Психологическая готовность к обучению в среднем звене
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы психологической готовности к
обучению в среднем звене
1.1 Понятие структура и особенности формирования учебной
деятельности
.2 Особенности учебной деятельности в младшем школьном
возрасте
1.3 Психологическая готовность к обучению в среднем звене
Глава 2. Исследование психологической готовности к обучению в
среднем звене
.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Период перехода младшего школьника в среднее звено часто сопровождается
разного рода трудностями, возникающими не только у школьников, но и у
педагогов. Рубеж IV-V классов характеризуется значительным
снижением интереса учащихся к учебе в школе, к самому процессу обучения.
Симптомами этого «разочарования» являются: отрицательное отношение к школе в
целом, к обязанности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на
уроках и особенно дома, конфликты с учителями, нарушение правил поведения в
школе [19, c. 323].
Все трудности возникают из-за неготовности ребенка к переходу к обучению
в среднем звене. Значение степени готовности к обучению в среднем звене трудно
переоценить на данном этапе развития общества, когда все большую актуальность
приобретают тезисы о системе непрерывного образования и воспитания человека,
когда именно подготовка детей, ее эффективность определяют успешность
дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения и благоприятное
профессиональное становление. Кроме того, в настоящее время система
современного образования направлена на индивидуализацию школьника. Таким
образом, проблема психологической готовности младшего школьника к обучению в
средней школе стала актуальной и популярной. Можно с полной уверенностью и
убежденностью сказать - это потребность общества, жизни, практики обучения и
воспитания подрастающих поколений.
Этим объясняется отчетливо проявившееся стремление к более глубокому
изучению психологической готовности младшего школьника к обучению в среднем
звене и взаимосвязи ее составляющих.
Исходя из актуальности, тема работы: «Психологическая готовность к
обучению в среднем звене».
Объект исследования: учебная деятельность.
Предмет исследования: психологическая готовность к обучению в среднем
звене.
Контингент исследования: младший школьник в период перехода в среднее
звено.
Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи основных составляющих
психологической готовности младших школьников к обучению в среднем звене с
результатами успеваемости в период адаптации.
Задачи исследования:
. На основе изучения и анализа научной, учебно-методической
литературы и периодической печати рассмотреть основные понятия и особенности
данной проблемы;
. Провести исследование составляющих психологической готовности к
обучению в среднем звене;
. Проанализировать результаты успеваемости учащихся 5 классов в
адаптационный период;
. Провести корреляционный анализ результатов исследования;
. Обосновать выводы.
Гипотеза: мы предполагаем, что результаты успеваемости учащихся в
адаптационный период зависят от основных составляющих психологической
готовности к обучению в среднем звене.
Работа носит опытно-экспериментальный характер и состоит из введения,
двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных
источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы психологической готовности к обучению в
среднем звене
.1 Понятие, структура и особенности формирования учебной
деятельности
«Учебная деятельность» - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить
три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в
педагогике.
Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения,
обучения.
В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность
определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она
понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью
предметных и познавательных действий.
В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная
деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов,
направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий
теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах
общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия [11,
с. 34].
Так же необходимо выделить, что учебная деятельность является:
- общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение
всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством);
- общественной по своему смыслу (она является общественно значимой
и общественно оцениваемой);
- общественной по форме своего осуществления (она
осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами).
Очень важно будет отметить, что усвоение знаний, умений и навыков внутри
УД имеет ряд характерных особенностей.
Во-первых, содержание УД составляют научные понятия и законы, всеобщие
способы решения соответствующих им познавательных задач.
Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и
главный результат деятельности (в других видах деятельности усвоение знаний и
умений выступает как побочный результат).
В-третьих, в процессе УД происходит изменение самого ученика как ее
субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого
основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности.
Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе
ее выполнения в самом субъекте.
Говоря об учебной деятельности необходимо выделить ее структуру.
Структуру учебной деятельности рассматривали многие ученые, в нашей
работе мы на структуре В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.
Структура учебной деятельности В.В. Давыдова:
. Потребность в учебной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте в процессе развития сюжетной игры у детей
формируется познавательный интерес, а в младшем школьном возрасте на его базе
формируется потребность в учебной деятельности, т.е. в усвоении теоретических
знаний.
. Мотивы учебных действий.
Потребность в учебной деятельности конкретизуется у школьников в
многообразии мотивов, требующих от них выполнения учебных действий. Мотивы
учебных действий побуждают школьников к овладению способами построения
теоретических знаний, направленными на решение учебных задач.
. Учебная задача.
Суть учебной задачи состоит в том, что при её решении посредством
действий школьники раскрывают происхождение «клеточки» некоторого целостного
объекта и используют эту «клеточку» для мысленного воспроизведения этого
объекта. Тем самым, школьники осуществляют микроцикл восхождения от
абстрактного к конкретному как путь усвоения теоретических знаний (при решении
задачи школьники первоначально овладевают содержательным общим способом, а
затем используют его при безошибочном подходе к каждой конкретной задаче).
. Учебные действия (от общего к конкретному): а) преобразование условий
задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; б)
моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной
форме; в) преобразование модели отношения для изучения свойств в «чистом виде»;
г) построение системы частных задач, решаемых общим способом; д) контроль за
выполнением предыдущих действий; и) оценка усвоения общего способа как
результата решения данной задачи.
. Учебные операции
Каждое действие состоит из определённых операций, наборы которых меняются
в зависимости от конкретных условий, входящих в ту или иную учебную задачу
(действие соотносится с целью задачи, а его операции - с условиями задачи).
Структура учебной деятельности Д.Б. Эльконина:
. Учебно-познавательные мотивы, сущность которых состоит в
усвоении обобщённых способов действий в конкретной области изучаемого предмета;
2. Учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий
усвоению способ действия;
3. Учебные действия, которые есть действия, в результате которых
формируются представление или предварительный образ усваиваемого действия и
производится первоначальное воспроизведение образца;
. Действия контроля (самоконтроля), которое состоит в
сопоставлении воспроизведенного действия с образцом через его образ;
. Действия оценки (самооценки) степени усвоения тех изменений,
которые произошли в самом субъекте.
