Психологические основы восприятия рекламы
Психологические основы восприятия рекламы
Оглавление
Введение
. Законы восприятия
. Этапы психологического воздействия рекламы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Жизнь современного человека без рекламы представить невозможно. Реклама - динамичная, быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. Уже многие годы, являясь постоянным спутницей человека, она изменяется вместе с ним. Характер рекламы ее содержание и форма претерпевают кардинальные метаморфозы вместе с развитием производительных сил общества, сменой социально-экономических формаций. Кроме всего прочего, реклама справедливо определяется как часть общечеловеческой культуры, которая развивается по своим законам .В одном из последних изданий "Большой Советской Энциклопедии" было написано: "Реклама - это средство одурачивания покупателей и навязывания им часто бесполезных товаров сомнительного качества". Сегодня мало кто разделяет это мнение. Хоть мы, россияне, не очень жалуем рекламу, она превратилась у нас в достаточно уважаемый и социально-необходимый вид деятельности.
Реклама давно уже стала фактором культурной, политической и экономической жизни общества. Являясь важным связующим звеном между производителем и потребителем, реклама способствовала развитию общества. Она всегда была одним из важных рычагов, стимулирующих процесс производства, совершенствование выпускаемых товаров, и в этом качестве выступает не только как "двигатель торговли", но и как своеобразный "двигатель прогресса".
По мере своего развития реклама становится культурным фактором и наряду с другими чертами объективного порядка - языком, историей, религией, обычаями - формирует общее понимание цивилизационного подхода к истории развития человеческого общества, согласно которому, по определению, цивилизация представляет собой культурную общность наивысшего порядка, самый широкий уровень культурной идентичности людей. Реклама является средством коммуникации. Опираясь на культурные и цивилизационные критерии, она оказывает влияние на развитие общественных связей.
Правильное толкование понятия психологической эффективности рекламного воздействия оказывается крайне важным для методологического развития данного направления. Очень часто под эффективностью ошибочно понимают прямую связь между рекламою и продажей товара, т. е. оценивают лишь способность рекламы влиять на желания потребителя, стимулировать не свойственные ему ранее потребности.
Однако между рекламой и продажей товаров не всегда удается установить однозначную зависимость. С одной стороны, реклама может нравиться потребителю, но товар хорошо расходится лишь тогда, когда в нем есть актуальная (или потенциальная) потребность. С другой стороны, хорошо известны случаи, когда необходимый людям продукт не реализовывался и при плохой рекламе.
Было бы крайне недальновидно рассматривать психологию рекламы как сугубо прикладную отрасль психологического знания. Уже становится очевидным, что в данном направлении существует целый ряд теоретических проблем, одной из которых (и, возможно, самой актуальной в настоящее время) является проблема психологической структуры восприятия рекламы и соответственно психологической структуры рекламного воздействия. При ближайшем рассмотрении задача оценки эффективности оказывается не такой простой именно из-за теоретической неразработанности этого вопроса. Эту тему разрабатывали: Лебедев А.И., Грошев И.В., Гримак Л.П., Гордякова О.В., и другие.
Цель данной работы - теоретическое исследование социально-психологической эффективности рекламы.
Объект исследования - эффективность психологического восприятия рекламы потребителем.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
правильно подобрать теоретический материал по теме исследования;
рассмотреть основные виды восприятия рекламы;
рассмотреть ряд различных методов и приемов, воздействующих на различные психические структуры человека.
Восприятие человека имеет свою психологию. Оно избирательно по своей природе. И определяется личными (индивидуальными) факторами и факторами, относящимися к стимулам. Рассмотрим каждое из них подробно.
Среди личных факторов выделяют потребности и мотивы.
Внимание будет привлечено и удержано, если информация представляет интерес для потребителя с точки зрения его мотивации и потребностей.
В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном физиологическом состоянии организма - голоде, жажде, дискомфорте. Другие носят психогенную природу и являются результатом таких состояний психологического напряжения, как потребность человека в признании или духовной близости. Большая часть потребностей не требует немедленного удовлетворения. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снимает психологическое напряжение. Подобное утверждение было экспериментально доказано основателем гуманистического направления в психологии - Абрахамом Маслоу.
