Психологические факторы воздействия рекламы на потребителя
Введение
В середине двадцатого века
началось серьезное изучение того, без чего уже трудно представить нашу жизнь -
рекламы. Теперь, когда активно используются психологические факторы воздействия
рекламных средств на потребителя, это стало, своего рода, орудием
воздействующим на массы. Применяемые в современных условиях средства рекламы
разнообразны, многие из них технически, весьма совершенны, имеют сложную
классификацию по назначению, месту применения, характеру использования, степени
эмоционального и психологического воздействия на людей. Актуальность данной
темы заключается в научной психологической обоснованности характера воздействия
рекламы, поскольку в рекламной деятельности широко используются методы
психологического воздействия на людей, т.к. реклама - это явление
социально-психологическое.
Прежде всего, реклама несет в
себе информацию, обычно представленную в сжатой, художественно выраженной
форме, эмоционально окрашенную и доводит до сознания и внимания потенциальных
покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах. При этом
следует отметить, что реклама - всегда информация, а информация - не всегда
реклама. Объектом исследования являются потребители различной продукции.
Предмет исследования - психологические факторы воздействия рекламы на
потребителя.
Основная цель - выявить влияние
на поведение, отношение и принятие потребителями воздействующих рекламных
средств.
Задачами работы являются:
рассмотрение понятий и видов
психологического воздействия;
раскрытие методов
психологического воздействия;
- характеристика воздействия рекламных образов
на психические процессы;
рассмотрение суггестивных психотехнологий в
рекламе;
определение базы, методологии и методов
исследования;
проведение анализа результатов исследования.
Гипотеза исследования -
психологические факторы, как убеждение, внушение, установка, могут
способствовать в рекламном материале тому, чтобы потребитель сделал выбор в
пользу приобретения рекламируемого товара. Методологическую основу исследования
составили труды З. Фрейда о подсознательных комплексах, активизация которых
может влиять на отношение к товару и мотивировать его приобретение.
Использовался труд И. П. Павлова, который понимал внимание, как концентрацию
возбуждения в определенных участках коры головного мозга при одновременном
торможении остальных участков коры, а также на информационная теория эмоций
российского психофизиолога П. В. Симонова, основным положением которого
является возникновение эмоций при наличии информации о вероятности
удовлетворения имеющихся у субъекта потребностей.
А так, же в выпускной
квалификационной работе использовались труды таких авторов: В. М. Бехтерева
М.Р., Битяновой В. Н., Володеевой А. Г. Исаковой Н. В. и.др.
Соответственно методами
исследования были:
Наблюдение за поведением потребителей
к рекламе;
Ранжирование списка
рекламируемых товаров; 3 Опрос.
База исследования: рекламный
отдел FM радио ООО
«Альфа» г. Ахтубинск, гипермаркет НАН г. Ахтубинск.
Практическая значимость:
исследование вносит вклад в изучение характера воздействия рекламы на личность,
и на этой основе, могут быть скорректированы подходы к производству рекламы.
Реклама с одной стороны, доводит до потребителей сведения, необходимые для
покупки и использования товаров. С другой, сочетая свою информативность с
убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое
воздействие.
1. Теоретические аспекты
психологического воздействия
.1 Понятие, виды и методы
психологического воздействия
Люди не просто взаимодействуют,
общаются, выстраивают свои отношения, но и оказывают воздействие друг на друга.
Последнее применяется столько времени, сколько существует сам человек. Сегодня
способы воздействия на человеческое сознание стали намного более разнообразными
и эффективными благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а
также за счет создания специальных технологий (Приложение А).
Психологическое воздействие-
социально-психологическая активность одних людей, направленная на других людей
и их группы с целью изменения психологических характеристик личности, групповых
норм, общественного мнения, настроений и переживаний.
По мнению отечественных и
зарубежных ученых, психологическое воздействие подразделяется на следующие
виды: информационно-психологическое, психогенное, психоаналитическое, нейролингвистическое,
психотронное, психотропное.
Информационно-психологическое
воздействие (часто его называют информационно-пропагандистским,
идеологическим)- это воздействие словом, информацией.
Психологическое воздействие
такого вида ставит своей основной целью формирование определенных
идеологических (социальных) идей, взглядов, убеждений. Одновременно оно
вызывает у людей положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные
массовые реакции, формирует устойчивые образы-представления.
Психогенное воздействие
является следствием:
физического воздействия на мозг
индивида, в результате которого наблюдается нарушение нормальной
нервно-психической деятельности. Например, человек получает травму головного
мозга, в результате которой он теряет возможность рационально мыслить, у него
пропадает память и т.п. Либо он подвергается воздействию таких физических
факторов (звука, освещения, температуры и др.), которые через определенные
физиологические реакции изменяют состояние его психики;
шокового воздействия окружающих
условий или каких-то событий (например, картин массовых разрушений,
многочисленных жертв и т.п.) на сознание человека, в результате чего он не в
состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве, испытывает
аффект или депрессию, впадает в панику, в ступор и т.д. Частным, но весьма
показательным случаем психогенного воздействия выступает, например, влияние
цвета на психофизиологическое и эмоциональное состояние человека. Так,
экспериментально установлено, что при воздействии пурпурного, красного,
оранжевого и желтого цветов учащается и углубляется дыхание и пульс человека,
повышается его артериальное давление, а зеленый, голубой, синий и фиолетовый
цвета оказывают обратный эффект. Первая группа цветов является возбуждающей,
вторая- успокаивающей.
Психоаналитическое
(психокоррекционное) воздействие- это воздействие на подсознание человека
терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна.
Существуют также методы, исключающие сознательное сопротивление как отдельного
индивида, так и групп людей в бодрствующем состоянии.
В частности, в процессе
звукового управления психикой людей и их поведением словесные внушения
(команды) в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой
информации (аудиокассеты, радио- или телепередачи, шумовые эффекты). Человек
слушает музыку или шум прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажей
фильма и не подозревает, что в них содержатся невоспринимаемые сознанием, но
всегда фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать
то, что предписано.
Нейролингвистическое
воздействие (НЛП- нейролингвистическое программирование)- вид психологического
воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание
специальных лингвистических программ.
При этом основным объектом
воздействия является нейрофизиологическая активность мозга и возникающие
благодаря ей эмоционально-волевые состояния. Главным средством воздействия
выступают специально подобранные вербальные (словесные) и невербальные
лингвистические программы, усвоение содержания которых позволяет изменить в
заданном направлении убеждения, взгляды и представления человека (как
отдельного индивида, так и целых групп людей).
Субъектом нейролингвистического
воздействия выступает специалист (инструктор). Он сначала выявляет находящиеся
в психике противоречивые (конфликтующие) взгляды и убеждения, а также
возникающие из-за этого и беспокоящие людей отрицательные эмоциональные
состояния (переживания, настроения, чувства). На следующем этапе инструктор посредством
специальных приемов помогает им осознать дискомфортность их реального состояния
(социально-экономического, культурного, физического и как следствие -
психологического) и вносит изменения в сознание, заставляющие людей по-другому
воспринимать жизненные ситуации и строить отношения с другими людьми.
Интересно, что после того, как
под воздействием инструктора человек «понял», что ему «требуется», он
самостоятельно (но под влиянием заложенного в его сознание стереотипа
восприятия) начинает собирать информацию о своей повседневной деятельности, о
своих состояниях и переживаниях. Сравнивая свое реальное, присутствующее в
данный момент состояние с желаемым (возможным), он определяет, какие
собственные ресурсы ему нужно мобилизовать и что конкретно надо сделать, чтобы
достичь комфортности чувств и настроений.
Психоаналитический и
нейролингвистический виды воздействий полезны тогда, когда они используются в
гуманных целях. Если же их применяют для завоевания и обеспечения господства
над другими людьми, то они представляют собой средства психологического
насилия.