Формирование учебной деятельности есть процесс постепенной передачи
выполнения отдельных элементов этой деятельности ученику для самостоятельного
осуществления. Наиболее активно этот процесс осуществляется в период младшего
школьного возраста.
.2 Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст - период начального знакомства с учебной
деятельностью, овладения ее основными компонентами. Детально и не спеша
необходимо демонстрировать детям определенную последовательность учебных
действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешне
речевом и умственном планах. При этом важно создать благоприятные условия для того,
чтобы предметные действия приобретали умственную форму при должной их
обобщенности, сокращенности и освоенности.
В учебных ситуациях дети осваивают общие способы решения некоторого
класса задач. Овладев ими, дети сразу целиком применяют найденные способы
решения в конкретных задачах, с которыми они встречаются. Действия,
направленные на усвоения общего образца - способа решения задачи,
соответствующим образом мотивируется. Ребенку объясняют, зачем нужно усвоить
именно этот материал.
Работа по освоению общих образцов действий должна предшествовать практике
их применения при решении конкретных задач и выделяться как особая в учебном
процессе. Одно из основных требований психологии - так организовать начальное
обучение, чтобы преподавание большинства тем и разделов программы происходило
на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способ
выделения свойств некоторого понятия или общих образцов решения задач
определенного класса.
В умении преобразовать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические
проявляется наиболее высокий уровень развития учебной деятельности школьников.
Если в младшем школьном возрасте это умение должным образом не сформировано, то
в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическим
источником успешного учения [12, с. 152].
Целеполагание - важнейший компонент учебной деятельности, который
непосредственно влияет на формирование у школьников умения учиться и на
развитие его самостоятельности.
В.В. Давыдов считал, что учебное целеполагание обуславливает развитие
познавательного интереса у учащихся в процессе познания.
Целеполагание как необходимый компонент учебной деятельности выражается в
изменении, продвижении, развитии ученика, в развитии его понятий и
представлений, его взглядов и убеждений, его практических умений и навыков [12,
с. 159].
Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают
благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к
планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, а также к
произвольной их регуляции.
Чтобы сформировать контроль и самооценку, необходимо приучить ребенка
сравнивать выполняемую им работу с некоторым образцом, предварительно научив
его приемам такого сравнения. Контроль и самооценку ребенка нужно сформировать
не только в учебной, но и в других доступных ему видах деятельности: в игре, а
конструировании, в разнообразных домашних заботах и делах. Тогда легче будет
обобщить и перенести приемы контроля на учение.
Слежение за правильностью выполнения задания должно стать обязательным
условием выполнения любой учебной деятельности и осуществляться ребенком
самостоятельно. Следует оценивать весь процесс выполнения учебной задачи в
целом, без выставления оценки результатов, выявляя и анализируя положительные и
отрицательные стороны выполняемой работы.
В умственном росте школьника большую роль играет формирование учебной
направленности, ответственного отношения к учению, таких мотивов или побуждений
к учению, которые укрепляют его стремления достигнуть успехов в учебной работе
[6, с. 286].
Изучение мотивов учения младших школьников показывает, что они весьма
разнообразны.
У школьников третьих и четвертых классов мотивами выступают - стремление
занять первое место в коллективе класса, проявить качества хорошего ученика.
Так же, в третьих и четвертых классах на первый план выступает интерес не
к самому процессу деятельности (не к тому, что делает ученик при усвоении
знаний), а к тому, каково содержание этих знаний.
В процессе школьного обучения мотивы учения постепенно укрепляются и
углубляются [6, с. 286].
Средний школьный возраст - это период овладения самостоятельными формами
работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учеников,
стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Эта мотивация
направлена не только на получение новых знаний, но и на поиск общих
закономерностей и освоение самостоятельных способов добывания новых знаний.
Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность теряет
свое ведущее значение в психическом развитии учащихся. Но она продолжает
оставаться основной деятельностью школьников.
Уже с начала обучения в средней школе расширяется само понятие “учение”.
Теперь оно не ограничивается рамками учебной программы, а часто выходит за ее
пределы, может в большей степени осуществляться самостоятельно. Но это возможно
только в том случае, если интерес к учению становится основным мотивом. Если же
учение не представляет для ребенка значимой ценности, его познавательная
активность развита слабо, то учебная деятельность превращается в сугубо
формальную, не выполняющую свою функцию в развитии детей. Отсюда - и
разочарование в учебе, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе в
целом, так характерное для 5-классников [6, с. 294].
.3 Психологическая готовность к обучению в среднем звене
Психологическая готовность - это сложное образование, представляющее
собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации,
сформированность механизмов произвольной регуляции действий, достаточного
уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного
типа взаимоотношений. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного
уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание
психологической готовности к школе.
Психологическая готовность - необходимый и достаточный уровень
психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях средней
школы [12, c.323].
Выделяют:
общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели
интеллектуального и сенсомоторного <#"872470.files/image001.gif">
|
A
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4-5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5,6
|
2,5
|
B
|
0-2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
-
|
10
|
6,9
|
1,8
|
C
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4-5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5,2
|
2,5
|
D
|
0
|
1
|
2-3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5,6
|
2,4
|
E
|
0-1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5,6
|
2,1
|
F
|
0-1
|
2-3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
-
|
10
|
6,6
|
2,0
|
G
|
0
|
1
|
-
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6-7
|
8
|
9-10
|
42
|
2,1
|
H
|
0-1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5,8
|
2,3
|
I
|
0
|
-
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8-10
|
3,4
|
1,9
|
O
|
-
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5-6
|
7
|
8
|
9-10
|
3,9
|
2,5
|
Q3
|
-
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8-10
|
3,6
|
2,1
|
Q4
|
0
|
1
|
2
|
3-4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
6,0
|
2,4
|
Таблица 2. Нормативные данные. Стеновые нормы: девочки 11-12 лет (п =135)
Стены Факторы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
A
|
0-2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
-
|
10
|
6,3
|
2,2
|
B
|
0-3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
-
|
8
|
9
|
-
|
10
|
7,3
|
1,8
|
C
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4-5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5,2
|
2,6
|
D
|
0
|
1
|
2
|
3-4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5,1
|
2,5
|
E
|
0-1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5,0
|
2,1
|
F
|
0-1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
4,8
|
2,1
|
G
|
0
|
1
|
2
|
3
|
5
|
6-7
|
8
|
9
|
10
|
5,2
|
2,2
|
H
|
0-1
|
2
|
3
|
4
|
5-6
|
7
|
8
|
9
|
-
|
10
|
6,3
|
2,2
|
I
|
0-2
|
3
|
-
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
6,3
|
1,8
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
O
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6-7
|
8
|
9
|
10
|
4,4
|
1,9
|
Q3
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6-7
|
8
|
9
|
10
|
4,8
|
2,4
|
Q4
|
0
|
1
|
2-3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5,8
|
2,5
|
Таблица 3. Бланк ответов
Среди исследуемых личностных факторов были выделены те, которые относятся
к интеллектуальной сфере (фактор В), личностной сфере (факторы A, C, I) и волевой
(факторы F, G, H, Q3).