Им же была предложена в виде пирамиды следующая классификация потребностей: 1 уровень - физиологические потребности (пища, вода, сон и т.д.), 2 - потребность в безопасности (стабильность и порядок), 3 - потребность в любви и принадлежности (семье и дружбе), 4 - потребность в уважении (самоуважение, признание), 5 - потребность в самоактуализации (развитие всех своих способностей).
Согласно Маслоу система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке в соответствии со степенью значимости ее элементов. Исходя из этого, в первую очередь человек старается удовлетворить самые важные потребности 1-2, а затем приступает к реализации следующих по значимости - 3 - 4 -5.
В свое время пирамида Маслоу явилась революционным открытием в мире психологии человека, и этим не преминули воспользоваться коммерсанты. Однако впоследствии теория потребностей была дополнена новыми исследованиями психологов. Оказалось, что на поведение человека наряду с потребностями оказывают влияние и мотивы.
Психолог Льюис обозначил основные мотивы поведения людей. Среди них: стремление к личной власти и управлению других, собственному удовольствию, эмоциональной безопасности, самоуважению, принадлежности к той или иной социальной группе, к достижению важных целей, поиску новых впечатлений, свободе и финансовой независимости. Разумеется, что это не самый полный список. Желание человека как можно дольше оставаться молодым, здоровым, красивым и «успешным» - не упоминается в списке мотивов Льюиса, однако их значимость в современном мире трудно переоценить.
Понятно, что рекламодателю необходимо иметь полное представление о потребностях и мотивах своих потенциальных покупателей, для того чтобы правильно подготовить программу по продвижению тех или иных товаров и услуг.
Знание потребностно-мотивационной сферы потребителя помогает производителям понять, каким образом разнообразные продукты или услуги соответствуют планам и целям потребителей. И уже в соответствии с этим строить свою рекламную кампанию.
2. Этапы психологического воздействия рекламы
Психологическое действие рекламы производится по этапам:
привлечение внимания;
возбуждение интереса;
убеждения;
принятия решения.
Любой этап воздействия м/у собою взаимосвязан, и нарушение последовательности этапов или исключение некоего из них приводит к тому, что человек не воспринимает рекламу, и она не достигает цели, как например случай со ссылкой gps навигаторы в барановичах
Первый этап рекламного воздействия связан с привлечением внимания к предлагаемому товару. Из собственного опыта могу заявить, что важно - применение контрастов, цветовое решение, нестандартное изображение предметов, выразительность тематики, музыкальное оформление. Неплохая реклама вечно основывается на оригинальной, свежей и неплохо продуманной идее. Вот, например, вспомните: лежите, читаете книгу - и вдруг показывают рекламу, в которой в качестве музыкального оформления взята нравящаяся и популярная лично вам мелодия. Вожделеете вы этого или нет, однако этот рекламный ролик заставит вас оторваться от чтения и послушать данную информацию, т.е. он привлек интерес. Когда эту информацию прослушаешь ряд раз, то периодически подумываешь: "А что если попробовать?"
Следующий этап - восприятие. На восприятие рекламы может повлиять большое количество факторов, при этом как позитивно, так и негативно. К примеру:
голос диктора в радиорекламе может снизить общее впечатление о сообщении, впрочем содержание рекламной информации для радиослушателей составляет внимание;
В зависимости от психологии любого человека и восприятие рекламы будет происходить по-разному. Насколько будет воспринята реклама находится в зависимости от:
круга интересов предполагаемого покупателя;
его потребностей;
социального и материального положения;
профессии;
образования;
возраста.
И эти все факторы обречены всенепременно продумываться при создании рекламы для соответствующего продукта.
Большое значение имеет процесс запоминания рекламы. Степень запоминания находится в зависимости от повторения рекламного сообщения. Зачастую возможно услышать, как человек заявляет: "Одну и ту же рекламу показывают сто раз". Хочешь того ты или не хочешь, однако непроизвольно запоминаешь! мотив восприятие реклама
Есть еще один способ воздействия на сознание человека-внушение. В.Шефнер писал: "Словом возможно убить. Словом возможно спасти, словом возможно полки за собою повести". Внушение - особого рода гипноз. Влияние внушений в общем восприятии рекламы проявляется в особенности эффективно, когда словесная информация сопровождается яркими, образными представлениями.
