Безработица и ее влияние на экономику
РЕФЕРАТ
Объект исследования - общественные отношения в сфере организации
занятости населения и противодействия безработице.
Предмет исследования - нормативные правовые акты, научные исследования,
учебные материалы и материалы периодической печати, посвященные проблематике
безработицы и государственной политики занятости.
Цель исследования - изучить безработицу и ее влияние на экономику.
При выполнении работы использованы методы анализа и синтеза.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:
исследовать понятие и формы занятости;
дать определение безработицы и охарактеризовать ее виды;
выяснить роль безработицы в механизме рыночной экономики;
показать взаимосвязь инфляции и безработицы;
проанализировать социально-экономические последствия безработицы;
рассмотреть меры борьбы с безработицей.
Элементами научной новизны полученных результатов является использование
актуальной на момент написания нормативной правовой и статистической базы.
Областью возможного практического применения является использование
материала исследования для ознакомления с проблемами обеспечения занятости и
противодействия безработице.
Автор подтверждает, что приведенный в работе материал правильно и
объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из
литературных и других источников теоретические, методологические и методические
положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
Поскольку в экономике субъектом являются люди и их различные объединения
(предприятия, корпорации, общества и т. п.), то неравновесность и
нестабильность экономики непосредственно сказываются на них. Это превращает
обычно экономическую нестабильность также и в социальную. Одним из ее острых
проявлений является проблема занятости и безработицы.
Для общества на уровне макроэкономики важно обеспечить полную занятость
населения. Самому этому понятию ближе всего следующее толкование: полная
занятость - это такой тип занятости, когда все желающие трудиться имеют работу
с полной продолжительностью рабочего дня и полной заработной платой.
В западной литературе принято несколько иное понимание полной занятости.
Там считается, что если часть трудоспособных не занята, но в то же время есть
свободные рабочие места, то такое состояние можно считать полной занятостью.
Иными словами, полная занятость - это такой ее уровень, когда количество ищущих
работу равно числу свободных рабочих мест.
Однако кроме полной занятости в реальности существует и неполная
занятость. Это такой тип занятости, при котором осуществляемая субъектом
деятельность не занимает все его рабочее время, а оставляет определенную часть
свободной, незанятой.
Неспособность рынка труда при несовершенном его виде самостоятельно,
автоматически саморегулироваться вызывает необходимость его регулирования. Субъектом
таких действий становится государство.
Наряду с занятостью в жизни существует и незанятость. Она может быть двух
основных видов: добровольная и вынужденная. В свою очередь вынужденная
незанятость также различается: скажем, одно дело, если человек потерял
трудоспособность в результате болезни и вынужден не работать, и совсем другое,
если трудоспособность есть, а гражданин не имеет работы. Принято считать, что к
безработным относятся временно не занятые, имеющие следующие основные признаки:
трудоспособный возраст; наличие трудоспособности; вынужденная незанятость;
наличие желания трудиться; отсутствие подходящей работы; регистрация в
Государственной службе занятости.
Таким образом, безработица представляет собой особое состояние экономики,
когда определенная часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет
работы и становится вынужденно не занятой, избыточной.
Основные причины безработицы по-разному трактуются разными направлениями
экономической теории. Вот уже второе столетие такие социально-экономические
бедствия, как массовая безработица и гиперинфляция, являются центральной
проблемой экономической науки. Именно проблемам безработицы и будет посвящено
данное исследование.
Объект исследования - общественные отношения в сфере организации занятости
населения и противодействия безработице.
Предмет исследования - нормативные правовые акты, научные исследования,
учебные материалы и материалы периодической печати, посвященные проблематике
безработицы и государственной политики занятости.
Цель исследования - изучить безработицу и ее влияние на экономику.
Для достижения названной цели в исследовании будут решены следующие
задачи:
исследовать понятие и формы занятости;
дать определение безработицы и охарактеризовать ее виды;
выяснить роль безработицы в механизме рыночной экономики;
показать взаимосвязь инфляции и безработицы;
проанализировать социально-экономические последствия безработицы;
рассмотреть меры борьбы с безработицей.
Основой для выполнения работы стала нормативная правовая база Республики
Беларусь, существующая научная и учебная литература и материалы периодической
печати белорусских и российских авторов.
В данном исследовании применялись следующие методы: сравнение, обобщение,
анализ, синтез, индукция, дедукция и другие.
Структурно изложение материала представлено в виде содержания, введения,
основной части в виде трех глав, заключения и списка использованных источников.
К работе имеются приложения.
Оформление работы выполнено согласно действующих рекомендаций [15] и
соответствующих стандартов [4].
ГЛАВА 1. Причины, сущность и формы безработицы
1.1 Понятие занятости и безработицы
Н.И. Базылев
отмечает, что Последствия экономических спадов производства проявляются не
только через инфляцию, они непосредственно вмешиваются в жизненный цикл рабочей
силы. Если в случае с инфляцией цикличность экономического развития деформирует
рабочую силу через снижение жизненного уровня, порождая безработицу, она, можно
сказать, физически перекраивает ее [3, с. 79]
Поскольку в экономике субъектом являются люди и их различные объединения
(предприятия, корпорации, общества и т. п.), то неравновесность и
нестабильность экономики непосредственно сказываются на них. Это превращает
обычно экономическую нестабильность также и в социальную. Одним из ее острых
проявлений является проблема занятости и безработицы [14, с. 123].
В результате функционирования экономики происходит формирование
определенного уровня и структуры занятости населения.
М. И. Плотницкий дает следующее определение: « Занятость населения это экономические
отношения, характеризующие взаимосвязи между людьми по поводу участия в
хозяйственной деятельности, не нарушающие существующее законодательство и
преследующие удовлетворение личных и общественных потребностей. Занятость
показывает, насколько трудоспособное население обеспечено рабочими местами» [23,
с. 159].
Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З (в редакции Закона
Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З «О занятости населения
Республики Беларусь» (далее - Закон о занятости) дает следующее нормативное
определение: «занятость - деятельность граждан Республики Беларусь (далее -
граждане), связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не
противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение
за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной
собственности) (далее - заработок)» (ст. 1 Закона о занятости) [17].
В.Д. Бычинская справедливо полагает, что занятость можно рассматривать с количественной и
качественной стороны [5, с. 50]. Ситуация, при которой каждому желающему и
способному трудиться предоставляется возможность заниматься каким-либо видом
общественно-полезной деятельности, называется полной занятостью. Качественный
аспект занятости характеризует эффективная занятость. Она предполагает такое
распределение трудовых ресурсов, при котором обеспечивается наиболыший прирост
валового внутреннего продукта (далее - ВВП). Оптимальное сочетание полной и
эффективной занятости называют рациональной занятостью [5, с. 51].
Трудоспособные граждане, не занятые в народном хозяйстве, попадают в
разряд безработных.