Таблица 4. Ключ
.2. Анализ результатов исследования
Таблица 5. Результаты интеллектуальной готовности учащихся 4 классов МБОУ
«СОШ №2 г. Осы» апрель, 2014 г.
№
|
Ф.И.
|
Интеллект (фактор В)
|
1
|
2
|
3
|
1
|
А. Вячеслав
|
8 выс
|
2
|
А. Елизавета
|
7 ср
|
3
|
А. Ангелина
|
9 выс
|
4
|
А. Андрей
|
7ср
|
5
|
Б. Егор
|
8 выс
|
6
|
Б. Никита
|
7 ср
|
7
|
Б. Александр
|
8 выс
|
8
|
Б. Екатерина
|
4 ср
|
9
|
Б. Влада
|
5 ср
|
10
|
Б. Ксения
|
7 ср
|
11
|
Б. Сергей
|
6 ср
|
12
|
В. Алена
|
9 выс
|
13
|
В. Дмитрий
|
7 ср
|
14
|
В. Елизавета
|
4 ср
|
15
|
Г. Ольга
|
4 ср
|
16
|
Г. Дарья
|
8 выс
|
17
|
Д. Тимофей
|
7 ср
|
18
|
Д. Елена
|
8 выс
|
19
|
Д. Алексей
|
7 ср
|
20
|
Д. Яна
|
8 выс
|
21
|
Д. Дарья
|
7 ср
|
22
|
Е. Анастасия
|
8 выс
|
23
|
Е. Яна
|
7 ср
|
24
|
Ж. Алина
|
5 ср
|
25
|
З. Алена
|
7 ср
|
26
|
З. Алина
|
5 ср
|
1
|
2
|
3
|
27
|
З. Светлана
|
7 ср
|
28
|
К. Никита
|
6 ср
|
29
|
К. Евгений
|
6 ср
|
30
|
К. Кирилл
|
7 ср
|
31
|
К. Яна
|
10 выс
|
32
|
К. Максим
|
10 выс
|
33
|
К. Владимир
|
6 ср
|
34
|
К. Ангелина
|
8 выс
|
35
|
К. Ксения
|
5 ср
|
36
|
К. Алина
|
8 выс
|
37
|
К. Матвей
|
6 ср
|
38
|
К. Мария
|
3 низ
|
39
|
К. Оксана
|
6 ср
|
40
|
К. Софья
|
8 выс
|
41
|
Л. Артем
|
6 ср
|
42
|
Л. Ольга
|
8 выс
|
43
|
М. Юлия
|
5 ср
|
44
|
М. Данил
|
3 низ
|
45
|
М. Луиза
|
7 ср
|
46
|
Н. Анна
|
6 ср
|
47
|
Н. Стас
|
3 низ
|
48
|
О. Владимир
|
6 ср
|
49
|
О. Софья
|
4 ср
|
50
|
О. Юлия
|
10 выс
|
51
|
О. Владислав
|
8 выс
|
52
|
П. Екатерина
|
7 ср
|
53
|
П. Влад
|
4 ср
|
54
|
П. Дарья
|
4 ср
|
55
|
П.Екатерина
|
8 выс
|
56
|
П.Валерия
|
9 выс
|
57
|
П. Максим
|
6 ср
|
58
|
П. Дарья
|
4 ср
|
59
|
Р. Максим
|
7 ср
|
60
|
С. Диана
|
10 выс
|
61
|
С. Софья
|
8 выс
|
62
|
С. Алиса
|
9 выс
|
63
|
С. Иван
|
5 ср
|
64
|
С. Степан
|
6 ср
|
65
|
С. Алена
|
4 ср
|
66
|
С. Анастасия
|
8 выс
|
67
|
С. Ксения
|
7 ср
|
68
|
С. Анжелика
|
6 ср
|
69
|
С. Ксения
|
5 ср
|
70
|
С. Ксения
|
8 выс
|
71
|
С. Павел
|
10 выс
|
72
|
Т. Иван
|
6 ср
|
73
|
Т. Данил
|
6 ср
|
74
|
У. Анна
|
9 выс
|
75
|
У. Ксения
|
3 низ
|
76
|
Ц.Наталья
|
4 ср
|
77
|
Ч. Мария
|
4 ср
|
78
|
Ш. Елена
|
7 ср
|
79
|
Ш. Влад
|
5 ср
|
|
Низкий
|
0
|
|
Средний
|
62 %
|
|
Высокий
|
38 %
|
Рис. 1. Результаты интеллектуальной готовности к обучению в среднем звене
учащихся 4 классов МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»
психологический обучение интеллектуальный учащийся
Анализ результатов интеллектуальной готовности (фактор В) к обучению в
среднем звене (Таблица 5, рисунок 1) выявил, что среди учащихся 4 классов нет
детей с низким уровнем интеллекта. Высокий уровень развития интеллектуальных
функций показали 38% учащихся. Это дети, у которых хороший уровень развития
вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из
общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения
новых знаний. Остальные учащиеся (62%) показали средний уровень развития
интеллекта.
Таблица 6. Результаты личностной готовности учащихся 4 классов МБОУ «СОШ
№2 г. Осы» апрель, 2014 г.