Психотронное
(парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие - это воздействие на других
людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное
(неосознаваемое) восприятие.
Что же касается психотронного
воздействия, то известны факты работ по созданию генераторов высокочастотной и
низкочастотной кодировки мозга, биолокационных установок, по использованию
химических и биологических средств в целях стимулирования определенных
психологических реакций.
Психотроника ориентируется
преимущественно на методы, связанные с применением технических средств
воздействия на сознание. Например, используется эффект, вызываемый цветовыми
пятнами, встроенными в компьютерный вирус, обозначенный апокалипсическим
«числом зверя» - 666 (V666).
Этот вирус способен негативно воздействовать на психофизиологическое состояние
оператора персональной ЭВМ (вплоть до смертельного исхода). Принцип его
действия основан на феномене так называемого 25-го кадра, являющегося весьма
мощным средством внушения.
Психотропное воздействие - это
воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или
биологических веществ.
Сильно воздействуют на психику,
например, некоторые пахучие вещества. Американский психиатр А. Хирш достаточно
давно установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и
поведение человека. Начинал он с простого, но очень выгодного для бизнеса дела.
Он распространял специально разработанную им эссенцию в различных секциях
магазинов и установил, что там резко возрастает продажа товаров по сравнению с
неопыленными секциями. Потом он набрал 3193 добровольцев, страдающих избытком
веса, и заставил их за полгода похудеть в среднем на 12,7 кг. Все было очень
просто - как только люди чувствовали голод, Хирш разрешал им есть, но предлагал
при этом понюхать специальный ароматизатор. Чем чаще испытуемые нюхали его, тем
больше веса они сбрасывали. Некоторые худели настолько интенсивно, что их
пришлось вывести из эксперимента. И, наконец, исследователь установил, что
запахи влияют на производительность труда.
По его мнению, запах - это
что-то вроде пульта управления, который руководит человеческими эмоциями и
через них поступками людей. Клинические эксперименты показали, что аромат
лаванды, ромашки, лимона и сандалового дерева ослабляет активность головного
мозга быстрее, чем любой антидепрессант. А жасмин, роза, мята и гвоздика -
возбуждают.
Выделяют три этапа
психологического воздействия:
) операциональный, когда
осуществляется деятельность его субъекта;
) процессуальный, когда имеет
место принятие (одобрение) или неприятие (неодобрение) данного воздействия его
объектом;
) заключительный, когда
проявляются ответные реакции как следствие перестройки психики объекта
воздействия.
Психологическое воздействие
оказывается на конкретные сферы психики отдельного человека, групп людей и
общественного сознания в целом:
потребностно-мотивационную
(знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);
интеллектуально-познавательную
(ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);
эмоционально-волевую (эмоции,
чувства, настроения, волевые процессы);
коммуникативно-поведенческую
(характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений,
межличностного восприятия).
Это означает, что
психологическое воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда
учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования
индивидуального, группового и общественного сознания.
Психологическое воздействие
имеет свои закономерности:
если оно направлено в первую
очередь на потребностно-мотивационную сферу людей, то его результаты
сказываются в первую очередь на направленности и силе побуждений (влечений и
желаний) людей;
когда под прицелом оказывается
эмоциональная сфера психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а
также на межличностных отношениях;
сочетание воздействий на обе
названные сферы позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом
управлять их поведением;
влияние на
коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и общения)
позволяет создавать социально-психологический комфорт и дискомфорт, заставлять
людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими;
в результате психологического
воздействия на интеллектуально-познавательную сферу человека изменяются в
нужную сторону его представления, характер восприятия вновь поступающей
информации и в итоге его «картина мира».
Человеческая психика (т. е.
объект психологического воздействия) может функционировать уравновешенно или же
с перекосом в существующих взаимосвязях. Определяется то и другое эффектом
когнитивного диссонанса.
Когнитивный диссонанс- это
такое явление, которому свойственны следующие характеристики:
а) между
интеллектуально-познавательными и всеми остальными компонентами психики имеет
место диссонанс, т. е. несогласованность, противоречивость;
б) его существование вызывает у
человека стремление уменьшить или хотя бы воспрепятствовать дальнейшему
увеличению диссонанса;
в) проявление данного
стремления выглядит как:
недоверчивое отношение к новой
информации;
изменение поведения в
соответствии с новой информацией;
переосмысление прежней
информации в новом ракурсе.
В соответствии со сказанным для
того, чтобы оказать психологическое воздействие, необходимо сначала
спровоцировать сбои и перекосы в функционировании отдельных компонентов психики
объекта воздействия. Динамическое равновесие между ними нарушится и он начнет
переживать состояние когнитивного диссонанса. После этого можно побудить его к
восстановлению душевного равновесия за счет изменения своих прежних, привычных
для него взглядов, убеждений и отношений, а затем и стереотипов поведения.
.2 Воздействие рекламных
образов на психические процессы
Результативность
психологического воздействия зависит также от особенностей механизмов
трансформации убеждений, стереотипов и установок людей.
Механизм трансформации
убеждений. Убеждения - это осмысленные, устойчивые мотивы деятельности людей,
имеющие обычно идеологическую основу и проявляющиеся в их действиях, поступках
и поведении. Например, в любой стране обычно культивируют так называемые вечные
ценности- любовь к своей стране и всем ее представителям, миролюбие, доверие к
ее руководству, гордость за него и т. д. Поэтому зачастую действия людей
базируются в основном на внутреннем принятии этих «вечных ценностей», а также
на чувстве долга и ответственности, гордости за свою страну, личном тщеславии и
стремлении проявить свои возможности как представителя этого государства.
Однако реальная жизнь в стране
и отношения между людьми в ней могут часто изменяться. При этом в соответствии
с закономерностями когнитивного диссонанса сложившиеся убеждения подвергаются
колебаниям. Поэтому целенаправленное психологическое воздействие извне
способствует их ослаблению, нейтрализации или замене на противоположные.
Стереотипы чаще всего отражают
не существенные (глубинные), а внешние, наиболее заметные, наиболее яркие черты
явления или события. Любая оценка последних, соответствующая стереотипу, обычно
принимается без доказательств и считается самой правильной, тогда как всякая
другая подвергается сомнению. Важно отметить, что стереотипы возникают в
индивидуальном, групповом и общественном сознании в результате воздействия не
только окружающей действительности, но и вследствие восприятия опыта, мнений,
суждений других людей.
Именно поэтому стереотипы могут
становиться объектом психологического воздействия. Их трансформация является
одновременно и предпосылкой эффективности такого воздействия, и условием,
соблюдение которого позволяет в итоге изменить поведение людей. Так,
государство формирует стереотип положительного отношения народа к политическому
руководству своей страны. Однако оппозиционные силы в ней всегда стремятся
изменить его.
Механизм трансформации
установок. Установка - это состояние внутренней готовности (настроенности)
людей на специфическое для них проявление чувств,
интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамики и характера
общения, предметно-практической деятельности и т. д., соответствующее имеющимся
у них потребностям.
Возникновение установки обычно
предшествует осознанию людьми определенной потребности и тех условий, в которых
эта потребность может быть удовлетворена. Целенаправленное психологическое
воздействие создает такую ситуацию, в которой наличная потребность удовлетворяется
предоставлением людям конкретной информации, преподнесенной определенным
образом. Благодаря ей установка формируется, закрепляется, заменяется или
изменяется в сознании людей.
Существуют закономерности
формирования и проявления установок, среди которых наиболее важны следующие:
если психологическое
воздействие имеет целью формирование новых убеждений, взглядов, ценностных
ориентации, а человек в это время элементарно голодает, не устроен, не имеет
крыши над головой, болен и т.п., то такое воздействие не приведет к их
изменению в желаемом направлении;
независимо от мастерства подачи
и особенностей содержания психологического воздействия, оно не будет
эффективным, если не соответствует внутренним потребностям человека.