По мнению Н. М. Зубко под безработицей следует понимать «такое положение
на рынке рабочей силы, при котором часть трудоспособного населения не может или
не желает продать свою рабочую силу и в итоге остается без работы» [11, с.
242].
В. Д. Бычинская отмечате, что под безработицей «понимается превышение предложения труда над
спросом на труд» [5, с. 51].
Принято считать, что к безработным относятся временно не занятые, имеющие
следующие основные признаки:
трудоспособный возраст;
наличие трудоспособности;
вынужденная незанятость;
наличие желания трудиться;
отсутствие подходящей работы;
регистрация в Государственной службе занятости [14, с. 129].
Один из перечисленных признаков - отсутствие подходящей работы -требует
специальных пояснений. Согласно Конвенции № 44 Международной организации труда
(МОТ), подходящей работой считается такая работа, которая соответствует
профессии работника, месту его проживания, а также по условиям труда и
заработной платы не уступает прежней работе [7, с. 93].
Согласно ст. 1 Закона о занятости «безработица - явление в экономике, при
котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях
трудового, гражданско-правового договоров или заниматься предпринимательской
деятельностью, деятельностью по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма,
ремесленной деятельностью, не может применить свою рабочую силу; безработный -
трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован
в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского
исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной
защите городского, районного исполнительного комитета (далее орган по труду,
занятости и социальной защите) в целях поиска подходящей работы, ищет работу и
готов приступить к ней» [17].
Таким образом, безработица представляет собой особое состояние экономики,
когда определенная часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет
работы и становится вынужденно не занятой, избыточной.
1.2 Формы, виды и причины безработицы
Основные причины безработицы по-разному трактуются разными направлениями
экономической теории (рисунок 1.1).
Экономисты выделяют три основных вида безработицы: фрикционную,
структурную и циклическую.
занятость
эффективность безработица экономический
Рисунок 1.1 - Безработица
Н.М. Зубко
отмечает, что к экономическим причинам возникновения безработицы относятся:
высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или
профсоюз. Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы
определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и
дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода
времени, с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей
рабочую силу, и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое
сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки
рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет
непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технический прогресс
и повышение технического оснащения производства есть одна из причин роста
безработицы в современных условиях [11, с. 243];
низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель
(работодатель). В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать
за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение
определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории
безработных;
отсутствие стоимости, а соответственно, и цены рабочей силы. В обществе
всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по
причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы
настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее
приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.п. Данная
категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и
попадает в разряд застойных безработных [11, с. 243].
Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является
нарушение равновесия на рынке рабочей силы, которое особенно усиливается в
периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.
Фрикционная безработица порождается постоянным перемещением населения по
регионам, видов деятельности. Такая безработица носит добровольный характер,
является кратковременной, а ее носители имеют готовые навыки к труду, которые
можно продать на рынке труда.
Структурная безработица возникает в связи с технологическими новшествами
в производстве, которые порождают сдвиги в структуре спроса на рабочую силу. По
этой причине такую безработицу также называют технологической. Под влиянием
технологических изменений спрос на некоторые виды профессий прекращается и
работодатели ищут специалистов с новыми профессиями. Безработица носит
вынужденный характер, является сравнительно долговременной, у её носителей не
имеется готовых навыков к труду без дополнительной переподготовки [5, с. 51].
На величину структурной безработицы также влияет территориальное
распределение рабочей силы, в результате чего в отдельных регионах может
накапливаться незанятое население.
Фрикционная и структурная безработица называются также естественной безработицей.
Она характеризует резерв рабочей силы, способной совершать межотраслевые и
межрегиональные перемещения по требованию производства. Естественная
безработица - это доля безработных, которая соответствует целесообразному
уровню полной занятости в экономике, т.е. потенциальному ВВП.
Уровень естественной безработицы определяется рядом факторов:
величиной минимальной заработной платы: чем она ниже, тем больше сроки
поиска работы молодежью, работниками которые ищут работу с более высокой
заработной платой;
уровнем социального страхования по безработице;
авторитетом профсоюзов;
склонностью людей к трудовой деятельности;
величиной налогов;
средней величиной фактической безработицы: увеличение безработицы в
периоды спада производства завершается возвращением её не к исходному, а к
более высокому уровню («ржавление» человеческого капитала, разная рыночная
власть работающих и безработных. Безработные не участвуют в переговорах об
условиях труда и о ставке заработной платы, а работающие заинтересованы, чтобы
увеличение спроса на труд в фазе подъема трансформировать в повышение ставки
заработной платы, а не в рост занятости) [5, с. 51].
Для определения уровня естественной безработицы используется средняя
величина фактической безработицы за длительный период, что сглаживает
циклические колебания экономики. Естественный уровень безработицы (NAIRU) также
определяется средним фактическим уровнем безработицы за предыдущие десять или
более лет и прогнозными оценками последующих десяти лет с учетом динамики
ожидаемого уровня инфляции. NAIRU (Non-Accelerating-lnflation Rate of
Unemployment) фиксирует внимание на том, что этот устойчивый уровень
безработицы стабилизирует инфляцию. Тенденция к увеличению естественного уровня
безработицы в долгосрочном периоде связана с увеличением доли молодежи, женщин
в составе рабочей силы и частотой структурных сдвигов в экономике [5, с. 52].
Циклическая безработица связана с колебаниями экономической конъюктуры по
фазам экономического цикла. Носит вынужденный характер. Уровень циклической
безработицы определяется как разность между фактическим и и естественным u* уровнем безработицы:
uч = u - u*. (1.1)
Безработным является человек трудоспособного возраста, не имеющий работы
к моменту проведения статистического обследования, активно её ищущий и готовый
приступить к работе немедленно. Совокупность занятых и безработных образует
рабочую силу. Лица, не имеющие работы и активно ее не ищущие, считаются
выбывшими из состава рабочей силы. В состав рабочей силы не включаются лица,
находящиеся длительное время в институциональных учреждениях (психиатрических
больницах, тюрьмах и т.д.). Уровень безработицы определяется как соотношение
численности безработных и численности рабочей силы или как соотношение доли
занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных,
ежемесячно находящих работу.
Обозначим трудоспособное население Т, число работающих - 3, а число
безработных - Н. Таким образом, трудоспособное население, или совокупная
рабочая сила, представляет собой сумму числа работающих и безработных.
Т = 3 + Н. (1.2)
Уровень безработицы определяется процентом безработной части рабочей
силы.
Уровень безработицы = (Н/Т) 100 %. (1.3)
Если рынок труда находится в устойчивом состоянии, то уровень безработицы
не меняется, а число нанятых на работу равно числу уволенных с работы. Уровень
естественной безработицы зависит от показателей трудоустройства и увольнения.
Следовательно, экономическая политика, которая имеет своей целью снижение
естественного уровня безработицы, должна содействовать либо уменьшению уровня
увольнения, либо увеличению уровня трудоустройства.