№
|
Ф.И.
|
Общительность (фактор А)
|
Уверенность в себе (фактор С)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
А. Вячеслав
|
7ср
|
7ср
|
3низ
|
2
|
А. Елизавета
|
7ср
|
2низ
|
7ср
|
3
|
А. Ангелина
|
10выс
|
6ср
|
7ср
|
4
|
А. Андрей
|
5ср
|
5ср
|
6ср
|
5
|
Б. Егор
|
3низ
|
4ср
|
7ср
|
6
|
Б. Никита
|
5ср
|
7ср
|
6ср
|
7
|
Б. Александр
|
6ср
|
4ср
|
8выс
|
8
|
Б. Екатерина
|
8выс
|
4ср
|
10выс
|
9
|
Б. Влада
|
5ср
|
5ср
|
9выс
|
10
|
Б. Ксения
|
3низ
|
5ср
|
8выс
|
11
|
Б. Сергей
|
9выс
|
6ср
|
6ср
|
12
|
В. Алена
|
5ср
|
4ср
|
6ср
|
13
|
В. Дмитрий
|
7ср
|
5ср
|
4ср
|
14
|
В. Елизавета
|
2низ
|
4ср
|
7ср
|
15
|
Г. Ольга
|
7ср
|
4ср
|
5ср
|
16
|
Г. Дарья
|
6ср
|
4ср
|
6ср
|
17
|
Д. Тимофей
|
9выс
|
5ср
|
5ср
|
18
|
Д. Елена
|
5ср
|
2низ
|
9выс
|
19
|
Д. Алексей
|
5ср
|
5ср
|
6ср
|
20
|
Д. Яна
|
6ср
|
5ср
|
7ср
|
21
|
Д. Дарья
|
5ср
|
5ср
|
7ср
|
22
|
Е. Анастасия
|
7ср
|
3низ
|
6ср
|
23
|
Е. Яна
|
4ср
|
7ср
|
9выс
|
24
|
Ж. Алина
|
5ср
|
3низ
|
10выс
|
25
|
З. Алена
|
2низ
|
4ср
|
6ср
|
26
|
З. Алина
|
6ср
|
7ср
|
7ср
|
27
|
З. Светлана
|
3низ
|
5ср
|
7ср
|
28
|
К. Никита
|
6ср
|
4ср
|
6ср
|
29
|
К. Евгений
|
6ср
|
5ср
|
9выс
|
30
|
К. Кирилл
|
6ср
|
4ср
|
5ср
|
31
|
К. Яна
|
2низ
|
10выс
|
8выс
|
32
|
К. Максим
|
8выс
|
6ср
|
4ср
|
33
|
К. Владимир
|
5ср
|
6ср
|
6ср
|
34
|
К. Ангелина
|
5ср
|
4ср
|
7ср
|
35
|
К. Ксения
|
7ср
|
5ср
|
8выс
|
36
|
К. Алина
|
8выс
|
6ср
|
10выс
|
37
|
К. Матвей
|
6ср
|
7ср
|
4ср
|
38
|
К. Мария
|
2низ
|
3низ
|
2низ
|
39
|
К. Оксана
|
2низ
|
2низ
|
5ср
|
40
|
К. Софья
|
4ср
|
1низ
|
10выс
|
41
|
Л. Артем
|
7ср
|
4ср
|
7ср
|
42
|
Л. Ольга
|
5ср
|
5ср
|
5ср
|
43
|
М. Юлия
|
2низ
|
4ср
|
5ср
|
44
|
М. Данил
|
6ср
|
3низ
|
8выс
|
45
|
М. Луиза
|
6ср
|
5ср
|
9выс
|
46
|
Н. Анна
|
4ср
|
3низ
|
5ср
|
47
|
Н. Стас
|
4ср
|
3низ
|
5ср
|
48
|
О. Владимир
|
6ср
|
6ср
|
8выс
|
49
|
О. Софья
|
4ср
|
2низ
|
5ср
|
50
|
О. Юлия
|
2низ
|
4ср
|
4ср
|
51
|
О. Владислав
|
5ср
|
5ср
|
6ср
|
52
|
П. Екатерина
|
3низ
|
4ср
|
9выс
|
53
|
П. Влад
|
10выс
|
4ср
|
8выс
|
54
|
П. Дарья
|
5ср
|
4ср
|
9выс
|
55
|
П. Екатерина
|
5ср
|
4ср
|
8выс
|
56
|
П. Валерия
|
4ср
|
3низ
|
8выс
|
57
|
П. Максим
|
6ср
|
5ср
|
6ср
|
58
|
П. Дарья
|
3низ
|
1низ
|
7ср
|
59
|
Р. Максим
|
7ср
|
7ср
|
1низ
|
60
|
С. Диана
|
8выс
|
6ср
|
8выс
|
61
|
С. Софья
|
8выс
|
6ср
|
4ср
|
62
|
С. Алиса
|
5ср
|
4ср
|
6ср
|
63
|
С. Иван
|
5ср
|
3низ
|
7ср
|
64
|
С. Степан
|
3низ
|
5ср
|
10выс
|
65
|
С. Алена
|
1низ
|
1низ
|
7ср
|
66
|
С. Анастасия
|
2низ
|
4ср
|
7ср
|
67
|
С. Ксения
|
4ср
|
7ср
|
9выс
|
68
|
С. Анжелика
|
5ср
|
3низ
|
8выс
|
69
|
С. Ксения
|
6ср
|
3низ
|
10выс
|
С. Ксения
|
3низ
|
4ср
|
6ср
|
71
|
С. Павел
|
9выс
|
5ср
|
7ср
|
72
|
Т. Иван
|
6ср
|
7ср
|
6ср
|
73
|
Т. Данил
|
9выс
|
6ср
|
6ср
|
74
|
У. Анна
|
5ср
|
4ср
|
5ср
|
75
|
У. Ксения
|
6ср
|
3низ
|
6ср
|
76
|
Ц. Наталья
|
3низ
|
5ср
|
10выс
|
77
|
Ч. Мария
|
4ср
|
3низ
|
6ср
|
78
|
Ш. Елена
|
2низ
|
1низ
|
7ср
|
79
|
Ш. Влад
|
9выс
|
5ср
|
1низ
|
|
|
|
|
|
|
Низкий
|
24%
|
25 %
|
6 %
|
|
Средний
|
62 %
|
74 %
|
63 %
|
|
Высокий
|
14%
|
1%
|
31 %
|
Рис. 2. Результаты исследования уровня общительности учащихся 4 классов МБОУ «СОШ № 2 г.
