безубыточным объемом называется зоной прибыли.
Чем выше зона прибыли на предприятии, тем крепче его финансовое положение.
Чтобы изучить зависимость влияния объема
реализации, суммы постоянных затрат, суммы переменных затрат на получения
прибыли и придумали анализ безубыточности предприятия.
Он очень необходим и целесообразен не только для
верного управления финансовыми ресурсами предприятия, но также:
при модернизации производственных мощностей или
при создании нового предприятия;
для выработки маркетинговых стратегий в области
ценовой политики;
при изменении объема реализации.
Главным аспектом безубыточного анализа является
определение точки равновесия. Иначе говоря, это нахождение такого объема
реализации, при котором выручка от продаж будет равняться сумме всех понесенных
затрат. Увеличение данного объема продаж принесет дальнейшую прибыль, а
уменьшение - приведет к убыткам и финансовому краху.
Анализ безубыточности предприятия включает в
себя 5 этапов.
На первом этапе оцениваются и изучаются сильные
и слабые стороны субъекта хозяйствования с точки зрения внешней и внутренней
политики. Минимизируются все возможные затраты, зависящие от технического,
производственного оборудования и персонала. Анализируется деятельность
конкурентов, процентная доля рынка сбыта, контролируемая предприятием.
Учитываются предпочтения потребителей и другие всевозможные составляющие.
На втором этапе составляется вероятный прогноз о
влиянии изменившихся цен на фактор себестоимости реализуемой продукции.
Рассматривается динамика статистических показателей за последний период.
Обсуждаются меры при неблагоприятном изменении цен.
На третьем этапе рассчитывается себестоимость
реализуемой продукции. Планируется объем закупаемой продукции. Учитываются все
постоянные и переменные затраты. Определяется потребность и запланированный
объем продаж в оборотных средствах. Планируются соответствующие финансовые
вложения.
На четвертом этапе определяется точка
безубыточности. Причем, при организации процесса реализации, подразумевающего
оборот нескольких видов продукции, обязательно учитываются разные цены по
номенклатуре, разные переменные затраты и разную долю возможности покрытия
смешанного объема затрат.
На пятом, заключительном этапе происходит
окончательное составление финансового плана с учетом изменившихся цен и объема
реализации, рассчитанного на основе точке безубыточности.
Несмотря на то, что бизнес организуется с целью
получения прибыли, довольно часто непредсказуемость рынка или недостаточная
эффективность управления выливаются для компании в убытки. Такую ситуацию можно
назвать катастрофичной, особенно для начинающих бизнесменов, ведь убытки
означают потерю инвестором собственных денег, а это всегда болезненно.
Нежелание расставаться с собственными средствами и объясняет то внимание,
которое управляющие предприятием обычно оказывают убыткам.
Несмотря на то огромное значение, которое точка
безубыточности имеет при принятии управленческих решений, расчет точки
безубыточности осуществляется довольно просто. Все, что нужно сделать, - это
разделить издержки на постоянные и переменные. К постоянным традиционно
относятся все расходы, которые не связаны с увеличением либо уменьшением
объемов продаж. Это и арендная плата за пользование офисом, и моральный износ
оборудования и зарплаты управляющим, и расходы, связанные с выплатой кредита.
К переменным же издержкам относится все, что
напрямую связано с продажами. Это, естественно, затраты на сырье и материалы, а
также выплата комиссионных продавцам и затраты, связанные с транспортировкой
готовых изделий. По всем правилам логики подобные издержки на единицу изделия
должны быть меньше его цены.
После того, как издержки разделены на группы,
можно производить непосредственно расчет точки безубыточности. Для этого все
постоянные издержки делят на доход от продажи одной единицы продукта за вычетом
переменных издержек на его продажу.
Расчет точки безубыточности, помимо всего
прочего, позволяет определить финансовую стабильность кампании. Если постоянные
издержки составляют большую часть в расходах, то такой бизнес является более
рисковым, однако одновременно он является и потенциально более прибыльным при
наращивании объемов продаж. Однако учтите, что бизнес с высокой долей
постоянных издержек должен удерживать продажи на уровне значительно большем,
чем точка безубыточности, иначе неприятных последствий не избежать.
1.2 Методы анализа безубыточности предприятия
Формула расчета точки безубыточности достаточно
проста. Ее можно рассчитать как в единицах продукции, так и в денежном
эквиваленте. При расчете в денежной стоимости ее вычисляют, сначала поделив
стоимость продукта на прибыль от его реализации, а потом надо величину
постоянных издержек разделить на полученный результат.