В зависимости от избранных критериев также выделяют следующие виды
безработицы:
по продолжительности существования - краткосрочную и долгосрочную,
по характеру проявления - открытую, учитываемую официальной статистикой,
и скрытую, характеризующуюся наличием в производстве излишних работников;
по степени охвата различных групп населения - основную безработицу лиц
трудоспособного возраста, молодежную и остаточную, охватывающую работников с
ограниченной трудоспособностью и лиц предпенсионного и пенсионного возраста [5,
с. 53].
Циклическая безработица свидетельствует о неполном использовании
производственных ресурсов, в результате чего фактический объем производства Yf
ниже потенциального Y*. Если фактический уровень ВВП равен потенциальному,
естественный уровень безработицы равен фактическому. Следовательно, чем ниже
фактический ВВП по сравнению с потенциальным, тем больше циклическая
безработица.
Разность между потенциальным ВВП и фактическим образует конъюктурный
разрыв (разрыв ВВП). На основе эмпирических исследований А. Оукен обнаружил
устойчивую связь между величиной циклической безработицы и разрывом ВВП:
(Y*-Yf)/Y* =γ(u-u*) или (Yf-Y*)= -γ(u-u*), (1.4)
Где γ- число (параметр) Оукена,
составляющий около 2-3 %.
Закон Оукена гласит: если циклическая безработица увеличилась на 1 %, то
факгический ВВП отстает от потенциального на γ %. Или каждое увеличение безработицы
на один процент сверх естественной сокращает ВВП на γ %. Если фактический уровень
безработицы не изменяется по отношению к показателям предыдущего года, то темп
роста реального ВВП близок к 2-3 % и он обусловлен приростом населения,
накоплением капитала, достижениями НТП [5, с. 53].
Т. А. Агапова
отмечает, что «полная занятость ресурсов предполагает поддержание доли
незагруженных производственных мощностей на уровне 10- 20 %% от их общего
объема и естественного уровня безработицы в размере 5,5-6,5 %% от общей
численности рабочей силы. Эти показатели могут варьироваться по различным
странам, но во всех случаях полная занятость ресурсов исключает их
стопроцентное использование» [1, с. 44].
1.3 Социально-экономические последствия безработицы и
государственная политика занятости
Анализ форм безработицы показывает, что циклическую безработицу следует
рассматривать как крайне негативное явление. Она порождает крайне серьезные
издержки как для общества в целом, так и для отдельных его граждан. Для
индивида - это снижение благосостояния, потеря квалификации, самоуважения, рост
заболеваемости, другие [5, с. 53].
Наличие безработных для общества означает, что в полной мере не
используются не только труд, но и другие факторы производства и объем
национального производства становится меньше. Происходит «ржавление»
человеческого капитала, порождаются серьезные нравственно-психологические,
социальные и политические проблемы. Безработица - «наиболее значительный порок
общества, порождающий множество других пороков» (Дж. Кейнс) [12, с. 98], и
борьба с безработицей является приоритетной задачей макроэкономической
политики.
Безработица несет с собой многие негативные последствия (издержки).
Во-первых, в связи с отвержением от производства определенной части
работников потенциально возможный выпуск продукции общество безвозвратно
теряет. Отставание реального ВНП от потенциального его объема характеризует эти
потери. Так, на схеме (рисунок 1.2) видно, что при увеличении уровня
безработицы с U1 до U2 реальный национальный доход падает с V1 до V2.
Рисунок 1.2 - Кривая Оукена
Во-вторых, большие экономические потери терпят те граждане, которые
оказываются отверженными экономикой и становятся безработными.
В-третьих, безработица, особенно циклическая, - не только экономическое
бедствие, но и социальное. Выброшенность человека «за борт» часто ведет к
потере квалификации, моральных устоев, деградации личности, увеличению
беспорядков и преступности, к росту смертности людей.
Регулирование рынка труда имеет большое социально-экономическое и
политическое значение и составляет особую заботу государства. Задача
государства - удержать безработицу на естественном уровне, что означает
Достижение полной занятости [5, с. 55].
Борьба с безработицей за счет инфляции не может давать желаемых
результатов, т.к. вслед за инфляцией ухудшится состояние платежного баланса,
упадет конкуренция, замедлятся темпы экономического роста.
Государственная политика в области занятости должна строиться, прежде
всего, исходя из определения типа безработицы. Государство должно бороться в
первую очередь с циклической безработицей.
Для снижения безработицы целесообразно использование любых инфляционно
безопасных методов: снижение налоговых ставок на бизнес; совершенствование
системы информации о свободных рабочих местах; создание и улучшение деятельности
бирж труда; развитие системы переподготовки кадров; создание условий для
развития малого и среднего бизнеса; разработка новых целевых программ
трудоустройства молодежи, женщин и работников реструктурируемых отраслей [5, с.
56].
Таким образом, в отношении безработицы государство проводит определенную
политику: социальную, макроэкономическую и политику в сфере занятости.
Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и
бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Меры, с помощью которых
государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две
группы: активные и пассивные. Активные меры нацелены на создание дополнительных
рабочих мест, организацию системы образования и переквалификации, регулирование
мобильности кадров, осуществление программ общественных работ, создание рабочих
мест для молодежи, стимулирование самостоятельной занятости населения,
содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса. Пассивная политика занятости
включает создание системы социального страхования и материальной помощи
безработным: выплата пособий по безработице, создание системы материальной
помощи по обеспечению прожиточного минимума [5, с. 56].
Завершая выполнения первой главы, отметим следующее.
. Достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых
целей макроэкономической политики, так как численность занятых экономической
деятельностью существенно влияет на макроэкономическое равновесие и
экономический рост в экономике. Полная занятость может наблюдаться и при наличии
безработицы. Такой уровень безработицы называется естественным. Реальный объем
национального продукта, произведенного при естественном уровне безработицы,
называется производственным потенциалом страны.
. Безработица - это социально-экономическое явление,
свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не
находит применения своим умственным и физическим способностям в силу причин, не
зависящих от них. К безработным, по решению Международной организации труда,
относят лиц, достигших трудоспособного возраста, которые на момент учета были
без работы, но готовы немедленно приступить к работе и ищут ее.
. Безработица может принимать самые разнообразные формы. Это
зависит от влияния НТП, неравномерности естественного прироста населения и
других факторов. Выделяют следующие виды безработицы: фрикционную, структурную,
циклическую. Показатель безработицы рассчитан как отношение официально
зарегистрированных безработных к экономически активному населению (занятые плюс
безработные).
ГЛАВА 2. Особенности безработицы экономике в
РеспубликЕ Беларусь
Для анализа рынка труда в экономике Республики Беларусь используем данные
Национального банка Республики Беларусь, представленные следующими источниками:
. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики
Беларусь (2008 г.) [20].
. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики
Беларусь (2009 г.) [21].
. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики
Беларусь (2010 г.) [22].