Осы»
Анализ результатов исследования общительности (фактор А) (Таблица 6,
рисунок 2) среди учащихся 4 классов показал, что дети с низким уровнем общительности
составляют 24% от общего числа обследуемых детей. Эти учащиеся отличаются
недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, отсутствием интуиции в межличностных
отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство,
эгоцентризм. Высокий уровень - у 14%, что характеризует детей как
эмоционально-теплых, общительных, веселых. Средний уровень общительности
выявлен у 62% детей данной выборки.
Рис. 3. Результаты исследования уровня уверенности в себе учащихся 4 классов МБОУ «СОШ № 2 г.
Осы»
Анализ результатов исследования уровня уверенности в себе (фактор С)
(Таблица 6, рисунок 3) среди учащихся 4 классов показал, что 25% детей имеют
низкий уровень диагностируемого качества. Это дети, которые остро реагируют на
неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками,
обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции,
испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. Детей со средним
уровнем - 74%. Высокий уровень развития уверенности в себе отражает у ребенка
спокойствие, стабильность, лучшую подготовленность к успешному выполнению
школьных требований. Однако среди учащихся данной выборки высокий уровень
диагностируется только у 1% детей.
Рис. 4. Результаты исследования уровня сензитивности учащихся 4 классов МБОУ «СОШ № 2 г.
Осы»
Анализ результатов исследования сензитивности (фактор I) (Таблица 6, рисунок 4) среди
учащихся 4 классов показал, что детей с низким уровнем 6%, это те учащиеся,
которые практичны, отличаются реализмом, независимы. Средний уровень выявлен у
63% учащихся. Детей с высоким уровнем развития сензитивности 31%. Это дети
мягкие, сентиментальные, доверчивые, нуждающиеся в поддержке, в большой степени
подверженные влиянием внешней среды.
Таблица 7. Результаты уровня волевой готовности учащихся 4 классов МБОУ
«СОШ №2 г. Осы» апрель, 2014 г.
№
|
Ф. И.
|
Беспечность (фактор F)
|
Ответственность (фактор G)
|
Социальная смелость (фактор Н)
|
Самоконтроль (фактор Q3)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
А. Вячеслав
|
6 ср
|
4ср
|
3 низ
|
5ср
|
2
|
А. Елизавета
|
9 выс
|
3 низ
|
2 низ
|
2 низ
|
3
|
А. Ангелина
|
6 ср
|
4ср
|
6ср
|
3 низ
|
4
|
А. Андрей
|
5 ср
|
8 выс
|
3 низ
|
3 низ
|
5
|
Б. Егор
|
6 ср
|
4 ср
|
1 низ
|
3 низ
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
6
|
Б. Никита
|
7 ср
|
5ср
|
2 низ
|
3 низ
|
7
|
Б. Александр
|
3 низ
|
5ср
|
6ср
|
3 низ
|
8
|
Б. Екатерина
|
5 ср
|
8выс
|
4ср
|
6ср
|
9
|
Б. Влада
|
6 ср
|
7ср
|
3 низ
|
5ср
|
10
|
Б. Ксения
|
7 ср
|
6ср
|
2 низ
|
3 низ
|
11
|
Б. Сергей
|
3 низ
|
8ср
|
6 ср
|
10выс
|
12
|
В. Алена
|
6 ср
|
5ср
|
5ср
|
3 низ
|
13
|
В. Дмитрий
|
5 ср
|
4ср
|
6ср
|
4ср
|
14
|
В. Елизавета
|
4 ср
|
2 низ
|
1 низ
|
8выс
|
15
|
Г. Ольга
|
6 ср
|
7ср
|
5 ср
|
7ср
|
16
|
Г. Дарья
|
8 выс
|
3 низ
|
7ср
|
1 низ
|
17
|
Д. Тимофей
|
6 ср
|
4ср
|
6ср
|
3 низ
|
18
|
Д. Елена
|
4 ср
|
5ср
|
6ср
|
7ср
|
19
|
Д. Алексей
|
4 ср
|
8выс
|
6ср
|
9выс
|
20
|
Д. Яна
|
7 ср
|
4ср
|
2 низ
|
5ср
|
21
|
Д. Дарья
|
8 выс
|
7ср
|
5ср
|
6ср
|
22
|
Е. Анастасия
|
5 ср
|
5ср
|
5ср
|
2 низ
|
23
|
Е. Яна
|
2 низ
|
7ср
|
5ср
|
7ср
|
24
|
Ж. Алина
|
4 ср
|
7ср
|
6ср
|
6ср
|
25
|
З. Алена
|
7 ср
|
3 низ
|
2 низ
|
2 низ
|
26
|
З. Алина
|
9 выс
|
6ср
|
8выс
|
5ср
|
27
|
З. Светлана
|
4 ср
|
5ср
|
3 низ
|
7ср
|
28
|
К. Никита
|
5 ср
|
4ср
|
5ср
|
4ср
|
29
|
К. Евгений
|
5 ср
|
4ср
|
3 низ
|
4ср
|
30
|
К. Кирилл
|
9 выс
|
4ср
|
5ср
|
4ср
|
31
|
К. Яна
|
5 ср
|
3 низ
|
4ср
|
3 низ
|
32
|
К. Максим
|
7 ср
|
8выс
|
8выс
|
8выс
|
33
|
К. Владимир
|
3 низ
|
8выс
|
7ср
|
10выс
|
34
|
К. Ангелина
|
4 ср
|
4ср
|
4ср
|
4ср
|
35
|
К. Ксения
|
6 ср
|
5ср
|
3 низ
|
4ср
|
36
|
К. Алина
|
4 ср
|
10выс
|
8выс
|
8выс
|
37
|
К. Матвей
|
6 ср
|
8выс
|
5ср
|
5ср
|
38
|
К. Мария
|
5 ср
|
4ср
|
5ср
|
5ср
|
39
|
К. Оксана
|
5 ср
|
2 низ
|
4ср
|
2 низ
|
40
|
К. Софья
|
6 ср
|
5ср
|
5ср
|
3м
|
41
|
Л. Артем
|
3 низ
|
6ср
|
3 низ
|
7ср
|
42
|
Л. Ольга
|
6 ср
|
10выс
|
3 низ
|
3 низ
|
43
|
М. Юлия
|
4 ср
|
2 низ
|
2 низ
|
3 низ
|
44
|
М. Данил
|
4 ср
|
10выс
|
3 низ
|