Если точка безубыточности вычисляется в
единицах, то она вычисляется путем деления величины постоянных издержек на
прибыль с реализации товара. Расчет этого показателя очень важен. Если окупаемость
(рентабельность) организации может иметь нечеткое выражение (оптимистичный и
пессимистичный план), то точка безубыточности рассчитывается четко. Она имеет
точное выражение без приблизительностей. Этот показатель решает целый ряд
проблем и имеет несколько функций. В первую очередь, он показывает, стоит ли
вообще открывать предприятие. Ведь рыночные законы работают всегда, вне
зависимости от того, какие планы у предпринимателя.
Если рынок слишком узкий или на нем большое
число аналогичных товаров, то предприятие просто не сможет достигнуть точки
безубыточности и уж точно не получит прибыль. Поэтому надо просчитать все
заранее. Выручка зависит от стоимости продукта и объема реализации. Точка
безубыточности позволяет рассчитывать и корректировать эти показатели. Если
меняется один из них, то можно изменить и второй. Однако при этом минимальным
показателем всегда остается тот, который отмечен как точка безубыточности
предприятия. Если компания реализует больше продукции, чем отмечено в этом
показателе, то это говорит о прибыли. Размер прибыли также вычисляется, исходя
из этого фактора.
Анализ безубыточности предназначен для решения
следующих задач:
)точно определить влияние различных факторов на
величину конечной прибыли, а также научиться прогнозировать ее с высокой
точностью;
)научиться определять критический, пороговый
объем продаваемой продукции, а также ту ее розничную цену, при которой
финансовый результат будет равным нулю (ни прибыли, ни убытков);
)выделить зону безопасности, безубыточности предприятия;
) точно узнать объем продаж, при котором будет
получена искомая величина прибыли;
) реализовывать такие варианты управленческих
решений, при которых бы стало возможным получение максимальной прибыли при
минимальных затратах.
Очень важно заметить, что адекватный
маржинальный анализ может быть выполнен только в том случае, если соблюдается
целый ряд дополнительных условий:
издержки обязательно делятся на переменные и
постоянные;
следует помнить, что переменные издержки оттого
так и называются, что изменяются вместе с объемом производства;
постоянные же затраты не изменяются в четких
пределах какого-то заданного объема реализуемой продукции, то есть в диапазоне
не изменяемых объемов реализуемой продукции;
запасы готовой продукции не должны существенно
изменяться в течение времени, закуп и сбыт тождественны.
В нашей стране используется факторный
экономический анализ, расчет которого идет по следующей формуле (1):
П = VP П (p - с) VP (1),
Где П - общий, реальный объем продаж.
р - стоимость реализации.
с - реальная себестоимость выпускаемого товара.
Экономический анализ при этом исходит из того
предположения, что все эти элементы могут изменяться совершенно обособленно,
вне зависимости друг от друга. Большой проблемой является то, что данная модель
совершенно не учитывает взаимосвязь между реальным объемом сбываемой продукции
и ее себестоимостью. А ведь при увеличении темпа роста объема продаж и количества
реализуемой продукции затраты на нее снижаются. Напротив, много постоянных
затрат бывает в случае спада продаж.
В противовес этой системе, маржинальный анализ
прибыли рассчитывается по совершенно иной формуле (2):
П = VP П (р - b) - А (2),
где р - отпускная цена. -расходы переменного
типа (на одну единицу).
А - постоянные затраты.
Очень хорошо использовать этот метод расчета для
высчитывания объема прибыли, которая получена предприятием от сбыта какой-то
отдельной категории выпускаемой продукции. Вообще, маржинальный анализ
предприятия позволяет определять полученную прибыль не только с учетом цены, но
также учитывает влияние переменных и постоянных убытков.
Чрезвычайно усложняется методика в том случае,
когда нужно проанализировать состояние предприятия, которое занимается
реализацией сразу нескольких наименований товара. В этом случае крайне важно
учитывать еще и влияние структуры сбываемой продукции. В общем и целом, для
этого используется следующий метод маржинального анализа (формула 3):
П=сумма/УРПобщ
* Уд
i(Ci-bi)/-A (3),
где УРПобщ - полный объем реализованной
продукции, выраженный в принятых на производстве единицах.
Уд i - удельная доля конкретного вида товара (I)
на предприятии. - стоимость единицы такой продукции. - переменные убытки на ее
реализацию.
Известно, что основным фактором, который будет
способствовать постоянному притоку инвестиций в предприятие, является его
рентабельность. Увы, но наши предприятия зачастую пользуются старой методикой,
которая опять-таки не учитывает классической формулы «затраты - объем-прибыль».
Уровень рентабельности в этом случае вообще не зависит от общего объема
проданной продукции. Разумеется, в реальности ситуация кардинально
противоположная.