Макроэкономическая ситуация в 2008 году в сравнении с 2007 годом, как
свидетельствуют данные официальной статистики и результаты опроса предприятий,
проводимого Национальным банком, характеризовалась продолжением экономического
роста, увеличением реальных денежных доходов и занятости населения, объемов
внешней торговли и профицитом консолидированного бюджета при более высокой
инфляции. Ускорение инфляционных процессов было обусловлено ростом цен на
энергоносители и другие импортируемые товары, увеличением бюджетных расходов и
объемов кредитования физических и юридических лиц. Существенное влияние на
динамику потребительских цен в 2008 году также оказало государственное
регулирование цен и тарифов [20, с. 5]. Объем валового внутреннего продукта, по
оценке, в 2008 году составил 128,8 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых
ценах к уровню 2007 года на 10 процентов (прогноз на год - рост на 8-9
процентов) [20, с. 5].
Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 28,1
процента, торговли и общественного питания - 10,6 процента, строительства -9,4
процента, сельского хозяйства - 8,4 процента, транспорта и связи - 8 процентов.
Энергоемкость ВВП в январе-ноябре 2008 г. снизилась на 8,3 процента (прогноз на
год - снижение на 7-8 процентов).
Рост валового внутреннего продукта был обеспечен расширением как
внутреннего, так и внешнего спроса (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Объем промышленного производства в 2008 году вырос по сравнению с 2007
годом на 10,8 процента. Производство потребительских товаров увеличилось на
12,1 процента, в том числе продовольственных товаров - на 13,1 процента,
непродовольственных - на 11,6 процента. Наиболее высокие темпы прироста объемов
выпуска имели место в топливной промышленности (11,1 процента), машиностроении
и металлообработке и промышленности строительных материалов (по 10,2 процента),
а наименьшие - в легкой промышленности (0,7 процента) [20, с. 5].
Численность безработных, официально зарегистрированных в органах
государственной службы занятости, на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс.
человек и снизилась по сравнению с началом 2008 года на 6,8 тыс. человек, или
на 15,4 процента. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,8 процента
от экономически активного населения (на конец декабря 2007 г. - 1 процент). В
режиме вынужденной неполной занятости в январе-ноябре 2008 г. работало 87,9
тыс. человек, что эквивалентно дополнительной численности безработных в
количестве 3,4 тыс. человек (в январе-ноябре 2007 г. - 5,4 тыс. человек) [20,
с. 7].
Численность занятых в экономике в январе-ноябре 2008 г. увеличилась по
сравнению с январем-ноябрем 2007 г. на 0,6 процента [20, с. 7].
Макроэкономическая ситуация в 2009 году по сравнению с 2008 годом, как
свидетельствуют данные официальной статистики и результаты опроса предприятий,
проводимого Национальным банком, характеризовалась снижением деловой и
инвестиционной активности, замедлением темпов роста денежных доходов населения,
ухудшением внешнеторгового баланса и увеличением внешнего долга страны на фоне
замедления инфляционных процессов.
Экономическое положение многих предприятий в 2009 году было хуже, чем в
2008 году. Так, уровень физических объемов производства и реализации, загрузки
производственных мощностей, спроса, физических объемов заказов на внешнем и
внутреннем рынках, чистой прибыли, остатков денежных средств был ниже уровня
2008 года. Кроме того, в 2009 году по сравнению с 2008 годом отмечен более
высокий уровень просроченной кредиторской и дебиторской задолженности [21, с.
5].
В 2009 году по сравнению с 2008 годом усилилось влияние на хозяйственную
деятельность предприятий спроса, изменений обменного курса белорусского рубля,
рисков предприятий (прежде всего, экономических), условий кредитования, а также
просроченной дебиторской задолженности и обеспеченности оборотными средствами.
При этом во второй половине 2009 года обозначились определенные позитивные
тенденции в динамике ряда экономических индикаторов, прежде всего, в части
внешнего спроса и внешнеторгового баланса, финансового состояния предприятий,
ожиданий субъектов хозяйствования [21, с. 5].
Большинство установленных уровней важнейших параметров прогноза
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год не выполнено,
что в значительной мере обусловлено негативным воздействием мирового
финансово-экономического кризиса на экономику страны. Объем валового
внутреннего продукта в 2009 году составил 136,8 трлн. рублей и увеличился в
сопоставимых ценах к уровню 2008 года на 0,2 процента (прогноз на год - рост на
10 - 12 процентов). Впервые, начиная с марта 1999 г., зафиксировано снижение
реального ВВП в августе, сентябре, октябре и ноябре 2009 г. в исчислении период
к периоду.
Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 25,3
процента, строительства - 10,7 процента, торговли и общественного питания -10,7
процента, транспорта и связи - 8,9 процента, сельского хозяйства - 7,8 процента
[21, с. 5].
Энергоемкость ВВП в январе-ноябре 2009 г. снизилась на 5,1 процента
(прогноз на год - снижение на 7 - 8 процентов) [21, с. 5].
Снижение темпов роста валового внутреннего продукта было обусловлено
замедлением темпов роста внешнего и внутреннего спроса.
Численность безработных, официально зарегистрированных в органах
государственной службы занятости, на конец декабря 2009 г. составила 40,3 тыс.
человек и увеличилась по сравнению с началом 2009 года на 3 тыс. человек, или
на 8 процентов. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9 процента от
экономически активного населения (на конец декабря 2008 г. - 0,8 процента). В
режиме вынужденной неполной занятости в январе-ноябре 2009 г. работало 336 тыс.
человек, то есть 9,5 процента среднемесячной численности (в январе-ноябре 2008
г. - 2,5 процента). В ноябре 2009 г. по сравнению с октябрем 2009 г.
численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей
(днем), уменьшилась на 32,5 процента и составила 44,1 тыс. человек, а
численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе
нанимателя, уменьшилась на 1,1 процента и составила 29 тыс. человек [21, с. 7].
Численность занятых в экономике в январе-ноябре 2009 г. по сравнению с
январем-ноябрем 2008 г. увеличилась на 0,1 процента [21, с. 7].
Макроэкономическая ситуация в 2010 году по сравнению с 2009 годом, как
свидетельствуют данные официальной статистики и результаты опроса предприятий,
проводимого Национальным банком, характеризовалась ускорением темпов роста
объемов производства, доходов населения, потребления и инвестиций.
В 2010 году по сравнению с 2009 годом предприятиями-участниками
мониторинга отмечены позитивные изменения по большинству показателей их
финансово-хозяйственной деятельности, в том числе в части фактических и
ожидаемых объемов производства и реализации, заказов на внешнем и внутреннем
рынках, загрузки производственных мощностей, экономической конъюнктуры и
положения субъектов хозяйствования. Снизилась степень влияния на хозяйственную
деятельность рисков предприятий (прежде всего, экономических), изменения
обменного курса белорусского рубля, условий кредитования [22, с. 5].