9выс
|
М. Луиза
|
8 выс
|
7ср
|
5ср
|
7ср
|
46
|
Н. Анна
|
5 ср
|
3 низ
|
3 низ
|
4ср
|
47
|
Н. Стас
|
6 ср
|
6ср
|
7ср
|
5ср
|
48
|
О. Владимир
|
4 ср
|
4ср
|
5ср
|
4ср
|
49
|
О. Софья
|
6 ср
|
4ср
|
2 низ
|
5ср
|
50
|
О. Юлия
|
7 ср
|
3 низ
|
2 низ
|
1 низ
|
51
|
О. Владислав
|
5 ср
|
4ср
|
4ср
|
5ср
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
52
|
П. Екатерина
|
4 ср
|
6ср
|
4ср
|
7ср
|
53
|
П. Влад
|
6 ср
|
9выс
|
8выс
|
8выс
|
54
|
П. Дарья
|
5 ср
|
7ср
|
4ср
|
7ср
|
55
|
П. Екатерина
|
7 ср
|
3 низ
|
5ср
|
3 низ
|
56
|
П. Валерия
|
3 низ
|
5ср
|
3 низ
|
5ср
|
57
|
П. Максим
|
7 ср
|
5ср
|
4ср
|
7ср
|
58
|
П. Дарья
|
4 ср
|
4ср
|
4ср
|
4ср
|
59
|
Р. Максим
|
7 ср
|
4ср
|
5ср
|
3 низ
|
60
|
С. Диана
|
5 ср
|
7ср
|
4ср
|
8выс
|
61
|
С. Софья
|
6 ср
|
5ср
|
4ср
|
4ср
|
62
|
С. Алиса
|
8 ср
|
7ср
|
4ср
|
4ср
|
63
|
С. Иван
|
7 ср
|
6 ср
|
7ср
|
7ср
|
64
|
С. Степан
|
2 низ
|
6ср
|
3 низ
|
5ср
|
65
|
С. Алена
|
4 ср
|
3 низ
|
1 низ
|
4ср
|
66
|
С. Анастасия
|
4 ср
|
2 низ
|
1 низ
|
6ср
|
67
|
С. Ксения
|
7 ср
|
9выс
|
5ср
|
7ср
|
68
|
С. Анжелика
|
7 ср
|
5ср
|
3 низ
|
4ср
|
69
|
С. Ксения
|
3 низ
|
8выс
|
7ср
|
6ср
|
70
|
С. Ксения
|
4 ср
|
6ср
|
4ср
|
4ср
|
71
|
С. Павел
|
3 низ
|
8выс
|
4ср
|
3 низ
|
72
|
Т. Иван
|
8 выс
|
5ср
|
6ср
|
4ср
|
73
|
Т. Данил
|
5 ср
|
9выс
|
7ср
|
7ср
|
74
|
У. Анна
|
6 ср
|
3 низ
|
9выс
|
1 низ
|
75
|
У. Ксения
|
5 ср
|
7ср
|
4ср
|
5ср
|
76
|
Ц. Наталья
|
5 ср
|
10выс
|
2 низ
|
5ср
|
77
|
Ч. Мария
|
5 ср
|
7ср
|
4ср
|
2 низ
|
78
|
Ш. Елена
|
9 выс
|
2 низ
|
1 низ
|
3 низ
|
79
|
Ш. Влад
|
8выс
|
5 ср
|
4ср
|
3 низ
|
|
|
|
|
|
|
|
Низкий
|
12 %
|
19 %
|
36 %
|
32 %
|
|
Средний
|
75 %
|
62 %
|
58 %
|
56 %
|
|
Высокий
|
13 %
|
19 %
|
36 %
|
12 %
|
Рис. 5. Результаты исследования уровня беспечности учащихся 4 классов
МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»
Анализ результатов исследования уровня беспечности (фактор F) (Таблица 7, рисунок 5) среди
учащихся 4 классов показал, что низкий уровень развития беспечности у 12%
учащихся. Эти дети отличаются благоразумием, серьезностью, рассудительностью и
осторожностью. Высокий уровень у 13% эти дети отличаются энергичностью,
активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило,
присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм. Остальные учащиеся
(75%) диагностируют средний уровень.
Рис. 6. Результаты исследования уровня ответственности учащихся 4 класса
МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»
Анализ результатов исследования ответственности (фактор G) (Таблица 7, рисунок 6) среди
учащихся 4 классов МБОУ «СОШ № 2 г. Осы» показал, что низкий уровень
ответственности у 19% учащихся. Это дети, пренебрегающие своими обязанностями,
не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. У них
отмечается непостоянство, несобранность, отсутствие стойкой мотивации. Высокий
уровень у 19% учащихся это школьники с высоким чувством ответственности, целеустремленные,
добросовестные, аккуратные. Средний уровень выявлен у 62% учащихся.
Рис. 7. Результаты исследования уровня социальной смелости учащихся 4
класса МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»
Анализ результатов исследования социальной смелости (фактор Н) (Таблица
7, рисунок 7) среди учащихся 4 классов МБОУ «СОШ № 2 г. Осы» показал, что у 36%
учащихся выявлен низкий уровень развития социальной смелости у этих детей
проявляются застенчивость и робость. Средний уровень у 58% учащихся. Высокий
уровень выявлен у 36% учащихся это означает что ребенок непринужден и смел в
общении, легко вступает в контакт со взрослыми.
Рис. 8. Результаты исследования уровня самоконтроля учащихся 4 класса
МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»
Анализ результатов исследования самоконтроля (фактор Q3) (Таблица 7, рисунок 8) учащихся 4 классов МБОУ «СОШ
№ 2 г. Осы» показал, что детей с низким уровнем развития самоконтроля 32% что
означает, что эти дети не умеют контролировать свое поведение в отношении
социальных нормативов, плохо организованы. Средний уровень выявлен у 56%
учащихся. Высокий уровень у 12% учащихся, у этих детей лучшая социальная
приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни.