Процесс изменения установок
тоже подчиняется определенным закономерностям:
) человеку необходимо объяснить
общую направленность процесса изменения его установок;
) трансформация установок
успешно проходит тогда, когда психологическое воздействие, осуществляемое в
этих целях, соответствует потребностям и мотивам человека;
) изменение установок более
вероятно, если содержание воспринятой в ходе психологического воздействия
информации соответствует сложившимся нормам группового и индивидуального
поведения людей, а источник информации вызывает доверие и является достаточно
компетентным;
) изменение установок
оказывается более устойчивым, если окружающая человека действительность
подтверждает содержание воспринятой в ходе психологического воздействия
информации;
) трансформация установок тем
эффективнее, чем активнее используются различные способы психологического
воздействия.
Кардинальное изменение ранее
сложившихся установок с помощью психологического воздействия достигается
достаточно редко. Дело в том, что установка формируется в течение долгого
времени, связана с системой ценностей человека, носит устойчивый характер. Для
того чтобы трансформировать установки, необходимо:
продолжительное время
осуществлять непрерывное психологическое воздействие;
неоднократно использовать
разные аргументы, подкрепленные реальными фактами;
систематически усиливать
убедительность аргументации.
Убеждение - это метод
воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому
восприятию.
Используя метод убеждения,
психологи исходят из того, что оно ориентировано на
интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть заключается
в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека
внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе
сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые),
соответствующие поставленной цели.
Критерием результативности
убеждающего воздействия является убежденность. Это глубокая уверенность в
истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Эффективность
убеждения зависит от многих факторов.
Во-первых, от того, насколько
оно доказательно и убедительно. Доказательность основывается на логичности,
правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала. Иначе говоря, важно
не только то, что сообщается, но и то, каким образом это делается. Ее может
обеспечить только правильная пропорция между логическим и эмоциональным
компонентами информационного сообщения. Психологи исходят из того, что:
содержание убеждающего
воздействия должно быть хорошо продумано и соответствовать законам формальной
логики;
конкретное в его содержании
всегда воспринимается убедительнее абстрактного;
чем динамичнее убеждающее
воздействие, чем ярче и разнообразнее содержащиеся в нем факты, тем больше оно
привлекает внимание;
лучше воспринимается то, что
близко интересам и потребностям объекта воздействия;
лучше усваивается то, что
вызывает эмоциональный отклик у объекта воздействия;
лучше воспринимается,
осмысливается и усваивается та информация, которая преподносится в соответствии
с национальными особенностями восприятия объекта.
Во-вторых, влияние убеждающего
воздействия во многом зависит от того, как подобрана, построена и подана его
аргументация.
Убеждение ни в коем случае не
может сводиться к простому изложению той информации, в истинности которой
стремятся убедить людей, и к последующему приведению доводов в ее
подтверждение, как того требуют правила формальной логики.
В-третьих, эффективность
убеждающего воздействия во многом зависит от правильного выбора его формы. Этот
выбор обусловлен его целями и задачами, конкретными условиями обстановки и
некоторыми другими факторами.
В-четвертых, эффективность
убеждающего воздействия зависит от ситуации информирования. Под ситуацией
информирования психологи понимают те условия, в которых оно осуществляется, а
также характер реакции объекта на содержание сообщения. Обычно ситуацию
информирования с целью убеждения делят на индивидуальную и массовую.
Индивидуальная ситуация
складывается тогда, когда воздействие удается осуществить на какую-то
конкретную аудиторию, с учетом ее психологических характеристик. В
индивидуальной ситуации воздействия с целью убеждения легче определить
приемлемый стиль подачи информации, легче выстроить аргументацию, легче
подобрать необходимую лексику и т.д. Поэтому эффективность воздействия в этом
случае значительно выше, чем в массовой ситуации.
Массовая ситуация имеет место
тогда, когда информирование с целью убеждения осуществляется одновременно на
многочисленную разнородную аудиторию. В этом случае обеспечить надлежащую
адресность воздействия очень сложно. И тогда приходится исходить только из
общих психологических закономерностей восприятия, к которым относятся
следующие:
убеждающее воздействие,
содержащее аргументы против какого-то сильного мнения, которого придерживается
адресат, более эффективно тогда, когда его внимание чем-то отвлечено
(музыкальным сопровождением, выступлениями артистов на митинге, видеорядом в
телепрограмме);
эффект «контрастной оценки
далеко отстоящих позиций», суть которого заключается в том, что если содержание
убеждающего воздействия кажется резко отличным от позиций его объекта, то оно
оценивается как совершенно неприемлемое;
эффект «ассимилятивной оценки
далеко отстоящих взглядов», при котором если содержание убеждающего воздействия
кажется незначительно отличающимся от взглядов адресата, то последний часто
отождествляет собственные взгляды с содержанием убеждающего воздействия.
Для получения максимального
эффекта убеждающее воздействие должно соответствовать определенным требованиям.
Быть правильно сориентированным
и плановым. Убеждающее воздействие надо проводить в соответствии с целями
конкретных мероприятий на основе тщательно продуманных планов.
Быть направленным на конкретный
объект. Убеждающее воздействие должно готовиться и осуществляться на
определенные группы населения, с учетом их важнейших индивидуальных,
социальных, религиозных, национальных и культурных характеристик.
Быть ориентированным
преимущественно на интеллектуально-познавательную сферу психики объекта.
Убеждающее воздействие должно строиться путем логичного изложения материала,
убедительной аргументации, с опорой на достоверные факты.
Быть направленным на
инициирование определенного поведения. Конечной целью убеждающего воздействия
является формирование такого поведения (действия или бездействия) людей,
которое отвечает целям психологического воздействия.
Специфика применения внушения.
Внушение - это метод психологического воздействия на сознание личности или
группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии
информации.
При внушении сначала происходит
восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе
формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения
интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо
отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации,
настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и
подражания.
Внушению должны быть присущи
следующие характеристики.
Целенаправленность и
плановость. Внушающее воздействие осуществляется на основе конкретных целей и
задач, соответствующим планам его организаторов и тем условиям, в которых они
проводятся.
Конкретность объекта внушения.
Внушающее воздействие эффективно в отношении строго определенных групп и слоев
населения, при обязательном учете их важнейших социально-психологических,
национальных и других особенностей.
Некритическое восприятие
информации объектом внушения. Внушающее воздействие предполагает очень низкий
уровень критичности и сознательности объекта. В отличие от убеждения, внушение
основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать
слова другого лица как должное, как инструкцию к действию. Поэтому оно не
нуждается ни в системе логических доказательств, ни в активной мыслительной
деятельности.
Определенность инициируемого
поведения. Конечной целью внушения является формирование определенных реакций и
поступков людей, соответствующих намерениям его инициаторов.
Объект внушения всегда изучает
субъект (большей частью неосознанно), причем в следующей последовательности:
сначала происходит оценка
качеств субъекта, определяющих его способность внушать (т. е. его интеллекта,
компетентности, находчивости, воли, доброжелательности, убежденности), на
основе которой устанавливается мера «доверия-недоверия» к нему;
затем объект, как бы выясняет
для себя, имеет ли субъект психологическое превосходство над ним (установлено,
что при общем положительном отношении к субъекту объект может приписывать ему
даже такие психологические качества, которыми тот в действительности не
обладает, а при общем отрицательном отношении объект «лишает» субъекта и тех
качеств, которые ему действительно присущи).