Вместе с тем большинство уровней важнейших параметров прогноза
социально-экономического развития Республики Беларусь находились ниже
установленных параметров на 2010 год (ПРИЛОЖЕНИЕ В), что в значительной мере
обусловлено сохранением негативного воздействия внешних шоков, связанных с
повышением цен на энергоносители, и мирового финансово-экономического кризиса
на экономику страны.
Объем валового внутреннего продукта в 2010 году составил 163 трлн. рублей
и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2009 года на 7,6 процента (прогноз
на год -рост на 11 - 13 процентов) [22, с. 5].
Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 26,8
процента, торговли и общественного питания - 11,1 процента, строительства - 11
процентов, транспорта и связи - 9,5 процента, сельского хозяйства - 7,5
процента [22, с. 5].
Энергоемкость ВВП в январе-ноябре 2010 г. снизилась на 1,1 процента
(прогноз на год - снижение на 8 - 10 процентов) [22, с. 5].
Увеличение темпов роста валового внутреннего продукта было обусловлено
повышением внешнего и внутреннего спроса.
В 2010 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием
в трудоустройстве обратилось 310,5 тыс. человек (98,6 процента к
соответствующему периоду 2009 года), из них зарегистрированы безработными 192,3
тыс. человек (97,1 процента) [24].
Рынок труда наиболее массовых профессий по Республике Беларусь
представлен в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).
Реализация активных мер политики занятости в Республике Беларусь
представлен в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).
В рамках реализации Плана мероприятий на 2010 год по выполнению
Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на
2009-2010 годы в январе-ноябре 2010 г. [13] достигнуты следующие результаты:
обеспечено трудоустройство на новые рабочие места, созданные
республиканскими и местными органами государственного управления, 167,9 тыс.
человек;
оказано содействие в трудоустройстве на постоянную работу 191,0 тыс.
человек, из них 126,8 тыс. - безработных;
направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение
квалификации 23,4 тыс. безработных;
трудоустроено 1,6 тыс. безработных из числа выпускников высших учебных
заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического,
среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение
по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные
рабочие места в рамках «Молодежной практики»;
организована адаптация к трудовой деятельности 490 инвалидов;
профинансированы и компенсированы нанимателям затраты на приобретение
специализированного оборудования для создания 125 рабочих мест и
трудоустройства инвалидов;
оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2,7 тыс.
безработным;
на новое место жительства и работы переселено 365 семей безработных;
в оплачиваемых общественных работах приняли участие 92,6 тыс. человек, в
том числе 47,0 тыс. безработных;
в свободное от учебы время организована трудовая занятость для 31,8 тысяч
человек из числа студенческой и учащейся молодежи [24].
В сельской местности обеспечено создание рабочих мест для трудоустройства
19,9 тыс. человек, в том числе 1008 - в агрогородках.
Особое внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в
малых и средних городских поселениях (далее - малые города). За 2010 г. в них
создано 29,2 тыс. рабочих мест [24].
В целях обеспечения занятости населения в малых городах органами по
труду, занятости и социальной защите гор(рай)исполкомов в рамках
Государственной программы: оказано содействие в трудоустройстве на постоянное
место работы 50,6 тыс. чел, в том числе 32,5 тыс. безработным, направлено на
профессиональное обучение 4,7 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в
организации предпринимательской деятельности 742 безработным, в оплачиваемых
общественных работах приняли участие 27,6 тыс. человек, в том числе 12,3 тыс.
безработных [24].
В результате принятых мер в малых городах республики количество
безработных по сравнению с началом года уменьшилось на 1238 человек (с 7558
человек на 1.01.2010 до 6321 на 1.12.2010), или на 16,4 процента, количество
вакансий увеличилось с 6,1 тыс. до 9,2 тыс. рабочих мест, или на 50,8 процента.
Напряженность на рынке труда малых городов сократилась с 1,2 безработного на
вакансию на 1.01.2010 (по республике 1,2) до 0,7 на 1.12.2010 (по республике
0,7). Этот показатель варьируется от 1,1 Витебской областях до 0,4 в Минской [24].
В течение 2010 года отмечался рост вакансий, заявленных в органы по
труду, занятости и социальной защите, и на конец 2010 г. число вакансий
составило 52,2 свободных рабочих места. На конец ноября на одну заявленную
вакансию условно приходилось 0,7 безработных (на конец 2009 г. - 1,1
безработных). Из общего числа вакансий 78,0 процентов предназначены для
трудоустройства рабочих [24].
Уровень безработицы составлял 0,7 процента к численности экономически
активного населения (задание Программы - 1,2 -1,5 процента) [24].
По данным Белстата, численность занятых в экономике республики в 2010 г.
составила 4648,6 тыс. человек при прогнозе на конец 2010 года 4740 тыс. человек
[24].
Обобщив и подытожив материалы второй главы, можно прийти к следующим
выводам.
. Численность безработных, официально зарегистрированных в органах
государственной службы занятости, на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс.
человек и снизилась по сравнению с началом 2008 года на 6,8 тыс. человек, или
на 15,4 процента. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,8 процента
от экономически активного населения (на конец декабря 2007 г. - 1 процент).
Численность безработных, официально зарегистрированных в органах государственной
службы занятости, на конец декабря 2009 г. составила 40,3 тыс. человек и
увеличилась по сравнению с началом 2009 года на 3 тыс. человек, или на 8
процентов. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9 процента от
экономически активного населения. В 2010 г. в органы по труду, занятости и
социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 310,5 тыс.
человек (98,6 процента к соответствующему периоду 2009 года), из них
зарегистрированы безработными 192,3 тыс. человек (97,1 процента).
. Обобщив приведенные выше статистические материалы, можно
установить, что сегодня в Республике Беларусь не наблюдается массовой
безработицы, поскольку в стране создана достаточно эффективно действующая
система обеспечения занятости, в том числе, путем обеспечения самозанятости.
ГЛАВА 3. Пути преодоления безработицы в
Республике Беларусь
.1 Основные направления политики занятости в
Республике Беларусь на современном этапе
На основе Закона о занятости принципами государственной политики в
области занятости в Республике Беларусь признаны:
обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным
гражданам Республики Беларусь;
обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к
производительному и творческому труду;
принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной
трудоспособностью;
участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости
при взаимодействии с государственными органами;
международное сотрудничество в решении проблем занятости [17].
В соответствии с основными принципами разработана и одобрена
правительством Республики Беларусь Программа занятости населения, направленная
на практическую реализацию политики занятости [2, с. 639]. Главной целью
Программы провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной
занятости граждан Республики Беларусь. Осуществление этой цели предусматривает
решение следующих задач: оказание материальной помощи в трудоустройстве
граждан; материальная поддержка незанятого населения; профессиональная
подготовка и переподготовка незанятого населения; бронирование, квотирование и
создание рабочих мест на действующих предприятиях для граждан, не способных на
равных конкурировать на рынке труда; содействие предпринимательству и
самозанятости как источникам создания новых рабочих мест; развитие
республиканской службы занятости, обеспечивающей компьютеризованный учет спроса
и предложения рабочей силы в разрезе категорий граждан.