Рис. 9. Результаты успеваемости учащихся 5 классов МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»
в адаптационный период
Анализ результатов успеваемости (Рисунок 9) учащихся 5 классов МБОУ «СОШ
№ 2 г. Осы» показал, что 80% учащихся данной выборки усваивают программный
материал на «хорошо». В среднем на «удовлетворительно» справляются 18% учащихся
данного класса, остальные учащиеся (2%) успевают на «отлично».
Таблица 8. Корреляционный анализ основных составляющих психологической
готовности к обучению в среднем звене
Для выявления взаимосвязи личностной, интеллектуальной и волевой
готовности к обучению в среднем звене с результатами успеваемости, как
основного показателя успешности адаптации, был использован метод
корреляционного анализа. В результате корреляционного анализа (Таблица 8)
выявлено, что показатель успешности успеваемости имеет значимую положительную
взаимосвязь с фактором I
(сензитивность) (r = 0,25), т.е.
есть чем выше уровень сензитивности, тем выше уровень успеваемости. Это,
вероятно, связано с тем, что дети данной выборки, наиболее восприимчивые к
изменениям во внешней среде, зависимые от других людей, быстрее усваивают
требования по каждой учебной дисциплине и имеют более высокую успеваемость.
Остальные показатели не имеют значимых связей с показателем успеваемости.
Изучив и проанализировав результаты констатирующего эксперимента, было
выявлено, что среди учащихся данной выборки 62% детей имеют средний уровень
развития интеллектуальных функций, а 38% - высокий уровень. Среди показателей
личностной готовности наименьший процент высокого уровня выявлен по показателю
уверенности в себе (1%). Наибольший процент высокого уровня имеет показатель
сензитивности (31%). Среди показателей высокого уровня волевой готовности
наиболее выраженным является показатель социальной смелости (36%), наименее
выраженным - самоконтроль (12%).
В результате корреляционного анализа выявлено, что значимую положительную
взаимосвязь показатель успешности успеваемости имеет с показателем I
(сензитивность) (r = 0,25), т.е. чем выше уровень сензитивности высокая
успеваемость обусловлена высокий сензитивностью. Это, вероятно, связано с тем,
что дети данной выборки, наиболее восприимчивые к изменениям во внешней среде,
зависимые от других людей, быстрее усваивают требования по каждой учебной
дисциплине и имеют более высокую успеваемость. Остальные показатели не имеют
значимых связей с показателем успеваемости.
Заключение
В соответствии с поставленными задачами в работе изучена и
проанализирована литература по данной теме. Подобран и систематизирован
обширный материал по изучению психологической готовности младшего школьника к
обучению в среднем звене.
Дано понятие «учебной деятельности» как ведущий тип деятельности в
младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной
активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.
Рассмотрены синонимы учебной деятельности: научение, обучение, учение. Изучена
структура учебной деятельности Д.Б. Эльконина, в которую входят:
. Учебно-познавательные мотивы
. Учебная задача
. Учебные действия
. Действия контроля (самоконтроля)
. Действия оценки (самооценки)
Проанализирована организация учебной деятельности младшего школьника.
В умении преобразовать конкретно-практические задачи в
учебно-теоретические проявляется наиболее высокий уровень развития учебной
деятельности школьников.
Изучение мотивов учения младших школьников показывает, что они весьма
разнообразны.
Раскрыто понятие «психологической готовности» - необходимый и достаточный
уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях
средней школы.
Рассмотрены составляющие психологической готовности:
· сформированность основных компонентов учебной деятельности,
успешное усвоение программного материала, т.е. когнитивные особенности.
· развитие новообразований младшего школьного возраста -
произвольность, рефлексия, внутренний план действий, т.е. личностные
особенности.
· тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками,
т.е. межличностные особенности.
В результате проведенного констатирующего эксперимента выявлено, что
среди учащихся данной выборки 62% детей имеют средний уровень развития
интеллектуальных функций, а 38% - высокий уровень. Среди показателей личностной
готовности наименьший процент высокого уровня выявлен по показателю уверенности
в себе (1%). Наибольший процент высокого уровня имеет показатель сензитивности
(31%). Среди показателей высокого уровня волевой готовности наиболее выраженным
является показатель социальной смелости (36%), наименее выраженным -
самоконтроль (12%).
Экспериментальное исследование выявило, что показатель успешности
успеваемости имеет значимую положительную взаимосвязь с фактором I (сензитивность) (r = 0,25), т.е. чем выше уровень
сензитивности, тем выше уровень успеваемости.
Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась.
Вероятно, эти результаты характерны для учащихся данной выборки. Кроме того,
глубоко не изучена коммуникативная составляющая психологической готовности и не
проанализированы навыки овладения учащимися структурных компонентов учебной
деятельности, что является основанием для дальнейшей разработки этого вопроса.
По результатам проведенных исследований были
составлены рекомендации практическим работникам образовательных учреждений
(Приложение), которые необходимо учитывать при составлении индивидуальных
планов, чтобы построить учебный процесс на основе интереса школьников к учебной
деятельности.
Цель данной работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
Собранные в работе материалы могут быть использованы для теоретического
изучения данного вопроса педагогами школ и студентами педагогических
образовательных учреждений.
Список использованных источников
1. Бреслав, Г.М. Основы психологических исследований: учеб.
пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.М. Бреслав. - М.:
Смысл; Издательский центр «Академия», 2010. - 496 с.
2. Бугрименко, Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика
психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е.А.
Бугрименко, А.Л. Венгер. - М.: Просвещение, 1992. - 105 с.
3. Волокитина, М.Н. «Очерки психологии младших школьников» //
Издательство «Академия Педагогических Наук РСФСР», 1955. - 216 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. В 6 т. Т. 2.
/Л.С. Выготский, Академия педагогических наук СССР Москва «Педагогика», - М.:
1982. - 220 с.