Внушение основано на
использовании внушаемости (суггестивности) людей. Это свойство психики,
проявляющееся в ее податливости психологическому воздействию. Оно связано с
возрастными (дети более внушаемы, чем взрослые), половыми (женщины более
внушаемы, чем мужчины), индивидуальными психическими особенностями людей, с их
силой воли, жизненным опытом, а также с широтой кругозора, компетентностью и
рядом других факторов. По мере накопления жизненного опыта, научных и
профессиональных знаний восприимчивость человека к внушению снижается, однако и
в зрелом возрасте люди в той или иной мере подвержены ему.
Общая внушаемость обусловлена
особенностями психического развития конкретной личности, она свойственна всем
людям. Ситуативная внушаемость возникает как следствие аномальных состояний
психики, дефицита информации и т. д.
Внушаемость также разделяют на
индивидуальную и групповую. Групповая внушаемость обеспечивается
взаимовнушением (заражением) между членами группы. Под психическим заражением
понимают процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому
на психофизиологическом уровне контакта- помимо смыслового воздействия или
дополнительно к нему. Например, посредством заражения передается такое
психическое состояние, как паника, в результате которой организованная группа
превращается в неуправляемую толпу. В процессе заражения на каждого члена
группы действует не только внушающий субъект, но и другие члены группы, что
заметно увеличивает общий эффект внушения.
Внушаемость усиливают следующие
особенности психического развития конкретной личности: привычка повиноваться, безответственность,
робость, стеснительность, застенчивость, доверчивость, повышенная
эмоциональность, впечатлительность, мечтательность, тревожность, слабость
логического мышления, склонность к подражанию, склонность к фантазированию,
суеверность и религиозность.
Внушаемость усиливают следующие
ситуативные факторы: телесное расслабление, сонливость, утомление (общее,
органов чувств, мышления), боль, сильное эмоциональное возбуждение,
озабоченность, ощущение безвыходности положения, скука, симпатия к субъекту,
слабая воля, низкая критичность мышления, слабые монотонные раздражители;
некомпетентность в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности; малая
степень их значимости для людей; отсутствие опыта действий в сложной или
незнакомой обстановке; дефицит времени для принятия решения; неожиданность
внушения.
Объект может оказывать
сопротивление внушающему воздействию субъекта, которое называется
контрсуггестией. Способность к нему зависит от особенностей интеллектуальной и
эмоционально-волевой сфер личности.
Сопротивляемость внушению
подразделяется, во-первых, на намеренную и ненамеренную. Основой ненамеренной
сопротивляемости является свойственная многим людям склонность во всем
сомневаться, недоверчивость и другие проявления общей критичности. Намеренная
сопротивляемость внушению действует на осознаваемом уровне психики: объект
воздействия сознательно анализирует то, что ему пытаются внушить, сопоставляет
содержание внушения со своими знаниями, взглядами, убеждениями и т.п.
Сопротивляемость внушению изменчива.
Один и тот же объект обнаруживает разную степень сопротивляемости внушению по
отношению к разным субъектам внушения и разному содержанию внушаемой
информации.
Процесс внушения представляет
собой замкнутую систему «субъект-объект», которая включает в себя три
взаимосвязанных структурных компонента:
операциональный (т.е.
воздействие субъекта);
процессуальный (т.е. принятие
внушающего содержания объектом);
результативный (т.е. ответные
реакции объекта).
Основным содержанием
психологического воздействия в этом случае является использование способов и
приемов специфического и неспецифического внушения.
Специфическое внушение
осуществляется посредством распространения конкретных идей, представлений,
образов и другой информации с целью замещения существующей установки и
провоцирования определенной поведенческой реакции объекта воздействия.
При специфическом внушении
используют только вербальные (речевые) средства влияния, и оно обычно является
составной частью убеждения, значительно усиливающего его эффективность.
Различают следующие основные
способы специфического внушения.
«Приклеивание ярлыков».
Используется для того, чтобы опорочить какую-то идею, личность или явление
посредством оскорбительных эпитетов или метафор, вызывающих негативное
отношение.
«Сияющее обобщение».
Заключается в обозначении конкретной идеи или личности обобщающим родовым
именем, имеющим положительную эмоциональную окраску. Цель - побудить объект
воздействия принять и одобрить преподносимое понятие или суждение. Этот способ
позволяет скрывать отрицательные последствия усвоения содержания внушения и тем
самым не провоцировать негативные ассоциации.
«Перенос» (трансфер). Суть его
- вызвать через преподносимый образ (понятие, лозунг, идею) ассоциацию с
чем-либо или кем-либо, имеющим в глазах объекта бесспорный престиж (ценность),
чтобы сделать содержание воздействия приемлемым.
«Игра в простонародность».
Основана на побуждении объекта внушения к отождествлению субъекта и
преподносимых им идей (понятий, суждений) с позитивными ценностями вследствие
«народности» этих идей либо вследствие принадлежности источника информации к
так называемым простым людям.
«Перетасовка фактов».
Заключается в тенденциозном подборе только положительных или только
отрицательных реальных фактов для доказательства справедливости позитивной либо
негативной оценки какой-то идеи (суждения, понятия, явления).
«Общая платформа». Этот способ
основан на побуждении объекта воздействия принять содержащуюся в информации
идею (суждение, оценку, мнение) на том основании, что якобы большинство
представителей данной социальной группы разделяют ее.
Неспецифическое внушение
осуществляется путем провоцирования у объекта воздействия отрицательных
психических состояний, вызывающих определенное поведение. В процессе его
осуществления речевые (вербальные) факторы сочетаются с неречевыми
(невербальными). Основная цель неспецифического внушения - формирование у
объекта воздействия астенических состояний.
В основе формирования
астенических состояний лежит феномен фрустрации. Под ним понимают переживание
неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий
на пути к цели. Фрустрация возникает у людей вследствие реального или
кажущегося неудовлетворения их потребностей в физической и социальной
безопасности, в общении, в пище, в бытовых удобствах и т. д.
Цель неспецифического внушения
как раз и заключается в том, чтобы посредством акцентирования фрустрации
спровоцировать у объекта астенические психологические состояния (беспокойство,
депрессию, панику и т. д.). Основными способами неспецифического внушения
выступают устрашение, эмоциональное подавление, инициирование агрессивных
эмоциональных состояний.
Устрашение (инициирование
страха)- это формирование состояний беспокойства, депрессии или апатии;
пробуждение чувства страха перед реальной или вымышленной опасностью, а также
перед неизвестностью. Необходимо различать страх перед реальной и вымышленной
опасностью.
Эмоциональное подавление
используется в основном для формирования у людей таких астенических психических
состояний, как тревога, депрессия, апатия.
Тревога - это эмоциональное
состояние, возникающее в ситуациях с неясным исходом и связанное с ожиданием
неблагополучного развития событий. Тревога может проявляться как ощущение
беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, как
преувеличение их могущества и опасности. Поведенческие проявления тревоги
заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и
продуктивность.
Депрессия - это аффективное
эмоциональное состояние, характеризующееся отрицательным фоном. Человек в
состоянии депрессии испытывает тяжелые, мучительные переживания подавленности,
тоски, отчаяния. Его влечения, мотивы, волевая активность, самооценка резко
снижены.
Апатия - это эмоциональное
состояние, возникающее вследствие потери перспектив, эмоциональной
подавленности, утраты веры в конечные цели, в руководство, в успех кампании и
т. п. Апатия характеризуется эмоциональной пассивностью, безразличием,
равнодушием к событиям окружающей действительности и развивается на фоне
снижения физической и психической активности.
Манипулирование представляет
собой способ психологического воздействия, нацеленный на изменение направления
активности других людей и осуществляемый настолько искусно, что остается
незамеченным ими. Манипуляция сознанием- это своеобразное господство над
духовным состоянием людей, управление путем навязывания людям идей, установок,
мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия.