Программа занятости конкретизируется по годам. Основные ее ориентиры
исходят из реальных явлений, происходящих в сфере занятости населения
Республики Беларусь. В связи с этим Программой предусмотрено:
реальное оказание помощи в трудоустройстве;
направление на подготовку и переподготовку с выплатой стипендий;
оказание материальной помощи по безработице [16, с. 64].
Кроме того, для трудоустройства лиц, не способных конкурировать на равных
на рынке труда (инвалиды, молодежь и т. п.), Программа предусматривает создание
на предприятиях и в организациях рабочих мест с частичной компенсацией затрат
из средств государственной службы занятости, а также образование
специализированных малых предприятий для инвалидов и молодежи при службе
занятости.
На основе Государственной программы занятости местные органы власти
разрабатывают региональные программы. Начиная с 1998 г., в республике
разрабатываются отраслевые и региональные программы создания новых рабочих мест
[9, с. 6].
Финансовой основой осуществления мер по регулированию занятости в
Республике Беларусь являются ресурсы Государственного фонда содействия
занятости. Они используются для выплаты пособий по безработице и проведения
мероприятий по содействию занятости.
В соответствии с действующим законодательством все субъекты
хозяйствования уплачивают в государственный фонд содействия занятости 1% от
фонда оплаты труда (ст. 1 постановления Верховного Совета Республики Беларусь
от 23 декабря 1991 г. № 1341-XІІ (в редакции Закона Республики Беларусь от 31
января 2000 г. № 368-З) «О размере отчислений в Государственный фонд содействия
занятости») [19].
Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование рынка труда в
республике, включает:
законы и постановления парламента;
указы и распоряжения Главы государства;
постановления Правительства;
приказы, инструкции, распоряжения уполномоченных органов государственного
управления.
Данные законодательные акты определяют правовые, экономические,
социальные и организационные основы государственной политики занятости,
оговаривают обязанности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей
по обеспечению занятости, меры их экономической ответственности за нарушения
законодательства о занятости, пути развития инфраструктуры рынка труда и прочее.
По мнению многих ведущих специалистов, принятое Республикой Беларусь
законодательство в области регулирования трудовых отношений в целом
соответствует мировой практике [8, с. 102].
В Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями,
принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004
г., далее - Конституция) [13] четко выражена правовая норма, гарантирующая
гражданам право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и
работы в соответствии с призванием, способностями, образованием,
профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.
В части 2 статьи 41 Конституции Республики Беларусь указано: «Государство
создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не
зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и
повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по
безработице в соответствии с законом» [13].
Также важным правовым фундаметом противодействия безработице и
обеспечения занятости служит действующий Трудовой кодекс Республики Беларусь от
26 июля 1999 г. № 296-З (с изм. и доп., далее - ТК), который применяется в
отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на
территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами
законодательства или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных
договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда
(МОТ), участницей которых является Республика Беларусь [25].
Основным правовым документом, регулирующим вопросы занятости и
безработицы и определяющим деятельность государственных органов, является Закон
о занятости населения, в котором определены правовые, экономические, социальные
и организационные основы регулирования занятости населения Республики Беларусь
в условиях многоукладной рыночной экономики [17].
В республике проводится также активная государственная политика
содействия самостоятельной занятости.
Активно совершенствуется законодательство и правоприменительная практика
в отношении малого бизнеса.
Так, помимо норм Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря
1998 г. № 218-З (с изм. и доп., далее - ГК) [6] сегодня в Республике Беларусь
действует принципиально новый Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. №
148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства», который направлен на
определение правовых и организационных основ поддержки малого и среднего
предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития, и
устанавливает в ст. 2. что основными целями государственной политики в сфере
поддержки малого и среднего предпринимательства являются: создание
благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего
предпринимательства и конкуренции; оказание содействия субъектам малого и
среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров
(выполняемых работ, оказываемых услуг) на рынок Республики Беларусь и рынки
иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего
предпринимательства; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего
предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме
валового внутреннего продукта [18].
Таким образом, наше государство, в лице органов исполнительной и
законодательной власти, сегодня активно проводит комплексную политику
обеспечения занятости и противодействия безработице.
3.2 Пути повышения эффективности
институциональных структур содействия занятости населения в Республике Беларусь
Рынок труда различных социально-экономических систем испытывает
потребность в существовании посредников, которые гражданам помогают найти
подходящее место работы, а нанимателю - работника соответствующей квалификации.
Такими посредниками в Республике Беларусь являются государственные институциональные
структуры содействия занятости - подразделения (управления, отделы) по
занятости органов (комитетов, управлений) по труду, занятости и социальной
защите исполнительных комитетов различных административно-территориальных
уровней.
Именно в эффективном функционировании данных структур может, по мнению И.
А. Ефименко, быть заложены основы качественной реализации политики занятости,
проводимой в Республике Беларусь [10, с. 66].
Совершенствование деятельности структурных подразделений занятости
следует осуществлять в следующих двух направлениях: повышение качества
обслуживания клиентов; формирование единого информационного пространства,
обеспечивающего функционирование рынка труда [10, с. 74].
Одной из функций органов государственной службы занятости является оказание
услуг в сфере трудоустройства и подбора кадров. В роли клиентов выступают
население (безработные и лица, обращающиеся за содействием в трудоустройстве),
юридические лица и индивидуальные предприниматели (потенциальные наниматели).
Следовательно, одним из критериев эффективности деятельности данной структуры
является качество обслуживания. Единое информационное пространство, на наш
взгляд, следует рассматривать как инновационный институт функционирования рынка
труда, который позволит создать новые правила поведения субъектов,
способствующие снижению трансакционных издержек, в частности затрат средств и
времени на поиск и обработку интересующей информации о состоянии указанного
рынка.
Данное информационное пространство включает три ключевых элемента:
информационные ресурсы, основу которых должны составлять базы данных двух
типов. Одна из них отражает спрос на труд со стороны нанимателей и
предназначена для аккумулирования информации об имеющихся вакансиях, другая
содержит информацию о предложении рабочей силы, т.е. о
профессионально-квалификационном составе зарегистрированных безработных и лиц,
обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в
поиске работы;
организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие
единого информационного пространства. Таковыми в Республике Беларусь призваны
стать Комитеты по труду, занятости и социальной защите областных исполнительных
комитетов. Традиционные для отделов занятости управлений по труду, занятости и
социальной защите городских и районных исполнительных комитетов функции (сбор,
обработка, хранение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда)
дополнятся такими, как передача, распространение и информационное сопровождение
ресурса данного вида;
средства информационного взаимодействия клиентов, обеспечивающие
последним доступ к данным о состоянии рынка труда и его конъюнктуре,
специализированные печатные издания (газеты) не только на республиканском, но и
на региональном уровне;. Эффективность функционирования данного информационного
пространства напрямую зависит от степени насыщенности информационного поля
оперативной и достоверной информацией о состоянии рынка труда, а также от
равномерного территориального распределения средств информационного взаимодействия
и их разветвленной структуры [10, с. 75].