5. Гальперин, П.Я. Поэтапное формирование как метод
психологических исследований // П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова //
Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: 1978. - 118 с.
6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.:
Педагогика, 1986. - 240 с.
7. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном
возрасте / под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 2001. - 167 с.
8. Давыдов, В.В. Что такое учебная деятельность // Начальная
школа: плюс-минус. - 1999. - №7 - 12 с.
9. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. проф. учеб.
заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В.
Дубровиной. - 8-е изд., стер. - М.: // Издательский центр «Академия», 2010. -
464 с.
10. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие.
Серия высшее образование / - Ростов н/д, издательство «Феникс», 2003. - 562 с.
11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.
Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.:// Логос, 2007. - 384 с.
12. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев -
4-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 c.
13. Маркелов, В.В. Методологические основы и технологии
психолого-педагогического эксперимента Пермь, ПОИПКРО, 2000.
14. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой; отв.
Ред. В.В. Давыдов. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1988. - 272 с.
15. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб.
заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение:
ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
16. О психологической готовности младшего школьника к обучению в
среднем звене [Электронный ресурс] - Режим доступа: /http://
webzone.ru/st/067800.htm./.
17. Рекомендации работникам образовательных учреждений
[Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://xn--d1aigtgr.xn--p1ai/?p=6094>
18. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в
образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.
19. Современный
психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещеряковой, В.П. Зинченко. - М.:
Издательство МГУ, 2007. - 584 с.
20. Сомова,
Н.Л. В пятый класс - в первый класс: Пособие для родителей, специалистов службы
сопровождения, психологов, педагогов школ и гимназий. - СПб.: КАРО, 2001. - 368
с.
Приложение
По результатам проведенных исследований были составлены
следующие рекомендации практическим работникам образовательных учреждений:
Рекомендации учителям-предметникам
учитывайте трудности адаптационного периода,
возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе
методических приёмов;
не перегружайте учеников излишними по объему домашними
заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических
требований возраста;
следите за темпом урока - высокий темп мешает многим
детям усваивать материал;
налаживайте эмоциональный контакт с классом, с
родителями учащихся;
никогда не используйте оценку как средство наказания
ученика; не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за
контрольные работы, за четверть, выставляйте оценки не формально, а с учетом
личностных особенностей и достижений каждого ученика;
учитывайте индивидуальные психологические особенности
ребёнка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение,
особенности внимания, двигательную активность.
Рекомендации классным руководителям
помогите сориентироваться подросткам, проведите
экскурсию по школе, покажите, что где находится. В классе вывесите расписание
звонков и уроков, а также номера кабинетов и план их расположения на этажах.
постоянно поддерживайте контакт с психологом школы, совместно
с ним участвуйте в различных адаптационных играх для установления
эмоционального контакта, сплачивания коллектива;
познакомьтесь с условиями проживания ребёнка,
взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка;
осуществите грамотное рассаживание детей в классе с
учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья,
пожелания родителей;
совместно с учителями предметниками учите детей
соблюдать и соотносить требования по каждому отдельному предмету;
организуйте досуг ребят, увеличьте совместное
времяпровождение, привлекайте к этому родительский комитет.
Рекомендации родителям
- Воодушевите подростка на рассказы о
своих школьных проблемах.
Выбирайте время для общения с ребенком. Но не
проявляйте интерес просто вопросом: «Как прошел школьный день?» Запоминайте
детали рассказа ребенка, тогда вы сможете представлять себя картину его
школьной жизни в целом.
- Регулярно беседуйте с учителями
вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими
детьми.
Даже если нет особого повода для беспокойства,
консультируйтесь с учителями ребенка хотя бы раз в два месяца. Если между вами
и учителем возникли серьезные разногласия, постарайтесь приложить все усилия,
чтобы мирно разрешить ситуацию. Иначе вы можете случайно поставить подростка в
неловкое положение выбора между вами и уважением к своему учителю.
- Не связывайте оценки ребенка за
успеваемость со своей системой наказаний и поощрений.
Если подросток хорошо справляется с учебой, больше
показывайте свою радость. Проявляйте спокойную озабоченность, если у ребенка не
все ладится. Помогите ему справиться с учебными проблемами. Наихудшим выходом
будет установление правил типа: «Ты не будешь больше играть на компьютере, пока
не начнешь получать хорошие оценки». Это приведет к эмоциональным проблемам.
- Знайте программу и особенности школы,
где учится ребенок.
Специфика школы диктует свои требования к знаниям.
Зная особенности своего ребенка, вы сможете представить, справится ли он с
учебной нагрузкой данного заведения.
- Помогайте подростку выполнять
домашние задания, но не делайте их вместо него.
Учите ребенка самостоятельно находить ответы на свои
вопросы (но не отмахивайтесь словами «Сам думай!»). Потратьте время, чтобы
объяснить подростку не понятое им, или покажите, где ему найти недостающую
информацию.
- Помогите ему почувствовать интерес к
тому, что преподается в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка. А
затем установите связь между его интересами и предметами, которые он изучает в
школе. Например, если ребенок увлечен компьютером и в то же время ему нравится
география или история, то пусть научится делать доклады по этим предметам в
виде презентаций. Также ищите любые возможности показать применение школьных
знаний в домашней деятельности.
- Особые усилия прилагайте для того,
чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной
жизни подростка происходят изменения.
Стрессовыми ситуациями для школьника являются,
например, самое начало и окончание каждого учебного года. Так, в сентябре ему надо
адаптироваться и привыкнуть к постоянным учебным нагрузкам, а к маю организм
физически устает. Таким же сложным периодом для подростка является и переход в
среднюю и старшую школу.
- Поддерживайте подростка в его
начинаниях, пусть даже они носят временный характер. Поощряйте интересы
ребенка. Постарайтесь увидеть в его самых странных увлечениях позитивное
начало.
- Укрепляйте самооценку ребенка.
Обучайте его анализировать свои неудачи. Это поможет подростку в дальнейшем
избегать повторных ошибок. Тем самым вы поддержите его интерес к увлечению.
- Прививайте подростку стремление
разобраться в сути явлений действительности, понимать причинно-следственные
связи. Это поможет ему видеть и осмысливать закономерности, а также применять
свои знания в жизни.