Безубыточность - это состояние «взвешенности»,
когда бизнес функционирует «ради искусства», не принося своим владельцам ни
прибыли, ни убытков. Второе понятие этого термина - количество прибыли, которое
делает предприятие рентабельным. Этот вариант применяется в специальной
литературе чаще всего. Ее обычно также понимают как количество продукции,
которое нужно сбыть ради полного покрытия убытков. Все последующие продажи
будут приносить компании чистую прибыль.
Таким образом, разница между продажей
фактической и безопасной определяет зону безопасности. И зона безопасности, и
безубыточный объем продаж - важнейшие показатели, на которые стоит обращать
внимание при написании бизнес-планов, а также обосновании любых управленческих
решений.
При ценообразовании следует отдельно учитывать
переменные и постоянные убытки. Особенно важно понимать, что к постоянным
издержкам относятся те, которые сохраняются даже при полном отсутствии продаж.
К таковым относятся следующие категории
расходов:
арендные платежи;
выплата налогов;
заработная плата всего персонала;
выплаты по кредитам и займам.
Директор компании далеко не всегда может
проанализировать, насколько же выгодно взаимодействие с тем или иным партнером.
Особенно сложно бывает в случае массовых маркетинговых акций, которые сложно
ассоциировать с определенным клиентом. К примеру, реклама в СМИ достигает
многих, но реальный ее результат отражается только в росте продаж. Причем на
это влияют как старые покупатели, так и некоторая часть новых.
Разумеется, методику анализа тут нужно будет
серьезно изменять. Возможны два варианта. Если круг клиентов, которые участвуют
в данной акции, хотя бы приблизительно известен, можно воспользоваться обычным
маржинальным анализом, применяя его так же, как и в случае с отдельным
партнером. Нужно просто посчитать объем оборота по исследуемой группе, наценку,
а затем вычесть затраты. Как результат - маржа по определенной клиентской
группе.
Если же возможный перечень клиентов излишне
длинный, нужно до акции определить текущий оборот компании. Оценивается
предположительный оборот и маржа так, как если бы акция не проводилась. Затем,
после рекламной компании, подсчитывается оборот на конкретный момент. Считается
маржа и из полученного значения вычитается то, которое считали по теоретической
ситуации без проведения акции. Если сумма положительная, то проект выгоден
компании.
Глава 2. Исследование безубыточности предприятия
ООО «Электрик Макс»
.1 Характеристика предприятия ООО «Электрик
Макс»
Компания ООО "ЭЛЕКТРИК МАКС"
зарегистрирована 25 марта 2011 года, юридический адрес: 614068, г. ПЕРМЬ, ул.
НАБЕРЕЖНАЯ, д. 10.
В таблице 1 представлены реквизиты ООО «Электрик
Макс».
Таблица 1 - Реквизиты ООО «Электрик Макс»
Основной
государственный регистрационный номер (ОГРН)
|
1115903001268
|
Идентификационный
номер налогоплательщика (ИНН)
|
5903065270
|
Код
ОКПО (Росстат)
|
69897713
|
Код
ОКАТО
|
57401365000
|
Дата
регистрации компании
|
25
марта 2011 года
|
Регистратор
|
Инспекция
Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми
|
Компания ООО «Электрик Макс» осуществляет
следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при
регистрации):
оптовая торговля, включая торговлю через
агентов;
оптовая торговля непродовольственными
потребительскими товарами;
- оптовая торговля бытовыми
электротоварами, радио- и телеаппаратурой <#"874965.files/image002.gif">
Рис. 2 - Безубыточность реализации приборов и
оборудования в ООО «Электрик Макс» в 2013 году
На основании рисунка можно сказать о том, что
постоянные затраты находятся на уровне 152620 руб. Точка безубыточности
достигается при объеме реализации 666 шт. и выручке от реализации в размере
275879, 28 руб. Результаты реализации за 2013 год следующие: объем реализации -
681 шт., выручка - 281980 руб. Запас прочности (ЗП) позволяет снижать объем
реализации.
Аналогично строится график по оптовой торговле
бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой (рисунок 3):
На основании рисунка видно, что предприятию
необходимо повышать объем реализации данной продукции, так как оно несет
убытки.
доход безубыточность маржинальный
Рис. 3 - Безубыточность реализации Оптовой
торговли бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой ООО «Электрик Макс»
в 2013 году
Метод уравнений
Согласно данному методу безубыточный объем
реализации находится по формуле (4):
х = Постоянные затраты / (Цена реализации -
Переменные затраты на единицу продукции) (4)
Найдем безубыточный объем реализации:
для приборов и оборудования = 152620 / (414 -
185) = 666 шт.;
для оптовой торговли бытовыми электротоварами,
радио- и телеаппаратурой = 152620 / (892 - 451,19) = 346 шт.