Выделяют три уровня
манипулирования:
первый уровень - усиление
существующих в сознании людей нужных манипулятору идей, установок, мотивов,
ценностей, норм;
второй уровень связан с
частными, малыми изменениями взглядов на то или иное событие, процесс, факт,
что также оказывает воздействие на эмоциональное и практическое отношение к
конкретному явлению;
третий уровень - коренное, кардинальное
изменение жизненных установок путем сообщения объекту.
Анализируя вышеизложенное,
можно сделать вывод, что в психологии весьма хорошо представлены приемы и
способы управления сознанием людей, а так же психологические состояния
наибольшей внушаемости. Эти теоретические знания успешно используются
производителями рекламы с целью усиления воздействия на мысли и поступки людей,
с целью склонить их к принятию решения, необходимого рекламодателю.
.3 Анализ рекламного
воздействия на человека
Психологическое воздействие рекламной информации
проявляется в процессах переработки рекламных сообщений - эмоциях, мыслях,
возможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие акты покупателя.
Так или иначе, рекламный процесс оказываются вовлеченными феномены переработки
информации - ощущения, восприятия, внимание, память.
В соответствии с основными органами чувств
различаются и ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые,
тактильные, двигательные, осязательные, органические, вибрационные, равновесия.
Другим важным элементом когнитивной деятельности
человека является восприятие. В отличие от ощущений, восприятие представляет
собой целостное отражение в коре головного мозга предметов и явлений. Это
отражение сопровождается или опосредуется понятийным аппаратом, то есть
обозначается словом, названием того, что человек воспринимает. По видам
восприятие аналогично ощущениям: зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое,
осязательное.
Восприятие осуществляется чаще всего осмысленно.
Большую роль в процессе восприятия играет узнавание.
Специальные исследования показали, что люди,
например, необъяснимо преданны своей марке сигарет или пива или какого-либо
иного продукта, отличающегося широким разнообразием ассортимента. Но при
специальных испытаниях они не могут отличить одну марку от другой. Триста
курильщикам, предпочитающим сигареты одного из трех основных сортов, предложили
эти самые три сорта сигарет, только без названий. Им нужно было узнать свой
любимый сорт. Только шесть человек из трех сот испытуемых смогли распознать
марку своих сигарет. Вывод психологи сделали простой - люди курят, в частности,
не марки сигарет, а «курят образ, имидж сигарет».
Основная задача рекламы состоит в том, чтобы
создавать в умах потребителей такие образы товаров, которые в условиях
конкуренции побуждали бы их приобретать рекламируемое. Это тем более актуально,
что многие предметы потребления стандартизированы.
Установлено, что если в ощущениях не содержится
достаточного количества элементов полезных данных для формирования осмысленной
законченной идеи, то возникает неясность, требующая разрешения. Когда же
совокупность ощущений достаточна для формирования осмысленной идеи, то
полученные данные сливаются в понятную картину и запоминаются.
Например, даже неправильная или неполная
окружность воспринимается все равно как «окружность», а не последовательность
дуг. И этот процесс происходит в мозгу человека автоматически. С точки зрения
рекламиста это значит, что если предложить потребителю сильную рекламу, то
потом достаточно будет представить лишь какой - то ее элемент и потребитель сам
вспомнит или додумает остальное. Ведь иногда люди смеются, услышав лишь одну
фразу из анекдота, который они знают.
Важнейшим свойством восприятия выступает его
направленность, которая в психологии получила название внимания. Чтобы оказать
на поведение потребителя определенное воздействие, привлекается, прежде всего,
его внимание. Привлечение внимания - первое звено в цепи механизма
психологического воздействия рекламы. Именно внимание сопровождает такие
психические процессы как восприятие реципиентом рекламной информации,
переработки ее в сознание. При этом внимание служит своеобразным фильтром,
отсеивающим ненужные сообщения. Избирательный характер внимания предотвращает
перегрузки психики от потока информации. Механизм психологического воздействия
рекламы на ее потребителя можно представить в виде схемы (Приложение А).
Каждый этап психологического воздействия рекламы
на сознание потребителя требует применения определенных методов и способов
рекламного воздействия, способных обеспечить наибольший психологический эффект.
Лишь некоторые рекламные средства сами по себе могут привлечь внимание
нейтрального субъекта. К таким, например, относится витрина магазина, которая
знакомит с ассортиментом товаров, имеющихся в продаже.
Сосредоточение психической деятельности человека
на одном объекте влечет за собой отключение внимания от других объектов.
Согласно учению И. П. Павлова, внимание есть
концентрация возбуждения в определенных участках коры головного мозга (в очаге
оптимальной возбудимости) при одновременном торможении остальных участков коры.
Важнейшая особенность внимания - возможность
распределять, переключать и сосредотачивать его. Эти свойства внимания в
значительной мере влияют на характер восприятия рекламы, ее осмысление и
запоминание. Например, внимание телезрителя или радиослушателя в процессе
восприятия рекламы носит неустойчивый характер, оно постоянно колеблется.
Переживания, представления и другие психические
процессы, возникающие при восприятии рекламной телепередачи, перемежаются,
например, образами знакомых людей, возникающих по ассоциации, внимание
переключается на предметы обстановки в комнате и рядом сидящих людей. Однако,
несмотря на динамичность, внимание к рекламной передаче возвращается вновь в
новое русло. На эффективность рекламного воздействия оказывает влияние
интенсивность внимания, т.е. определенное количество психической деятельности,
затрачиваемой человеком при восприятии рекламы.
Привлечение внимания к рекламе - явление индивидуальное,
зависящее от потребностей человека, его побуждений, мотивов и настроений. В
зависимости от цели рекламы и интереса человека к рекламируемому товару
внимание подразделяется на несколько видов.
Непроизвольное внимание, например, к
рекламируемому средству, вызывается лишь его внешним видом или свойствами,
выступающими в роли раздражителя: динамичность, интенсивность, контрастность,
размер. Чем интенсивнее рекламный раздражитель воздействует на органы чувств
человека, тем выше степень внимания к нему. Броский рекламный лозунг на
газетной полосе, эмоциональная лексика радиообращения, сопровождаемая ритмичной
музыкой, острый сюжет телефильма - все эти раздражители вызывают непроизвольное
внимание человека. Однако такие способы интенсификации внимания к рекламе имеют
определенные границы - порог восприятия. Превышение этого порога приводит к
тому, что люди перестают воспринимать «кричащую» рекламу.
Наиболее пристальное внимание реклама привлекает
благодаря своей необычности, уникальности, новизне.
Важным фактором в процессе привлечения внимания
рекламой является соответствие ее раздражителей внутреннему состоянию и
потребностям лица, которому она адресована. Восприятие человека отбирает из
рекламного обращения лишь самое нужное для его жизнедеятельности и не
воспринимает то, что субъективно не представляется ему необходимым.
Люди сознательно или бессознательно избегают
информации, которая не совпадает или противоречит их убеждениям, а воспринимают
обычно то, что соответствует их желанию, опыту.
Эффективность воздействия рекламы во многом
зависит от длительности процесса внимания, вызываемого раздражителем, и от силы
раздражителя. Раздражитель, действующий длительное время, например, бравурная
музыка, звучащая в течении всего рекламного фильма, очень быстро вызывает у
зрителей утомление.
Существенным фактором побуждения внимания
является степень новизны рекламируемого товара. На основании этого положения
можно сделать вывод, что каждое рекламное средство, для усиления внимания к
объекту проведения рекламы, должно сообщать о нем что-то новое, дополнять
имеющиеся сведения новыми данными, даже если речь идет о традиционных
предметах, например, о радиоприемниках и телевизорах, автомашинах и
велосипедах, или о хорошо знакомых продуктах - чае, кофе, молоке.
Непроизвольное внимание к рекламе довольно
быстро иссякает, если оно не закреплено другим видом внимания - произвольным,
которое является сознательно направляемым и регулируемым. Целенаправленность
произвольного внимания - важнейший фактор эффективности рекламы. В основе
психологического механизма формирования произвольного внимания к рекламе лежат
интересы практического или эстетического характера.