Таким образом, подразделения (управления, отделы) занятости органов по
труду, занятости и социальной защите исполнительных комитетов различного уровня
(областного, районного) являются важнейшим институтом рынка труда,
осуществляющим статистический учет безработицы, прогнозирование развития
данного рынка, оказание услуг незанятому населению и подбор кадров для
нанимателей. Кроме того, отделы городских и районных исполкомов выступают в
качестве первичных структур в сфере реализации государственной политики
содействия занятости на региональном и локальном уровнях. Основными критериями
их эффективности являются результативность использования местного целевого
финансирования, охват безработных активными программами и мероприятиями
содействия занятости, востребованность услуг у населения. Оптимизация этих
показателей повысит эффективность работы рассматриваемых подразделений и будет
способствовать активизации государственной политики занятости, в том числе в
региональном аспекте.
Дальнейшее совершенствование деятельности органов по труду, занятости и
социальной защите следует рассматривать в контексте развития
социально-экономической системы Республики Беларусь, т.е. оно должно
соответствовать принципам социально ориентированной рыночной экономики и
бурному развитию инноваций.
В заключение третьей главы хочется отметить следующие существенные
моменты.
. За прошедшие годы в Республике Беларусь проведены системные
преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в
сфере трудовых отношений и занятости, разработаны конституционные гарантии и
законодательное обеспечение рыночных реформ.
. Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь
действует четкая нормативно-правовая база в сфере организации занятости,
учитывающая реалии белорусской экономики. В республике проводится также
активная государственная политика содействия самостоятельной занятости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие
теоретические выводы.
. Достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых
целей макроэкономической политики, так как численность занятых экономической
деятельностью существенно влияет на макроэкономическое равновесие и
экономический рост в экономике. Полная занятость может наблюдаться и при
наличии безработицы. Такой уровень безработицы называется естественным.
Реальный объем национального продукта, произведенного при естественном уровне
безработицы, называется производственным потенциалом страны.
. Безработица - это социально-экономическое явление,
свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не
находит применения своим умственным и физическим способностям в силу причин, не
зависящих от них. К безработным, по решению Международной организации труда,
относят лиц, достигших трудоспособного возраста, которые на момент учета были
без работы, но готовы немедленно приступить к работе и ищут ее.
. Безработица может принимать самые разнообразные формы. Это
зависит от влияния НТП, неравномерности естественного прироста населения и
других факторов. Выделяют следующие виды безработицы: фрикционную, структурную,
циклическую. Показатель безработицы рассчитан как отношение официально
зарегистрированных безработных к экономически активному населению (занятые плюс
безработные).
. Численность безработных, официально зарегистрированных в органах
государственной службы занятости, на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс.
человек и снизилась по сравнению с началом 2008 года на 6,8 тыс. человек, или
на 15,4 процента. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,8 процента
от экономически активного населения (на конец декабря 2007 г. - 1 процент).
Численность безработных, официально зарегистрированных в органах
государственной службы занятости, на конец декабря 2009 г. составила 40,3 тыс.
человек и увеличилась по сравнению с началом 2009 года на 3 тыс. человек, или
на 8 процентов. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9 процента от
экономически активного населения. В 2010 г. в органы по труду, занятости и
социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 310,5 тыс.
человек (98,6 процента к соответствующему периоду 2009 года), из них
зарегистрированы безработными 192,3 тыс. человек (97,1 процента).
. Обобщив приведенные выше статистические материалы, можно
установить, что сегодня в Республике Беларусь не наблюдается массовой
безработицы, поскольку в стране создана достаточно эффективно действующая
система обеспечения занятости, в том числе, путем обеспечения самозанятости.
. За прошедшие годы в Республике Беларусь проведены системные
преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в
сфере трудовых отношений и занятости, разработаны конституционные гарантии и
законодательное обеспечение рыночных реформ. Важнейшие параметры и основные
целевые показатели в этой сфере обосновываются в пятилетних программах и
годовых прогнозах социально-экономического развития страны, в годовых
государственных программах занятости населения.
. Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь
действует четкая нормативно-правовая база в сфере организации занятости,
учитывающая реалии белорусской экономики. В республике проводится также
активная государственная политика содействия самостоятельной занятости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова, Т. А. Макроэкономика :
учебник. - 3-е изд./ Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина [и др.]; под общ. ред. А. В.
Сидоровича. - М. : Дело и Сервис, 2000. - 416 с.
2. Антонова, Н. Б. Государственное
регулирование экономики : учебник / Н. Б. Антонова. - Минск : Экоперспектива,
2002. - 628 с.
3. Базылев, Н. И. Макроэкономика :
учебник / Н. И. Базылев. - Минск : Современная школа, 2007. - 288 с.
4. Библиографическое описание.
Библиографическая ссылка [Текст] : метод, указания / сост. Е. Г. Хохол. -
Барановичи : РИО БарГУ, 2008. - 58[6] с.
5. Бычинская, В. Д. Курс лекций по
макроэкономике : учеб. пособие / В. Д. Бычинская. - Барановичи : БарГУ, 2005. -
188 с.
6. Гражданский кодекс Республики
Беларусь : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ.
19 нояб. 1998 г. : текст Кодекса по состоянию на 1 ноя. 2011 г. - Минск :
Амалфея, 2011. - 319 с.
7. Действующее международное право :
сборник / Сост. Ю .М. Колосов и Э. С. Кривчикова; под общ. ред. Ю. М. Колосова.
- М. : Инфра, 2009. - 893 с.
8. Демчук, М. И. Республика Беларусь :
системные принципы устойчивого развития / М. И. Демчук. - Минск : РИВШ БГУ,
2003. - 216 с.
9. Демчук, М. И. Анализ
государственной программы занятости населения / М. И. Демчук. - Минск : Амалфея,
2007. - 319 с.
10. Ефименко, И. А. Оценка и пути
повышения эффективности институциональных структур содействия занятости
населения в Республике Беларусь И. А. Ефименко Экономический бюллетень НИЭИ
Министерства экономики Республики Беларусь. - 2007. - № 6. - С. 66-76.
11. Зубко, Н. М. Основы экономической
теории : учеб. пособие / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур; под ред. Н. М. Зубко. -
Минск : Высшая школа, 2006. 397 с.
12. Кейнс, Дж. М. Общая теория
занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс; пер. М. Н. Смирновой. - М. :
Знание, 2006. - 418 с.
13. Конституция Республики Беларусь
1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских
референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск : Амалфея, 2005.