Точка безубыточности в денежном выражении:
* 414 = 275724 руб. (приборов и оборудования)
* 892 = 308632 руб. (106544) необходимо
увеличить объем реализации, так как предприятие по этому продукту терпит убыток
(для оптовой торговли бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой).
Глава 3. Разработка рекомендаций по улучшению
управления предприятием ООО «Электрик Макс»
Совершенствование управленческого учета должно
содействовать решению проблем в функционировании системы управленческого учета,
которые, в свою очередь, препятствуют повышению эффективности деятельности
предприятия в целом.
Рассматриваемое предприятие ООО «Электрик Макс»
принадлежит к числу тех предприятий, которых переход к рыночной экономике не
побудил перейти на более современные методы управления.
Предприятие работает стабильно, единственная
причина использования привычных, но отчасти «устаревших» методов учета -
нежелание персонала переходить с хорошо выученного алгоритма расчетов на
какой-то другой, незнакомый.
Старая система, применяемая на протяжении многих
лет, подходит для учета одних и тех же операций, не требующих принятия
кардинальных управленческих решений. Чем проще - тем лучше. Это девиз
рассматриваемого предприятия. Но практика показывает, что применяемая система
учета полных затрат не проще уже упоминаемого маржинального метода (или метода
«директ-костинг»). Главным его достоинством является то, что он позволяет
рассмотреть главные элементы затрат и выявить пути их снижения, не принимая в
расчет постоянные затраты.
Несомненным достоинством анализа объема
реализации, себестоимости и выручки, как элемента системы «директ-костинг»
является возможность применения результатов, полученных в результате анализа,
для принятия управленческих решений [5]:
- об определении структуры реализации;
- по ценообразованию.
Поэтому важно перечислить основные проблемные
моменты, на устранение которых и необходимо ориентировать программу по
совершенствованию и развитию оценки эффективности системы управленческого учета,
которая, в свою очередь, является предметом внутреннего аудита системы
управленческого учета на предприятии:
) совершенствование структуры, иерархии,
содержания и формы представления управленческих отчетов;
) развитие системы финансового планирования и
бюджетирования;
) разработка стратегии развития компании с
последующей увязкой кратко-, средне- и долгосрочного горизонтов планирования;
) совершенствование системы учета затрат.
В современной экономике главным стимулом для
развития предприятий является получение высокой прибыли. Величина прибыли
зависит в первую очередь от установленной цены на реализуемую продукцию. В этих
условиях главным направлением в управлении предприятием является разработка
правильной политики по ценообразованию и принятие на ее основе экономически
обоснованных управленческих решений.
Средством для обоснования принимаемых решений
может и должен служить современный механизм, к сожалению редко применяемый в
практике предприятий, - система «директ-костинг» и связанная с ним взаимосвязь
объема производства, себестоимости и прибыли. Итак, основное решение в
деятельности любого предприятия на современном этапе развития экономики - это
решение об установлении цены на продукцию, которая в конечном итоге
обеспечивала бы его безубыточную деятельность.
Примером выступает деятельность рассматриваемого
предприятия ООО «Электрик Макс». Проведенный анализ показал, что реализация
приборов и оборудования прибыльна, а оптовой торговли бытовыми электротоварами,
радио- и телеаппаратурой приводит к убытку.
Следовательно, при установлении цены,
превышающей цену безубыточной реализации, предприятие будет получать прибыль.
Заключение
Ряд российских предприятий в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности включают в понятие «управленческий
учет» подготовку финансовой отчетности для управляющей компании, акционеров,
кредиторов, органов государственного и налогового регулирования.
Важной тенденцией в процессе формирования
современной системы управленческого учета является то, что роль управленческого
учета в его традиционном понятии как учета затрат снижается, а представления о
регламентации управленческих решений и месте управленческого учета меняются.
Анализ безубыточности ООО «Электрик Макс» по двум произведенным товарам:
приборы и оборудование и оптовой торговли бытовыми электротоварами, радио- и
телеаппаратурой показал, что точка безубыточности при уровне показателей 2013
года достигается при объеме реализации приборов и оборудования равном 666 шт.
По оптовой торговле бытовыми электротоварами,
радио- и телеаппаратурой безубыточный объем реализации составляет 346 шт.
Первый показатель, достигнутый в данном году выше объема безубыточности, а
второй ниже.
Положительное значение показателя маржинального
запаса прочности приборов и оборудования- это знак того, что предприятие может
снизить объем реализации на 2,2%. Отрицательное значение показателя
маржинального запаса прочности по оптовой торговле бытовыми электротоварами,
радио- и телеаппаратурой означает, что предприятие может повысить объем
реализации на 53 %, при этом продолжая получать прибыль. Показатель
производственного левериджа свидетельствует о том, что изменение выручки от
продаж на 1% приведет к увеличению прибыли на 2,5%.