Основными способами привлечения внимания
являются изменение, движение, контраст, выделение фигуры из фона. В известном
смысле выделить рекламируемый товар - это, значит, привлечь к нему внимание.
Количество рекламной информации и ее
противоречивость, вызванная конкурентной борьбой, столь велики, что потребитель
просто не в силах воспринимать все подряд и в полном объеме. Исследования
показали, что из сотни рекламных объявлений, обрушивающихся ежедневно на
человека, он усваивает едва ли не треть, и при этом только десятая часть имеет
хоть какой-то шанс повлиять на поведение покупателя. Следовательно,
бессознательно человек тщательно отбирает поступающую информацию.
Потребитель видит и слышит лишь то, что ему
нравится или что его пугает, настораживает, или его внимание возрастает по мере
того, как он все более вовлекается в процесс выбора.
В процессе реагирования на рекламу в сознании
человека происходят психические процессы на трех уровнях: рациональном,
эмоциональном и подсознательном.
Рациональный и эмоциональный способы
реагирования означают, что в процессе удовлетворения потребностей современного
человека преследуются не только прагматические цели (польза), но и получение
положительных эмоций. Последнее связано с получением удовольствия от покупки
красивой и престижной вещи в благожелательной обстановке, нарядной упаковке.
Рациональный способ обращения опирается на способность человека к логическому
мышлению. В основе его лежит сообщение потенциальному покупателю объективных
сведений о товаре, его качествах и способах применения. В данном случае
качество товара является как бы логической причиной, поводом для покупки.
Эмоциональная оценка как сопутствующая основной,
рациональной может быть усилена за счет удачного изобразительного решения. Так,
использование цветной фотографии здорового, крепкого малыша при рекламировании
продуктов детского питания позволит вызвать у людей приятные ассоциации и
усилит в них желание иметь такого же здорового ребенка. Поэтому реклама успешно
использует эту особенность человеческой психики и обращается не только к
рациональной сфере сознания, т.е. к разуму, но и эмоциональной - к чувствам человека.
Рациональное и эмоциональное восприятия друг от друга в силу самой природы
познания и особенностей человеческой психики.
Память. Память является важным психическим
процессом, имеющим прямое отношение к рекламной деятельности вообще и
эффективности рекламы в частности. Памятью называют процесс запоминания,
сохранения и последующего воспроизведения (припоминания или узнавания) того,
что человек раньше воспринимал, переживал или делал.
Исследованиями установлено, что человек
запоминает быстрее и прочнее то, с чем связана его дальнейшая деятельность, то
есть с будущим, со своими задачами, а также то, к чему у человека имеется
выраженный интерес. Хуже воспринимается безразличный, бессмысленный материал.
Поэтому наиболее эффективной оказывается та реклама, которая учитывает интересы
и планы людей. С психологической точки зрения любой продавец - это человек,
который позволяет людям заглянуть в будущее и связывает их с этим будущим при
помощи товара.
Противоположен запоминанию процесс забывание.
Забывание может происходить через некоторое время при отсутствии повторения
(угасание), под воздействием новой информации, в результате заболевания
(амнезия) и в ряде других случаев. Очень важно, чтобы запоминалась не только
реклама (фон), но и товар (фигура). Хотя часто бывает наоборот.
В отечественной рекламной практике известен в
основном один, старый как мир, способ добиться запоминания - повторение. Чтобы
реклама привела к желаемому эффекту, она должна быть воспринята неоднократно.
Повторение, разумеется, действует. И вместе с тем именно с навязчивой
повторяемостью связаны основные отрицательные эмоции, которые реклама вызывает
гораздо чаще, чем хотелось бы рекламодателям. Дело, таким образом, состоит в
балансе -повторять, но не надоедать.
Существуют некоторые закономерности запоминания
информации, которые иногда удачно применяется в рекламе.
Намного лучше запоминаются те сведения, которые
располагаются либо в начале текста, либо в конце. Последний прием довольно
часто применяется в рекламе.
Мышление. Следующим важным психическим
процессом, имеющим непосредственное отношение к восприятию рекламы, является
мышление.
Мышление - это обобщенное отражение в сознании
человека предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях. Основные
свойства относятся к следующему:
опосредованный характер. Устанавливая связи и
отношения между вещами и явлениями, человек опирается не только на
непосредственное воздействие на него этих вещей и отношений, но и на данные
прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти;
мышление тесно связано с речью, внешней или
внутренней, то есть имеет социальную природу;
человек мыслит не только конкретными, но и
абстрактными понятиями, символами, что находит самое широкое применение в
рекламе.
Существует множество видов мыслительных
операций, таких, как сравнение, абстрагирование (отвлечение), конкретизация,
анализ, синтез, обобщение, установление аналогий, ассоциирование, суждение,
умозаключение. Все они активно используются в рекламе, особенно ассоциации.
Большое влияние на восприятие информации и на покупательское
поведение имеет объем или количество информации. Известно, что избыток
информации в рекламе, так же как и ее недостаток, отрицательно влияет на
приобретение товара.
Таким образом, активизация познавательной
потребности - мощный психологический фактор в рекламе. Реклама задает вопрос,
стремясь создать незавершенный образ, вызвать познавательную потребность. Тогда
предлагаемый ответ всегда содержит информацию о достоинствах рекламируемого
товара. По данным психологических исследований, около 80% всех людей испытывают
сильный дискомфорт в случаях незавершенности возникающего в их сознании образа.
Воздействие рекламы на эмоциональную сферу.
Аффективный (эмоциональный) компонент рекламного
воздействия определяет эмоциональное отношение к объекту рекламной информации:
относится ли к нему субъект с симпатией, антипатией, нейтрально или
противоречиво.
Исследование психологических аспектов рекламной
деятельности предполагает анализ таких ее сторон, которые вызывают у человека
эмоционально окрашенное отношение к рекламе, к самому товару, формирующее, в
конечном счете, желание или нежелание купить его.
Эмоциями называют такие психические процессы, в
которых человек непосредственно и лично переживает свое отношение к тем или
иным явлениям окружающей действительности или в которых получают свое
субъективное отражение различные состояния организма человека.
В психологии считается, что многочисленные
человеческие эмоции могут быть описаны несколькими базовыми составляющими:
любовь, радость, счастье, удивление, печаль, страдание, страх, гнев, ярость,
отвращение, призрение, вина. Они выражаются в громадном множестве
индивидуальных особенностей. Например, проявление ярости или страха у одного
происходит совсем иначе, чем у другого. Таким образом, непосредственное переживание
действующих на индивида явлений и ситуаций осуществляется в многообразии форм
эмоциональных переживаний, которые откладываются в эмоциональной памяти.
Как известно, у людей, помимо зрительной, очень
устойчивой является память эмоциональная, которая работает по принципу: приятно
- неприятно, понравилось - не понравилось. Рекламные материалы неизбежно
навевают неосознаваемые эмоциональные образы. Память на эмоциональные образы и
эмоциональные состояния - одна из самых прочнейших. Установлено, что эмоциональная
память намного сильнее, чем другие виды памяти, воздействует на принятие
решения, то есть на покупательское поведение человека. Специалисты считают, что
симпатия к товару пропорциональна симпатии к рекламной информации.
Эмоции всегда носят личностный, субъективный
характер. Психологи отмечают связь эмоций человека с переживанием его
собственного “Я”. Все, что человека окружает, вызывает у него определенные
эмоции. Именно в эмоциональной форме проявляются многочисленные индивидуальные
различия потенциальных потребителей. Любой рекламный видеоклип - это не только
информация, это, прежде всего несколько эмоционально насыщенных минут, лично
переживаемых человеком в момент просмотра. Характерна в этом отношении сама
рекламная лексика с ее богатой эмоциональной терминологией: тепло, уют, сияние.