- 48 с.
14. Макроэкономика : учеб. пособие / П.
Г. Никитенко, Э. А. Лутохина, В. В. Козловский; под общ. ред. Э. А. Лутохиной.
Минск : Равноденствие, 2004. - 296 с.
15. Методические указания о подготовке,
оформлению и представлению к защите курсовых работ (проектов) / сост. : В. Н.
Зуев, Е. Г. Хохол. - Барановичи : РИО БарГУ, 2008. - 29[3] с.
16. Никитенко, П. Г. Модель устойчивого
социально-экономического развития Беларуси : проблемы формирования и эволюции
П. Г. Никитенко. Минск : Право и экономика, 2008. - 112 с.
17. О занятости населения Республики
Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 15 июня 2006 г., № 125-З : в ред. Закона Респ.
Беларусь от 15.10.2010 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000
[Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ.
Беларусь. - Минск, 2011.
18. О поддержке малого и среднего
предпринимательства : Закон Респ. Беларусь, 1 июля 2010 г., № 148-З // Консультант
Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.
центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.
19. О размере отчислений в
Государственный фонд содействия занятости : постановление Верховного Совета
Респ. Беларусь, 23 дек. 1991 г., № 1341-XІІ : в ред. Закона Респ. Беларусь от
31.01.2000 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный
ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск,
2011.
20. Основные тенденции в экономике и
денежно-кредитной сфере Республики Беларусь (2008 г.) / Аналитическое обозрение
// Национальный банк Республики Беларусь. - М. : Изд. НБРБ, 2009. - 129 с.
21. Основные тенденции в экономике и
денежно-кредитной сфере Республики Беларусь (2009 г.) / Аналитическое обозрение
// Национальный банк Республики Беларусь. - М. : Изд. НБРБ, 2010. - 131 с.
22. Основные тенденции в экономике и
денежно-кредитной сфере Республики Беларусь (2010 г.) / Аналитическое обозрение
// Национальный банк Республики Беларусь. - М. : Изд. НБРБ, 2011. - 132 с.
23. Плотницкий, М. И. Макроэкономика :
учеб. пособие / М. И. Плотницкий. М. : Новое знание, 2002. - 682 с.
24. Трудовой кодекс Республики
Беларусь : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ.
30 июня 1999 г. : текст Кодекса по состоянию на 1 ноя. 2011 г. - Минск :
Амалфея, 2011. - 119 с.
Приложение А
Рынок труда наиболее массовых профессий в Республике Беларусь
Наименование профессий и
специальностей
|
Количество свободных
рабочих мест (вакансий)
|
Численность безработных
|
1. Городская местность
|
1.1 рабочие
|
Водитель
|
1 498
|
918
|
Дорожный рабочий
|
419
|
205
|
Каменщик
|
2 005
|
459
|
Контролер-кассир
(контролер)
|
450
|
269
|
Кровельщик по металлическим
кровлям
|
513
|
120
|
Маляр
|
671
|
432
|
Машинист бульдозера,
экскаватора
|
451
|
40
|
Машинист крана (крановщик)
|
241
|
61
|
Монтажник строительных
конструкций
|
152
|
60
|
Облицовщик-плиточник
|
430
|
179
|
Плотник
|
931
|
480
|
Продавец
|
1 871
|
1940
|
Повар
|
479
|
329
|
Слесарь механосборочных
работ
|
381
|
187
|
Слесарь по ремонту
автомобилей
|
333
|
259
|
Слесарь-сантехник
|
530
|
218
|
Слесарь (прочие)
|
1 187
|
710
|
Столяр
|
261
|
211
|
Токарь
|
384
|
160
|
Тракторист
|
519
|
156
|
Швея
|
789
|
462
|
Штукатур
|
1 518
|
445
|
Электрогазосварщик
|
567
|
337
|
Электромеханик
|
134
|
22
|
Электромонтер
|
641
|
183
|
1.2 специалисты и служащие
|
Бухгалтер
|
199
|
603
|
Воспитатель
|
252
|
224
|
Врач
|
1 099
|
27
|
Инженер-программист
|
76
|
13
|
Инженер (другие)
|
625
|
383
|
Учитель
|
36
|
136
|
Мастер
|
161
|
Медицинская сестра
|
869
|
82
|
Фельдшер
|
262
|
12
|
Экономист
|
124
|
360
|
Юрист
|
51
|
200
|
2. Сельская местность
|
2.1 рабочие
|
Водитель
|
412
|
200
|
Каменщик
|
114
|
115
|
Животновод
|
282
|
193
|
Оператор машинного доения
|
463
|
140
|
Слесарь
|
296
|
246
|
Тракторист
|
938
|
233
|
Электромонтер
|
111
|
32
|
2.2 специалисты и другие
служащие
|
Агроном
|
107
|
35
|
Бухгалтер
|
58
|
108
|
Ветеринарный врач
|
253
|
18
|
Врач
|
82
|
2
|
Зоотехник
|
214
|
31
|
Инженер (прочие)
|
284
|
61
|
Медицинская сестра
|
58
|
21
|
Экономист
|
27
|
68
|
Приложение Б
Реализация активных мер политики занятости
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Обратилось в органы по
труду, занятости и социальной защите (тыс. человек)
|
299
|
308
|
332
|
321
|
289
|
298
|
309
|
328
|
322
|
335
|
310,5
|
из них зарегистрировано
безработными (тыс. человек)
|
212
|
216
|
237
|
242
|
208
|
206
|
203
|
201
|
200
|
213
|
192
|
Трудоустроено - всего (тыс.
человек)
|
224
|
222
|
213
|
208
|
192
|
187
|
188
|
201
|
199
|
196
|
191
|
в т.ч. трудоустроено
безработных (тыс. человек)
|
148
|
139
|
129
|
140
|
152
|
144
|
134
|
130
|
131
|
130
|
127
|
Направлено на
профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации (тыс.
человек)
|
27,5
|
27,6
|
28,8
|
29,6
|
28,2
|
27,7
|
26,5
|
23,8
|
22,9
|
25,0
|
23,4
|
Оказано содействие
безработным в организации предпринимательской деятельности (человек)
|
1572
|
1793
|
1861
|
1907
|
2247
|
2446
|
2823
|
2837
|
2685
|
2736
|
2740
|
Направлено на оплачиваемые
общественные работы (тыс. человек)
|
121
|
117
|
123
|
131
|
123
|
113
|
110
|
101
|
97,5
|
94,8
|
92,6
|
Переселено семей
безработных
|
279
|
287
|
248
|
187
|
248
|
318
|
380
|
332
|
346
|
408
|
365
|
Напряженость на рынке труда
(число безработных на одну вакансию)
|
2,9
|
3,2
|
5,3
|
4,3
|
2,4
|
1,9
|
1,2
|
0,9
|
0,7
|
1,2
|
0,7
|
Уровень безработицы к
численности экономически активного населения (%)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|