Уже давно подтверждено: словесные или мысленные внушения самом действенны тогда, когда они предельно просты, кратки, позитивны, жизнеутверждающие и оптимистичные по тону. Подобный подход способствует процессу воззрения в том, что в точности ваш товар (или услуги) лучше для потребителя и принятию окончательного решения по приобретению.
Используя свои возможности направленного воздействия на определенные категории потребителей, реклама все в большей степени выполняет функции управления спросом. Управляющая функция становится отличительным признаком современной рекламы, предопределенным тем, что она является составной частью системы маркетинга. Практика зарубежных фирм показывает, что на уровне потребителя почти любое состояние потребительского спроса может быть изменено маркетинговыми действиями, включающими целенаправленные рекламные мероприятия, до такой степени, чтобы уровень потребителя соответствовал реальным производственным возможностям фирмы или ее сбытовой политике.
Психологические аспекты восприятия рекламы потребителем Реклама органично вписалась в нашу жизнь.
Организация стимулов
Существуют ли принципы или правила, согласно которым люди организуют поступающую информацию? Этот вопрос относится к области исследования гештальтпсихологии. Учеными, работающими в этом направлении - М.Вертхеймером и В.Келлерем, - было экспериментально доказано, что:
. Люди склонны организовывать свое восприятие в «простые» схемы. Это означает, что простое восприятие стимула предпочтительнее даже при наличии возможности сложного восприятия. Этот принцип иллюстрируется схемами на вставке.
Так, в ходе исследования при запросе психологов соединить точки стимула «А» большинство людей заключало их в круг «Б», несмотря на то, что те же точки можно соединить двумя квадратами «В». Подобным же образом потребители приходят и к более простым интерпретациям рекламного обращения. Это особенно актуально для печатной рекламы. Нередко встретишь рекламные листовки и проспекты со сложными графическими иллюстрациями и комбинациями «заумных» слов. Экстравагантная реклама, безусловно, привлекает внимание, но редко запоминается. В силу данной закономерности.
. Организация восприятия идет по двум основным схемам. Первая - это образ, т. е. те элементы поля восприятия, которые привлекли к себе наибольшее внимание. Оставшиеся менее значимые элементы, составляющие окружение, называются фоном. Прошлый опыт оказывает сильное влияние на то, что в глазах потребителя будет образом, а что - фоном. Более знакомые объекты обычно выделяются. Подобно этому знакомый фирменный знак будет выделяться, что подчеркивает значение повторяющейся рекламы.
Важность принципа образ-фон с точки зрения рекламы иллюстрируется примером телерекламы фирмы Polaroid с участием звезд Голливуда. Ролики были основаны на устном споре между мужем и женой и, несомненно, людям они понравились. Однако в ходе опроса многие зрители назвали в качестве рекламируемой марки совсем не Polaroid, а Kodak. Поскольку не это заинтересовало зрителей больше всего. Для них актеры стали узнаваемым образом, в то время как сам продукт стал фоном, хотя от рекламы требовалось совсем противоположное.
Одним из примеров неправильного использования принципа образ-фон может служить и новая телевизионная реклама «АС - Альфастрахования». В данном случае художественные картины - мировые шедевры - становятся главным образом, именно на них акцентируется внимание, а фоном - незначительной информацией - выступает главное коммерческое предложение компании - застраховать свое имущество.
Принцип целостности, подсказанный психологами, активно используется в рекламе. Классический пример его использования - музыкальная тема из рекламы марки сигарет «Salem», в которой были слова: «Можно отнять «Salem» у страны, но не отнять страны у «Salem» .На ранних стадиях рекламной кампании слоган настойчиво укреплялся в сознании потребителей. Позже были разработаны новые объявления, в которых девиз заканчивался на слове «но». Согласно всем отчетам кампания была весьма успешной.