Эмоции могут быть положительными и
отрицательными. Положительные эмоции стимулируют субъект достичь цели,
отрицательные - избегать объектов, вызывающих неприятные состояния. Многие люди
рассматривают удачную покупку как определенный способ получить удовлетворение,
снять плохое настроение, вызванное какими-то тяготами жизни. Поэтому хорошая
покупка всегда дает человеку заряд положительных эмоций.
Если человек не находит для себя ничего
интересного, эмоционально окрашенного, то у него может и не возникнуть желания
сделать покупку. Нередко рекламные объявления, которые создаются без учета
эмоциональных реакций потребителя, вызывают явно негативное отношение к
предмету рекламы. Установлено, что человек не стремится запоминать
информационный материал, который вызывает негативные эмоции. Если реклама
вызывает чувство брезгливости, страха, стеснения, это тормозит сбыт товара, и
наоборот, если рекламируемый товар позволяет избавиться от таких неприятных
эмоций, то он начинает пользоваться спросом.
Ряд моделей описывают возникновение и динамику
проявления эмоций. Одна из них принадлежит немецкому психологу В. Вунду. В
рамках его концепции эмоции характеризуются тремя парами полярных признаков:
возбуждение - успокоение;
напряжение - расслабление.
Эмоциональное состояние характеризуются одним,
двумя или тремя из указанных полярных состояний.
По Вунду, удовольствие или неудовольствие
возникает в связи с обонятельными и вкусовыми ощущениями, а также в связи с
ощущением боли. Различные цвета вызывают состояние возбуждения или успокоения.
Напряжение или расслабление связаны с процессами внимания. На самом деле
картина проявлений эмоций в их непосредственной связи с простейшими
психическими процессами, несомненно намного сложнее.
Известный российский психофизиолог П. В. Симонов
разработал информационную теорию эмоций. Отсутствие необходимой информации
вызывает негативные эмоции, а наличие - позитивные. Для проверки эмоциональной
эффективности рекламного сообщения нужно представить себе это сообщение и
определить, как к нему будут относиться люди с различными психологическими
характеристиками, будет ли он им приятен.
В психологии хорошо известное явление,
называемое проекцией, когда люди приписывают окружающим свое собственное
отношение к чему-либо. Создавая нечто оригинальное, креатор часто переживает
состояние эмоционального подъема, восхищения удачной находкой. При этом он не
всегда осознает, что результат его творческой деятельности многим людям может
не понравиться.
Решение проблемы современная психология видит в
том, что реклама эмоционально должна привлекать людей, а не отталкивать. Чтобы
побудить потребителя купить, его очаровывают, показывают ему новые возможности
которые у него появятся с приобретением того или иного товара.
В рекламных компаниях России, проведенные
исследования дают основания предположить, что рекламисты и СМИ не всегда
учитывают психологическую структуру восприятия рекламы российскими
потребителями, и прежде всего эмоциональную сферу.
Информационная среда перенасыщена повторяющейся
однообразной рекламой, что вызывает у потребителя закономерное желание избегать
её воздействие, её навязчивого проникновения в индивидуальное пространство
человека.
Нередко в печатной и телевизионной рекламе
используются деформированные культурные символы и объекты реального мира.
Проблема их негативного воздействия на психику и моральные установки людей еще
недостаточно изучены.
Воздействие рекламы на поведение человека.
Исследование данного механизма предполагает анализ поступков человека,
определяемых его покупательским поведением под воздействием рекламы.
Поведенческий компонент включает в себя как осознанное поведение, так и
поведение на бессознательном, неосознаваемом уровне. На осознаваемом уровне в
покупательском поведении проявляются, отражаются мотивации, потребности, воля
человека. На неосознаваемом уровне - установки и интуиция человека.
Потребители, как правило, не хотят признавать,
что их действия в рамках покупательского поведения - это результат воздействия
в той или иной форме, включая даже целенаправленное программирование. Им
кажется, что потребность в товаре существовала у них задолго до того, как они о
нем узнали из рекламы. Очень редко покупатели признаются самим себе или другим
людям в том, что их фактически «проэксплуатировали», навязав им не
существовавшую ранее потребность, и вынудили купить что-то, лишили возможности
сознательного выбора. Хотя на самом деле это чистейшая правда.
Существуют разные взгляды на природу различных
способов поведения людей.
С позиций психоаналитического подхода
психическая жизнь человека вообще, поведение его на рынке в частности строится
в основном на иррациональных, неосознаваемых мотивах.
По мнению западных психологов рекламы, на
человека оказывают сильное воздействие мотивы страха смерти и подсознательные
комплексы. Этим широко пользуются при рекламе отдельных товаров. Неудивительно,
что чувством страха пользуются в рекламной компании прежде всего те фирмы,
которые торгуют лекарствами, медицинскими препаратами, предметами ухода за
больными.
Мотивационная психология потребителей
подкрепляется теорией Фрейда о подсознательных комплексах. Смысл фрейдистких
методов сводится к использованию в рекламе затаенных биологических и
сексуальных импульсов и инстинктов человека. Особенно широко используются
сексуальные мотивы при рекламе парфюмерно-косметических товаров, предметов
одежды, средств личной гигиены, книг и других изделий.
Фрейдистская концепция включает в себя понятие о
так называемом комплексе неполноценности. Суть этой теории сводится к
следующему: в течении жизни в подсознании у каждого человека откладывается
множество травм. На базе этих разочарований возникает представление о
собственной неполноценности. И это вызывает глубокую обратную реакцию - желание
привлечь к себе внимание, подчеркнуть свое «я».
Понимание покупательского поведения с точки
зрения З. Фрейда облегчается обращением к бессознательному человека - самой
сильной части психологической природы человека, в рамках его концепции - прежде
всего сексуальной природы человека. Рекламная компания какого - нибудь товара
организуется так, чтобы рекламируемый товар ассоциативно был связан с
подавляемыми, неосознаваемыми мотивами.
Он воздействует, на покупателя со всех сторон -
убеждает, заставляет, привлекает, вынуждает, приказывает исполнять пожелания
продавца.
На основании материала изложенного в
теоретической части работы можно сделать вывод, что психология и реклама тесно
связаны. Практически реклама и есть синоним слова психология. Стоит только
обратить внимание на рекламные ролики, плакаты, слоганы, и мы заметим, на
сколько глубоко используются наши слабости для привлечения внимания и
возбуждения желания покупки того или иного товара.
Реклама действует на потребителей тем сильнее,
чем больше в них внутреннего соответствия, готовности принять новые сведения.
Если этой готовности нет, то, по теории когнитивного диссонанса, потребители
или отказывают в доверии источнику информации, или просто блокируют ее,
используя более подходящие источники. Тотальное воздействие рекламы на всех
потребителей невозможно, в конечном счете эти попытки приводят к необоснованным
затратам.
2. Практическое исследование факторов рекламного
воздействия
.1 База, методология и методы исследования
рекламный воздействие стереотип психологический
Целью практического исследования является
изучение изменения потребительского спроса в соответствии с изменением факторов
психологического рекламного воздействия на примере одного товара. А также,
влияние популярных телевизионных рекламных роликов на выбор товаров разными
категориями потребителей.
В практическом исследовании были использованы
следующие методы: наблюдение, ранжирование и опрос. Ранжирование - это
процедура упорядочения любых объектов по возрастанию или убыванию некоторого их
свойства при условии, что они этим свойством обладают. Объекты ранжирования -
это те объекты, которые упорядочиваются. Они могут быть самыми разными.
Основание ранжирования- то свойство, по которому объекты упорядочиваются. В
результате упорядочения получаем ранжированный ряд. В нем каждому объекту
приписывается ранг и место в этом ряду. Число мест и, соответственно, число
рангов равно числу объектов.