Принцип целостности можно встретить и в рекламе других компаний. Встречаются, к примеру, рекламные объявления компании «Kellogs», в которых отсутствует часть слова, либо несколько последних букв названия фирмы. Иногда в объявлении помещают частичное изображение самого товара. Некоторые компании по радио проигрывают музыкальный фрагмент из своей телевизионной рекламы, тогда как потребитель мысленно воспроизводит визуальную ее часть.
Успех этого рекламного трюка связан прежде всего с тем, что дает возможность потребителю включаться в процесс обработки информации и самому «создавать» рекламу. В нее он вкладывает свое личное отношение, вот почему она и лучше запоминается.
Как повысить эффективность восприятия рекламы?
Рекламная информация всегда должна быть правдивой, соответствовать реальности, не искажать действительность, содействовать достижению определенных целей, удовлетворять потребности людей, нести в себе идейное содержание.
Пример: рекламируя спортивный инвентарь, необходимо обратить внимание на роль физкультуры и спорта в жизни людей, но не только молодого поколения, а также людей преклонного возраста, т.к. их здоровье желает лучшего и с возрастом они все больше говорят о лекарствах. И если это будет хорошо продуманный сюжет, то этот рекламный ролик не останется без внимания.
Я считаю, что всегда эффективно будет воспринята реклама, которая не лишена оригинальности и чувства юмора. И вы сами вполне можете привести примеры рекламы, которая благодаря юмору до сих пор держится у всех на слуху (даже несмотря на то, что ее уже давно не крутят).
Не останется без внимания реклама, в которой будут сведения из области знаний (биологии, химии, медицины, литературы и т.д.), так как эта информация содействует познанию окружающего мира.
Эффективность восприятия рекламы можно повысить внедрением в нее элементов конкурса.
Например, рекламируя торговую марку чая, предложить телезрителям поучаствовать в литературном конкурсе: предположим, написать частушки к праздничному чаепитию. Успех такой рекламе гарантирован.
Немаловажную роль в рекламном ролике необходимо отвести музыкальному оформлению, так как музыка создает положительное эмоциональное настроение.
Особое внимание при создании рекламного текста уделите правильному выбору слов. Чтобы эффективность восприятия рекламы была на порядок выше, из богатого словарного запаса нужно уметь выбрать именно те слова, которые своим значением и смысловым оттенком в наибольшей степени будут содействовать раскрытию рекламной идеи. Конечно же, обращайте внимание правильности стиля и языка.
Заключение
Психология рекламы такова, что предлагает человеку предварительно обдумать покупку, а затем прийти к решению, а также содействует развитию у людей самостоятельного критического мышления. Эффективность восприятия рекламы определяется силой воздействия рекламных средств, правильным выбором ее содержания. В процессе своего воздействия содержание рекламных средств оказывает влияние на восприятие сообщения и человек либо отвергает, либо принимает данную информацию.
Поэтому большое значение имеет то, насколько профессионально обучен персонал, работающий в рекламном агентстве или рекламном отделе предприятия. О повышении квалификации таких работников необходимо постоянно заботиться. Это то звено, которое всегда работает над созданием эффективной рекламы для вашего продукта, что непосредственно отражается на его восприятии и уровне продаж.
Таким образом, мы пришли к выводу, что реклама - явление социально-психологическое. Реклама в мире бизнеса обрушивает на потребителя огромное количество информации. Психологическое воздействие рекламной информации проявляется в процессах переработки рекламных сообщений - эмоциях, мыслях, возможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие акты покупателя.
Вышеупомянутые вопросы здесь затронуты только поверхностно, так как задача этой работы заключалась в рассмотрении основных психологических аспектов.
Список использованной литературы
1.Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: ПитерКом, 2003
2.Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России. - М.; Центр, 1996.
.Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. - М., 1995.
.Полукаров В.Л. Основы рекламы. - М.: Дашков и К, 2004.
.Ромат Е.В. Реклама. - Киев: НВФ Студцентр, 1999.
.Моркшанцев Р.И. Психология рекламы. - М.: ИнфраМ, 2006г
.www.Sostav.ru - Маркетинг, реклама, PR
.#"justify">.http://www.marketologi.ru