Опрос можно рассматривать как один
из самых распространённых методов получения информации о субъектах -
респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов,
ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в
зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его
массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость
обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о
группе индивидов
<#"872694.files/image001.jpg">
Приложение Б
Бриф на изготовление сценария для аудиоролика
Общие
требования
|
Жанр
ролика
|
Информационный
(дикторский), игровой (постановочный), имиджевый (в основном для дорогих
товаров и услуг), песенный
|
Тональность
обращения
|
Юмор,
лирика, пафос, солидно.
|
Рекламное
сообщение
|
Что
мы хотим сказать в нашем ролике, в порядке убывания важности
|
Описание
товара / услуги
|
Наименование
продукта, марка продукта, какие потребности удовлетворяет, где продается…
|
Аргументы
и факты
|
Какие
свойства продукта отличают его в лучшую сторону и почему
|
Целевая
аудитория
|
Возраст,
пол, доходы, образование. Неформальное описание представителя целевой
аудитории
|
Дополнительная
информация
|
Все,
что заказчик считает нужным сообщить, но у него так и не спросили
|
Специальные
требования
|
Хронометраж
|
15”,
20”, 30”
, нет
привязки к хронометражу
|
Обязательные
элементы
|
Адрес,
телефон, готовый слоган (если есть)
|
Приложение В
Вы считаете, что:
. Самый эффективный вид рекламы для магазина это
- газеты
реклама в Интернете
на щитах
на телевидении
по радио
в листовках
. Наиболее часто сталкиваетесь с рекламой - на
телевидении
в газетах, журналах
по радио
на щитах
в листовках
в Интернете
. При возникновении потребности скорее вспомните
рекламу - в газетах, журналах
на щитах
на листовках
на радио
в Интернет
на телевиденье
Приложение Г
Приложение Д
Диаграмма результатов исследования выборки
Приложение Ж
Данные, характеризующие частоту выбора
определенной продукции
Товар
|
Первая
группа (женщины от 18 до 25 лет )
|
Вторая
группа (женщины от 26 до 50 лет)
|
Вся
выборка
|
Кофе
“Нескафе”
|
1
|
2
|
3
|
Кофе
“Милагро Арома”
|
1
|
2
|
3
|
Растит.
масло «Злато»
|
1
|
5
|
6
|
Раст.масло
«Олейна»
|
4
|
2
|
6
|
Майонез
“Кальве”
|
0
|
0
|
0
|
Майонез
«Моя семья»
|
1
|
5
|
6
|
Памперсы
|
1
|
3
|
4
|
Пиво
“Толстяк”
|
0
|
4
|
4
|
Пиво
“Клинское”
|
2
|
7
|
9
|
Стир.пор.
“Ариэль»
|
4
|
8
|
12
|
Стир.пор.
“Миф”
|
5
|
6
|
11
|
Бул
куб “Кнорр”
|
3
|
5
|
8
|
Бул
куб “Магги”
|
0
|
1
|
1
|
Маргарин
«Пышка»
|
0
|
2
|
2
|
Маргарин
«Делми»
|
5
|
6
|
11
|
3
|
8
|
11
|
Тампоны
«О.би»
|
4
|
10
|
14
|
Ср-во“Фэйри”
|
1
|
1
|
2
|
Ср-во“Прилгель”
|
1
|
3
|
4
|
Зуб.
паст“Бленд а Мед”
|
2
|
2
|
4
|
Зуб.паста“Колгейт”
|
4
|
2
|
6
|
Сок
“я”
|
3
|
0
|
3
|
Помада
“Лореаль”
|
4
|
2
|
6
|
Дезодорант
“Секрет”
|
0
|
1
|
1
|
Сумма
|
53
|
90
|
142
|
Приложение З
Методика “Ранжирование”
Вам предлагается 26 наименований рекламных
роликов, которые необходимо в порядке убывания проранжировать по степени привлекательности,
при просмотре их по телевидению, а также указать, чем тот или иной ролик
привлекает. Во втором столбике выбрать тот товар, которым пользуются.
1 КОФЕ
“НЕСКАФЕ”1 КОФЕ
“НЕСКАФЕ”
2 КОФЕ
“МИЛАГРО АРОМА”2 КОФЕ “МИЛАГРО АРОМА”
3 РАСТИТЕЛЬНОЕ
МАСЛО “ЗЛАТО” 3 РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО “ЗЛАТО”
4 РАСТИТЕЛЬНОЕ
МАСЛО “ОЛЕЙНА” 4 РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО “ОЛЕЙНА”
5 МАЙОНЕЗ
“КАЛЬВЕ”5 МАЙОНЕЗ
“КАЛЬВЕ”
6 МАЙОНЕЗ
“МОЯ СЕМЬЯ”6 МАЙОНЕЗ “МОЯ СЕМЬЯ”
7 ПАМПЕРСЫ7
ПАМПЕРСЫ
8 ПИВО
“ТОЛСТЯК”8 ПИВО “ТОЛСТЯК”
9 ПИВО
“КЛИНСКОЕ”9 ПИВО “КЛИНСКОЕ”
10 СТИРАЛЬНЫЙ
ПОРОШОК “АРИЭЛЬ”10 СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК “АРИЭЛЬ”
11 СТИРАЛЬНЫЙ
ПОРОШОК “МИФ”11 СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК “МИФ”
12 БУЛЬОННЫЕ
КУБИКИ “МАГГИ”12 БУЛЬОННЫЕ КУБИКИ “МАГГИ”
13 МАРГАРИН
“ПЫШКА”14 МАРГАРИН
“ПЫШКА”
14 МАРГАРИН
“ДЕЛМИ”15 МАРГАРИН “ДЕЛМИ”
15 ТАМПОНЫ
“ОБИ”17 ТАМПОНЫ
“ОБИ”
16 СР-ВО
ДЛЯ МЫТЬЯ ПОСУДЫ “ФЭЙРИ”18 СР-ВО ДЛЯ МЫТЬЯ ПОСУДЫ “ФЭЙРИ”
17 ЗУБНАЯ
ПАСТА “БЛЕНД А МЕД”20 ЗУБНАЯ ПАСТА “БЛЕНД А МЕД”
18 ЗУБНАЯ
ПАСТА “КОЛГЕЙТ”21 ЗУБНАЯ ПАСТА “КОЛГЕЙТ”
19 СОК
“Я”22 СОК “Я”
20 СОК
“ЛЮБИМЫЙ САД”23 СОК “ЛЮБИМЫЙ САД”
21 ПОМАДА
“БУРЖУА”24 ПОМАДА
“БУРЖУА”
22 ПОМАДА
“ЛОРЕАЛЬ”25 ПОМАДА
“ЛОРЕАЛЬ”
23 ДЕЗОДОРАНТ
“СЕКРЕТ”26 ДЕЗОДОРАНТ
“СЕКРЕТ”
Приложение И
Опросный лист
1.
Пол;
2.
Возраст;
3.
Образование;
5.
Как
вы относитесь к рекламе:
а) с доверием;
б) с антипатией;
в) с безразличием.
г) свой вариант ответа.
6.
Как
вы считаете, есть ли вообще необходимость в рекламировании?
7.
Какая
реклама вам нравится ( не нравится)? Что именно привлекает (отталкивает) Вас в
этой рекламе?
8.
Вы
запоминаете некоторые рекламные ролики наизусть?
9.
Вносит
ли реклама полезную информацию в жизненный опыт?
10.
Что
Вас отталкивает в рекламе?
11.
Как
вы узнаете о появлении нового товара:
а) от знакомых;
б) из объявлений по радио, газете, ТВ;
в) увидели в витрине магазина;
г) в процессе осмотра товара в магазине;
д) из передачи по телевидению.
Cчитаете ли Вы, что
реклама, может манипулировать поведением потребителей?
Как реклама влияет на психику детей?